Что называется строповкой груза

Правила и схемы строповки грузов, ГОСТ

Что называется строповкой груза

Что называется строповкой груза

Стропальщик – востребованная профессия. Его задача – правильная строповка (обвязка) груза, подача команд крановщику при выполнении такелажных работ – подъема, перемещения, опускания. Работа очень ответственная. От правильной строповки зависят, в первую очередь, жизни людей, а также сохранность груза и работоспособность машины. Для безопасного проведения стропальных работ от стропальщика требуются определенные знания, которые он получает при прохождении обучения с получением соответствующего удостоверения.

Выполнение работ по перемещению грузов лучше доверить профессионалу. Но, честно говоря, почти каждому у кого есть частный дом или дача, работающему на производстве приходилось быть стропальщиком. Кому-то домой привезли плиты и их нужно выгрузить. Кто-то заказал кирпич, бетонный забор, септик или трубы. Или нужно срочно снять с платформы контейнер или киоск. Ситуации, когда требуется заниматься строповкой груза непрофессионалу, возникают достаточно часто и базовые знания здесь никогда не помешают. Даже несмотря на то, что в таких случая как правило, погрузкой-выгрузкой руководит крановщик.

Какие бывают грузы?

Грузы классифицируются по следующим признакам:

– тип (штучные, насыпные, штабелируемые, жидкие, газообразные (в баллонах))
– масса (легковесные – до 250 кг; тяжеловесные – 0,25-50 тонн, весьма тяжеловесные – более 50 тонн)
– габарит (габаритные, негабаритные, длинномерные)

Как правильно выполнить строповку груза?

Для выполнения строповки необходимо знать или определить следующие параметры груза: схема строповки, масса.

Схема стоповки – чертеж с указанием точек и способов захвата / обвязки груза. Передается стропальщику перед началом выполнения работ.Запрещается производить работы не ознакомившись со схемой строповки. Естественно, в частных условиях схема строповки не всегда есть и погрузка / выгрузка выполняются по типовым правилам. Вот некоторые типовые схемы строповки:

– перемещение строительных плит или блоков производиться с захватом крюком за специально предусмотренные петли. Количество строп должно соответствовать количеству петель, иначе возможен разлом конструкции.

Что называется строповкой груза

– перемещение грузов длиной до 2-х метров можно выполнять строповкой на удавку в месте его центра тяжести как на рисунке ниже

Что называется строповкой груза

– типовая схема строповки длинномерного груза (бревна, трубы, фасонный металлопрокат) производиться захватом 2 универсальными стропами УСК на удавку с расстоянием от края груза не более четверти длины груза.Длина стропа должна быть не менее трех четвертей длины груза, что обеспечивает максимально допустимый угол между стропами менее 90 град.

Что называется строповкой груза
Что называется строповкой груза

– строповка листового металла производится с помощью специальных струбцин или эксцентриковых захватов. Допускается обвязка универсальными (например, УСК) стропами с использованием подкладок (напр. квадратных деревянных брусков, досок)

Что называется строповкой груза

– строповка оборудования производиться за специально предусмотренный такелаж – рым-болты, цапфы, петли, крюки, закладные и т.п.

Масса груза указывается на упаковке. Для выполнения грузоподъемных / такелажных работ применяется параметр – масса брутто (в упаковке). Также масса груза может быть указана в товаро-транспортных документах. Сведения о массе изделия или конструкции можно получить на сайте изготовителя или по телефону. Запрещается выполнять строповку при неизвестной массе или если это “мертвый груз” – примерзший, укопан в землю, присыпан, анкерован и т.п.

Обвязка груза

Обвязка груза предусматривает его захват и перемещение без использования закладных элементов. Существует два основных (типовых) способа обвязки:

– свободная укладка
– “на удавку”

Первый способ является более щадящим к грузу и такелажу, так как он просто укладывается между стропами. Его можно применять только в том случае, если гарантировано у стропов нет возможности сдвинуться вдоль груза. Для предотвращения скольжения (перемещения вдоль груза) стропов могут применяться распорки.
При обвязке груза “на удавку” он зажимается стропом под своим весом. Захват груза при правильном выполнении надежный, но есть вероятность повреждения груза и больше изнашиваются стропы.
При обвязке длинномерных грузов (трубы, листы, лесоматериалы) нужно учесть, что угол между стропами не должен быть более 90 градусов. При захвате груза с острыми ребрами под углы ставятся специальные или из подручных материалов проставки, так как есть вероятность разрушения стропа и падения груза. Можно использовать кусок доски или бруса, резину достаточной толщины и т.п.

Зависимость грузоподъемности стропа от способа обвязки

Грузоподъемность стропа, которая для стандартных условий указана на бирке, изменяется в зависимости от способа обвязки груза. Зависимость следующая:

– затяжка груза петлей – минус 20% грузоподъемность от указанной на бирке
– свободная укладка на 2 стропах – плюс 100%
– угол между ветвями 45 град. – минус 10%
– угол между ветвями 90 град. – минус 30%

Если при обвязке есть несколько условий, меняющих грузоподъемность, они суммируются. Например, при затяжке длинномерного груза 2 петлями при угле между ветвями 45 град., для каждого стропа грузоподъемность следует уменьшить на (20+30) 50%.

Зацеп груза ветвевыми стропами

При строповке груза ветвевыми стропами следует соблюдать следующие правила:

– размер крюка должен подходить к величине петли или рым-болта и свободно в них входить. Вставлять крюк в петлю следует как указано на рисунке ниже
– крюки стропов устанавливаются от центра тяжести груза
– все предусмотренные изготовителем груза петли (рымы) должны быть захвачены крюком. Зацеп груза не за все предусмотренные детали может вызвать его повреждение или разлом.
– 90 градусов – максимальный угол между стропами

Есть три основных вида стропов – цепные, канатные и текстильные. Наиболее уязвимыми в плане эксплуатации являются текстильные. Их не рекомендуется использовать мокрыми на морозе (лед может вызвать их разрушение), нельзя подвергать воздействию открытого огня, концентрированных щелочей и кислот. Для предотвращения разреза их нужно очень осторожно применять на грузах с острыми кромками и защищать прокладками.
Крайне нежелательно выполнять работы при сильных порывах ветра.
Для подачи команд крановщику применяются специальные слова, имеющие следующее обозначение:

– “вира” – поднимай
– “майна” – опускай
– “харе” – стоп

Огромный выбор такелажа в интернет-магазине КРЕПКОМ – канатные, цепные, текстильные стропы, талрепы, зажимы, коуши, захваты, крюки и другие изделия.

Полезные советы26.09.2019 10:18:51

Схемы строповки и складирования грузов


Что называется строповкой груза

Правила строповки и перемещения грузов

Что называется строповкой груза

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

СТРОПЫ ГРУЗОВЫЕ
КАНАТНЫЕ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ СССР

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

Техническиеусловия

Cargo handling горе slings for building. Specifications ГОСТ
25573-82

Настоящий стандарт распространяется на грузовые канатные стропы, состоящие из соединительных элементов (канатных ветвей, звеньев) и захватов (крюков, карабинов) и применяемые в строительстве для строповки грузов.

1. ТИПЫ

1. Грузовые канатные стропы должны изготавливаться следующих типов:

4СК – четырехветвевые (исполнений 1 и 2);

СКП – двухпетлевые (исполнений 1 и 2);

СКК – кольцевые (исполнений 1 и 2).

2. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И РАЗМЕРЫ

2.1. Основные параметры и размеры стропов типа 1СК должны соответствовать указанным на черт. 1 и в табл. 1.

Строп с заделкой концов каната опрессовкой алюминиевой или стальной втулкой

Что называется строповкой груза

Строп с заделкой концов каната заплеткой

Что называется строповкой груза

Что называется строповкой груза

1 – канатная ветвь; 2 – звено; 3 – захват

Конструкция и размеры звеньев и захватов приведены в рекомендуемом приложении 1.

Рекомендации по способам заделки концов каната приведены в рекомендуемом приложении 2.

Обозначение стропаГрузоподъемность, тДлина стропа L, ммОбозначение канатной ветвиДопускается нагрузка, кН (тс), на звено и на захват
1СК-0,320,32900 – 5000ВК-0,323,14 (0,32)
1СК-0,40,4ВК-0,43,92 (0,4)
1 CК-0,5*0,51100 – 10000ВК-0,54,90 (0,5)
1 CК-0,630,63ВК-0,636,18 (0,63)
1 CК-0,8081100 – 15000ВК-0,87,85 (0,8)
1 CК-1,0*1,0ВК-1,09,81 (1,0)
1 CК-1,251,25ВК-1,2512,26 (1,25)
1 CК-1,61,61400 – 16000ВК-1,615,70 (1,6)
1 CК-2,0*2,0ВК-2,019,62 (2,0)
1 CК-2,52,5ВК-2,524,52 (2,5)
1 CК-3,2*3,21500 – 20000ВК-3,231,40 (3,2)
1 CК-4,04,0ВК-4,039,24 (4,0)
1 CК-5,0*5,0ВК-5,049,05 (5,0)
1 CК-6,36,32000 – 20000ВК-6,361,80 (6,3)
1 CК-8,08,0ВК-8,078,50 (8,0)
1 CК-10,0*10,0ВК-10,098,10 (10,0)
1 CК-12,512,5ВК-12,5122,60 (12,5)

Примечание. Здесь и в последующих таблицах: стропы, рекомендуемые для преимущественного применения, отмечены знаком «*»; цифры в обозначении канатной ветви соответствуют допускаемой нагрузке на нее в тонносилах.

В условное обозначение входит наименование изделия, тип, грузоподъемность, длина и обозначение настоящего стандарта.

Пример условного обозначения одноветвевого стропа грузоподъемностью 1,6 т, длиной 2000 мм:

Строп 1 C К-1,6/2000 ГОСТ 25573-72

То же, предназначенного для эксплуатации в районах с холодным климатом:

Строп 1 CK -1,6 ХЛ/2000 ГОСТ 25573-82

(Измененная редакция, Изм. № 1).

2.2. Основные параметры и размеры стропов типа 2СК должны соответствовать указанным на черт. 2 и в табл. 2.

Что называется строповкой груза

1 – канатная ветвь; 2 – звено; 3 – захват

Обозначение стропаГрузоподъемность, тДлина стропа L, ммОбозначение канатной ветвиДопускаемая нагрузка, кН (тс)
на звенона захват
2СК-0,4

0,5

900 – 5000ВК-0,32

0,8

1100 – 10000ВК-0,5

1,6

1100 – 15000ВК-0,8

3,2

1400 – 16000ВК-1,6

6,3

1500 – 20000ВК-3,2

16,0

2000 – 20000ВК-6,3

Что называется строповкой груза

1 – канатная ветвь; 2 – звено; 3 – захват

Обозначение стропаГрузоподъемность, тДлина стропа L, ммОбозначение канатной ветвиДопускаемая нагрузка, кН (тс)
на звенона захват
3СК-0,63

0,8

900 – 5000ВК-0,32

1,25

1200 – 10000ВК-0,5

2,5

1200 – 15000ВК-0,8

5,0

1600 – 16000ВК-1,6

8,0

1700 – 20000ВК-3,2

20,0

2200 – 20000ВК-5,0

2.4. Основные параметры и размеры стропов типа 4СК исполнения 1 должны соответствовать указанным на черт. 4 и в табл. 4, исполнения 1а – на черт. 4а и в табл. 4 (за исключением графы 6).

Что называется строповкой груза

1 – канатная ветвь; 2 – звено; 3 – звено; 4 – захват

Что называется строповкой груза

1 – звено; 2 – канатная ветвь; 3 – захват

Обозначение стропаГрузоподъемность, тДлина стропа L, ммОбозначение канатной ветвиДопускаемая нагрузка, кН (тс)
на звено 1на звено 2на захват
1234567
4СК1-0,63

1,0

900 – 5000BК-0,32

ЦЕПНЫЕ СТРОПЫ


Что называется строповкой груза

Разработка схем строповки и зацепки грузов

Строповка это совокупность методов обвязки и зацепки гру­зов для их подъема и перемещения грузоподъемными машинами (кранами).

К строповке конструкций предъявляют следующие требования:

· строповые устройства, их крепление к поднимаемой конст­рукции и грузоподъемному крану должны быть надежными;

· трудоемкость и продолжительность операции строповки и расстроповки должны быть минимальными;

· использование строповых приспособлений, устройств долж­но быть многократным (приспособления должны быть инвентар­ными);

· расстроповка должна производиться на расстоянии (без подъема стропальщика к месту строповки);

· строповка должна исключать нарушение формы и прочно­сти конструкции, а также ее падение и опрокидывание.

Для строповки различных строительных грузов для разового подъема вместо специальных грузозахватных устройств можно при­менять обычные канаты путем вязки их в узлы и петли. Наиболее простые и надежные способы обвязки грузов приведены в табл. 2.1.

Для предохранения канатов от перетирания при обвязке грузов с острыми кромками следует устанавливать предохранительные подкладки.

При свободной укладке груза на петлевые стропы его переме­щение (независимо от числа петель на стропе) допускается только при наличии элементов, предотвращающих смещение в продоль­ном направлении.

При перемещении канатными стропами грузов, имеющих ост­рые ребра, необходимо между ребрами и канатами размещать про­кладки, предохраняющие последние от повреждений. Прокладки изготавливаются из дерева, разрезанной трубы, резинотканевых шлангов, плоских ремней и т.д.

Для обеспечения безопасной работы по перемещению грузов кранами на стройке разрабатываются схемы строповки перемеща­емых грузов, которые обязательно приводятся в ППР.

Строповка балок и труб показана на рис. 5.2, 5.3.

При выгрузке труб из полувагонов и погрузке их на трубовозы автотранспортное средство устанавливается параллельно рельсо­вому пути.

Кран располагают между трубовозом и полувагоном. Безопас­ность погрузочно-разгрузочных работ во многом определяется пра­вильным выбором грузозахватных устройств.

Подъем труб может осуществляться с применением торцевых захватов, состоящих из двух и более канатов с крюками на концах.

Для подъема длинномерных труб применяются специальные траверсы, имеющие крюки, которые могут фиксироваться в раз­личных положениях по длине в зависимости от длины труб, а так­же клещевые захваты.

Строповка металлопроката показана на рис. 5.4.

Схемы строповки, графическое изображение способов строповки и зацепки грузов должны быть выданы на руки стропальщикам и крановщикам или вывешены в местах производства работ. Владель­цем крана или эксплуатирующей организацией также должны быть разработаны способы обвязки деталей машин и узлов машин, пе­ремещаемых кранами во время их монтажа, демонтажа и ремонта, с указанием применяемых при этом приспособлений, а также спо­собов безопасного кантования грузов, когда такая операция про­изводится с применением крана.

Что называется строповкой груза

Рис. 5.2. Строповка балок:

а — металлической (в обхват); б — железобетонной (в обхват); в — металлической (траверсой с клещевыми захватами); 1 — проставка

Особенно необходимо разрабатывать схемы строповки грузов, если:

груз не имеет специальных устройств (петель, цапф, рымов и т.п.) для строповки;

груз снабжен специальным устройством для строповки, но не может быть поднят с его помощью;

груз представляет собой детали и узлы машин, перемещае­мые кранами во время монтажа, демонтажа или ремонта.

Что называется строповкой груза

Рис. 5.3. Строповка труб:

а — торцевыми захватами; 6 — двухпетлевыми стропами со втулкой; в — балочной траверсой; г — клещевым захватом; д — полотенчатыми стропами; е — кольцевым стропом на удавку; ж — двухпетлевыми стропами (пакет труб); 1 — проставка

Если не имеется разработанных схем строповки, то подъем гру­за должен осуществляться в присутствии и под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами.

Что называется строповкой груза

Рис. 5.4. Строповка металлопроката:

а — одиночный груз; б — пакет листовой стали; в — бухты проволоки; г — пакет двутавровых балок; д — пакет листовой стали (захваты располагают симметрично относительно центра тяжести пакета на расстоянии 1/3 длины от края); е — экс­центриковые зажимные устройства; 1 — струбцина; 2 — скоба монтажная; 3 — проставка.

Схемы строповки грузов должны вывешиваться в местах производства работ либо выдаваться на руки стропальщикам или крановщикам.

При разработке схем строповки грузов необходимо соблюдать следующие правила:

· крюки стропов должны свободно заходить в зев петли, цапфы, рымы или другого грузозахватного устройства на грузе (см. рис. 1.8);

· крюки необходимо заводить с внутренней стороны изделий в сторону их центра тяжести;

· изделия должны крепиться за все петли (цапфы, рымы);

· ветви стропов во время подъема должны иметь одинаковое натяжение;

· угол между ветвями стропов не должен превышать 90°;

· неиспользованные концы стропа необходимо укреплять так, чтобы они при перемещении груза не задевали встречающиеся на пути предметы;

· заведенный в монтажную петлю (цапфу, рым) крюк стропа не должен соприкасаться с поверхностью стропуемого груза.

Фермы стропят либо непосредственно за верхние узлы, либо, при наличии строповочных отверстий, с помощью пальцев, встав­ляемых в эти отверстия.

Фермы (рис. 5.5) до 18 м обычно стропят за две точки, при длине свыше 18 м — за четыре точки или применяют траверсы решеточного типа различных конструкций, снабженные балансирными блоками, которые обеспечивают одинаковое натяжение ка­натов стропов во время подъема.

Ветви стропа не должны сильно отклоняться от вертикали, чтобы не создавалось излишнее сжатие в верхнем поясе фермы.

Лестничные марши (рис. 5.6) с площадками складируют на ребро на подкладках 100 х 150 мм с упорами. Лестничные марши без площадок или ступени укладывают плашмя на подкладках 200 х 150 мм и прокладках 80 х 80 мм, не выше чем в 5 рядов.

Что называется строповкой груза

Рис. 5.5. Строповка (а) и складирование ферм на металлических опорах (б)

Что называется строповкой груза

Рис. 5.6. Строповка лестничных маршей при погрузке — выгрузке (а), мон­таже (б), с удлинителем и вилочными захватами (в) и складирование лестничных маршей с площадками (г) и лестничных маршей без площа­док или ступеней (д):

1 — строп; 2 — удлинитель; 3 — вилочный захват; 4 — петля; 5 — страховочный винт

Что называется строповкой груза

Что называется строповкой груза

Рис. 5.7. Полужесткие стропы для пиломатериалов

(а — длинномерных; б — короткомерных; в — круглых короткомерных; г — длинномерных в паке­тах) и траверсы для лесоматериалов (д — короткомерных; е — длинномер­ных; ж — штабелей)

Что называется строповкой груза

Что называется строповкой грузаРис. 5.8. Строповка оборудования:

а — сосуда двумя двухпетлевыми стропами; б — за­движки двухпетлевым стропом; в — агрегата двумя двух­петлевыми стропами; г — цилиндрического резервуара двумя двухпетлевыми стропами; д — короба двумя двух­петлевыми стропами; е — детали станка двумя двухпет­левыми стропами; ж — оборудования в деревянной таре двумя двухпетлевыми стропами

Строповка лесоматериалов показана на рис. 5.7, 5.8.

При строповке лесоматериалов обычные стропы не могут в пол­ной мере отвечать требованиям при производстве работ. При расцепке и вытаскивании стропов из-под пачки происходит раскаты­вание лесоматериалов.

Более рационально применять полужесткие стропы с тра­версами.

Находят применение и грейферные захваты, навешиваемые на автопогрузчики.

Источник

Схема строповки грузов: основные правила

Работа стропальщика заключается в правильной обвязке грузов и подаче команд крановщику на их транспортировку. Схема строповки служит руководством к выполнению такелажных работ. Она представляет собой графическое изображение с указанием способов и мест для захвата груза.

Что называется строповкой груза

Плакаты изготавливаются из ламинированной бумаги, ПВХ-пленки и др. материалов. Они предназначены для длительного применения и защищены от атмосферного действия.

Типовые правила

Стропальщик должен работать, когда у него находится схема строповки. Она не всегда может быть под рукой. Поэтому для погрузки или выгрузки необходимо знать и применять правила строповки по стандартным схемам.

Что называется строповкой груза

Крановщику подаются следующие команды:

Виды грузозахватных приспособлений

Способы строповки предусматривают применение такелажной оснастки следующих видов:

Что называется строповкой груза

Траверсы преимущественно применяются в виде балки с грузозахватными приспособлениями на концах. Бывают пространственные устройства, изготавливаемые под конкретную перемещаемую конструкцию.

Захваты выпускают автоматические и полуавтоматические.

Стропами называются отрезки цепей или канатов в виде колец или с концевыми звеньями для удобного и безопасного захвата. Для них должны быть составлены схемы строповки грузов. Если их нет, должен присутствовать ответственный за безопасность работ, который показывает способ захвата.

Виды строп

Стропы подбираются под форму, массу и расположение центра тяжести перемещаемого оборудования или строительной конструкции. При отсутствии информации необходимо уточнить параметры у ответственного за производство работ. Если схема нестандартная, необходимо определить места захвата и их расположение, чтобы груз не опрокинулся.

Для эксплуатации самыми уязвимыми являются текстильные стропы. Их нельзя применять мокрыми на холоде, поскольку лед приводит к их разрушению. Не допускается воздействие на них кислот, щелочей и огня. На острых краях применяются прокладки.

Сварные цепи обладают более высокой гибкостью, чем стальные канаты. Недостатками являются большой вес и быстрое разрушение при появлении трещин. Состояние цепей необходимо тщательно контролировать. Их применяют только в условиях высокой температуры, интенсивного абразивного износа и наличия у груза острых кромок.

Канаты применяются для обвязки изделий сложной конфигурации. Они являются разновидностью стропа из одной ветви большой длины.

Масса груза

Выполнять строповку запрещается, если масса груза неизвестна. Она указывается в товарно-транспортных документах и на упаковке. Данные можно узнать по телефону или на сайте изготовителя.

Грузоподъемность стропа снижается:

Порывы ветра значительно снижают грузоподъемность стропов.

Схемы строповки грузов могут содержать таблицы грузоподъемности стропов, где учитывается их наклон.

Что называется строповкой груза

Обвязка груза

Захват и перемещение груза можно производить без применения закладных элементов. Для этого применяются следующие способы.

Что называется строповкой груза

Для грузов с острыми кромками не допускается перетирание канатов. От повреждения применяются подкладки. Их прикрепляют к грузу или закрепляют на стропах как инвентарные элементы.

Заключение

Правильная строповка грузов необходима для обеспечения безопасности работ и предотвращения аварий. Схема строповки для каждого конкретного случая должна быть выдана стропальщику в виде графического изображения, в котором указывается способ обвязки и применяемые при этом приспособления.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *