Что называют методом бухгалтерского учета

Основные методы бухгалтерского учета

Методы бухучета образуют основу эффективной организации учета в компании. Представляют собой инструменты для осуществления учета, а в частности, его обобщения, группирования, анализа. Полученная информация нужна для грамотного управления фирмой.

Элементы методов

Выделим элементы, которые образуют методы бухучета:

Все рассматриваемые элементы могут применяться комплексно. Однако, как правило, один из них является основным.

Методы бухучета

При ведении учета используются следующие методы:

К СВЕДЕНИЮ! Методы могут объединять в себе аналитические и статистические свойства.

Калькулирование

Калькулирование применяется в отношении производственных затрат. Как правило, это издержки, совокупность которых образует себестоимость продукции. Отличительной особенностью метода является получение значений на основании других показателей. К примеру, подсчитываются все затраты в процессе производства, а затем определяется себестоимость изделия.

Метод начисления

Метод начисления предполагает учет доходов и расходов, зафиксированных в определенном отчетном периоде. Сведения определяются на основании договоров с контрагентами, счетов-фактур, активов. В процессе также устанавливается фактическая дата передачи продукции. Во внимание не принимается момент зачисления денежных средств.

Кассовый метод

Кассовый метод предполагает фиксирование и отражение в отчетной документации доходов и расходов. При этом во внимание принимаются средства, переведенные на расчетный счет компании. Кассовый метод может использоваться не всеми. Он актуален только для компаний с выручкой более 1 000 000 рублей за последние 4 налоговых периода (квартала). При этом не учитывается НДС. Кассовый метод не применяется фирмами, осуществляющими свою деятельность на основании договоров о доверительном управлении по отношению к собственности или на основании соглашений о ведении совместной работы.

Методы амортизации

Амортизационные отчисления – стабильная статья расходов в любой компании. Они должны фиксироваться в бухучете. Особенности отражения основаны на НК. Учитывается только амортизация объектов, соответствующих следующим признакам:

Амортизация не начисляется по отношению к природным ресурсам, недостроенным объектам, готовой продукции, которая производится компанией. Объекты, которые соответствуют всем условиям, нужно поставить на учет по начальной стоимости. После этого происходит распределение имущества на основании его амортизационной группы.

Основной признак, по которому происходит классификация групп, – оценочный период эксплуатации. Максимальный размер капитальных вложений в амортизацию – 10%. Предоставляется льгота в размере 30% для объектов, которые относятся к группам объектов, отличающихся быстрым износом. Актуально это только в отношении имущества, приобретенного на коммерческой основе. Если объект передан на безвозмездной основе, льгота не предоставляется.

Методы группировки сведений

Существуют различные методы обобщения учетных сведений:

Все приемы являются взаимосвязанными. Они используются в комплексе, дополняют друг друга. Совокупность приемов образует метод бухучета.

Особенности использования методов

Методы бухучета обеспечивают следующие преимущества:

Методы используются каждой компанией. Они нужны для достоверного отражения сведений об операциях, производимых компанией.

Источник

Тема 1. Бухгалтерский учет и его сущность; предмет и метод бухгалтерского учета

Цель: раскрыть понятие бухгалтерского учета, его сущность, предмет и элементы метода.

Задачи:

Оглавление

1.1. Эволюция исторического развития учета

История хозяйственного учета насчитывает около шести тысяч лет. Учет возникал постепенно, поэтому точно определить дату его возникновения невозможно.

Появление письменности и развитие арифметики создали базу для возникновения учета, хозяйственная деятельность человека способствовала его повсеместному распространению. Система сплошного и систематического наблюдения и отражения фактов хозяйственной деятельности привела к возникновению так называемой простой бухгалтерии.

Двойная бухгалтерия ознаменовала новый этап в развитии учета. Практические учетные книги двойной бухгалтерии появились в Италии. Авторами, первыми описавшими двойную бухгалтерию, были купец Бенедитто Контрульи и математик Лука Пачоли. Постулаты Пачоли, выражающие суть двойной записи, звучат так:

Вслед за возникновением двойной записи появился баланс. По мнению Л. Пачоли, он является главной картиной, которую «рисует» счетный работник.

Двойная запись и баланс дали возможность контролировать движение вложенного капитала и выявлять прибыль.

Период зарождения и распространения двойной записи называют первым периодом развития бухгалтерского учета и датируют его окончание XVIII в.

Основные направления в науке «счетоведения», по которым пошло дальнейшее развитие бухгалтерского учета, были определены, на втором этапе развития бухгалтерского учета в период с конца XVIII до конца XIX века. В это время публиковалось большое количество работ по формам счетоводства, возникли различные теории счетоводства: юридическая, материалистическая, камеральная.

С начала XX в. и до наших дней длится четвертый период формирования бухгалтерского учета. Он характеризуется выработкой основной цели учета в условиях рыночной среды: обеспечение пользователей информацией для принятия управленческих решений.

Главным направлением развития бухгалтерского учета в наши дни является гармонизация подходов и стандартизация методов ведения учета и формирования отчетности.

С развитием производства, общественных и хозяйственных отношений появилась потребность в учете национального богатства. Отслеживались массовые события: проводилась регистрация предприятий, велось наблюдение за производством продукции. Это были предпосылки для развития статистического учета.

На рубеже XIX-XX вв. в связи с усложнением структуры производственных процессов, появлением крупных предприятий и необходимостью управления такими предприятиями возник оперативный учет.

Современная система хозяйственного учета включает в себя три составляющие: бухгалтерский, статистический и оперативный учеты.

1.2. Система хозяйственного учета в России

В Российской Федерации действует система хозяйственного учета, в которой выделяются три взаимосвязанных вида учета, а именно: оперативный, статистический, бухгалтерский.

Оперативный, или оперативно-технический, учет осуществляется и используется в целях принятия управленческих решений и организации контроля выполнения уставных обязательств. Этот вид учета не охватывает деятельность всего предприятия, но применяется для отражения деятельности отдельных подразделений, служб, участков. Ведение оперативного учета не носит обязательный характер, может быть прервано и возобновлено в соответствии с производственной целесообразностью. Учет ведется работниками различных подразделений (складов, цехов и др.).

Данные оперативного учета используются для повседневного текущего контроля и управления. Оперативный учет обеспечивает получение сведений о выпуске продукции, ее отгрузке, реализации, о соблюдении договоров-поставок, расчетов с поставщиками, подрядчиками и пр. Информация оперативного учета может быть представлена как на бумажном носителе, так и в устной форме, в том числе по телефону. Специальные методы для обработки данных оперативного учета не применяются или применяются при условии, что информация является основой бухгалтерского или статистического учета.

Оперативный учет разделен на оперативно-технический, оперативно-производственный, оперативно-торговый и другие виды учета в соответствии со сферой охвата.

Статистический учет наблюдает, изучает и обобщает массовые, качественно однородные явления и процессы, протекающие в различных сферах общества. Статистика собирает и обобщает сведения о состоянии и развитии экономики, ее отраслей в разрезе экономических регионов страны, движении рабочей силы, товарной массе, складывающейся на региональных рынках труда, товаров, ценных бумаг и т. п., движении, численности и составе населения по разным признакам.

Результаты статистического учета позволяют обеспечивать решения по управлению государством в целом. Работой по учету руководит Государственный комитет РФ по статистике.

Основой статистического учета являются данные бухгалтерского и оперативного учета. Учет ведется по методикам и указаниям Государственного комитета по статистике РФ с широким применением выборочного метод наблюдения, единовременных обследований.

Бухгалтерский учет применяется для отражения и контроля хозяйственной деятельности конкретной организации.

В отличие от других видов, бухгалтерский учет является сплошным в отражении, непрерывным во времени, регламентированным и документально обоснованным.

Сплошное отражение подразумевает, что вся финансово-хозяйственная деятельность организации, ее имущество, источники формирования имущества отражаются в данных бухгалтерского учета.

Непрерывность подразумевает постоянное ведение учетных операций.

Документальное отражение учетных операций имеет правовую основу, т. е. устанавливает правовую ответственность за выполняемую операцию, в силу чего записи в бухгалтерском учете имеют доказательную юридическую силу.

В бухгалтерском учете применяются три вида измерителей: натуральные, денежные, трудовые.

Натуральные измерители используются только для оперативной работы по учету наличия и движения хозяйственных средств: основных фондов, готовой продукции, материалов, товаров. При этом могут быть использованы различные виды измерителей в зависимости от физических свойств объектов учета.

Трудовые измерители используются для исчисления рабочего времени, затраченного на производство продукции или выполнение работ. Выражаются такие измерители в единицах времени (минутах, часах, днях) и служат для определения эффективности затрат труда: производительности, выполнения норм выработки, расчета заработной платы, ряда налогов и отчислений.

Универсальный и обобщающий характер носит денежный измеритель. Он позволяет суммировать величину качественно разнородных объектов, исчислять себестоимость продукции, работ, услуг, производить расчеты. Ведущая роль денежного измерителя в бухгалтерском учете определяется принципами ведения учетной работы.

Структура организации и порядок ведения бухгалтерского учета в определяющей мере зависят от организационно-правовой формы предприятия. В настоящее время в России функционируют предприятия различных форм собственности: федеральной, муниципальной, акционерной, кооперативной, частной, каждое из которых является юридическим лицом. Это могут быть как коммерческие (преследующие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли), так и некоммерческие организации. К основным организационно-правовым формам предприятий, наиболее распространенным в настоящее время, следует отнести открытые и закрытые акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, полные и коммандитные товарищества, государственные и муниципальные предприятия, производственные кооперативы. Такое разнообразие организационно-правовых форм диктует необходимость отражения специфики деятельности хозяйствующего субъекта в ведении бухгалтерского учета и формировании финансовой отчетности. Однако основным современным направлением реформирования отечественного бухгалтерского учета является стремление к унификации бухгалтерского учета и переход на международные стандарты финансовой отчетности.

