Что называется стопой в стихотворении
Лекция 7. Стопы
В древней Греции, откуда к нам и пришла поэзия в ее современном виде, поэт не просто читал стихи, а полунапевал их, сопровождая декламацию игрой на лире. При этом обычно каждый стихо-музыкальный такт отбивался ногой (стопой).
От этой традиции и пошло понятие стопы – неделимого кусочка ритма.
МЧАТ-ся ТУ-чи, ВЬЮТ-ся ТУ-чи;
НЕ-ви-ДИМ-ко-Ю лу-НА
ОС-ве-ЩА-ет СНЕГ ле-ТУ-чий;
МУ-тно НЕ-бо, НОЧЬ мут-НА.
В этом стихотворении ритм каждой стихотворной строчки разделился на четыре стопы.
Стопа обычно соответствует метру, поэтому их и называют – хореическая, ямбическая, дактилическая и т.п. Соответственно, по количеству стоп стихи делятся на двухстопные, трехстопные и т.п.
«Бесы» Пушкина написаны четырехстопным хореем.
Количество стоп достаточно важный параметр, т.к. от него зависит музыка стихотворения. Убедиться в этом, можно сравнив разностопные стихи, написанные одним и тем же метром.
Трехстопный хорей:
ГОР-ны|-Е вер|-ШИ-ны
СПЯТ во| ТЬМЕ ноч|-НОЙ,
Тихие долины
Полны свежей мглой;
Не пылит дорога,
Не дрожат листы…
Подожди немного,
Отдохнешь и ты.
(М.Лермонтов «Из Гете»)
МЧАТ-ся| ТУ-чи,| ВЬЮТ-ся| ТУ-чи;
НЕ-ви|-ДИМ-ко|-Ю лу|-НА
ОС-ве|-ЩА-ет| СНЕГ ле|-ТУ-чий;
МУ-тно| НЕ-бо,| НОЧЬ мут|-НА.
НЕ бро|-ДИТЬ, не| МЯТЬ в кус|-ТАХ баг|-РЯ-ных
Лебеды и не искать следа.
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда.
(C. Есенин)
ГО-ды| МО-ло|-ДЫ-е| с ЗА-бу|-БЕН-ной| СЛА-вой,
ОТ-ра|-ВИЛ я| САМ вас| ГОРЬ-ко|-Ю от|-РА-вой.
(C.Есенин)
Особенно контраст виден при сочетании в одной строфе разностопных строк:
В ТОМ кра|-Ю, где| ЖЕЛ-та|-Я кра|-ПИ-ва = 5
ДА су|-ХОЙ пле|-ТЕНЬ, = 3
ПРИ-ю|-ТИ-лись| к ВЕР-бам| СИ-рот|-ЛИ-во = 5
ИЗ-бы| ДЕ-ре|-ВЕНЬ. = 3
(C.Есенин)
В зависимости от количества стоп музыка хорея, который мы подробно и разбираем, может меняться на прямо противоположную. С одной стороны, это падающий тяготеющий к минору размер. А, с другой, это ритмический плясовой размер, что особенно проявляется в его четырехстопном варианте. «Бесы» Пушкина звучат гораздо бодрее, чем трехстопный хорей Лермонтова и многостопный Есенина.
Даже когда речь идет о трагедии, четырехстопный хорей вносит в музыку стиха «приплясывающий» мотив:
Безобразно труп ужасный
Посинел и весь распух.
(А.Пушкин «Утопленник»)
Еще больше удивит, что следующие строчки тоже написаны четырехстопным (падаюшим?) хореем:
Ах, вы, сени, мои сени,
Сени новые мои…
Выбирая количество стоп в стихотворении, вы можете дополнительно усилить свою мысль музыкальным рисунком стиха.
Другой способ влияния на музыку стиха – усечение стоп.
МЧАТ-ся ТУ-чи, ВЬЮТ-ся ТУ-чи;
НЕ-ви-ДИМ-ко-Ю лу-НА…
Во второй строке не хватает одного безударного слога.
В трехсложных стопах может не хватать целых двух слогов.
Проиллюстрируем влияние усеченной стопы на музыку стихотворения на примере дактиля – минорного размера.
ТУЧ-ки не- | БЕС-ны-е, | ВЕЧ-ны-е | СТРАН-ни-ки,
СТЕПЬ-ю ла- | ЗУР-но-ю, | ЦЕПЬ-ю жем- |ЧУЖ-но-ю
МЧИ-тесь вы, | БУД-то как | Я же, изг- | НАН-ни-ки
С МИ-ло-го |СЕ-ве-ра | в СТО-ро-ну | ЮЖ-ну-ю.
(М.Лермонтов «Тучи»)
ЕС-ли ж за | ДЕ-ло возь- | МЕТ-ся – бе- | ДА!
МИР ви-но- | ВАТ в не-у- | ДА-че тог- | ДА
…
И уж ку- | ДА как ста- | НО-вит-ся | ЗОЛ
КРЫЛЬ-я сво- | И о-па- | ЛИВ-ший о- | РЕЛ…
(Н.Некрасов «Саша»)
Как видим усеченный дактиль уже несет в себе изрядную долю мажора.
И наоборот, анапест, подымающийся, мажорный размер, в усеченном виде будет тяготеть к минору.
Вот парадный подъезд. По торжественным дням,
Одержимый холопским недугом,
Целый город с каким-то испугом
Подъезжает к заветным дверям;
(Н.Некрасов «Размышления у парадного подъезда»)
На музыку стиха может влиять и то, что при чтении конец строчек сливается с началом следующей, поэтому неполные стопы могут дополняться до прямо противоположного размера.
Очень сильно влияет на музыку стиха лишние безударные слоги в конце строки.
