Что называется смазочными материалами
Смазочные материалы
Смазочные материалы сегодня имеют широкий спектр применения в автомобильной технике, судостроительной, домашнем хозяйстве и других аспектах жизни. Бывают они различных видов и форм: минеральные, органические, синтетические. Смазочные материалы применяют для уменьшения трения в деталях, что способствует их большей износостойкости. Во всем множестве ГСМ, их применении и видах разберемся далее.
Свойства смазок
Масла и смазки имеют ряд своих особенностей и свойств. В зависимости от температуры окружающей среды они могут изменять свое агрегатное состояние, менять свойства, условия эксплуатации.
Итак, свойства смазочных материалов:
Стоит упомянуть о следующих фактах, характеризующих ГСМ:
Классификация смазочных материалов
Видов смазочных материалов на рынке представлено множество: пластинчатые, жидкие, твердые и даже газообразные. Каждый из этих видов делится на свои подвиды и имеет классификации. Но основные характеристики одинаковы.
Наиболее распространенными являются пластинчатые виды смазок. Они имеют густую пастообразную консистенцию и применяются для смазывания подшипников, рычажных механизмов. Менее распространёнными, но пользующимися спросом, называют твердые смазки, до затвердевания они представляют собой порошок или суспензию, для которых нужен загуститель.
Классифицируют смазки и масла по следующим признакам:
По консистенции
Смазки различаются по консистенции на пластинчатые, полужидкие и твердые. Каждая из них в своем составе имеют процентную долю масла, загустителя различных примесей и присадок для улучшения их физико-химических свойств.
Пластинчатые применяются в основном в автомобильной технике. Твердые применяют для плотного и качественного уплотнения и защиты техники. К жидким относят моторные масла. Используются для смазывания всех деталей и из бесперебойной работы.
Общая массовая доля присадок в смазке не более 5%. Они задают определенную химическую формулу и состав. Основными добавками являются – дисульфид молибдена и графит.
По назначению
Конечно, применять один и тот же ГСМ в автомобильных двигателях и судоходном строительстве не стоит. Поэтому есть определенное разделение, которое помогает сделать правильный выбор. Кроме того, существуют таблицы применения автомобильных смазок. Разберемся во всем подробнее:
Особое внимание стоит уделить ГСМ антифрикционным. Они в отличие от всех остальных имеют свою классификацию:
В производстве используются следующие смазочные масла: автотракторное, авиационные и индустриальные.
По составу
Смазки по составу бывают нефтяные и синтетические. Каждая из них имеет свои свойства, цену и область применения. Очень важно подобрать подходящий ГСМ.
Каждая из описанных смазок обладает особыми свойствами. Подбирать ГСМ стоит в соответствии с ними. Кроме этого, есть условия хранения и применения любых смазочных материалов:
Минеральные смазочные материалы более популярны среди производителей, которые их используют. Это связано с их технико-физическими свойствами. Они лучше, чем у синтетики.
Применение смазок
Для правильной и отлаженной работы механизмов и деталей стоит правильно подбирать смазку. Так, ГСМ применяют в:
Однако, применение смазок не всегда и не везде уместно. Порой они делают только хуже. Перед их применением стоит четко ознакомиться с инструкцией и применением. Возможными последствиями и подбором правильного ГСМ.
Таким образом, сегодня производство масел и смазок поставлено на поток, рынок пестрит изобилием ГСМ. Они бывают из нефтяного сырья и синтетического. Их классификация многогранна. Бывают смазки — аналоги зарубежных. Они в разы дешевле. Бывает и наоборот. Главное, знать, в чем стоит отличие и не переплачивать. Представить жизнь обычного человека, автомобилиста и производственника без смазки сегодня практически невозможно. Она стала незаменимым элементом, продлевающим срок службы деталям и упрощая жизнь человеку.
Смазочные материалы – это вещества с высокими антифрикционными свойствами, которые наносятся на контактирующие поверхности с целью облегчения их взаимного перемещения и уменьшения износа.
Общие сведения о смазочных материалах
Необходимость в применении смазочных материалов возникла еще в глубокой древности – с момента изобретения колеса. Чтобы оно легко вращалось, не скрипело и долго служило, на ось наносили животный жир или растительное масло.
По мере появления более сложных механизмов эксплуатационные требования к смазкам возрастали, в связи с чем в натуральную жировую основу начали добавлять мыло, графит, квасцы и прочие ингредиенты, снижающие коэффициент трения. Но получаемые смеси дорого стоили и имели низкую термостабильность. Поэтому во второй половине XIX века, с внедрением в производство быстроходных станков, мощного прессового оборудования, паровых машин и т.д., инженеры и химики упорно искали приемлемые по цене материалы, способные сохранять смазывающую способность при высоких температурах.
Настоящей революцией в развитии смазок стало использование продуктов нефтепереработки – минеральных масел. Сегодня на их основе создаются смазочные материалы, которые не только эффективно уменьшают силу трения, но и:
Виды, назначение и классификация смазочных материалов
Основными видами смазочных материалов, используемых в промышленности для обслуживания станков, являются жидкие и консистентные индустриальные смазки на базе минеральных масел.
Спектр автомобильных смазочных материалов гораздо шире (Рис.1). Кроме того, их дополнительно классифицируют по сезонности использования на летние, зимние и всесезонные.
Рис.1
Синтетические смазочные материалы для автомобилей стоят в 2 – 3 раза дороже минеральных, но имеют настолько высокие эксплуатационные показатели (Таблица 1), что владельцы автотранспорта массово переходят на их использование.
Таблица 1
Основные характеристики разных видов смазочных материалов
Жидкие
Основными эксплуатационными характеристиками жидких смазочных материалов (масел и смазочно-охлаждающих жидкостей) являются:
Если масло или СОЖ используется в качестве охлаждающей среды, следует обращать особое внимание на теплоемкость – с ее увеличением возрастает эффективность охлаждения.
