Что называется вагона потоком
[Статья] Грузо- и вагонопотоки. Единая сетевая разметка
Грузопотоком называют число тонн грузов, отправленных станцией в каком-либо направлении за определенное время (сутки, месяц, год). Под суммарным грузопотоком железнодорожной линии (участка) понимают число тонн грузов, перевозимых по этой линии (участку) в одном направлении за определенный промежуток времени, обычно за год. Изменение объема перевозок в течение года учитывают коэффициентом сезонной неравномерности, т. е. отношением максимального объема перевозок за месяц к среднемесячному его размеру. Грузопотоки планируют по родам грузов в соответствии с номенклатурой.
Вагонопотоком называют число вагонов, следующих по линии в каком-либо направлении за определенный промежуток времени, обычно за сутки. Среднесуточное число вагонов, скапливающихся на одной определенной станции или одном участке назначением на другую определенную станцию или участок, принято называть струей вагонопотока. Это же понятие обычно связывают с числом вагонов, включаемых в назначение плана формирования поездов. Число вагонов в каждой струе вагонопотока зависит от рода перевозимого груза, его количества, грузоподъемности вагонов и ее использования.
Суточное число физических вагонов для каждого рода грузов
где см — коэффициент сезонной неравномерности; Ргод — годовое отправление грузов данного рода, тыс. т; к4, к% — доля соответственно четырех- и восьмиосных вагонов в общем числе физических вагонов при перевозке данного рода груза; р4, р8 — грузоподъемность четырех- и восьмиосных вагонов, т; а4, а8 — коэффициенты использования грузоподъемности четырех- и восьмиосных вагонов для данного рода груза; 1000 — переводной коэффициент из тысяч тонн в тонны.
В эксплуатационных расчетах вагонопотоки определяют среднесуточным числом вагонов со всеми родами грузов. Однако для решения частных задач, например отправительской маршрутизации, установления вместимости погрузочно-разгрузочных фронтов и др., может потребоваться определение вагонопотоков отдельных родов груза.
Зная груженые вагонопотоки, устанавливают порожние. Для этого на каждой станции и каждом участке определяют баланс порожних вагонов (избыток возникает, когда выгрузка превышает погрузку, а недостаток — когда погрузка преобладает над выгрузкой) и устанавливают схему направления каждого рода вагонов из районов с их избытком в районы с недостатком (регулировочное задание).
Плановые груженые и порожние вагонопотоки требуются для определения расчетных размеров движения, на основе которых рассчитывают потребную пропускную и перерабатывающую способность железнодорожных устройств, строят графики движения и др. Результаты расчетов груженых вагонопотоков представляют в табличной форме (табл. 11) и, кроме того, изображают в виде диаграмм (рис. 15) или ступенчатых графиков (рис. 16).
На диаграмме (см. рис. 15) каждый вагонопоток обозначен разными штриховыми линиями, что позволяет проследить путь его следования до погашения. Размеры вагонопотока указывают цифрами в начале и в конце участка. Разность их показывает, какое число вагонов погашается на участке. Например, со станции Б в четном направлении отправляется 1225 вагонов, прибывает на станцию В 1240 вагонов. На участке зарождается в этом направлении 65 вагонов. Чтобы определить выгрузку на участке, из общего числа прибывающих На станцию В вагонов (1240) надо вычесть число вагонов, погруженных на участке (65), и полученную разность вычесть из числа вагонов, отправленных со станции Б (1225). Результат — число вагонов, выгруженных на участке (50).
Под прямоугольниками, обозначающими технические станции Б и В, показаны размеры местной работы, прибытия (выгрузки) и отправления (погрузки) вагонов. Стрелками показано направление движения, а цифрами над ними — число порожних вагонов.
Ступенчатый график вагонопотоков (см. рис. 16) строят по направлениям движения. Под схемой линии для каждого пункта назначения вычерчивают горизонтальную полосу такой ширины, чтобы на ней можно было показать размер вагонопотока. У вертикальных линий, соответствующих станциям отправления, показывают число вагонов, следующих до конца данной полосы. Вагоны назначением на участок включают в поток предшествующей ему участковой станции. Например, в назначении со станции А на станцию Б указано 70 вагонов, из них до станции Б следует 25 вагонов и на участок Б—В — 45 вагонов. Вагоны, поступающие с участка, добавляют к потоку, отправляемому с конечной участковой станции данного участка. Так, со станции Б на станцию В показан поток из 45 вагонов, из них 20 со станции и 25 с участка Б—В.
Внедряемая на сети железных дорог автоматизированная система по расчету плана формирования поездов позволяет по- новому подойти к отображению корреспондируемых вагонопотоков. Для примера на рис. 17 показана диаграмма груженых вагонопотоков на полигоне Куйбышевской железной дороги. Пропорционально объему в правой части участков графически показан нечетный ва-гонопоток, в левой — четный. Работники службы перевозок имеют возможность на ПЭВМ получать различные справки, конкретизирующие вагонокорреспонденции. На рис. 18 для примера показана экранная форма справки о среднесуточной погрузке станции.
Рассчитанные вагонопотоки — величины средние, и правильно их использовать можно лишь в том случае, если учесть их колебания. Такие причины, вызывающие колебания вагонопотоков, как несоблюдение ритма отправления поездов по количеству или по времени, можно назвать техническими. В основном они вызывают суточную неравномерность, которую необходимо учитывать в расчетах пропускной способности при составлении графика движения поездов, определении потребного парка локомотивов и др.
Причины неравномерности, являющейся следствием особенностей режима работы предприятий, графика движения пассажирских и пригородных поездов, называют организационными. Они вызывают увеличение объема работы в отдельные периоды суток, а также его внутринедельную неравномерность, которая влияет на качество использования подвижного состава, перегонных и станционных постоянных устройств, погрузочно-разгрузочных механизмов и рабочей силы. Изучив причины колебаний объемов работы и приняв меры по сглаживанию неравномерности, можно существенно улучшить использование пропускной способности линий и перевозочных средств. К организационно-техническим мероприятиям по снижению суточной и внутрисуточной неравномерности вагонопотоков относятся: круглосуточный режим выполнения транспортно-экспедиционных операций на подъездных путях предприятий и в грузовых районах станций при непрерывной рабочей неделе; прокладка грузовых поездов на графике движения с максимально возможной равномерностью; ритмичные по периодам суток подвод и передача поездов и вагонов по стыковым пунктам районов управления.
Организация вагонопотоков призвана правильно распределять сортировочную работу между станциями, обеспечивать своевременную доставку грузов, сокращать общие затраты вагоночасов под накоплением и переработкой, снижать себестоимость перевозок. Вагонопотоки до пункта назначения, как правило, пропускают по кратчайшему направлению, однако технико-экономические расчеты могут показать, что более целесообразно направлять вагонопотоки по параллельным линиям с лучшим техническим оснащением (двухпутным, с электротягой и т. д.), хотя и большего протяжения.
Окончательный порядок следования вагонов на период действия плана формирования поездов устанавливается:
для межгосударственных назначений — Дирекцией Совета по железнодорожному транспорту государств СНГ и утверждается ее председателем;
для внутригосударственных назначений — железнодорожной администрацией и утверждается ее руководителем (для России — МПС РФ);
внутридорожных назначений — железной дорогой и утверждается начальником дороги.
На железных дорогах одной из основных информационных систем является автоматизированная система оперативного управления перевозками (АСОУП). Информационная база АСОУП — телеграмма — натурный лист на отправленный поезд, корешок дорожной ведомости на погруженный вагон, вагонный лист на выгруженный вагон. Система информации для организации и управления перевозочным процессом на железнодорожном транспорте предусматривает кодирование первичных данных: наименований всех станций сети дорог (единая сетевая разметка ЕСР), отправителей и получателей грузов, самих грузов, нумерации подвижного состава и др.
Вагонопотоки по видам сообщения
4.1Вагонопотокомназывается количество вагонов, следующих по железнодорожной линии в каком-либо направлении за определенный промежуток времени, обычно за сутки. Среднесуточное количество вагонов, следующих с одной станции или участка назначением на другую станцию или участок, принято называть струейвагонопотока.
Транзитным без переработки называют вагонопоток, проходящий станцию в организованных поездах, имеющих стоянки для смены локомотивов или локомотивных бригад, технического обслуживания и коммерческого осмотра вагонов.
Транзитным с переработкой считаются вагонопоток, прибывающий в поездах, поступающих в расформирование, а также, отцепляемый от поездов по различным причинам.
К местному относится вагонопоток, с которыми на данной станции производятся грузовые операции (погрузка, выгрузка, перегрузка, сортировка).
Организация вагонопотоков в поезда—одна из основных и сложнейших технологических задач эксплуатационной работы железнодорожного транспорта. Особенно в настоящее время, когда вагонный парк имеет различных собственников: ОАО «РЖД», страны СНГ и Балтии, операторские компании (рис. 13.1,13.2).
Организация вагонопотоков была одной из первых сфер, с которых начиналось внедрение ЭВМ на железнодорожном транспорте.
4.2Аэропо́рт — комплекс сооружений, предназначенный для приёма, отправки, базирования воздушных судов и обслуживания воздушных перевозок, имеющий для этих целей аэродром, аэровокзал (в крупных аэропортах нередко несколько аэровокзалов), один или несколько грузовых терминалов и другие наземные сооружения и необходимое оборудование.Существуют гидроаэропорты для обеспечения авиаперевозок на гидросамолётах. Такие аэропорты не имеют взлётно-посадочную полосу, — её роль выполняет водная поверхность водоема — речная, озерная или морская акватория.
Международный аэропорт — аэропорт, который открыт для приёма и отправки воздушных судов, выполняющих международные воздушные перевозки, и в котором осуществляется пограничный и таможенный контроль
Аэропорт назначения— в который должен быть доставлен пассажир, багаж или груз согласно доставлено воздушной перевозки.
Аэропорт трансфера— аэропорт указанный в билете или грузовой накладной, в котором согласно договору воздушной перевозки, пассажир совершает пересадку или осуществляется перегрузка груза с одного рейса на другой дальнейшего следования по маршруту перевозки.
Класс аэропорта
Класс аэропорта определяется годовым объёмом пассажирских перевозок (пассажирообменом), то есть суммарным количеством всех прилетающих и вылетающих пассажиров, включая транзитных пассажиров (с пересадкой из одного воздушного судна в другое).
Классификация аэропортов в зависимости от годового объёма пассажирских перевозок:
Класс аэропорта | Годовой объём пассажирских перевозок, тыс. человек |
I | 10000—7000 |
II | 7000—4000 |
III | 4000—2000 |
IV | 2000—500 |
V | 500—100 |
Аэропорты с годовым объёмом перевозок более 10 млн чел. относятся к внеклассным, а с годовым объёмом перевозок менее 100 тыс. чел. — к неклассифицированным.
Неклассифицированные аэропорты местных воздушных линий располагаются на аэродромах 3 или 4 класса, с искусственным или грунтовым покрытием ВПП (искусственное покрытие ВПП в аэропортах 4 класса нередко автодорожное).
Схемы УДС
Важным показателем, с помощью которого можно оценить удобство и эффективность перевозок, является коэффициент непрямолинейности, характеризующий отношение фактического расстояния для проезда по УДС к минимально возможному расстоянию (определяемому по прямой линии).
Геометрические схемы построения УДС оказывают существенное влияние на основные показатели дорожного движения, возможности организации пассажирских сообщений и на сложность задач организации движения.
Известны следующие геометрические схемы УДС: радиальная, радиально-кольцевая, прямоугольная, прямоугольно-диагональная и смешанная (рис. 2.10). Радиальная схема (см. рис. 2.10, а) характерна для большинства старых городов, которые существуют свыше 500 лет и развивались как торговые центры. Она типична и для сети автомобильных дорог, развивающейся вокруг города. Главными недостатками такой схемы являются перегруженность центра транзитным движением и затрудненность сообщения между периферийными точками. Для устранения этих недостатков в процессе развития сети городских и внегородских путей сообщения во многих случаях строят кольцевые дороги, соединяющие между собой радиальные магистрали на разных расстояниях от центра. В этом случае планировка сети основных (опорных) городских дорог становится радиально-кольцевой (см. рис. 2.10, б). Она характерна, в частности, для Москвы, Парижа, Рима, Вены и др. Радиально-кольцевая схема может быть замкнутой и разомкнутой.
Рис. 2.10. Геометрические схемы УДС: |
а – радиальная; б – радиально-кольцевая; в, г – прямоугольные; д – прямоугольно-диагональная; е, ж – смешанные |
Прямоугольная схема (см. рис. 2.10, в, г) характеризуется наличием параллельно расположенных магистралей и отсутствием ярко выраженного центра. Распределение транспортных потоков становится более равномерным. Эта схема встречается в ряде более «молодых» городов нашей страны, например, в С.-Петербурге, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Волгограде, а также в большинстве городов США. Ее недостатком является затрудненность транспортных связей между периферийными точками. Для исправления этого недостатка предусматривают диагональные магистрали, связывающие наиболее удаленные точки, и схема приобретает прямоугольно-диагональную структуру (см. рис. 2.10, д). Ее имеют, например, американские города Вашингтон и Детройт.
Прямоугольная схема бывает нескольких типов и существенно меняет свои характеристики в зависимости от соотношения сторон прямоугольника. Так, если эти стороны почти равны, схема называется прямоугольно-квадратной. Если же одна сторона в несколько раз больше, то схема обычно называется прямоугольно-линейной. Иногда ее называют ленточной или вытянутой. Такая схема характерна, в частности, для городов, расположенных вдоль крупных водных рубежей (например, для Волгограда, Архангельска).
Часто в классификацию включают еще два типа схем: смешанную и свободную. Смешанная (или комбинированная) схема (см. рис. 2.10, е, ж) представляет собой сочетание из названных четырех типов и по существу является наиболее распространенной. Однако она не имеет собственных четких характеристик. Смешанная схема, как вытекает из самого названия, лишена четкой геометрической характеристики и представляет собой функционально связанные, но изолированные друг от друга жилые зоны, соединенные автомобильными дорогами. Такая схема характерна, например, для курортных зон.
Организация вагонопотоков. лекция. Лекция 2 часа. Студент должен знать
— составлять ступенчатые графики и диаграмму вагонопотоков на основе заданной «косой» таблицы корреспонден ции вагонопотоков;
— рассчитывать затраты вагоно-часов на накопление, эконо мию вагоно-часов от исключения переработки в пути следования.
Цели занятия: образовательная – Введение новых понятий организации вагонопотоков.
Развивающая – Развитие умений обучающихся обобщать и систематизировать новые знания, а также умение составлять ступенчатые графики и диаграммы вагонопотоков.
Воспитательная – Ориентирование студентов на приобретаемую профессию.
Формируемые компетенции: общие – ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-комуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознано планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий профессиональной деятельности.
Профессиональные – ПК 2.2 Обеспечивать безопасность движения и решать профессиональные задачи по средствам применения нормативно-правовых документов.
1. Понятие о вагонопотоках, формы их представления.
2. Определение мощности струй.
3. Выбор рационального направления следования вагонопотоков.
4. Организация вагонопотоков в специализированные поезда.
Каждая из многочисленных железнодорожных станций может осуществлять погрузку грузов в адрес любой станции, открытой для грузовых операций. Объем такой погрузки может колебаться от одного вагона до целых составов. И если целые составы могут идти до места своего назначения отдельными поездами, то большая масса отправок состоит из вагонов, которые надо объединять в поезда и отправлять их на станции расформирования, откуда они, либо развозятся на ближайшие станции под выгрузку, либо включаются в другие поезда и следуют далее. Система, определяющая порядок постановки вагонов в поезда, называется организацией вагонопотоков.
Рис. 1. Схема организации груженых вагонопотоков в поезда на сети железных дорог ОАО «РЖД» без учета поездных формирований собственников
Система организации вагонопотоков в поезда должна обеспечивать максимальное сокращение оборота вагонов и укоренение доставки грузов, наименьшую затрату маневровых средств, рациональное использование локомотивного парка и правильное распределение сортировочной работы между станциями в соответствии с их технической оснащенностью и Условиями эксплуатации. В конечном итоге выполнение этих требований должно способствовать повышению уровня доходности железных дорог и укреплять их позиции в конкурентной борьбе за перевозки.
Отправленные с разных станций вагоны складываются в груженные вагонопотоки.
Вагонопотоком называется количество вагонов, следующих по железнодорожной линии в каком-либо направлении за определенный промежуток времени, обычно за сутки.
Струя вагонопотока – группа вагонов, имеющая одну станцию зарождения и одну станцию назначения (погашения), то есть среднесуточная корреспонденция между техническими станциями вагонов своей погрузки и прибывших с разборочными поездами на станцию.
Струи бывают смежные – рядом стоящие и несмежные. Так, на рис. струи n1 и n2 являются смежными, а струи n1 и n3 – несмежными.
Назначение плана формирования – одна или несколько струй, из которых формируются поезда. Оно характеризуется станциями отправления (формирования) и назначения (расформирования), а в необходимых случаях – и маршрутом следования.
Назначение, которое не может быть усилено другими вагонопотоками от первой (головной) станции до последней (крайней) станции рассматриваемого направления, носит название одноструйного.
Назначение, которое усиливается другими вагонопотоками, называется многоструйным.
Объединение струй вагонопотоков – организация многоструйных назначений за счет включения в них нескольких струй вагонопотоков.
Пункт назначения такого объединения определяется станцией назначения самой короткой из входящих в него струй. Часто вместо термина «объединение» употребляют термин «усиление».
При формировании поездов на технической станции возможны различные варианты следования вагонопотоков – самостоятельное или в объединении с другими струями. В результате чего зарождаются одногруппные и групповые, сквозные и участковые поезда.
Груженные и порожние вагонопотоки представляются в табличной форме («шахматка» вагонопотоков), в виде диаграммы или ступенчатого графика.
Диаграмму стоят по данным «шахматки». Зарождающемуся вапгонопотоку присваевается условное обозначение, по которому прослеживается путь его следования. Размеры вагонопотоков показаны цифрами в начале и в конце участка. Разность между этими цифрами показывает погашение или увеличение данного потока на участке. Для определения общего количества вагонов, следующих в одном направлении, в начале и конце участка указывается сумма вагонов, отправляющихся на участок или прибывающих с него. Стрелами наверху показано направление и мощность порожнего вагонопотока. Если порожний вагонопоток надо показать по роду подвижного состава, то его обозначают дробью, числитель которой – общее число порожних вагонов, первый знаменатель – крытые, второй – платформы, третий – полувагоны, четвертый – цистерны, пятый –изотермические, шестой-прочие.
После выбора направления следования среднесуточные струи вагонопотоков представляются в виде ступенчатых графиков, принимаемых к расчету для нахождения оптимального плана формирования поездов. Они составляются отдельно для четного и нечетного направлений.
Различают поструйные и совмещенные ступенчатые графики. В поструйном графике каждая горизонтальная полоса соответствует струе определенного назначения, отправляемой с опорной станции. В начале каждой полосы указывается число вагонов в струе. Совмещенный график несет в себе ту же информацию и образуется путем совмещения полос поструйного графика. Его преимущества состоит в компактности изображения и, более того на нем видно, за счет каких струй идет усиление мощности струй в пути следования.
Среднесуточное число вагонов, следующих с одной определенной станции или одного участка назначением на другую определенную станцию или участок, принято называть струей вагонопотока.
Мощность струи – количество вагонов в струе.
Каждая струя вагонопотоков характеризуется двумя параметрами: мощностью (число вагонов в ней за сутки) и дальностью следования вагонов ( расстояние между станцией зарождения и станцией назначения вагонопотоков). Мощность и направление груженных вагонопотоков на сети зависят от структуры, объема и направлений грузопотоков между экономическими районами, указанными в плане перевозок грузов.
Мелкие струи объединяют в укрупненную струю на технической станции расположенной в районе погрузки.
Более мощные струи вагонопотоков образуются на крупных сортировочных станциях, являющимся на сети опорными.
С грузовых станциях, расположенных в местах массовой погрузки, мощные струи вагонопотоков, иногда достигающие несколько сот и даже тысяч вагонов, направляются в специализированных поездах до станции выгрузки или распыления маршрута.
Месячный план перевозок представляется в виде таблицы вагонопотоков между дорогами сети. На основании таблицы междорожных груженых вагонопотоков через эталоны распределения вагонопотоков определяются мощности струй.
Эталон распределения вагонопотоков равен отношению среднесуточного вагонопотока между пунктами к общему объему погрузки дорог за прошедший отчетный период.
Выбор рационального направления вагонопотоков
При организации вагонопотоков учитывается наиболее рациональное распределение их по параллельным ходам, соединяющим одни и те же опорные станции. Для технико-экономического обоснования пути следования вагонов в расчет принимаются следующие критерии: расстояние, время нахождения вагонов в пути, перерабатывающая способность станции, пропускная способность линии, расход топлива и электрической энергии.
С учетом указанных критериев определяются эксплуатационные расходы на продвижение одного вагона по каждому участку. Эти расходы наносятся на специальные картосхемы отдельно в четном и нечетном направлениях. Суммируя эксплуатационные расходы по каждому параллельному ходу, выбираем наиболее эффективный путь следования.
4. Организация вагонопотоков в специализированные поезда.
План формирования поездов предусматривает включение ваго нов в поезда по назначениям следования (до одной и той же стан ции выгрузки или расформирования) или по роду подвижного состава. Присвоение формируемым составам определенных назна чений называется специализацией поездов.
Грузовые поезда подразделяются по:
По условиям формирования различают:
1. Маршруты с мест погрузки:
— отправительские – погруженные и сформированные одним или несколькимим грузоотправителями на одном подъездном пути;
-ступенчатые (станционные и участковые) – образованные из вагонов, погруженных разными грузоотправителями на путях одной или нескольких станций участка или узла;
2. Поезда, формируемые на технических станциях и грузовых станциях по установленному для них плану формирования.
— зонные – с работой на части промежуточных станций одного участка;
— удлиненные – с работой на промежуточных станциях двух смежных участков;
4. вывозные, назначаемые с технической станции для доставки вагонов до отдельных промежуточных или грузовых станций, расположенных за пределами железнодорожного узла;
5. Передаточные, обращаются между станциями одного узла.
1. Груженные, состоящие из груженных вагонов.
2. Порожние, состоящие из порожних вагонов.
3. Комбинированные – из груженных и порожних вагонов.
План формирования поездов – система организации вагонопотоков в поезда, обеспечивающая оптимальное распределение сортировочной работы между техническими станциями, минимальные простои вагонов, уменьшение числа переработок в пути следования и затрат маневровых средств.
Организация вагонопотоков предусматривает разработку двух видов плана формирования:
— план формирования с мест погрузки, в этом случае он включает в себя отправительскую и ступенчатую маршрутизацию;
— план формирования технических (сортировочных и участковых) станций, который содержит техническую маршрутизацию.
К основным задачам, решаемым планом формирования (ПФ) поездов, относятся:
— повышение транзитности вагонопотоков (т.е. уменьшение переработок в пути следования);
— сокращение простоя вагонов на станциях и прежде всего под накоплением;
— рациональное распределение сортировочной работы между техническими станциями
— сокращение маневровой работы на технических станциях;
— выбор наиболее экономически выгодных маршрутов следования;
— снижение транспортных расходов;
— обеспечение доставки грузов в установленные сроки или время;
— оптимальное размещение и развитие технических станций и др.
Подготовка к опросу по пройденному материалу.