Что называют географической средой какие комплексы ее образуют кратко география 7 класс
Что называют географической средой какие комплексы ее образуют?
Что называют географической средой какие комплексы ее образуют.
Какие природные комплексы называют антропогенными?
Какие природные комплексы называют антропогенными?
Что называют географической средой?
Что называют географической средой?
Равнозначна ли она географической оболочке?
Ребята пожалуйста помогите!
На какие крупные природные комплексы делится географическая оболочка?
На какие крупные природные комплексы делится географическая оболочка?
Какие природные комплексы называются природными зонами?
Какие природные комплексы называются природными зонами?
Какие природные комплексы называются природными зонами?
Какие природные комплексы называются природными зонами?
Из каких частей состоит географическая среда?
Из каких частей состоит географическая среда?
Назовите антропогенные элементы географической среды.
Какие из них есть в вашей местности.
В течение какого Времени формировался и продолжает формироваться облик Земли?
В течение какого Времени формировался и продолжает формироваться облик Земли?
2. Что такое географическое положение?
Назовите его составляющие.
3. В чем причины образования на Земле выступов материков и океанических впадин?
4. Что такое литосферная плита?
Где расположены границы плит?
5. Как определяют возраст горных пород?
6. Какое практическое значение имеют знания о литосферных плитах?
7. Что называют географической средой?
Какие комплексы её образуют?
8. Чем обусловлено единство и целостность природного комплекса?
В чем причины их различий?
Приведите пример, тех и других комплексов.
2) Что такое географическое положение?
Что такое географическая оболочка природный комплекс?
Что такое географическая оболочка природный комплекс.
Презентация по географии по теме «Географическая среда, 7 класс
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
7 класс, урок 4 Географическая среда – земное окружение человечества МБОУ «СОШ №1 г.Харабали им. М.А. Орлова» Астраханской области
Эпиграф к уроку Окружающая нас природа представляет собой систему, несравненно более сложную, чем самая сложная из машин. Для сохранения и улучшения этой сложнейшей системы нужно знать много. Очень много. Чтобы накопить знания, нужно работать долго и упорно. И.Н. Шрира
Размещение населения на Земле
Географическая оболочка Географическая оболочка — целостная и непрерывная оболочка Земли, где её составные части: верхняя часть литосферы (земная кора), нижняя часть атмосферы (тропосфера, стратосфера), вся гидросфера и биосфера, а также антропосфера — проникают друг в друга и находятся в тесном взаимодействии. Между ними происходит непрерывный обмен веществом и энергией. Основные свойства ГО: целостность ритмичность зональность
Географическая среда Географическая среда— часть земного пространства, в которой человеческое общество находится в наше время в непосредственном взаимодействии, то есть та часть Земли, которая связана и вовлечена в процесс жизнедеятельности людей. Часть географической оболочки, включенная в сферу человеческой деятельности и составляющая необходимое условие существования общества.
Виды комплексов Природный комплекс Промышленный комплекс Урбанизированный комплекс Природно-антропогенный комплекс Культурный комплекс Деградированный комплекс
Пути сохранения географической среды
Вопросы Каковы различия между географической оболочкой и географической средой? Есть ли разница в их возрасте? Приведите примеры влияния природы на жизнь людей. Какие антропогенные элементы географической среды есть в вашей местности? Какое влияние оказывает географическая среда на духовный мир людей? Приведите примеры каждого способа сохранения географической среды
Домашнее задание Выучить § 3, отвечать на вопросы. Выполнить задание Школы географа-страноведа.
Информационные источники http://s.neznaka.ru/images/original/7/220027/55104a42e8b70e420d8b859d.jpg карта плотности населения мира http://newpix.ru/wp-content/uploads/2012/03/beautiful-nature-10.jpg горное озеро http://mykartinka.ru/_ph/14/227427995.jpg?1472020862 поле http://www.fotokonkurs.ru/uploads/photos/contests/2010/12/03/1/36945816c24a080aa095507cfb983870/1024.jpg промышленный пейзаж http://yasenevomedia.ru/upload/iblock/3a3/3a30d418275ed2e59f1c90b782866b4e.JPG парк http://pixdaus.com/files/items/pics/0/10/19010_96a4fb6c22ef209908347cdef588f031_large.jpg город http://www.ekois.net/wp/wp-content/iimages/POPs/__1057___1054___1047__056.jpg деградированное пастбище
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
География: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1042021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Минпросвещения намерено расширить программу ускоренного обучения рабочим профессиям
Время чтения: 2 минуты
В России планируют создавать пространства для подростков
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Апробацию новых учебников по ОБЖ завершат к середине 2022 года
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Географическая оболочка Земли: определение, состав, строение и границы для урока 7 класс
География – эта наука о внутреннем и внешнем строение Земли, изучающая природу всех континентов и океанов. Главным объектом изучения являются различные геосферы и геосистемы.