Это хорошо видно при сравнении ямбов Лермонтова и Блока.
По вечерам, над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.
(А.Блок «Незнакомка»)
Основные понятия системы стихосложения. Виды строф в лирике
Содержание:
Современные принципы стихосложения сформированы в результате языковой реформы М.В. Ломоносова, с тех пор не изменялись.
Основные понятия системы стихосложения
Главное отличие стихотворной речи от поэтической – ритмическая организация, т.е. повторяющийся ритмический рисунок из безударных и ударных слогов.
Стих | Анализ строения стиха, определение его ритмического рисунка по количеству слогов, сгруппированных по принципу ударности. |
Ритмика стиха | |
Акцентный стих | тоже разновидность тоники: в каждой строке равное количество ударных и свободное число безударных слогов. |
Виды строф в лирике
Строфа — это группа стихов (строк), объединенная ритмически и рифмой, составляющая единое целое. Схема, по которой строится строфа в стихотворении (ритм+рифмовка), повторяется на протяжении всего стихотворного произведения.
Трехстишие: терцеп, терация
Средняя строка рифмуется с крайними
строками следующей строфы: aba bcb cdc и т.д.
Земную жизнь пройдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу,
Утратив правый путь во тьме долины.
(Данте А. «Божественная комедия»)
Четверостишие: катрен, стансы
Четыре стиха четырехстопного ямба с перекрестными
рифмами при обязательной строфической замкнутости
В надежде славы и добра
Гляжу вперед я без боязни:
Начало славных дней Петра
Мрачили мятежи и казни.
Собрались люди мудрые
Вокруг постели Гостомысловой.
Смерть над ним летает коршуном!
Но, махнувши слабою рукою,
Говорит он речь друзьям своим…
(Лермонтов М.Ю. «Последний сын вольности»)
Шестистишие: секстина
Строфа, состоящая из четверостишия и
двустишия с разной системой рифм.
Какая ночь! Как воздух чист,
Как серебристый дремлет лист,
Как тень черна прибрежных ив,
Как безмятежно спит залив,
Как не вздохнёт нигде волна,
Как тишиною грудь полна!
(Фет А.А. «Какая ночь! Как воздух чист. »)
Семистишие: септима
Как правило, ямб с расположением рифм aabcccb.
«Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!»
(Лермонтов М.Ю. «Бородино»)
Есть фиксированные строфы, характерные для определенного стихотворного жанра. Нарушать структуру такой строфы – значит разрушать жанровые принципы. К таким фиксированным строфам относят, сонеты, хокку и другие формы.
Твердые стихотворные формы
Cтихотворные формы, в которых традицией определены объем и строфическое строение стихотворения
Рифма
Созвучные (зарифмованные) концы строчек. Факультативность рифмы при обязательной ритмике стиха объясняет существование поэтических произведений, выделяющихся среди обычных стихотворений:
Значит, поэзию от прозы отличает ритмика, а не рифма.
Стопа
Строительная единица стихотворной строчки, образованная сгруппированными безударными слогами вокруг одного ударного. Каждую поэтическую строчку делят на ритмическую единицу – стопу – по количеству ударений. Количество ударений равно числу стоп в строке.
Стихотворный размер
Схема, по которой строится стихотворная строка. Различают размеры по количеству слогов в одной стопе и количеству стоп в строке. Если количество стоп в стихе не регламентируется, то число слогов, ударных/безударных, объединенных в стопу, – главный критерий для определения стихотворного размера. Для удобства обозначим ударный слог – У, а безударный – б.
Все схемы размеров делят на дву- и трехсложные (по количеству слогов):
Двусложный размер
Двухсложные – в стопе только 2 слога – хорей и ямб у первого ударение на первом слоге, у второго – на втором. То есть, схема хорея – это Уб/, а ямба – бУ/.
Трехсложный размер
Трехсложных размеров три:
Интересно! Способ отличить и запомнить стихотворные размеры от литературоведа А. Илюшина:
Достаточно проскандировать стихотворную строчку, как футбольную кричалку, и сравнить, на какой вариант ложится стих.
Стопа (стихосложение)
Содержание
Стопа в метрическом стихосложении
Сильная и слабая доля
Количество стопы
Качество стопы
Этот же принцип, вместе с главным свойством квантитативных языков, оппозицией долгих гласных/слогов кратким, определяет вторую характеристику стопы — ее слоговый состав, или качество. Стопы одинакового количества могут иметь разное качество, то есть занимая одинаковое просодическое время, состоять из разного числа слогов. Например, количественно равны трибрахий (UUU) и ямб (U—), занимающие 3 моры, дактиль (—UU) и спондей (— —), занимающие 4 моры. Это свойство стопы определяет наличие таких фонетических явлений как, например, ипостаса (изменение длины стопы по слогам, но сохранение по морам).
Трансформация стопы
В некоторых случаях такие стопы как спондей (—́ —), дактиль (—́UU), анапест (UU—́), в своей номинальной длительности равняясь 4 морам, сводились к длительности ямба (U—́) или трохея (—́U), то есть произносились не в 4, а в 3 моры. При этом, вероятно, долгий слог произносился в 1½ моры, а краткий — в ¾ (так называемые, «иррациональные» стопы). Ускорение темпа таким образом представляется вполне естественным при музыкально-вокальном исполнении метрического стиха, особенно в хоровой лирике. К подобной трансформации поэт прибегал, как правило, по требованиям ритма (т. н. metri causa), либо с целью определённого художественного эффекта.
Наиболее распространенные стопы
Двух- и трёхсложные стопы, восходящие к простым двудольным и трехдольным музыкальным размерам (2/4 и 3/4) считаются простыми, остальные — сложными. Сложные 5-сложные стопы использовались главным образом в хоровой лирике и позже драме, часто формируя размер, уникальный для стиха и произведения.
Простые | Сложные | ||
---|---|---|---|
2-сложные | 3-сложные | 4-сложные | 5-сложные |
2 моры | UU дибрахий (пиррихий) | ||
3 моры | -U трохей (хорей) U- ямб | UUU трибрах | |
4 моры | -- спондей | U-U амфибрахий UU- анапест -UU дактиль | UUUU прокелевсматик |
5 мор | -U- амфимакр (кретик) --U антанапест U-- триподий (бакхий) | -UUU пеон 1-й U-UU пеон 2-й UU-U пеон 3-й UUU— пеон 4-й | |
6 мор | --- молосс (экстенсипес) | U--U антиспаст (ямбхорей) UU-- ионик восходящий --UU ионик нисходящий -UU- хориямб | -UUUU промакр U-UUU парапик UU-UU месомакр UUU-U пиррихотрохей UUUU- пиррихиямб |
7 мор | U--- эпитрит 1-й -U-- эпитрит 2-й --U- эпитрит 3-й ---U эпитрит 4-й | UU--U антамебей UUU-- дасий U-UU- киприй | |
8 мор | --UU- амебей U--U- дохмий ---UU моллоссопиррихий U-U-- париамбод | ||
9 мор | U---- пробрахий --U-- месобрахий ---U- моллоссиямб | ||
10 мор | ----- молоссоспондей |
Стопа в силлабо-тоническом стихосложении
Термин «стопа» (вместе с другими понятиями античной метрики), был адаптирован в русском стихосложении. Стопой обозначалась ритмическая группа из одного ударяемого и одного или двух (редко трех) неударяемых слогов. В русском силлабо-тоническом стихосложении получили распространение пять стоп:
Хорей: —U → ÚU Ямб: U— → UÚ Дактиль: —UU → ÚUU Амфибрахий: U—U → UÚU Анапест: UU— → UUÚ
Особым случаем является адаптированный спондей: —— → ÚÚ. При адаптации спондея, при соблюдении принципа адаптации «долгий в ударный», возникает стопа с двумя ударениями, что нарушает определение стопы как группы слогов, объединенной одним ритмическим ударением. Тем не менее, теоретиками русского силлабо-тонического стихосложения такой спондей рассматривался наравне с прочими стопами.
В русском языке превалирующую частотность имеют слова в 3, 4 и 5 слогов; так как в пределах слова присутствует только одно главное ударение, представление русского стиха в адаптированных стопах нивелирует функцию стопы как конструктивного ритмического элемента стиха.
Напр. номинальный четырехстопный ямб UÚ|UÚ|UÚ|UÚ в стихе «Бы́л крокоди́л кня́зь, во́лхв, жре́ц, во́ждь» (Г. Р. Державин) приобретает вид ÚU|UÚ|ÚÚ|ÚÚ; ямб первой стопы заменяется трохеем, второй и третьей — спондеем, что приводит к нарушению ритма; в ст. «Адмиралте́йская игла́» (UU|UÚ|UU|UÚ) ямб первой и третьей — пиррихием; в ст. «Мой дя́дя, са́мых че́стных пра́вил, // когда́ не в шу́тку занемо́г» (А. С. Пушкин) (UÚ|UÚ|UÚ|UÚ|U // UÚ|UÚ|UU|UÚ) ямб восьмой — пиррихием; и т. п. При этом вторичные ударения слов, которые могут занимать сильные позиции в стопах, динамически несоизмеримы с главными и как элемент ритмообразующего механизма рассмотрены быть не могут. (Предпринимались попытки истолковать это явление, адаптируя понятие ипсотасы, в частности В. Я. Брюсовым. Однако в применении к силлабо-тонике концепция ипостасы приводила к нек-рым неразрешимым противоречиям; см. Ипостаса.)
Во всех таких случаях стих формально перестает быть ямбом; он может получать различное стоповое представление, напр. «Когда не в шутку занемог» можно представить как в виде UÚ|UÚ|UUUÚ (ямб + ямб + пеон 4-й), так в виде UÚ|UÚU|UUÚ (ямб + амфибрахий + анапест), так в виде UÚ|UÚUU|UÚ (ямб + пеон 2-й + ямб) и т. п. В этом случае более корректно утверждение, что стих является [адаптированным] логаэдом. Логаэд, являясь специфически силлабо-метрическим явлением, в античности рассматривался не как фиксированная группа определенных стоп, но как самостоятельная структурная единица, по аналогичной причине. Отсюда в современной теории русского стихосложения появляется тенденция отказаться от понятия стопы и считать основной ритмической единицей собственно стих.
Что называется стопой в стихотворении
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Метр. Размер. Стопа. (техника стихосложения)
Играй,/ Адель,
Не знай печали;
Хариты, Лель
Тебя венчали.
(А.С. Пушкин)
О па/мять сер/дца! Ты /сильней/
Рассудка памяти печальной
И часто сладостью своей
Меня в стране пленяешь дальной.
(К. Н. Батюшков
Аты-/баты,
Шли солдаты,
Аты-баты
На базар..
(народн.)
Буря / мглою/ небо/ кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
(А.С. Пушкин)
Пусть сосны /и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись спят.
(Ф.И. Тютчев)
Средь шумно/го бала /случайно,
В тревоге мирской суеты,
Тебя я увидел, но тайна,
Твои покрывала черты.
(А.К. Толстой)
Утро ту/манное, /утро се/дое,
Нивы пе/чальные, /снегом по/крытые,
Нехотя вспомнишь и время былое,
Вспомнишь и лица, давно позабытые.
(И.С. Тургенев)
В зависимости от замысла и задач автора размер стихов может быть различен. Это хорошо иллюстрирует замечательный пример, который приводит в своей книге «Студия стиха» Илья Сельвинский:
Весна идёт.
Она поёт,
Журчит, жужжит,
Кружит, влечёт.
Весна идёт. Она
Поёт, журчит, жужжит,
Кружит, влечёт. Весна.
Четырёхстопный ямб
Весна идёт. Она поёт,
Журчит, Жужжит, кружит, влечёт.
Весна идёт. Она поёт, журчит,
Жужжит, кружит, влечёт. Весна идёт.
Пример сверхдлинного размера (12-стопный ямб):
Близ мед/литель/ного /Нила, /там, где/ озе/ро Ме/рида,/ в царстве/ пламен/ного /РА,
Ты давно меня любила, как Озириса Изида, друг, царица и сестра!
(В.Я. Брюсов)
ИКТ (лат.ictus – удар) – ударный слог в стихе. Второе название – арсис. Межиктовый интервал (второе название – тезис) – безударный слог в стихе.
Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
(А.С. Пушкин)
Мчаться тучи, вьются тучи
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
(А.С. Пушкин)
Спите полумёртвые увядшие цветы,
Так и не узнавшие расцвета красоты,
Близ путей заезженных взращённые творцом,
Смятые невидевшим тяжёлым колесом
(К.Д. Бальмонт)
Не шуми ты, рожь,
Спелым колосом!
Ты не пой, косарь,
Про широку степь!
(А.В. Кольцов)
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком…
(А.С. Пушкин)
ТРИБРАХИЙ – пропуск ударения в трёхсложном размере на первом слоге («Неповторимая дней благодать…»).
ü Русалка плыла по реке голубой,
Озаряема полной луной;
И старалась она доплеснуть до луны
Серебристую пену волны.
(М.Ю. Лермонтов)
Горные вершины
Спят во тьме ночной;ü
Тихие долины
Полны свежей мглой. ü
(М.Ю. Лермонтов)
Надменный временщик, и подлый и коварный,
Монарха хитрый льстец и друг неблагодарный,
Неистовый тиран родной страны своей,
Взнесенный в важный сан пронырствами злодей!
(К.Ф. Рылеев)
Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына,
Грозный, который ахеянам тысячи бедствий соделал:
Многие души могучие славных героев низринул
В мрачный Аид и самих распростер их в корысть плотоядным
Птицам окрестным и псам (совершалася Зевсова воля),-
С оного дня, как, воздвигшие спор, воспылали враждою
Пастырь народов Атрид и герой Ахиллес благородный.
(Гомер «Илиада». Пер. Н. Гнедич)
Будем жить и любить, моя подруга,
Воркотню стариков ожесточённых
Будем в ломанных грош с тобою ставить…
(Гай Катулла)
Логаэдами писали и многие русские поэты. Как пример, логаэд с чередованием 3-стопного дактиля и 2-стопного ямба.
Губы мо/и прибли/жаются
К твоим /губам,
Таинства снова свершаются,
И мир как храм.
(В.Я. Брюсов)
СТОПА
Смотреть что такое СТОПА в других словарях:
СТОПА
стопа 1. ж. 1) Нижняя часть ноги в форме плоского свода, служащая опорой при стоянии и передвижении. 2) устар. Нога. 2. ж. Повторяющаяся ритмическая единица стиха, состоящая из определенного сочетания ударных и безударных или долгих и кратких слогов (в стихосложении). 3. ж. Старинная мера длины, равная 28,8 см. 4. ж. 1) устар. Единица счета бумаги, равная 1000 листов (до введения метрической системы мер равнявшаяся 480 листам). 2) Ряд одинаковых по размеру предметов, положенных один на другой. 5. ж. устар. Старинный большой сосуд для вина, расширяющийся кверху.
СТОПА
СТОПА
СТОПА
СТОПА, периферич. сегмент нижней конечности; орган опоры тела при стоянии и движении. Условная граница С., отделяющая её от голени, проходит через ве. смотреть
СТОПА
СТОПА
СТОПА в оптике, набор прозрачных плоских пластин, устанавливаемый под нек-рым углом к падающему свету; один из простых поляризационных приборов. Коэф. смотреть
СТОПА
СТОПА в декоративно-прикладном искусстве, один из видов сосудов художественных, род стакана с гранёными прямыми стенками, расширяющимися кверху.
СТОПА
IСтопа́ (pes)дистальный отдел нижней конечности, границей которого является линия, проведенная через верхушки лодыжек. Основой С. служит ее скелет, сос. смотреть
СТОПА
СТОПА
СТОПА
СТОПА
СТОПА́¹, и́, ж.1. Кінцева нижня частина ноги людини та задньої кінцівки деяких наземних хребетних тварин.Сашко відсунув дикт і вийняв із схованки скрин. смотреть
СТОПА
СТОПА
СТОПА ступня (pes), дистальный отдел задней конечности наземных позвоночных, сочленённый вверху с голенью и выполняющий роль опорного элемента. С. сос. смотреть
СТОПА
СТОПА
СТОПА
в оптике, набор прозрачных плоских пластин, устанавливаемый под нек-рым углом к падающему свету; один из простых поляризационных приборов. Коэф. смотреть
СТОПА
СТОПА
ПІДНІ́ЖЖЯ (нижня частина чогось високого, розширений низ якогось підвищення), ОСНО́ВА, ПІДО́ШВА, СТОПА́ діал. (гори). Хвилі щохвилини зростали і з реві. смотреть
СТОПА
I B́ сущ см. _Приложение II(часть ноги)стопы́мн.стопы́стопстопа́м́Панель… Толпа… И вот картина,Необычайная чета:В слезах лобзает МагдалинаСтопы́ пречис. смотреть
СТОПА
штабель из уложенных друг на друга листов материала
(Болгарский язык; Български) — куп; купчина; стиф
(Чешский язык; Čeština) — stoh; složka; rys (1000 listu)
(Немецкий язык; Deutsch) — Stoß
(Венгерский язык; Magyar) — máglya
(Монгольский язык) — хураалт
(Польский язык; Polska) — stos
(Румынский язык; Român) — stivă
(Сербско-хорватский язык; Српски језик; Hrvatski jezik) — kraksna
(Испанский язык; Español) — resma
(Английский язык; English) — stack; pile
(Французский язык; Français) — pile
СТОПА
СТОПА
СТОПА
СТОПА
СТОПА
[др.-греч. лат. pes) — термин античной метрики, к-рый означает сочетание долгих и кратких слогов, закономерно повторяющееся в стихе. С. является ритмической единицей античного стиха, т. е. наименьшей ритмической группой, подчиненной одному главному ритмическому ударению. Состав С. колеблется от двух до шести мор (см.). Сильная часть С., отмеченная ритмическим ударением, сперва называлась тесисом; слабая, в к-рой ритмическое ударение отсутствует, — арсисом. Позднейшие метрики стали обозначать сильную часть стопы арсисом, а слабую тесисом. Термин С., вместе с другими понятиями античной метрики, был перенесен в русское стихосложение для обозначения ритмической группы из одного ударяемого и одного или нескольких неударяемых слогов (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест). Однако С. в русском стихе (особенно двусложная) не является закономерно повторяющейся ритмической единицей вследствие частых пропусков ритмических ударений (см. «Ипостаса») и несоизмеримости этих ударений по силе. Поэтому в современной теории русского стихосложения появляется тенденция отказаться от понятия С. и считать основной ритмической единицей стих. Библиография: II. Казанский Б., Учение об арсисе и тезисе, «Журнал министерства народн. просвещ.», Петроград, 1915, авг. и дек. См. также «Стихосложение». М. Ш. смотреть
СТОПА
СТОПА́, повторяющееся сочетание метрически сильного места (арсис, икт) и метрически слабого места (тезис, междуиктовый промежуток; см. Арсис и тезис). С. является единицей соизмеримости строк, обладающих метром. Именно в качестве такой условной единицы и используется понятие С. применительно к метрическому и силлабо-тоническому стихосложениям; иное употребление слова «С.» («слова-стопы» и пр.) неточно и выходит из употребления. В метрическом стихосложении С. в стихе, как правило, должны быть равны по длительности, но могут быть неодинаковы по числу слогов (дактиль и спондей в гекзаметре); в силлабо-тоническом стихосложении С., как правило, должны быть равны по числу слогов, но могут быть неодинаковы по числу и расположению ударений (ямб и спондей в русском ямбе). В силлабическом стихосложении стоп нет, единицей соизмеримости строк служит слог; в тоническом стихосложении также С. нет, единицей соизмеримости служит полноударное слово. Для размеров, промежуточных между силлабо-тоникой и чистой тоникой (дольник, тактовик), сочетания сильных и слабых мест, аналогичные С., назывались «долями», «тактами», «кратами», но устойчивой терминологии нет.
СТОПА
1. стопа́, стопы́, стопу́; мн.сто́пы, стоп, сто́пам (единица стиха; мера бумаги; сосуд)2. стопа́, стопы́, стопу́; мн.стопы́, стоп, стопа́м (часть ноги;. смотреть
СТОПА
СТОПА
стопа сущ.жен.неод. (8)ед.твор.мгновенно Блеснет, исчезнет, воздух вьет Стопою, свыше окриленной. С11.Камень, сорванный стопою, В глубь летит, разбиты. смотреть
СТОПА
СТОПА
I ж.1) (нога) pied m плоская стопа — pied plat2) лит. pied m ••направить свои стопы куда-либо — diriger ses pas vers qchидти по чьим-либо стопам — suiv. смотреть
СТОПА
СТОПА
СТОПА
м, ж.1. Часть ноги, состоящая из предплюсны, плюсны и пальцев. Плоская с. (плоскостопие).2. перен. Нога, шаг (у. смотреть
СТОПА
(ступня), ниж. отдел задней конечности наземных позвоночных и ноги человека. Состоит из предплюсны, плюсны и пальцев, образованных из отд. фаланг. Опор. смотреть
СТОПА
СТОПА
СТОПА
СТОПА
• стопа f english: pile deutsch: Stapel m français: pue Синонимы: амфибрахий, амфимакр, анапест, антибакхий, антиспаст, бакхий, басхий, бокал. смотреть
СТОПА
з (від) голови́ (аж) до ніг (до стіп). 1. Повністю, цілком. Емене, яка досі скоса поглядала на чужинок, підступила ближче і почала оглядати їх з голови до ніг (М. Коцюбинський); Кавоман втримав чашку, і це була помилка — вже перша черга вихлюпнула з денця псевдокофейний коричневий фонтан й щедро з голови до ніг вмила Дмитра (А. Крижанівський); Черговий зміряв Андрія оком з голови до стіп (І. Багряний). з ніг до голови́. Черниш уже був з ніг до голови в новому, вирядився, як до параду (О. Гончар). 2. Дуже. Хоч би був чистий як лід, а білий, як сніг, то тебе обмовлять від голови до ніг (Укр.. присл..). 3. У всьому ( у думках, у вчинках і т. ін.). Поруч з оповіданнями Яновського мужньо лунали в дні війни оповідання Олександра Довженка, такого, як і Юрій Іванович, романтика з голови до ніг (М. Рильський). з ніг до голови́. Дівчина — одна на мільйони. Це авантюристка з ніг до голови (Ю. Яновський). смотреть
СТОПА
СТОПА
ж лит pé m; (бумаги) pilha f, rima f; ruma f bras; (ноги) (planta do) pé m••- идти по стопам кого-л- направить свои стопыСинонимы: амфибрахий, амфима. смотреть
СТОПА
I(1 ж); мн. сто/пы, Р. стоп, Д. сто/пам (часть стиха; куча; сосуд)II(1 ж); мн. стопы/, Р. стоп, Д. стопа/м (часть ноги)Синонимы: амфибрахий, амфимакр. смотреть
СТОПА
СТОПА
Стопа стопка, питьевой сосуд в форме расширяющегося кверху стакана с гранёными прямыми стенками. (Источник: «Популярная художественная энциклопе. смотреть
СТОПА
сущ. (греч. ἴχνος) — ступня ноги; след; (κρηπτίς) сапог; (σφυρόν) лодыжка; (διάβημα, βῆμα) переход, шествие; Стопа ног Божиих — храм Божий на земл. смотреть
СТОПА
СТОПА
СТОПА
I ж. (ноги) piede m плоская стопа — piede piatto •• пойти по чьим-л. стопам — calcare / seguire le orme di qd направить свои стопы куда-л. высок. — dirigere i propri passi verso qc; incamminarsi verso II ж. лит. piede m III ж. (совокупность предметов) 1) (бумаги) pila 2) (книг, газет и т.п.) pila f, mucchio m, malloppo m Итальяно-русский словарь.2003. Синонимы: амфибрахий, амфимакр, анапест, антибакхий, антиспаст, бакхий, басхий, бокал, дактиль, кубок, макрос, мера, моллос, молос, нога, палимбакхий, пентабрахий, пеон, пиррихий, пиррихиодактиль, плюсна, походка, привертка, прокелевсаматик, сосуд, спондей, стаканчик, стопка, ступня, трибрахий, фужер, хорей, хориямб, шаг, ямб, ямбохорей. смотреть
СТОПА
СТОПА
стопа III ж 1. Stapel m 1d, Stoß m 1a* 2. (1000 листов бумаги) Ries n 1a три стопы бумаги drei Ries Papierстопа I ж (ноги») Fuß m 1a* а идти по чьим-л. стопам in j-s Fußtapfen treten* vi (s) направить свои стопы уст., ирон. seine Schritte lenkenстопа II ж лит. Versfuß m 1a*
Синонимы:
СТОПА
СТОПА
СТОПА
bundle полигр., (бумаги) pad, pile, stock* * *стопа́ ж.stack, pileстопа́ бума́ги полигр. — ream, pileСинонимы: амфибрахий, амфимакр, анапест, антибак. смотреть
СТОПА
стопа I ж. (мн. стопы) 1. анат. таман (буттун таманы); плоская стопа жалпак таман (майпайган таман); 2. уст. (шаг, нога) кадам; направить куда-л. свои стопы разг. шутл. бир жакка бет алуу, бир жакка жөнөө; идти по чьим-л. стопам бирөөнүн жолун жолдоо. стопа II ж. (мн. стопы) лит. стопа (эки же бир канча муундуу ырлардын кайталанышы). стопа III ж. (мн. стопы) 1. (куча предметов) бир топ, бир далай, бир кучак; стопа книг бир топ китеп; 2. (мера бумаги) стопа (1000 барактан турган кагаз өлчөөсү). стопа IV ж. (мн. стопы) уст. (сосуд) стопа (вино куюп иче турган шуңшугуй идиш); серебряная стопа күмүш стопа. смотреть
СТОПА
СТОПА
СТОПА
Общеслав. Корень тот же (с перегласовкой о/е), что в степень. Ср. в.-лужицк. stopjeno «след, ступенька», др.-в.-нем. stapfo «след ноги».Синонимы: амфи. смотреть
СТОПА
1) Орфографическая запись слова: стопа2) Ударение в слове: стоп`а3) Деление слова на слоги (перенос слова): стопа4) Фонетическая транскрипция слова сто. смотреть
СТОПА
мера бумаги, равная 1000 листам; чаще используют как менее определенную меру количества листового материала – синоним термина стапель. Краткий толковый словарь по полиграфии.2010. Синонимы: амфибрахий, амфимакр, анапест, антибакхий, антиспаст, бакхий, басхий, бокал, дактиль, кубок, макрос, мера, моллос, молос, нога, палимбакхий, пентабрахий, пеон, пиррихий, пиррихиодактиль, плюсна, походка, привертка, прокелевсаматик, сосуд, спондей, стаканчик, стопка, ступня, трибрахий, фужер, хорей, хориямб, шаг, ямб, ямбохорей. смотреть
СТОПА
I1) (ноги) footпо його стопах — in his stepsіти по чиїхсь стопах — to follow one’s footsteps2) (у віршуванні) footметрична стопа — metric footтонічна с. смотреть
СТОПА
= стопкаstackСинонимы: амфибрахий, амфимакр, анапест, антибакхий, антиспаст, бакхий, басхий, бокал, дактиль, кубок, макрос, мера, моллос, молос, нога. смотреть
СТОПА
СТОПА
— 1. Нижняя часть ножки спорогона, б. м. глубоко внедряющаяся в ткань гаметофита. 2. См. ризоиды. Синонимы: амфибрахий, амфимакр, анапест, антибакхий. смотреть
СТОПА
русская счетная мера для бумаги = 20 дестям = 480 листам.Синонимы: амфибрахий, амфимакр, анапест, антибакхий, антиспаст, бакхий, басхий, бокал, дакт. смотреть
СТОПА
1) pile2) ream3) sandwich4) stack– стопа перфокартСинонимы: амфибрахий, амфимакр, анапест, антибакхий, антиспаст, бакхий, басхий, бокал, дактиль, кубо. смотреть
СТОПА
дистальный отдел нижних конечностей человека, сочлененный вверху с голенью и играющий роль опорного элемента; состоит из трех отделов: предплюсны, плюсны и фаланг пальцев. В связи с прямохождением, в отличие от наземных позвоночных, для С. человека характерны сильное развитие первого (большого) пальца, участвующего в образовании опорной поверхности С., и утрата им способности противопоставления другим пальцам, укрепление предплюсны, а также сводчатое строение. смотреть
СТОПА
Русская мера объема, вместимости вина, равная около 0,6 литра.Синонимы: амфибрахий, амфимакр, анапест, антибакхий, антиспаст, бакхий, басхий, бокал, д. смотреть
СТОПА
1. jalalaba2. jalg3. labajalg4. patakas5. peeker6. pöid7. riis8. riit9. virn10. värsijalg
СТОПА
— ступня у ноги, нога.Синонимы: амфибрахий, амфимакр, анапест, антибакхий, антиспаст, бакхий, басхий, бокал, дактиль, кубок, макрос, мера, моллос, мол. смотреть
СТОПА
сруб.Синонимы: амфибрахий, амфимакр, анапест, антибакхий, антиспаст, бакхий, басхий, бокал, дактиль, кубок, макрос, мера, моллос, молос, нога, палимба. смотреть
СТОПА
СТОПА, 1) повторяющееся сочетание сильного и слабого места в стихотворном метре, служащее единицей длины стиха (напр., 2-, 3-, 4- стопные размеры стихотворные).2) Понятие, характеризующее строение музыкальных мотивов, их положение относительно сильной доли такта. По аналогии со стихотворными размерами различают хореический (акцент в начале стопы), ямбический (в конце) и амфибрахический (в середине) мотивы.
СТОПА
lábfejСинонимы: амфибрахий, амфимакр, анапест, антибакхий, антиспаст, бакхий, басхий, бокал, дактиль, кубок, макрос, мера, моллос, молос, нога, палимб. смотреть
СТОПА
f., pile, reamСинонимы: амфибрахий, амфимакр, анапест, антибакхий, антиспаст, бакхий, басхий, бокал, дактиль, кубок, макрос, мера, моллос, молос, нога. смотреть
СТОПА
СТОПА
СТОПА
См. piede.Синонимы: амфибрахий, амфимакр, анапест, антибакхий, антиспаст, бакхий, басхий, бокал, дактиль, кубок, макрос, мера, моллос, молос, нога, па. смотреть
СТОПА
СТОПА,1) повторяющееся сочетание сильного и слабого места в стихотворном метре, служащее единицей длины стиха (напр., 2-, 3-, 4- стопные размеры стихотворные).2) Понятие, характеризующее строение музыкальных мотивов, их положение относительно сильной доли такта. По аналогии со стихотворными размерами различают хореический (акцент в начале стопы), ямбический (в конце) и амфибрахический (в середине) мотивы. смотреть
СТОПА
Rzeczownik стопа f Literacki stopa f sterta f podwójna ryza f
СТОПА
стопа— footСинонимы: амфибрахий, амфимакр, анапест, антибакхий, антиспаст, бакхий, басхий, бокал, дактиль, кубок, макрос, мера, моллос, молос, нога, п. смотреть
СТОПА
— повторяющееся сочетание сильного и слабого места в стихотворномметре, служащее единицей длины стиха (напр., 2-, 3-, 4- стопные размерыстихотворные).2) Понятие, характеризующее строение музыкальных мотивов, ихположение относительно сильной доли такта. По аналогии со стихотворнымиразмерами различают хореический (акцент в начале стопы), ямбический (вконце) и амфибрахический (в середине) мотивы. смотреть
СТОПА
I1. анат. табан;- плоская стопа жалпақ табан;2. перен. поэт. (шаг нога) қадам, адым;- направить куда-либо свои стопы шутл. басы ауған жаққа кету;-идти по чьим-либо стопам біреудің жолын қуу, жолын ұстауII лит. стопа, өлеңдегі біркелкі үйлесімIII1. бума;- стопа книг бір бума кітап;2. (мера бумаги) қағаз өлшемі, мөлшері (мың парақ қағаз)IV уст. (сосуд) құты, сауыт;- серебряная стопа күміс құты. смотреть
СТОПА
СТОПА
I жен. анат. ступня, жен.плоская стопа мед. — пляскатая ступня уст. крок, род. кроку муж.направить стопы — пайсціидти по чьим-либо стопам — ісці па чы. смотреть
СТОПА
стопа́ 1 іменник жіночого роду частина ноги * Але: дві, три, чотири стопи́ стопа́ 2 іменник жіночого роду купа; частина віршованого рядка * Але: дві, три, чотири стопи́ стопа́ 3 іменник жіночого роду стіс * Але: дві, три, чотири стопи́ рідко стопа́ 4 іменник жіночого роду міра кількості паперу; міра довжини; міра місткості * Але: дві, три, чотири стопи́. смотреть
СТОПА
постоянная единица деления стиха, определяющая его метр в античной силлабо-метрике и в современной силлабо-тонике. Представляет собой совокупность нескольких соответствующих общей метрической схеме стиха «сильных» и «слабых» мест. В силлабо-тонике это повторяющееся в пределах стихотворной строки сочетание одного ударного слога и определенного числа безударных слогов. смотреть
СТОПА
СТОПА
стопа́[стопа]-пи, д. і м. стоуп’і, мн. стопие, с’т’іп/стопдв’і стопи (частина ноги) і тільки стоп (купа; частина віршованого рядка)
СТОПА
【阴】1) 脚掌, 足2) 文语 脚步Іти стопами (або по стопах) 追随某人, 步某人的后尘Направити (свої) стопи 把脚步迈向, 走向
СТОПА
СТОПА (ступня), нижний отдел задней конечности наземных позвоночных и ноги человека. Состоит из предплюсны, плюсны и пальцев, образованных из отдельных фаланг. Опорный и пружинящий орган при стоянии, ходьбе, беге и прыжках. Ослабление связок и мышц стопы приводит у человека к плоскостопию.
СТОПА
СТОПА
(foot) дистальный сегмент нижней конечности. С хирургической точки зрения, стопа человека состоит из семи костей предплюсны, пяти костей плюсны и фаланг пальцев вместе с окружающими их тканями; с анатомической точки зрения, при таком рассмотрении исключаются лодыжки и окружающие их ткани. смотреть
СТОПА
ж.; опт.stack; (бумаги) pile- оптическая стопа
СТОПА
стоп||аI ж1. (ноги) τό πέλμα, ἡ πατούσα· 2. (поступь) поэт., книжн. τά βήματα: направлять свой
ы куда-л. κατευθύνομαι κάπου· 2. лит. ὁ ποῦς· ◊ идти по чьйм-л,
ам βαδίζω στά ίχνη κάποιου, ἀκολουθώ κάποιον. стопаII ж (предметов) ἡ στοίβα:
бумаги ἡ στοίβα χαρτιοῦ. смотреть
СТОПА
ж I.1.табан, аяк табаны 2.обычно мн.шиг.стопы аяклар; упасть (припасть) к стопам аягына егылу △ по стопам (кого, чьим) пойти (кемнең) эзеннән китү. II.әд.стопа (шигырьдә) I II.стопа 1.өем; с. книг бер өем китап 2.стопа (1000 табак кәгазь). IV.стопа шәрап савыты. смотреть
СТОПА
Одиниця міри вірша; в античному метричному віршуванні послідовність довгих (-) та коротких (∪) складів; у сучасному силабо-тонічному віршуванні найменш. смотреть
СТОПА
I жен. ступня, плоская стопа мед. — пляскатая ступня крок, направить стопы — пайсці идти по чьим-либо стопам — ісці па чыіх-небудзь слядах стапа, III жен. стос, касцёр, сцірта, стопа книг — стос кніг стапа, чара, серебряная стопа — сярэбраная чара. смотреть
СТОПА
СТОПА
ж.1) стопа́ ноги́ 2) след ступни́ 3) стопа́ в стихосложе́нии 4) отре́зок, ме́ра каматна стопа — проце́нтная ста́вка ни стопу земље — ни пя́ди земли́ пратити некога у стопу — сле́довать за ке́м-либо по пя́там. смотреть
СТОПА
Стопа́. Общеслав. Корень тот же (с перегласовкой о/е), что в степень (см.). Ср. в.-лужицк. stopjeno «след, ступенька», др.-в.-нем. stapfo «след ноги». смотреть
СТОПА
[stopa]ж.stopa (частина ноги) анат.
СТОПА
1. stopa;2. stopy;3. krok;4. sterta, stos, plik;5. podwójna ryza;6. puchar;
СТОПА
Идти, пойти (следовать) по стопам чьим.Іти, піти чиїм слідом (слідами чиїми); іти, піти чиїми стопами; іти, піти в стопу за ким; у сліди [у]ступати, [у. смотреть
СТОПА
СТОПА
Iстопа; стопаӧ тэчӧм небӧгъяс — стопа книг IIзаконченный сруб дома; возведённый сруб; керка стопа — остов дома IIIлит. стопа; кык слога стопа — двусложная стопа IVдиал. стог, омёт соломы. смотреть
СТОПА
СТОПА (литературное), повторяющееся сочетание сильного и слабого места в стихотворном метре, служащее единицей длины стиха (например, 2-, 3-, 4-стопные стихотворные размеры).
. смотреть
СТОПА
Стопа́:— давня міра довжини = 1/2 ліктя, 3 дм [IV]— тут: розмір про центу (стопа процентова) 44
СТОПА
Block, (бумаги) Lage, (единица счёта бумаги) Ries, Stapel, Stoß
СТОПА
стопа (pes, PNA, BNA, JNA) — дистальный отдел нижней конечности, являющийся органом опоры и выполняющий рессорную функцию при стоянии, ходьбе, беге и прыжках.
СТОПА
f Fuß m вальгусная стопаварусная стопаконская стопамадурская стопамаршевая стопаперегруженная стопаплоская стопаполая стопапяточная стопатраншейная стопа. смотреть
СТОПА
• chodidlo• sloha• srovnaná hromádka (knih)• stoh (papíru)• stopa (v básni)
СТОПА
Ударение в слове: стоп`аУдарение падает на букву: аБезударные гласные в слове: стоп`а
СТОПА
СТОПА
(pes, PNA, BNA, JNA) дистальный отдел нижней конечности, являющийся органом опоры и выполняющий рессорную функцию при стоянии, ходьбе, беге и прыжках. смотреть
СТОПА
(напр. бумаги) pila f; risma f
СТОПА
СТОПА в декоративно-прикладном искусстве, питьевой сосуд в форме расширяющегося кверху стакана с гранеными прямыми стенками.
СТОПА
I ж.(ноги) Fuß m идти по чьим-л. стопам — in j-s Fußstapfen treten vi (s)II ж. лит.Versfuß mIII ж.(книг, газет и т.п.) Stapel m, Stoß m.
СТОПА
СТОПА
<стопа́>-пи́, д. і м. стоупі́, мн. сто́пие, стіп/стоп дві стопи́ (частина ноги) і тільки стоп (купа; частина віршованого рядка).
СТОПА
стопа I = ж. (ноги) foot*; направлять свои стопы wend one`s way; идти по стопам кого-л. follow in smb.`s footsteps.