Что значит невероятно авторитарный
Наверняка каждый человек хоть раз в жизни сталкивался с понятием авторитарности. Это очень прозрачный, даже очевидный термин, которым обозначается такая черта характера, как стремление к бесспорному лидерству. Синонимами принято считать понятия антидемократизма и тоталитарности.
Как выражается данное качество в поведении? Каковы особенности этой социально-психологической черты? На эти и многие другие вопросы, касающиеся обозначенной темы, стоит дать ответы.
Авторитет и авторитарность
Многие люди путают данные понятия. А ведь разница между ними огромная. Авторитетом называется форма влияния, которую человек приобретает с помощью своей мудрости, этичного поведения, а также при соблюдении общественной морали и определенных социальных правил.
Различие очевидно. Авторитетный человек честно зарабатывает себе уважение, формируя хорошую, позитивную репутацию. В итоге другим людям хочется на него равняться – ему самому даже не нужно ничего для этого делать.
А вот авторитарность – это определение совершенно иное. Человек, которому данное качество свойственно, сам провозглашает свою власть. И он заставляет других слушаться его.
Ключевые особенности
Итак, что такое авторитарность, ясно. Различить присутствие данного качества в характере человека просто. На это указывают следующие проявления:
Авторитарность – это качество единоличника. Тот, кому оно свойственно, не прислушивается к стороннему мнению, не учитывает его в принятии каких-либо решений, а также довольно грубо пресекает любые инициативы, исходящие со стороны.
И причина такого поведения весьма фанатична: человек видит в этих действиях своеволие и даже некое посягательство на его авторитет.
Отношения с другими людьми
В социальной сфере авторитарность проявляется всегда. Человека, которому присуще данное качество, видно издалека: у него уверенная походка, серьезный взгляд и ни намека в поведении на то, что к нему можно обратиться иначе, кроме как на «вы». Когда такая персона заходит в помещение, у остальных практически сразу складывается ощущение, что оно ему и принадлежит.
Признает такой человек лишь себе подобных. На контакт он пойдет только с тем, у кого есть внутренняя сила, но она не должна быть развита больше, чем у него самого. Он уважает «своих». Всех остальных людей, не соответствующим «стандартам», презирает.
А в общении такая персона придерживается лишь одного правила: «Я говорю – ты слушаешь. А потом исполняешь». Срабатывает это, разумеется, лишь со слабыми людьми. С теми, кто возражает, такой человек вступает в конфронтацию.
Две стороны одной медали
Так может быть. Но в таких ситуациях нужно говорить о безмерной, фанатичной авторитарности. Это важно учитывать. Потому что есть люди, которым также свойственно данное качество, но они добиваются целей, умело создавая вокруг себя позитивную атмосферу, формируя к себе уважение.
Грамотный, духовно развитый авторитарный человек и окружение подбирает соответствующее, ставя высокую планку для других людей. Он дисциплинирован сам и ждет того же от других.
А бывают другие люди. Они неорганизованные, безответственные, слабые духом, но требуют от других безукоризненного поведения, работоспособности и т.д. Речь, кстати, идет как о рабочей, так и о личной сфере.
Глупость и завышенное самомнение
Это две главные причины необоснованной авторитарности личности. Многие люди, ничего собой не представляя, предъявляют завышенные требования к остальным. При этом себя они считают всегда во всем правыми и самыми умными. И живут по принципу: «Есть лишь два мнения – мое и неправильное».
Разумеется, в работе у таких людей особых успехов нет, но их это не смущает. Обосновать данный факт, кстати, они могут невезением, предвзятостью начальства и т.д. Оправдания такие персоны ищут мастерски, у них могут быть все вокруг виноваты.
А вот в личной жизни им уже ничто не мешает проявить авторитарность. Синоним «деспотизм» в данном случае подойдет идеально. Если у них есть близкие или родные, то на них эти люди будут отыгрываться по полной программе, выступая в роли своеобразных энергетических вампиров. Как же именно?
Проявления авторитарности, граничащей с тиранией
Их можно выделить в такой перечень:
Если же человек, с которым контактирует такой «авторитет», попытается высказать свои претензии и возмущение, касающееся такого поведения, то он тут же станет виноватым и неблагодарным.
Особенности мышления
Их рассмотрению тоже стоит уделить внимание, раз речь идет о том, что такое авторитарность. Особенность мышления людей, которым свойственно данное качество, заключается в следующем: они придают огромное, даже решающее значение мнению известных, властных людей.
Они конкретизируют, а затем и усиливают выдвигаемые положения, находя и комбинируя самые разные цитаты и изречения, авторами которых являются определенные авторитеты. Для таких людей эти личности – кумиры. Они считают, что, следуя за мировыми авторитетами, копируя их поведение, гарантированно добьются успеха. При этом их совершенно не смущает тот факт, что до того или иного лидера им, как от Земли до Луны пешком.
Есть ли плюсы?
Как бы странно это ни прозвучало после всего ранее упомянутого, положительные стороны у авторитарности есть. Но только при ее правильном интегрировании в свое поведение.
Она способна сильно помочь людям, занимающим руководящие должности. Привив себе некую авторитарность, получится легче справляться с большим объемом информации, обязательствами и подчиненными.
Человек и сам заметит, что стал самостоятельнее, увереннее. Как это сделать? Надо взрастить в себе внутреннюю силу.
Лучшая методика – тренировка перед зеркалом, подразумевающая проговаривание различных девизов, призывов и мотивирующих восклицаний. Обязательно нужно принимать уверенные позы, формировать устремленный взгляд, следить за мимикой и жестами.
Можно обращаться к самому себе, восклицая: «Ты можешь! Ты уверенная, сильная, авторитетная личность! Тебя уважают и слушают!» В общем, заниматься самовнушением.
Проявления в работе
Если руководитель считает нужным стать авторитарным в глазах подчиненных, то можно прибегнуть к некоторым действенным способам. Допустим, ввести штрафные санкции. Это гарантия беспрекословного подчинения. Хотя сомнительная.
Из-за санкций у подчиненных выработается страх наказания. А людям не нравится, когда их заставляют бояться. Они, конечно, перестанут опаздывать и будут успевать к срокам, но начальника за спиной все равно будут называть не самыми лучшими словами.
Поэтому лучше уж смотивировать их к подчинению и ответственности иначе. Например, поставить ежемесячный банк на сумму в 30 000 рублей (для примера), и сказать, что он достанется тому, кто сделает больше всех продаж. Вложение в премию окупится – предложение заинтересует каждого, и работать активнее начнут все без исключения. Продажи вырастут в разы, а банк достанется одному.
Этот же метод повысит и уважение к руководителю – людям нравится, когда их значимость доказывают материально. Работают подобные способы намного лучше командных интонаций и приказного тона.
Воспитание детей
Немного внимания заслуживает и эта тема. Родительская авторитарность – негативное явление, которому посвящено множество книг и научных работ. В такой семье отец и мать относятся к ребенку, словно к подчиненному. Вот лишь некоторые признаки, которыми проявляется родительская авторитарность:
Авторитарность делает из родителей настоящих тиранов. Многие отцы и матери не просто строги – они жестоки, часто переходят черту. В большинстве семей дело доводится до жестокого обращения и избиения детей.
И родители могут утверждать, что это ради блага ребенка. Вот только на деле этот воспитательный подход ориентирован лишь на их нужды.
Последствия
Продолжая обсуждать то, что значит авторитарность, нужно оговориться, что вышеупомянутый воспитательный подход практически всегда сказывается на психике ребенка.
В подростковом возрасте возникают конфликты, недоразумения, развивается враждебность. Некоторые подросшие дети могут даже сбежать из дома, чтобы освободиться от родительских правил, запретов и упреков.
Но это поступок сильного, активного подростка. В подобных семьях дети редко вырастают такими. Как правило, они, наоборот, становятся забитыми, податливыми и неуверенными. Им даже предположить сложно, что можно действовать по-другому – не так, как велели родители.
В вопросе воспитания авторитарность является огромной проблемой. Этот подход оставляет ощутимый отпечаток в формировании личности. Дети в таких семьях вырастают абсолютно не стрессоустойчивыми, нерешительными, неуравновешенными и со слабой самооценкой.
Также им сложно адаптироваться в обществе, завести какие-либо отношения в дальнейшем, а еще самореализоваться. К тому же они понятия не имеют о том, что такое духовная близость, любовь и привязанность.
Сопротивление авторитарности
Его практически нет. Потому что покорность давно стала устойчивым архетипом коллективного бессознательного в нашем обществе.
В социуме подавляющее большинство людей привыкли полностью подчиняться вышестоящему, причем уже давно. Это проявляется в самых разных поговорках и пословицах, среди которых: «Послушание паче молитвы и поста», «Повинюсь да в ноги повалюсь», «У кого кнут, тому и принадлежат наши сердца и спины» и т.д.
Потому авторитарные установки до сих пор живы. По этой же причине многие родители, начальники и преподаватели рассматривают описанные выше подходы в качестве наиболее эффективных и результативных. Некоторые считают это единственно возможным способом добиться поставленных целей и выполнить свою миссию.
«Маски авторитарности»
Так называется литературный труд, который создали авторы Джоэл Крамер и Диана Олстед. Каждому человеку, заинтересовавшемуся обсужденной в статье темой, стоит с ним ознакомиться.
В книге описаны авторитарные идеологии, механизмы контроля и покорности в самых разных жизненных сферах, используемые приемы и многое другое. Также затрагивается и тема религии. Еще книга помогает разобраться в поведении людей, понять, почему те или иные персоны, кажущиеся разумными, принимают какую-либо идеологию.
Общий посыл книги очень ценен. Люди, ее прочитавшие, готовы каждую страницу разобрать на цитаты. Поэтому, если хочется пищи для размышлений, стоит обратить внимание на «Маски авторитарности».
Авторитарность
Авторитарность – это характеристика человека, отображающая его сильное стремление к максимальному подчинению других личностей своему влиянию. Авторитарность синоним таких понятий, как тоталитаризм, авторитаризм, тоталитарность, антидемократизм. В поведении личности эта социально-психологическая характеристика выражается в стремлении добиваться своего, доминировать в группе, занимать самое высокое положение, в склонности манипулировать другими, достигать целей, но не столько благодаря собственным достоинствам, а с помощью других людей и преимуществу своей ролевой позиции.
Достаточно ярко авторитарность наблюдается в отношениях лидера и его ведомых. Она выражается в давлении руководителя на его подчиненных, в устранении коллег или команды от участия в принятии важных решений. Руководитель с авторитарным стилем управления слишком строго контролирует подопечных; проверяет, в частном порядке, как они справляются с данными им обязанностями, какие принимают решения при выполнении любого задания, чересчур грубо пресекает всякие инициативы участников группы, поскольку усматривает в этом своеволие и даже посягательство на его личный авторитет в данной группе.
Авторитарность является характеристикой мышления, которая придает преувеличение и решающее значение мнению определенных авторитетов. Такое мышление характеризуется стремлением конкретизировать и усилить выдвигаемые положения, путем нахождения и комбинирования различных изречений и цитат, принадлежащих определенным авторитетам. Также эти авторитеты становятся кумирами, идеалами, которые никогда не ошибаются и гарантируют успех тем, кто за ними следует.
Авторитарность в психологии это характеристика человека, проявляющаяся в агрессивности, повышенной самооценке, склонности к соблюдению стереотипов, уровне притязаний, слабой рефлексии.
В становлении авторитарности личности имеют большое значение не только психологические факторы, внешняя обстановка, но и ситуация в какой осуществляется развитие авторитарности. Личность, имеющая в характере долю авторитарности, является незащищенной от воздействия отрицательных факторов, она воспринимает мир, как опасный, несущий отовсюду потенциальную угрозу. Но в мире выходит так, что одни начинают прятаться, принимать пассивную позицию, а другие становятся активными, потому что полагают, что лучше нападать и обороняться, поэтому они становятся лидерами, подчиняющими себе этих пассивных.
Авторитарность является социально-психологической характеристикой индивида, стилем руководства, который он реализовывает в отношении к подчиненным, партнерам по взаимодействию, общению.
Авторитарность в психологии это характеристика, которая имеет такие поведенческие признаки: агрессивность, завышенную самооценку, склонность к диктаторству, стереотипы в поведении, шаблонные высказывания.
Авторитарность характеризует стремление человека к жесткому контролю над выполнением задач своих подчинённых, родных или коллег. Человек, которому присуща авторитарность остается таким и дома, он надзирает за тем, как хорошо каждый дома исполняет обязанности, ни в чем, не давая спуска.
Поскольку авторитарность синоним тоталитарности, то противоположностью здесь является демократия. Если рассматривать авторитарность в политическом ключе, как один из политических режимов, то стоит сказать, что здесь власть сводится к конкретному лицу (класс, партия, элита), с наименьшим участием общества, и характерными бюрократическими приемами управления обществом.
Авторитарность политики выделяется тем, что вся власть реально концентрируется на одном институте или человеке, допускается управляемый плюрализм в действиях и политических мнениях. От общества требуется демонстрировать преданность властвующим лицам, но исключается возможность их участия в принятии значительных для общества решений.
Родители, проявляющие авторитарность в воспитании ребенка, в довольно-таки малой степени показывают свою любовь детям, они будто от них отстранены, не могут понять их потребности похвалить их за достижения и успехи. Такие родители относятся к собственным детям, будто к подчинённым, отдают им распоряжения и инструкции, которые те обязаны беспрекословно соблюдать. Не обращая особого внимания на потребности, желания и мнение детей, не говоря о возможности компромисса с ними.
Семьи, применяющие в своем воспитании авторитарность, довольно высоко ценят соблюдение традиций, уважение и послушание. Правила установленные родителями не обсуждаются. Родители, которым присуща авторитарность думают, что всегда правы, что их правила самые лучшие, поэтому непослушание детей наказывают, очень часто физическим образом.
Авторитарность родителей может делать их жесткими тиранами. Чаще они просто очень строгие, но не переходят черту, доводя до избиения детей и жестокого обращения. Они ограничивают свободу и самостоятельность самого ребенка, не обосновывая свои требования к нему, сопровождая указания суровыми запретами, физическим наказанием, жестким контролем и выговорами. Дети таких родителей ради избегания наказания стремятся постоянно и беспрекословно подчиняться им, становясь безынициативными. Родители, обладающие авторитарностью, ожидают, что дети станут более зрелыми, чем их ровесники, что они опередят свой возраст. Активность таких детей низкая, поскольку данный подход в воспитании ориентирован только на нужды их родителей.
Авторитарность в воспитании способствует развитию ряда недостатков у ребенка, негативных моментов в личностном развитии. Когда ребенок достигает подросткового возраста, начинают образовываться другие проблемы, которые порождает авторитарность родителей. Возникают частые недоразумения, конфликты, враждебность. Некоторые подростки даже покидают дом, в котором жили с семьей, чтобы освободить себя от родительских упреков и правил. Но так могут поступить исключительно сильные и активные подростки, у которых найдется достаточно усилий, чтобы уйти. Неуверенным и робким подросткам это не под силу, ведь они более податливы, легко подчиняются авторитету и приучаются слушать взрослых, не пытаются предпринять любые попытки что-либо решить самостоятельно.
Также дети авторитарных родителей в подростковом периоде легче поддаются плохому влиянию сверстников, поэтому подчиняют свое поведение их распоряжениям, привыкают обсуждать собственные проблемы с ними, а не вместе с родителями. Они ложно думают, что родители не обратят никакого внимания, никогда их не поймут, поэтому считают не нужным утруждать себя, если одинаково окажутся неправыми. Разочаровавшись в ожиданиях, они больше сближаются с компанией и отдаляются от родителей, протестуя их принципам, правилам и ценностям.
В отношениях авторитарность синоним деспотизма, не исключая отношений родителей с ребенком. Авторитарность в воспитании это большая проблема, поскольку она оставляет свой отпечаток в формировании личности ребенка. Согласно статистике, от насилия в семьях, где процветает авторитарность родителей, больше страдают мальчики. К девочкам более лояльны авторитарные родители. Такие дети не уверены в личном успехе, у них невысокая самооценка, они менее стрессоустойчивые, неуравновешенны и нерешительны. Есть исследования, которые демонстрируют, что нерешительные дети не умеют социально адаптироваться, они редко инициируют с сверстниками какую-нибудь совместную деятельность, трудно заводят знакомства.
Авторитарность в воспитании это отрицательный фактор, влияющий на то, что ребенок делается не любознательным, не может действовать спонтанно, импровизировать, не умеет отстаивать свое мнение, становится безответственным, поэтому часто слушает мнение старших себя лиц. У детей, воспитанных в авторитарности, формируется механизм внешнего контроля, что держится на чувстве вины и страхе перед наказанием, и когда угроза извне наказания пропадает, поведение ребенка делается антисоциальным.
Авторитарность в отношениях полностью выключает духовную близость к детям, между родителями и детьми редко образовывается привязанность, что может привести к враждебности, настороженности и подозрительности к окружающим.
Когда в отношениях кто-то из партнеров обладает авторитарностью, другой будет сильно страдать. Поэтому о полноценной семье, где между партнерами будет взаимное уважение, искренняя любовь, общение на равных, не может идти речь. Когда один из партнеров понимает, что второй страдает авторитарностью, он старается уйти от отношений, поскольку это только будет отравлять жизнь обоим, в дальнейшем он также не пожелает, чтобы дети воспитывались в тиранических условиях. Хотя бывают исключения, когда партнер занимает позицию жертвы, и живет так всю жизнь.
Часто люди путают понятия авторитет и авторитарность, но между ними существенная разница. Авторитет – это форма влияния, приобретенная путем определенного поведения, мудрости, соблюдения определенных правил, этических норм и общественной морали. Авторитетные личности зарабатывают уважение независимо от личного мнения о добродетелях, что эму это уважение в итоге дает. Само слово авторитет произошло от лат. «auctoritas» и значит «влияние», «власть», авторитарные личности властвуют умами именно благодаря своей репутации.
Авторитарность – это стиль поведения, при котором право власти провозглашается человеком самостоятельно. Человек, который априори имеет власть, способен стать авторитарным лидером, если не сумел адекватно справиться с той властью, что была ему дана. Поскольку определенная часть власти у человека уже имелась, то препятствовать её расширению будет очень трудно.
Если коротко определить отличие понятий авторитет и авторитарность, то авторитет – это власть, которой окружающие люди наделяют человека сами, авторитарность – это власть, которую человек «выбивает» самостоятельно, заставляя окружающих послушанию. Авторитарность или просто наличие власти – не всегда значит авторитет, его нужно заслужить.
Как развить авторитарность
Принято считать большинством, что авторитарность – это отрицательная характеристика, но есть причины полагать, что положительный момент также в ней есть. При правильном построении поведения авторитарность помогает справиться руководителю с объемом информации, с подчиненными, различными обязанностями, однако авторитарность в воспитании это негативная тактика и как говорилось выше, отношения с ребенком не должны попадать под угрозу, поэтому в данном случае лучше ее не использовать. Однако, человек, истинно обладающий авторитарностью, является таковым везде.
Если по определенным причинам человек посчитал нужным развить у себя авторитарность это его право, для этого он может воспользоваться определенным рекомендациям. Человек, который наделен авторитарностью, всегда уверен в себе. Ведь если бы он был неуверенным, то не сумел бы добиться власти, поэтому необходимо развивать самоуверенность. Желательно тренироваться перед зеркалом, проговаривая различные призывы, девизы, чтобы сразу увидеть, какую позу лучше занять, какой сделать взгляд. Внутренняя сила возрастает, если внешне человек выглядит уверенным. Окружающие сразу замечают походку, взгляд сильной личности, поэтому войдя в комнату, где уже есть другие люди, авторитарный человек ведет себя так, чтобы другие ощутили, что вся комната принадлежит лишь ему одному.
Личность, которой присуща авторитарность, признает только самое ближайшее окружение, состоящее из подобных ей индивидов, однако не таких сильных, которые могут ее повредить. Он уважает этих «своих», а «чужих», (не подобных ему) он ненавидит. Несоответствие «стандартам» резко осуждается. Любое инакомыслие агрессивно пресекается.
Нужно запомнить, что любые средства ради достижения цели хороши. Если придется для этого воспользоваться другими, значит надо так. Поэтому не нужно очень привязываться к людям, ведь они могут потом стать средством в достижениях целей.
Чтобы вести себя, как авторитарная личность необходимо научиться взаимодействовать с окружающими по вертикальной схеме: «Если я говорю – ты слушаешь, не перебиваешь, не обсуждаешь, потом исполняешь». Такому воздействию легко поддаются дети и часто родители вынуждены прибегнуть к данному приёму, чтобы ребенок вовремя сделал положенное.
Часто условия вынуждают родителей проявлять авторитарность, поэтому их позиция вынужденная. Так, мамы взваливают на одну себя множество дел, из-за которых пребывают в непрерывном стрессе, отчего нарастает напряжение и выливается в давлении на ребенка. Одинокие матери становятся авторитарными «волей судьбы», им никто не помогает, поэтому боясь самой не справиться с воспитанием ребенка, эти женщины превращаются в деспотов.
Если руководитель желает быть в глазах подчиненных авторитарным, он может использовать некоторые способы. Например, ввести метод штрафных санкций, один из популярных способов гарантирования беспрекословного подчинения. Благодаря этим санкциям у подчиненных будет вырабатываться страх наказания, что станет отрицательным подкреплением не подчиняющегося поведения.
При общении с подчиненными следует любой разговор заканчивать распоряжением. Оно может стать разнообразным – от просьбы сделать кофе, или заложить бумагу в принтер до распоряжения поехать на встречу, забрать документы. Это стоит делать, чтобы подчиненные не расслаблялись, не допускали мысли, будто просто можно перекинуться несколькими фразами с начальником. Нужно вырабатывать в себе командные интонации, отшлифовывать тона, чтобы одним тоном можно было передать абсолютную важность задачи. Голос должен быть крепким, уверенным, с нажимом. Распоряжения формулировать четко, кратко и ясно.
Следует не давать другим решать важные решения, не делиться информацией, не спрашивать их совет или мнение. Лучше сесть, хорошенько обдумать все и категорически высказать свой вердикт: «Я решил – и так должно быть. К выполнению!».
Личности, обладающие авторитарностью, являются приверженцами консерватизма, они следуют традициям. Их речи шаблонны, а поведение стереотипно, что заявляет о постоянстве. Авторитарный индивид считает себя победителем, поэтому он всегда настраивается на победу, не давая сомнениям прокрасться к своим мыслям. Поскольку мысли материальны, следует говорить самому себе: «я лучший», «я неповторимый», «я уверенный», «я сильный», «у меня есть власть, я смогу всё» и т.д. Безусловно, все мысли должны быть твердыми, положительными и быть направленными на то, чтобы стать независимым и властным человеком. Уверенность и гордость должны существовать не только в одной голове и оставаться мыслями, они должны проявляться в поступках.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»