Нельзя не учитывать, что в России, имеющей многолетний опыт ведения учета, глубокие бухгалтерские традиции и сформированный десятилетиями менталитет «российского бухгалтера», процесс реформирования не может проходить легко и быстро. Именно поэтому Программа реформирования бухгалтерского учета в России предусматривает поэтапный переход на международные стандарты финансовой отчетности путем принятия и ввода в действия 22 национальных стандартов, регулирующих методологию ведения бухгалтерского учета, а также полного комплекса методических нормативных актов.

Теоретические и методические основы бухгалтерского учета, его организация в РФ базируются на общепризнанных международных стандартах бухгалтерского учета и финансовой отчетности, разрабатываемых и публикуемых Комитетом по международным бухгалтерским стандартам. Международные бухгалтерские стандарты представляют собой систему правил ведения учета по отдельным его разделам и участкам.

Переход на международные стандарты в России осуществляется на базе действующей национальной системы бухгалтерского учета. Основные пути реформирования бухгалтерского учета в России определяет Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 06.03.1998 г. № 283.

Цель реформирования системы бухгалтерского учета — приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности.

Намечено несколько направлений проведения реформирования бухгалтерского учета, которые можно объединить в три взаимосвязанные составные части:

В настоящее время подготовлена и введена в действие большая часть из предполагаемых стандартов, однако работа по реформированию учета не закончена. Завершение перехода на новые стандарты предполагает пересмотр нормативных актов, регулирующих «технику» ведения учетного процесса, в том числе введение в действие нового плана счетов.

1.3. Бухгалтерский учет, его предмет и объекты

Согласно Закону Российской Федерации «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ, бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Такое определение характеризует этапы учетной деятельности и характерные черты бухгалтерского учета, а именно: более узкую направленность, чем у статистического учета на хозяйствующий субъект, и более широкую направленность, чем у оперативного учета, касающегося лишь отдельных сторон хозяйственной деятельности организации.

Предметом бухгалтерского учета является хозяйственная деятельность организации, направленная на выполнение уставных обязательств, т. е. операции, происходящие в сферах снабжения, производства и реализации продукции, а также результаты деятельности организации.

Объектами бухгалтерского учета (или составными частями предмета бухгалтерского учета) являются:

По составу и функциональной роли в процессе производства имущество организации подразделяют на две группы: внеоборотные активы и оборотные средства.

Что называют методом бухгалтерского учета

Рис. 1.1. Структура имущества организации

Структура имущества организации приведена на рис. 1.1.

Рассмотрим экономическое содержание каждого элемента имущества организации.

Внеоборотные активы – это активы, включающие в себя основные средства, оборудование к установке, нематериальные активы, незавершенные капитальные вложения, долгосрочные финансовые вложения.

Основные средства – это часть имущества, используемая в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг, либо для управления организацией в течение периода, превышающего 12 месяцев, или обычный операционный цикл, если он превышает 12 месяцев. Не относятся к основным средствам и учитываются в составе средств в обороте предметы, используемые в течение периода менее 12 меся­цев, независимо от их стоимости, предметы стоимостью на дату приобретения не более 100-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда за единицу независимо от срока их полезного использования и иные предметы, устанавливаемые организацией, исходя из правил положений по бухгалтерскому учету.

Нематериальные активы – это объекты долгосрочного пользования, не имеющие физической субстанции, но имеющие стоимостную оценку и приобретаемые с целью использования в производстве и извлечения дохода сроком более 12 месяцев.

Капитальные вложения – это затраты на строительно-монтажные работы, приобретение оборудования, инструмента, приобретение и создание нематериальных активов, а также затраты по осуществлению долгосрочных финансовых вложений в ценные бумаги.

К финансовым вложениям относят инвестиции организации в государственные ценные бумаги, ценные бумаги и уставные капиталы других организаций, предоставленные другим организациям займы. При этом финансовые вложения делятся на две группы: долгосрочные и краткосрочные.

Оборотные активы состоят из оборотных фондов и фондов обращения, специфика которых в сравнительно большой скорости обращения.

Оборотные фонды – это средства, которые потребляются целиком в течение одного производственного периода и полностью переносят свою стоимость на продукт труда. Это сырье и материалы, топливо, полуфабрикаты, затраты в незавершенном производстве, животные на выращивании и откорме, расходы будущих периодов.

Фонды обращения – это предметы обращения, денежные средства и средства в расчетах.

В состав предметов обращения входят готовая продукция, предназначенная для реализации, находящаяся на складе и отгруженная; денежные средства, в том числе денежные средства в кассе, на расчетном, валютном и других счетах в банках, средства в расчетах в форме дебиторской задолженности.

Дебиторы – это физические и юридические лица, являющиеся должниками предприятия.

По источникам образования и целевому назначению имущество предприятий формируется на основе собственного и заемного капитала (долговых обязательств).

Структура источников формирования имущества организации приведена на рис. 1.2.

Что называют методом бухгалтерского учета

Рис. 1.2. Источники формирования имущества организации

В состав собственного капитала организации включается уставный капитал, добавочный капитал, резервный капитал, накопленная и нераспределенная прибыль, целевые поступления и финансирования, резервы предстоящих расходов и платежей.

Заемный капитал организации – это краткосрочные и долгосрочные кредиты банка, займы, кредиторская задолженность.

Кредиты банка – суммы полученных краткосрочных и долгосрочных кредитов банка.

Займы – задолженность по полученным от других юридических лиц (кроме кредитных учреждений) ссудам.

Кредиторская задолженность – задолженность организации поставщикам, прочим кредиторам. Возникновение кредиторской задолженности связано с временным лагом между моментом получения организацией ценностей или услуг и моментом их оплаты. Возникающая в результате задолженность становится дополнительным временным источником средств данной организации. Кредиторская задолженность включает в себя задолженность рабочим и служащим по заработной плате, органам социального страхования и налоговым органам по платежам в бюджет в связи с тем, что момент возникновения этого вида задолженности не совпадает с моментом погашения.

Основными хозяйственными процессами являются снабжение, производство и реализация. У организации могут быть и другие процессы, но указанные составляют основное содержание работы организации, взаимосвязаны и представляют собой объекты учета.

Процесс снабжения – это комплекс операций по обеспечению предприятия ресурсами для его непрерывной деятельности.

Процесс производства – это процесс по превращению материальных ресурсов при использовании основных средств и трудовых ресурсов в готовую продукцию или услуги.

Процесс реализации – это комплекс операций по сбыту готовой продукции, доведению до потребителя, определению финансового результата.

Общим для всех хозяйственных операций является их обязательное документирование и денежная оценка.

1.4. Метод бухгалтерского учета и его элементы

Методическую основу бухгалтерского учета составляет система способов и приемов, осуществляемых посредством следующих элементов:

Рассмотрим суть каждого элемента.

Документация – это первичная регистрация хозяйственных операций с помощью документов в момент и в местах их совершения.

Оформление хозяйственных операций первичными документами является обязательным и регламентированным. Документы должны обладать соответствующими реквизитами и соответствовать требованиям объективности, достоверности.

Документация обеспечивает сплошной, непрерывный и объективный характер бухгалтерских записей.

Инвентаризация – способ проверки соответствия фактического наличия имущества в натуре данным бухгалтерского учета. Проводится с целью выявления сохранности имущества и обеспечения достоверности данных учета. Объектами инвентаризации могут быть основные средства, производственно-материальные запасы, незавершенное производство, денежные средства в кассе, на расчетном и других счетах в банке, прочие объекты.

Бухгалтерский баланс – это способ экономической группировки и обобщения информации об имуществе организации по составу и размещению и источникам их образования в денежной оценке на определенную дату.

Средства предприятия отражаются в балансе в двух группировках: одна показывает, какими средствами предприятие располагает, другая – за счет каких источников сформировано это имущество. Баланс состоит из двух частей: актив и пассив. Обе части баланса всегда равны между собой, так как в них отражено одно и то же имущество.

Счет бухгалтерского учета – это экономическая группировка в виде таблицы, в которой систематизируется и накапливается текущая информация о состоянии имущества, источниках его образования, хозяйственных процессах.

Двойная запись – это способ регистрации хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета, согласно которому каждая хозяйственная операция отражается на двух счетах в равновеликих величинах.

Оценка – способ выражения в денежном измерении имущества предприятия и его источников. Проводится единообразно на всех предприятиях, что обеспечивает соблюдение установленных положений и правил оценки.

Калькуляция – это процесс исчисления денежных затрат, приходящихся на единицу продукции, работ и услуг.

Отчетность – система показателей, характеризующих производственно-хозяйственную и финансовую деятельность предприятия за определенный период. Показатели отчетности используются для анализа финансового состояния, принятия управленческих решений и в других целях.

Совокупность перечисленных выше способов и приемов формирует систему бухгалтерского учета.

Выводы

Хозяйственный учет как способ наблюдения, регистрации и контроля актов хозяйственной деятельности существовал во всех формациях, развивался и совершенствовался с развитием общества.

В системе хозяйственного учета Российской Федерации важное место занимает бухгалтерский учет, который организуется в рамках конкретного предприятия (организации), носит сплошной характер, строго документирован.

Бухгалтерский учет – это упорядоченная система сбора, регистрации обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Объектами учета являются имущество организации (по видам и назначению), источники формирования имущества, хозяйственные процессы, вызывающие изменения имущества и его источников.

Совокупность способов и приемов ведения бухгалтерского учета составляют его методическую основу. К элементам метода бухгалтерского учета относятся: документация, инвентаризация, бухгалтерский баланс, счета и двойная запись, оценка, калькуляция и отчетность организации.

