Что называется территориальной системой обслуживания
Социальная инфраструктура России
Чем различается организация обслуживания в городах и в сельской местности?
Вся сеть сферы услуг строится по-разному в крупных городах и малых; в агломерациях и их пригородных зонах: в плотно заселённых сельских районах с крупными населёнными пунктами на юге и в мелкоселенных районах лесной зоны; в редко заселённых северных районах с особенно слаборазвитой дорожной сетью и т. д. Центры обслуживания от Москвы до сельского поселения имеют свою иерархию, соподчинённость — мелкие входят в зону обслуживания крупных.
Центр обслуживания — это населённый пункт или район города, притягивающий к себе потребителей услуг извне (из других районов, поселений).
В крупном городе выделяются учреждения и предприятия обслуживания, размещённые в каждом микрорайоне (школы, детсады-ясли, продуктовые магазины, отделения связи и сбербанки, парикмахерские, приёмные пункты прачечных, ремонтных служб). Более крупные и специальные учреждения создаются для группы микрорайонов, на магистралях, в транспортных узлах. Центр города (и вспомогательные центры, необходимые в крупнейших и занимающих большую территорию городах) обычно имеет набор более крупных учреждений высшего ранга, а специфические центры услуг располагаются вблизи вокзалов, портов, у основных въездов в большие города. Многие учреждения отдыха, больничные комплексы размещаются на периферии застройки, в зелёных зонах.
В сельской местности наибольшее значение приобретает организация мсжселсн- ного обслуживания, так как только в населённых пунктах, имеющих не менее 2— 3 тыс. жителей, может быть на месте создан более или менее полный комплекс услуг. В остальных же случаях некоторые поселения, сравнительно крупные и выгодно расположенные в транспортном отношении, берут на себя функции местных центров разного уровня — от центральных поселений сельских округов (теперь их часто называют «сельские муниципальные поселения») до районных центров. Удалённость от них других посёлков, а также состояние дорожной сети и наличие автобусного сообщения определяют уровень обслуживания населения.
В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ НЕВЫСОКАЯ ПЛОТНОСТЬ И МАЛАЯ ЧИСЛЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ В БОЛЬШИНСТВЕ НАСЕЛЁННЫХ ПУНКТОВ. РАЗМЕСТИТЬ В КАЖДОМ ПУНКТЕ ВСЕ ВИДЫ УСЛУГ НЕВОЗМОЖНО.
Наука
Очень специфичная область человеческой деятельности — наука. Её часто рассматривали вместе с образованием в рамках сферы услуг. В современном мире на постиндустриальном этапе развития наука (как и информация) оценивается в качестве нового вида ресурсов. Это происходи! потому, что сегодняшняя (и завтрашняя!) экономика тесно связана с внедрением научных достижений, ростом наукоёмких отраслей и человеческим капиталом, ценным своими знаниями, своим образованием.
В развитых странах наука и производство особенно активно начали сближаться во второй половине XX в. Стали появляться особые территориальные образования — технополисы (самый известный — Силиконовая долина в США), в которых концентрировались н научные исследования, и высокотехнологичные производства. В России в то же время возникали научные центры: Новосибирский академгородок, Черноголовка, Пущино, Протвино и др. Однако производства там либо были невелики, либо отсутствовали. Кроме того, основной потенциал научных исследований приходился на оборонные отрасли.
Научная сфера в России — одна из наиболее пострадавших во время тяжёлого кризиса 1990-х гг. Были свёрнуты многие исследования, потеряны для страны уезжавшие за рубеж учёные — не только вместе с их будущими открытиями, но и вместе с невыращеннымн учениками.
Сегодня наша страна должна приложить все усилия, чтобы, используя сохранившийся научный потенциал, создать комплекс производств высокотехнологичной продукции и интеллектуальных услуг. Особенное внимание будет уделено использованию новейших достижений в области биотехнологий, информатики и нанотехнологий.
Социальная инфраструктура. Территориальная организация сферы услуг.
1. Каково значение сферы услуг для человека? Дайте оценку степени её развития в стране.
2. Каково место сферы услуг в обеспечении потребностей населения?
3. Что называется территориальной системой обслуживания?
4. Какие факторы влияют на размещение предприятий сферы услуг?
5. Как строится сеть сферы услуг в крупных городах? в сельской местности?
6. Почему с развитием общества возрастает роль сферы услуг? Как она влияет па качество жизни человека? Свой ответ подтвердите примерами.
7. Заполните таблицу.
8. В настоящее время в сфере услуг особенно активно развивается частный сектор. Как вы думаете, с чем это связано? Почему предприятия сферы услуг стремятся размещать в центральной части города?
Территориальной организации сферы обслуживания
Закономерности и факторы
География сферы обслуживания изучает территориальные различия потребностей в услугах и уровень их удовлетворения, а также проблемы пространственной организации этой сферы в целом и ее отраслей в разных природных, социальных, экономических и демографических условиях, при разных формах расселения.
1. Большинство видов услуг отличается тем, что место и время их производства и потребления совпадают (посещение врача, покупка товаров, обед в столовой и т.д.). Значит, соответствующие учреждения следует размещать по возможности ближе к месту жительства или работы трудящихся или на обычных трассах перемещения населения. Но для фабрик-прачечных, химчистки, крупных ремонтных предприятий целесообразно территориальное разделение функций приема заказов на услугу и места выполнения работы.
2. Есть услуги, необходимые всем и всегда (жилищное обслуживание, радио, телевидение, свежие газеты, покупка продуктов), многим и всегда (общественное питание по месту работы или учебы, пассажирский транспорт), всегда, но не всем ( школьное обслуживание или детские учреждения, нужные только семьям, которые имеют детей, дома для престарелых и инвалидов, детские дома), не всем и иногда ( больницы, автосервис, туристские базы и т.д.). Всем этим определяются густота сети учреждений, их размеры, ассортимент услуг.
Все это существенные критерии территориальной организации сферы обслуживания.
§ 55. Социальная инфраструктура России
Что такое сфера услуг и какие отрасли её образуют. Какова территориальная организация сферы услуг. Чем различается организация обслуживания в городах и в сельской местности.
Что такое сфера услуг и какие отрасли её образуют?
Услуга — деятельность, не создающая новый вещественный продукт, но меняющая качество продукта или предоставляющая некое благо в форме деятельности.
Социальная инфраструктура как часть инфраструктурного комплекса (см. рис. 110 на с. 212) формируется из отраслей третичного сектора экономики в виде сферы услуг. Эта сфера либо доводит до потребителя то, что произвели в других отраслях (через торговлю), и обеспечивает их эксплуатацию (с помощью ремонта), либо сама производит услуги для населения (юрист, актёр, врач и др.). От развития социальной инфраструктуры зависит качество жизни человека.
Услуги бывают двух видов. Во-первых, услуги по доведению до потребителя материальных благ и обслуживанию их потребления. Чтобы часы попали к потребигелю, он их должен сначала купить в магазине, а чтобы ими пользоваться, надо иметь возможность их иногда ремонтировать. Во-вторых, услуги, не существующие отдельно от их исполнителя (предоставление блага в форме деятельности): услуги врача, учителя, актёра. Вместе с развитием человеческой деятельности растёт разнообразие видов услуг (рис.. 114).
Размещение предприятий сферы услуг совпадает с географией размещения населения. Однако уровень, качество, полнота набора предоставляемых услуг различаются не только по регионам, но и в пределах каждого из них — между сельской местностью и городом.
ОТРАСЛИ СФЕРЫ УСЛУГ ТАК ЖЕ РАЗНООБРАЗНЫ, КАК И ПОТРЕБНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА. ИХ НАБОР УВЕЛИЧИВАЕТСЯ И МЕНЯЕТСЯ С РАЗВИТИЕМ ОБЩЕСТВА.
Какова территориальная организация сферы услуг?
Территориальная организация сферы услуг включает: 1) размещение учреждений; 2) связи между ними; 3) передвижения населения к местам получения услуг или, наоборот, «выезд услуг» к населению (автолавки, выезд врача и т. д.).
Взаимосвязанные учреждения, находящиеся на одной территории, образуют территориальные системы обслуживания.
Размещение учреждений определяется прежде всего частотой спроса (рис. 115). Ежедневно нам необходимы услуги продуктовой торговли (покупка молока, хлеба), детских садов, школ, пассажирского транспорта, жилищно-коммунального хозяйства. Эпизодические услуги, необходимые нерегулярно (несколько раз в год и реже), — покупка и ремонт предметов длительного пользования, посещение театров и музеев, туристические поездки. Промежуточное положение занимают периодические услуги: покупка многих продуктов питания (несколько раз в месяц), посещение парикмахерских, прачечных, кинотеатров. Понятно, что, чем выше частота спроса, тем ближе к населению должны быть места предоставления услуг. Причём «ближе» здесь вовсе не означает обязательно близость к месту жительства зто может быть близость и к месту работы, и к месту ежедневных передвижений населения (вблизи остановок общественного транспорта, в местах пересадок). А главное для услуг эпизодических качество обслуживания: для выбора телевизора или для консультации с врачом каждый предпочтёт обратиться в специализированное, оснащённое по последнему слову техники учреждение с наиболее квалифицированным персоналом, даже если оно и расположено довольно далеко.
Примером территориальной системы обслуживания является медицинское обслуживание. Оно часто имеет следующую иерархию учреждений: медицинский (фельдшерский) пункт — участковая больница (или врачебная амбулатория, поликлиника) — центральная районная (городская) больница — областная больница. В этой территориальной системе фельдшерский пункт оказывает лишь первую помощь. Врачебная помощь оказывается уже на следующем уровне, а специализированная — на более высоком уровне. При этом каждое учреждение более высокого ранга имеет в своём ведении несколько учреждений рангом ниже: каждая участковая больница — несколько фельдшерских пунктов, каждая районная больница — несколько участковых и т. д.
Что называется территориальной системой обслуживания
Прежде чем говорить о территориальной организации сферы обслуживания и о ее влиянии на организацию населения, необходимо остановиться на некоторых общих понятиях в данной области. Сначала определим состав сферы обслуживания и ее отличия от сферы услуг и непроизводственной сферы, так как в литературе часто можно встретить употребление терминов «непроизводственная сфера», «сфера услуг» и «сфера обслуживания» в качестве синонимов.
В советской науке услуги подразделялись на производственные и непроизводственные. Первые имели дело с материальными объектами: изготовление и ремонт по индивидуальным заказам одежды и других предметов потребления, торговля и общественное питание, транспорт. Поэтому они считались частью материального производства. Непроизводственные услуги не имеют прямого материального выражения (консультации врача, образование, культурное обслуживание и т. п.). Поэтому они считались частью непроизводственной сферы.
В настоящее время большинство ученых и практиков склонно объединять и производственные, и непроизводственные услуги в единую сферу услуг. Основными отраслями сферы услуг являются следующие.
1. Жилищно-коммунальное хозяйство — обслуживание жилья с его благоустройством (электроснабжение, отопление, водопровод, канализация и др.). Состоит из многочисленных организаций, занимающихся как комплексным обслуживанием конкретных жилых зданий (ремонтно-эксплуатационные управления, жилищно-коммунальные отделы и др.), так и обеспечением отдельных видов благоустройства (участки электросети, котельные, водозаборы и т. п.).
2, Торговля — продажа населению различных потребительских товаров. Состоит из магазинов, рынков, киосков, передвижных торговых точек и др. торговых организаций. Фактически с этой розничной торговлей тесно связана и оптовая — торговые базы, склады, закупочные организации.
3, Общественное питание — доведение до потребителей готовых блюд питания и их полуфабрикатов. Состоит из столовых, кафе, ресторанов, буфетов и т. п. организаций питания.
4, Бытовое обслуживание — целая группа отраслей, включающая прежде всего 1) изготовление по индивидуальным заказам или ремонт различных потребительских товаров (одежды, обуви, бытовой техники, автомобилей и др.) — состоит из ателье, мастерских, станций техобслуживания и т. п.; 2) услуги личной гигиены — бани, прачечные, химчистки, парикмахерские; 3) услуги по уходу за домом — уборка, мытье окон и т. п.; 4) ритуальные услуги — кладбища, крематории; а также пункты проката, фотографии, гостиницы и некоторые другие учреждения.
5, Общее образование и воспитание детей — детские ясли, сады, общеобразовательные школы (но не учреждения профессионального образования, образующие отдельную отрасль).
6, Медицинское обслуживание — обеспечение охраны здоровья населения, включающее больницы, поликлиники, медпункты, диспансеры различной специализации, станции «скорой помощи», родильные дома, санатории и профилактории, санэпидемстанции, аптечные учреждения.
7, Социальное обеспечение — обслуживание нетрудоспособных членов общества: пенсионеров, инвалидов, детей без родителей. К этой отрасли относятся детские дома и интернаты, дома для престарелых и инвалидов, органы пенсионного обеспечения.
8 Рекреационное обслуживание — обеспечение отдыха и восстановления физических сил населения. Состоит из туристических и экскурсионных организаций, домов отдыха, туристических гостиниц, детских летних баз отдыха, пляжей, парков, организаций физкультуры и спорта и других учреждений.
9. Культурное обслуживание — обеспечение духовных потребностей людей. Состоит из театров и кинотеатров, концертных и выставочных залов, музеев, цирков, библиотек, клубов и домов культуры, книжных издательств.
10. Информационное обслуживание — доведение до населения разнообразной информации. Осуществляется средствами массовой информации — телевидением, радио, издательствами газет и журналов, информационными агентствами.
11. Кредитно-финансовое и страховое обслуживание — организации, обеспечивающие движение потоков денежных и других аналогичных средств. Это банки, страховые организации, финансовые компании, инвестиционные фонды и т. п.
12. Охрана имущества и прав граждан — деятельность правоохранительных органов (милиции, прокуратуры, судов, охранных агентств и др.) по обеспечению безопасности и прав конкретных людей.
13. Юридическое и нотариальное обслуживание — консультации населения, удостоверение подлинности документов и другие услуги, оказываемые юридическими и нотариальными конторами.
14. Связь (услуги связи) — обеспечение информационных потоков между людьми посредством почты, телеграфа, телефона, Интернета.
15. Транспорт (услуги транспорта) — перевозка пассажиров с различными целями. Осуществляется как организациями разных видов транспорта (автобусными парками, аэропортами, авиакомпаниями, железными дорогами, пароходствами и др.), так и личным транспортом (в основном автомобильным).
Отдельные организации могут одновременно выполнять услуги, относящиеся к разным отраслям. Например, крупные магазины часто имеют подразделения общественного питания, парк культуры и отдыха одновременно обеспечивает и рекреационное, и культурное обслуживание и т. д. В том числе возможно совмещение в рамках одной организации производственных услуг (общественное питание) и непроизводственных (культурное и рекреационное обслуживание). Поэтому во многих случаях смыл имеет не отраслевой, а только комплексный анализ сферы услуг.
Кроме этого, существуют отрасли, относящиеся к непроизводственной сфере, которые обслуживают не конкретных потребителей, а общество в целом или его большие группы. Отнесение этих отраслей к сфере услуг было бы неправильным. Основными из них являются:
1. Государственное управление — координация работы различных отраслей по обеспечению жизнедеятельности и развития общества. Осуществляется на разных уровнях и, соответственно, обслуживает:
— все общество (в границах государства) — Президент России и его Администрация, Федеральное Собрание, Правительство РФ;
— большие группы общества (в границах административных единиц) — органы государственной власти в регионах.
2. Профессиональное образование, обеспечивающее подготовку специалистов для всех отраслей экономики. Состоит из организаций высшего (университеты, институты, академии и др.), среднего (техникумы, колледжи и др.) и начального (профессионально-технические училища и др.) образования.
3. Наука — выявление и внедрение новых знаний. Состоит из организаций научно-исследовательских (институты, лаборатории и т. п.) и опытно-конструкторских (конструкторские бюро, опытные производства, испытательные полигоны и др.).
5. Общественные организации, выражающие интересы больших групп населения и обеспечивающие обслуживание соответствующих потребностей, — профессиональные союзы, религиозные организации, культурные и научные непрофессиональные общества, клубы любителей различных видов деятельности и т. п.
Таким образом, сфера услуг состоит в основном из отраслей непроизводственной сферы, но также частично — из производственных отраслей. В свою очередь, непроизводственная сфера включает в себя не только отрасли сферы услуг, обеспечивающие потребности конкретных людей, но и некоторые другие, обслуживающие общество в целом. В итоге можно ввести более широкое понятие — сфера обслуживания, которое будет включать в себя и всю непроизводственную сферу, и всю сферу услуг. Именно в таком понимании сфера обслуживания будет рассматриваться дальше — это все отрасли непроизводственной сферы вместе с производственными отраслями сферы услуг.
Важное понятие, определяющие многие особенности организации сферы обслуживания, — понятие потребности. Потребность — это нужда или недостаток в чем-либо необходимом для подержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы или общества в целом. Соответственно, можно выделить несколько уровней потребностей:
1) биологические — потребности в пище, воде, тепле и т. п.;
2) личностные — биологические потребности, опосредованные обществом: определенное качество пищи, одежды и т. п.;
3) социальные — потребности в безопасности, общении, справедливости;
4) интеллектуальные пассивные потребности — в знаниях, информации и др.
5) интеллектуальные активные потребности — в самовыражении, творческом труде.
Наличие потребностей — обязательное и необходимое условие существования человека, внутренний стимул к какой-либо деятельности. При этом проявляется закон возвышения потребностей — удовлетворенная потребность замещается новой, более сложной или более высокого уровня.
Для территориальной организации сферы обслуживания большое значение имеет наличие географических различий в потребностях. Главные факторы таких различий следующие.
1. Природные — в частности, требования к жилищу зависят от климата территории, сейсмичности, характера грунтов, количества осадков и других природных особенностей территории. Климатические условия во многом определяют также различия потребности в питании и одежде — в условиях холодного климата калорийность пищи должна быть выше, а изоляционные свойства одежды — больше. Различия потребностей в жилище, питании и одежде ведут к более высокой стоимости жизни в районах с более суровыми природными условиями.
4. Доходы населения определяют соотношение самообслуживания и общественного обслуживания. Чем выше уровень доходов семьи, тем меньше доля самообслуживания, так как исчезает необходимость экономить средства на услуги, предоставляемые специализированными организациями сферы обслуживания. С ростом доходов растут также потребности в количестве и качестве предоставляемых услуг.
5. Характер расселения влияет на возможности удовлетворения потребностей в своем населенном пункте или его ближайшем окружении. Чем дальше друг от друга расположены населенные пункты, и чем хуже транспортные связи между ними, тем более развитой должна быть сфера обслуживания в каждом населенном пункте. Так, город с населением около 200 тыс. чел. в северо-восточных районах России (Якутск, Петропавловск-Камчатский, Норильск и т. п.) должен иметь более развитую сферу обслуживания, чем аналогичный по размерам город около Москвы (Подольск, Зеленоград и др.). Для удовлетворения потребностей жителей подмосковного города будут работать организации сферы обслуживания в Москве и других соседних городах, тогда как на северо-востоке страны использование организаций соседних городов (удаленных на сотни и тысячи километров) оказывается невозможным.
6. Достигнутый уровень обслуживания населения влияет на развитие потребностей в услугах высоких уровней. Так, потребность в регулярном посещении театров вырабатывается лишь тогда, когда у человека есть такая возможность, т. е. он живет в театральном центре или его ближайших окрестностях. Но после формирования достаточно большой группы людей, нуждающихся в регулярном посещении театров, начинают появляться новые театры, и развитие идет по новой. Основными методами определения потребностей являются нормативный и поведенческий. Нормативным методом хорошо определяются биологические потребности исходя из объективных потребностей организма в пище, жилье и т. д. Соответствующие исследования ведутся такими науками, как физиология, гигиена, психология, архитектура. По результатам этих исследований созданы системы нормативов (гигиенических, строительных и других), которые учитываются в планах развития городов и административных районов как ориентиры, которые обязательно должны быть достигнуты в относительно недалекой перспективе (10—30 лет). Так, минимальная норма площади жилищ в настоящее время — 18 м2 общей площади на человека. В идеале никто в нашей стране не должен жить в более тесных помещениях, хотя временные рамки выполнения этого норматива неопределенны.
В общем случае можно построить разные типологии потребителей услуг. Так, по фактическому потреблению и нуждаемости можно выделить четыре группы потребителей:
1) неразвитый потребитель — не потребляет и не нуждается;
2) потенциальный потребитель — не потребляет, но нуждается;
3) неудовлетворенный потребитель — потребляет, но нуждается дополнительно;
4) удовлетворенный потребитель — потребляет и больше не нуждается.
По наличию услуги по месту жительства и фактическому потреблению можно выделить также четыре группы потребителей:
1) обделенные — не имеют на месте и не потребляют;
2) отчужденные — имеют на месте, но не потребляют;
3) мобильные — не имеют на месте, но потребляют в другом пункте;
4) локальные — имеют на месте и потребляют.
Схема комплексной типологии потребителей представлена на рисунке. Выделенные типы потребителей отражают разные этапы их развития. Первый тип — несформировавшийся потребитель в неразвитой среде: население не имеет услуги по месту жительства, не потребляет ее и не нуждается в ней. Затем возможны три варианта развития:
1) появляются мобильные потребители (получающие услугу в других местах) в неразвитой среде, сначала удовлетворенные состоянием сферы обслуживания по месту жительства (второй тип), а затем неудовлетворенные (третий тип);
2) у «немобильных» жителей появляется потребность, но услуги еще нет — потенциальные потребители в неразвитой среде (четвертый тип);
3) появляется услуга, но потребности в ней еще появилось — несформировавшийся потребитель в развитой среде (пятый тип).
Затем или появляется потребность в услуге или она появляется по месту жительства. В итоге формируется шестой тип — удовлетворенный потребитель в развитой среде, и сферу обслуживания на данном этапе можно считать сформировавшейся. Но затем с ростом потребностей может появиться неудовлетворенность существующим уровнем обслуживания, и тогда появится седьмой тип — неудовлетворенный потребитель в развитой среде.
В итоге можно выделить главные особенности сферы обслуживания.
1. Место и время производства и потребления услуги для большинства видов услуг совпадают. Поэтому при размещении
3. Услуги, как правило, можно подразделить на повседневные (необходимые постоянно), периодические (необходимые от одного до нескольких раз в месяц) и эпизодические (необходимые несколько раз в год или реже). Для первой группы особенно важна близость к потребителям — их жилью или работе. Организации, оказывающие услуги, как правило, самые маленькие, а их сеть самая густая. Для эпизодических услуг более важным оказывается качество, разнообразие, обеспеченность специалистами. Организации наиболее крупные, и находятся они обычно в местах, одинаково хорошо доступных для большого количества потребителей (в центре города). Организации, оказывающие периодические услуги, по характеристикам занимают промежуточное положение между двумя крайними группами, а их размещение наиболее тесно связано с транспортными потоками.
4. Для большинства услуг характерны резкие временные колебания потребности в них. Эти колебания могут быть суточными (утренний и вечерний часы пик на транспорте), недельными (нагрузка на зрелищные учреждения в основном в выходные дни), сезонными (курортный сезон для учреждений рекреации и лечения, а также для „всех других организаций сферы обслуживания в курортных районах). Общая мощность организаций должна быть такой, чтобы обеспечивать удовлетворение потребностей в период максимальной нагрузки. Но значительную часть времени «пиковые» мощности простаивают, что снижает экономическую эффективность сферы обслуживания.
5. Для каждого вида услуг можно выделить минимальные и оптимальные размеры предприятий с точки зрения качества и себестоимости услуг. При этом обычно резко преобладают организации минимального размера. Укрупнение размеров ведет к повышению качества и снижению себестоимости, но при этом происходит удаление организаций обслуживания от потребителей. Таким образом, социальная эффективность (удобство для потребителей) вступает в противоречие с экономической (оптимальные размеры предприятий).
6. Выделяются услуги платные и бесплатные. Последние также являются платными, но их предоставление финансирует все общество в целом через соответствующие бюджетные и внебюджетные фонды. Поэтому для конкретных потребителей они получаются бесплатными. Платные услуги предоставляются всем желающим их получить и способным оплатить. Поэтому связь между конкретными потребителями и организациями оказывается вероятностной. Вероятность использования определенного предприятия тем больше, чем более оно доступно для потребителя. Для бесплатных услуг, как правило, существует четкая привязка (территориальная) потребителей к организациям. Обычно потребители привязаны к ближайшим (территориально) организациям, но особенности административного устройства могут вносить нарушения в эту зависимость.
7. Одним из главных критериев уровня развития сферы обслуживания и оптимальности ее территориальной организации является доступность услуг. Она может быть территориальной (временной) и финансовой (доходной). Территориальная система обслуживания — учреждения обслуживания вместе со своей зоной влияния. Соответственно, можно выделить центры обслуживания — пункты, которые обслуживают не только собственное население, но и из других мест. Доступность в таком случае можно выразить как долю людей, пользующихся услугой, от всего количества населения в зоне влияния, которое нуждается в данной услуге.
9. На селе относительный полный набор учреждений повседневного обслуживания можно создать только в населенных пунктах с более чем 1 тыс. жителей. Это будет соответствовать микрорайону в городе, но некоторые организации придется дотировать, так число клиентов будет слишком мало для безубыточной работы. В более мелких поселениях будут только отдельные учреждения (магазины, школы, больницы и др.), а в большинстве сельских населенных пунктов вообще нет никаких учреждений обслуживания. Эпизодические и большинство периодических услуг сельским жителям предоставляются в городах, что является одним из проявлений центральных функций городов.
10. Можно выделить несколько основных показателей развитости сферы обслуживания. В сельской местности особенно большое значение имеют транспорт и сеть дорог, чтобы обеспечить доставку потребителей к центрам обслуживания. Поэтому очень важный показатель — густота транспортной сети. Для каждого вида услуг можно определить удовлетворенность — по нормативам (нормативный метод) или по реальному потреблению (поведенческий метод). Существенно также потребление услуг на человека (в абсолютных или денежных показателях), но душевое потребление обязательно надо соотносить с доступностью — долей потребляющих услугу от всех нуждающихся в ней. Среднее душевое потребление может быть относительно высоким, при этом для большинства нуждающихся услуга может быть недоступной по тем или иным причинам. Важный показатель — комплексность сферы обслуживания. Предоставление многих видов услуг может быть развито очень хорошо, но при этом услуги не взаимозаменяемы. И отсутствие хотя бы одной из основных услуг делает всю сферу обслуживания неразвитой, не способной удовлетворить потребности. Наконец, о значении сферы услуг в экономике судят по ее доле в ВВП и занятости. Но при этом иногда даже 100% доля сферы обслуживания является свидетельством не ее высокого уровня развития, а показателем неразвитости всех остальных сфер экономики (например, такая ситуация может сложиться в шахтерском городе после закрытия всех шахт).
По мере роста значения сферы обслуживания в обществе увеличиваются масштабы связанных с ней миграций. Маятниковые поездки за услугами в развитых странах по масштабам уже превосходят маятниковые трудовые поездки, хотя и отличаются меньшей регулярностью. Огромные масштабы получили также нерегулярные рекреационные поездки. Только зарубежные страны с туристическими целями ежегодно посещает около 700 млн. чел., в основном из США, Японии и европейских государств.
В некоторых небольших государствах с благоприятными природными условиями (Кипр, Мальта, Багамские острова и др.) иностранный туризм уже стал основой экономики, и, таким образом, вся их жизнедеятельность связана со сферой обслуживания. Своеобразно формирующееся при атом расселение. Лучшие участки (вдоль морских и речных побережий и т. п.) предназначены не для постоянных жителей, а для туристов. Причем жилища коренных жителей отличаются, как правило, более низким уровнем благоустройства. Но в общем случае сфера обслуживания в развивающихся государствах значительно отстает по сравнению с уровнем развитых стран.
Заметно отстает от уровня развитых государств сфера обслуживания в России. В советский период многие ее отрасли развивались по «остаточному» принципу, так как приоритет отдавался другим отраслям экономики (военно-промышленному комплексу и др.). В период кризиса 1990-х гг. многие отрасли сферы обслуживания также оказались в тяжелом положении, поскольку финансировались или через дефицитный государственный бюджет, или через резко снизившийся платежеспособный спрос населения.
Поэтому значительно увеличилась доля самообслуживания по большинству видов услуг. Особенно ярко это проявилось в сельской местности, где многие предприятия сферы обслуживания закрылись, поскольку были дотационными, резко подорожал транспорт. В итоге и территориальная, и финансовая доступность многих услуг для большинства сельских жителей резко снизилась. Проявилась данная тенденция и для городских жителей. Около 1/3 всех городских семей имеют садовый участок или дом в деревне, где в летний период самостоятельно организуют свой отдых и частично обеспечивают себя продуктами питания. Еще около 20% горожан делают это у своих сельских родственников. В итоге сформировались массовые сезонные миграционные потоки между городами и сельской местностью, которые в развитых странах практически полностью связаны со сферой обслуживания, а у нас используют эту сферу лишь в малой степени.
Очень значительна в России территориальная дифференциация в уровне развития сферы обслуживания. Даже на уровне экономических районов и федеральных округов различия достигают нескольких раз. Так, объем платных услуг на человека в год (обобщенный показатель развития бытового обслуживания) в 2000 г. в Центральном районе составлял 6,1 тыс. руб., а в Центрально-Черноземном — 1,4 тыс. руб. На уровне регионов субъектов РФ различия в развитии разных отраслей достигают десятков раз.
Различия в уровнях развития сферы обслуживания между разными территориями уже давно являются в России одной из главных причин постоянных переселений. Ярко проявилась эта причина в 1960—1970 гг., когда до 1 млн. чел. ежегодно переселялось из сельской местности в города, в том числе из-за неразвитости сельской сферы обслуживания. Особенно важной эта причина может быть для некоторых групп населения, связанных с необходимостью потребления определенных услуг. Так, в сельской местности семьи, имеющие детей школьного возраста, стремятся переселиться в те поселения, где есть школы.
В общем случае в России можно выделить следующую иерархию центров обслуживания:
3) центры регионов — субъектов Российской Федерации (Псков, Белгород, Пенза и т. д.);
4) межрайонные центры, обслуживающие население нескольких сельских районов внутри региона (Орск в Оренбургской области, Новокузнецк в Кемеровской области и др.);
6) кустовые центры, обслуживающие население нескольких сельских администраций внутри района;
7) центры сельских администраций;
8) сельские поселения, имеющие организации сферы обслуживания.
Однако большую вместимость имеют также рекреационные и санаторно-курортные учреждения Московской области. Их развитие было обусловлено не благоприятными природными условиями, а близостью потребителя. Рассчитаны они в основном на краткосрочные отдых и лечение. Важные центры туризма расположены в Северо-Западном (Санкт-Петербрг с пригородами, Ростов Великий, Новгород, Псков) и Центральном экономических районах (города Золотого кольца России — Москва, Владимир, Суздаль, Ярославль, Углич, Переславль-Залесский, Сергиев Посад).
В общем случае можно сказать, что развитие взаимосвязи территориальной организации населения и сферы обслуживания находится в противофазе с аналогичной связью для хозяйства в целом. Появляется сфера обслуживания вслед за населением, но по мере ее развития размещение населения все больше начинает ориентироваться на сферу обслуживания. В нашей стране уровень развития сферы обслуживания заметно отстает от современных стандартов. И на большей части территории России концентрация населения слишком мала, чтобы отрасли обслуживания могли интенсивно развиваться. Но в некоторых районах — наиболее освоенных и заселенных в центре и на юге Европейской части России — возможности для развития есть. Видимо, именно в этих частях страны будет концентрироваться население в перспективе