Что называют архитектурными деталями штукатурки

Вы здесь

Оштукатуривание архитектурных деталей

В современном массовом строительстве архитектурные детали, такие, как сложные карнизы, наличники, пилястры, используются довольно редко. Однако они часто встречаются при ремонтных и реставрационных работах.

Оштукатуривание откосов оконных, дверных и других проемов выполняют по направляющим правилам (рис. 8.13, а). Раствор наносят послойно до образования намета требуемой толщины и разравнивают малкой. Для получения проемов с ремешками применяют направляющие правила с бортиками или специальные галки.

Карнизы, наличники и другие тяги (профилированные полосы, которые выступают над оштукатуренной поверхностью) вытягивают с помощью шаблонов по направляющим правилам (рис. 8.13, б). Правила устанавливают по шаблонам и крепят к поверхностям после схватывания грунта. Раствор наносят слоями толщиной до 10 мм, и каждый слой протягивают шаблоном, срезая излишки раствора. После многократного повторения процесса формируются тяги по профилю шаблона. В углах тяги разделывают от руки с помощью отрезовки, линейки и полутерка или профильными досками отборных шаблонов.

Потолочные русты формируют в неокрепшем растворе с помощью простейших шаблонов или специальных полутерков-рустовок, перемещаемых по направляющим правилам. К потолку правила прижимают стойками.

Плинтусы натирают специальными фасонными полутерками, вытягивают шаблонами или отливают. В последнем случае на определенном расстоянии от стены устанавливают деревянный плинтус-опалубку с обратным профилем и промежуток заполняют раствором. Через день опалубку снимают и плинтус доводят.

До оштукатуривания колонны провешивают и устанавливают марки и маяки. Прямоугольные колонны оштукатуривают по направляющим правилам или вытягивают шаблонами. Многогранные колонны вытягивают шаблонами. Круглые колонны оштукатуривают по кольцевым маякам или вытягивают шаблонами, как и многогранные. Каннелюры на всех видах колонн вытягивают шаблонами. При вытягивании колонн переменного сечения и каннелюр на них применяют качающиеся шаблоны (рис. 8.13, в).

Источник: Технология строительных процессов. Снарский В.И.

Источник

Оштукатуривание архитектурных деталей

Что называют архитектурными деталями штукатурки

В современном массовом строительстве архитектурные детали, такие, как сложные карнизы, наличники, пилястры, используются довольно редко. Однако они часто встречаются при ремонтных и реставрационных работах.

Оштукатуривание откосов оконных, дверных и других проемов выполняют по направляющим правилам (рис. 8.13, а). Раствор наносят послойно до образования намета требуемой толщины и разравнивают малкой. Для получения проемов с ремешками применяют направляющие правила с бортиками или специальные галки.

Карнизы, наличники и другие тяги (профилированные полосы, которые выступают над оштукатуренной поверхностью) вытягивают с помощью шаблонов по направляющим правилам (рис. 8.13, б). Правила устанавливают по шаблонам и крепят к поверхностям после схватывания грунта. Раствор наносят слоями толщиной до 10 мм, и каждый слой протягивают шаблоном, срезая излишки раствора. После многократного повторения процесса формируются тяги по профилю шаблона. В углах тяги разделывают от руки с помощью отрезовки, линейки и полутерка или профильными досками отборных шаблонов.

Потолочные русты формируют в неокрепшем растворе с помощью простейших шаблонов или специальных полутерков-рустовок, перемещаемых по направляющим правилам. К потолку правила прижимают стойками.

Плинтусы натирают специальными фасонными полутерками, вытягивают шаблонами или отливают. В последнем случае на определенном расстоянии от стены устанавливают деревянный плинтус-опалубку с обратным профилем и промежуток заполняют раствором. Через день опалубку снимают и плинтус доводят.

