Что называют морфологией культуры какой главный критерий культурной деятельности

Морфология культуры

Вы будете перенаправлены на Автор24

Характеристика раздела

Морфология культуры – это раздел культурологии, анализирующий структуру культуры как социального феномена, изучающий закономерности ее построения и процессы образования форм культурных явлений.

Внутренняя сила, находящаяся внутри самой культуры, детерминирует ее переход с одной ступени развития на другой, предполагает морфология культуры.

Морфология культуры считает, что внутренние закономерности жизни социума определяют развитие культуры, и, применяя методы аналогии, сравнения и подобные им, выявляет именно те факторы и источники, влияющие на развитие культур, на разные фазы их существования – от появления до исчезновения.

Методы и направления исследования

В качестве основных методов познания выступают структурно-функциональный, семантический и генетический, общая теория систем, организационный и динамический анализ. Археология, лингвистика и социобиология являются пограничными научными областями. Кроме того, морфология культуры анализирует и описывает вариации культурных форм и артефактов, которые обнаруживаются в зависимости от социальных, исторических, географических особенностей.

Вследствие постоянного развития строения культуры, то динамично и ее функциональное деление: в обществе происходит переоценка ценностей, что-то становится ценным, что-то обесценивается, а что-то может вновь приобрести ценность после временного забвения.

А направления, изучающие культурные формы и артефакты, – это:

Готовые работы на аналогичную тему

Материальная и духовная культуры выделяются в структуре культуры. Материальная культура представлена культурой труда и материального производства; культурой быта; культурой места жительства; культурой отношения к собственному телу; физической культурой. Духовная культура реализуется в познавательной, интеллектуальной, нравственной, художественной, правовой, педагогической, религиозной культуре.

Современная морфология культуры

Учитывая современный уровень знания, общую морфологическую схему культуры можно представить в виде многоуровневой модели различных связей члена социокультурной жизни. Специализированный, трансляционный, обыденный уровни отражают связи его с окружением. Три культурных модуса представляют собой блоки, это:

Искусство, религия, философия, право отражают духовно значимый для социума культурный модус. Образование, просвещение, массовая культура включены в культурные модусы важного социального опыта. Еще выделяется обыденное подобие этих культурных модусов: социальное устройство в виде домашнего хозяйства, нравов, обычаев, морали, нравственности; духовно важное социальное знание в виде обыденной эстетики, суеверий, фольклора, практических знаний и навыков; передача культурного опыта в виде игр, слухов, бесед, советов и под.

Ключевое значение морфологического подхода в науке культурологии заключается в том, что делает возможным выявление пропорций универсального и специфического в строении разных культур.

Источник

Культурология

Что называют морфологией культуры какой главный критерий культурной деятельности

Учебно-методическое пособие предназначено для аудиторной и самостоятельной работы студентов-бакалавров Пензенской ГСХА по дисциплине «культурология». В нем содержатся разделы, посвященные теории, истории мировой и отечественной культуры. В данном издании содержатся необходимые методические и учебные материалы, облегчающие подготовку студента ко всем формам итогового и промежуточного контроля по данной дисциплине.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Культурология предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Тема 2 Морфология культуры

1. Отрасли культуры.

4. Искусство и его виды.

Архитектура, виды культуры, виды искусства, городская культура, гражданское общество, графика, декоративно-прикладное искусство, духовная культура, доминирующая культура, живопись, изобразительное искусство, искусство, кино, контркультура, литература, массовая культура, материальная культура, мораль, морфология, музыка, народная культура, наука, обыденная культура, отрасли культуры, педагогическая культура, политическая культура, право, профессиональная культура, религия, сельская культура, скульптура, специализированная культура, субкультура, театр, трансляция культуры, физическая культура, формы культуры, фотография, хореография, элитарная культура, экономическая культура.

Отраслями культуры — такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутую область в составе целого. Выделяют: экономическую, политическую, профессиональную, педагогическую культуры. Комплексными видами культуры являются — материальная и духовная.

Экономическая культура. В ее составе принято различать: культуру производства, культуру распределения, культуру обмена, культуру потребления, культуру управления, культуру труда.

Политическая культура. Показателями уровня развития политической культуры в обществе является наличие гражданских и политических прав личности, то, насколько они соответствуют международным правилам, степень реализации и защиты этих прав, стиль и формы межпартийной борьбы, парламентская и непарламентская лексика общения политических деятелей и многое другое.

