Что изначально располагалось в здании современного казачьего театра
Здание театра
Волгоградский музыкально-драматический казачий театр располагается в одном из красивейших и старейших зданий города. Это объект культурного наследия регионального значения.
Здание на перекрестке бывших Княгининской и Дубовской улиц (сейчас ул. Рабоче-Крестъянская и ул. Академическая) было построено в 1862 г. строительной артелью царицынского купца лесоторговца А. М. Шлыкова для общественных нужд.
Купец Александр Михайлович Шлыков был одним из ярких представителей городской элиты Царицына. Им был основан крупный лесопильный завод настанции Бекетовка. А.М. Шлыков был гласным Губернского земского собрания, много лет состоял гласным городской думы, членом уездного земского собрания, старшиной Биржевого комитета, был ктитором Крестовоздвиженской церкви, и даже Городским Головой Царицына в 1895году.
Благодаря купцу и его семье 5 сентября 1910 года в этом здании была открыта IV женская гимназия, единственная в зацарицынской части города. После революции здесь размещались различные учебные заведения. В предвоенные годы здание было одним из корпусов педагогического университета.
Во время Сталинградской битвы, здесь велись ожесточенные бои с немецкими захватчиками. Здание отмечено как историческое место сражения в сентябре 1942 г. 92-й отдельной стрелковой бригады 62-й армии.
Волгоградские историки, краеведы и журналисты живо интересуются историей этого здания.
Загадки старого \»Гвардейца\»
Здание современного Казачьего театра, в недавнем прошлом — кинотеатра «Гвардеец» является одним из самых загадочных в нашем городе.
Общие сведения. Считается, что купец Шлыков построил это здание в память об утонувшей в реке дочери-лицеистке — специально для женской гимназии, разместившейся здесь в 1910 году под номером «4». Так же считается, что барельеф девушки в раковине-жемчужнице, украшающий фасады здания — это портрет дочери Шлыкова, а Посейдон на фронтоне — жестокий бог вод, отнявший дочь у отца (см. об этом, например, здесь).
Сначала об отце. Купец Александр Михайлович Шлыков был одним из ярчайших представителей тогдашней городской элиты, в 1895 году он являлся городским головой Царицына. В 1882 году он основал в Царицыне на станции Бекетовка лесопильный завод. В 80-е гг. XIX века на заводе Шлыкова работало 28 рабочих, оборот составлял около 44 тысяч рублей в год, к 1910 году число рабочих увеличилось до 43, а годовой оборот повысился до 182 тысяч рублей. Кроме занятий, собственно, лесоторговым делом, А.М. Шлыков вёл и общественную жизнь. В 1895 году, как я уже упомянул, он был Городским Головой Царицына. Был гласным Губернского земского собрания (Саратов), много лет состоял гласным городской думы, членом уездного земского собрания, старшиной Биржевого комитета, был ктитором Крестовоздвиженской церкви, построенной в 1903 году недалеко от его дома — на Сенной площади (сейчас церковь на этом месте восстановлена, хотя и в совершенно другом виде, стоит недалеко от ТЮЗа, во дворах за 130-й школой). А.М. Шлыков умер в 1908 году и до въезда гимназии в построенное им здание не дожил (скорее всего ему не дано было увидеть и законченный фасад — вероятно в дни его смерти только велась кирпичная кладка). 14 января 1909 года уже его наследники — сыновья Михаил и Герман (братья девицы Шлыковой) создают Торговый дом «Братья Шлыковы». Жили сами Шлыковы по соседству — их жилым домом был современный корпус «А» Архитектурно-строительного университета» (не весь, а та часть, что выходит на совр. ул. Академическую; остальные части здания тогда были отдельными домами; объединены в одно здание при восстановлении в начале 50-х гг.). Гимназия начала свою работу 5 сентября 1910 года.
О девице Шлыковой неизвестно почти ничего. Как её звали? Когда она утонула? Где? Впрочем, несмотря на это, Шлыкову удалось поставить своей дочери памятник, переживший почти тотальное разрушение города; у нас ведь осталось только два памятника, которые устанавливались в Царицыне — памятник Гоголю и памятник Шлыковой. Получилось у Шлыкова увековечить память дочери!
Здание за свою столетнюю историю пережило три эпохи, три концепции. Изначально оно было намного меньше, чем сейчас и было оно встроено в сплошной ряд домов, окошками глядящих на Базарную площадь.
Первая эпоха
Кажется, это — одна из самых первых фотографий нынешнего театра. Наверное, год 1910-й или даже раньше. Как видно на фото сбоку (Восточный фасад) дом был никак не украшен, справа и слева стоят маленькие, снесённые, кажется ещё до революции, домишки. Если вспомнить — сейчас на боковой стенке аж пять окон и украшены они не хуже, чем на фасаде. Ну и крыша, конечно, тоже была не очень.
Это фото сделано немногим спустя после предыдущего. Заметим, справа в кадр попал кусочек здания. Если попытаться разглядеть что-либо на предыдущем кадре, то видно, что к дому пристроили второй этаж.
Дальше грядёт глобальная перестройка здания.
Тут мы узнаём интересный момент. Считается, что Шлыков передал здание городу (гимназии) в качестве дара. Возможно, именно такими и были его намерения, но вот сыновья распорядились здесь по-своему. Почитаем, что говорит газета «Царицынский вестник«, №4248 от 10 марта 1913 года. «4-я женская гимназия нуждается в расширении помещения. В виду этого приходится снимать для неё у домовладельца Шлыкова ещё несколько комнат. Хотя плату Шлыков требует большую, но Дума соглашается на его условия, так как другого помещения для гимназии за Царицей подыскать негде«.
Таким образом:
а) Сын Шлыкова — Михаил здание в дар городу передавать не стал, а сдал его в аренду, да ещё и задорого;
б) в 1913 году Гимназия нуждалась в помещениях — видимо тогда и было принято решение о нарушении прежней композиции и о значительном расширении здания.
Что утрачено от Первой эпохи.
— четыре огромные «вазы», украшавшие верх фасада (сейчас от них остались только основания)
— балкон
— каждое окно-витрина раньше было снабжено отдельным входом
— посредине верхушек четырёх арок, украшавших фасад, раньше имелись декоративные элементы (не ясно, что именно там было изображено).
— ряд мелких деталей
— Люкарны — круглые окна наверху раньше были открыты для света и снабжены застеклёнными рамами, сейчас они наглухо забиты не то фанерой, не то металлическими листами.
Вторая эпоха
В 1913 году (или около того) дом существенно расширили. Он приобрёл «Г»-образную форму и обзавёлся роскошной угловой башней.
Вот так здание стало выглядеть после перестройки. Жёлтой линией обозначена старая граница здания — таким оно было до перестройки 1913 года. Красной линией обозначена современная граница (Третья эпоха). Между прочим, если бы Шлыков-младший достроил бы здание таким же образом и в другую сторону (с такой же башней) — получился бы настоящий дворец. После революции в здании расположился Педагогический институт.
Ещё один вид из Второй эпохи. В таком виде здание пережило Сталинградскую битву
В начале боёв за город
После боёв. В земле — дот. Сейчас на этом месте светофор
После войны значительная часть достройки 1913 года была снесена — ибо в противном случае угловая башня перекрыла бы часть проезда расширившейся ул. Рабоче-Крестьянская. (Что и говорить этот снос ничем кроме как словом «вандализм» назвать нельзя).
Третья эпоха
Итак, после восстановления в конце 40-х гг (архитектор, руководивший восстановлением — Г.А. Россихин) здание приобретает свой современный вид, становясь сначала кинотеатром «Гвардеец», а потом — Казачьим театром. Важно то, что весь современный западный фасад (тот, что смотрит на Р-Крестьянскую улицу) построен заново, так как до войны он был внутренней стенкой Г-образного дома, а до революции в связи с тем, что с этой стороны был пристроен другой дом, первоначальный вид западного фасада, по-видимому, мало чем отличался от первоначального вида восточного фасада, то есть не имел украшений. Фигуры, которые сейчас украшают западный фасад, скорее всего сняты с разобранной части корпуса.
Сразу следует подчеркнуть, что все изображения на фасадах носят символический характер и выражают различные проявления одного и того же человека — дочери Шлыкова. Основные символы выражаются человеческими образами.
Всего на фасаде (в современной его версии) присутствуют 48 человеческих лиц/фигур.
Центральная композиция, притягивающая внимание в первую очередь — это два ангела, держащие лиру на щите. (фигуры ангелов, кстати, находятся в безобразном состоянии — один из них без головы! Уж на таком-то здании, на центральном месте можно поддерживать хоть какие-то приличия??).
Под лирой — портрет женщины. Над лирой — символическое изображение взлетающей пчелы. Ещё выше пчелы — самый верхний образ, доминирующий над всем фасадом — может видеться по-разному. Мне кажется, что это — горящий огонь. Можно подумать, что лицо женщины — это муза Эрато, отвечавшая за любовную поэзию, потому что именно эта муза символизируется лирой. Вполне возможно, что девушка писала стихи. Пчела, согласно древнегреческому симвозизму, обозначает трудолюбие, порядок, но так же и — бессметртие и возрождение. Пчела, устремлённая вверх, в небо — как символ восхождения в Рай, основанного на труде и (судя по лире) — творчестве. Высший огонь в этой метафоре — это Бог, Дух Божий, ибо огонь — один из Его библейских символов. «Внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них» (Деян.2:23). «Итак мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом, потому что Бог наш есть огнь поядающий«. (Евр. 12:28-29). Таким образом, вся эта композиция — символика восхождения в Царство Божье.
Лицо девицы Шлыковой повторяется 27 раз: по пять раз на боковых фасадах и 17 раз — на центральном. В изначальном варианте («Первая эпоха») лиц было 13 (интересно, случайно ли совпадение числа с «чёртовой дюжиной»? ведь «первая эпоха» — только и отражает первоначальный замысел Шлыкова, ибо всё последующее делалось уже в угоду утилитарным целям и после его смерти. Может быть, девушке было только 13 лет?); во «Вторую эпоху» число их было максимально и составляло 47 (при предположении, что восточный фасад, что выходит на современный Горхоз, приобрёл свой нынешний вид уже тогда — он нигде не заснят во «Вторую эпоху»). Лица расположены над всеми окнами второго этажа и сделаны, вероятно, по одной форме, ибо различий между ними углядеть мне не удалось. Все портреты девицы одинаковые, а главный — усложнён, к нему добавлено зеркало.
Приглядитесь внимательнее: лицо сделано умышленно некрасивым! Очерчены мешки под глазами, черты сделаны грубыми — хотя материал (это ведь гипс?) вполне позволяет изобразить формы куда тоньше. Возможно, Шлыков хотел добиться точного портретного сходства?
Зеркало над портретом на центральной композиции
Второй по распространённости образ — лик Посейдона, бога вод, который забрал её к себе. На современном фасаде Посейдон присутствует 18 раз: по четыре раза на боковых фасадах и десять раз — на центральном. В первоначальном варианте посейдонов было всего десять. Потом их стало 22 (опять-таки принимая вид восточного фасада, выходящего на Горхоз, таким, каков он сегодня).
Посейдоны, при этом, делятся на два вида — «простые» и «непростые«. Непростые стоят на угловых точках, их всего шесть.
Кроме человеческих фигур на фасаде здания восемь раз встречается дракон.
Рассмотрение всех этих символов в комплексе даёт образ восхождения на Небо через нисхождение вниз. «Герой» (а ведь это — целая притча в камне!) падает, чтобы подняться, тонет, чтобы взлететь, попадает в плен, чтобы освободиться, погибает чтобы, возродиться на Небе.
Поистине, нет в нашем городе другого подобного здания!
Тогда и сейчас: одно из самых загадочных зданий в Волгограде – Казачий театр
Читайте также:
Сегодня в Волгограде совсем немного зданий, напоминающих о том уездном, еще купеческом Царицыне. Отдельными «островками» они разбросаны по современному-городу миллионнику, и по-прежнему привлекают свое внимание. Одно из таких необычных зданий – здание из красного кирпича совсем рядом с одноименной остановкой общественного транспорта «Казачий театр».
Тех, кто пройдет мимо здания театра, удивят лепнина, необычные элементы на фасаде, особенно – маски с женскими и мужскими обликами…
Официальная история гласит, что здание-легенда было построено еще в 1882 году, то есть на сегодняшний день ему около 137 лет. Строительством тогда занималась строительная артель царицынского купца-мецената Александра Шлыкова, которая строила здание для общественных нужд. Также известно, что 5 сентября 1910 года в будущем здании театра открылась 4-я женская гимназия. В Зацарицынской части города на тот момент это было единственное учебное заведение такого рода. Кстати, сам Шлыков умер в 1908 году и до въезда гимназии в построенное им здание не дожил. Предположительно, не видел он и окончательного варианта фасада. Тем временем здание вобрало в себе сразу несколько стилей, а еще – позднее, в 1913 году, когда помещений перестало хватать, гимназию пришлось расширить, и она приобрела Г-образную форму. У нее был купол, но после войны купол и оставшуюся часть здания, которая выступала на современную улицу Рабоче-крестьянскую и в противном случае сегодня бы перекрывала проезд автомобилям, пришлось снести. На тот момент как раз велось расширение дороги и здание приобрело сегодняшний вид.
Здание Казачьего театра в Волгограде сегодня уникально не только этим. Все то, что удивляет и восхищает на его фасаде, а именно различные лепные элементы – единственный пример подобного архитектурного решения в городе. Данное здание объект культурного наследия регионального значения. Но, к сожалению, некоторые элементы оформления фасадов находятся в плохом состоянии. Например, у одного из купидонов центральной скульптурной группы отсутствует голова. А еще, когда здание, только принадлежало гимназии, его верхушки украшали массивные чаши, но сейчас от них остались лишь основания. Круглые окна были открыты для солнечных лучей, но сейчас они забиты или заложены.
Стоит отметить, что само по себе здание небольшое – всего два этажа, с подвалом и чердаком. Тем временем со стороны двора, часть большинству которую не видно, – еще две одноэтажные, кирпичные пристройки 1970 года. Сейчас они используются как подсобные помещения, двор огражден глухим, кирпичным забором.
В жизни здания Ворошиловского района Волгограда насчитывают сразу три эпохи. Первая – это, как уже было сказано выше, оно использовалось под помещения женской гимназии в Царицыне. Тогда дом, согласно архивным фотоснимкам, никак украшен не был, через какое-то время здесь всего лишь пристраивается второй этаж. Только после 1913 года начинается перестройка ради расширения и здание обзаводится угловой башней. Это вторая эпоха в жизни здания. И третья эпоха – современная, послевоенная. Здание закончили восстанавливать в конце 40-х годов, между 1947-1952, по специальному проекту. В это же время его переоборудовали под кинотеатр «Гвардеец» на 675 мест, многие волгоградцы и сегодня помнят его. И только с 1994 года оно было передано Казачьему театру, где он находится и по сей день. К слову, еще после революции в здании уже не было гимназии, здесь размещались различные учебные заведения. А в предвоенные годы здание было одним из корпусов педагогического института.
Сильнейшие разрушения здание Шлыкова получило в годы Сталинградской битвы. Именно на этом месте в сентябре 1942 года велись ожесточённые бои. Но здание восстановили, и по одной из версий считается, что главная лестница внутри него помнит ещё царицынские времена.
Так это или нет, доподлинно тоже неизвестно, зато историческое, восстановленное здание Волгограда сейчас хранит не одну загадку и овеяно несколькими легендами.
Есть и еще одно: в здании говорят о наличии призраков. Работающие здесь время от времени на лестничной площадке при спуске в гардероб наблюдают белесый силуэт девушки в длинном платье. Что тоже дает предполагать, что это призрак погибшей дочери Шлыкова. Также работники здания слышат тяжелые звуки шагов. Считается, что они принадлежат самому купцу Шлыкову. Не раз случалось и такое, что звуки сами по себе прекращались на границе коридора с проходной и с тем же гулким эхом отзывались на втором этаже здания.
Новости на Блoкнoт-Волгоград
Будь в курсе событий!
Добавь «Блокнот Волгоград»
в избранное.
Тогда и сейчас: одно из самых загадочных зданий в Волгограде – Казачий театр
Сегодня в Волгограде совсем немного зданий, напоминающих о том уездном, еще купеческом Царицыне. Отдельными «островками» они разбросаны по современному-городу миллионнику, и по-прежнему привлекают свое внимание. Одно из таких необычных зданий – здание из красного кирпича совсем рядом с одноименной остановкой общественного транспорта «Казачий театр».
Тех, кто пройдет мимо здания театра, удивят лепнина, необычные элементы на фасаде, особенно – маски с женскими и мужскими обликами…
Здание Казачьего театра в Волгограде сегодня уникально не только этим. Все то, что удивляет и восхищает на его фасаде, а именно различные лепные элементы – единственный пример подобного архитектурного решения в городе. Данное здание объект культурного наследия регионального значения. Но, к сожалению, некоторые элементы оформления фасадов находятся в плохом состоянии. Например, у одного из купидонов центральной скульптурной группы отсутствует голова. А еще, когда здание, только принадлежало гимназии, его верхушки украшали массивные чаши, но сейчас от них остались лишь основания. Круглые окна были открыты для солнечных лучей, но сейчас они забиты или заложены.
Стоит отметить, что само по себе здание небольшое – всего два этажа, с подвалом и чердаком. Тем временем со стороны двора, часть большинству которую не видно, – еще две одноэтажные, кирпичные пристройки 1970 года. Сейчас они используются как подсобные помещения, двор огражден глухим, кирпичным забором.
В жизни здания Ворошиловского района Волгограда насчитывают сразу три эпохи. Первая – это, как уже было сказано выше, оно использовалось под помещения женской гимназии в Царицыне. Тогда дом, согласно архивным фотоснимкам, никак украшен не был, через какое-то время здесь всего лишь пристраивается второй этаж. Только после 1913 года начинается перестройка ради расширения и здание обзаводится угловой башней. Это вторая эпоха в жизни здания. И третья эпоха – современная, послевоенная. Здание закончили восстанавливать в конце 40-х годов, между 1947-1952, по специальному проекту. В это же время его переоборудовали под кинотеатр «Гвардеец» на 675 мест, многие волгоградцы и сегодня помнят его. И только с 1994 года оно было передано Казачьему театру, где он находится и по сей день. К слову, еще после революции в здании уже не было гимназии, здесь размещались различные учебные заведения. А в предвоенные годы здание было одним из корпусов педагогического института.
Сильнейшие разрушения здание Шлыкова получило в годы Сталинградской битвы. Именно на этом месте в сентябре 1942 года велись ожесточённые бои. Но здание восстановили, и по одной из версий считается, что главная лестница внутри него помнит ещё царицынские времена.
Так это или нет, доподлинно тоже неизвестно, зато историческое, восстановленное здание Волгограда сейчас хранит не одну загадку и овеяно несколькими легендами.
Легенда купца Шлыкова
История здания Казачьего театра в Волгограде изобилует мифами
По городу ходят рассказы, что в Ворошиловском районе, в здании Казачьего театра, есть призраки. Рассказывают, как будто в полночь, когда театр уже давно закрыт и все внутри погружено во мрак, по ступенькам лестницы вниз спускается полупрозрачная женская фигура. А снизу, навстречу ей, поднимается такая же мужская. Немного не дойдя друг до друга, фигуры исчезают, так и не встретившись. Поговаривают, что мужская фигура — это сам Александр Михайлович Шлыков, построивший это здание в начале ХХ века. А женская — его дочь-гимназистка, якобы трагически погибшая во время купания.
Дом в память о дочери
Согласно этой легенде у царицынского купца Шлыкова была единственная дочь-гимназистка. Когда она утонула, убитый горем отец решил увековечить ее память и построить в честь дочери красивое здание, подарить его городу для женской гимназии, а на фасаде здания поместить портрет своей дочери. Выполняя волю купца, архитекторы якобы разработали целую систему сложных декоративных элементов на фасаде здания, главные из которых — много раз повторяющиеся портреты дочери Шлыкова, а также образ Посейдона, хмурого бородатого бога воды…
Наверное, этот дом не мог не породить легенды. Здание, которое сейчас занимает Казачий театр, пожалуй, одно из наиболее ценных, дошедших до нас из эпохи Царицына. Ничего подобного больше нет ни в нашем городе, ни в области.
«Владелец заводов, газет, пароходов»
В богатые купцы Шлыков вышел из простых людей. В середине XIX века у него была мастерская, занимавшаяся выделкой колес. Преуспев в этом деле, он открыл лабаз комиссионных товаров, а после начала работы Волго-Донской железной дороги в городе начался бум лесной торговли — купец строит в городе небольшой лесопильный завод. К концу жизни (а умер он в 1915 году, немного не дожив до революции) Шлыков владел крупными предприятиями и многими домами в городе. Он многократно избирался в городскую Думу, в уездное и губернское Земское собрание, был даже городским головой. Одним, словом, в Царицыне был он человек видный.
Но вернемся к легендам. У Шлыкова было пятеро детей, а вовсе не единственная дочь, три сына и две дочери. Обе дочери в 1910 году, когда открылась гимназия, здравствовали. Двое сыновей Шлыкова также были живы и здоровы и весьма преуспевали, занимаясь делами отца. Так что же, вся легенда о здании Казачьего театра — вымысел? Не совсем.
Газета помогла разобраться
29 апреля 1898 года «Царицынский вестник», главная газета Царицына, писала: «В понедельник, 27 апреля, напротив с. Отрады утонул в Волге сын купца Шлыкова Василий Александрович, молодой человек 21 года. В. А. Шлыков с приказчиком и рабочим выехали в небольшой лодке, взяли якорь для установки бакена напротив лесопильной самотаски. Когда якорь стали выбрасывать, он лапой задел за борт лодки, которая опрокинулась. Рабочий и приказчик выплыли на берег, а Шлыков, вынырнув два раза из воды, исчез и больше не появлялся. Тело его, несмотря на поиски семи ловцов с сетями и кошками, 28 апреля не было еще найдено».
Оказывается, утонула не дочь, а сын Шлыкова! А народная молва по прошествии десятилетий все перепутала, поддавшись на женские образы на фасаде здания.
Но что же это тогда за образы? Весь декор на здании — это влияние архитектуры модерна. В те годы подобные фасады с круглыми окнами, грозными Посейдонами и женскими образами создавались во многих городах России, а также и в Европе. До сих пор в Москве и Петербурге можно встретить подобные образы.
Лорелея — это злой дух в немецкой мифологии. Девушка-сирена, заманивающая юношей, рыбаков своими песнями и несущая им погибель. И Посейдон, а точнее, старый бог Рейна, здесь же, поблизости. Этот популярный мотив действительно странным образом пересекся с личной трагедией купца Шлыкова, и, возможно, действительно не случайно возник он на фасаде построенного им здания.
После революции в шлыковском здании был институт. Потом, когда отгремела война, туда въехал кинотеатр «Гвардеец», а в последние годы здесь работает Казачий театр. Много прошло лет, много сменилось эпох и поколений, а шлыковские Лорелеи да Посейдоны смотрят на окрестные улицы и по сей день.
Если вы стали очевидцем происшествия, у вас есть фото или видео с места ЧП, или вы хотите поделиться своей новостью или проблемой, — пишите или звоните!
Мы доступны в WhatsApp и Viber. Вы также можете присылать сообщения в социальных сетях: в «ВКонтакте», Facebook, Instagram и в «Одноклассниках»
Звоните в любое удобное для вас время, чтобы лично задать вопросы журналистам «Городских вестей». Будем рады общению!