Что называют природным сообществом 7 класс биология
Природное сообщество это единение представителей флоры и фауны, которые адаптировались к условиям определённой местности. Наука, изучающая взаимодействия живой и неживой природы, называет такие сообщества экосистемами или биогеоценозом. Они наполнены бактериями, грибами, различными растениями и животными, которые способны обеспечить круговорот веществ и выделение потока энергии.
Что такое природное сообщество
Существующие на земле многочисленные естественные сообщества основаны на различных природных процессах и на нахождении растений и животных на одной территории в течение длительного периода времени.
особыми природными условиями – температурой воздуха, количеством воды, света и т. д.;
особым растительным и животным миром (флорой и фауной), представители которого могут быть производителями, потребителями или разрушителями;
Природные сообщества взаимодействуют между собой, образуя экосистемы, которые в свою очередь являются частью биосферы, живой оболочки Земли.
Виды природных сообществ и их признаки
Природные сообщества подразделены по площади на:
крупные, такие как океан, материк, тайга;
средне- и мелкомасштабные – луга, реки, озёра, пруды.
естественными, то есть саморегулирующимися экосистемами, такими как луг, болото, море;
искусственными, жизнедеятельность которых регулируется с помощью человека, такими как огород, аквариум или парк.
Разнообразие естественных биогеоценозов зависит от состава растительности. При наличии большого количества древесных растений биогеоценоз носит название – «лес». Лес может быть берёзовым, дубовым, сосновым и прочим, в зависимости от преобладания определённой древесной породы.
Вместе с деревьями в сообществе «лес» находятся представители кустарников и трав, низкорослых растений, мхов и лишайников, бактерий и насекомых. Здесь же проживают травоядные и хищные животные. В лесу находят себе место жительства различные птицы.
Все представители биогеоценоза выполняют определённые роли в пищевой цепочке и влияют на жизнедеятельность друг друга.
Примеры взаимодействий в других естественных природных сообществах, имеющих свои особенности:
в поле или на лугах, где цветение разнотравья привлекает множество насекомых – опылителей, где почва становится плодороднее от наличия микроорганизмов в ней, где животный мир менее разнообразен;
в степи, характеризующейся малым количеством деревьев, равнинной поверхностью с невысоким травяным покрытием, ночным образом жизни животных и особыми климатическими условиями и пр.
Взаимодействие в искусственных природных сообществах осложнено тем, что его нужно создавать, поддерживать и контролировать человеком.
При определении состава водного сооружения необходимо помнить о наличии в нём грибов, бактерий, фитопланктона, зоопланктона, птиц и рыб. Должны быть созданы условия, необходимые для их жизнедеятельности, состоящие из наличия:
высокой плотности жидкости;
слабого насыщения кислородом;
незначительного колебания температур.
Создание перечисленных условий – трудная задача, требующая специфических знаний и умений. Так же проблемно поддерживать эти условия и контролировать их.
Пищевые связи и роли в сообществах
Для природных сообществ характерна совокупность живых организмов с условиями окружающей среды, которая тесно связана цепью питания.
Она в свою очередь состоит из различных организмов, являющихся в большинстве едой для других представителей сообщества:
растений, основному звену пищевой цепи;
первичных консументов: насекомых, моллюсков, травоядных животных;
Структура природного сообщества
Структура сообщества заключается в движении различных веществ от одного организма к другому и их возврата в окружающую среду.
Солнечной энергией и неорганическими веществами питаются автотрофы, являющиеся основой природных сообществ, занимающихся синтезированием органики. Созданные автотрофами органические вещества потребляют гетеротрофы, которые представлены бактериями, грибами и животными.
Основой природного сообщества является возникновение устойчивого круговорота веществ, которые поглощаются из окружающей среды и в неё же возвращаются, что является результатом жизнедеятельности всех членов экосистемы.
При благоприятных экологических условиях местности увеличивается и видовой состав сообщества.
Влияние человека на природные сообщества
Являясь единой живой системой, биогеоценоз может быть разрушен или потерпеть изменения даже из-за изменения одного его компонента.
Рассказы о появлении различных изменений или исчезновений некоторых видов представителей фауны или флоры являются тревожным сигналом, оповещающим о нарушении внутренних процессов сообщества.