Профессиональная культура. Она включает совокупность специальных теоретических знаний и практических умений, связанных с конкретным видом труда. Степень владения профессиональной культурой выражается в квалификации и квалификационном разряде. Необходимо различать: а) формальную квалификацию, которая удостоверяется сертификатом (диплом, аттестат, удостоверение) об окончании определенного учебного учреждения и подразумевает систему необходимых для данной профессии теоретических знаний, б) реальную квалификацию, получаемую после нескольких лет работы в данной области, включающую совокупность практических навыков и умений — профессиональный опыт.

Педагогическая культура. Она касается не только педагогов, но и уровня грамотности всего населения. Педагогическая культура описывает не только количественные критерии, например, количество окончивших начальную или среднюю школу, но и качественные, в частности, уровень интеллектуальности нации.

Виды культуры — совокупность правил, норм и моделей поведения, которые являются разновидностями более общей культуры. К основным видам культуры относятся: доминирующая культура, субкультура и контркультура; сельская и городская культуры; обыденная и специализированная культуры.

Доминирующая культура. Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов данного общества, называется господствующей, или доминирующей, культурой.

Субкультура и контркультура. Поскольку общество распадается на множество групп — национальных, демографических, социальных, профессиональных, — постепенно у каждой из них формируется собственная культура. Малые культурные миры называют субкультурами. Субкультура не противостоит доминирующей культуре. Она включает ряд ценностей доминирующей культуры и добавляет к ним новые ценности, характерные только для нее. Яркий пример, молодежная субкультура. Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит, находится в конфликте с господствующими ценностями.

Сельская культура получила в литературе ряд наименований: сельский тип культуры, культура села, деревенская культура, культура крестьянства. Особенности сельской культуры:

1. Неравномерная загруженность аграрным трудом в течение года.

2. Персонификация межличностных отношений, т. е. вытеснение и замена всех других типов отношений доверительно личными.

3. Плотный неформальный контроль за поведением каждого члена такой локальной общности.

4. В потоке информационного обмена в деревне ведущую роль выполняют местные слухи, местная интерпретация исторических и общегосударственных событий.

5. Крестьянская жизнь небогата историческими и общечеловеческими событиями. Локальная замкнутость сельской культуры формирует особый менталитет сельчанина, который не понимает быстро меняющейся городской жизни.

6. Более высокий, чем в городе, удельный вес коллективной деятельности.

7. Уделяется большее, чем в городе, внимание экологической культуре и охране окружающей среды.

8. Ограниченный культурный выбор. Недоступность для сельчан многих видов культурной деятельности, существующих у горожан (посещение музеев, театров, художественных выставок, ночных клубов и т. п.), ограничивает культурные запросы и культурный кругозор.

9. Раннее занятие физическим трудом на открытом воздухе сформировало иное отношение к физкультуре. На селе мало кто занимается дополнительными узко функциональными упражнениями (европейская система, йога, аэробика) для поддержания здоровья.

Городская культура (культура города, индустриальная культура, урбанизированная культура) — это культура крупных и средних несельскохозяйственных поселений, обычно крупных индустриальных и административных центров. Малые города и поселки городского типа (от 3 тыс. жителей) по размерам и облику часто напоминают деревни и села. Уровень культуры жителей здесь немногим отличается от деревни. Чем выше степень урбанизации поселения и крупнее его размеры, тем больше он отличается по своему культурному облику от села и сельской культуры.

Общими чертами городской культуры, отличающими ее от сельской, выступают такие признаки, как высокая плотность застройки городской территории; наличие большого числа транспортных магистралей социокультурного (дворы, улицы, проспекты, площади, парки) и инженерного (шоссе и транспортные развязки, железнодорожные узлы и вокзалы, водопроводные и телекоммуникационные сети) назначения.

Культурное пространство города организовано иначе, чем на селе:

— широкие возможности выбора учреждений досуга, быта и культуры (парки культуры и отдыха, аттракционы, химчистки и прачечные, кафе и рестораны, театры и музеи, библиотеки, галереи, танцевальные залы и т.п.);

— наличие огромного числа незнакомых людей (анонимность социальных отношений), благодаря чему индивид чувствует себя более свободным и раскованным и в то же время получает возможность создавать или выбирать круг общения по интересам.

По степени специализации выделяют два уровня культуры — обыденную и специализированную.

Обыденная культура является областью общедоступных знаний, традиций, правил повседневного поведения и навыков, которые получаются под воздействием трех составляющих: малая группа, обучение в школе и СМИ.

