Что называют каролингским возрождением
Каролингское возрождение — это интеллектуальный и культурный подъём, который пережила Северная Европа в течение полутора веков в период раннего средневековья. Оно заложило основу культурного, научного и государственного развития на много веков.
Что такое каролингское возрождение
С начала восьмого и до середины девятого веков в Западной Европе правила династия Каролингов.
Один из наиболее известных правителей этого времени — Карл Великий, который объединил под своей властью большую часть европейского континента. В этой династии также правили Людовик Благочестивый, Карл Лысый.
Предыдущий исторический период характеризовался застоем во всех основных сферах жизни средневекового общества. Карл Великий собрал при дворе наиболее талантливых людей своего времени. Он сделал это для того, чтобы возродить культурную жизнь после веков упадка.
Одной из целей было дать образование в философской, научной и художественной сферах представителям различных общественных классов на самом высоком доступном в это время уровне.
Один из фактов, который характеризует степень отсталости в это время — это то, что король не смог в своём государстве найти качественно сделанную Библию и полный текст правил Бенедиктинского ордена. За ними пришлось посылать в Рим.
Одной из причин такого усердия Карла Великого является, кратко говоря, то, что он хотел достигнуть единства франкской церкви на всей территории его государства. Это было для него особенно важно в связи с тем, что он имел полный над ней контроль.
В чем проявлялось каролингское возрождение
Термин Ренессанс оспаривается некоторыми современными историками в связи с тем, что возрождение происходило в значительной степени в сфере духовенства и не сопровождалось общественными движениями подобно итальянской Эпохе Возрождения.
Однако при этом нужно учитывать, что в Европе, в этот период истории, христианство было основной интегрирующей силой культуры и той основой, на которой происходило развитие общества.
Основная часть изменений была сделана под руководством Карла Великого. Его сын и внук — Людовик Благочестивый и Карл Лысый — продолжили осуществление начатых им реформ. Впоследствии, после распада империи, культурное развитие на время практически прекратилось.
Архитектура
В период возрождения происходило активное строительство религиозных и светских зданий.
Церковь при монастыре Сан-Дени
В период с 768 по 855 годы на территории империи Карла Великого было возведено:
417 монастырских сооружений;
100 королевских резиденций.
На этом проведение строительных работ не ограничилось. В большом количестве создавались города, крепости, школы, мосты и больницы.
Примерами строений, возведённых в это время, являются монастыри Сен-Дени и Сен-Рикье. Даже в наше время специалисты отмечают продуманность организации пространства в них, где создаётся эффект непрерывности.
Базилика Сан-Витале в Равенне
Были созданы два архитектурных стиля — романский и готический. Во время походов на территории Апеннинского полуострова Карл Великий увидел и ввёл в обиход использование базилик, колонн, оформление с использованием фресок.
Изобразительное искусство
Знакомство с искусством Древнего Рима было важным импульсом для развития художественной культуры империи франков. Со временем это привело к возникновению готического стиля в живописи.
Мастер Псалтирь Людовика Святого.
Валаамова ослица
При переписывании книг в это время были введены не только стандарты письма, но и активно использовались книжные иллюстрации с использованием золотых и ярких красок, выполненные на высоком художественном уровне. Для работы над ними в это время создавались специализированные мастерские.
Наука
Хотя император покровительствовал развитию религии, тем не менее он понимал важность развития наук. Главное, чтобы религиозность не вырастала в мракобесие.
При его жизни учёные могли заниматься исследованиями без опасений о том, что церковь может им помешать.
Книжная культура
В предыдущие годы переписывание старинных рукописей монахами происходило без должного контроля за качеством выполненной работы. Это приводило к тому, что тексты переписывались с большим количеством ошибок. Например, в новых экземплярах пропускались знаки препинания или не делались пропуски между словами.
При этом отсутствовали стандарты письма в таких случаях. Не было, например, предусмотрено начертаний больших букв, стандартов оформления переписанных рукописей, отсутствовало академическое описание языка. Их определение было необходимо для улучшения качества работы.
В Эпоху Возрождения ситуация меняется. Происходит подробное изучение имеющихся рукописей, был установлен стандарт для написания латинских текстов.
Музыка
До Карла Великого музыка находилась в упадке. В это время происходило активное усвоение и переработка приёмов, которые использовались в обрядовой музыке различных стран и народов, в том числе итальянской.
При его правлении активно поощрялось развитие церковного пения. Придворные любили дворцовое пение и всячески поддерживали его развитие. В специализированных школах производилось обучение этому искусству.
В развитии музыкальной культуры большую роль сыграла популяризация церковного григорианского пения.
При обучении в Академии использовалось понятие квадривиума — основных наук и искусств, необходимых образованному человеку. Теперь музыка входила в этот набор наряду с наукой.
Юриспруденция
В 802 году Карл Великий распорядился произвести запись действующих на тот момент законов.
Он лично руководил изданием 65 капитулятов (трудов на юридическую тему). Они стали юридическим наследием и основой средневекового права в течение многих веков.
Были проведены реформы в административной и финансовой сферах, целью которых были централизация и укрепление императорской власти.
Заключение
Хотя каролингское возрождение в основном послужило развитию религии, однако не нужно забывать, что в средневековой жизни христианство было основой практически всех проявлений культурной, государственной и экономической жизни.
Каролингское возрождение
Каролингский Ренессанс (фр. renaissance carolingienne ) — период интеллектуального и культурного возрождения в Западной Европе в конце VIII—середине IX века, в эпоху правления королей франков Карла Великого, Людовика Благочестивого и Карла Лысого из династии Каролингов. В это время наблюдался расцвет литературы, искусств, архитектуры, юриспруденции, а также теологических изысканий. Во время Каролингского возрождения мощный импульс получило развитие средневековой латыни, на основе латинского алфавита возник особый шрифт, каролингский минускул, что обеспечило принятие европейскими нациями общего языка и стиля письма.
Централизация власти, которую осуществил Карл Великий, а также его личная любовь к учёности сыграли центральную роль в Каролингском возрождении. Каролингское возрождение было тесно связано с военно-политическими и административными задачами, которые стояли перед Каролингами, стремившимися к укреплению своей власти на всей территории империи, для чего было необходимо подготовить служебно-административные кадры, образованное духовенство. Эти цели преследовало насаждение новых школ (в Туре, Корби, Фульде, Реймсе, Райхенау и др.). Центром Каролингского возрождения был своеобразный кружок при дворе Карла Великого, так называемая «Дворцовая Академия», которой руководил Алкуин. В кружке участвовали Карл Великий, его биограф Эйнгард, поэт Ангильберт и др.
В период Каролингского возрождения вырос интерес к светским знаниям, «Семи свободным искусствам» (их новое средневековое толкование — применительно к условиям феодально-церковной культуры — стремились дать Алкуин, аббат Фульдского монастыря Рабан Мавр и др.). Особое место среди деятелей Каролингского возрождения занимали выходцы из Ирландии — Седулий Скотт, знаток греческого языка, поэт и учёный, и Иоанн Скот Эриугена, первый оригинальный философ Средневековья, создатель пантеистической системы.
Содержание
Историография
Изобразительное искусство
Каролингское искусство развивалось на отрезке приблизительно в 100-лет, между 800—900. За этот короткий период Северная Европа познакомилась с римским искусством, что подготовило почву для появления готического искусства и искусства Возрождения. В этот период развились книжная миниатюра, скульптура, мозаика и фреска.
До и после Каролингского возрождения в скрипториях копировали в основном Библию и сочинения отцов церкви. В IX веке наблюдается всплеск интереса к литературе языческой античности. Рукописей с античными произведениями, датированных IX веком, больше, чем рукописей любого другого столетия, за исключением XV-го.
В эпоху Каролингов необычайного расцвета достигло искусство книжной миниатюры. В конце VIII в. под покровительством Карла Великого в Ахене была организована книгописная мастерская, позже подобные мастерские возникли в других городах его империи — Реймсе, Туре. Из всех работ, выполненными этими мастерскими, наиболее известны «Евангелие Годескалька» (около 781—783) и «Утрехтская псалтырь» (IX век). Эти книги оформлены необычайно красочными миниатюрами, которые поражают яркостью и живостью образов.
Из пластики этого периода наиболее известна статуэтка «Карл Великий» (хранится в Лувре, возможно, изображён Карл Лысый). Наряду с раннехристианской традицией, восходящей к античности, элементами пространства и объёма в монументальной живописи 9 в. наблюдаются черты порывистости, экспрессии. Ещё сильнее они проявились в книжной миниатюре (изображения евангелистов, библейских сцен, монархов каролингской династии).