Так, разрастание тростника по берегам озера может превратить его в болото. А причиной этого может быть исчезновение вида рыб, которые питаются растениями.
Чаще эти изменения связаны с деятельностью человека:
при вырубке леса происходит опустынивание земель;
при строительстве дамб – заболачивание территории;
распахивание земель и применение химикатов в земледелии – к исчезновению многих видов животных и растений;
загрязнение воздуха, проведение автомобильных и железнодорожных магистралей приводят к разрушению природных сообществ.
Примеров можно приводить большое количество. Сохранение природных сообществ становится уже проблемой всего человечества, так как их видоизменение и даже исчезновение влияют на жизнедеятельность всей биосферы Земли. А это уже угроза жизни людей на нашей планете.
Что такое природное сообщество? – Окружающий мир
Под термином природное сообщество часто подразумевается биогеоценоз или экосистему. Отличительным его свойством является круговорот веществ. Простые организмы создают органические вещества, чтобы другие их потребляли. Третьи разлагают вещества на соли, воду и углекислый газ, которые снова поглощаются растениями. Такой поток энергии является отличительной особенностью каждого природного сообщества.
Виды природных сообществ
В основе сообществ лежат различные природные процессы. Растения и животные занимают одну и ту же территорию на протяжении долгого времени. На Земле существует огромное количество естественных сообществ, перечислить их все не представляется возможным. Крупнейшие из них существенно отличаются друг от друга. О многообразии сообществ судят по составу растительности.
Некоторые примеры природных сообществ включают лес, степь, луг, поле, сад, болото, озеро или реку.
Биогеоценозы с господством древесных растений называются лесами. В зависимости от того, какая древесная порода преобладает, различают еловые, березовые, дубовые, сосновые и другие леса. Под пологом деревьев растут кустарники и высокие травы. Присутствуют низкорослые растения, мхи и лишайники. В подстилке обитают бактерии и насекомые. Лес является домом для множества животных как травоядных, так и хищных. В кронах деревьев вьют гнезда птицы.
В степи, в отличие от леса, очень мало деревьев. Сообщество представляет собой равнину, покрытую невысокой травой с тонкими листьями. Степь характеризуется засушливым летом и малоснежной зимой. Животные преимущественно ведут ночной образ жизни. Большинство птиц улетает на зиму.
На лугах господствует разнотравье. В период цветения растения привлекают огромное количество насекомых-опылителей. Жуки, саранча и гусеницы поедают сочную зелень. В почве находятся микроорганизмы, которые перерабатывают органические останки, делая ее плодороднее. Мир животных представлен небольшими грызунами, на которых охотятся хищные птицы.
Пищевые связи и роли в природном сообществе
Пищевую цепь составляют различные организмы, большинство из которых является едой для других. Важная роль отведена растениям, которые выступают основным звеном цепи. За выработку органических веществ отвечают бактерии и водоросли. Следующим звеном являются первичные консументы: моллюски, насекомые, паразиты растений, травоядные животные. Вторичными консументами называют плотоядных животных и паразитов. Чем выше уровень цепи, тем крупнее животное.
Все элементы живой и неживой природы тесно связаны между собой. Если убрать из цепочки хотя бы одно звено, пострадают все участники. Негативным воздействием считается заражение паразитами, человеческое вмешательство или природные катаклизмы.
Структура природного сообщества
Влияние человека на природные сообщества
Численность некоторых организмов в сообществах может меняться по вине природных катастроф. На восстановление баланса уходит некоторое время, после чего биогеоценоз продолжает свое существование. С развитием человеческой цивилизации все изменилось в худшую сторону. Чем выше становилась численность населения, тем масштабней влияния на экосистемы.
Земледелие, которое постоянно требует новых территорий, разрушило многие экосистемы. Ради распашки новых участков человек вырубает, выжигает и выкорчевывает леса. В результате таких действий произошла резкая смена видового состава животных и растений.
Чтобы уменьшить стоимость производства, стали использоваться химикаты на основе меди и серы. Применение этих препаратов имело масштабные последствия. Уничтожению подверглись не только вредители, но и полезные животные, которым отведена большая роль в природном сообществе.
Негативное действие оказывает прокладка новых дорог, и транспорт в целом. Загрязненный воздух уничтожает растительный мир. Двуокись серы накапливается в листьях, в результате чего они желтеют и усыхают. Территории около автодорог загрязняются продуктами эксплуатации автомобилей. Окислы азота, попадая в атмосферу, превращаются в азотную кислоту. Она угнетает растения и приводит к деградации лесных массивов.
Возведение новых гидроэлектростанций полностью меняет состав водных биогеоценозов. Разрушительное действие несет осушение болот: животный мир кардинально меняется при колебании грунтовых вод.
Охрана природных сообществ на сегодняшний день имеет планетарное значение. Важным шагом к сохранению экосистем является создание заповедных зон и национальных парков. На охраняемых территориях полностью запрещено вмешательство человека в природу.
Конспект урока по биологии 7 класс «Природное сообщество»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Пирогова Светлана Александровна
Тема: Природное сообщество.
Цель: углубить знания о природном сообществе, его основных компонентах. Затронуть экологические и нравственные проблемы охраны окружающей среды. Показать, что защита природы, природных сообществ – это дело каждого.
— продолжить формирование представлений об иерархической организации живой природы;
— сформировать понятие «природное сообщество», раскрыть особенности взаимоотношений организмов, составляющих природное сообщество;
— показать, что популяции разных видов составляют сообщество;
— познакомить с видовой и пространственной структурой сообщества.
Тип урока: изучение нового материала, урок-практикум.
Методы и методические приёмы:
Рассказ, беседа, работа с учебником, частично поисковый метод, объяснительно – иллюстративный метод, игра, репродуктивный метод.
Основные термины и понятия: природное сообщество, доминирующие виды, ярусность.
Ход урока
Взаимное приветствие, проверка готовности к уроку, отметка отсутствующих.
Актуализация опорных знаний. Проверка Д/З
— Каковы общие признаки вида?
— На какие группы распадается вид?
3. Мотивация учебной деятельности. Постановка цели и задач.
Тема нашего урока «Природное сообщество». Итак, ребята, мы знаем, что в природе растения не живут поодиночке, т.е. обособленно или изолировано от других, а живут совместно с другими растениями.
Как вы думаете, взаимодействуют ли между собой растения, обитающие совместно?
Но, если они взаимодействуют между собой, то могут ли они оказывать влияние друг на друга. Если да, то, какое?
Исходя из этого, какой можно сделать вывод?
Вывод : растения, произрастающие на одной территории, взаимодействуют между собой и оказывают влияние друг на друга и на среду обитания →
Такие группы растений называются растительными сообществами или фитоценозом.
Записать в тетрадь определение.
А только лишь популяции растений могут взаимодействовать между собой? А популяции других живых организмов? И могут ли популяции разных видов образовывать сообщество? И как будет называться сообщество, в котором взаимодействуют разные виды живых организмов?
— Поставьте перед собой цель и задачи нашего урока, исходя из названия темы.
4.Изучение нового материала.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИРОДНОГО СООБЩЕСТВА.
Как вам известно, различные виды растений распространены не равномерно, а в зависимости от местных условий, образуя естественные группировки, или растительные сообщества.
ВИДОВАЯ СТРУКТУРА СООБЩЕСТВА.
Давайте попробуем вспомнить примеры растительных сообществ – лес, болото, степь, кустарник.
Наибольшую роль играют виды, численность которых преобладает. Их называют доминирующими. Доминантные виды составляют основу сообщества, определяют его облик. По господствующим видам растений называют природные сообщества. Например: дубрава осоковая.
Отдельные доминирующие виды растений создают условия жизни в сообществе, т.е. играют средообразующую роль.
Сопутствующие виды растений
Сосновый лес
Сопутствующие виды растений
Сосновый лес
Черника, брусника, толокнянка, вереск, и другие
жимолость, ландыш майский, крушина ломкая, медуница и др
Злаки и бобовые, костёр, пырей, тимофеевка, клевер
Осока, рогоз, тростник, таволга
Сабельник болотный, гравилат,
Т.о. мы подошли к следующему понятию – биоценозу.
Пример: крымская степь: растение – эдификатор – полынь, сопутствующие растения, животные, неживая природа – почва, влага, атмосфера – всё это образует экосистему или биогеоциноз. Но об этом поговорим на следующем занятии.
ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СТРУКТУРА СООБЩЕСТВА
Совместное существование разных видов и жизненных форм в сообществе приводит к их пространственному обособлению. Это выражается в горизонтальном и вертикальном расчленении фитоценоза на отдельные элементы, каждый из которых играет свою роль в накоплении и преобразовании вещества и энергии. Это обособление характеризует пространственную структуру сообщества.
Вертикальное расслоение сообщества — ярусность.
По вертикали растительное сообщество разделяется на ярусы, в которых располагаются надземные или подземные части растений определенных жизненных форм.
Малоярусные сообщества (луг, степь, болото) имеют по два-три яруса.
Ярусное строение фитоценоза даёт растениям возможность более полно использовать ресурсы среды, прежде всего свет, тепло и влагу. Растения разных ярусов живут в разных условиях, что уменьшает конкуренцию и способствует увеличению видового разнообразия. Чем благоприятнее условия местообитания, тем сложнее ярусность.
Животное население сообщества, «привязанное» к растениям, также распределено по ярусам.
Горизонтальное расслоение сообщества — мозаичность
По горизонтали сообщество также расчленяется на отдельные элементы — микрогруппировки, расположение которых отражает неоднородность условий жизни. Особенно хорошо это видно в структуре наземного (напочвенного) покрова — в наличии «мозаики» из различных микрогруппировок.
Пространственная структура сообщества является показателем разнообразия условий жизни организмов, богатства и полноты использования ими ресурсов среды. В определённой мере они характеризуют также устойчивость сообществ, т.е. их способность противостоять внешним воздействиям.
5. Закрепление изученного материала.
Задание 1. Рассмотрите природное сообщество.
Назовите доминирующий вид и виды, составляющие резерв сообщества.
Спрогнозируйте будущее данного сообщества при исчезновении доминирующего вида.
Задание 2. Подпишите фотографии природных сообществ (ельник-зеленомошник, сосняк-черничник, березняк)
Задание 3. Подпишите на рисунке, основные яруса природного сообщества
6. Подведение итогов.
Выставление и комментирование оценок.
* я выполнял задания…
* я почувствовал, что…
* урок дал мне для жизни…
8. Домашнее задание.
Читать параграф 3, стр.12-13. Составьте кроссворд «Природное сообщество», выбрав одно из сообществ: луг, поле, болото, река.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ ТАБЛИЦЫ
В темнохвойных лесах ограничивающим фактором становится количество света, так как остальные условия вполне благоприятны: относительно плодородные почвы, достаточная увлажнённость. Здесь произрастают теневыносливые и теневые растения: черника, майник двулистный, кислица обыкновенная, грушанка. Эти же растения, а также вероника лекарственная, зимолюбка зонтичная, линнея северная могут встречаться в сосновых лесах при условии достаточного количества влаги.
Луг как растительное сообщество. Лугом называют растительное сообщество, которое состоит из травянистых растений, образующих сомкнутый покров.
Важно, что болота имеют свой микроклимат: на поверхности болота, пока оно остаётся влажным, значительно холоднее, чем на окружающих территориях. Весной здесь дольше длятся заморозки, осенью они наступают раньше. Почва плохо прогревается: разница температур между поверхностью и на глубине в 12 см может достичь 20 градусов. Не удивительно, что на болотах ещё встречаются реликты ледникового периода.
Классификация природных сообществ и их особенности
Что такое природное сообщество
Природное сообщество — это совместное обитание и взаимодействие совокупности разных видов растительных и животных организмов на одной территории в одинаковых природных (географических) и климатических условиях долгое время и связанных цепями питания.
Возникают они под влиянием географических и климатических факторов. Такие сообщества называют биогеоценозами (биоценозами) или экосистемами.
Основные функции природных сообществ: осуществление круговорота веществ в природе и выделение необходимой энергии.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Виды природных сообществ
Существует два основных вида:
Классификация
Те и другие делятся на три группы по масштабу занимаемой территории и могут быть:
Также сообщества принято делить на:
Структура природного сообщества
Структура природного сообщества представляет собой упорядоченное движение веществ между организмами-участниками системы и внешней средой.
Выделяют пять уровней:
Примеры природных сообществ
Природное сообщество «лес»
Естественное среднее по размеру сообщество.
Природное сообщество «луг»
Природное сообщество «степь»
Естественное крупное сообщество.
Важной особенностью биогеоценозов являются взаимосвязи между компонентами всех вышеперечисленных естественных сообществ — они очень крепкие, устойчивые.
Какое влияние оказывает человек
Влияние человека велико. Причем не только на искусственные, но и на естественные биогеоценозы и даже на целые экосистемы. Своей деятельностью человек вмешивается в их устоявшиеся циклы, часто нарушая их функционирование уничтожением важных компонентов системы.
Примеры разрушительной деятельности человека (с последствиями для экосистем сообществ):
Но люди пытаются и компенсировать наносимый природе урон, создавая искусственные биогеоценозы для поддержания баланса на планете. Например:
Связи в искусственно созданных природных сообществах между их компонентами намного слабее, чем в естественных. Потому что поддерживаются третьими лицами — людьми, то есть извне, а не изнутри. Без этого качественного внешнего досмотра они легко разрушаются.
Разрушение природных сообществ влияет на состояние всей биосферы земли и может представлять угрозу для жизни всего человечества.
Пищевые связи и роли в природном сообществе
Все компоненты природных сообществ образуют пищевые цепи и связаны ими: каждый из них играет определенную важную роль.
Структура пищевой цепочки:
Все три составляющие — незаменимые звенья для продуктивного функционирования любого биогеоценоза и составляют основу пищевой структуры каждого из них.
Урок по биологии в 7 классе: «Природное сообщество»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Выбранный для просмотра документ Природные сообщества.ppt
Описание презентации по отдельным слайдам:
Цель: Сформировать понятие о природном сообществе Выяснить причины, позволяющие живым организмам жить вместе в природном сообществе
Что значит термин «сообщество»? Кто может входить в сообщество? Приведите примеры обитателей, живущих в различных местах?
Природное сообщество-это территория на которой совместно проживают популяции растений, животных, грибов и бактерий
Задание: подпишите на рисунке, основные яруса природного сообщества Что такое ярусность? Распределение видов в пространстве
Видовая структура сообщества: Деревья Подрост (Молодые деревья) Кустарники Трава
Природные сообщества естественные искусственные
Рассмотрите природное сообщество 1) Назовите доминирующий вид и виды, составляющие резерв сообщества. 2) Спрогнозируйте будущее данного сообщества при исчезновении доминирующего вида.
Подпишите фотографии природных сообществ (ельник-зеленомошник, сосняк-черничник, березняк) Ельник-зеленомошник Березняк Сосняк-черничник
Отметьте растение, которое играет средообразующую роль в данном природном сообществе Ель, сосна, мох, черника
Рефлексия: * сегодня я узнал… * было интересно… * было трудно… * я выполнял задания… * я понял, что… * теперь я могу… * я почувствовал, что… * я приобрел… * я научился… * у меня получилось … * я смог… * я попробую… * меня удивило… * урок дал мне для жизни… * мне захотелось…
Домашнее задание Параграф 3 Составьте кроссворд «Природное сообщество», выбрав одно из сообществ: луг, поле, болото, река.
Выбранный для просмотра документ природное сообщество рабочий лист.docx
Тема урока_____________________________________________________________________________________________Дата____________
Видовая структура сообщества:
Задание 1: подпишите на рисунке, основные яруса природного сообщества
Роль грибов в природном сообществе:
Задание 3: Подпишите фотографии природных сообществ (ельник-зеленомошник, сосняк-черничник, березняк)
Задание 2: Рассмотрите природное сообщество
Назовите доминирующий вид и виды, составляющие резерв сообщества.
Спрогнозируйте будущее данного сообщества при исчезновении доминирующего вида.
Задание 4: отметьте растение, которое играет средообразующую роль в данном природном сообществе
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Курс профессиональной переподготовки
Биология: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Формы работы: групповая, парная, индивидуальная с текстом уч
Номер материала: 385439
Не нашли то что искали?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Исследования вакцины для детей младше 12 лет начнутся с 2022 года
Время чтения: 1 минута
Международный конгресс-выставка «Молодые профессионалы» пройдет с 12 по 14 декабря в Москве
Время чтения: 1 минута
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Утверждено стратегическое направление цифровой трансформации образования
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.