Что называют эпохой средневековья
Средние века
Средние века, или Средневековье, — исторический период всемирной истории, который следует после Античности и предшествует Новому времени.
Конец есть начало
Началом исторического периода, который мы называем Средневековьем, историки считают Переворот Одоакра: вождь отряда варваров-наемников отстранил от власти последнего императора западной части Римской империи Ромула Августа, провозгласив себя властителем Италии. Знаки императорского достоинства (диадема и пурпурная мантия) были отосланы Одоакром в Константинополь, и с этого времени византийский император, прежде глава лишь восточной части римского государства, стал считаться формальным правителем всей империи. Так в 476 г. с падением Западной Римской империи завершился период, который мы сегодня называем эпохой Античности, и появились первые признаки удивительного, насыщенного событиями времени, которое пристрастные потомки назовут Средними веками.
О событии, ознаменовавшем окончание Средневековья, нет единого мнения. Используют разные эпизоды: открытие Америки Колумбом (1492 г.), начало Английской буржуазной революции (1640 г.), окончание Тридцатилетней войны (1648 г.) и даже начало Великой французской революции (1789г.).
Этапы Средневековья
Между Античностью и ее возрождением
Термин «Средние века» предложил итальянский философ-гуманист Флавио Бьондо в 1454 г. До него этот период называли Темными веками (как и гораздо более раннюю эпоху истории Древней Греции). Гуманисты Возрождения считали Средневековье пограничным временем между Античностью, которой они восхищались, и современной им эпохой.
Церковь — культурная и объединяющая сила
Культурную роль Христианской Церкви в раннем Средневековье невозможно переоценить. Аббаты и епископы — священники высокого ранга — управляли городами и хозяйствами в сельской местности, а порой, в отсутствие властителей, становились регентами целых государств, как, к примеру, французский аббат Сугерий, один из основоположников готического стиля. После распада Римской империи именно Христианская Церковь объединяла многонациональные Европу и Византию. В монастырях сохранялась грамотность, велись летописи, переписывались книги, развивались науки и искусства.
Монархии и республики
В Средневековье большинство государств представляло собой монархии. Основатели средневековых династий являлись, прежде всего, военными вождями. Республиканский строй был в Венеции, Генуе, Новгороде. Эти и ряд других городов с прилежащими территориями были феодальными республиками.
Наветы потомков
Средневековье было временем суровых испытаний, периодом смешения культур, но «темными» и «дикими» эти века потомки нарекли несправедливо. В то время при монастырях и дворах правителей изучались трактаты Аристотеля, создавались научные труды и выдающиеся произведения литературы и искусства, строились университеты и готические соборы. Велик был и процент грамотного населения, ведь все христиане должны читать и знать наизусть слово Божье.
Университеты
В Средние века во многих городах возникли университеты. В исламском мире в марокканском городе Фес еще в 859 г. был открыт университет Аль-Карауин. В Европе в итальянском городе Салерно в X в. была образована медицинская школа, на базе которой потом появился университет. Но все же первыми западноевропейскими университетами считаются Болонский (1088 г.) и Парижский (официально признан королем в 1200 г.). Изучали там философию, богословие, право и медицину, а также алхимию предшественницу химии — и другие естественные науки.
Семь свободных искусств
Средневековые ученые унаследовали от Античности систему учебных дисциплин — так называемые семь свободных искусств. Это грамматика, риторика, логика (тривиум), арифметика, геометрия, музыка и астрономия (квадривиум). Семь свободных искусств изучали на младшем факультете — искусств, по окончании которого студенты могли поступить на один из старейших факультетов — медицинский, юридический или богословский.
6 причин, по которым Средневековье не было таким уж тёмным временем, как принято считать
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
1. Термин «Тёмные века» возник в поздний период, благодаря учёным, которые слишком предвзято относились к Древнему Риму
Это произошло после того как германские племена завоевали Римскую империю. На всей территории они уничтожили римские традиции, заменив их своими. Негативный взгляд на эту эпоху сформировался под влиянием сохранившихся текстов того времени. Такие авторы, как святой Иероним, святой Патрик, Григорий Турский и прочие были просто зациклены на Риме. Именно благодаря им всё стало рассматриваться в исключительно дурном свете.
Отчасти они были правы, ведь были утеряны многие инновации. Уровень грамотности упал в сравнении с Древним Римом. Но сказать, что наука и образование не развивались, нельзя. Учёные эпохи Возрождения, как например, Петрарка, обрисовывали Рим и Древнюю Грецию, как верх человеческих достижений во всех областях. Они бесконечно романтизировали это безвозвратно ушедшее время и полностью отвергали настоящее. Многие писатели и философы тех времён просто не замечали великих лидеров, научных достижений и шедевров искусства, живя прошлым.
2. Церковь заняла место Римской империи и стала самой могущественной силой в Европе
Когда пал Рим, в Европе не было властной централизованной политической структуры, которая могла бы заменить его. Исключение составил лишь короткий период правления Карла Великого. Но свято место пусто не бывает. Таким институтом власти стала церковь. Своё главенствующее место ей удалось занять благодаря развитию монашества. Это движение родилось в 3 веке, его родоначальником был Антоний Египетский. Период наибольшего расцвета монашества пришёлся на 10-13 века.
Все монархи того времени имели тесные взаимоотношения с церковью. Власть полностью опиралась на религиозные институты. В это время значительно вырос авторитет Римской католической церкви в лице пап. Короли и королевы не могли ничего решать без их одобрения. В отличие от времён Римской империи ни о какой монополизации власти правителями речи не шло. Мощный рычаг влияния в лице церкви нёс вполне позитивные последствия. Ограничение королевской власти, а позже принятие Великой хартии вольностей и рождение английского парламента – стали важными вехами в мировой истории.
3. Рост монашества имел важные последствия для более поздних западных взглядов и формирования ценностей
Доминирование церкви в раннем средневековье было основной причиной, по которой более поздние учёные заклеймили этот период как «непросвещённый». Особенно ярко это было описано исследователями протестантской Реформации в 16 веке и эпохи Просвещения в 17 и 18 веках. Эти историки считали, что в этот период церковь оказывает тормозящее воздействие на научный и интеллектуальный прогресс. Они писали о том, что религиозное благочестие полностью подавляет науку и искусство. Но это совсем не было правдой. Раннехристианское монашество поощряло грамотность. При монастырях были школы, где люли обучались различным наукам. Многие средневековые церковники были не только покровителями разных искусств, но и сами были талантливыми художниками, писателями, учёными.
Одним из наиболее влиятельных монахов раннего средневековья был Бенедикт Нурсийский (480-543гг.). Он основал великое аббатство Монтекассино. Его главным правилом, своего рода конституцией, стал письменный кодекс для бенедиктинцев. Он устанавливал стандарты существования и организации для монастыря и общины. Этот свод правил ограничивал власть аббата. Кроме того, Бенедикт говорил, что праздность — это враг души. Монах считал, что все духовные лица должны заниматься всеми видами труда: физическим, интеллектуальным и духовным. Кодекс Бенедикта стал образцом для большинства западных монастырей. Всё это на столетия опередило знаменитые протестантские догмы о трудовой этике.
4. Раннее средневековье было временем подъёма сельского хозяйства
До раннего средневековья процветание сельского хозяйства Европы в значительной степени ограничивалось югом. Там были в основном песчаный и рыхлые почвы. Их легко было возделывать простеньким примитивным плугом. С остальными землями было тяжело. Они почти никак не возделывались. Изобретение тяжёлого плуга, который мог глубоко вспахивать тяжёлую глинистую почву, изменило всё. К 10 веку сельское хозяйство Северной Европы полностью изменилось, весьма активно развиваясь. Ещё одной ключевой инновацией того времени стала сбруя, которую надевали на шею и плечи лошади. Она помогала правильно распределить нагрузку. Лошади оказались намного сильнее и эффективнее быков. Сбруя произвела настоящую революцию как в сельском хозяйстве, так и в развитии передвижения человека. В это же время стали использовать металлические подковы.
Кроме этого, в средние века имело место такое явление, как «тёплый период». Тогда тёплая хорошая погода преобладала. Учёные считают что в сочетании с ключевыми достижениями в области сельскохозяйственных технологий, это отлично способствовало бурному скачку в развитии сельского хозяйства в те века.
5. В исламском мире были достигнуты большие успехи в науке и математике
В исламском мире, напротив, прогресс шёл семимильными шагами. Они сделали большой скачок в развитии математики и других наук. В основном это произошло благодаря тому, что на востоке использовали древнегреческие научные тексты, переведённые на арабский. Впоследствии латинский перевод «Сводной книги по расчётам путем завершения и уравновешивания» персидского астронома и математика 9 века аль-Хорезми познакомил Европу с алгеброй. Открыв первые систематические решения подобных задач, линейных и квадратных уравнений. Система аль-Хорезми подарила науке слово «алгоритм».
6. Каролингское Возрождение пережило бурный расцвет искусства, литературы, архитектуры и науки
Карл, сын Пепина Короткого, унаследовал франкское королевство вместе со своим братом Карломаном, когда Пипин умер в 768 году. Несколько лет спустя скончался Карломан. На своё тридцатилетие Карл получил над всем королевством абсолютный контроль. Истории он известен как Карл Великий или Большой. Этот король вёл многочисленные войны с мусульманами в Испании, баварцами и саксами в северной Германии и лангобардами в Италии. Это, в свою очередь, привело к расширению франкской империи. Как представитель первого германского племени, исповедующего католицизм, Карл Великий серьёзно относился к распространению веры. В 800 году Карл был коронован Папой Львом III в качестве «императора римлян». В конце концов, это превратилось в титул императора Священной Римской империи.
Карл Великий был бесконечно горд носить этот титул. Он старался делать всё для развития сильного государства. Король поощрял возрождение и развитие архитектуры в римском стиле. Монарх продвигал образовательную реформу и обеспечивал сохранение классических латинских текстов.
Ключевым достижением правления Карла Великого было введение стандартного почерка, известного как каролингский миниатюрный шрифт. Благодаря таким нововведениям, как пунктуация, регистр и интервалы между словами, он произвёл подлинную революцию в сфере чтения и письма. Было упрощено производство книг и других документов.
Династия Каролингов просуществовала слишком короткое время. Бесценное же наследие на века обеспечило твёрдую основу для позднего культурного возрождения. Книги, школы, учебные программы и пособия, методы обучения, отношение к науке — всё это было достижениями «тёмных» веков.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Эпоха Средневековья
Сре́дние века́ (Средневеко́вье) — исторический период, следующий после Древнего мира и предшествующий Новому времени. Отечественная и мировая медиевистика считают началом Средневековья крушение Западной Римской империи в конце V века (официально империя прекратила свое существование 4 сентября 476 года, когда Ромул Август отрекся от престола). Относительно конца Средневековья у историков нет единого мнения. Предлагалось считать таковым: падение Константинополя (1453), открытие Америки (1492), начало Реформации (1517), начало Английской революции (1640) или начало Великой Французской революции (1789). В последние годы отечественная медиевистика относит окончание периода Средневековья к концу XV — началу XVI веков. [1] Однако любая периодизация периода носит условный характер.
Содержание
Историография
Терминология
Термин «Средние века» (лат. medium ævum — средний век) был впервые введён итальянским гуманистом Флавио Бьондо в работе «Декады истории, начиная от упадка Римской империи» (1483). До Бьондо доминирующим термином для обозначения периода со времени падения Западной Римской империи до Возрождения было введённое Петраркой понятие «Тёмные века», которое в современной историографии означает более узкий отрезок времени (VI—VIII века).
Гуманисты намеревались обозначить таким образом пограничную эпоху между античностью, которая их вдохновляла, и современным им временем. Так как гуманисты прежде всего оценивали состояние языка, письменности, литературы и искусства, то этот «срединный» период казался им воплощением одичания античного мира, варварства и «кухонной» латыни.
В узком смысле слова термин «Средневековье» применяется только по отношению к западноевропейскому Средневековью. В этом случае данный термин подразумевает ряд специфических особенностей религиозной, экономической и политической жизни: феодальная система землепользования (феодалы-землевладельцы и полузависимые крестьяне), система вассалитета (связывающие феодалов отношения сеньора и вассала), безусловное доминирование Церкви в религиозной жизни, политическая власть Церкви (инквизиция, церковные суды, существование епископов-феодалов), идеалы монашества и рыцарства (сочетание духовной практики аскетического самосовершенствования и альтруистического служения обществу), расцвет средневековой архитектуры — готики. В более широком смысле данный термин может применяться к любой культуре, но в этом случае он обозначает либо преимущественно хронологическую принадлежность и не указывает на наличие вышеперечисленных особенностей западноевропейского средневековья (к примеру — «Средневековый Китай»), либо, наоборот, указывает на исторический период, имеющий признаки Европейского Средневековья (в основном, феодализм), но не совпадающий по хронологии со Средними веками Европы (например, японское Средневековье).
Периодизация
Средневековье условно делится на три основных периода [3] :
Источники
Источники по периоду Средневековья условно подразделяются на пять типов:
Письменные источники в свою очередь подразделяются на:
Тёмные века Средневековья
Тёмные века — историографический термин, подразумевающий период европейской истории с VI по X века. Характерной чертой этого времени называют отставание западного региона от Византии, мусульманского мира и Китая. В настоящее время в западной историографии более широко используется термин Раннее Средневековье, в российской [источник не указан 39 дней] и некоторых других [каких?] историографиях термин практически неизвестен.
Содержание
Источники о Тёмных веках
Источники о Тёмных веках отличаются скудностью, что определяет название эпохи. Наибольшую ценность представляют хроники Григория Турского, Беды Достопочтенного, (псевдо)Фредегара, продолжателей (псевдо)Фредегара, Павла Диакона и Эйнхарда. Кроме собственных писателей Запада, европейской историей интересовались византийцы, особенно Агафий Миринейский, оставивший апологию общественного строя франков, а также арабы.
Грамоты, при помощи которых регулировались имущественные отношения, составляют наибольшую часть актового материала раннего Средневековья. Кроме них, также были известны описи и завещания. Исследователи насчитывают более 1000 обнаруженных грамот. Необходимо помнить при исследовании грамот, что не все из них обязательно являются достоверными. Некоторые грамоты представляют ранние (IX, X век) подделки, сфабрикованные ради обоснования наследственного права на монастырь или виллу.
С XVIII века в исторической литературе Тёмные века считаются «золотым временем агиографии». На самом деле, зачастую, очень сложно отделить меровингское житие от каролингского, а многие меровингские были, вероятно, переписаны во время Каролингского Возрождения.
Материальные остатки раннесредневековой цивилизации также скудны. До VII века Европа не знает самостоятельной чеканки, отсутствие монеты замещается использованием византийских денег (безанов). Постройки раннего Средневековья в большинстве своем не дошли до наших дней: зачастую, в качестве их материала использовалось дерево, многие ранние сооружения были перестроены.
Историография Тёмных веков
Центральной темой в обсуждении Тёмных веков историками остается вопрос о преобладании рабовладельческого или феодального способа производства в эту эпоху.
В современной науке наиболее распространено представление о том, что раннее Средневековье являлось периодом разнообразного, многоукладного хозяйства, в котором существовали параллельно друг другу, причудливо переплетаясь, элементы разлагающегося варварского родоплеменного, находящегося в упадке античного рабовладельческого и нарождающегося феодального укладов, причём в самых различных пропорциях в зависимости от региона.
В этот период всё ещё сохранялись крупные рабовладельческие латифундии (лат. villa ) — в большинстве своем это были ещё старые, доставшиеся варварской знати от провинциальной римской аристократии, поместья. Однако их наличие ещё не является поводом для причисления Тёмных веков не к феодальной, а к рабовладельческой эпохе. Видимо, это уже не были классические рабовладельческие хозяйства, эффективное управление которыми в условиях нехватки образованных людей было сильно осложнено ещё в позднеримскую эпоху. Именно в связи с этим ещё задолго до падения Империи был сделан важнейший шаг в сторону феодализма — появление колоната и перевод в эту форму личной зависимости значительной части сервов. Очевидно, что развитие этих отношений продолжилось и в средние века, с постепенным переходом от рабства в классической форме и колоната — к крепостной зависимости крестьян от сеньора. Наряду с этими крупными хозяйствами, но совершенно независимо от них, среди варваров продолжали существовать свободные крестьяне-общинники, образ жизни которых поначалу мало изменился по сравнению с тем, который вели их дальние предки.
Представляет интерес получивший определённое распространение в европейской историографии тезис бельгийского историка Анри Пиренна, который утверждал, что нашествие варваров не привело к окончательному крушению римского мира. По мнению Пиренна, германские государства экономически оставались тесно связаны с Византией, образуя зону влияния константинопольской империи. Историк утверждал, что Запад оставался в ситуации Тёмных веков до тех пор, пока не был отрезан арабскими завоеваниями от византийской торговли, что подвигло его на вынужденную трансформацию. Политические центры европейского мира отодвинулись к Северу, язычество было искоренено, роль папства возросла, рабовладение было окончательно вытеснено крепостным правом, восстановлена Империя; на месте позднеантичного мира стала выстраиваться классическая средневековая феодальная система.
Аграрная цивилизация
Запад раннего Средневековья переживает упадок городов. Самым значительным признаком кризиса оказывается переезд варварских монархов из городов в резиденции-латифундии. Большинство раннесредневековых грамот было подписано королями именно там. В сельских же резиденциях монархи предпочитали хранить свои сокровища. Минуя города, аристократы германцев путешествовали в сельской местности между виллами, оставаясь в каждой из них до полного исчерпания припасов.
Запад Тёмных веков выступает как экономическая периферия Восточной Римской империи. На фоне упадка городов монархи варваров закупают на Востоке ремесленные товары, подражают римской моде и сохраняют свои сокровища в византийской монете.
Церковь
На эпоху Тёмных Веков выпадает ослабление влияния римских Пап. В результате варварских нашествий часть Запада возвращается к язычеству, что особенно касается западно-балканских регионов и Британии. В то же время византийское христианство добивается впечатляющих успехов в Ирландии, однако ирландская церковь сохраняет независимость от папства.
В VII веке Риму удается ликвидировать ирландскую, а также уэльскую церковную независимость и отменить церковные обычаи кельтов, бросавшие вызов общецерковному стандарту. Ирландцы ставили аббата выше епископа, проводили службы с переносными алтарями, и, по легендам, рукополагали в епископы женщин. Несмотря на это, духовная миссия ирландских монахов на континенте существенно способствовала христианизации Запада VI—VII веков.
Римская церковь и Вселенские соборы
На эпоху Тёмных веков выпадают V, VI и VII Вселенские соборы. В отличие от восточных патриархов, на всех из них римский понтифик отстаивал позицию, в дальнейшем признанную ортодоксальной. В XIX веке это дало основание доктрине о непогрешимости римского папы, выступающего ex cathedra, то есть трактующего христианское учение.
Тем не менее папа Гонорий I выступил в поддержку ереси монофелитства. Согласно средневековому преданию, папа попал в ад, согласно мнению Римской курии, совершил ошибку в связи с незнанием греческого языка.
Ереси
Самой значительной ересью Тёмных веков было арианство. Арианские королевства вестготов, остготов, бургундов и вандалов занимали к 500 году большую часть территории Запада. VI век стал временем крушения арианства. Государства остготов и вандалов были уничтожены ортодоксальными византийцами, бургундов — ортодоксальными франками, вестготы при короле Реккареде приняли католическую веру. Причиной краха арианской государственности было то, что большинство жителей варварских государств остались верны религии константинопольского патриарха и римского папы, чем воспользовались Византия и франки, чтобы дестабилизировать соседние регионы изнутри.
К Тёмным векам относятся первые признаки пробуждения народной ереси. В VIII веке крестьянский еретик Альдеберт (en:Adalbert (mystic)) проповедовал, что был направлен Иисусом Христом и раздавал кусочки своей одежды верующим женщинам. Последователи ходили за Альдебертом во множестве, а сам он сочинил молитву неизвестным христианским ангелам, чьи имена имеют предположительно гностическое происхождение. После суда над Альдебертом Римская церковь запретила молитвы любым ангелам, кроме упомянутых в Библии.
Византия
В результате завоеваний Юстиниана Византия восстанавливает контроль над римской Западной Африкой, Италией, южными провинциями Испании и Балеарскими островами, но неожиданное вторжение лангобардов заставляет византийцев отступить. Византия учреждает жесткую опеку над римским папой, который после избрания должен был получить одобрение византийского императора и выплатить ему вознаграждение. Из-за трудностей путешествия римские папы, зачастую, получали санкцию у византийского наместника, который после лангобардского нашествия поселился к востоку, в Равенне, и носил титул экзарха.
Арабские завоевания привели к массовому бегству греков из византийских провинций в Италию. С VII по VIII век папский престол занимают, главным образом, греки, а духовная жизнь Италии испытывает сильное византийское влияние. Греки играют важную роль в миссионерской политике Рима. Один из эмигрантов, Феодор, принял участие в крещении Англии, утвердив приоритет между её прелатами за архиепископом Кентерберийским.
Тем не менее греческие Папы, так же, как и другие, тяготились византийской властью и её неспособностью справиться с лангобардской опасностью. Начиная с папы Григория III (741 г.) понтифики ищут союза с ортодоксальными франками в ущерб интересам Византии.
Христианизация
Под действием варварских нашествий слабая епархиальная организация некоторых регионов рушится. Британия, направлявшая делегатов на I Вселенский собор, становится почти полностью языческой. Степень христианизации сельского населения ко времени варварских нашествий остается в значительной степени неисследованным вопросом. Так или иначе, в начале VII века св. Аманд крестил язычников в окрестностях крупных галльских городов, часть из крещенных он выкупил из рабства.
Обращение Британии начинается с германского королевства Кент, связанного по своим торговым отношениям с Галлией (конец VI века). Остальные германские государства Британии принимают крещение в течение VII века. При этом кельтские государства Уэльса и ирландские колонии на территории Шотландии сохраняли христианскую веру, подвергшуюся изменениям вследствие изоляции.
Крещение Германии открывается событиями VIII века, решающую роль в которых сыграл св. Винфрид, а завершается насильственным обращением саксов воинами Карла Великого. В VIII веке начинается обращение в христианство первых славян — альпийских (связанных по родству с нынешними словенцами).
Недостаток централизованного прозелитизма (и государственной религиозной политики) заметно отличал Тёмные века от Каролингского времени.
Культ святых
Варварские короли, недобрые нравом, редко добивались канонизации. Почти единственное исключение — монарх франков Гунтрамн, сравнивавшийся по мудрости с Соломоном, так и не был канонизирован. Тем не менее в государстве франков почитался король Сигеберт III.
Наибольшей популярностью среди всех святых Запада пользовался св. Мартин Турский. По легенде, в один из дней святой встретил нищего, и нищий стал умолять его, чтобы святой дал ему что-нибудь из своей одежды, дабы прикрыть лохмотья. Мартин разрезал свой плащ на две части и передал просившему одну. На следующую ночь епископу был сон, что в тот день Иисус Христос предстал перед ним в виде нищего. Вторая часть плаща св. Мартина Турского стала реликвией Меровингов и называлась «капа». Короли франков брали капу в боевые походы, где она должна была сохранить их от опасности. Священник, отправляющийся вместе с войском, со временем стал называться капеллан, то есть «хранитель капы».
Аббатство св. Мартина было одним из богатейших монастырей Запада. Чтобы спасти его от разграбления, Карл Мартелл вывел войска на дорогу между Туром и Пуатье, по которой передвигались войска исламских завоевателей Абд-ар-Рахмана.
Раннее Средневековье — эпоха возникновения местного культа. Епископы переносят мощи христианских святых во внутренние регионы варварских королевств, и появляется почитание местных святых, чаще всего, из самих епископов.
Научные знания
В течение всего периода Тёмных веков научные знания находятся на Западе в глубоком упадке. Так, «Этимологии» Исидора Севильского, составленные в VII веке, представляют собой одно из самых фантастичных сочинений средневекового периода. Исидор азартно описывает василисков и драконов и, в целом, убежден в плоскости Земли, хотя приводит и противоположную точку зрения.
Упадок научного знания на Западе отчасти может быть объяснен сокращением контактов с Византией и, в частности, забвением греческого языка, продолжавшимся на Западе вплоть до времени гуманистов.
Тем не менее, Беда Достопочтенный, писавший в VIII веке, утвержал, что Земля имеет форму шара, приводя в пользу этого естественно-научные аргументы. Согласно Беде, только шарообразная Земля может объяснить корреляцию между положением звезд на небе и географическими координатами. Лангобардский историк VIII века Павел Диакон предложил оригинальную теорию происхождения приливов. По его мнению, приливы и отливы обязаны своим происхождением двум гигантским водоворотам в Атлантическом океане на значительном удалении от суши.
Драконы
Писатели раннего Средневековья с необыкновенной для более ранних и поздних эпох частотой используют образ дракона. Согласно сведениям житий, св. Иларий побеждает гигантских змей на острове Галлинария в Лигурийском море. Св. Марцелл изгоняет из окрестностей Парижа в лес. Епископ Донат убивает дракона в Эпире. Дракон Доната был настолько велик, что 8 пар быков с трудом дотащили его до костра, где он был сожжен, сообщает Исидор Севильский. Папа Сильвестр I расправляется со змеем, а ученик св. Колумбана, миссионер из Ирландии, переправляясь через озеро Лох-Несс, видит перед собой чудовище.
Политические границы
После падения Римской империи политическое пространство Запада неожиданно расширяется, потому что варварские государства возникают внутри империи, но также и за её пределами.
На территории Германии появляются королевства тюрингов и аллеманов, герцогство баваров, в трансальпийском регионе — королевство ругов, в Ирландии христианские государства, в Шотландии ирландская колония Дал Риада, а также северное и южное королевства пиктов. Начиная с VII века, огромное значение приобретает Аварский каганат.
Внутри империи франкское королевство достигают выдающегося положения. Вступив в борьбу за римское наследие последними, франки добиваются победы над вестготами на равнинах Вуйе (507). После того, как Византия объявляет войну остготам, те, поддавшись угрозам, уступают франкам Прованс. Ещё ранее сыновья Хлодвига завоевывают Бургундию. После воссоединения пространства римской Галлии под началом Меровингов франкская экспансия направляется в Германию, где герцогство баваров образовывается под их верховенством.
Королевство вестготов, пережив катастрофу при Вуйе, обращается к объединению испанских земель, где во второй половине 6 века исчезают королевство свевов и независимые римские территории, вероятно, существовавшие в этом регионе. Континентальные захваты византийцев на юге Испании оказываются кратковременными, но отсутствие флота так и не позволит варварам вернуть Балеарские острова.
Варвары и римляне
Монархи варваров заключают союз с Церковью и римской сенаторской аристократией. В местах, выделенных германцам для расселения, особенно на севере Галлии, римская аристократия сохраняет часть собственности, но германизируется. На юге Галлии, где расселения не было, она остается римской до VIII века. Практическое отсутствие конфликтов за землю между варварами и римлянами объясняется депопуляцией региона в период Великого переселения народов.
Во французской историографии XX века принято мнение о том, что галло-римляне, жившие в Аквитании, предприняли три попытки добиться независимости от государства франков. Первая из них связана с восстанием Храмна, сына короля Хлотаря I. Вторая — с мятежом самозванца Гундовальда, поддержанного Византией, вмешавшейся в дела государства франков. Во второй половине VII века при патриции Феликсе и его преемнике Лупе Аквитания обретает независимость от франков. Во время арабского нашествия правителем Аквитании выступает герцог Эд, чьи родственные связи с Феликсом и Лупом из-за недостатка источников не прояснены. Оказавшись стиснутой между арабами на юге и франками на севере, Аквитания окончательно теряет независимость в период правления Пипина Короткого. Можно отметить, что некоторые города на средиземноморском побережье Франции выбрали между франкским и арабским подданством арабское, в частности, Арль и Марсель. Различия между Югом и Севером приводят к войнам второй половины IX века и остаются существенными до Альбигойских крестовых походов.
В государстве остготов при правлении Теодориха Великого союз между королем и римской аристократией был разрушен, благодаря интригам Византии. Монарх варваров, сменив милость на гнев, приступает к репрессиям в отношении итало-римлян, исповедовавших не арианскую, а православную (ортодоксальную) веру. Жертвой преследований становится философ Боэций, которого Теодорих заключает в тюрьму.
Епископы
В период Тёмных веков короли варваров принимают право назначать епископов в своих государствах, римские папы утрачивают контроль за своим патриархатом, митрополиты — за подчиненными епископствами. Епископы обладали уникальной властью в городе, оставшемся после ослабления торговых связей, по преимуществу культовым центром. Епископами назначались галло-римские и германские аристократы, часто епископы имели детей и жён. В период кризиса меровингского государства (VII век) прелаты выступают как правители полусамостоятельных территорий, где власть их возрастает настолько, что превышает графскую. В отличие от большинства меровингских аристократов, епископы были тесно связано с городом потому, что в городе находилась главная епархиальная церковь. Прелаты опирались на многовековые финансовые и земельные ресурсы своей епархии.
Влияние епископов не было повсюду одинаково велико. В некоторых городах государства франков списки епископов содержат многолетние лакуны, в чём исследователи усматривают признак частичного возвращения к язычеству.
Короли созывали епископов на соборы. Лучше всего известны Толедские соборы в государстве вестготов (их было 18). В ходе одного из Толедских соборов был сформулирован первый вариант доктрины филиокве, впоследствии выступившей причиной разделения древнего православного христианства на восточную (православную) и западную (католическую) ветви. Другой из Толедских соборов одобрил скандальное предложение продать евреев в рабство.
Известно, что епископы раннего Средневековья вели войны. Некоторые из них сами участвовали в войне: например, епископ Милон — один из трех (наряду с Карлом Мартеллом и его братом Хильдебрандом) участник сражения при Пуатье, [источник не указан 143 дня] сведения о котором сохранились до наших дней.
Отшельничество
В местах поселения монахов-анахоретов к ним присоединялись ученики, что приводило к образованию монастырей. Отвергавшие принцип общежития, как недостаточный для монашеской жизни, отшельники часто отличались непредсказуемостью: покидали пустыни, где возникновение монастырей было неизбежно, и уходили в поисках нового пристанища. Непростая судьба брошенных общин и неконтролируемость отшельников вызывали раздражение у епархиальной власти. Лангобард Вульфилаих столкнулся с тем, что, по приказанию епископа, был разрушен его столп. Противником отшельничества выступил архиепископ Тура Григорий. Он объехал известных ему анахоретов, уговаривая их присоединиться к тому или иному монастырю. Вышедший в первой трети VI века устав Бенедикта Нурсийского запрещал поселение монахов на значительном удалении от монастырей.
С явлением монашеской колонизации связывают экономическое возрождение Запада после Великого переселения народов.