Действия человека на специализированном уровне культуры основываются на стандартных технологиях, обоснованы методически и могут быть проверены с помощью эксперимента. Специализированная культура состоит из таких частей как наука, искусство, философия, право, религия. Обыденная и специализированная культуры тесным образом взаимосвязаны.

Традиционным является подразделение культуры на материальную и духовную.

Материальная культура — это освоенная и преобразованная людьми природа, средства производства, включая обработанную землю, добытые полезные ископаемые, орудия труда, механизмы, машины, оборудования, хозяйственные постройки, средства связи. Это способы производства, организация трудового процесса и процесса обмена результатами труда. Это средства потребления, включая продукты, одежду, предметы обихода, жилые и общественные постройки, места и средства ритуально-обрядовых действий, отдыха и развлечения, средства связи. Это властные структуры, политические системы, государственный порядок.

Неотъемлемой частью материальной культуры является физическая культура, в которой принято выделять четыре сферы: культура воспроизводства человеческого рода; физкультура и спорт; здоровый образ жизни; деятельность в области медицины.

Духовная культура — это результат познавательной деятельности людей. Она охватывает различные формы и уровни общественного сознания: нравственное, научное, эстетическое, религиозное, политическое, правовое. Соответственно ее элементами являются мораль, наука, искусство, религия и право.

В структуре духовной культуры выделяют: духовные потребности, духовную деятельность (духовное производство) и созданные этой деятельностью духовные блага (ценности). Неотъемлемой частью духовной культуры является система образования и воспитания.

Источник

Морфология культуры

Морфология культуры — что это в культурологии

Морфология культуры — это раздел культурологии, анализирующий структуру культуры как социального феномена, изучающий закономерности ее построения и процессы образования форм культурных явлений.

Для систематизации опыта, полученного в результате изучения культурных процессов и явлений, ученые применяют классификацию, характерную для естественных наук. С помощью комплекса методов и различных подходов пытаются выстроить многообразие компонентов в единую схему.

Морфология изучает культуру как систему, в которой есть структурные элементы. Описывает их конфигурацию, выделяет различия, ищет взаимосвязь.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Морфологический подход выявляет специфику различных форм культуры. Выясняет влияние на нее истории, социологии, этнических и географических факторов. Таким образом выделяются универсальные характеристики культуры, изменчивого и многомерного явления.

Общее понимание, теория, схема

На первом этапе классификации культура делится на материальную и духовную, условные противоположности. На заре цивилизации эти понятия были неделимы. Первобытное общество только начинало осознавать свое место в мире, не отделяло себя от окружающей природы. Это состояние единения физического и метафизического в науке называется синкретизм.

Единство с окружающим миром породило тотемизм и анимизм: отождествление человека с животным и наделение неодушевленных предметов человеческими качествами.

Развитие орудий труда и ремесел показало человеку мир с другой стороны. Теперь он мог изменять предметы, творить нечто новое.

Так появилась материальная культура. В ее основе лежит физический объект, преобразованный в предмет, наделенный функциями и характеристиками, заданными человеком. Сюда относится:

Искусственная среда, созданная цивилизацией, является феноменом материальной культуры. Она завязана на труде и быте, существует ради физического комфорта.

Духовная культура начинается с представления человека о мире, о работе сознания. Она является продуктом общественных отношений, интеллектуальной деятельности, развития языка. Мифология, религия, искусство лежат в основе духовной культуры. Ее особенность в том, что она касается всех видов человеческой деятельности. У современной духовной культуры есть инструменты влияния на общество в виде морально-этических норм, науки, права и художественных образов.

Есть несколько видов культуры, содержание которых предполагает неразрывное сочетание материального и духовного. К ним относятся:

Структура взаимодействия человека и культуры традиционно описывается как двухуровневая:

Второй уровень делится на две части:

Методы и направления исследования, подходы

Методы, используемые в исследовании культуры, заимствованы из естественных наук, истории, лингвистики.

Некоторые научные концепции предлагают рассматривать культуру как систему социальных институтов. Делят их на три вида:

Современная морфология культуры

В основе культурологии лежит гуманитарное познание. Его актуальность для современного человечества возрастает, сменяя главенство точных наук. Постиндустриальное общество создало новые способы влияния на окружающий мир, разработало принципиально иные формы общения и накопления знаний. Рождаются новые этические нормы.

Строение современной культуры усложняется с процессами глобализации, развитием высоких технологий. Происходит переоценка ценностей.

Феноменом, появившимся в ХХ веке, стала экологическая культура. Воздействие цивилизации на планету стало настолько велико, что потребовало отдельной науки и новой этики взаимодействия человека и природы.

