Что означает слово грустно сиротеющей землею
Мир природы в лирике Ф.И. Тютчева (Анализ стихотворения «Осенний вечер»)
Разделы: Литература
Цель:
Оборудование: компьютер с проектором, слайды с изображением портрета Тютчева, картин Левитана «Золотая осень», «Осень. Сокольники», с текстами стихотворений «Осенний вечер» Тютчева и «Унылая пора! Очей очарованье…» Пушкина.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
И человек, как сирота бездомный,
Стоит теперь, и немощен и гол,
Лицом к лицу пред пропастию тёмной…
В душе своей, как в бездне, погружён,
И нет извне опоры, ни предела…
Но природа у поэта имеет и другой лик:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик,
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Эти стихи станут эпиграфом к нашему уроку.
Пейзажная лирика Тютчева имеет глубоко философский характер. Изображение природы и человеческой жизни сплетены в ней воедино. Человек показан как часть природы, а сама природа – как живое существо, наделённое человеческими качествами. Разлад между ними приводит к трагедии. Изображение природы и человека в ней – основной мотив творчества поэта.
Сегодня мы прочитаем стихотворение «Осенний вечер» и попробуем погрузиться в поэтический мир Тютчева.
II. Чтение и анализ стихотворения «Осенний вечер».
Прежде чем окунуться в мир поэзии Тютчева, обратимся к собственному опыту: напишите ваши ассоциации к слову ОСЕНЬ. Вспомнить ваши чувства, ощущения вам помогут картины Левитана «Золотая осень» и «Осень в Сокольниках» – на экране демонстрируются картины. После того как ученики напишут свои слова-ассоциации, они их проговаривают, дополняют свои записи. Примерный перечень слов: сентябрь, жёлтые листья, прозрачный, чистый воздух, тишина, золотая осень, бабье лето, паутина, восторг, восхищение; дожди, грязь, слякоть, тёмные ночи, пасмурное небо, тихие вечера, холодные ветры, ненастная погода, грусть, тоска, одиночество…Одинокая тёмная фигура женщины на картине Левитана говорит о какой-то потере, скорби, как будто что-то ушло безвозвратно…Но могут быть и совершенно неожиданные слова – это зависит от учащихся. Эта работа проводится для того чтобы создать определённое настроение, подготовить учащихся к восприятию стихотворения Тютчева, довольно сложного для учащихся якутской школы. Учитель при этом говорит, что вся работа, которая проводится сегодня на уроке – это подготовка к домашнему сочинению, всё, что они узнают, будут записывать, послужит материалом для сочинения.
Чтение стихотворения (текст демонстрируется на экране, имеется в учебниках)
Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть:
Зловещий блеск и пестрота дерёв
Багряных листьев томный, лёгкий шелест,
Туманная и тихая лазурь
Над грустно-сиротеющей землёю,
И, как предчувствие сходящих бурь,
Порывистый, холодный ветр порою,
Ущерб, изнеможенье – и над всем
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовём
Божественной стыдливостью страданья.
Приступаем к анализу стихотворения:
Какое настроение вызывает оно? Напишите в тетради ваши ощущения, ваше настроение (грустное, торжественное, восторг, восхищение, тревога, чувство утраты, потери, тоски)
Повторное чтение стихотворения.
III. Заключение.
Итак, мы узнали, что поэзия Тютчева – это особый мир, где природа и человек слиты воедино. Известный русский поэт и критик В.Я. Брюсов говорил, что стихи Тютчева о природе – это всегда страстное признание в любви. А другой называл Тютчева поэтом ночных откровений, поэтом небесных и душевных бездн. Душа – это самое главное, что пронизывает всю поэзию Тютчева. Вернёмся к эпиграфу урока:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик,
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
В конце хочу привести слова известного поэта Л.А. Озерова: «Тютчев явил России могущество слова. Он острым умом и мудрым сердцем открыл такие тайники Вселенной и души человеческой, в которые до него никто не заглянул. Есть галактика Тютчева. В ней ширь, высота, глубина, протяжённость пространства и времени. Это песчинка и звезда, радуга и фонтан, рассвет и закат солнца, сумерки и снежные вершины, гроза и знойный полдень… Это восторг перед величием ночи и молитва по безвременно ушедшей возлюбленной, дума о старости и песнь о весне жизни…»
IV. Домашнее задание:
написать мини-сочинение «Читая стихотворение Тютчева…»
помогите написать сочинение-анализ стихотворение Тютчева «осенний вечер»
392 стихотворения Фёдора Ивановича Тютчева вошли в два томика серии «Литературные памятники» (1965–1966),
Ярким подтверждением этой мысли является тот факт, что большое количество стихотворений Тютчева вошло в хрестоматии по русской литературе. Обратимся к программе по литературе под редакцией В. Я. Коровиной: какую роль играют в ней стихотворения Ф. И. Тютчева, как можно построить работу с ними?
Урок предваряем работой над чёткостью артикуляции. Запишем и выучим скороговорку, например:
Возле града Надьвальрада
Стоит крепкая ограда.
За оградой Надьвальрад,
В Надьвальраде виноград.
II. Образы природы в русской поэзии
Запишем тему и предложим ученикам провести небольшой эксперимент. Учитель называет слово, а ученики молча записывают поэтические ассоциации, возникающие у них. Потом ученики читают свои записи вслух.
— Когда мы думаем о поэзии и говорим слово “природа”, что мы первым делом вспоминаем?
— Что мы представляем, когда говорим “весна”? Когда говорим “лето”, “осень”, “зима”?
Сравнивая записи, мы увидим, что у многих учеников названия времён года вызывают сходные мысли, воспоминания.
Прочитаем статью учебника-хрестоматии в разделе «Русские поэты о родине, родной природе и о себе» (с. 238)1.
— Найдите предложения, которые связаны с нашей работой по выявлению ассоциаций. Запишем эти предложения в тетрадь.
В поэзии издавна осень, зима, весна и лето означают нечто большее, чем обычные времена года. Они обрели устойчивые образы, связанные с пробуждением жизненных сил, настроениями радости и веселья, грусти и печали.
Очень важно, чтобы работа над приведёнными в учебнике стихотворениями сопровождалась музыкой. Для этого можно использовать альбом «Времена года» П. И. Чайковского.
Учитель и подготовленные ученики читают стихотворения о весне, данные в учебнике-хрестоматии.
— Какие чувства вызвали у вас эти стихотворения? Какие впечатления оставили?
Стихотворения Фёдора Ивановича Тютчева оставляют доброе, радостное впечатление. «Зима недаром злится. » похоже на игру, оно более бодрое. «Весенние воды» — более задумчивое, нежное.
Стихотворение Афанасия Афанасьевича Фета «Весенний дождь» оставляет впечатление быстрого движения, солнечной весны и радости.
Отрывок из стихотворения Алексея Николаевича Плещеева «Весна» вызывает чувство радостного ожидания, предчувствия счастья.
Когда слушаешь «Грачей» Жемчужникова, вспоминаешь свои весенние наблюдения за этими птицами.
— Какой образ весны складывается у нас под впечатлением этих стихотворений?
Весна — это образ праздничный, молодой, нежный и радостный.
Рассмотрим репродукции картин, данные в учебнике-хрестоматии (с. 241, 243, 245).
— Каким стихотворениям более соответствуют эти картины?
Картине И. Левитана «Весна — большая вода» созву
Анализ стихотворения «Есть в осени первоначальной» Тютчева
Поэт восхищается красотой русской природы. Для него не бывает плохих и хороших времён года. В этом стихотворении он описывает начало сентября. В народе это время называется «бабье лето». Как — будто лето возвращается на какое-то время. И опять стоят тёплые, солнечные денёчки, но не такие жаркие, как летом. Это время любил великий русский поэт Пушкин, это время нравится и мне. Я не люблю жаркое душное лето.
Вот первое четверостишие. «В осени первоначальной»- это и есть две недели сентября. «Короткая, но дивная пора». Вроде как лето вернулось, осень отступила. Стоит мягкая, спокойная погода. Природа готовится к долгому зимнему сну. Воздух уже по-осеннему прохладный, особенно вечером. На закате солнца вечера и кажутся «лучезарными», так облака окрашены в жёлтый и оранжевые цвета. А днём воздух такой чистый, звонкий, как звон хрустальных бокалов. Не досаждают ни комары, ни мухи.
Третье четверостишье рассказывает о том, что поле отдыхает. А над ним птицы в стаи собираются. Последний раз, сделав круг, потянулись их караваны к югу, в тёплые края. Поэтому, и не «слышно птиц боле». Но до зимы ещё далеко — ведь на календаре пока середина — конец сентября. И поэтому «льётся чистая и тёплая лазурь». Это можно ощутить, стоит только закрыть глаза, подставить лицо теплым солнечным лучам. Высокое ещё, безоблачное небо кажется таким голубым, чистым и по ощущению тёплым. Стоят последние солнечные денёчки. Но зима не за горами.
Стихотворение хорошо рифмуется, легко запоминается. Так и хочется его не прочитать, а пропеть — до того оно музыкально. А Тютчев — романтический реалист.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Есть в осени первоначальной.
История создания: стих написан в 1857 году во время поездки из Овстуга в Москву
Тема стихотворения: осенняя пора и размышления о жизни.
Композиция: стихотворение состоит из трёх четверостиший.
Жанр: пейзажная лирика.
Стихотворный размер: размер стиха ямб, рифма — перекрёстная.
Метафоры: «И льётся чистая и тёплая лазурь».
Эпитеты: «бодрый серп», «отдыхающее поле».
Сравнения: «…день стоит как бы хрустальный».
Олицетворения: «…серп гулял…».
Метонимия: «…падал колос».
Образы и символы
История создания
Говоря об истории создания произведений Тютчева, нужно вспомнить, что поэт много времени проводит в пути, что давало ему возможность постоянно любоваться красотой и изменчивостью русской природы. Стихотворение было написано в 1857 году в августе, когда всё живое готовится к наступлению осени.
Тютчев с дочерью направлялся из Овстуга в Москву, когда его настигло вдохновение. Он стал набрасывать стихи на листке со списком дорожных затрат. Дочь, заметив, что руки отца дрожат от нетерпения, а ухабы на дороге не дают сосредоточиться, дописала вторую часть только что родившегося стихотворения под его диктовку.
Впервые это произведение было опубликовано спустя год в журнале «Русская беседа».
Прочитав стихотворение «Есть в осени первоначальной», трудно поверить, что его автор недолюбливал осень. Тютчеву это время года навевало тоску от осознания, что жизнь явление быстротечное. Но в данном стихотворении поэт изображает чудесный миг, когда природа ещё только готовится попасть под власть холодной зимы и словно замерла во всём своём великолепии.
Тема произведения — осенняя природа. Но пейзажной лирике Тютчева свойственно параллельное отражение размышлений о жизни и месте человека в ней. Поэтому в данной работе есть и вторая тема — размышления о жизни.
Стихотворение озвучивает ряд проблем:
Стихотворение «Есть в осени первоначальной» – анализ по плану
Вариант 1
История создания
Говоря об истории создания произведений Тютчева, нужно вспомнить, что поэт много времени проводит в пути, что давало ему возможность постоянно любоваться красотой и изменчивостью русской природы. Стихотворение было написано в 1857 году в августе, когда всё живое готовится к наступлению осени.
Тютчев с дочерью направлялся из Овстуга в Москву, когда его настигло вдохновение. Он стал набрасывать стихи на листке со списком дорожных затрат. Дочь, заметив, что руки отца дрожат от нетерпения, а ухабы на дороге не дают сосредоточиться, дописала вторую часть только что родившегося стихотворения под его диктовку.
Впервые это произведение было опубликовано спустя год в журнале «Русская беседа».
Тема
Прочитав стихотворение «Есть в осени первоначальной», трудно поверить, что его автор недолюбливал это время года. Тютчеву осень навевала тоску от осознания, что жизнь явление быстротечное. Но в данном стихотворении поэт изображает чудесный миг, когда природа ещё только готовится попасть под власть холодной зимы и словно замерла во всём своём великолепии.
Тема произведения — осенняя природа. Но пейзажной лирике Тютчева свойственно параллельное отражение размышлений о жизни и месте человека в ней. Поэтому в данной работе есть и вторая тема — размышления о жизни.
Стихотворение озвучивает ряд проблем:
Взаимосвязь человека и природы. Начало осени прекрасно, но впереди морозная зима. Период зрелости в жизни людей тоже прекрасен, но юные годы остались позади, а впереди неумолимо приближение старости.
Труд и человек. Нелёгок труд крестьянина, но он наполняет жизнь смыслом.
Смысл жизни. Наступление осени благоволит подведению итогов, уходящего года, оценке его со стороны.
Композиция
Стихотворение состоит из 3‑х четверостиший, каждое из них выступает в качестве самостоятельной пейзажной зарисовки. Однако законченность и истинный смысл четверостишия обретают, лишь при прочтении как единого целого.
Жанр
Стихотворение «Есть в осени первоначальной» относится жанру пейзажной и философской лирики. Тютчев — поэт «чистого искусства», непонимающий в поэзии преобладания социальных вопросов. В этом произведении, как и во многих других его работах, сочетаются два художественных направления: реализм и романтизм. Поэтому его строки окрашены точными картинами окружающей природы в сочетании с эмоциональным состоянием автора.
Стихотворение написано разностопным ямбом. В первых двух четверостишьях рифмовка перекрёстная, а в третьем — опоясывающая. Чередуются мужская и женская рифмы. Так создаётся впечатление музыкального звучания. Длинные строки сменяют короткие, характеризуя непостоянство и быстротечность природного состояния.
Средства выразительности
Тютчев известен использованием изысканных средств выразительности богатого на поэтику литературного русского языка. Для создания в стихотворении доподлинного ощущения постоянной связи человека и природы поэт использует следующие художественные приёмы:
Изящные эпитеты: «…лучезарны вечера», «…бодрый серп…», «…на праздной борозде», которые с точностью передают высшую степень восхищения окружающей природой.
Метафоры: «И льётся чистая и тёплая лазурь», «…паутины тонкий волос».
Олицетворения: «…день стоит…», «…серп гулял…».
Сравнения: «…день стоит как бы хрустальный», то есть прозрачный, хрупкий, неосязаемый и для поэта, и для его читателя.
Метонимию, точнее её разновидность синекдоху: «…падал колос»
В произведении дважды встречаются многоточия, которые создают ощущения недосказанности и возможность «додумать», представить любому из читателей собственную картину «первоначальной» осенней поры.
Вариант 2
Стихотворение «Есть в осени первоначальной…» Ф. И. Тютчева — одна из самых прекрасных, поэтичных, мелодичных и совершенных по степени художественного дарования элегий.
Элегия — жанр, в котором доминирует определенная философская направленность, мотив прощания, ухода, сохранения чистоты души. Ф. И. Тютчев использует образы природы для выражения сложного мира человеческой души. При этом в его художественном мире проявляется пристрастие именно к пограничным состояниям души и природы.
Тютчевские элегии, мелодичные пейзажные зарисовки — один из способов преодолеть жизненное одиночество. Поэт неоднократно жаловался на некие «припадки тоски», которые порождало, вероятнее всего, ощущение конечности бытия.
Известно, что Федор Иванович не считал себя профессиональным поэтом. Его лирические откровения — чаще всего импровизации, зарисовки, сделанные по мотивам живых впечатлений. Поэт порой сам ощущал их незавершенность, недостатки и огрехи. Однако именно благодаря этим качествам они и становятся столь запоминающимися и реалистичными. Необработанный слиток золота порой ценнее и важнее ювелирно отточенной подделки.
В стихотворении проявляется излюбленная черта поэтики Ф. И. Тютчева — подчеркивание вертикальных координат художественного пространства. В мировоззрении поэта этот прием связан с идеей перехода от земной жизни к бессмертию, от земли к небу.
Первая строфа в этой связи представляет собой небольшую экспозицию. С осенью всегда в поэзии связан мотив завершения определенного жизненного цикла природы: весной все расцветает, летом — благоухает, а осенью природа готовится к зимнему сну. Ф. И. Тютчев тонко выделяет в осени особый период — первоначальный.
Именно в это время природа стоит как бы на грани расцвета своей красоты во всей полноте и неизбежности скорого увядания. Эпитет «хрустальный» в полной мере характеризует хрупкость и кратковременность этого периода. В последней строфе «И лучезарны вечера» Ф. И. Тютчев подчеркивает мотив света.
Во второй строфе поэт подчеркивает, что к осени заканчивается сбор урожая: «Где бодрый серп гулял и падал колос, Теперь уж пусто все». Интересен ход в построении второй строфы: от обобщенной картины сбора урожая к тончайшей художественной детали: «Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной борозде».
Символично, что есть ощущение завершенности земледельческих работ, осознание важности их итогов, но при этом нет чувства беззаботной праздности. Простор и пустота вызывают у лирического героя лишь светлую печаль. Однако хрупкая красота мира природы заставляет его, забыв про все, стоять и любоваться: «И льется чистая и теплая лазурь На отдыхающее поле».
Таким образом, природа у Ф. И. Тютчева выполняет функцию гармонизирующего начала. Только в общении с природой человек способен познать ощущение вечности.
Вариант 3
История создания. Произведение “Есть в осени первоначальной…” (1857 г.) Ф. И. Тютчев написал во время возвращения из имения в Москву. Потрясенный великолепным пейзажем поэт почувствовал прилив вдохновения и прямо в дороге перенес пришедшие на ум строки на бумагу. Произведение было впервые опубликовано в 1858 г.
Жанр стихотворения — пейзажная лирика.
Основная тема произведения — особый период в начале осени, т. н. “бабье лето”. Тютчев обратил внимание на особое состояние природы в этот непродолжительный период: “день… как бы хрустальный”. Мимолетное возвращение летнего тепла кажется необъяснимым явлением. Возникает ощущение, что это очарование может быть легко разрушено. Сельскохозяйственные работы уже закончены. Поля опустели. Ничто не нарушает разлитого в природе спокойствия и умиротворения.
Автор подмечает незначительную, но характерную деталь: “паутины тонкий волос… на праздной борозде”. Опустела не только земля, но и воздушные просторы. Птицы улетели на юг; больше не слышно их пения. Человеку предоставляется последняя возможность насладиться теплом. До “зимних бурь” еще далеко, но прекрасная пора “бабьего лета” сменится осенней непогодой и слякотью. Этот период является переходным. Природа словно застывает в хрупком состоянии.
Композиция стихотворения последовательная. Оно состоит из трех строф, представляющих собой три больших предложения.
Размер произведения — разностопный ямб. Рифмовка перекрестная (первая и вторая строфа) и опоясывающая (последняя строфа).
Выразительные средства. Красоту осеннего пейзажа подчеркивают эпитеты (“дивная”, “лучезарны”, “чистая и теплая”), сравнение (“как бы хрустальный”). Эпитеты “праздный” и “отдыхающее” намекают на закончивших свою работу крестьян. Ощущение незримого присутствия человека достигается с помощью олицетворений: “серп гулял”, “падал колос”.
Главная мысль произведения заключается в том, что человек составляет с природой единое целое. Городские жители давно утратили ощущение этого единства. Жизнь же простых крестьян полностью подчинена смене времен года. Весна — пробуждение природы и начало сельскохозяйственных работ. Лето — расцвет животного и растительного мира, самая горячая пора для земледельца.
Начало осени — “хрустальное” состояние природы, заслуженная возможность для человека отдохнуть. Эта “пауза” необходима для подготовки к суровой русской зиме. Немногие русские поэты (за исключением Пушкина) с такой теплотой и любовью относились к осени. Традиционно это время года ассоциируется с упадком жизненных сил, смертью, тоской и печалью. Произведение Тютчева, напротив, очень оптимистично. Поэт рад, что до зимы еще далеко. В наступлении осени он видит достижение природой особой гармонии и красоты.
Стихотворение «Есть в осени первоначальной» относится жанру пейзажной и философской лирики. Тютчев — поэт «чистого искусства», непонимающий в поэзии преобладания социальных вопросов. В этом произведении, как и во многих других его работах, сочетаются два художественных направления: реализм и романтизм. Поэтому его строки окрашены точными картинами окружающей природы в сочетании с эмоциональным состоянием автора.
Стихотворение написано разностопным ямбом. В первых двух четверостишьях рифмовка перекрёстная, а в третьем — опоясывающая. Чередуются мужская и женская рифмы. Так создаётся впечатление музыкального звучания. Длинные строки сменяют короткие, характеризуя непостоянство и быстротечность природного состояния.
Композиция
Произведение состоит из одной строфы, включающей в себя двенадцать строк. Однако эту строфу можно разделить на три тематические части (катрены).
Средства выразительности
Тютчев известен использованием изысканных средств выразительности богатого на поэтику литературного русского языка. Для создания в стихотворении доподлинного ощущения постоянной связи человека и природы поэт использует следующие художественные приёмы:
В произведении дважды встречаются многоточия, которые создают ощущения недосказанности и возможность «додумать», представить любому из читателей собственную картину «первоначальной» осенней поры.
Анализ стихотворения «Осенний вечер» (Ф. Тютчев)
Ф.Тютчев особенно тонко чувствовал природу, во многих его стихотворениях внутренний мир лирического героя неотделим от внешних событий окружающего мира. В произведении «Осенний вечер» также прослеживается неразрывная связь человека и природы. Многомудрый Литрекон советует Вам ощутить неразрывную связь с лирикой Тютчева, прочитав разбор его стихотворения.
История создания
Ф.Тютчев написал стихотворение «Осенний вечер» в 1830 году, в Мюнхене, куда он отправился на обучение сразу после окончания Московского университета. Поэт часто тосковал, находясь вдали от родного края. Ему не с кем было поговорить на русском языке, поделиться своими сокровенными мыслями.
Его переживания не раз отражались в стихотворениях. И в этом произведении, написанном под впечатлением от осеннего пейзажа, можно услышать нотки грусти и тоски.
Жанр, направление, размер
Композиция
Произведение состоит из одной строфы, включающей в себя двенадцать строк. Однако эту строфу можно разделить на три тематические части (катрены).
Образы и символы
Темы, настроения, проблемы
Основная идея
Главная мысль стихотворения отражена в последних строках произведения. Сравнение увяданья природы и человеческого «страданья» указывает на отожествление внутреннего мира лирического героя и окружающего мира. Мы — часть природы, значит, развиваемся по ее законам.
Смысл произведения заключается в необходимости умения наслаждаться каждым жизненным моментом, ценить прекрасные мгновения, ведь время быстротечно, и нужно успеть постичь тайны бытия и его красоты.
Средства выразительности
Для создания стихотворения в жанре пейзажной лирики Ф.Тютчев использовал различные тропы:
Анализ стихотворения Тютчева Осень — читаем все нюансы
Цель:
Оборудование: компьютер с проектором, слайды с изображением портрета Тютчева, картин Левитана «Золотая осень», «Осень. Сокольники», с текстами стихотворений «Осенний вечер» Тютчева и «Унылая пора! Очей очарованье…» Пушкина.
Анализ стихотворения Есть в осени первоначальной Тютчева
В своём стихотворении «Есть в осени первоначальной» Тютчев обращает наше внимание на такое дивное время года, как осень. Читая эти тёплые строки, даже зимой мысленно можно попасть в осень. В раннюю и теплую осень, без дождей и слякоти.
История создания
Сразу после окончания Московского университета Федор Иванович вплотную занялся государственной дипломатической службой и был определен в Мюнхен. Будучи прекрасно образованным человеком, он стремился познакомиться с лучшими умами Европы, регулярно посещал лекции выдающихся ученых своего времени. Однако ностальгия по родине давала о себе знать.
Не имея возможности поговорить с кем-либо заграницей на родном языке, молодой дипломат восполнял эту пустоту написание стихов. Тоска по дому, которая лишь усиливалась осенней погодой, подтолкнула Тютчева к написанию невероятно лиричного, волнующего и чуть меланхоличного произведения.
I. Вступительное слово учителя
И человек, как сирота бездомный,
Стоит теперь, и немощен и гол,
Лицом к лицу пред пропастию тёмной…
В душе своей, как в бездне, погружён,
И нет извне опоры, ни предела…
Но природа у поэта имеет и другой лик:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик,
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Эти стихи станут эпиграфом к нашему уроку.
Пейзажная лирика Тютчева имеет глубоко философский характер. Изображение природы и человеческой жизни сплетены в ней воедино. Человек показан как часть природы, а сама природа – как живое существо, наделённое человеческими качествами. Разлад между ними приводит к трагедии. Изображение природы и человека в ней – основной мотив творчества поэта.
Сегодня мы прочитаем стихотворение «Осенний вечер» и попробуем погрузиться в поэтический мир Тютчева.
Анализ стихотворения Ф. И. Тютчев «Осенний вечер»
Поэзия Ф. И. Тютчева занимает почетное место среди отечественной пейзажной лирики. В его стихах гармонично слились два стиля: русский и классический европейский. Произведения Федора Ивановича можно сравнить с традиционными одами Гёте, Гейне, Шекспира по стилю, содержанию, ритмике. Но они намного скромнее в размерах, что придает глубину и емкость текстам.
У Тютчева любимым временем суток был вечер. В его лирике достаточно много стихотворений, посвященных этому периоду. Вечер в поэзии Тютчева многогранный, таинственный, волшебный. А природа одухотворена, наделена человеческими чертами, мыслями, эмоциями. Одним из таких стихотворений становится «Осенний вечер».
Пейзажная зарисовка была написана в 1830 году. Причисляется исследователями к ранней лирике поэта. Был относительно спокойный, но не самый радостный период в жизни автора. Недавно заключен официальный брак с первой супругой. Свободолюбивого молодого мужчину захлестнул семейный быт. Угнетала также жизнь вдали от Родины. Тютчев чувствовал тоску по беззаботной юности.
Миниатюра родилась у поэта, когда он гостил в родных краях, ненадолго посетил Россию. И стала ярким примером классической поэзии романтизма. Русский октябрьский вечер пробудил ностальгию, навеял тоску. В явлениях природы автор ищет аналогию с событиями человеческой жизни. Намекает, что все циклично у людей, как смена времени суток и сезонов. Рассуждения придают стихотворению глубокий философский характер.
Природа у Тютчева реальна, насыщена красками и звуками. Использован излюбленный прием автора – метод художественного параллелизма. Здесь ему помогают инверсии: «багряные листья», «холодный ветер порою».
Стихотворение представляет собой одно сложноподчиненное предложение, уложенное в 12 строк, одной строфой. По смыслу, ритмике и стилю текст делится на три части. В первой части размеренный темп, идет рассуждение о том, как прекрасны осенние вечера. Создается романтический настрой.
Вторая часть напоминает читателю, что упоение продлится недолго. Все мимолетно. Впереди ледяные ветры, снежные бури. Идет нагнетание обстановки, меняется ритм, ускоряется темп прочтения. От центральной части текста веет зимним холодом. Она резко контрастирует с введением. Использован прием антитезы.
Третья часть носит философский характер. Присутствует сравнение человеческого существования с тем, что происходит в природе. Использованы олицетворения с мрачной окраской: «кроткая улыбка увяданья», «стыдливость страданья». Все детали создают образ увядающей, засыпающей природы. Автор приходит к выводу о цикличности бытия.
Трехфазность композиции не вносит дисгармонии в восприятие текста. Нет резких эмоциональных скачков в повествовании. Стихи написаны пятистопным ямбом. Использована перекрестная рифма. Что придает размеренности, певучести тексту. Лирическими героями становятся рассказчик и сама природа.
Произведение стало ярким примером своеобразной натурфилософской поэзии Федора Ивановича. Пейзаж и философия слиты воедино, дополняют друг друга. Осень для поэта – символ духовной и возрастной зрелости. Время сбора урожая не только с полей, но ментального тоже. Период, когда подводят итоги.
Стихотворение оставляет приятные эмоции после прочтения, наталкивает на размышления. Оно учит ценить каждое мгновение. С одной стороны, важно любить лето, тепло, счастье, потому, что потом наступит холод, метель. С другой – поэт обращает наше внимание на то, что каждое время прекрасно, уникально по-своему. Нужно учиться видеть красоту в простых вещах.
Не нашли, то что искали? Используйте форму поиска по сайту
Картинка к стихотворению Есть в осени первоначальной
Композиция
Для стихотворения «Осенний вечер» характерна стройная трехчастная композиция. Строфу, состоящую из двенадцати строк, можно безболезненно разделить на три четверостишия. Все они будут гармонично выстраиваться в единую линию повествования, в которой светлая лирика пейзажной зарисовки плавно переходит к глубокому философскому осмыслению.
В первой части стиха представлена общая картина осеннего пейзажа. Автором выдвигается общий тезис, на котором строится все стихотворение.
Во второй части в силу вступают драматические составляющие произведения, подчеркивающие неизбежность увядания природы.
В финале приводится философский взгляд на изменения в природе, в которых писатель видит цикличность и неразрывную связь человека с окружающим миром.
Темы, настроения, проблемы
Образы и символы
III. Заключение
Итак, мы узнали, что поэзия Тютчева – это особый мир, где природа и человек слиты воедино. Известный русский поэт и критик В.Я. Брюсов говорил, что стихи Тютчева о природе – это всегда страстное признание в любви. А другой называл Тютчева поэтом ночных откровений, поэтом небесных и душевных бездн. Душа – это самое главное, что пронизывает всю поэзию Тютчева. Вернёмся к эпиграфу урока:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик,
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
В конце хочу привести слова известного поэта Л.А. Озерова: «Тютчев явил России могущество слова. Он острым умом и мудрым сердцем открыл такие тайники Вселенной и души человеческой, в которые до него никто не заглянул. Есть галактика Тютчева. В ней ширь, высота, глубина, протяжённость пространства и времени. Это песчинка и звезда, радуга и фонтан, рассвет и закат солнца, сумерки и снежные вершины, гроза и знойный полдень… Это восторг перед величием ночи и молитва по безвременно ушедшей возлюбленной, дума о старости и песнь о весне жизни…»
Основная идея
Главная мысль стихотворения отражена в последних строках произведения. Сравнение увяданья природы и человеческого «страданья» указывает на отожествление внутреннего мира лирического героя и окружающего мира. Мы — часть природы, значит, развиваемся по ее законам.
Смысл произведения заключается в необходимости умения наслаждаться каждым жизненным моментом, ценить прекрасные мгновения, ведь время быстротечно, и нужно успеть постичь тайны бытия и его красоты.