Источник

Тема 4. Предмет бухгалтерского учета и объекты бухгалтерского наблюдения. Метод бухгалтерского учета

Цель и задачи темы

Цель – раскрытие предмета и метода бухгалтерского учета.

Задачи:

Оглавление

4.1. Общая характеристика предмета и метода бухгалтерского учета

Бухгалтерский учет как наука имеет свой предмет и метод. Раскрытие и определение предмета и метода бухгалтерского учета позволяет установить его содержание и отличие от других предметов. Содержание предмета бухгалтерского учета определяется экономической сущностью учитываемых объектов.

Объектами бухгалтерского учета являются имущество организации, ее обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые в процессе финансово-хозяйственной деятельности. Объекты бухгалтерского учета подразделяются на три взаимосвязанных раздела: имущество организации по составу и размещению; имущество организации по источникам его образования (собственные и заемные обязательства); хозяйственные операции и их результаты, получаемые в сферах снабжения, производства и продажи. Предмет бухгалтерского учета в свою очередь также подразделяется на три аналогичных раздела, каждый из которых включает в себя конкретные виды имущества. Так, бухгалтерский учет дает обширный информационный материал для внутренних и внешних пользователей.

Следовательно, предметом бухгалтерского учета является упорядоченная и регламентированная информационная система, отражающая совокупность имущества по составу и размещению, обязательства (собственные и заемные), хозяйственные операции и результаты деятельности организации в денежном выражении с целью выполнения намеченных планов (заданий).

Понимание содержания предмета достигается через познание сущности его метода.

Метод бухгалтерского учета охватывает способы и приемы, при помощи которых изучается предмет бухгалтерского учета. Основными элементами метода бухгалтерского учета являются: документация, инвентаризация, счета, двойная запись, оценка, калькуляция, баланс и отчетность.

Документация — письменное свидетельство о совершенной хозяйственной операции, придающее юридическую силу данным бухгалтерского учета. Каждая хозяйственная операция, подлежащая отражению в бухгалтерском учете, должна быть оформлена документами, в которых приводится полное описание совершенной операции, ее точное количественное выражение и денежная оценка. Правильность сведений, проводимых в документах, подтверждается подписями лиц, ответственных за совершение операции. Все записи в регистрах бухгалтерского учета делаются на основании названных документов, прошедших проверку правильности и объективности их оформления, а также законности совершенных операций.

Если организация совершает операции, которые не могут быть оформлены типовыми документами, она может разработать свою форму первичного документа, которая должна быть предусмотрена учетной политикой организации. Разумеется, форма документа должна содержать перечень обязательных реквизитов, установленных Законом «О бухгалтерском учете».

Инвентаризация –это уточнение фактического наличия имущества и финансовых обязательств путем сопоставления их с данными бухгалтерского учета на определенную дату.

В результате проведения инвентаризации выявляется соответствие фактических данных показателям учета, а также излишки или недостатки имущества организации. Инвентаризация обеспечивает контроль за сохранностью материальных ценностей и денежных средств, за полнотой и достоверностью данных бухгалтерского учета и отчетности.

Счета бухгалтерского учета –способ текущего взаимосвязанного отражения и группировки имущества по составу, размещению и источникам образования, а также хозяйственных операций по качественно однородным признакам, выраженным в денежных, натуральных и трудовых измерителях.

Двойная запись – взаимосвязанное отражение хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета, когда каждая операция одновременно записывается по дебету одного счета и по кредиту другого счета на одинаковую сумму.

Денежная оценка –денежное выражение имущества, обязательств и хозяйственных операций для получения обобщенных данных за текущий период по организации в целом.

Калькуляция – группировка затрат и определение себестоимости отдельных видов продукции (работ, услуг) и заготовленных материальных ценностей.

Бухгалтерский баланс, являясь источником информации, представляет собой способ экономической группировки и обобщения имущества организации по составу, размещению и источникам формирования (собственные и заемные обязательства), выраженным в денежной оценке и составленным на определенную дату. Баланс состоит из двух частей – актива и пассива.

Бухгалтерская отчетность – единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

Таким образом, бухгалтерский учет и отчетность есть способ итогового обобщения учетной информации организации за текущий и отчетный периоды.

4.2. Имущество организации по составу и размещению

Организация имеет в своем распоряжении многочисленные и разнообразные виды имущества, которые обеспечивают и составляют основу ее хозяйственно-финансовой деятельности. При этом каждый вид имущества в качестве объекта учета по своей экономической сути подразделяется на три взаимосвязанных раздела: имущество по составу и размещению, имущество по источникам их образования (собственные и заемные обязательства), имущество, участвующее в хозяйственных операциях (происходящих в сферах снабжения, производства и продажи).

Имущество по составу и размещению подразделяется на несколько групп.

1. Основные средства (сч. 01 «Основные средства») — совокупность материально-вещественных ценностей, используемых в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управления организацией в течение периода, превышающего 12 месяцев, или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев.

