Что называется строповкой груза
Правила и схемы строповки грузов, ГОСТ
Стропальщик – востребованная профессия. Его задача – правильная строповка (обвязка) груза, подача команд крановщику при выполнении такелажных работ – подъема, перемещения, опускания. Работа очень ответственная. От правильной строповки зависят, в первую очередь, жизни людей, а также сохранность груза и работоспособность машины. Для безопасного проведения стропальных работ от стропальщика требуются определенные знания, которые он получает при прохождении обучения с получением соответствующего удостоверения.
Выполнение работ по перемещению грузов лучше доверить профессионалу. Но, честно говоря, почти каждому у кого есть частный дом или дача, работающему на производстве приходилось быть стропальщиком. Кому-то домой привезли плиты и их нужно выгрузить. Кто-то заказал кирпич, бетонный забор, септик или трубы. Или нужно срочно снять с платформы контейнер или киоск. Ситуации, когда требуется заниматься строповкой груза непрофессионалу, возникают достаточно часто и базовые знания здесь никогда не помешают. Даже несмотря на то, что в таких случая как правило, погрузкой-выгрузкой руководит крановщик.
Какие бывают грузы?
Грузы классифицируются по следующим признакам:
– тип (штучные, насыпные, штабелируемые, жидкие, газообразные (в баллонах))
– масса (легковесные – до 250 кг; тяжеловесные – 0,25-50 тонн, весьма тяжеловесные – более 50 тонн)
– габарит (габаритные, негабаритные, длинномерные)
Как правильно выполнить строповку груза?
Для выполнения строповки необходимо знать или определить следующие параметры груза: схема строповки, масса.
Схема стоповки – чертеж с указанием точек и способов захвата / обвязки груза. Передается стропальщику перед началом выполнения работ.Запрещается производить работы не ознакомившись со схемой строповки. Естественно, в частных условиях схема строповки не всегда есть и погрузка / выгрузка выполняются по типовым правилам. Вот некоторые типовые схемы строповки:
– перемещение строительных плит или блоков производиться с захватом крюком за специально предусмотренные петли. Количество строп должно соответствовать количеству петель, иначе возможен разлом конструкции.
– перемещение грузов длиной до 2-х метров можно выполнять строповкой на удавку в месте его центра тяжести как на рисунке ниже
– типовая схема строповки длинномерного груза (бревна, трубы, фасонный металлопрокат) производиться захватом 2 универсальными стропами УСК на удавку с расстоянием от края груза не более четверти длины груза.Длина стропа должна быть не менее трех четвертей длины груза, что обеспечивает максимально допустимый угол между стропами менее 90 град.
– строповка листового металла производится с помощью специальных струбцин или эксцентриковых захватов. Допускается обвязка универсальными (например, УСК) стропами с использованием подкладок (напр. квадратных деревянных брусков, досок)
– строповка оборудования производиться за специально предусмотренный такелаж – рым-болты, цапфы, петли, крюки, закладные и т.п.
Масса груза указывается на упаковке. Для выполнения грузоподъемных / такелажных работ применяется параметр – масса брутто (в упаковке). Также масса груза может быть указана в товаро-транспортных документах. Сведения о массе изделия или конструкции можно получить на сайте изготовителя или по телефону. Запрещается выполнять строповку при неизвестной массе или если это “мертвый груз” – примерзший, укопан в землю, присыпан, анкерован и т.п.
Обвязка груза
Обвязка груза предусматривает его захват и перемещение без использования закладных элементов. Существует два основных (типовых) способа обвязки:
– свободная укладка
– “на удавку”
Первый способ является более щадящим к грузу и такелажу, так как он просто укладывается между стропами. Его можно применять только в том случае, если гарантировано у стропов нет возможности сдвинуться вдоль груза. Для предотвращения скольжения (перемещения вдоль груза) стропов могут применяться распорки.
При обвязке груза “на удавку” он зажимается стропом под своим весом. Захват груза при правильном выполнении надежный, но есть вероятность повреждения груза и больше изнашиваются стропы.
При обвязке длинномерных грузов (трубы, листы, лесоматериалы) нужно учесть, что угол между стропами не должен быть более 90 градусов. При захвате груза с острыми ребрами под углы ставятся специальные или из подручных материалов проставки, так как есть вероятность разрушения стропа и падения груза. Можно использовать кусок доски или бруса, резину достаточной толщины и т.п.
Зависимость грузоподъемности стропа от способа обвязки
Грузоподъемность стропа, которая для стандартных условий указана на бирке, изменяется в зависимости от способа обвязки груза. Зависимость следующая:
– затяжка груза петлей – минус 20% грузоподъемность от указанной на бирке
– свободная укладка на 2 стропах – плюс 100%
– угол между ветвями 45 град. – минус 10%
– угол между ветвями 90 град. – минус 30%
Если при обвязке есть несколько условий, меняющих грузоподъемность, они суммируются. Например, при затяжке длинномерного груза 2 петлями при угле между ветвями 45 град., для каждого стропа грузоподъемность следует уменьшить на (20+30) 50%.
Зацеп груза ветвевыми стропами
При строповке груза ветвевыми стропами следует соблюдать следующие правила:
– размер крюка должен подходить к величине петли или рым-болта и свободно в них входить. Вставлять крюк в петлю следует как указано на рисунке ниже
– крюки стропов устанавливаются от центра тяжести груза
– все предусмотренные изготовителем груза петли (рымы) должны быть захвачены крюком. Зацеп груза не за все предусмотренные детали может вызвать его повреждение или разлом.
– 90 градусов – максимальный угол между стропами
Есть три основных вида стропов – цепные, канатные и текстильные. Наиболее уязвимыми в плане эксплуатации являются текстильные. Их не рекомендуется использовать мокрыми на морозе (лед может вызвать их разрушение), нельзя подвергать воздействию открытого огня, концентрированных щелочей и кислот. Для предотвращения разреза их нужно очень осторожно применять на грузах с острыми кромками и защищать прокладками.
Крайне нежелательно выполнять работы при сильных порывах ветра.
Для подачи команд крановщику применяются специальные слова, имеющие следующее обозначение:
– “вира” – поднимай
– “майна” – опускай
– “харе” – стоп
Огромный выбор такелажа в интернет-магазине КРЕПКОМ – канатные, цепные, текстильные стропы, талрепы, зажимы, коуши, захваты, крюки и другие изделия.
Полезные советы26.09.2019 10:18:51
Схемы строповки и складирования грузов
Правила строповки и перемещения грузов
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
СТРОПЫ ГРУЗОВЫЕ
КАНАТНЫЕ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ СССР
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
Техническиеусловия
Cargo handling горе slings for building. Specifications
25573-82
Настоящий стандарт распространяется на грузовые канатные стропы, состоящие из соединительных элементов (канатных ветвей, звеньев) и захватов (крюков, карабинов) и применяемые в строительстве для строповки грузов.
1. ТИПЫ
1. Грузовые канатные стропы должны изготавливаться следующих типов:
4СК – четырехветвевые (исполнений 1 и 2);
СКП – двухпетлевые (исполнений 1 и 2);
СКК – кольцевые (исполнений 1 и 2).
2. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И РАЗМЕРЫ
2.1. Основные параметры и размеры стропов типа 1СК должны соответствовать указанным на черт. 1 и в табл. 1.
Строп с заделкой концов каната опрессовкой алюминиевой или стальной втулкой
Строп с заделкой концов каната заплеткой
1 – канатная ветвь; 2 – звено; 3 – захват
Конструкция и размеры звеньев и захватов приведены в рекомендуемом приложении 1.
Рекомендации по способам заделки концов каната приведены в рекомендуемом приложении 2.
Обозначение стропа | Грузоподъемность, т | Длина стропа L, мм | Обозначение канатной ветви | Допускается нагрузка, кН (тс), на звено и на захват |
1СК-0,32 | 0,32 | 900 – 5000 | ВК-0,32 | 3,14 (0,32) |
1СК-0,4 | 0,4 | ВК-0,4 | 3,92 (0,4) | |
1 CК-0,5* | 0,5 | 1100 – 10000 | ВК-0,5 | 4,90 (0,5) |
1 CК-0,63 | 0,63 | ВК-0,63 | 6,18 (0,63) | |
1 CК-0,8 | 08 | 1100 – 15000 | ВК-0,8 | 7,85 (0,8) |
1 CК-1,0* | 1,0 | ВК-1,0 | 9,81 (1,0) | |
1 CК-1,25 | 1,25 | ВК-1,25 | 12,26 (1,25) | |
1 CК-1,6 | 1,6 | 1400 – 16000 | ВК-1,6 | 15,70 (1,6) |
1 CК-2,0* | 2,0 | ВК-2,0 | 19,62 (2,0) | |
1 CК-2,5 | 2,5 | ВК-2,5 | 24,52 (2,5) | |
1 CК-3,2* | 3,2 | 1500 – 20000 | ВК-3,2 | 31,40 (3,2) |
1 CК-4,0 | 4,0 | ВК-4,0 | 39,24 (4,0) | |
1 CК-5,0* | 5,0 | ВК-5,0 | 49,05 (5,0) | |
1 CК-6,3 | 6,3 | 2000 – 20000 | ВК-6,3 | 61,80 (6,3) |
1 CК-8,0 | 8,0 | ВК-8,0 | 78,50 (8,0) | |
1 CК-10,0* | 10,0 | ВК-10,0 | 98,10 (10,0) | |
1 CК-12,5 | 12,5 | ВК-12,5 | 122,60 (12,5) |
Примечание. Здесь и в последующих таблицах: стропы, рекомендуемые для преимущественного применения, отмечены знаком «*»; цифры в обозначении канатной ветви соответствуют допускаемой нагрузке на нее в тонносилах.
В условное обозначение входит наименование изделия, тип, грузоподъемность, длина и обозначение настоящего стандарта.
Пример условного обозначения одноветвевого стропа грузоподъемностью 1,6 т, длиной 2000 мм:
Строп 1 C К-1,6/2000 ГОСТ 25573-72
То же, предназначенного для эксплуатации в районах с холодным климатом:
Строп 1 CK -1,6 ХЛ/2000 ГОСТ 25573-82
(Измененная редакция, Изм. № 1).
2.2. Основные параметры и размеры стропов типа 2СК должны соответствовать указанным на черт. 2 и в табл. 2.
1 – канатная ветвь; 2 – звено; 3 – захват