Консистентные
К основным характеристикам консистентных смазочных материалов относятся:
Твердые
Основные требования, предъявляемые к твердым смазочным материалам:
Советы по выбору смазочных материалов
Прежде чем выбирать смазочные материалы, нужно четко определиться с тем, для чего они нужны. Так, если их главной задачей является снижение коэффициента трения при умеренных рабочих температурах и давлениях, основной технической характеристикой будет смазывающая способность. Для компрессорных и моторных масел важнейшее значение имеют охлаждающие, моющие, антикоррозионные и противозадирные свойства, устойчивость к карбонизации.
Выбор вида смазочных материалов для технологического оборудования и способ их применения зависит от конструкции и условий работы (нагрузка, скорость, рабочая температура) узла трения. Например, пластичные смазки отлично подходят для высоконагруженных тихоходных механизмов, а жидкие – для смазывания скоростных трущихся пар с малой нагрузкой. Твердые смазочные материалы используются при невозможности подвода к узлу трения жидких и пластичных смазок и в тех случаях, когда он работает в условиях экстремальных температур и/или нагрузок, вакуума, радиации, в агрессивных средах.
Назначение и область применения жидких смазочных материалов легко определить по их маркировке. К примеру, индустриальные масла согласно ГОСТ17479.4-87 маркируются четырьмя группами знаков, где первая прописная буква (И) обозначает их принадлежность к индустриальным смазкам, вторая (Л, Г, Н или Т) – группу по назначению, третья (А, В, С, Д или Е) – подгруппу по эксплуатационным свойствам, а цифры – класс кинематической вязкости. Чтобы узнать, какое из них подойдет для конкретного механизма, следует воспользоваться таблицами 2, 3, 4:
Таблица 2
Таблица 3
Таблица 4
Кроме буквенно-цифровой маркировки консистентной смазки, в технической документации указывают ее название (Литол, Фиол, Зимол, Графитол и т.д) состав, эксплуатационные характеристики (они носят рекомендательный характер, поскольку зависят от конкретных условий работы узла трения).
Условия хранения смазочных материалов
Для того чтобы смазочные материалы дольше сохраняли свои эксплуатационные свойства, их нужно правильно хранить, а именно:
соблюдать температурный режим, указанный производителем;
не допускать резких колебаний температуры, попадания на емкости прямых солнечных лучей;
В соответствии с ГОСТ 1510 и СНиП 2.11.03 на производстве смазочные материалы должны храниться в сухих складах с хорошей вентиляцией, на стеллажах. Допускается их кратковременное хранение вне помещений – в этом случае емкости необходимо ставить на поддоны и защищать от осадков и солнца навесом.
Наиболее популярные производители смазочных материалов в России
Неизменными лидерами по производству смазочных материалов в России являются ПАО «ЛУКОЙЛ», ПАО «НК «Роснефть» и ПАО «Газпром нефть». Их доля на рынке составляет соответственно 45%, 20% и 14%.
Смазочные материалы
Сма́зочные материа́лы — твёрдые, пластичные, жидкие и газообразные вещества, используемые в узлах трения автомобильной техники, индустриальных машин и механизмов, а также в быту для снижения износа, вызванного трением.
Содержание
Назначение и роль смазочных материалов (смазок и масел) в технике
Смазочные материалы широко применяются в современной технике, с целью уменьшения трения в движущихся механизмах (двигатели, подшипники, редукторы, и.т д), и с целью уменьшения трения при механической обработке конструкционных и других материалов на станках (точение, фрезерование, шлифование и т. д.). В зависимости от назначения и условий работы смазочных материалов (смазок), они бывают твёрдыми (графит, дисульфид молибдена, иодид кадмия, диселенид вольфрама, нитрид бора гексагональный и т. д.), полутвёрдыми, полужидкими (расплавленные металлы, солидолы, консталины и др), жидкими (автомобильные и другие машинные масла), газообразными (углекислый газ, азот, инертные газы).
Виды и типы смазочных материалов
В зависимости от характеристик материалов трущейся пары, для смазки могут быть использованы жидкие (например, минеральные, частично синтетические и синтетические масла) и твёрдые (фторопласт, графит, дисульфид молибдена) вещества.
По материалу основы смазки делятся на:
Смазки могут иметь комбинированную основу.
Классификация
Все жидкие смазочные материалы делятся на классы по вязкости (классификация SAE для моторных и трансмиссионных масел, классификация ISO VG (viscosity grade) для индустриальных масел), и на группы по уровню эксплуатационных свойств (классификации API, ACEA для моторных и трансмиссионных масел, классификация ISO для индустриальных масел.
По агрегатному состоянию делятся на:
См. также
Литература
Полезное
Смотреть что такое «Смазочные материалы» в других словарях:
СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ — вещества, обладающие смазочным действием. Основные смазочные материалы: смазочные масла, пластичные смазки, твердые смазки и смазочно охлаждающие жидкости … Большой Энциклопедический словарь
смазочные материалы — (lubricants) – это вязкие, жирные жидкости или пасты, предназначенные для снижения трения и износа трущихся поверхностей. В большинстве случаев это масла, получаемые переработкой нефти (минеральные масла), путем синтеза (синтетеические масла),… … Автомобильный словарь
смазочные материалы — Вещ ва, облад. смаз. действием. Применяются для смазки трущихся деталей машин и приборов, а тж. при обработке металлов давлением. В качестве с. м. используют жидкие, преимущ. нефтян., масла, синтетич. масла, пластичные смазки, тв. вещ ва (графит … Справочник технического переводчика
СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ — в ва, обладающие смазочным действием. С. м. применяют для смазки трущихся деталей машин и приборов, а также при обработке металлов резанием и давлением, для предохранения металлич. пов стей от коррозии и др. целей. Различают С. м. жидкие,… … Химическая энциклопедия
смазочные материалы — вещества, обладающие смазочным действием. Основа мазочных масел: смазочные масла, пластичные смазки, твердые смазки и смазочно охлаждающие жидкости. * * * СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ, вещества, обладающие смазочным действием. Основные … Энциклопедический словарь
смазочные материалы — смазочные материалы обобщённое название веществ (жидких, пластичных, твёрдых или пастообразных), наносимых на поверхности деталей машин, механизмов, рабочих частей инструментов и т. п. Используются в технике для уменьшения трения при… … Энциклопедия «Жилище»
смазочные материалы — [lubricants] вещества, обладающие смазочным действием. Применяются для смазки трущихся деталей машин и приборов, а также при обработке металлов давлением. В качестве смазочных материалов используют жидкие, преимуществ нефтянянные, масла,… … Энциклопедический словарь по металлургии
Смазочные материалы* — (франц. graisse; англ. grease, smear, ungment; нем. Schmiermittel) представляют вещества различного происхождения и состава, при обыкновенной t° находящиеся в жидком, твердом и промежуточном между ними состоянии и предназначаемые для устранения… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Смазочные материалы — (франц. graisse; англ. grease, smear, ungment; нем. Schmiermittel) представляют вещества различного происхождения и состава, при обыкновенной t° находящиеся в жидком, твердом и промежуточном между ними состоянии и предназначаемые для устранения… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Смазочные материалы — вещества, обладающие смазочным действием (См. Смазочное действие). Применяются для смазки (См. Смазка) трущихся деталей машин и приборов, а также при обработке металлов давлением. В качестве С. м. используют жидкие масла преимущественно… … Большая советская энциклопедия
Смазочные материалы: классификация, применение, состав, свойства
Смазочные материалы представлены смазочными маслами и консистентными смазками. Основные термины и определения смазочных материалов даны в ГОСТ 27674 — 88.
Смазочные масла при обычной температуре находятся в жидком состоянии. По назначению они подразделяются на моторные, трансмиссионные, индустриальные, турбинные, электроизоляционные, консервационные, компрессорные и др.
Моторные масла предназначены для уменьшения износа деталей двигателя, снижения потерь на трение. Они выполняют функции теплоотводящей среды и уплотнителя. В зависимости от типа двигателя моторные масла подразделяются на авиационные, автомобильные (карбюраторные и дизельные), автотранспортные и реактивные.
Трансмиссионные масла используются для смазки зубчатых передач (цилиндрических, конических и др.) в коробках передач, ведущих мостах, механизмах рулевого управления, бортовых передачах, а также в гидравлических приводах машин и механизмов.
Индустриальные масла предназначены для смазывания подшипников и пар трения металлообрабатывающих станков и промышленного оборудования, контрольно-измерительной аппаратуры. Они используются в качестве рабочей и закалочной жидкости, а также для изготовления консистентных смазок.
Турбинные масла применяются для смазывания и охлаждения подшипников паровых и газовых турбин, турбокомпрессоров и генераторов электрического тока.
Электроизоляционные масла служат диэлектриком пропитывающей и теплоотводящей сред в трансформаторах, конденсаторах и кабелях. Выпускаются трансформаторные, конденсаторные (для заливки и пропитки изоляции конденсаторов) и кабельные (для маслонаполненных кабелей) электроизоляционные масла.
Консервационные масла применяются для защиты металлических узлов, инструмента и деталей от коррозии.
Компрессорные масла предназначены для смазки поршневых и ротационных компрессоров, воздуходувок и холодильных машин.
Важнейшими свойствами (качественными характеристиками) смазочных масел являются: плотность, вязкость; зависимость вязкости от температуры (оценивается индексом вязкости или температурно-вязкостным коэффициентом); маслянистость (липкость, смазывающая способность) — способность масел прилипать к твердой поверхности с образованием на ней тонкой прочной масляной пленки, называемой граничным слоем; температура застывания; химическая стойкость (термоокислительная стабильность) — невзаимодействие с кислородом при высоких температурах (50 — 60 °С); коксуемость — способность образовывать кокс в условиях высоких температур и давления и без доступа воздуха; температура вспышки, при которой пары смазочных масел, образуя горючую смесь с воздухом, вспыхивают при поднесении к ним пламени.
На потребительском рынке наибольшее распространение имеют моторные и трансмиссионные масла — они востребованы владельцами личных автомобилей.
Моторные масла состоят из базового масла (80 — 90 %) и пакета присадок (10 — 20%), от природы и соотношения которых зависят их ассортимент и набор потребительских свойств. По составу базовое масло может быть:
• минеральным — сложная смесь углеводородов, полученных из нефти;
• синтетическим — органические соединения, полученные в результате целенаправленных химических реакций. Это углеводородные жидкости (полиальфаолефины, алкилбензолы) и эфиры;
• полусинтетическим — смесь высококачественного минерального базового масла и синтетических базовых компонентов.
Пакет присадок, как правило, составляют:
• загущающие — стабилизируют вязкость масла в условиях изменения температуры;
• моющие (детергенты) — уменьшают и предотвращают образование высокотемпературных отложений;
• диспергирующие (дисперсанты) — поддерживают загрязнения, проникшие в масло, в мелкодисперсном взвешенном состоянии;
• антиокислительные и антикоррозионные — снижают скорость окисления и образования в масле нерастворимых, а также коррозионно-активных продуктов;
• противозадирные и противоизносные — предотвращают разрушение контактирующих поверхностей при граничном трении за счет образования защитных пленок;
• депрессорные — понижают температуру застывания масла;
• ингибиторы коррозии — предотвращают коррозию деталей из черных металлов;
• антифрикционные — уменьшают трение;
• противопенные — предотвращают вспенивание.
Существует несколько классификаций моторных и трансмиссионных масел:
• классификация Американского общества автомобильных инженеров (SAE) предусматривает деление по вязкости на зимние, летние и внесезонные масла;
• классификация Американского института нефти (API) учитывает условия применения и уровни эксплуатации. В обозначении вначале буквой указывается тип двигателя — бензиновый или дизель, цифрой — цикличность работы двигателя — четырехтактная или двухтактная;
• отечественная классификация в обозначение включает класс масла по вязкости, тип присадки, вязкость масла, тип двигателя — бензиновый или дизель.
Пластичные (консистентные) смазки при обычной температуре находятся в мазеобразном состоянии, при нагревании переходят в жидкое состояние. Они представляют собой сложные коллоидные системы, твердую фазу которых составляет загуститель (иногда и наполнитель), жидкую — минеральные масла.
Важнейшими свойствами (качественными характеристиками) консистентных смазок являются: пенетрация (консистенция) — степень густоты смазки (измеряется с помощью пенетрометра посредством погружения в смазку конуса, оценивается числом пенетрации, выраженным в десятичных долях миллиметра); температура каплепадения (плавления), при которой смазка переходит в жидкое состояние, характеризует верхний предел рабочей температуры смазки; химическая и механическая стабильность; коллоидная стабильность — стойкость смазок против распада на жидкую и твердую фазы; термическая стабильность — способность сохранять свою структуру и свойства при длительном нагревании.
Наиболее известные консистентные смазки — солидол, графитная смазка, литол и др.
По типу основы пластичные смазки могут быть:
• на нефтяных маслах — полученные переработкой нефти; на синтетических маслах — синтезированные;
• на растительных маслах — полученные переработкой натуральных продуктов;
• на смеси нефтяных и синтетических масел.
По природе загустителя пластичные смазки классифицируются следующим образом:
• мыльные. Для их производства в качестве загустителя применяют мыла. Они подразделяются на натриевые, кальциевые, алюминиевые, литиевые, комплексные. Составляют более 80 % всего производства смазок;
• углеводородные. Для их производства в качестве загустителя используют парафин, церезин, петролатум;
• неорганические. Для их производства в качестве загустителя используют силикаты;
• органические. Для их производства в качестве загустителя используют сажу и полимеры.
Смазочные материалы: виды, классификация и применение
Для того чтобы защитить детали и узлы механизмов и машин от коррозии во время их хранения и эксплуатации, применяют специальные консервационные (защитные) материалы – смазки.
Какие виды смазок бывают?
При эксплуатации различных технических устройств и машин для обеспечения их долговечности и бесперебойной работы используют особые вещества, которые могут уменьшать трение, износ и повреждения трущихся поверхностей.
Такое их действие называют смазывающим, а сами вещества – смазывающими материалами. В промышленности применяются такие виды смазочных материалов: жидкие масла минеральные и синтетические, смазки пластические, твёрдые вещества, активные поверхностные вещества (мыла, глицерин).
По агрегатному состоянию, назначению и свойствам смазочные материалы делятся на сорта и группы.
Применение смазочных материалов
Технические смазки и смазочные материалы используются в домашнем хозяйстве для удовлетворения различных бытовых нужд.
Масло машинное (моторное, веретенное) – наиболее популярный смазочный материал. Имеет универсальное применение практически для всех устройств от простых дверных петель и замков до сложных бытовых машин (швейных, вязальных и других).
В бытовых электронных устройствах, где применяются механические детали или узлы, начальная и периодическая смазки проводятся светлым машинным маслом, расфасованным в специальные баллончики с удлинённым носиком. Хотя для этого часто используют обычные медицинские шприцы.
Для использования в личном автотранспорте и для других бытовых нужд применяются такие машинные масла: минеральное из нефтепродуктов, полусинтетическое (его получают за счёт добавления в минеральное масло синтетических ингредиентов) и синтетическое. Последнее имеет наименьшее количество примесей и, следовательно, значительно меньшую «зольность».
При нормальной комнатной температуре масло машинное, обладая некоторой вязкостью, всё же имеет текучесть достаточную для того, чтобы выливаться из чрезмерно смазанных деталей.
Поэтому при смазке необходимо соблюдать норму. Так как излишнее масло, вытекая, может испортить пол, отделку и повредить обивку, одежду.
Для сведения: масло машинное растворяется любым растворителем на основе нефтепродуктов, а также отпаривается.
Солидол (тавот) – это водостойкая смазка, состоящая из смеси минеральных масел, загущенных кальциевым мылом. На вид жирное липкое сметанообразное вещество. При хранении не уплотняется, имеет очень хорошие характеристики зависимости вязкости от температуры.
В домашнем хозяйстве солидол применяют для смазки различных втулок, подшипников, движущихся частей мото- и велотехники, механизмов в негерметичных корпусах. Солидол и вазелин имеют однородные составы, но разнятся по степени их очистки.
Нецелевое использование – для приготовления вара в садоводстве, для смазки рабочей обуви (повышается её эластичность, влаго- и морозостойкость).
Графитная смазка. Состав графитной смазки подобен составу солидола, но с добавлением графита. Она представляет собой однородное вещество коричневого или чёрного цвета. Низкая теплопроводность графита обеспечивает смазке сохранение свойств, присущих солидолу, но при более высоких рабочих температурах (до 150 градусов).
Основные характеристики графитной смазки аналогичны характеристикам солидола. Смазка нейтральна к изделиям из пластмассы и резины, а также к покрашенным поверхностям. Так как графитная смазка довольно густая, её растворяют уайт-спиритом.
Применение для бытовых нужд такое же, как у солидола, но прибавляются устройства с высокой рабочей температурой. Это редукторы циркулярных пил и болгарок, перфораторов и дрелей.
Необходимо учитывать, что графитовая смазка может оставлять чёрные жирные следы и поэтому использовать её надо очень аккуратно.
Основой аэрозоли WD-40 является минеральное масло, вязкость которого понижена при помощи специальных веществ, что позволяет применять его как аэрозоль. Попадая на металлическую поверхность, смазка вытесняет с неё влагу и образует плёнку, защищающую металл в течение долгого времени. Аэрозоль эффективно взаимодействует с корродированной поверхностью и нейтрализует ржавчину.
Аэрозоль применяется в домашнем хозяйстве для раскручивания приржавелых резьбовых соединений, восстановления заевших устройств. С помощью аэрозоли стало возможным легко производить смазку в труднодоступных местах. Так как аэрозоль разрушает лёд, её применяют для открывания замёрзших автомобильных замков.
Следует учитывать, что при работе с аэрозолями нужно защищать глаза, чтобы в них не попали распыляемые вещества.
Смазочные материалы: виды, классификация, применение
Любой человек, который любит свою машину, старается качественно за ней ухаживать. И дело заключается не только в своевременной замене масла или покупке дорогих качественных деталей. Каждый механизм в автомобиле требует постоянной смазки.
Только в таком случае вам удастся максимально полно продлить жизнь отдельных узлов – не допустить преждевременного износа за счет снижения силы трения. Сегодня существует огромное количество смазок, которые отличаются по составу и сфере применения. выбрать их достаточно просто, необходимо только знать, для чего вам нужно это средство.
Свойства смазок
Каждая смазка уникальна – она обладает определенным набором свойств. Помните, что в зависимости от условий окружающей среды смазка может изменять свое агрегатное состояние, что обязательно нужно учитывать. Все смазочные материалы обладают следующими свойствами:
Классификация
На данный момент существует огромное количество разновидностей смазочных материалов. Все они отличаются по сфере применения, составу и свойствам. Чтобы более точно разобраться в разновидностях, рекомендуем ознакомиться с ГОСТ 27674.
В этом документе даны характеристики наиболее значимым смазкам, которые постоянно применяются в автомобилестроении. Там сказано, что в термин «смазка» включают моторные, трансмиссионные, турбинные, индустриальные, консервационные и другие виды масел. Все они обладают следующими характеристиками:
Какие смазочные материалы выбрать?
Выбрать смазку для своего автомобиля достаточно тяжело. Современные производители предлагают огромный выбор различных средств, которые выполняют различные функции.
Среди наиболее распространенных производителей можно выделить Мобил, Шелл, Ликви Моли. Также выпуском подобных жидкостей занимаются отечественные производители. Их продукция ничуть не уступает по качеству, однако по цене они значительно ниже. Среди наиболее популярных и важных смазок выделяют следующие варианты:
Наибольшей популярностью пользуется отечественный производитель EFELE. Это одно из наиболее инновационных предприятий, которое выпускает смазки для автомобилестроения, аграрной, химической и других видов промышленности. Смазки обладают высокими стандартами качества, компания представляет огромный ассортимент.
Заключение
Смазочные материалы – одни из наиболее важных жидкостей в автомобиле. Они применяются абсолютно везде, без них невозможно представить работу транспортного средства. При выборе смазочного материала обязательно обращайте внимание на его ключевые свойства. Не стоит переплачивать за бренд – обратите внимание на продукцию отечественных производителей, которые ничуть не уступают по качеству. Лучше всего изучить рекомендации производителя вашего авто для более тщательного и правильного выбора конкретной смазочной жидкости.
Смазочные материалы: классификация, применение, свойства
Смазочные материалы представлены смазочными маслами и консистентными смазками. Основные термины и определения смазочных материалов даны в ГОСТ 27674 — 88. Смазочные масла при обычной температуре находятся в жидком состоянии. По назначению они подразделяются на моторные, трансмиссионные, индустриальные, турбинные, электроизоляционные, консервационные, компрессорные и др.
Моторные масла предназначены для уменьшения износа деталей двигателя, снижения потерь на трение. Они выполняют функции теплоотводящей среды и уплотнителя. В зависимости от типа двигателя моторные масла подразделяются на авиационные, автомобильные (карбюраторные и дизельные), автотранспортные и реактивные.
Трансмиссионные масла используются для смазки зубчатых передач (цилиндрических, конических и др.) в коробках передач, ведущих мостах, механизмах рулевого управления, бортовых передачах, а также в гидравлических приводах машин и механизмов.
Индустриальные масла предназначены для смазывания подшипников и пар трения металлообрабатывающих станков и промышленного оборудования, контрольно-измерительной аппаратуры. Они используются в качестве рабочей и закалочной жидкости, а также для изготовления консистентных смазок.
Турбинные масла применяются для смазывания и охлаждения подшипников паровых и газовых турбин, турбокомпрессоров и генераторов электрического тока.
Электроизоляционные масла служат диэлектриком пропитывающей и теплоотводящей сред в трансформаторах, конденсаторах и кабелях. Выпускаются трансформаторные, конденсаторные (для заливки и пропитки изоляции конденсаторов) и кабельные (для маслонаполненных кабелей) электроизоляционные масла.
На потребительском рынке наибольшее распространение имеют моторные и трансмиссионные масла — они востребованы владельцами личных автомобилей. Моторные масла состоят из базового масла (80 — 90 %) и пакета присадок (10 — 20%), от природы и соотношения которых зависят их ассортимент и набор потребительских свойств.
Пластичные (консистентные) смазки при обычной температуре находятся в мазеобразном состоянии, при нагревании переходят в жидкое состояние. Они представляют собой сложные коллоидные системы, твердую фазу которых составляет загуститель (иногда и наполнитель), жидкую — минеральные масла.
Важнейшими свойствами (качественными характеристиками) консистентных смазок являются: пенетрация (консистенция) — степень густоты смазки (измеряется с помощью пенетрометра посредством погружения в смазку конуса, оценивается числом пенетрации, выраженным в десятичных долях миллиметра); температура каплепадения (плавления), при которой смазка переходит в жидкое состояние, характеризует верхний предел рабочей температуры смазки; химическая и механическая стабильность; коллоидная стабильность — стойкость смазок против распада на жидкую и твердую фазы; термическая стабильность — способность сохранять свою структуру и свойства при длительном нагревании. Наиболее известные консистентные смазки — солидол, графитная смазка, литол и др.
• мыльные. Для их производства в качестве загустителя применяют мыла. Они подразделяются на натриевые, кальциевые, алюминиевые, литиевые, комплексные. Составляют более 80 % всего производства смазок;
• углеводородные. Для их производства в качестве загустителя используют парафин, церезин, петролатум; • неорганические. Для их производства в качестве загустителя используют силикаты; • органические. Для их производства в качестве загустителя используют сажу и полимеры.
/ по материалам www.znaytovar.ru /
Типы пластичных смазок и их классификации
Производители ещё не пришли к созданию единой и полной спецификации смазок. Поэтому каждый решает сам (видимо, в зависимости от требований стран, где он продает свою продукцию) как маркировать смазку, как её позиционировать (для чего она и как её использовать), какие характеристики сообщать.
Смазки систематизируют по различным классификационным признакам: по консистенции, типу загустителя и областям применения (назначению).
По консистенции смазки разделяют на полужидкие, пластичные и твердые. Пластичные и полужидкие смазки представляют собой коллоидные системы, состоящие из дисперсионной среды, дисперсной фазы, а также присадок и добавок.
Твердые смазки до отвердения являются суспензиями, дисперсионной средой которых служит смола или другое связующее вещество и растворитель, а загустителем — дисульфид молибдена, графит, технический углерод и т.п.
После отвердения (испарения растворителя) твердые смазки представляют собой золи, обладающие всеми свойствами твердых тел и характеризующиеся низким коэффициентом сухого трения.
Консистентость смазок или пенетрация определяется классификацией NLGI (National Lubricating Grease Institute), которая приобрела статус международной. В соответствии с ней измеряется густота смазок при помощи лабораторного метода «рабочей пенетрации». Определение производится с помощью пенетрометра с конусом, который опускают на пять (5) секунд в смазку при температуре 25 °С.
Глубина погружения конуса в смазку измеряется и выражается в десятых долях миллиметра. Обычно пенетрацию определяют у перемешанной смазки и неперемешанной смазки. Разница этих показателей характеризует способность смазки выдержать механические нагрузки. На основе пенетрации смазки делятся на 9 классов (NLGI) от 000 до 6 (Таблица 1). Чем больше число класса, тем гуще смазка.
Классы NLGI | Показатель пенетрации | Визуальная оценка |
000 | 445-475 | Очень жидкая |
00 | 400-430 | Жидкая |
355-385 | Полужидкая | |
1 | 310-340 | Очень мягкая |
2 | 265-295 | Мягкая |
3 | 220-250 | Средней твердости |
4 | 175-205 | Твердая |
5 | 130-160 | Твердая |
6 | 85-115 | Очень твердая |
По типу загустителя смазки разделяют на группы:
По областям применения смазки подразделяют на:
Классификация смазок согласно ASTM D 4950-89
В США автомобильные смазки выделяют официально и описывают в нормативных документах. Смазки, поступающие в торговую сеть, называют сервисными смазками (Servise Greases), отличая их от смазок, которыми заполняются узлы трения на заводах при выпуске автомобилей.
В стандарте ASTMD 4950-89, созданном совместно ASTM, NLGI и SAE, приводится деление автомобильных смазок на две основные эксплуатационные группы:
Эти группы смазок разделяются на категории качества автомобильных смазок в зависимости от гарантируемых показателей качества и обозначаются соответствующим знаком NLGI.
Смазки категории NLGI LA используются для смазывания элементов ходовой части и шарнирных соединений легковых автомобилей и других транспортных средств с легким режимом работы.
Требования к качеству: смазки должны удовлетворительно смазывать элементы ходовой части и шарнирные соединения при частой замене смазки (в легковых автомобилях через каждые 3200 км или чаще).
Смазки должны быть стойкими к окислению и изменению консистенции, а также охранять шарниры и другие элементы ходовой части от коррозии и износа в условиях малой нагрузки.
Обычно рекомендуются смазки консистенции NLGI 2, но так же могут быть использованы смазки и других степеней NLGI.
Смазки категории NLGI LB используются для смазывания элементов ходовой части и шарнирных соединений легковых автомобилей, грузовиков и других транспортных средств, работающих в условиях как легкого, так и тяжелого режима. Тяжелым называется такой режим, когда большой интервал замены смазки, большие нагрузки, вибрации, воздействие воды или других загрязнений. Это смазки высшего качества для ходовой части.
Смазки должны быть стойкими к окислению и изменению консистенции, а также охранять элементы ходовой части и шарниры от коррозии и износа, даже под воздействием грязи и больших нагрузок.
Обычно рекомендуются смазки консистенции NLGI 2, но так же могут быть использованы смазки и других степеней NLGI.
Смазки категории NLGI GA используются для смазывания подшипников колес легковых автомобилей, грузовиков и других транспортных средств, работающих как в легком режиме при частой замене смазки в обычных условиях эксплуатации.
Смазки категории NLGI GB используются для смазывания подшипников колес легковых автомобилей, грузовиков и других транспортных средств, работающих как в легком, так и в умеренном режиме. Умеренный режим — это обычные условия эксплуатации, которые бывают у большинства машин.
Смазки категории NLGI GC используются для смазывания подшипников колес легковых автомобилей, грузовиков и других транспортных средств, работающих как в легком, так и в тяжелом режиме. Тяжелый режим встречается в машинах, подшипники которых нагреваются до высокой температуры.
Это транспортные средства с дисковыми тормозами, которые работают в «стоп-старт» режиме (автобусы, такси, городские полицейские автомобили и т.д.) или в режиме тяжелого торможения (буксировка, тяжелая езда в горах и т.д.). В настоящее время это смазки высшего качества для подшипников колес.
Обозначения
Для обозначения категорий смазок, NLGI использует знак — символ NLGI, который присваивается лишь смазкам наивысшей категории: GC, LB и GC-LB (рис. 1). Смазки других категорий этим знаком не обозначаются, только на этикетке и/или в описании обычно указываются символы категорий NLGI GA, NLGI GB, NLGI LA.
Рис. 1. Знаки соответствия категориям NLGI.
Смазочные материалы — это… Что такое Смазочные материалы?
Лыжная мазь «Висти» советского производства в фирменной упаковке
Сма́зочные материа́лы — твёрдые, пластичные, жидкие и газообразные вещества, используемые в узлах трения автомобильной техники, индустриальных машин и механизмов, а также в быту для снижения износа, вызванного трением.
Назначение и роль смазочных материалов (смазок и масел) в технике
Смазочные материалы широко применяются в современной технике, с целью уменьшения трения в движущихся механизмах (двигатели, подшипники, редукторы, и.т д), и с целью уменьшения трения при механической обработке конструкционных и других материалов на станках (точение, фрезерование, шлифование и т. д.).
В зависимости от назначения и условий работы смазочных материалов (смазок), они бывают твёрдыми (графит, дисульфид молибдена, иодид кадмия, диселенид вольфрама, нитрид бора гексагональный и т. д.
), полутвёрдыми, полужидкими (расплавленные металлы, солидолы, консталины и др), жидкими (автомобильные и другие машинные масла), газообразными (углекислый газ, азот, инертные газы).
Виды и типы смазочных материалов
В зависимости от характеристик материалов трущейся пары, для смазки могут быть использованы жидкие (например, минеральные, частично синтетические и синтетические масла) и твёрдые (фторопласт, графит, дисульфид молибдена) вещества.
По материалу основы смазки делятся на:
Смазки могут иметь комбинированную основу.
Классификация
Все жидкие смазочные материалы делятся на классы по вязкости (классификация SAE для моторных и трансмиссионных масел, классификация ISO VG (viscosity grade) для индустриальных масел), и на группы по уровню эксплуатационных свойств (классификации API, ACEA для моторных и трансмиссионных масел, классификация ISO для индустриальных масел.
По агрегатному состоянию делятся на:
См. также
Литература
Основные параметры и свойства смазочных материалов
Главная / Информация / Основные параметры и свойства смазочных материалов
Материалы, способствующие уменьшению силы трения и износу трущихся поверхностей, увеличению нагрузочной способности механизмов, называютсмазочными материалами.
Смазочные материалы широко применяются в современной технике, с целью уменьшения трения в движущихся механизмах (двигатели, подшипники, редукторы, и.т д), и с целью уменьшения трения при механической обработке конструкционных и других материалов на станках (точение, фрезерование, шлифование и т. д.).
В зависимости от назначения и условий работы смазочных материалов (смазок), они бывают твёрдыми (графит, дисульфид молибдена, иодид кадмия, диселенид вольфрама, нитрид бора гексагональный и т. д.
), полутвёрдыми, полужидкими (расплавленные металлы, солидолы, консталины и др), жидкими (автомобильные и другие машинные масла), газообразными (углекислый газ, азот, инертные газы).
По происхождению или исходному сырью различают такие смазочные материалы:- минеральные, или нефтяные, являются основной группой выпускаемых смазочных масел (более 90 %). Их получают при соответствующей переработке нефти. По способу получения такие материалы классифицируются на дистиллятные, остаточные, компаундированные или смешанные;
— растительные и животные, имеющие органическое происхождение. Растительные масла получают путем переработки семян определенных растений. Наиболее широко в технике применяются касторовое масло.
— животные масла вырабатывают из животных жиров (баранье и говяжье сало, технический рыбий жир, костное и спермацетовые масла и др.).- органические, масла по сравнению с нефтяными обладают более высокими смазывающими свойствами и более низкой термической устойчивостью.
В связи с этим их чаще используют в смеси с нефтяными;- синтетические, получаемые из различного исходного сырья многими методами (каталитическая полимеризация жидких или газообразных углеводородов нефтяного и ненефтяного сырья; синтез кремнийорганических соединений — полисиликонов; получение фтороуглеродных масел).
Синтетические масла обладают всеми необходимыми свойствами, однако, из-за высокой стоимости их производства применяются только в самых ответственных узлах трения.
По внешнему состоянию смазочные материалы делятся на:
— жидкие смазочные масла, которые в обычных условиях являются жидкостями, обладающими текучестью (нефтяные и растительные масла);- пластичные, или консистентные, смазки, которые в обычных условиях находятся в мазеобразном состоянии (технический вазелин, солидолы, консталины, жиры и др.). Они подразделяются на антифрикционные, консервационные, уплотнительные и др.;- твердые смазочные материалы, которые не изменяют своего состояния под действием температуры, давления и т. п. (графит, слюда, тальк и др.). Их обычно применяют в смеси с жидкими или пластичными смазочными материалами.
По назначению смазочные материалы делятся на масла:- моторные, предназначенные для двигателей внутреннего сгорания (бензиновых, дизельных, авиационных);- трансмиссионные, применяемые в трансмиссиях тракторов, автомобилей, комбайнов, самоходных и других машин;Эти два типа масел иногда объединяют термином «транспортные масла».- индустриальные, предназначенные главным образом для станков;- гидравлические для гидравлических систем различных машин;
Также выделяют компрессорные, приборные, цилиндровые, электроизоляционные, вакуумные и др. масла.
Температура застывания(точка утечки) — самая низкая температура, при которой масло растекается под действием силы тяжести.
Понятие температуры застывания используется для определения прокачиваемости масла по трубопроводам и возможности смазки узлов трения, работающих при пониженной температуре.
Под температурой застывания масла подразумевается температура, при которой масло, помещенное в пробирку и наклоненное под углом 45°, не изменяет своего уровня в течение одной минуты.Температура застывания должна быть на 5 … 7 °С ниже той температуры, при которой масло должно прокачиваться.
Температура вспышки— самая низкая температура, при которой масло воспламеняется при воздействии на него пламени.
Температуру вспышки паров масла необходимо знать при подаче масла к узлам трения, работающим при повышенной температуре. Температуру вспышки определяют в открытом или закрытом тигле.
Обычно в справочниках указывается температура вспышки паров масла в открытом тигле.
Кислотное число— мера содержания в масле свободных органических кислот.
Кислотное число определяется количеством миллиграмм гидроксида калия (КОН), необходимым для нейтрализации всех кислых компонентов, содержащихся в 1 г масла. При старении масла кислотное число повышается.
Во многих случаях это число является основным показателем для смены масла в циркуляционных смазочных системах.
Пластичные (консистентные) смазочные материалы.Представляют собой нефтяные или синтетические масла с добавлением многофункциональных присадок и загустителя, в качестве которого используются мыла высших сортов жирных кислот, твердые углеводороды (церазины, парафины), силикагель и сажа, относящиеся к термостойким загустителям и др.
Вязкость пластичных смазочных материалов, в отличие от смазочных масел, зависит не только от температуры, но и от скорости деформации. Значение вязкости пластичного смазочного материала, определенное при заданной скорости деформации и температуре, является постоянным и называется эффективной вязкостью.
Предел прочности на сдвиг— минимальное напряжение сдвига, которое вызывает переход смазки к ее вязкому течению. Предел прочности на сдвиг характеризует способность смазки удерживаться на движущихся деталях, вытекать и выдавливаться из негерметизированных узлов трения.
Температура каплепадения— температура, при которой смазка утрачивает свою густую консистенцию и переходит в состояние жидкой смазки (температура, при которой падает первая капля). Обычно пластичную смазку применяют при температурах на 15 … 20 °С ниже температуры каплепадения.
Число пенетрацииопределяет степень загустения пластичного смазочного материала, которая по ГОСТ5346-78 определяется глубиной погружения в смазочный материал стандартного конуса пенетрометра за 5 с при температуре 25 °С и общей нагрузке 150 г и выражается в десятых долях миллиметра.
Вниманию посетителей: Данная информация предоставляется для ознакмления. Формулировки и цифровые значения могут отличаться от оффициальных описаний и тестовых показателей. Для уточнения или дополнения интересующей информации вы можете обратиться к оффициальным источникам конкретных производителей и сертификационых центров.
Загустители представлены:Мыльными основами. Они подразделяются на натриевые, кальциевые, алюминиевые, литиевые, комплексные. Составляют более 80 % всего производства смазок.Углеводородными основами.
Где в качестве основы используются парафины, церезины, петролатумы.Неорганическими основами. Для которых используются силикаты и их производные.Органическими основами.
В которых применяются сажевые компоненты и полимерные химические конструкции.
Показатели кинематической вязкости при 40° C— Вязкость определяет толшину смазывающей пленки и соответственно несущие способности смазки. 1000 cSt- Очень низкая скорость, очень тяжелая нагрузка.
Присадки и добавки:Стабилизаторы и загустители.Представленные комплексом химических соединений регулирующих вязкость базового масла и общую густоту смеси.Моющие компоненты.(детергенты)Предотвращяют либо уменьшают коксование и появление высокотемпературных отложений.Антиокислительные и антикоррозионные добавки.
Предотвращают преждевременное старение компонентов смазки, уменьшают количество окисляющих веществ и коррозийных соединений.Противозадирные и противоизносные компоненты. Представляют комплекс высокопрочных химических соединений. Предотвращают разрушение взаимодействующих поверхностей при граничном трении путем образования прочной защитной смазывающей пленки.
Предотвращают непосредственный контакт рабочих поверхностей.Депрессорные присадки. Добавки позволяющие значительно снизить порог низкотемпературного застывания смазки.Антифрикционные добавки.Компоненты уменьшающие общий индекс трения.
Создают дополнительные условия для скольжения взаимодействующих элементов добавляя в структуру смазки высокоподвижные соединения.
Классификация биоразлагаемых и огнестойких гидравлических жидкостей
Категория согласноDIN 51 5202 и ISO 6743/4 Состав и основные характеристики Область применения и рабочие температуры.НЕАЕ — Эмульсии «масло в воде», минеральное масло или синтетический сложный эфир. Содержание воды > 80% Передача мощности, около 300 атм, высокие рабочие давления.
HFAS — Водные синтетические химические растворы, не содержащие минеральных масел. Содержание воды > 80% Гидростатические приводы, около 160 атм, низкие рабочие давления. От 5 до 35% Гидростатические приводы, применяемые в индустриальных устройствах. От–20 до 60 °СHFDR — Полиалкиленгликоли, растворимые в воде. Гидростатические приводы.