Введение
Географическая оболочка или ГО – одно из основных понятий географии как науки, введенное в оборот в начале XX века. Оно обозначает оболочку всей Земли, особую природную систему. Географической оболочкой Земли называют целостную и непрерывную оболочку, состоящую из нескольких частей, которые взаимодействуют друг с другом, проникают друг в друга, постоянно обмениваются друг с другом веществами и энергией.
Рис 1. Географическая оболочка Земли
Есть похожие термины, с узкими значениям, используемые в трудах европейских учёных. Но они не обозначают природною систему, лишь совокупность природных и общественных явлений.
Этапы развития
Географическая оболочка земли пережила ряд определённых этапов в своём развитии и формировании:
Состав географической оболочки Земли
Географическая оболочка – это система планеты, которая, как известно, имеет форму шара, приплюснутого с обеих сторон шапками полюсов, с длинной экватора более 40 т км. ГО имеет определённую структуру. Она состоит из взаимосвязанных друг с другом сред.
Структурный элемент | Определение |
Земная кора | Внешняя твердая оболочка Земли, соседствующая с мантией, взаимодействующая с гидросферой и всеми частями атмосферы (непосредственно с тропосферой). |
Тропосфера | Нижняя часть атмосферы (наиболее изучен). |
Стратосфера | Слой атмосферы, который располагается на высоте от 11 до 50 км. |
Биосфера | Оболочка Земли, заселенная живыми организмами. |
Гидросфера | Водная оболочка Земли, совокупность всех водных запасов. |
Антропосфера или ноосфера | Оболочка, заселенная людьми или сфера взаимодействия человека и природы. |
Некоторые специалисты разделяют ГО на четыре сферы (которые в свою очередь тоже делятся):
Строение географической оболочки в любом случае не условно. Она имеет чёткие границы.
Верхние и нижние границы
Во всей структуре географической оболочки и географических сред прослеживается чёткая зональность.
Закон географической зональности предусматривает не только разделение всей оболочки на сферы и среды, но и разделение на природные зоны суши и океанов. Интересно, что такое разделение закономерно повторяется в обоих полушариях.
Зональность обусловлена характером распространения энергии Солнца по широтам и интенсивностью увлажнения (разного в разных полушариях, материках).
Естественно, можно определить верхнюю границу географической оболочки и нижнюю. Верхняя граница расположена на высоте 25 км, а нижняя граница географической оболочки проходит на уровне 6 км под океанами и на уровне 30-50 км на континентах. Хотя, необходимо отметить, что нижняя граница – условна и до сих пор ведутся споры по её установке.
Даже если брать верхнюю границу в районе 25 км, а нижнюю – в районе 50 км, то, по сравнению с общими размерами Земли, получается нечто вроде очень тонкой плёнки, которая покрывает планету и защищает её.
Основные законы и свойства географической оболочки
В этих границах географической оболочки действуют основные законы и свойства, её характеризующие и определяющие.
Характеристики оболочек Земли, входящих в ГО
Атмосфера
Атмосфера важна для сохранения тепла, а значит и жизни на планете. Также она защищает всё живое от ультрафиолета, влияет на почвообразование и климат.
Размер этой оболочки от 8 км до 1 т км (и более) в высоту. В её состав входят:
Атмосфера в свою очередь делится на несколько взаимосвязанных слоёв. Их характеристики представлены в таблице.
Название слоя | Высота | Характеристика |
Тропосфера | 8-12 км | Ответственна за выпадение осадков, климат, движение воздушных масс, в составе очень много водяного пара |
Стратосфера | 12-55 км | Ответственна за защиту земли от УФ – излучения, в составе много озона (озоновый слой) |
Мезосфера | 55-88 км | Пониженная плотность воздуха |
Ионосфера | 80-1000 км | Наполнена заряженными молекулами газа |
Верхняя атмосфера | Более 1000 км | Большая скорость движения молекул, часть которых проникает в космос. |
Все оболочки земли схожи. Например, в них встречаются все типы агрегатных состояний веществ: твёрдые, жидкие, газообразные.
Рис 2. Строение атмосферы
Литосфера
Твердая оболочка земли, земная кора. Имеет несколько слоёв, которые характеризуются разной мощностью, толщиной, плотностью, составом:
Предельная глубина литосферы – 2900 км.
Из чего состоит литосфера? Из твёрдых тел: базальт, магний, кобальт железо и другого.
Гидросфера
Гидросферу составляют все воды Земли (океаны, моря, реки, озера, болота, ледники и даже подземные воды). Располагается она на поверхности Земли и занимает более 70% пространства. Интересно, что существует теория, согласно которой в толще земной коры содержатся большие запасы воды.
Существует два типа воды: солёная и пресная. В результате взаимодействия с атмосферой, при конденсате, соль испаряется, тем самым обеспечивая сушу пресной водой.
Рис 3. Гидросфера Земли (вид океанов из космоса)
Биосфера
Биосфера – это самая «живая» оболочка земли. Она включает в себя всю гидросферу, нижнюю атмосферу, поверхность суши и верхний литосферный слой. Интересно, что живые организмы, заселяющие биосферу, ответственны за накапливание и распределение энергии солнца, за миграционные процессы химических веществ в почве, за газообмен, за окислительно – восстановительные реакции. Можно сказать, что атмосфера существует только благодаря живым организмам.
Рис 4. Составляющие биосферы Земли
Примеры взаимодействия сред (оболочек) Земли
Примеров взаимодействия сред очень много.
Что мы узнали?
Понятие «географическая оболочка» спорное, определение термина достаточно сложное, но, несмотря на то, что его использование периодически критикуется, до сих пор используемый. На уроках географии в 7 классе подробно разбирается структура географической оболочки, кратко рассказывается о сложном процессе взаимодействия сред, объясняется, что географическая оболочка является объектом исследования географии и отраслевых наук.
Что называют географической средой какие комплексы ее образуют кратко география 7 класс
Подробное решение параграф § 3 по географии для учащихся 7 класса, авторов Душина И.В., Смоктунович Т.Л. 2017-2021
1. Назовите компоненты природы. Выделите среди них главные.
Компоненты природы — земля, недра, почвы, поверхностные воды, подземные воды, атмосферный воздух, растительный мир, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.
2. Что такое природный комплекс?
Природный комплекс — совокупность природных предметов, явлений или свойств, образующих одно целое. Это географическое понятие, которое обозначает ряд взаимосвязанных между собой компонентов природы.
3. Что вы знаете о географической оболочке?
Географическая оболочка — внешний слой планеты Земля, который представляет собой единое целое.
4. Каков ее состав и строение?
Состав: литосфера, гидросфера, биосфера и атмосфера. В ней происходит непрерывный круговорот и обмен веществ и энергии.
В результате взаимодействия компонентов географическая оболочка обладает присущими только ей свойствами. В ней есть живые организмы, почвы, зеленые растения усваивают солнечную энергию, которая идет на процессы образования органических веществ из неорганических.
Вопросы и задания после параграфа
1. Что называют географической средой? Равнозначна ли она географической оболочке?
Географическая среда – это освоенная человеком часть географической оболочки. Географическая среда оказывает значительное влияние на развитие общества. По мере научно-технического прогресса географическая среда все больше используется людьми, что остро ставит проблемы взаимодействия природы и общества, охраны природы.
2. Из каких частей состоит географическая среда? Назовите антропогенные элементы географической среды. Какие из них есть в вашей местности?
Географическая среда — это совокупность природных условий, которые окружают человеческое общество. Она состоит из земной коры, тропосферы, (нижней части атмосферы), гидросферы, почвенного покрова, растительного и животного мира.
Антропогенные элементы географической среды — парки, пруды, любые ландшафты техногенных зон, городские, впрочем все населенные пункты, берега водоемов, оборудованные для купания, их количество увеличилось вследствие хозяйственной деятельности человека, техногенной эволюции.
В Челябинской области есть парки (им. Гагарина, им.Пушкина), песчаные карьеры, искусственные водоемы.
Урок по географии » Географическая оболочка и её свойства» (7 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Конспект урока по теме « Географическая оболочка Земли и её свойства»
Цель: Способствовать формированию знаний о географической оболочке, ее свойствах
и о природных комплексах.
Тип урока : Урок изучения нового материала
— Сформировать представление о географической оболочке и ее свойствах;
— продолжить работу по обучению учащихся решать проблемные вопросы, обобщать материал и делать выводы;
-Создать условия для развития познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
— развивать познавательную активность, расширять кругозор, воспитывать бережное отношение к природе.
Формы организации : фронтальная, индивидуальная и групповая.
Средства обучения : учебники : «География: материки, океаны, народы и страны» Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А., р аздаточный материал для индивидуальной и групповой работы, таблицы «Строение географической оболочки», «Природный комплекс зоны влажных экваториальных лесов и круговорот веществ в нем», «Природный комплекс зоны саванн и круговорот веществ в нем», атласы.
Сопоставлять границы географической оболочки с границами других оболочек Земли.
Обосновывать проведение границ.
Объяснять свойства географической оболочки.
Приводить примеры взаимодействия внешних оболочек Земли в пределах географической оболочки.
Анализировать, сравнивать и обобщать факты.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.
Выдвигать версии решения проблемы, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Оценивать собственные поступки и поступки других людей по отношению к природе.
Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, воспитывать чувство долга- сохранить природу.
I . Организация класса, приветствие, создание доброжелательной рабочей обстановки в классе, проверка готовности рабочих мест.
— Проверим готовность рабочего места к уроку.
3. Актуализация знаний.
Какие оболочки Земли вы изучали? (биосферу, гидросферу, литосферу)
А какая из них твердая? (литосфера) Жидкая? (гидросфера) Газообразная? (атмосфера)
Назовите живую оболочку Земли. (биосфера)
А оболочки существуют отдельно друг от друга (нет, они взаимодействуют друг с другом)
– Что мы будем изучать на уроке? Какая тема урока? ( Географическая оболочка )
-Откройте тетради и запишите тему и план урока в тетрадь. Для этого откройте учебники, найдите §13. (Делают записи в тетради)
— На доске, ребята, вы видите, записан вопрос: «Чему сегодня я могу научиться на уроке?» Сформулируйте для себя цель, и запишите себе в тетрадь. В конце урока вы проверите, достигли ли вы своей цели. На столе у вас лежат листы самоконтроля. Не забывайте себя оценивать.
— Переходим к рассмотрению первого пункта плана – Строение географической оболочки.
— Из каких слоев состоит наша Земля? (Литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера)
— Молодцы, знаете. Когда наша планета сформировалась, 4,5 млрд.лет назад, одной из земных оболочек не было. Скажите, какая из земных оболочек появилась позже всех? (Биосфера)
— А сейчас, давайте ответим на вопросы в начале § 13. (Уч-ся читают и отвечают на вопросы)
-Закройте учебники. Используя те знания, которые мы вспомнили, попытайтесь ответить на вопрос. Что такое географическая оболочка? (Уч-ся пытаются ответить)
— Можно ли провести границы между земными оболочками? (Нет) Почему? (Потому что вещество одной оболочки проникает в другие)
-Границы географической оболочки выражены нечетко, поэтому ученые определяют их по-разному. Чаще всего считаю, что границы совпадают с границами распространения жизни.
— Приведите примеры, где вы это видели в природе. (Пытаются ответить)
— Давайте тогда попытаемся ответить на вопрос- что же такое географическая оболочка? (Если учащиеся затрудняются дать определение, то находят его в тексте и записывают в тетрадь)
-Географическая оболочка является самым крупным природным комплексом нашей планеты.
-Переходим к рассмотрению рисунка на доске. Перед вами рисунок «Строение географической оболочки». Давайте скажем, как же устроена географическая оболочка? (Один из уч-ся отвечает)
— Сделайте рисунок в тетрадях. Раскрасите его дома. ( Уч-ся зарисовывают)
— Выполнили? А теперь еще раз повторим части ГО.(Учитель показывает на доске, а уч-ся хором отвечают)
2. Свойства географической оболочки. – А теперь поговорим о свойствах географической оболочки. Это второй пункт нашего плана.
Учитель рассказывает о компонентах ГО, свойствах веществ.
-Любое явление существует и развивается благодаря, какому-то источнику энергии. Какому? Да, именно солнечное излучение дает Земле 99,8% всего получаемого тепла. Часть его отражается верхними слоями атмосферы, и где-то лишь 40% достигает земной поверхности.
— Какие природные процессы на Земле вызывает приток солнечной энергии? 1) Солнце нагревает поверхность суши: от нее нагревается воздух, образуются облака; поднимаясь вверх, воздух все больше охлаждается, образуются осадки.
2) Солнечные лучи нагревают поверхность океана, в результате испарения над его поверхностью образуются облака.
3) Солнечные лучи неравномерно нагревают земные участки, образуются области разного атмосферного давления, возникает ветер, воздушные массы начинают перемещаться.
4) Под влиянием солнечных лучей возникают тропические ураганы, смерчи, циклоны.
5) Все тела на поверхности нагреваются и охлаждаются, в результате происходит выветривание, изменяется рельеф Земли.
6) Только при солнечном свете зеленые растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород.
-Какие еще горные породы являются для нас хранителями солнечного тепла прошлых лет? (Каменный уголь, нефть, газ, горючие сланцы)
Исходя из вышеперечисленных, можно сделать вывод: Все компоненты географической оболочки связаны между собой, благодаря круговороту веществ и энергии – это главный механизм природных процессов.
Итак, свойства географической оболочки запишем в тетради:
3) Зональность – закономерная смена природных комплексов при переходе от экватора к полюсам.
-Что такое географическая оболочка?
-Что такое природные ресурсы?
-Какие свойства характерны для географической оболочки?
Домашнее задание. П. 14, вопросы на странице 109. Составить схему природные ресурсы и их виды.
А теперь подведем итоги ( рефлексия ).