В некоторых миниатюрах («Евангелие Годескалька», около 781—783, Национальная библиотека, Париж; «Евангелие Ады», начало 9 в., Городская библиотека, Трир) античная стилистика сочетается со средневековой символикой и орнаментикой, другие («Евангелие Эббо», около 816—835, Городская библиотека, Эперне; «Утрехтская псалтырь», 9 в., библиотека университета в Утрехте) поражают страстной взволнованностью, непосредственностью наблюдений, свободой и динамикой композиции и рисунка. Различается ряд местных школ миниатюры (дворцовая в Ахене, реймсская, турская и др.).
Архитектура
В архитектуре Каролингского Ренессанса переплелись стили античной, византийской и средневековой архитектур. Это было связано с походами Карла в Италию, где его архитекторы могли познакомиться с опытом строительства базилик, а также украшения колонн и капителей. Вместе с тем, появляются и собственно франкские новшества, например, вестверк. Любовь к многоалтарным храмам с башнями впоследствии была унаследована романским стилем. Из светской архитектуры появляются пфальцы — «путевые дворцы» для временного проживания императора. В них чётко прослеживаются древнеримские традиции.
Из исторических источников известно, что в это время велось обширное строительство, однако до наших дней дошли только немногие сооружения. Среди памятников каролингской архитектуры наиболее сохранны палатинская капелла в Ахене (788—805), капелла-ротонда Санкт-Михаэль при Фульдском аббатстве (820—822), монастырские ворота в Лорше (около 800). Храмы и дворцы часто украшались внутри мозаиками и фресками.
Музыка
Карл и его приближённые покровительствовали развитию музыки, пришедшей к тому времени в упадок. Ещё Пипин Короткий пожертвовал галликанским пением в угоду стандартизации. При Карле были заимствованы элементы итальянских обрядов (амвросианского и староримского), что впоследствии послужило основой для повсеместного распространения григорианского пения. Кроме того, появилась единая система записи музыки, обучение музыке вошло в квадривиум.
Юриспруденция
В 802 году Карл приказал записать обычное право всех народов, находящихся под его властью. Сам он издал 65 капитуляриев по разным областям жизни, ставших одной из основ средневекового права. Для большей централизации государства Карл провёл административную и финансовую реформы.
«КАРОЛИНГСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ»
«Каролингское возрождение» явилось следствием социально-политических процессов во Франкском государстве при Карле I. В соответствии с политической доктриной, разработанной Алкуином и другими каролингскими идеологами, королевство франков выступало наследником Западной Римской христианской империи. Франкский король, распространивший свою власть на значительную часть Европы, рассматривался в качестве главы всего западного христианского мира. Его важнейшей задачей становилось повсеместное распространение и утверждение христианской веры среди многоплемённого кельто-романо-германского населения империи. Приняв латынь как официальный язык церкви и государственной власти, Карл I прежде всего занялся реформой образования, чтобы подготовить грамотных священников, способных наставлять паству и служить литургию по римскому канону.
Центром новой культуры стал королевский двор. Знать отправляла сюда своих детей, чтобы дать им необходимое образование и подготовить к будущей карьере. Королевская канцелярия, в которой с начала VIII века служили только клирики, поставляла кадры для церковных институтов и государственного аппарата королевства. Карл I и его помощники активно разыскивали по всей Европе и приглашали ко двору интеллектуалов. Этому способствовало культурное оживление в Британии, Испании и Италии, наметившееся уже к середине VIII века. Здесь активизировалась деятельность скрипториев, создавались обширные библиотеки, включавшие не только богословскую, но и профанную языческую литературу. Первые учителя прибыли в начале 780-х годов из Италии (грамматик Пётр Пизанский, богослов Паулин Аквилейский, поэт и историк Павел Диакон).
К началу 790-х годов при дворе важное место заняло ирландское и английское духовенство, более просвещённое и грамотное, чем монахи континентальной Европы. Англосакс Алкуин создал при дворе образцовую школу, позднее переименованную в Академию, через которую прошли сотни учеников, включая представителей королевской фамилии. Даже удалившись от двора и став в 796 году аббатом монастыря Святого Мартина в Туре, Алкуин продолжал поддерживать связь со школой и исполнять обязанности наставника. Выходцы с Британских островов оказали значительное влияние на культурное развитие Франкского королевства (грамматик Клемент, теологи Фридугиз и Мартин Скотт, поэт Седулий Скотт и философ-богослов, переводчик и комментатор Псевдо-Дионисия Ареопагита Иоанн Скот Эриугена). Ещё одним регионом культурных заимствований стала вестготская Испания. Спасаясь от арабской агрессии, оттуда в империю переселились многие поэты, богословы, правоведы, философы, учителя (Лейдрад, Агобард, Клавдий, Пруденций, Бенедикт Анианский и Теодульф).
Ещё одним проявлением культурного подъёма стало освоение каролингскими интеллектуалами германской фольклорной традиции. Анонимный автор (возможно, монах Эккехард из Санкт-Галлена) поэмы «Вальтарий» переложил древне-германские эпические сказания в форму вергилианского эпоса. Последний крупный представитель «Каролингского возрождения» богослов, агиограф и композитор Ноткер Заика составил «Деяния императора Карла Великого», опираясь на многочисленные народные предания франков.
Многие представители «Каролингского возрождения» активно участвовали в политической жизни в качестве королевских советников и дипломатов, занимали высокие посты в церковной и светской администрации. Алкуин, Ангильберт, Храбан Мавр, Эйнгард, Фридугиз, Фардульф, Валафрид Страбон, Луп Ферьерский являлись аббатами крупных имперских монастырей Сен-Мартен-де-Тур, Сен-Рикье, Фульда, Сен-Дени, Райхенау, Ферьер и другие. Теодульф, Амаларий, Пруденций, Агобард, Седулий Скотт занимали епископские кафедры в Орлеане, Трире, Труа, Лионе, Люттихе. Фридугиз, Храбан Мавр, Валафрид Страбон возглавляли королевскую канцелярию, Эйнгарду поручались сложнейшие дипломатические миссии. Они распространяли придворную культуру за пределы двора и развивали её в монастырях и епископских городах (civitates). Благодаря их усилиям в IX веке там велось активное строительство, возникли обширные книжные собрания, немалую долю которых составляли античные авторы, развивались скриптории, подготовившие огромное количество великолепно изготовленных рукописей (подавляющее большинство самых древних из сохранившихся манускриптов с трудами римских писателей датированы концом VIII-IX веков).
Потребность в просвещённых пастырях обусловила внимание королевской власти к проблеме начального школьного образования, которое к середине VIII века находилось в глубоком упадке. Капитулярий Карла I «Admonitio generalis» (789 год), за созданием которого, видимо, стоял Алкуин, предписывал епископам и аббатам повсеместно открывать школы при монастырях и кафедральных соборах, где могли бы учиться не только будущие священники, но и все желающие. В них должны были изучать псалмы, церковное песнопение, а также азы счёта и латинской грамматики. Каждому прихожанину предписывалось знать наизусть молитвы Credo и Pater noster, а также уметь петь во время богослужения молитвы Sanctus и Gloria Patri. На церковных синодах в обязанности епископам вменялось регулярное проведение занятий по латыни и литургике для клириков их диоцезов.
К началу X века каролингская культура постепенно пришла в упадок. Это происходило одновременно с резким ослаблением каролингской государственности, разрушением вертикали публичной власти, развитием политич. сепаратизма и усилением магнатов в условиях неоднократных норманнских, арабских и венгерских вторжений.
Архитектура и изобразительное искусство. Стремление к подражанию античным памятникам в архитектуре и изобразительном искусстве «Каролингского возрождения» на практике ограничилось фрагментарным цитированием раннехристианских и византийских произведений. Каждая из этих традиций вошла в качестве составляющей в искусство западного Средневековья, в становлении которого «Каролингское возрождение» стало одним из важнейших этапов.
«Каролингское возрождение» ознаменовалось масштабным строительством (было возведено 232 монастыря, 65 дворцов, 16 соборов), от которого сохранились лишь единичные постройки. В каролингских базиликах сознательно воспроизводились отдельные черты собора Святого Петра в Риме (ориентация на запад, атриум), которые сочетались с башнями на фасаде, принадлежавшими к собственной традиции франков. В то же время изменения в литургии вызвали к жизни появление новых элементов в церковной архитектуре (двусторонняя ориентация апсид, дополнительные алтари, крипта, вестверк, деамбулаторий, башни над средокрестием и клуатр), навсегда изменивших облик христианской базилики и развитых впоследствии архитектурой романского стиля. О них можно судить по сохранившимся фрагментам построек (церковь аббатства Ковее, 873-885 годы), идеальному плану для монастыря Санкт-Галлен (829 год), данным археологических раскопок перестроенных позднее базилик аббатств Сен-Дени и Фульда (около 790-819 годов), а также по гравюре, воспроизводящей облик церкви монастыря Сен-Рикье в Центуле. Трёхпролётные ворота в Лорше (около 767 года), очертания которых напоминают арку Константина Великого в Риме, также дополняют позднеантичную основу и ордерные элементы орнаментальными мотивами полихромного декора.
Сохранившиеся фрагменты монументальной живописи «Каролингского возрождения» крайне немногочисленны (фрески в церкви Святого Иоанна в Мюстаире, около 800 года; мозаика «Поклонение Ковчегу Завета» в апсиде оратория Жерминьи-де-Пре, до 806 года), но о существовании как церковных, так и светских росписей во дворцах Карла I Великого, Людовика Благочестивого, епископа Теодульфа известно из литературных источников. Основным видом живописи «Каролингского возрождения» является книжная миниатюра. Вследствие централизации и унификации церковной жизни, а также исправления Алкуином текста Вульгаты возникла острая потребность в новых богослужебных книгах. В различных центрах государства были основаны скриптории, где переписывались и иллюминировались рукописи. Ввозимые из Италии и Британии манускрипты, библиотека греческих рукописей, подаренная королю Пипину Короткому папой Стефаном III, предоставили в распоряжение художников широкий выбор образцов. Разнообразие источников определило удивительную стилистич. многогранность каролингской миниатюры. Ведущая роль в её создании принадлежала Палатинскому скрипторию в Ахене, находившемуся под покровительством Карла I. Наряду с образцовыми Евангелиями, евангелариями, сакраментариями и псалтирями, которые затем распространялись по всему государству франков, в нём копировались и светские сочинения («Физиолог», «Феномены» Арата, комедии Теренция, «Психомахия» Пруденция). Евангелия и евангеларии, созданные по придворному заказу, иллюминировались полностраничными изображениями евангелистов, таблицами канонов и отдельными догматическими миниатюрами. Иллюстрации «Евангелария Годескалька» (783 год, Национальная библиотека, Париж), «Евангелия аббатисы Ады» (около 800 года, Городская библиотека, Трир), «Евангелия из монастыря Сен-Медард в Суассоне» (Национальная библиотека, Париж), «Золотого кодекса из Лорша» (Библиотека Ватикана) демонстрируют стремление к примирению к рамках одной композиции полярных художественных тенденций. Абстрактный, плоскостно-орнаментальный стиль англо-ирландского искусства взаимодействует с мотивами, скопированными из античных рукописей и сохраняющими позднеантичный иллюзионизм своих объёмно-пространственных форм. «Венское коронационное Евангелие» (конец VIII века, Художественно-исторический музей, Вена), с которым впоследствии был похоронен император Карл I, и «Ахенское Евангелие» (около 820 года, сокровищница Ахенского собора), напротив, восходят к греческой (александрийской) традиции и, вероятно, были выполнены греческим мастером. Их отличает мягкий живописный иллюзионизм эллинистические миниатюры.
Последняя традиция была унаследована скрипторием Реймса (работавшим под покровительством архиепископа Эббо), к которому после смерти Карла I перешла роль главного центра книжной миниатюры. Стремление к динамике и экспрессии преображает в линейный графический стиль эскизную беглость греческих рукописей, служивших образцом для миниатюриста «Евангелия Эббо» (около 816-835 годов, Городская библиотека Эперне). Шедевром реймсской школы является «Утрехтская Псалтирь» (816-834 годы, университетская библиотека, Утрехт), уникальная по количеству иллюстраций, характеру иллюстрирования, буквально переводящему в визуальные образы все метафоры псалмов, и по характеру исполнения: лёгкость и беглость штриха, свободная непринуждённость рисунка коричневым бистром, очевидно, восходят к эллинистическим прототипам. Переживший упадок после изгнания Эббо, реймсский скрипторий возродился во 2-й половине IX века, когда в нём была создана «Библия Сан-Паоло-фуори-ле-Мура» (около 870 года, сокровищница церкви Сан-Паоло-фуори-ле-Мура, Рим).
В середине IX века при поддержке Карла II Лысого достиг своего расцвета скрипторий при церкви Сен-Мартен в Туре, в котором было положено начало повествовательным иллюстрациям Библии в виде фронтисписов, предварявших собой отдельные книги Библии («Библия Мутье-Гранваль», около 840 года, Британская библиотека, Лондон; «Библия Вивиана», 846 год, Национальная библиотека, Париж; «Библия Карла Лысого», середина IX века, Национальная библиотека, Париж). Отличительной чертой рукописей, созданных в скриптории Меца под патронажем епископа Дрого, является фигурный инициал, увитый листьями аканта и заключающий в себе отдельные фигуры и сцены («Сакраментарий Дрого», около 850 года, Национальная бибилиотека, Париж).
Отсутствие монументальной скульптуры компенсировалось разнообразием форм малой пластики. Дух и амбиции «Каролингского возрождения» отражает бронзовая статуэтка Карла I (начало IX века, Лувр, Париж), представленного на коне наподобие римских императоров, однако с регалиями императора франков (в диадеме, с мечом и державой). Резные пластины из слоновой кости, напрямую связанные с раннехристианскими и византийскими традициями работы в этом материале, стилистически близкие книжной миниатюре того времени, создавались в Ахене и Меце, использовались в качестве книжных окладов («Евангелие из Лорша», «Псалтирь Даогульфа», около 783-795 годов). В Ахене была возрождена античная техника литья из бронзы (двери Ахенской капеллы). О расцвете ювелирного искусства свидетельствуют драгоценные оклады (оклад «Евангелия Линдау», около 800 года, Библиотека и музей П. Моргана, Нью-Йорк), литургические сосуды и реликварии («реликварий Пепина», сокровищница собора в Конке, Франция), объединяющие традиции полихромного стиля, ирландскую орнаментику, византийскую технику перегородчатой эмали и цитаты из античной образности. «Каролингское возрождение» вдохнуло новую жизнь в античное искусство глиптики (инталии из горного хрусталя).
В эпоху «Каролингского возрождения» было сформулировано отношение к иконопочитанию, которое оказало значительное влияние на западную культуру. Франкфуртский (794 год), а затем Парижский (839 год) соборы, рассматривавшие эту проблему, не отвергли иконы полностью, но в то же время не приняли их культ: предпочтение было отдано почитанию священных предметов (реликвий).
Дополнительная литература:
Fleckenstein J. Die Bildungsreform Karls des Grossen als Verwirklichung der Norma rectitudinis. Freiburg, 1953;
Patzelt E. Die karolingische Renaissance. [2. Aufl.]. Graz, 1965;
Karl der Grosse: Werk und Wirkung. [Kаt.]. Aachen, 1965;
Morrisson K.F. The church, reform and Renaissance in the early Middle Ages // Life and thought in the early Middle Ages / Ed. R. S. Hoyt. Minneapolis, 1967;
Braunfels W. Die Welt der Karolinger und ihre Kunst. Münch., 1968;
Ullmann W. The Carolingian Renaissance and the idea of kingship. L., 1969;
Hubert J., Porcher J., Volbach W. The Carolingian Renaissance. N. Y., 1970;
Riché P. Éducation et culture dans l’Occident barbare (VI–VIII siècles). 3 éd. P., 1973;
Trompf G.W. The concept of the Carolingian Renaissance // Journal of the History of Ideas. 1973. Vol. 34. P. 3–26;
Mütherich F., Gaehde J. E. Karolingische Buchmalerei. Münch., 1976;
McKitterick R. The Frankish church and the Carolingian reforms, 789–895. L., 1977;
Fichtenau H. The Carolingian Empire. Toronto; Buffalo, 1978;
Bullough D. The age of Charlemagne. 2nd ed. N. Y., 1980;
Heitz C. L’Architecture religieuse carolingienne: les formes et leurs fonctions. P., 1980;
Guerreau-Jalabert A. La «Renaissance carolingienne»: modèles culturels, usages linguistiques et structures sociales // Bibliotheque de l’Ecole des chartes. 1981. Vol. 139. № 1;
Riché P. Les Carolingiens. Une famille qui fit l’Europe. P., 1983;
Contreni J.J. Carolingian learning masters and manuscripts. Aldershot, 1992;
Brown G. The Carolingian Renaissance // Carolingian culture: emulation and innovation. Camb., 1994;
Нессельштраус Ц.Г. Искусство раннего средневековья. СПб., 2000.
Иллюстрации:
Трон Карла I Великого. Кафедральный собор. Ахен (Германия).
Евангелист Иоанн. Миниатюра из «Евангелия из Фульды». 2-я четверть IX века. Университетская библиотека. Эрланген (Германия).
Евангелисты. Миниатюра из «Ахенского Евангелия». Около 820 года. Сокровищница кафедрального собора. Ахен (Германия).
Ворота в Лорше. Около 767 года.
Евангелист Лука. Миниатюра из «Евангелия аббатисы Ады». Около 800 года. Городская библиотека (Трир).