Требует изучения цифровая культура. Влияние на общество искусственного интеллекта, переход методов познания на новый уровень с развитием высокоскоростных способов обмена информацией.

Смешение и столкновение культур в глобальной сети — активный, сложно предсказуемый процесс. За его динамикой следят ученые всего мира.

Виды, структура и основные ценности

Классическое деление культуры на виды выделяло три основных:

Народная культура с древних времен определяла уклад жизни отдельно взятого общества. Ее составляют традиции, обряды, нормы поведения — наборы неизменных правил и предписаний, касающихся любой деятельности. Важной частью народной культуры являются мифология, фольклор и прикладное искусство. В основе мировоззрения лежит религия. Опираясь на семью, общину, церковь и армию, культура обеспечивает себе максимальную устойчивость. Она происходит из естественных процессов и понятна большинству людей.

Элитарная культура, не рассчитанная на массы, возникла с появлением письменности. Ее произведения могли оценить только люди грамотные. Владеющие письмом служители культа использовали этот навык для сакрализации знаний. С развитием цивилизации элитарной стали называть культуру, рассчитанную на узкий круг. Предполагается, что понять ценность объектов «высокой культуры» могут только избранные, духовно и интеллектуально одаренные личности или социальные структуры.

Массовая культура считается противоположностью элитарной. Ее объекты созданы по заданным схемам, призванным развлекать широкий круг людей. Считается, что впервые она появилась с Олимпиадами в Древней Греции. В современном мире этот вид культуры занимает главенствующее место. Средства массовой информации и коммуникации позволяют тиражировать любое искусство среди безграничного количества людей. Это усредняет и упрощает творческую мысль, в то же время позволяет распространять духовные ценности.

Существуют более сложные деления на виды. Например, некоторые ученые добавляют в систему:

Морфология культуры содержит следующие типы духовных ценностей.

К материальным ценностям относят все, созданное человеком с конкретной целью и исполняющее свои функции.

Источник

Морфология культуры

Общее понятие и сущность морфологии культуры как раздела науки. Основные формы и артефакты духовной культуры. Виды материально-культурных феноменов. Экономическая, политическая, эстетическая и экологическая культуры, их особенности и характеристика.

РубрикаКулинария и продукты питания
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления05.09.2017
Размер файла29,1 K

Что называют морфологией культуры какой главный критерий культурной деятельности

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

— исследование процессов создания и приобщения к миру абсолютных ценностей;

— исследование общества с точки зрения его способностей к созданию условий для духовного творчества развитой личности.

— исследование содержания и форм феноменов культуры, их пространственно-временные взаимосвязи.

— исследования культуры как одной из технологий самоорганизации общества.

— исследования культурного контекста различных исторических явлений, теорий социальных систем.

Актуальность культурологии обусловлена прежде всего возрастающей ролью гуманитарного познания. Если еще не так давно пальма первенства принадлежала точным наукам, то теперь на первый план выходят науки о человеке.

Актуальность данной темы заключается в том, что именно морфология культуры занимается изучением материальной и духовной культуры, их разновидностями и видами. Материальная культура создается в процессе деятельности человека.

1. Морфология культуры

Фробениус разработал концепцию морфологии культуры. Современные Аристотелю и Платону греки не знали слова, эквивалентного нашему термину «культура». В случаях раннего употребления слово cultura означало процесс культивирования, выращивания чего-либо, и касалось естественных, природных процессов. Начиная с эпохи Просвещения эти представления стали распространяться и на человеческое общество при сохранении прежнего смысла. Первую попытку определения культуры сделал основоположник английской антропологии Э.Б. Тайлор, который понимал культуру как сложное целое, слагающееся из «знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества». Это определение стало самым распространенным в мире, и продолжает оставаться таким, несмотря на то, что после Э.Б. Тайлора появились сотни других определений культуры. Эти определения исходят из той или иной доминанты смысла самого слова культура. Исследователи выделяют четыре основных аспекта:

— абстрактное обозначение общего процесса интеллектуального, духовного, эстетического развития;

— обозначение состояния общества, основанного на праве, порядке, мягкости нравов и т.д.; в этом смысле слово культура совпадает с одним из значений слова цивилизация;

-абстрактное указание на особенности способа существования или образа жизни, свойственных какому-то обществу, какой-то группе людей, какому-то историческому периоду;

— абстрактное обозначение форм и продуктов интеллектуальной и прежде всего художественной деятельности (именно этот смысл слова культура наиболее распространен среди широкой публики).

2. Понятие и сущность морфологии культуры

Морфология культуры в общем виде представляет собой различные формы, составляющие бытие культуры, и рассматривает способы их взаимодействия. К ним относятся миф, религия, искусство, наука. Первоначально, на стадии первобытной культуры, эти составляющие культуры существовали неразрывно, образуя так называемый первобытный синкриз. В процессе развития культуры данные формы обрели самостоятельность.

Миф представляет собой самый первый донаучный пралогичный способ осознания и освоения мира и человека в нем. Мифологическое сознание основано на понимании единства человека и природы.

3. Духовная культура

культура духовный материальный

Духовная культура возникает и функционирует в сознании человека.

Источник

Тема 2 Морфология культуры

1. Отрасли культуры.

4. Искусство и его виды.

Основные термины и понятия

Архитектура, виды культуры, виды искусства, городская культура, гражданское общество, графика, декоративно-прикладное искусство, духовная культура, доминирующая культура, живопись, изобразительное искусство, искусство, кино, контркультура, литература, массовая культура, материальная культура, мораль, морфология, музыка, народная культура, наука, обыденная культура, отрасли культуры, педагогическая культура, политическая культура, право, профессиональная культура, религия, сельская культура, скульптура, специализированная культура, субкультура, театр, трансляция культуры, физическая культура, формы культуры, фотография, хореография, элитарная культура, экономическая культура.

1 Отрасли культуры

Отраслями культуры – такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутую область в составе целого. Выделяют: экономическую, политическую, профессиональную, педагогическую культуры. Комплексными видами культуры являются – материальная и духовная.

Экономическая культура. В ее составе принято различать: культуру производства, культуру распределения, культуру обмена, культуру потребления, культуру управления, культуру труда.

Политическая культура. Показателями уровня развития политической культуры в обществе является наличие гражданских и политических прав личности, то, насколько они соответствуют международным правилам, степень реализации и защиты этих прав, стиль и формы межпартийной борьбы, парламентская и непарламентская лексика общения политических деятелей и многое другое.

Профессиональная культура. Она включает совокупность специальных теоретических знаний и практических умений, связанных с конкретным видом труда. Степень владения профессиональной культурой выражается в квалификации и квалификационном разряде. Необходимо различать: а) формальную квалификацию, которая удостоверяется сертификатом (диплом, аттестат, удостоверение) об окончании определенного учебного учреждения и подразумевает систему необходимых для данной профессии теоретических знаний, б) реальную квалификацию, получаемую после нескольких лет работы в данной области, включающую совокупность практических навыков и умений – профессиональный опыт.

Педагогическая культура. Она касается не только педагогов, но и уровня грамотности всего населения. Педагогическая культура описывает не только количественные критерии, например, количество окончивших начальную или среднюю школу, но и качественные, в частности, уровень интеллектуальности нации.

2 Виды культуры

Виды культуры – совокупность правил, норм и моделей поведения, которые являются разновидностями более общей культуры. К основным видам культуры относятся: доминирующая культура, субкультура и контркультура; сельская и городская культуры; обыденная и специализированная культуры.

Доминирующая культура. Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов данного общества, называется господствующей, или доминирующей, культурой.

Субкультура и контркультура. Поскольку общество распадается на множество групп – национальных, демографических, социальных, профессиональных, – постепенно у каждой из них формируется собственная культура. Малые культурные миры называют субкультурами. Субкультура не противостоит доминирующей культуре. Она включает ряд ценностей доминирующей культуры и добавляет к ним новые ценности, характерные только для нее. Яркий пример, молодежная субкультура. Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит, находится в конфликте с господствующими ценностями.

Сельская культура получила в литературе ряд наименований: сельский тип культуры, культура села, деревенская культура, культура крестьянства. Особенности сельской культуры:

1. Неравномерная загруженность аграрным трудом в течение года.

2. Персонификация межличностных отношений, т. е. вытеснение и замена всех других типов отношений доверительно личными.

3. Плотный неформальный контроль за поведением каждого члена такой локальной общности.

4. В потоке информационного обмена в деревне ведущую роль выполняют местные слухи, местная интерпретация исторических и общегосударственных событий.

5. Крестьянская жизнь небогата историческими и общечеловеческими событиями. Локальная замкнутость сельской культуры формирует особый менталитет сельчанина, который не понимает быстро меняющейся городской жизни.

6. Более высокий, чем в городе, удельный вес коллективной деятельности.

7. Уделяется большее, чем в городе, внимание экологической культуре и охране окружающей среды.

8. Ограниченный культурный выбор. Недоступность для сельчан многих видов культурной деятельности, существующих у горожан (посещение музеев, театров, художественных выставок, ночных клубов и т. п.), ограничивает культурные запросы и культурный кругозор.

9. Раннее занятие физическим трудом на открытом воздухе сформировало иное отношение к физкультуре. На селе мало кто занимается дополнительными узко функциональными упражнениями (европейская система, йога, аэробика) для поддержания здоровья.

Городская культура (культура города, индустриальная культура, урбанизированная культура) – это культура крупных и средних несельскохозяйственных поселений, обычно крупных индустриальных и административных центров. Малые города и поселки городского типа (от 3 тыс. жителей) по размерам и облику часто напоминают деревни и села. Уровень культуры жителей здесь немногим отличается от деревни. Чем выше степень урбанизации поселения и крупнее его размеры, тем больше он отличается по своему культурному облику от села и сельской культуры.

Общими чертами городской культуры, отличающими ее от сельской, выступают такие признаки, как высокая плотность застройки городской территории; наличие большого числа транспортных магистралей социокультурного (дворы, улицы, проспекты, площади, парки) и инженерного (шоссе и транспортные развязки, железнодорожные узлы и вокзалы, водопроводные и телекоммуникационные сети) назначения.

Культурное пространство города организовано иначе, чем на селе:

– широкие возможности выбора учреждений досуга, быта и культуры (парки культуры и отдыха, аттракционы, химчистки и прачечные, кафе и рестораны, театры и музеи, библиотеки, галереи, танцевальные залы и т.п.);

– наличие огромного числа незнакомых людей (анонимность социальных отношений), благодаря чему индивид чувствует себя более свободным и раскованным и в то же время получает возможность создавать или выбирать круг общения по интересам.

По степени специализации выделяют два уровня культуры – обыденную и специализированную.

Обыденная культура является областью общедоступных знаний, традиций, правил повседневного поведения и навыков, которые получаются под воздействием трех составляющих: малая группа, обучение в школе и СМИ.

Действия человека на специализированном уровне культуры основываются на стандартных технологиях, обоснованы методически и могут быть проверены с помощью эксперимента. Специализированная культура состоит из таких частей как наука, искусство, философия, право, религия. Обыденная и специализированная культуры тесным образом взаимосвязаны.

Традиционным является подразделение культуры на материальную и духовную.

Материальная культура – это освоенная и преобразованная людьми природа, средства производства, включая обработанную землю, добытые полезные ископаемые, орудия труда, механизмы, машины, оборудования, хозяйственные постройки, средства связи. Это способы производства, организация трудового процесса и процесса обмена результатами труда. Это средства потребления, включая продукты, одежду, предметы обихода, жилые и общественные постройки, места и средства ритуально-обрядовых действий, отдыха и развлечения, средства связи. Это властные структуры, политические системы, государственный порядок.

Неотъемлемой частью материальной культуры является физическая культура, в которой принято выделять четыре сферы: культура воспроизводства человеческого рода; физкультура и спорт; здоровый образ жизни; деятельность в области медицины.

Духовная культура – это результат познавательной деятельности людей. Она охватывает различные формы и уровни общественного сознания: нравственное, научное, эстетическое, религиозное, политическое, правовое. Соответственно ее элементами являются мораль, наука, искусство, религия и право.

В структуре духовной культуры выделяют: духовные потребности, духовную деятельность (духовное производство) и созданные этой деятельностью духовные блага (ценности). Неотъемлемой частью духовной культуры является система образования и воспитания.

3 Формы культуры

В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, различают три ее формы: элитарную, народную, массовую.

В современном информационном обществе массовая культура – понятие, характеризующее особенности производства культурных ценностей, рассчитанных на массовое потребление и подчиненных ему, как своей цели. Элитарная культура ориентирована на избранную, интеллектуальную публику, массовая культура ориентирует свои духовные и материальные ценности на «средний» уровень развития народных масс как потребителей культуры.

По подсчетам социологов, потребителями элитарной культуры является всего лишь 1 % населения, в то время как массовая культура становится заметным явлением в жизни подавляющего большинства людей.

Массовая культура проникает практически во все сферы жизни общества. Она неоднородна, в ней также выделяются структура и уровни. Исследователи считают, что массовая культура существует на 3-х уровнях: – кич-культура (т. е. низкопробная, даже вульгарная культура);

– мид-культура (культура «средней руки»);

– арт-культура (массовая культура, не лишенная определенного, иногда даже высокого, художественного содержания и эстетического выражения).

Выделяют следующие направления массовой культуры нашего времени:

– индустрия «субкультуры детства» (художественные произведения для детей, игрушки, товары специфически детского потребления, детские клубы и лагеря, военизированные и иные организации, технологии коллективного воспитания детей и т.п.);

– массовая общеобразовательная школа, тесно коррелирующая с установками «субкультуры детства», приобщающая учащихся к основам научных знаний, философских и религиозных представлений об окружающем мире, к историческому социокультурному опыту коллективной жизнедеятельности людей, к принятым в сообществе ценностным ориентациям;

– всевозможные словари, справочники, энциклопедии, каталоги, электронные и иные банки информации, специальных знаний, Интернет и т.п., рассчитанные не на подготовленных специалистов, а на массовых потребителей.

Таким образом, массовую культуру нельзя считать антикультурой, она формирует общество, выполняет ряд функций, таких как социализационная, нормативно-регулятивная, компенсаторная (отвлечение от действительности).

Народная культура представлена двумя видами: популярной и фольклорной культурами. Популярная культура описывает сегодняшний быт, нравы, обычаи, песни, танцы народа, а фольклорная – его прошлое.

4 Искусство и его виды

Многообразие видов искусства обусловлено многогранностью самого реального мира, отображаемого в процессе художественного творчества.

Виды искусства – это исторически сложившиеся, формы творческой деятельности, обладающие способностью художественной реализации жизненного содержания и различающиеся по способам ее материального воплощения (слово в литературе, звук в музыке, пластические и колористические материалы в изобразительном искусстве и т. д.).

Наиболее распространенной схемой классификации видов искусства является деление их на три группы.

В первую – входят пространственные или пластические виды искусств. Для этой группы искусств существенным является пространственное построение в раскрытии художественного образа – изобразительное искусство, декоративно-прикладное искусство, архитектура, фотография.

Ко второй группе относятся временные или динамические виды искусств. В них ключевое значение приобретает развертывающаяся во времени композиция – музыка, литература.

Третью группу представляют пространственно-временные виды, которые называются также синтетическими или зрелищными искусствами – хореография, литература, театральное искусство, киноискусство.

Архитектура – монументальный вид искусства, целью которого является создание сооружений и зданий, необходимых для жизни и деятельности человечества, отвечая утилитарным и духовным потребностям людей.

Формы архитектурных сооружений зависят от географических и климатических условий, от характера ландшафта, интенсивности солнечного света, сейсмической безопасности и т. д.

Архитектура теснее, чем другие искусства, связана с развитием производительных сил, с развитием техники. Архитектура способна объединяться с монументальной живописью, скульптурой, декоративным и другими видами искусства.

Изобразительное искусство – группа видов художественного творчества, воспроизводящих визуально воспринятую действительность: живопись, графика, скульптура.

Живопись – плоскостное изобразительное искусство, специфика которого заключается в представлении при помощи красок, нанесенных на поверхность изображение реального мира, преобразованных творческим воображением художника.

Живопись подразделяется на виды:

– монументальную – фреска (живопись по сырой штукатурке красками разведенными на воде) и мозаика (изображение из цветных камней, смальты, керамических плиток);

– станковую (полотно, которое создается на мольберте).

Живопись представлена разнообразными жанрами: иконопись, портрет, пейзаж, натюрморт, исторический жанр, бытовой жанр, анимализм.

Графика – это рисунок и художественные печатные произведения (гравюра, литография). Она основана на возможностях создания выразительной художественной формы путем использования разных по окраске линий, штрихов и пятен, наносимых на поверхность листа.

Скульптура – пространственно-изобразительное искусство, осваивающее мир в пластических образах.

Основными материалами, применяемыми в скульптуре, являются камень, бронза, мрамор, дерево. На современном этапе развития общества, техногенного прогресса расширилось количество материалов, используемых для создания скульптуры: сталь, пластик, бетон и другие.

Существует две основные разновидности скульптуры: объемная трехмерная (круговая) и рельеф: горельеф – высокий рельеф; барельеф – низкий рельеф; контррельеф – врезной рельеф.

Различают скульптуру: монументальную, декоративную, станковую.

Монументальная – используется для украшения улиц и площадей города, обозначения исторически важных мест, событий и т.п. К монументальной скульптуре относятся: памятники, монументы, мемориалы.

Станковая – рассчитана на осмотр с близко расстояния и предназначена для украшения внутренних помещений.

Декоративная – используется для украшения быта (предметы мелкой пластики).

Декоративно-прикладное искусство – вид творческой деятельности по созданию предметов быта, предназначенных для удовлетворения утилитарных и художественно-эстетических потребностей людей.

К декоративно-прикладному искусству относятся изделия, выполняемые из разнообразных материалов и с помощью различных технологий. Материалом может служить металл, дерево, глина, камень, кость. Весьма разнообразны технические и художественные приемы изготовления изделий: резьба, вышивка, роспись, чеканка и др.

Декоративно-прикладное искусство имеет национальный характер: связано с обычаями, верованиями определенного этноса.

Фотография – искусство, воспроизводящее на плоскости, посредством линий и теней, самым совершенным образом и без возможностей ошибки, контур и форму передаваемого ею предмета. Специфическая особенность фотоискусства органическое взаимодействие в нем творческого и технологического процессов.

Литература – вид искусства, в котором материальным носителем образности является слово. Литература подразделяется на: художественную, учебную, историческую, научную, справочную.

Основными жанрами литературы являются: лирика, драма, эпос, новелла, повесть, рассказ, роман, баллада, поэма.

Музыка – вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки. Основные элементы и выразительные средства музыки: лад, ритм, метр, темп, динамика, тембр, мелодия, гармония, полифония, инструментовка. Музыка фиксируется в нотной записи и реализуется в процессе исполнения.

Принято разделение музыки на светскую и духовную. Основная область духовной музыки – культовая.

По исполнительским средствам музыка подразделяется на вокальную (пение), инструментальную и вокально-инструментальную.

Хореография – вид искусства, материалом которого являются движения и позы человеческого тела, поэтически осмысленные, организованные во времени и пространстве, составляющие художественную систему.

Театр – вид искусства, художественно осваивающий мир через драматическое действие, осуществляемое творческим коллективом. Основа театра – драматургия. Синтетичность театрального искусства определяет его коллективный характер: в спектакле объединяются творческие усилия драматурга, режиссера, художника, композитора, хореографа, актера. Театральные постановки подразделяются по жанрам: драма, трагедия, комедия, мюзикл и т.д.

Кино – искусство воспроизведения на экране запечатленных на пленку движущихся изображений, создающих впечатление живой действительности. Кино это синтетическое искусство в него включены органические элементы такие как, литература (сценарий, песни), живопись (мультфильм, декорации в художественном фильме), театральное искусство (игра актеров), музыка, которая служит средством дополнения зрительного образа. Кино можно условно подразделить на научно-документальное и художественное. Определены также жанры кино: драма, трагедия, фантастика, комедия, историческое и т.д.

Вопросы для самоконтроля

1. Что изучает морфология культуры?

2. Каковы особенности различных отраслей культуры?

3. Каковы особенности сельской и городских культур?

4. Дайте определение искусству и назовите его основные виды. Приведите классификации внутри видов искусства.

5. Каковы особенности элитарной, массовой и народной культур?

6. Каковы особенности материальной и духовной культур?

7. Каковы особенности физической культуры?

1. Как называется совокупность правил, норм и моделей поведения, которые являются разновидностями более общей культуры?

а) отрасли культуры

2. В какой культуре принято различать культуру производства, потребления, обмена?

3. В какой культуре различают формальную квалификацию и реальную квалификацию?

4. Как называется культура, противостоящая доминирующей культуре?

в) молодежная культура

г) этническая культура

5. Наука, искусство, правочасть

а) специализированной культуры

б) художественной культуры

в) правовой культуры

г) высокой культуры

6. Как называется культура, рассчитанная на избранную публику?

7. Сельская и городская культуры относятся к

в) отраслям культуры

г) символам культуры

8. Как называется совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов данного общества?

а) массовой культурой

б) народной культурой

в) доминирующей культурой

г) традиционной культурой

9. Комплексные виды культуры —

а) сельская и городская

б) обыденная и специализированная

в) экономическая и политическая

г) материальная и духовная

10. К какой культуре относится деятельность в области медицины?

Темы докладов и рефератов

1. Культура и этнос.

2. Искусство и культура.

3. Массовая культура современного общества.

4. Молодежная субкультура.

5. История видов искусства (по выбору студентов).

Заполните категориальную таблицу на тему «Виды и формы культуры».

Правила составления категориальной таблицы

Проанализируйте термины и понятия. Распределите информацию по соответствующим категориям.

Городская культура, духовная культура, контркультура, массовая культура, материальная культура, народная культура, национальная культура, обыденная культура, сельская культура, специализированная культура, субкультура, элитарная культура, этническая культура.

Что называют морфологией культуры какой главный критерий культурной деятельности

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *