Что называют азбукой плана
Урок-закрепление по теме «План и карта»
Разделы: География
Цель урока: закрепить полученные знания и умения по теме.
Оборудование: карта полушарий, топографическая карта, атласы для 6 класса, карточки с условными знаками (формат А4), карточки с различными видами масштаба (формат А4), лист ватмана с расчерченным кроссвордом.
I. Организационный момент.
II. Проведение игры.
Вступительное слово учителя.
— Этот предмет был изобретён в Китае. В китайских источниках 4000-летней давности есть упоминание о белом глиняном горшке, который караванщики “берегут пуще всех своих дорогих грузов”. В нём “на деревянном поплавке лежит коричневый камень, любящий железо. Он, поворачиваясь, всё время указывает путникам сторону юга, а это, когда закрыто Солнце и не видно звёзд, спасает их от многих бед, выводя к колодцам и направляя по верному пути”.
— О каком предмете идёт речь, узнаем, после того как разгадаем кроссворд, в который включены понятия по изученной теме.
С его помощью в пути
В любой пункт легко придти.
Показать нам лес, болото
Главная его забота.
— Что называют планом местности? (Ответ вписывают в кроссворд).
— Что называют азбукой карты (плана)?
— Вспомним некоторые условные знаки. (Учитель показывает карточки с условными знаками. Учащиеся отвечают, что они обозначают).
— Что здесь изображено? (Учитель показывает карточки с записью различных видов масштаба.)
— Что показывает масштаб? (Вписывают термин в кроссворд).
— Какие виды масштаба изображены? Прочитайте их.
— Чем удобен линейный масштаб?
— Определите расстояние и направление от колодца в посёлке Добрынино до колодца в посёлке Ладыгино. (Учитель просит учащихся проговаривать вслух приёмы определения расстояния и направления).
— И с этим заданием вы справились.
-Послушайте отрывок из трагедии “Борис Годунов” А.С. Пушкина.
[ … ]
А ты, мой сын, чем занят? Это что?
Чертёж земли московской; наше царство
Из края в край. Вот видишь: тут Москва,
Тут Новгород, тут Астрахань. Вот море,
Вот пермские дремучие леса,
А вот Сибирь.
А что такое
Узором здесь виётся?
Как хорошо! Вот сладкий плод ученья!
Как с облаков ты можешь обозреть
Всё царство вдруг: границы, грады. Реки.
Учись, мой сын: наука сокращает
Нам опыты быстротекущей жизни…
— Что рассматривал Феодор: план или карту? (Ответ вписать в кроссворд).
— Чем карта отличается от плана?
— Скажите, можно ли карту считать моделью Земли? Почему?
— Умники и умницы!
Полюса между собой
Связали нити длинные,
И словно режут шар Земной
На доли апельсиновые.
— Что называют меридианом?
— Покажите на карте, глобусе 20-ый меридиан.
— Какие ещё линии градусной сетки вы знаете?
— Что называют параллелью?
— Покажите на карте, глобусе 20-ую параллель.
— Покажите самую короткую, длинную параллель.
— Которое путешествие будет короче по 20-ой или 80-ой параллели?
— Какой материк пересекают все меридианы Земли?
— По какому меридиану путешествие от полюса к полюсу будет длиннее?
— Отлично, так держать!
— За цифрой “5” скрывается одна из географических координат. Как её называют? (Широта.)
— Что называют широтой? (Вписывают термин в кроссворд.)
— Возможно, ли определить географические координаты объекта, зная только его широту?
— Какую географическую координату ещё необходимо знать?
— Что называют долготой?
— Чтобы открыть последнюю букву загаданного предмета, выполним задание 6.
“Перед ними стеной метра в два вышины тянулась сложенная из огромных плит терраса. Словно зачарованные, закинув головы, они не сводили глаз с нескольких гигантских статуй. Они стояли на удлинённых торсах, без ног, с едва намеченными под грудью руками, примитивные и мощные, безмолвные и грозные, и пристально глядели вперёд, в безмолвные пространства океана…
-Иван Степанович, если мы не на простой подводной горе, то, что же это за остров?
-Это остров Рапа-Нуи. Таинственный, загадочный остров, доставляющий массу хлопот и мучений географам, этнографам и историкам всего цивилизованного мира. Слыхал ли ты что-нибудь об этом острове?
— Рапа-Нуи. Нет,- признался Павлик,- первый раз слышу.
— Гм…Нечего сказать, хорош! Но, может быть, ты знаешь его под названием Вайгу, как его иногда называют?
— Н-нет, Иван Степанович,- смутился Павлик,- и Вайгу не знаю.”
— Догадываетесь ли вы, какой остров послужил прообразом Рапа-Нуи, или Вайгу? (о. Пасхи.)
— Каковы координаты подлодки “Пионер”, которая доставила героев романа на этот остров? (Учитель просит проговаривать вслух приёмы определения географической широты и долготы.)
— Теперь вы знаете, какой предмет был изобретён в Китае 4000 лет назад. Имея в руках компас, легко определить направление, а как быть, если его нет? В такой ситуации оказался герой романа Л. Буссенара “Похитители бриллиантов”. Помогите ему.
“Так! – пробормотал Александр.- У меня нет компаса! Ни часов! Ничего у меня нет! Теперь только не хватало лишиться лошади! Ладно, дружище, вставай, и поскорей! Надо снова скакать, как мы скакали сегодня утром, но только в обратном направлении, на юг. Думаю, что я не ошибаюсь. Мы ведь шли от крааля в северном направлении”.
— Каким единственным способом мог так точно определить направление пройденного пути герой романа? (Единственным ориентиром могло быть только Солнце).
III. Итог урока.
— Что вы узнали и чему научились в процессе изучения темы: План и карта?
— Вы отлично поработали! (Учитель оценивает работу учащихся).
Домашнее задание: составить кроссворд по теме.
Что необходимо знать и уметь при составлении плана местности?
Помогите плиззззззззззззззз прошу вас.
1. Надо знать условные знаки.
2. надо знать направление сторон горизонта и сориентировать план местности.
3. надо выбрать и записать масштаб.
4. необходимо провести глазомерную и полярную съемку местности.
5. надо уметь с помощью горизонталей строить чертеж местности.
С помощью каких условных знаков показывают рельеф на планах местности?
С помощью каких условных знаков показывают рельеф на планах местности.
Почему необходима знать условные знаки карты?
Почему необходима знать условные знаки карты?
Чем различаются условные знаки карт и планов?
Чем различаются условные знаки карт и планов?
Что показывает на плане или карте с помощью условных знаков?
Что показывает на плане или карте с помощью условных знаков?
С помощью каких условных знаков показывают рельеф на планах местности?
С помощью каких условных знаков показывают рельеф на планах местности.
Что необходимо знать и уметь при составлении плана местности?
Что необходимо знать и уметь при составлении плана местности?
Составление плана местности?
Составление плана местности.
Для чего человеку необходимо уметь ориентироватся в пространстве?
Для чего человеку необходимо уметь ориентироватся в пространстве.
Что надо знать для ориентирования на местность.
Перед вами условный знак топографической карты?
Перед вами условный знак топографической карты.
Назовите, что он обозначает на топографических картах и планах.
Сравните условные знаки плана местности и физической карты полушарий?
Сравните условные знаки плана местности и физической карты полушарий.
Первая экспедиция Колумба высадилась на Багамских островах.
Из за природных стихий.
Весь материк покрыт льдом.
Лед покрыл 96% Антарктиды.
Воробья для борьбы с гусеницами.
Воробей. ) Их доставили в Америку в 1850 году из Великобритании для борьбы с гусеницами.
1) Биогеография 2) Животных 3) От климата и меняется от полюсов к экватору 4) Различные типы климатов (климатические области) 5) Законом высотной поясности 6) Преобладающему типу растительности 7) Изменение высоты.
Азбука | Аз, Буки, Веди или тайна русского алфавита
Русская азбука — совершенно уникальное явление среди всех известных способов буквенного письма. Азбука отличается от других алфавитов не только практически совершенным воплощением принципа однозначности графического отображения «один звук — одна буква». В азбуке есть еще и содержание, я бы даже сказал, целое послание из глубины веков, которое мы, если немного постараемся, сможем прочитать буквально.
Акрофония (от греч. ákros — крайний и phōnē — звук), слова, образованные из начальных букв слов исходного словосочетания, читаемые не по алфавитным названиям букв, а как обычное слово.
Для начала вспомним знакомую с детства фразу «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» — отличный алгоритм для запоминания последовательности цветов радуги (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый). Это — т.н. акрофонический способ: каждое слово фразы начинается с той же буквы, что и название цвета. Слова читаются не по алфавитным названиям букв, а как обычное слово.
Азбука и изобретение кода Морзе
Однако акрофоническое запоминание — далеко не «игрушки». Например, после изобретения Морзе в 1838 г. знаменитого кода для телеграфных сообщений возникла проблема массового обучения телеграфистов. Быстро вызубрить азбуку Морзе оказалось сложнее, чем таблицу умножения. Решение было найдено: для удобства запоминания каждому знаку Морзе противопоставили слово, начинающееся с буквы, которую передает этот знак. Например, «точка-тире» стали «арбузом», поскольку передают «а». Короче, акрофония обеспечивает удобное запоминания азбуки и, как следствие, максимально быстрое ее распространение.
Среди основных европейских алфавитов три в той или иной мере обладают акрофоничностью: греческий, иврит и кириллица (глаголица). В латинице этот признак полностью отсутствует, поэтому латиница могла появиться только на основе уже распространенной письменности, когда в акрофонии уже нет нужды.
В греческом алфавите прослеживаются остатки этого явления в названиях 14 из 27 букв: альфа, бета (правильнее — вита), гамма и т. д. Однако эти слова ничего не означают в греческом языке и являются слегка искаженными производными еврейских слов «алеф» (бык), «бет» (дом), «гимель» (верблюд) и т. п. Иврит полностью сохраняет акрофонию до сих пор, что, кстати, немало способствует быстрому обучению иммигрантов в Израиле. Кстати, сравнение по признаку акрофоничности прямо указывает на определенное заимствование греками еврейского письма.
Праславянская азбука отличается от иврита
Праславянская азбука также полностью обладает признаком акрофоничности, однако азбука существенно отличается от иврита
Как пишет в своей книге «Азбука: послание к славянам» российский химик, музыкант, автор работ в области истории и лингвистики Ярослав Кеслер. У иудеев все названия букв — имена существительные в единственном числе и именительном падеже. А вот среди названий 29 букв славянской азбуки — по крайней мере 7 глаголов. Из них 4 — в повелительном наклонении: два в единственном числе (рцы, цы) и два — во множественном (мыслите, живите), один глагол в неопределенной форме (ять), один — в третьем лице единственного числа (есть) и один — в прошедшем времени (веди). Более того, среди названий букв встречаются и местоимения (како, шта), и наречия (твердо, зело), и имена существительные во множественном числе (люди, буки).
В нормальной связной беседе один глагол приходится в среднем на три другие части речи. В названиях букв праславянской азбуки наблюдается именно такая последовательность, что прямо указывает на связный характер азбучных наименований.
Таким образом, праславянская азбука представляет собой Послание — совокупность кодирующих фраз, позволяющих каждому звуку языковой системы придать однозначное графическое соответствие (т. е. букву).
А теперь — ВНИМАНИЕ! Прочитаем Послание, содержащееся в праславянской азбуке. Рассмотрим три первые буквы азбуки — азъ, буки, веди.
Русская азбука — закодированное послание из глубины веков
БУКИ (букы) — «буквы, письмена».
ВЕДИ (веде) — «познал», совершенное прошедшее время от «ведити» — знать, ведать.
Объединяя акрофонические названия первых трех букв азбуки, получаем следующее:
Объединяются во фразы и все последующие буквы азбуки:
ГЛАГОЛЪ — «слово», причем не только изреченное, но и написанное.
ДОБРО — «достояние, нажитое богатство».
ЕСТЬ (есте) — третье лицо единственного числа от глагола «быть».
ЖИВИТЕ — повелительное наклонение, множественное число от «жить» — «жить в труде, а не прозябать».
ЗЕЛО — «усердно, со рвением» (ср. англ. zeal — упорный, ревностный, jealous — ревнивый, а также библейское имя Зелот — «ревнитель»). Земля — «планета Земля и ее обитатели, земляне».
ИЖЕ — «те, которые, они же».
ЛЮДИ — «существа разумные».
МЫСЛИТЕ — повелительное наклонение, множественное число от «мыслить, постигать разумом».
НАШЪ — «наш» в обычном значении.
ОНЪ — «оный» в значении «единственный, единый».
ПОКОИ (покой) — «основа (мироздания)». Ср. «покоиться» — «основываться на чем-либо».
РЦЫ (рци) — повелительное наклонение: «говори, изрекай, читай вслух». Ср. «речь».
СЛОВО — «передающее знание».
ТВЕРДО — «уверенно, убежденно».
УКЪ — основа знания, доктрина. Ср. наука, учить, навык, обычай.
ХЕРЪ — «божественный, данный свыше» (ср. нем. herr — господин, Бог, греч. «иеро» — божественный, англ. hero — герой, а также русское имя Бога — Хорс).
ЦЫ (ци, цти) — «точи, проникай, вникай, дерзай».
ЧЕРВЬ (черве) — «тот, кто точит, проникает».
Ш(т)а (Ш, Щ) — «что» в значении «чтобы».
Ъ, Ь (еръ/ерь, ъръ) представляют собой варианты одной буквы, означавшей неопределенный краткий гласный, близкий к «э». Вариант «ь» возник позднее из «iъ» (именно так письменно отображалась вплоть до XX в. буква «ять»).
ЮСЪ (юс малый) — «свет», старорусское «яс». В современном русском языке корень «яс» сохранился, например, в слове «ясный».
ЯТЬ (яти) — «постичь, иметь». (Ср. «изъять», «взять» и т.д.).
Азъ буки веде. Глаголъ добро есте. Живите зело, земля, и, иже како люди, мыслите нашъ онъ покои. Рцы слово твердо — укъ фъретъ Херъ. Цы, черве, шта Ъра юсъ яти!
И если придать этому посланию современное звучание, получится примерно так:
Я знаю буквы. Письмо — это достояние. Трудитесь усердно, земляне, Как подобает разумным людям. Постигайте мироздание! Несите слово убежденно: Знание — дар Божий! Дерзайте, вникайте, чтобы Сущего свет постичь!
Азбучная молитва
Есть еще один вариант «расшифровки» Русской азбуки — Азбучная молитва.
«Азбучная молитва» (иногда называемая «Толковыми азбуками») — стихотворная азбука, одно из самых ранних славянских стихотворений. Является особой формой изложения религиозных истин, раскрывая в удобной для запоминания стихотворной форме различные вопросы православного вероучения. Представляет собой акростих на алфавит (так называемый абецедарий).
Текст обнаружен среди рукописей бывшей Патриаршей библиотеки в сборнике, принадлежавшем когда-то патриарху Никону.
«Аз словом сим молюся Богу»
Аз сло́вом сим молю́ся Богу:
Бо́же, всея́ твари́ Зижди́телю,
Ви́димым и неви́димым,
Го́спода Ду́ха посли́ Живу́щаго,
Да вдохне́т в сердце́ ми сло́во,
Еже бу́дет на успе́х всем,
Живу́щим в за́поведех Ти.
Ѕело́ бо есть свети́льник жи́зни
Зако́н Твой, свет стезя́м,
Иже и́щет ева́нгельска сло́ва
І про́сит да́ры Твоя́ прия́ти.
Ко креще́нию обрати́шася вси́,
Лю́дие Твои́ нарещи́ся хотя́ще,
Ми́лости Твоя́, Бо́же, про́сят зело́.
Но мне ны́не простра́нно сло́во даждь,
О́тче, Сы́не и Пресвяты́й Ду́ше,
Прося́щему по́мощи от Тебе́.
Ру́ци бо свои́ выспрь возде́ю при́сно,
Си́лу прия́ти и му́дрость у Тебе́.
Ты бо дае́ши досто́йным си́лу, ипоста́сь же вся́кую цели́ши.
Упова́ние всех конце́в земли́.
Фарао́на мя зло́бы изба́ви,
Херуви́мску ми мысль и ум даждь.
Ѡ, Честна́я Пресвята́я Тро́ице, печа́ль мою́ на ра́дость переложи́.
Целому́дренно да начну́ писа́ти
Чудеса́ Твои́ преди́вные зело́,
Шестокрыла́тых си́лу восприиму́.
Ще́ствую ны́не по сле́ду учи́телю, и́мени его́ и де́лу после́дуя,
Ѣ́вным сотворю́ ева́нгельское сло́во, хвалу́ воздая́ Тро́ице в Божестве́,
Ю́же пое́т вся́кий во́зраст, юн и стар свои́м ра́зумом,
Ѧзы́к нов, хвалу́ воздая́ при́сно Отцу́, Сы́ну и Пресвято́му Ду́ху,
Ему́ же честь и держа́ва и сла́ва
от всея́ тва́ри и дыхания
от вся ве́ки и наве́ки. Аминь
Молитва была составлена для лучшего запоминания азбуки. На основе первых славянских букв и возник наш современный русский алфавит.
Всё вышеизложенное — это никакая не фантастика. Это – наш Родной Язык!
И напоследок от себя.
Слово «ЛЮБОВЬ» означает «ЛЮди БОга Ведают»!
«ЛЮ» – «ЛЮДИ»,
«БО» – «БОГ»,
«В» – «ВЕДАЮТ».
А имя города ИЕРУСАЛИМ можно расшифровать так:
И – «иже»
Е – «еси»
Рус – «русский»
Алим – «Олимп»
«Иже еси русский Олимп» = ИЕРУСАЛИМ!
Возможно, этот вариант расшифровки имени славного города вызовет у профессиональных историков не только реакцию отторжения, но также и желание изучить простой вопрос: могло ли имя Иерусалима век за веком «путешествовать» по карте? Иными словами, не случилось ли так, что этим именем «Иерусалим» называли в разные века разные города на Земле?
Мы лучше поймем Значимость Русской Азбуки, если вспомним слова, прозвучавшие в интервью академика Олега Николаевича Трубачева (1930-2002 гг.) – виднейшего отечественного слависта:
«Алфавит — такой же символ государственности как Герб, Гимн, Знамя.
Алфавит — святыня державного значения»
План-конспект урока по русскому языку на тему «Алфавит»
Урок разработан и проведён учителем начальных классов Егоровой Е.И.
«Русский алфавит, или Азбука»
Предмет: русский язык
Учебник: Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе (Школа России) – М. : Просвещение, 2016. – 143 с.
Название раздела, темы: Звуки и буквы.
Решаемые проблемы. Что такое алфавит? Для чего надо знать алфавит?
Цели: познакомить с русским алфавитом (азбукой), его ролью в жизни людей; развивать умение пользоваться алфавитом.
Познакомятся с этимологией слов алфавит, азбука, со значением алфавита в жизни людей.
Получат возможность научиться называть буквы в алфавитном порядке.
Регулятивные: Оценивать результаты выполненного задания.
Познавательные: классифицировать буквы по сходству в их названии. Применять знания алфавита при пользовании справочниками, словарями.
Коммуникативные: высказываться о значимости изучения алфавита. Осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач.
Личностные результаты: имеют представление о своей этнической принадлежности, проявляют уважение к родному языку.
Оборудование: 1). Орфографические словари (для каждого ученика);
2). Плакаты: памятник Кириллу и Мефодию в Москве,
3). Карточки: анаграммы (для каждого ученика);
Рисунки с буквами алфавита
Долгожданный дан звонок – начинается урок!
-Откройте тетради, запишите сегодняшнее число. Сегодня 4 февраля.
Сейчас я вам загадаю загадку, и если вы её отгадаете, то узнаете какую букву мы будем писать на минутке чистописания.
В море плавала акула
Ела всё, что в нём тонуло.
К нам акула приплыла –
Превратилась в букву. (А)
Напишите в тетради по образцу заглавную букву А и строчную букву а одну строчку.
3.Самоопределение к деятельности.
-На какие две группы можно разделить буквы? (Гласные и согласные).
-Назовите согласные. (Л Ф Т В)
— Назовите буквы, которые имеют пары по звонкости/глухости.( Ф В Т )
— Что можете сказать про букву Л?
2).Соберите буквы в слово и узнаете тему нашего урока. (АЛФАВИТ).
— На 2-ой строке запишите слово АЛФАВИТ
-Сделаем схему этого слова на этой же строчке.
4. Работа по теме урока.
1). Знакомство с алфавитом.
-Сколько всего букв в русском языке? (33).
-Сколько гласных букв? (10).
-А сколько согласных? (21).
-Сколько букв не обозначают звука? (2).
Назовите эти буквы. (Ъ, Ь)
Буквы-значки, как бойцы на парад,
в строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
2). Кто знает, как образовалось это слово Алфавит? (Предположения детей).
— Слово Алфавит пришло к нам из греческого языка. Первые две буквы назывались «Альфа» и «Вита». Из этих двух названий получилось слово – Алфавит.
— Как называется ваша первая учебная книга? (Азбука).
-Попробуйте объяснить, почему её так назвали? (Высказывания детей).
-Это первые две буквы из старославянского письма- «Аз» и «Буки». Из этих двух названий получилось слово – Азбука.
Русское слово «Азбука» и греческое слово «Алфавит» – обозначают одно и тоже.
-После слова АЛФАВИТ запишите слово АЗБУКА
3). Кто–то может сказать, что такое Алфавит? (Высказывания детей).
-Правильно, Алфавит- это буквы, расположенные в строго определённом порядке. В Алфавите каждая буква имеет своё место и название.
4). А знаете ли, вы кто создал алфавит? (Предположения детей)
Для того чтобы убедиться в правильности наших предположений, мы должны выполнить задание, которое находится в конвертах у вас на парте.
(Собрать буквы по порядку проставленных цифр)
6 5 4 2 1 3 2 4 7 1 5 6 3
-Проверим, что у вас получилось. Кто же создал славянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий) ФОТО
История возникновения Алфавита.
1). Славянскую (русскую) азбуку составили более 1000лет назад братья Кирилл и Мефодий. В память о них 24 мая славянский мир празднует День славянской письменности и культуры.
На Российскую землю этот праздник пришёл недавно – 17 лет назад, когда в Москве, на Славянской площади, был открыт памятник братьям – просветителям Кириллу и Мефодию. У подножия памятника была зажжена Неугасимая лампада – знак вечной памяти.
2). Вот так выглядела старославянская азбука.
3).В старом русском алфавите первые две буквы назывались : «аз» и «буки».
— Произнесите быстро-быстро эти названия друг за другом: аз-буки, аз-буки… Теперь вы знаете, как получилось слово «азбука».
-Название полного собрания букв пришло к нам из Древней Греции. Там первые две буквы такого собрания назывались так – «альфа» и «вита». Попробуйте произнести эти названия быстро-быстро друг за другом: альфа-вита, альфа-вита, альфа-вита… Именно так и возникло слово «алфавит».
-Прошло время, и сейчас алфавит имеет несколько другой вид. Именно его мы сейчас и изучаем.
-Давайте прочитаем буквы алфавита, повторяя их за мной.
5.Списывание предложения с доски:
Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку.
А – начало алфавита,
Тем она и знаменита.
Ноги ставит широко.
Дети должны стоять, широко расставив ноги. На каждый счёт руки поочерёдно:
на пояс, на плечи, вверх, два хлопка, на плечи, на пояс вниз – два хлопка. (Темп постепенно убыстряется.)
Дети садятся на свои места.
7.-Давайте подумаем, для чего нужен Алфавит? (Предположения детей).
-Посмотрите ребята, вопрос один, а мнений много.
Давайте вместе находить ответ на этот вопрос.
8.Чтение алфавита хором, правильно называя буквы.
Дом сторожит. (Собака).
-Попробуйте быстро найти это слово в орфографическом словаре, который лежит у вас на парте.
Трудно было выполнить задание? (Ответы детей).
-А можно было это задание выполнить быстрее? (Ответы детей)
Что для этого нужно знать? (Алфавит)
-С какой целью слова располагаются в словаре в алфавитном порядке? (Для удобства поиска нужного слова).
-Значит, Алфавит используется для составления словарей, различных справочников, каталогов.
2). Обратимся к классному журналу. Вы часто наблюдали, как учитель быстро находит фамилию ученика. Как вы думаете, почему? (Высказывания детей).
-Конечно, он использует Алфавит.
3). Ребята, вы все посещали библиотеку и наверно заметили, что библиотекарь быстро находит ту или иную книгу. Почему? (Предположения детей).
-Конечно, книги в библиотеке стоят в алфавитном порядке, для удобства поиска книги.
11. Практическое пользование алфавитом.
— Давайте немного побудем библиотекарями и разложим книги, ставя в алфавитном порядке фамилии авторов книг.
(Барто, Михалков, Пушкин, Чарушин)
(Напомнить написание имён собственных).
Изобразите движением рук, ног, туловища, букву Ф,Р,Ж, Т, Я
13. Работа по учебнику.(с.56 упр.8)
Отгадайте, работая парами, слово, зашифрованное в упражнении. ( учитель )
-А теперь отгадайте мои слова:
1).1-ая буква-стоит между буквами Й и Л
2-ая-первая буква алфавита
3-я-стоит после буквы П
4-я- первая буква алфавита
5-я-стоит перед буквой М
6-я- пятая буква алфавита
7-я-первая буква алфавита
8-я-стоит между буквами Ч и Щ (КАРАНДАШ)
14. Домашнее задание
Сколько букв в русском алфавите?
Кто уже запомнил алфавит?
Кто правильно называет буквы?
Кому ещё нужно немного потренироваться?
Молодцы, ребята! Вы очень хорошо поработали. Урок окончен, всем спасибо!
Работа по карточкам: соединить буквы в алфавит. порядке и закончить рисунок