До оштукатуривания колонны провешивают и устанавливают марки и маяки. Прямоугольные колонны оштукатуривают по направляющим правилам или вытягивают шаблонами. Многогранные колонны вытягивают шаблонами. Круглые колонны оштукатуривают по кольцевым маякам или вытягивают шаблонами, как и многогранные. Каннелюры на всех видах колонн вытягивают шаблонами. При вытягивании колонн переменного сечения и каннелюр на них применяют качающиеся шаблоны (рис. 8.13, в).

Что называют архитектурными деталями штукатуркиРис. 8.13. Оштукатуривание архитектурных деталей: а – откоса; б – вытягивание карниза; в — вытягивание гладкой колонны; г – вытягивание колонны с каннелюрами; 1 – правило; 2 – малка; 3 – шаблон

Источник

15. Оштукатуривание архитектурных деталей

15. Оштукатуривание архитектурных деталей

Прямолинейные тяги. Штукатурной массе можно придать любую форму, пользуясь для этого шаблонами различной конфигурации. Фасонные детали, которые приходится выполнять штукатуру, могут быть прямолинейными и криволинейными.

В предыдущей главе были приведены способы выполнения рустованных камней. Это пример исполнения прямолинейных архитектурных деталей, особенно вытягивания с помощью специальных шаблонов глубоких фасонных рустов.

Наиболее часто штукатуру приходится исполнять такие прямолинейные архитектурные детали, какими являются карнизы. Их применяют для украшения как внутренних помещений, так и фасадов зданий.

Простейшим карнизом является падуга — четвертная выкружка в верхнем углу комнаты. Ее делают после того, как на потолке и стене нанесены подготовительные слои штукатурки. По линии угла ковшом или лопаткой набрасывают раствор, разравнивают полутерком, придавая необходимую форму. Если падуга имеет небольшой радиус, то после накрывки ее затирают небольшим, узким полутерком. Для получения более точной отделки применяют галтельную терку, имеющую профиль падуги (рис. 70). Ею работают так же как при обработке лузг, двигая терку по горизонтали. В особенно ответственных случаях падуги вытягивают шаблоном.

Что называют архитектурными деталями штукатурки

Все фасонные карнизы тянут только шаблонами.

Шаблоны изготовляют в натуральную величину из досок и брусков и оковывают с одной стороны кровельным железом, вырезанным

в соответствии с заданным профилем. На противоположной стороне профильной доски снимают фаску под углом 45°. Фаску называют «лоск», железную оковку — «обдир». Железо против доски выдвигают на 3–4 мм.

Шаблон может быть более простой конструкции, когда по направляющей рейке скользит обычный полозок (рис. 71), или улучшенной — для более тяжелых шаблонов, которые для облегчения движения снабжают роликами (рис. 72).

Что называют архитектурными деталями штукатурки Что называют архитектурными деталями штукатурки

Если тянут профиль из декоративного раствора с крупным наполнителем, то делают двойную металлическую оковку. Первую оковку выдвигают против доски на 3–4 мм, а поверх прибивают вторую того же профиля, выдвигая ее против первой на 5 мм (рис. 73).

Что называют архитектурными деталями штукатурки

Одним шаблоном не удастся протянуть прямую часть карниза и угол. Для углов нужен особый шаблон, где профильная доска расположена под углом 45° к полозкам (рис. 74) и оковка расположена по-иному (рис. 75).

Что называют архитектурными деталями штукатурки Что называют архитектурными деталями штукатурки

Предъявляют очень высокие требования как к точности изготовления шаблонов, так и к установке их и направляющих реек, по которым шаблоны движутся. Ведь отмазки будущего карниза (крайние участки, заходящие на стену и потолок) будут служить маяками для накрывочного слоя. Поэтому накрывку делают всегда после тяги карнизов.

Направляющие рейки ставят на стене и потолке. К кирпичным и бетонным стенам их «примораживают» раствором из чистого гипса и крепят специальными рейкодержателями.

На деревянных стенах и потолках рейки крепят «лепухами» (часть рейки длиной 40–50 см, шириной 6–8 см). На расстоянии трети от края рейки забивают гвоздь — вот и вся конструкция. Противоположный край прижимает рейку снизу, не доходя до края на треть ее ширины. После полной выверки «лепухами» плотно прижимают рейки и для большей надежности их подмазывают гипсовым раствором.

В зависимости от того, на какое расстояние будет выступать карниз, ставят или не ставят металлическую сетку. Сетка необходима, если карниз имеет вынос от стены и потолка более чем на 25 см.

Отделку карнизов начинают с нанесения грунта обычным способом. Раствор между рейками набрасывают слоями не толще 10 мм (используют известково-алебастровый раствор 1:3) и каждый слой разравнивают шаблоном. Следующий слой не кладут, пока предыдущий не схватится.

Вытянув карниз начерно, нужно его несколько раз хорошо продрать шаблоном. Затем смахивают кистью с карниза и реек все песчинки, тщательно промывают водой шаблон и растворный ящик. Сеют гипс через сетку с ячейками 0,5 мм, размешивают с водой до жидкой консистенции. Пропускают через сетку с ячейкой 1 мм.

Выждав, пока масса начнет густеть, быстро наносят ее на карниз мастерком или ковшом Шаульского и тянут шаблон «на лоск». На тяге не должно оставаться ни одной царапины, именно для этого и нужно было так тщательно готовиться к накрывке.

И еще один совет. Производя накрывку, надо двигать шаблон не слева направо, а справа налево, вперед фаской. Тогда поверхность получится гладкой.

При вытягивании карнизов из декоративных штукатурок нужно брать для обрызга и грунта те же растворы, которые служат для этих целей при оштукатуривании всей плоскости фасада; это необходимо, чтобы не было расхождения в цвете между карнизом и стеной. Вытянув профиль карниза по грунту «на сдир», поверхность тяги нацарапывают, выдерживают некоторое время, набрасывают накрывочный слой декоративного раствора и тянут профиль «на лоск» (рис. 76). Для накрывки употребляют декоративный раствор одного тона со стеной.

Что называют архитектурными деталями штукатурки

Криволинейные тяги. При производстве прямолинейных тяг, как говорилось выше, направляющими служат прямые рейки. А как быть, если нужно выполнить тяги круговые, полуциркульные, эллиптические? Здесь нужен иной инструмент, другой подход к работе.

Тяги различного вида кривизны выполняются с помощью так называемой воробы — профильной доски с подвижной радиусной рейкой. Каждый вид криволинейных тяг требует соответствующего ей инструмента. Чтобы его изготовить, надо, прежде всего, определить центр кривизны и длину радиуса каждой данной тяги.

Начнем с наиболее простой тяги — полуциркульной арки (рис. 77).

Что называют архитектурными деталями штукатурки

Здесь найти центр кривизны легко: поскольку арка представляет половину окружности, центр ее лежит на середине ширины проема. По диаметру будущей арки помещают рейку со штырем в центре. Вороба на своей рейке имеет отверстие, удаленное от нижней профильной грани воробы на расстояние радиуса арки. Посадив рейку воробы на штырь, рабочий ведет профильную доску по кругу, вытягивая нужный профиль.

Центр в пологой (или сегментной) арке (рис. 78) лежит на половине ширины проема на пересечении линий пят арки. В этой точке и ставят рейку со штырем, помещая на него рейку воробы, и ведут профиль.

Что называют архитектурными деталями штукатурки

Может случиться, что тяга имеет большой радиус кривизны (арка настолько полога, что центр кривизны располагается даже где-то под полом), тогда тягу выполняют без воробы. Для этого делают лекала — криволинейные направляющие (рис. 79) и по ним ведут шаблон. Лекала выполняют из сосновых реек. Чтобы они не ломались, их замачивают в воде. На одной стороне рейки до половины ее ширины через 5–6 см делают пропилы и сгибают рейку, чтобы пропилы сошлись.

Что называют архитектурными деталями штукатурки

Криволинейные направляющие можно выпилить из доски.

Тяга кругов и круглых розеток. На стене эта тяга производится по тому же принципу, что и при отделке арок, только здесь тянут круг, а не полукруг или сегмент.

Несколько сложнее вытянуть круглую розетку на потолке. Здесь приходится между полом и потолком устанавливать вращающуюся стойку. На потолке отмечают центр круга. Из этой точки опускают отвес и переносят отметку на пол. Между ними и ставят вращающуюся стойку, на которой укреплена профильная доска (рис. 80).

Что называют архитектурными деталями штукатурки

Для тяги купола применяют шаблон, изображенный на рис. 81.

Что называют архитектурными деталями штукатурки

Есть еще несколько видов арок различной конфигурации, которые требуют более сложного геометрического построения для определения центров радиусов коробы, поскольку обычно приходится вести криволинейные тяги из нескольких центров. Так из двух центров тянут стрельчатые (рис. 82), из трех или даже из пяти — коробовые.

Что называют архитектурными деталями штукатурки

Остроконечные арки имеют участки радиусных и прямолинейных тяг. Сложны по своему построению контуры эллиптических тяг, тяг криволинейных суживающихся профилей, криволинейных тяг с центрами кривизны с двух сторон тяги. Во всех этих случаях квалифицированный штукатур должен иметь специальные познания, чтобы не только уметь прочесть чертеж, но и перенести его контуры на плоскость.

Читайте также

Краткий словарь архитектурных терминов

Краткий словарь архитектурных терминов Антаблемент (франц. entablement, от table — стол, доска) — верхняя горизонтальная часть сооружения, обычно лежащая на колоннах, — составной элемент классического архитектурного ордера. Антаблемент членится на несущую часть — архитрав,

Магия деталей

Магия деталей Николя Лестаж (16?? — 16??)На гербе, пожалованном ему его царственным покровителем, королём Франции Людовиком XIV, на лазурном поле красовался сапог, увенчанный короной, в окружении двух геральдических лилий. Что могло заставить монарха, который задавал моду

Оштукатуривание стен печи

Оштукатуривание стен печи После полного высыхания печи выполите отделку ее стен. Если вы оставляете печь без отделки, то зашлифуйте все неровности красного кирпича, швы расшейте. Цвет кирпича можно усилить слабым раствором соляной или серной кислоты.Печь-каменку можно

Использование деталей окружающей обстановки

Использование деталей окружающей обстановки Умение использовать окружающую местность для своей пользы и принятие во внимание предметов обстановки дают огромное преимущество в реальной схватке и являются одним из важнейших отличий спортивных единоборств от

6.2.1. Повреждение деталей подвески

3. Изгиб деталей

3. Изгиб деталей (I) Разрешается править только те изогнутые детали, о которых даны указания в настоящем Руководстве.Правку деталей производить без нагрева, медным или деревян­ным молотком, на гладкой стальной или свинцовой плите, а в от­дельных случаях (изгиб осей рамки

10. Наплавка и сварка деталей

10. Наплавка и сварка деталей При ремонте деталей наплавкой в местах перехода от наплав­ленного слоя к основному металлу допускаются небольшие чер­новины и раковины. Допускается также повторная сварка или на­плавка с предварительной подготовкой под сварку, если нет

Б. Подготовка деталей к очистке

Б. Подготовка деталей к очистке 4. Обезжирить детали в ванне, содержащей раствор следующего состава: кальцинированная или каустическая сода 100 г вода 1 л или мыло твердое 30 г вода 1 л Обезжиривать детали в кипящем растворе.5. Промыть детали в холодной

ИНСТРУКЦИЯ ПО ОКСИДИРОВАНИЮ ДЕТАЛЕЙ РЕВОЛЬВЕРА

ИНСТРУКЦИЯ ПО ОКСИДИРОВАНИЮ ДЕТАЛЕЙ РЕВОЛЬВЕРА Для предохранения металлических деталей револьвера от ржавления поверхность деталей оксидируется.Для получения качественного оксидного покрытия рекомен­дуется следующая схема технологического процесса:1. Подготовка

13. Оштукатуривание фигурных поверхностей

13. Оштукатуривание фигурных поверхностей Отделка углов. Любое помещение имеет, естественно, не только плоские поверхности стены и потолки, а и углы, откосы, русты, карнизы, ниши и все это требует отделки, причем особенно тщательной. Если на большой прямой плоскости

Источник

Глава X. Отделка архитектурных форм штукатурными тягами

Тянутый штукатурный рельеф выполняют с помощью шаблона. Так оштукатуривают колонны, карнизы, пояски, кессоны, делают русты, наличники окон и дверей, архивольты, плафоны и другие архитектурные детали (рис. 123).

Для изготовления любых архитектурных профилей толщина штукатурного намета должна быть не более 50 мм. При больших выносах штукатурного рельефа из плоскости стены раствор наносят либо на специальные выносы кладки, либо на специальные дощатые конструкции или на металлический каркас, обтянутый сеткой 1 (рис. 124).

Внутри помещений для быстроты схватывания грунта в растворы вводят 20-50% гипса от массы известкового теста и накрывку наносят из известково-гипсового теста без наполнителя. Декоративный штукатурный рельеф выполняют из тех же растворов, которыми отделывали поверхности. Накрывочный слой для тяг из цементных и известково-цементных растворов готовят на мелкозернистом наполнителе.

Способ вытягивания штукатурных деталей принципиально не отличается от изготовления лепных моделей с помощью шаблонов. Но особенности выполнения больших объемов работ и условия строительства вносят некоторую специфику в приемы выполнения самих работ и в подготовку необходимых приспособлений. Встречаются и другие случаи, связанные с устройством специальных конструкций для вытягивания некоторых архитектурных деталей, которые зависят не от специфики штукатурных работ, а от форм конструктивных деталей. Поэтому в настоящей главе рассматриваются конкретные способы выполнения профилей, не характерные для лепных работ (вытягивание профилей карнизов во входящих углах, кессонов, рустов, тяг по криволинейному контуру и колонн), а также особенности выполнения тяг из декоративных растворов.

Тяги декоративных штукатурок выполняют шаблонами с двойной оковкой профильной доски (рис. 125, а). Второй оковкой 2 вытягивают профиль по грунту, после чего ее снимают и первой оковкой 1 выполняют чистый профиль по декоративной накрывке. При вытягивании профилей большого поперечного сечения полозок заменяют роликами для облегчения перемещения тяжелого шаблона, но при этом тщательно следят за чистотой правил.

Профили тяг, пересекающихся во входящих углах, вытягивают специальным шаблоном (рис. 125, б). Чтобы профильная доска 4 шаблона могла дойти до самой вершины угла, ее располагают под углом 45° по отношению к стене. Салазками 3 для такого шаблона служит прямоугольный треугольник, к которому по биссектрисе прямого угла крепят профильную доску 4. Профильную доску в этом случае делают двойной (из двух досок со снятыми фасками), а оковку 5 (металлический профиль) закрепляют между досками с фасками наружу.

Что называют архитектурными деталями штукатурки
Рис. 126. Примеры рустов (а) и их профили (б)

Если расстояние между горизонтальными тягами рустов менее 50 см и камни с гладкой поверхностью, можно совмещать вытягивание двух горизонтальных рустов вместе с вытягиванием поверхности самого камня (рис. 127, б). При этом места вертикальных рустов раствором не заполняют. В этом случае правила устанавливают по осям соседних рядов имитируемой кладки, закончив вытягивание камня с двумя горизонтальными рустами, вытягивают в этом ряду вертикальные русты. Приступая к вытягиванию следующего ряда горизонтальных рустов, нижнее правило оставляют на месте, а верхнее 6 переносят вниз. Место, с которого удалили правило, заполняют раствором и выравнивают поверхность с одновременным выполнением вертикальных рустов. Если поверхность камня предполагают обработать под грубую фактуру, вытягивают только русты, а затем делают намет под нужную фактуру.

Описанные способы трудоемки, поэтому на практике чаще выполняют русты глубиной 1-3 см с помощью реек слегка трапециевидной формы сечения. По осям рустов на грунт набивают одинарные или спаренные рейки (рис. 128) более узким основанием к грунту. Накрывку наносят сначала по периметру будущего камня, уплотняют особенно тщательно в углах примыкания рейки к грунту, а затем заполняют раствором тело камня, выравнивают и уплотняют. Рейки снимают на следующий день, сдвинув их ударом молотка по направлению руста. Повреждения кромок исправляют и одновременно покрывают обнажившийся из-под рейки грунт соответствующим раствором с крупностью зерен наполнителя не более 2,5 мм.

Что называют архитектурными деталями штукатурки
Рис. 128. Набивка реек на штукатурный грунт при выполнении декоративных рустов

Известково-песчаные штукатурки, которые можно обрабатывать в пластичном и полупластичном состоянии, расшивают рустом глубиной 3-5 мм с помощью пилы, изготовленной из лезвия ножовки для столярных работ (рис. 129). Сначала на слое накрывки, достигшей полупластичного состояния (спустя час-полтора после ее нанесения), размечают рисунок рустов (гвоздем или мелом). Глубина и прямолинейность пропила обеспечиваются правилом 1. Вынос правила должен быть равен ширине полотна пилы минус глубина руста. Если требуется получить руст шире толщины полотна пилы (1-1,5 мм), правило делают толщиной, равной ширине руста, укладывают его по оси руста и делают два пропила по обеим граням правила, а накрывку между пропилами удаляют на глубину 3-5 мм.

Что называют архитектурными деталями штукатурки
Рис. 130. Кессоны. Деталь потолка вестибюля гостиницы ‘Москва’

Кессоны со слабым рельефом выполняют как тяги на плоской или криволинейной поверхности, например на сводах. Для имитации конструктивных кессонов с большим выносом сначала делают легкую подвесную коробчатую конструкцию, обычно деревянную или из металлических стержней, обтянутых сеткой, по которой выполняют штукатурные тяги.

Если оштукатуривают кессоны по конструктивным балкам, делают подвесные правила и крепят их рейкодержателями (рис. 131). Для оштукатуривания ложных декоративных кессонов подвесных конструкций, особенно из арматурной стали, правила закрепляют на подкосных стойках, опирающихся на пол.

Оштукатуривание кессонов начинают с разметки всего потолка для установки марок и маяков (рис. 132). Для этого во всех углах потолка на одном уровне вбивают гвозди 1 и натягивают диагональные шнуры 2. Скользя по ним переносным шнуром 3, определяют сначала на глаз точки, самые близкие к нему, а затем уточняют по уровню самую низкую точку потолка и ставят на ней опорную марку 4.

Чтобы продолжить разметку потолка далее, наносят обрызг и грунт 5 по верхнему периметру стен поясом шириной 70. 80 см и отбивают в пределах средней трети пояса горизонталь 6 по ватерпасу. Определив по уровню превышение 7 опорной марки над вновь полученной горизонталью, откладывают это расстояние от горизонтали у опоры каждой балки, чтобы по этим отметкам 8 устанавливать марки 9 на нижней стороне всех концов балок. После этого отбивают оси балок и сверяют их с геометрическим местоположением на чертеже. При установке маяков на вертикальных гранях балок корректируют отклонения от проекта. Маяки 10 в виде поясков, облегающих все видимые грани балок, устанавливают на всех концах балок, образующих каждый перекресток. По установленным маякам определяют местоположение потолочных правил 1 (рис. 133, а), прибиваемых вдоль каждой балки к дну кессона, и под балочного 3, устанавливаемого на стойках точно по оси балки или подвешиваемого на рейкодержателях.

Профиль кессона вытягивают шаблоном 2, а углы разделывают вручную. Чтобы сократить длину разделки вручную, профильную доску 5 (рис. 133) шаблона делают удлиненной книзу, чтобы фиксирующие подкосы 4 не упирались в балки.

Кессоны на сводах в большинстве случаев имеют малые выносы, и их выполняют в виде тяг на поверхности свода. Прямолинейные элементы кессонов, расположенные в направлении, которое совпадает с направлением оси свода, вытягивают по правилам.

Криволинейные тяги как архитектурные формы разнообразны по размерам и контуру. Наиболее просты в исполнении тяги циркульных контуров, которые выполняют с помощью воробы. Вороба представляет собой или радиусную рейку 2 (рис. 134, а), или радиусную раму 5 (рис. 134, б), которые шарнирно закреплены в геометрическом центре кривой на центровой доске 1 и жестко скреплены с шаблоном 3. Архитектурные формы, образуемые сопрягающимися кривыми, вытягивают воробой-ножницами (рис. 134, в).

Профили по эллиптическому контуру вытягивают двумя способами: с помощью шнура или патрона-креста.

С помощью шнура (рис. 135) можно выполнять работы в самых разнообразных условиях, но этот способ предполагает высокую квалификацию исполнителей. Шнур, выполняющий функцию воробы с изменяющейся длиной, за сутки до работы натягивают во влажном состоянии, чтобы он не удлинялся во время работы. Затем размечают на объекте фокусы эллипса по данным проекта и вбивают в них гвозди 1 с большими шляпками, которые должны выступать над поверхностью грунта на высоту, несколько большую толщины шнура. В салазки 2 шаблона тоже вбивают два гвоздя 3 аналогичным образом. Готовый к работе шнур узлом замыкают в кольцо. Длина замкнутого шнура для эллипсов любой кривизны всегда будет равна сумме большой оси эллипса и расстояния между фокусами эллипса.

Практически длину шнура отмеряют по месту: шаблон устанавливают на одном из концов длинной оси, через вбитые в салазки гвозди перекидывают шнур 7, складывают его вдвое и завязывают, перекинув через гвоздь, вбитый в фокус 8, более удаленный от шаблона. Узел перемещают в промежуток между фокусами эллипса и опробовают приспособление. Одновременно по грунту намечают контрольный контур эллипса 6, отбиваемый по нижнему основанию салазок шаблона или полозку 4, чтобы по нему контролировать рабочий ход. Эта же линия служит ориентиром для набрасывания раствора под тягу. Выполняя тягу, следят за равномерностью натяжения шнура.

Применение патрона не всегда рационально. При длине большой оси, превышающей в полтора раза длину малой, установка патрона усложняется, так как концы крестовины, расположенной по направлению малой оси, выходят за пределы контура эллипса (рис. 136, б). В этом случае приходится выполнять полуэллипсы с перестановкой патрона. Последняя всегда сопровождается неточностью стыковки тяги, особенно при тягах на стенах (рис. 136, в), где установка крестовины на кобылках 7 с выносом из плоскости стены, соразмерным выносу тяги, трудоемка. Поэтому тяги по контуру узкого эллипса с применением патрона чаще делают на потолках (рис. 136, г). Для этого крестовину патрона закрепляют на щите 8, уложенном на козлах 9 и выверенном по ватерпасу. Всю эту установку размещают на прочных жестких подмостях 10.

Зная основные приемы вытягивания профилей по эллиптическим кривым, можно выполнить разнообразные криволинейные тяги, основанные на построении внутренних и внешних сопряжений.

Что называют архитектурными деталями штукатурки
Рис. 137. Провешивание колоннады круглых колонн (а) и квадратных (б)

Независимо от способа выполнения работ делают кольцевые маяки на уровнях установленных марок. Для этого, измерив расстояние между натянутыми шнурами при установке марок, определяют верхний и нижний диаметры колонны с учетом слоя штукатурки и приступают к изготовлению шаблонов для установки маяков (рис. 138). Шаблоны делают из чисто остроганных щитов, сбитых из досок толщиной 25 мм. На щитах проводят окружности радиусом, равным радиусу оштукатуренной колонны, щиты распиливают пополам и точно по окружности выпиливают середину. Полученные полущиты (с вырезанными полукругами) устанавливают по маркам на колонны и крепят к колонне либо гвоздями, либо алебастром. Кольце образный промежуток между колонной и маячным шаблоном (щитом) заполняют раствором. Когда раствор схватится, шаблон освобождают от креплений и легким постукиванием по нему нарушают сцепление шаблона с раствором. Полученный кольцевой маяк слегка затирают шаблоном. Если колонны высотой более 5 м, устанавливают дополнительные марки и маяки, учитывая, что правила более 3 м не делают.

Что называют архитектурными деталями штукатурки
Рис. 138. Установка кольцевых маяков

По кольцевым маякам обычно штукатурят (вытягивают) энтазис колонн (рис. 139). При небольшой высоте колонн, например в интерьерах, профильную доску готовят на высоту суживающейся части фуста. Высокие колонны тянут ярусами по установленным маякам и для каждого яруса делают профильную доску 2 соответствующей кривизны утонения. Профильную доску устанавливают на салазки 4, изготовленные по шаблону кольцевого маяка, и крепят к ним подкосами 3. На верхнем конце профильной доски делают только полозок 1 дугообразной формы. Нижнюю треть колонны в этом случае можно вытягивать правилом по кольцевым маякам либо шаблонам для оштукатуривания цилиндрических колонн.

Шаблон для цилиндрических колонн (рис. 140) делают ровно на полуокружность колонны. Профильную доску 1 готовят наподобие шаблона для кольцевых маяков, только с фаской и оковкой. К профильной доске крепят на подкосах 2 салазки 3 с полозками 4. По кольцевым маякам на диаметрально противоположных сторонах фуста колонны устанавливают два правила 5 на всю его высоту.

Особый случай представляет вытягивание каннелированных колонн с энтазисом (рис. 141) с помощью качающегося шаблона. По установленным кольцевым маякам на всю высоту фуста закрепляют несколько вертикальных правил 5 на равных расстояниях друг от друга по окружности (рис. 141, б). Между правилами должно быть целое число каннелюр, чтобы для всех захваток была пригодна одна профильная доска 2. Профильную доску шарнирно соединяют с салазками 3. Для этого в салазках выдалбливают сквозные гнезда, а на концах профильной доски вырезают шипы длиной около 10 см, свободно входящие в гнезда и называемые ушками. Ушки 8 с салазками соединяют гвоздем, предварительно высверлив в них для него отверстие. В качестве шарнира можно использовать также оконные петли. К салазкам прибивают полозки 4.

Шаблон по цилиндрической части колонны перемещают между параллельно расположенными участками правил. При переходе на участок с энтазисом расстояние между соседними правилами сужается (рис. 141, в). Чтобы вся длина профильной доски могла помещаться в постоянно суживающемся промежутке, по мере продвижения шаблона вверх постепенно меняют угол наклона профильной доски к направлению оси ее движения. Для облегчения равномерности изменения угла наклона следят за чистотой правил и плотностью примыкания к ним полозков во время движения.

Контур сечения каннелюр на профильной доске вырезают так, чтобы правило приходилось не на ремешок 6, а на желобок 7. В этом случае малкой или теркой для отделки каннелюр легко заделывают вручную пазы, оставшиеся после снятия правил. Вытянуть ремешки вручную значительно труднее, чем желобки.

Последовательность выполнения работ по оштукатуриванию каннелированных колонн с энтазисом сохраняется такой же, как для цилиндрических колонн.

Настоящее описание работ по оштукатуриванию колонн ограничено рассмотрением отделки фуста, ибо предполагается, что капители и базы могут быть установлены готовыми. Иногда капители типа дорических делают на месте, вытягивая их по кольцевым маякам. Работу выполняют аналогично изготовлению энтазиса.

Во всех случаях отделку колонн начинают с установки или вытягивания капители, затем штукатурят фуст и последней устанавливают или вытягивают базу.

Все разнообразие форм и фактур, выполняемых из штукатурных растворов, настолько велико, что его нельзя рассмотреть не только в разделе одной главы, но и в специальном учебнике. Поэтому в настоящем параграфе даны сведения о наиболее характерных штукатурных операциях и приемах, знание и освоение которых позволит мастеру-лепщику самостоятельно применять их к возможному разнообразию встречающихся в практике случаев.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *