Что называют эластичностью спроса чем она измеряется
Эластичность спроса
Эластичность спроса позволяет почти точно измерить степень реакции покупателя на изменение цен, уровня доходов или других факторов. Рассчитывается через коэффициент эластичности.
Содержание
Виды эластичности
Различают эластичность спроса по цене, эластичность спроса по доходу, а также перекрестную эластичность по цене 2-х товаров.
Эластичность спроса по цене
Эластичность спроса по цене показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении цены на 1 %. На эластичность спроса по цене влияют следующие факторы:
На эластичность спроса влияют сроки хранения и особенности производства. Совершенная эластичность спроса характерна для товаров в условиях совершенного рынка, где никто не может повлиять на его цену, следовательно, она остается неизменной. Для подавляющего большинства товаров зависимость между ценой и спросом обратная, то есть коэффициент получается отрицательным. Минус обычно принято опускать и оценка производится по модулю. Тем не менее, встречаются случаи, когда коэффициент эластичности спроса оказывается положительным — например, это характерно для товаров Гиффена.
Товары с эластичным спросом по цене:
Товары с неэластичным спросом по цене:
Точечная эластичность спроса по цене
Точечная эластичность спроса по цене рассчитывается по следующей формуле:
где верхний индекс означает что это эластичность спроса, а нижний индекс говорит о том, что это эластичность спроса по цене (от английских слов Demand — спрос и Price — цена). То есть эластичность спроса по цене показывает степень изменения спроса в ответ на изменение цены на товар.
В зависимости от этих показателей различают:
Совершенно неэластичный спрос | объем спроса не меняется при изменении цены (товары первой необходимости). | |
Неэластичный спрос | когда объём спроса изменяется на меньший процент, чем цена (товары повседневного спроса, товар не имеет замены). | |
Единичная эластичность спроса | изменение цены вызывает абсолютно пропорциональное изменение объёма спроса. | |
Эластичный спрос | 1″ border=»0″ /> | объем спроса изменяется на больший процент, чем цена (товары, не играющие важной роли для потребителя, товары, имеющие замену). |
Совершенно эластичный спрос | объем спроса не ограничен при падении цены ниже определенного уровня. |
Дуговая эластичность спроса по цене
В случаях когда изменение цены и/или спроса значительные (более 5 %) принято рассчитывать дуговую эластичность спроса:
где и — средние значения соответствующих величин.
То есть, при изменении цены от до и объёма спроса с до , среднее значение цены будет составлять ,а среднее значение спроса
Эластичность спроса по доходу
Эластичность спроса по доходу показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении дохода на 1 %. Она зависит от следующих факторов:
Измерив эластичность спроса по доходу, можно определить, относится ли данный товар к категории нормальных или малоценных. Основная масса потребляемых товаров относится к категории нормальных. С ростом доходов мы больше покупаем одежду, обувь, высококачественные продукты питания, товары длительного пользования. Есть товары, спрос на которые обратно пропорционален доходам потребителей. К ним относятся: вся продукция секонд-хенд и некоторые виды продовольствия(дешевая колбаса, приправа). Математически эластичность спроса по доходу может быть выражена следующим образом:
где верхний индекс означает что это эластичность спроса, а нижний индекс говорит о том, что это эластичность спроса по доходу (от английских слов Demand — спрос и Income — доход). То есть эластичность спроса по доходу показывает степень изменения спроса в ответ на изменение доходов потребителей. В зависимости от свойств благ эластичность спроса на эти блага по доходу может быть различной. Классификация благ по значениям приведена в следующей таблице:
Нормальное (полноценное) благо | 0″ border=»0″ /> | Объем спроса увеличивается при увеличении дохода потребителя. |
Предмет роскоши | 1″ border=»0″ /> | Объем спроса изменяется на больший процент, чем доход. |
Товар первой необходимости | Объем спроса изменяется на меньший процент, чем доход. То есть при увеличении дохода в определенное число раз, спрос на заданный товар увеличится на меньшее число раз. | |
Неполноценное (низшее) благо | Объем спроса падает, при увеличении дохода потребителя. Примером может служить рынок потребления перловки. | |
Нейтральное благо | Нет прямой зависимости между потреблением этого блага и изменением дохода. |
Отдельно нужно отметить, что и предметы роскоши и товары первой необходимости являются нормальными (полноценными) благами, так как условие 0″ border=»0″ /> содержит оба условия, и 1″ border=»0″ />, и .
Перекрёстная эластичность спроса
3. Понятие эластичности, эластичность спроса
3. Понятие эластичности, эластичность спроса
Спрос – это объем товара или услуги, который экономический субъект желает включить в состав своей потребительской корзины по выгодной для него цене.
Эластичность представляет собой гибкость спроса и предложения по отношению к динамичной внешней рыночной среде.
Эластичность спроса показывает способность его величины к изменениям вследствие динамики различных факторов, оказывающих на него качественное влияние. Иными словами, это принцип определения зависимости величины потребительского спроса от рыночных механизмов, таких как цена, процентная ставка и пр., а также от количественных показателей уровня жизни и достатка экономических субъектов. Эластичность спроса бывает трех видов:
1) эластичность спроса по цене. Данная величина характеризует изменения в структуре спроса в результате изменения рыночных цен на тот или иной товар:
где Q – количество товара;
Важно отметить тот факт, что величина эластичности спроса, как правило, соответствует трем состояниям:
а) близкая к нулю эластичность преимущественно складывается для товаров первой необходимости, которые крайне важны для любого экономического субъекта для удовлетворения его физиологических потребностей (в полноценном питании, одежде). Спрос на их удовлетворение – это величина постоянная, поскольку потребители независимо от изменения уровня дохода и динамики цен не перестают их приобретать;
б) в случае, когда эластичность стремится к положительной бесконечности, принято считать, что спрос сильно реагирует на любые экономические явления, и особенно на малейшие изменения цены. Такая ситуация характерна например для рынка ценных бумаг;
в) полная эластичность характерна для предметов роскоши, т. е. третичных потребностей, которые не требуют немедленного удовлетворения и присутствуют у тех экономических субъектов, платежеспособность которых велика (автомобили, дачи и пр.). Иными словами, это люди с высокими доходами, первичные физиологические потребности которых удовлетворены полностью;
2) эластичность спроса по доходу:
где I – это величина дохода;
?I – это его соответствующие изменения. Здесь следует выделить товары с отрицательной эластичностью, так называемые товары низкой категории, а также те, для которых эластичность является величиной положительной (нормальные товары). Если уровень дохода потребителя начинает расти, он меняет систему своих предпочтений и вкусов, может позволить себе покупку более дорогого товара;
3) перекрестная эластичность. Данный показатель предназначен для определения величины спроса на какой-либо товар в зависимости от динамики цен на другой:
где А и В – это два сравниваемых товара. Существуют альтернативные товары, которые в случае необходимости способны заменить друг друга (сливочное масло и маргарин), и товары-дополнители (бензин и автомобиль). Спрос на маргарин может возрасти в том случае, когда общий уровень цен на масло возрастет на определенную величину. Это связано с тем, что маргарин дешевле, поэтому покупатели начнут предъявлять на него больший спрос. Аналогично спрос на автомобили теоретически зависит от динамики цен на бензин. Присутствие на рынке альтернативных товаров расширяет потребительские возможности. Это предоставляет покупателю более широкий выбор, на основании чего вероятность того, что покупка на рынке будет совершена, резко возрастает.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Ценовая эластичность спроса
Ценовая эластичность спроса В первом примере любители пива Heineken были готовы купить пиво Duff по запрашиваемой цене. После снижения цены спрос вырос. Если бы цена возросла, то спрос, напротив, упал бы. Реакцию, или чувствительность покупателей к изменению цен, называют
8.2. Понятие и сущность рыночного спроса и предложения
8.2. Понятие и сущность рыночного спроса и предложения Понятие спроса. Процессу обмена товаров на рынке присущи свои законы. Одним из важнейших законов рыночной экономики, управляющих процессом товарообмена и ценообразования, является закон спроса. Покупатель, испытывая
4. Теория спроса и предложения. Эластичность
4. Теория спроса и предложения. Эластичность Взаимодействие покупателей и продавцов на рынках двигает рыночную экономику. Основными элементами рыночной экономики являются: спрос, предложение, цена и конкуренция. Эти элементы постоянно взаимодействуют между собой и
Вопрос 2 Спрос. Закон спроса. Кривая спроса. Изменения в спросе.
Вопрос 2 Спрос. Закон спроса. Кривая спроса. Изменения в спросе. ОТВЕТСПРОС – отношение между ценой блага и его количеством, которое покупатели хотят и в состоянии купить.В экономическом смысле в основе спроса лежит не просто потребность или нужда в том или ином благе, а
Вопрос 13 Эластичность: понятие, коэффициент, виды, формы.
Вопрос 13 Эластичность: понятие, коэффициент, виды, формы. ОТВЕТЭластичность – степень реагирования одной переменной величины в ответ на изменение другой, связанной с первой величиной.Понятие «эластичность» ввел в экономическую литературу А. Маршалл (Великобритания),
Вопрос 14 Эластичность спроса по цене. Измерение эластичности.
Вопрос 14 Эластичность спроса по цене. Измерение эластичности. ОТВЕТЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА ПО ЦЕНЕ – оценка изменения величины спроса на товар при изменении цены. Точнее, эластичность спроса по цене – это процентное изменение величины спроса, деленное на процентное
Вопрос 15 Эластичность спроса по доходу. Коэффициент эластичности спроса по доходу.
Вопрос 15 Эластичность спроса по доходу. Коэффициент эластичности спроса по доходу. ОТВЕТЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА ПО ДОХОДУ – мера чувствительности спроса к изменению дохода; отражает относительное изменение спроса на какое-либо благо вследствие изменения дохода
Вопрос 16 Перекрестная эластичность спроса по цене. Коэффициент перекрестной эластичности спроса по цене.
Вопрос 16 Перекрестная эластичность спроса по цене. Коэффициент перекрестной эластичности спроса по цене. ОТВЕТПЕРЕКРЕСТНАЯ ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА ПО ЦЕНЕ выражает относительное изменение объема спроса на одно благо при изменении цены на другое благо при прочих равных
5.1.3. Анализ и оценка спроса, его эластичность
5.1.3. Анализ и оценка спроса, его эластичность При обосновании цены на рынке потребительских товаров необходимо изучить ее взаимосвязь со спросом, который определяет верхнюю границу цены, так как ее необоснованный уровень (высокий или низкий) отражается на объеме спроса.
16.2.2. Эволюция теорий спроса на деньги. Функция спроса на деньги и ее модификация
16.2.2. Эволюция теорий спроса на деньги. Функция спроса на деньги и ее модификация Под спросом на деньги понимается стремление публики, фирм, государства сохранить часть активов в ликвидной форме или в форме денежных запасов. Спрос на деньги вытекает из двух
28. Понятие спроса. Виды спроса и элементы его формирования
28. Понятие спроса. Виды спроса и элементы его формирования Спрос – то количество денег, которое покупатель готов заплатить за тот или иной товар при определенных условиях и определенной цене на него.Различают индивидуальный спрос, т. е. платежеспособные потребности
29. Величина спроса. Закон спроса
29. Величина спроса. Закон спроса Величиной спроса называется количество товара, которое покупатели готовы (т. е. хотят, могут) купить при данной цене в течение определенного периода: дня, недели и т. п. Величина спроса находится в обратной зависимости от цены: чем выше цена
19. Эластичность спроса по доходу
19. Эластичность спроса по доходу Инструмент«Успех человека измеряется не тем, как высоко он взобрался, а тем, как высоко он подпрыгнул, ударившись о дно», – говорил генерал Джордж Паттон, тем самым подчеркивая эластичность, которая проявляет себя и в жизни,
51. Ценовая эластичность спроса (Маршалл)
51. Ценовая эластичность спроса (Маршалл) ИнструментНа Малайском полуострове на вопрос о лучшем времени сбора дуриана, фрукта «с адским запахом, но с божественным вкусом», отвечают так: «Когда его плоды падают с ветки, у мужчин саронги задираются»[4].
Эластичность в экономике
Эластичность – это показатель того, насколько изменится одна переменная при изменении другой, связанной с ней, величиной. Коэффициент эластичности – это степень количественного изменения одного показателя в ответ на изменения другого.
Определение коэффициента эластичности
Рынок функционирует по определенным законам. Знание этих законов – является обязательным условием для того, чтобы понимать почему под воздействием ценовых и неценовых факторов происходит изменение спроса и предложения.
Для планирования своей деятельности, экономическим субъектам мало знать, что рост цен на товары вызывает сокращение объема спроса на них – им необходимо знать уровень “чувствительности” рынка. Этот уровень выражается в показателе эластичности и коэффициенте эластичности.
Нужна помощь в написании работы?
Написание учебной работы за 1 день от 100 рублей. Посмотрите отзывы наших клиентов и узнайте стоимость вашей работы.
Эластичность спроса
Изучение эластичности спроса имеет практическое значение. Каждый производитель хочет знать реакцию потребителя на свои действия: на изменении цены, на изменение ассортимента продукции и др. Это необходимо для прогнозирования объема продаж и выручки.
Ценовая эластичность спроса – это чувствительность потребителей к изменению цены продукта. Она отражает зависимость изменения количества покупаемой продукции от изменения её цены.
Коэффициент эластичности спроса (Ed) измеряется в процентах. Его величина измеряется следующим образом:
Ed = Изменение величины спроса / Изменение цены
Виды эластичности спроса
Обычно спрос на товары, которые имеют высокую цену – эластичен, а на товары, которые имеют низкую цену – неэластичен
Например, повышение цен на машины на 15% приведет к резкому сокращению сделок на автомобильном рынке, а увеличение цен на соль на 15% почти не повлияет на объемы продаж.
На ценовую эластичность спроса влияют:
Эластичность спроса по доходу
Эластичность спроса по доходу отражает изменение количества приобретаемой потребителями продукции в связи с изменением уровня их дохода.
Из-за того, что рост дохода потребителей увеличивает их возможности совершения покупок, с увеличением доходов, спрос на многие товары возрастает.
Факторы, влияющие на эластичность спроса по доходу:
Перекрестная эластичность спроса
Перекрестная эластичность спроса показывает как повлияет изменения цены одного товара, на объемы продаж другого товара.
Эластичность предложения – это чувствительность производителей к изменению цен.
Если для производителей не составляет труда изменить объемы производства при повышении или снижении цен, то предложение эластично, если же трудно, то предложение неэластично.
Коэффициент ценовой эластичности предложения (Es):
Es = Процентное изменение величины предложения продукта X / процентное изменение цены продукта X
Чем больше времени у производителей на реакцию на изменение рыночной конъюнктуры, тем выше эластичность предложения.
В краткосрочном периоде предложение почти всегда неэластично: часто производитель почти никак не может повлиять на объем предложения.
Например, фермер продаёт на рынке овощи.
Если цены на овощи поднялись и оказались выше ожидаемых, то он не сможет продать больше овощей, чем вырастил. Если же цены сильно упали, яблоки придётся продавать даже если цена за них ниже их себестоимости – иначе они испортятся, и фермер не получит ничего.
В долгосрочном периоде предложение почти всегда эластично: у фирм есть время увеличить или уменьшить мощность производства и перенаправить производственные ресурсы.
Например, если на протяжении долгого времени цены на картофель падают, то фермеры могут сократить площади посева или же начать выращивать вместо него что-то, что принесёт им больший доход.
Специфика производства
Если производителю необходимо срочно расширить производство, то важную роль будет играть специфика его производства.
Например, если предприятие специализируется на изготовлении технологически сложной продукции, для производства которой требуется узкопрофильное дорогостоящее оборудование, то для расширения производства потребуются большие вложения
Возможности хранения изготовленной продукции
Чем дольше производитель может хранить свою продукцию, тем больше коэффициент эластичности предложения.
Вывод
Любой экономический субъект коммерческой направленности стремится к получению максимального дохода.
Изучение измерения эластичности позволяет им понимать, как происходит адаптация рынка к изменениям различных факторов, что необходимо для планирования своей экономической деятельности. Анализируя показатели, компании вырабатывают стратегию производственного процесса.
Эластичность спроса и предложения простыми словами
Эластичность – это показатель того, насколько изменится спрос или предложение при изменении другого фактора. Обычно в качестве определяющего фактора используется цена. Например, некоторые продукты клиенты по-прежнему будут покупать, даже если цена изменится. А от некоторых откажутся и перейдут на дешевые аналоги. Понимая зависимость от цены, компании проще формировать стратегию поведения.
Зачем анализировать эластичность спроса и предложения
Экономисты используют эти коэффициенты, чтобы понять, насколько сильно изменится ситуация на рынке, если изменить стоимость товаров. Оба коэффициента представляют собой соотношение двух метрик: изменение объема продукции и изменение цены. Расчет дает ответы на такие вопросы:
Вычисление коэффициентов актуально когда необходимо:
Эластичность спроса по ценам
Эластичность спроса – это взаимосвязь между ценой на товар и поведением клиентов. Например, многие люди пользуются интернет-связью. Если провайдеры повысят цены на тарифы, клиенты все равно будут платить ежемесячные платежи. Такой спрос называется неэластичным. С другой стороны, есть эластичный спрос, при котором повышение цен сопровождается падением продаж. Так происходит с товарами не первой необходимости, например, с деликатесами, развлечениями.
Однако максимально допустимое изменение цен отличается в зависимости от отрасли. Для некоторых товаров даже скачок в 10 % является сильным ударом. Это дорогостоящие товары и услуги, например, недвижимость. Чем ниже изначальная цена, тем лояльнее относятся потребители к ее постепенному повышению.
Существует коэффициент эластичности спроса, который измеряется в процентах. Вот как он рассчитывается:
Ed = Изменение спроса / Изменение цены
Чтобы рассчитать Ed по этой формуле, необходимо предварительно вычислить такие данные:
Если полученное значение больше единицы, значит, спрос эластичный. Например, цены на продукцию понизились на 15 % (допустим, проводилась распродажа), а спрос – повысился на 20 %. Так как изменение спроса и цены отличается более чем на единицу, спрос считается эластичным.
Если коэффициент равен единице, значит, изменение стоимости приведет к такому же изменению в спросе. Например, цены снизятся на 15 % и спрос повысится тоже на 15 %.
Что влияет на эластичность
Принято считать, что на поведение клиентов влияет только цена. Однако есть еще ряд факторов.
Заменяемость
Чем больше аналогов, тем более требовательными и капризными становятся клиенты. Например, в каждом городе установлена стоимость проезда на общественном транспорте. Если она вырастет, у пассажиров будет «выбор без выбора» – либо платить больше, либо отказываться от общественного транспорта в пользу личного авто. Но купить автомобиль для многих людей тяжелее, чем платить больше за проезд. Но есть товары, у которых много аналогов. Например, если один производитель йогурта поднимет цену, клиенты просто начнут покупать йогурты других марок.
Доля расходов на товар в общем бюджете потребителя
Если расходы на покупки составили небольшую долю в общих расходах клиента за месяц, он все равно будет готов покупать товар. Например, упаковку пищевой соды потребители покупают раз в несколько месяцев. Стоимость одной пачки мала по сравнению с доходом клиента, поэтому он не обратит внимания на рост стоимости.
Потребность по пирамиде Маслоу, которую закрывает продукт
Спрос на товары первой необходимости обычно неэластичный, потому что клиенты вынуждены их покупать. У производителей и продавцов есть возможность повысить цены, зная, что их продукция все равно востребована. Чтобы предотвратить самовольное повышение цен, государство контролирует их, например, устанавливая максимальную розничную стоимость за медикаменты.
Более эластичен спрос на товары роскоши, развлечения, потому что они необходимы людям, чтобы удовлетворить потребности 3–7 ступеней: желание развлечься, научиться чему-то новому, приобрести красивые или статусные вещи.
Однако важно помнить, что каждый клиент сам выбирает, что является для него предметом первой необходимости. Например, студентам и школьникам обязательно нужны канцтовары, хоть они не связаны с потребностью еды, сна или безопасности.
Время на раздумье
Чем больше времени на раздумья есть у покупателя, тем выше шанс, что он найдет, чем заменить подорожавший товар. В таком случае снижение спроса может быть отсроченным. Например, у клиента приближается отпуск и он внезапно решает купить тур по горящей путевке. Он видит, что цены выросли, но так как до отпуска остается мало времени, берет тур на тех условиях, которые предлагают турагентства. Но к следующему году он найдет альтернативные идеи отдыха – других туроператоров, иные направления, обратится ко внутреннему туризму вместе заграничного.
Товары Гиффена и Веблена
При анализе эластичности спроса на свои товары предприниматель может столкнуться с понятием товаров Гиффена и товаров Веблена. Это продукция, стоимость и спрос на которую находятся в прямой зависимости. То есть цена растет – и спрос тоже повышается.
К товарам Гиффена относится малоценная продукция, которую нельзя заменить на аналоги. Причем замена невозможна не из-за отсутствия аналогов на рынке, а по другим причинам. Например, хлеб является базовым элементом продуктовой корзины в России только по причине культурных и ментальных особенностей.
Товары Веблена – это ценные товары или предметы роскоши. Потребители покупают их даже при подорожании ради того, чтобы подчеркнуть свой статус. Например, смартфоны Apple продаются активно, несмотря на рост ценника, потому что для многих техника этого бренда стала показателем достатка.
Эластичность спроса по доходу
Спрос на продукцию может зависеть не только от рыночных цен, но и от зарплаты потребителя. Чтобы рассчитать этот показатель, используется классическая формула с небольшими изменениями: количество купленного товара надо разделить на изменения зарплаты потребителя. Например, в прошлом году средняя зарплата ЦА была равна 25 тысяч рублей, а в этом году выросла до 30 тысяч рублей. Но независимо от размера дохода клиенты приобретали в среднем десять единиц товара. Значит, спрос неэластичен.
Вот несколько примеров продукции с эластичным спросом, который зависит от дохода:
Низкая эластичность по доходу проявляется в отрасли продуктов питания. Например, фрукты и мясо – те товары, которые не будут продаваться активнее. Потому что потребители считают, что и так достаточно потребляют их.
Перекрестная эластичность
Если у компании несколько аналогичных товаров, которые конкурируют между собой, ей потребуется сравнивать эластичность спроса на них и влияние коэффициентов одного товара на второй. Например, бренд косметики выпускает шампунь в одной ценовой категории. Предприятие хочет повысить цену на шампунь 1, но тогда появляется опасность того, что клиенты начнут приобретать только шампунь 2.
Чтобы понять, возможна ли зависимость между двумя товарами, необходимо проверить их на соответствие критериям:
Эластичность предложения
Эластичность предложения (Es) – соотношение ценника и объема произведенной продукции. Предложение считается эластичным, если при расчетах получился коэффициент больше единицы.
Например, компания производит одежду для женщин: юбки, блузки, платья. Внезапно в моду входят юбки определенного фасона. Спрос на них повышается, но компания может удовлетворить его, переведя часть своего оборудования и персонала на производство юбок. В этом случае объем производства платьев и блузок снижается, так как мощностей на них не хватает. Однако через некоторое время компания за счет дополнительной выручки с продажи модных юбок покупает дополнительное оборудование и выравнивает объем производства остальных товаров. Такое предложение считается эластичным.
Однако есть отрасли и товары, производство которых нельзя ни сократить, ни нарастить. Например, сезонные товары, которые компания производит заранее. Даже если на них упал спрос, они уже произведены и занимают место на складе, то есть приходится снижать на них цену, чтобы распродать. Если спрос на них растет, то запустить в производство дополнительную партию невозможно, то есть компания упускает прибыль.
Главный фактор, влияющий на эластичность предложения – время. Чем его больше, тем проще предприятию перестроиться: заказать дополнительную партию сырья или перенастроить оборудование. Но, помимо него, объем предложения зависит от таких факторов:
Любая компания заинтересована в получении максимального дохода. Это возможно только в том случае, если аналитик предприятия правильно оценивают ситуацию на рынке и планируют деятельность фирмы. Поэтому не стоит пренебрегать расчетом коэффициентов эластичности.