Согласно Положению по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ (приказ МФ РФ от 29.07.1999 г. № 34н) и ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (приказ МФ РФ от 30.03.2001 г. № 26н) к основным средствам относятся активы, единовременно отвечающие следующим условиям:

Объекты основных средств стоимостью не более 20 000 руб. за единицу, и приобретенные книги, брошюры и прочие. издания разрешается списывать на затраты на производство (расходы на продажу) по мере отпуска их в производство или эксплуатацию.

Организация имеет право не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) переоценивать объекты основных средств путем индексации или прямого пересчета по рыночным ценам.

К основным средствам относятся здания, сооружения, передаточные устройства, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения и прочие основные средства. В составе основных средств учитываются земельные участки, недра, лесные и водные угодья, являющиеся собственностью организации, капитальные вложения на их коренное улучшение (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы) и арендованные объекты основных средств. Капитальные вложения в многолетние насаждения и коренное улучшение земель включаются в состав основных средств ежегодно в сумме затрат, относящихся к принятым в отчетном году в эксплуатацию площадям независимо от даты оказания всего комплекса работ.

В зависимости от характера основных средств в обороте они группируются по: отраслевому признаку, назначению, степени использования и наличию прав на них:

По отраслевому признаку основные средства делятся на группы: промышленность, сельское хозяйство, лесное хозяйство, транспорт, связь, строительство, торговля и общественное питание, материально-техническое снабжение, жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение, народное образование, культура и т. д.

Такое деление позволяет получить сведения об их стоимости в каждой отрасли.

По назначению основные средства в зависимости от участия в хозяйственном обороте подразделяются на:

По степени использования основные средства подразделяются на; действующие (собственные), установленные в цехах предприятия; запасные, находящиеся в резерве и предназначенные для замены; бездействующие (на консервации) – излишние, некомплектные и законсервированные; находящиеся в стадии достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации. В зависимости от имеющихся прав на объекты основные средства подразделяются на:

Таким образом, основные средства используются в хозяйственной деятельности длительное время, не изменяя своею внешнего вида, изнашиваются частями со сроком полезного использования, путем начисления и амортизации по установленным нормам.

2. Нематериальные активы (сч. 04 «Нематериальные активы»). Согласно ПБУ 14/2007 (приказ МФ РФ от 27.12.2007 г. № 153н) под нематериальными активами (НМА) понимают такие активы, которые, не обладая материально-вещественной формой, тем не менее:

Таким образом, нематериальные активы — это объекты, используемые в хозяйственной деятельности в течение периода, превышающего 12 месяцев, имеющие денежную оценку, приносящие доход, обладающие возможностью идентификации, но не являющиеся при этом материально-вещественными ценностями для организации.

В состав нематериальных активов включаются объекты интеллектуальной собственности:

Деловая репутация — есть превышение текущей цены организации над стоимостью по бухгалтерскому балансу всех ее активов и обязательств. Деловая репутация может быть положительной или отрицательной. Положительная деловая репутация организации представляет собой надбавку к цене, уплачиваемую покупателем в ожидании будущих экономических выгод. Она амортизируется в течение двадцати лет (но не более срока деятельности организации) и отражается в бухгалтерском учете путем равномерного уменьшения ее первоначальной стоимости.

Отрицательная деловая репутация организации — скидка с цены, предоставляемая покупателю. Она относится на финансовый результат организации как прочий доход..

Таким образом, предметом бухгалтерского учета является не сама собственность на нематериальные активы, а права на их использование.

3. Вложения во внеоборотные активы (сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы») – это вложения (затраты) организации в объекты, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, – земельные участки и объекты природопользования, нематериальные активы, затраты по формированию основного стада продуктивного и рабочего скота (кроме птицы, пушных зверей, кроликов, семей пчел, служебных собак, подопытных животных, которые учитываются в составе средств в обороте).

4. Финансовые вложения (сч. 58 «Финансовые вложения»). Согласно ПБУ 19/2 (приказ МФ РФ от 10.12.2002 г. № 126н) финансовые вложения – это вложения (инвестиции) организации на приобретение государственных и иных краткосрочных и долгосрочных ценных бумаг (акций, облигаций, векселей и т. д.), а также инвестиции в уставные (складочные) капиталы других организаций, в дочерние, зависимые общества и предоставленные другим организациям займы. Долгосрочные финансовые вложения относятся к внеоборотным активам, а краткосрочные – к оборотным.

Средства, включенные в группы, с 1 по 4 составляют Внеоборотные активы организации.

5. Производственные запасы – это предметы труда (сырье, материалы, топливо и др.), которые теряют или видоизменяют свою натуральную форму, полностью потребляются в одном производственном цикле, целиком переносят свою стоимость на продукцию. Согласно ПБУ 5/01 (приказ МФ РФ от 09.06.2001 г. № 44н) их учет ведется на счетах сч. 10 «Материалы», сч. 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», сч. 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».

Кроме того, к этой группе относятся готовая продукции и товары для перепродажи (сч. 43 «Готовая продукция», сч. 41 «Товары»).

6. Незавершенное производство – это продукция, не прошедшая все стадии обработки, предусмотренных технологическим процессом, а также незаконченные работы, не принятые заказчиком. Учет незавершенного призводства осуществляется на счетах: 20 «Основное производство», 21 «Полуфабрикаты собственного производства», 23 «Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам» и др.

7. Денежные средства – это сумма наличных денежных средств в кассе организации, свободные денежные средства, хранящиеся на расчетом, валютном и прочих счетах в банке и учитываемых на счетах ( 50 «Касса», 51 «Расчетный счет», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках», 57 «Переводы в пути».

8. Дебиторская задолженность – это задолженность организации юридических и физических лиц за товары и услуги, продукцию,задолженность подотчетных лиц по выданным им авансам.Данная задолженность отражается на счетах: 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 71 «Расчеты с подотчетными лицами».

Средства, включенные в группы с 5 по 8 составляют оборотные активы организации.

4.3. Источники формирования имущества

Наряду с показателями, отражающими состав и размещение имущества, в бухгалтерском учете используются и показатели, характеризующие источники образования имущества. Вне зависимости от организационно-правовых формы и видов собственности имущество по источникам образования подразделяется на две группы: собственные (обязательства перед собственниками) и заемные (обязательства перед третьими лицами).

Собственные (обязательства перед собственниками) источники имущества включают в себя: уставный, добавочный и резервный капитал, нераспределенную прибыль и прочие резервы.

1. Уставный капитал в зависимости от формы собственности подразделяется на уставный капитал хозяйственных обществ; уставный капитал государственных организаций; складочный капитал хозяйственных товариществ; паевый фонд производственных и потребительских кооперативов.

Уставный капитал (сч. 80 «Уставный капитал») – основной источник формирования собственного имущества организации; совокупность вкладов в денежном выражении учредителей в имущество (стоимость основных средств, нематериальных активов, оборотных и денежных средств) организации при ее создании, основной источник обеспечения деятельности в размерах, определенных учредительными документами. Эта сумма отражается в уставе организации и называется уставным капиталом; она может быть изменена по решению учредителей организации с внесением соответствующих изменений в учредительные документы.

2. Резервный капитал (сч. 82 «Резервный капитал») создается путем отчислений от чистой прибыли в соответствии с действующим законодательством. Размер резервного капитала определяется уставом акционерного общества в пределах 15 % уставного капитала, а размер ежегодных отчислений составляет не менее 5 % годовой чистой прибыли. Он используется на выплату доходов учредителям при отсутствии или недостаточности прибыли отчетного года для этой цели; на покрытие непредвиденных потерь и убытков организации за отчетный год, а также для погашения облигаций организации и выкупа собственных акций. Остатки неиспользованных средств названного фонда переходят на следующий год.

3. Добавочный капитал (сч. 83 «Добавочный капитал») состоит из прироста стоимости внеоборотных активов, выявляемого по результатам их переоценки, а также эмиссионный доход, возникающий в случае продажи акций по цене, превышающей их номинальную стоимость.

4. Нераспределенная прибыль (сч. 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)») включает нераспределенную чистую прибыль отчетного года. Она может полностью или частично распределяться на выплату доходов учредителям (участникам), финансовое обеспечение производственного развития организации, приобретение нового имущества, отчисления в резервный капитал и другие цели.

5. Доходы будущих периодов (сч. 98 «Доходы будущих периодов») включаютт доходы, полученные (начисленные) в отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам, предстоящие поступления задолженности по недостачам, выявленным в отчетном периоде за прошлые годы, разницу между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам, ценностей, а также безвозмездные поступления.

6. Резервы предстоящих расходов (сч. 96 «Резерв предстоящих расходов») создаются путем равномерного включения предстоящих расходов в затраты на производство и в расходы на продажу и отчетном году.

7. Целевое финансирование (сч. 86 «Целевое финансирование») представляет собой средства, предназначенные для финансирования тех или иных мероприятий целевого назначения (средства, поступившие от других организаций и лиц, бюджетные средства и др.).

8. Прибыль (сч. 99 «Прибыль и убытки») — это обобщающий показатель финансово-хозяйственной деятельности и главный источник формировании собственного имущества организации. Согласно ПБУ 9/99 «Доходы организации» (приказ МФ РФ от 06.05.1999 г. № 32н) и ПБУ 10/99 («Расходы организации») (приказ МФ РФ от 06.05.1999 г. № 33н) прибыль – это сумма превышения доходов над расходами организации, полученных за отчетный период от:

В соответствии с законодательством Российской Федерации различают следующие виды прибыли: валовая прибыль, прибыль от продаж: прибыль до налогообложения, налогооблагаемая прибыль, прибыль от обычной деятельности, прибыль от прочей деятельности и чистая прибыль.

Заемные источники формирования имущества (обязательства перед третьими лицами) поступают в распоряжение организации на определенный срок, по истечении которого должны быть возвращены их собственнику с процентами или без них. К этим источникам относятся:

4.4. Хозяйственные операции и их результаты

Кроме имущества организации и ее обязательств, объектами бухгалтерского учета являются хозяйственные операции организации и их результаты. Хозяйственная операция — это действие, которое отражает хозяйственные факты, сделки, расчеты, результаты финансовой деятельности и т. д., состав и размещение имущества, а также источники образования средств (собственные и заемные). Через хозяйственные операции, совершаемые в сфере снабжения, производства и продажи, имущество и обязательства подвергаются изменениям.

Сфера снабжения представляет собой совокупность операций, в результате которых организация обеспечивает себя покупными предметами и средствами труда, необходимыми для производства.

В ходе этих операций организация приобретает у поставщиков производственные запасы (сырье, материалы, топливо и др.), являющиеся предметами труда и обеспечивающие вместе со средствами труда и рабочей силой производственный процесс организации. При покупке производственных запасов организация уплачивает поставщику их стоимость по ценам приобретения, а также несет дополнительные расходы, связанные со снабжением (расходы по погрузке, перевозке и выгрузке, по доставке со станции железной дороги, аэропорта или пристани на склад организации и др.). Все перечисленные затраты носят название «расходы по заготовке и поставке производственных запасов». Таким образом, фактическая себестоимость приобретения (заготовления) производственных запасов складывается из стоимости товара по ценам приобретения (заготовления) и расходов по заготовке и доставке его в организацию.

Учет в сфере снабжения (заготовления) ведется на счетах сч. 10 «Материалы», сч. 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», сч. 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей», сч. 50 «Касса», сч. 51 «Расчетные счета», сч. 60 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и других и выполняет две основные задачи:

Сфера производства — основа деятельности организации. Здесь предметы труда превращаются в готовую продукцию с помощью работников, которые воздействуют на них средствами труда и придают им новый вид или свойства, т. е. создают готовую продукцию.

Готовая продукция — это продукция,которая прошла все стадии обработки, принята отделом технического контроля, укомплектована и сдана на склад.

В сфере производства используются труд человека, предметы и средства труда, обусловливая соответствующие затраты организации (заработная плата работникам, участвовавшим в процессе производства; стоимость предметов труда, израсходованных на изготовление продукции; амортизация средств труда, при помощи которых продукция изготавливалась). Кроме того, организации осуществляют общепроизводственные расходы (по содержанию и эксплуатации машин и оборудования: суммы износа и затраты на ремонт основных средств производственного назначения; оплаты труда производственного персонала, занятого обслуживанием производства, и др.) и общехозяйственные расходы (административно-управленческие расходы; расходы по оплате информационных, аудиторских и консультационных услуг и др.).

Учет в сфере производства ведется на счетах: 20 «Основное производство», 21 «Полуфабрикаты собственного производства», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» и других и выполняет три основные задачи:

Сфера продажи и финансовые результаты организации пред­ставляют собой совокупность хозяйственных операций, связанных со сбытом и продажей продукции (оказанием услуг), основных средств и прочих активов, а также определением финансовых результатов (прибыль или убыток) деятельности.

Особое внимание уделяется вопросам продажи готовой продукции, в объем которой включается отгруженная и оплаченная продукция по договорным ценам. При продаже продукции возникают также расходы по сбыту продукции (упаковка, транспортировка, комиссионные сборы, содержание помещений для хранения продукции, оплата труда продавцам, рекламные расходы и др.). Для организации важное значение имеет определение полной фактической себестоимости проданной продукции, которая состоит из производственной себестоимости и расходов по сбыту продукции. Разница между выручкой (продажная стоимость) и полной фактической себестоимостью представляет собой финансовый результат (прибыль или убыток).

Кроме того, финансовые результаты также определяются по продаже основных средств и прочих активов. В частности, по основным средствам — из суммы выручки вычитается остаточная стоимость основных средств и расходы, связанные с их продажей. По прочим активам – как разница между продажной ценой (выручкой) и балансовой стоимостью выбывших ценностей, а также понесенных расходов, связанных с их продажей.

Учет продажи и финансовых результатов ведется на счетах 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 43 «Готовая продукция», 99 «Прибыли и убытки» и других и обеспечивает:

Таким образом, сфера продажи завершает кругооборот имущества и обязательства организации.

Выводы

Объектами бухгалтерского учета являются имущество организации, ее обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые в процессе финансово-хозяйственной деятельности.

Основными элементами метода бухгалтерского учета являются: документация, инвентаризация, счета, двойная запись, оценка, калькуляция, баланс и отчетность.

Имущество по составу и размещению делится на внеоборотные и оборотные активы.

Источники формирования имущества подразделяются на собственные и заемные.

Через хозяйственные операции, совершаемые в сфере снабжения, производства и продажи, имущество и обязательства подвергаются изменениям.

Сфера продажи и финансовые результаты завершают кругооборот имущества и обязательства организации.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *