Что называется преступлением обж 9 класс
ОБЖ 9 классТема 1: Понятие преступления. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
* Контрольная работа преподаватель Назаренко И.П. 1.За какие виды военных преступлений в Женевских конвенциях предусмотрены наказания? 2.Роль МККК в реализации положений права.
Контрольное задание: 1. С какого возраста и за какие преступления несовершеннолетнего могут привлечь к ответственности? 2. Какие виды наказаний могут быть назначены несовершеннолетнему, совершившему преступление? 3. Какие мероприятия могут включать в себя принудительные меры воспитательного воздействия, установленные для несовершеннолетних? преподаватель Назаренко И.П. * С 1 января 1997 г. введен новый УК РФ, в котором есть раздел, посвященный уголовной ответственности несовершеннолетних. В статье 87 говорится: «Несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцать лет». При этом в Уголовном кодексе точно определен возраст, с которого наступает уголовная ответственность (ст. 20, ч. 1): «Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста»
В статье 87 (ч. 2) говорится: «Несовершеннолетним, совершившим преступление, может быть назначено наказание либо к ним могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия». преподаватель Назаренко И.П. * Законодательством установлены две минимальные возрастные границы уголовной ответственности: общая — с 16 лет и пониженная — с 14 лет.
Штраф назначается только при наличии у несовершеннолетнего осужденного самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание. * Видами наказаний( в статье 88 УК РФ), назначаемых несовершеннолетним, являются: а) штраф; б) лишение права заниматься определенной деятельностью; в) обязательные работы; г) исправительные работы; д) арест; е) лишение свободы на определенный срок.
преподаватель Назаренко И.П. * Обязательные работы назначаются на срок от 40 до 160 ч. Они заключаются в выполнении работ, посильных для несовершеннолетних, и исполняются ими в свободное от учебы или основной работы время. При этом предусмотрена продолжительность работы: для лиц в возрасте до 15 лет — не более 2 ч в день, для лиц от 15—16 лет — не более 3 ч в день. Исправительные работы назначаются несовершеннолетним, осужденным на срок до одного года. Арест может быть назначен несовершеннолетним осужденным, достигшим к моменту вынесения судом приговора 16 лет, на срок от одного до четырех месяцев. преподаватель Назаренко И.П.
преподаватель Назаренко И.П. * Лишение свободы назначается несовершеннолетним, осужденным на срок не свыше десяти лет, и отбывается: несовершеннолетними мужского пола, осужденными впервые к лишению свободы, а также несовершеннолетними женского пола — в воспитательных колониях общего режима; несовершеннолетними мужского пола, ранее отбывавшими лишение свободы,— в воспитательных колониях усиленного режима. Содержание принудительных мер воспитательного воздействия, применяемых к несовершеннолетним, изложено в статье 91 УК РФ. Предупреждение состоит в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступлений, предусмотренных УК РФ. (Предупреждение выносится судом и представляет собой одномоментный акт.)
* Передача под надзор состоит в возложении на родителей или лиц, их заменяющих, либо на специализированный государственный орган обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением. (Воспитательное воздействие может включать в себя индивидуальные беседы, вовлечение в занятия физической культурой и спортом, в различных кружках и др.) Обязанность загладить причиненный вред возлагается с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков. преподаватель Назаренко И.П.
* Запомните: противоправные действия в подростковом возрасте в большинстве случаев совершают лица, не имеющие цели в жизни и постоянных обязанностей перед собой, родителями и обществом. Лучшая профилактика — это самосовершенствование, познание окружающего мира, т. е. ответственное, целенаправленное обучение, глубокое усвоение школьной программы, регулярные занятия физической культурой и спортом и посильное участие и помощь родителям в создании нормальных условий жизнедеятельности вашей семьи. преподаватель Назаренко И.П.
Ответье плиз очень надо вопрос по ОБЖ
Статья 15. Категории преступлений
1. В зависимости от характера и степени общественной опасности деяния, предусмотренные настоящим Кодексом, подразделяются на преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступления.
2. Преступлениями небольшой тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает двух лет лишения свободы.
3. Преступлениями средней тяжести признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает пяти лет лишения свободы, и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, превышает два года лишения свободы.
4. Тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает десяти лет лишения свободы.
5. Особо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых настоящим Кодексом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание.
Раздел II. ПРЕСТУПЛЕНИЕ
Глава 3. ПОНЯТИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ И ВИДЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Статья 14. Понятие преступления
Статья 15. Категории преступлений
1. В зависимости от характера и степени общественной опасности деяния, предусмотренные настоящим Кодексом, подразделяются на преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступления.
2. Преступлениями небольшой тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает двух лет лишения свободы.
3. Преступлениями средней тяжести признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает пяти лет лишения свободы, и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, превышает два года лишения свободы.
(часть третья в ред. Федерального закона от 09.03.2001 N 25-ФЗ)
4. Тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает десяти лет лишения свободы.
(в ред. Федерального закона от 09.03.2001 N 25-ФЗ)
5. Особо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых настоящим Кодексом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание.
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемГалина Петрина
Похожие презентации
Презентация 9 класса по предмету «ОБЖ» на тему: «ПОНЯТИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ. ВИДЫ И КАТЕГОРИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ 9 КЛАСС Преподаватель-организатор ОБЖ Данилова Ольга Валерьевна МОУ «Средняя общеобразовательная школа.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:
1 ПОНЯТИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ. ВИДЫ И КАТЕГОРИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ 9 КЛАСС Преподаватель-организатор ОБЖ Данилова Ольга Валерьевна МОУ «Средняя общеобразовательная школа 18» г. Электросталь Московской области
2 ПРЕСТУПЛЕНИЕМ признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания.
3 В зависимости от характера и степени общественной опасности деяния подразделяются на: преступления небольшой тяжести; преступления средней тяжести; тяжкие преступления; особо тяжкие преступления
4 Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16-летнего возраста. За совершение серьезного преступления уголовной ответственности подлежат лица, достигшие ко времени совершения преступления 14 лет.
6 КРАЖА ЛИЧНОГО ИМУЩЕСТВА УГОН АВТОМОБИЛЯ
9 ПРИВЕДЕНИЕ В НЕГОДНОСТЬ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ИЛИ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЙ
10 МОШЕННИЧЕСТВО есть лишение гражданина его имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием
12 Виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним: Штраф
13 Виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним Лишение права заниматься определенной деятельностью
14 Виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним: Обязательные и исправительные работы
15 Виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним: Арест
16 Виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним: Лишение свободы на определенный срок
17 ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ Предупреждение; Передача под надзор родителей; Возложение обязанности загладить причиненный вред; Ограничение досуга и установление особых требований к поведению
20 ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ С какого возраста в соответствии с УК устанавливается уголовная ответственность? А – в отдельных случаях с 12 лет; Б – в отдельных случаях с 14 лет; В – с 16 лет; Г – с 18 лет
21 ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ Какие виды наказания, назначаемые несовершеннолетним, предусмотрены УК РФ? А – штраф; Б – принудительные работы; В – лишение права заниматься определенной деятельностью; Г – арест; Д – содержание под стражей
22 ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ Чтобы не стать жертвой мошенника необходимо соблюдать следующие рекомендации: А – не следует доверять свои вещи посторонним людям; Б – соблюдая осторожность играть в азартные игры с малознакомыми людьми ; В –не следует принимать предложения совершить сомнительную сделку, даже если она кажется очень выгодной
Презентация к уроку ОБЖ в 9 классе «Преступление и уголовная ответственность»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
БЕЗОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В КРИМИНОГЕННЫХ СИТУАЦИЯХ
«НА ДИСКОТЕКЕ МУЗЫКА ИГРАЛА» В ОВД по Белокалитвинскому району с заявлением обратилась жительница хутора Рудакова, которая сообщила о том. Что у её несовершеннолетней дочери на танцах в сельском Доме культуры похитили мобильный телефон стоимостью 8 640 рублей. В ходе расследования была задержана учащаяся ПУ-68, которая совершила данное преступление. Похищенное изъято. По данному факту возбуждено уголовное дело. 10 сентября 2011 г. «ПЕРЕКРЁСТОК».
ПЛАН «ПЕРЕХВАТ» В поселке Горняцком на улице Горной у хозяина угнали мотоцикл «Ява – 350». Был объявлен план «Перехват». Наряд сотрудников ДПС в Белой Калитве на улице Ветеранов задержал 17-летнего подростка, который совершил данное преступление. Мотоцикл изъят. По данному факту возбуждено уголовное дело. 18 сентября 2011 г. «ПЕРЕКРЁСТОК».
НЕ ДОНЕС – «НАДОРВАЛСЯ»… Из подъезда дома на улице Вокзальной злоумышленник попытался похитить демонтированные радиаторы центрального отопления общим весом более 3000 килограммов. Однако жулику не удалось довести свой преступный умысел до конца. Сотрудники правоохранительных органов задержали 19-летнего безработного парня. По данному факту возбуждено уголовное дело. Мера пресечения – подписка о невыезде. 3 октября 2011 г. «ПЕРЕКРЁСТОК».
РАЗУЛИ МАШИНУ Два молодых человека 19-ти и 18-ти лет отроду в ночь на первое августа произвели взлом автомобиля и сняли два автомобильных колеса «Донлоп» с автомобиля «Ваз 2107» во дворе дома №376 по улице Вокзальной. Похищенное изъято сотрудниками милиции. Автоворов ждет суд. 14 октября 2011 г. «ПЕРЕКРЁСТОК».
Проблема: уголовная и административная ответственность несовершеннолетних и современное законодательство. Молодёжь и закон. Понятие о преступлении и их характеристика.
УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ Основанием для уголовной ответственности является ПРЕСТУПЛЕНИЕ – это совершенное общественно опасное деяние, содержащее все признаки состава преступления, запрещенное Уголовным Кодексом РФ. Преступление в самом общем понимании представляет собой форму девиантного (отклоняющегося) поведения человека. СОСТАВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ – совокупность признаков, указанных в уголовном законе, который характеризует конкретное общественно опасное деяние в качестве преступления.
ВИДЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В зависимости от объекта посягательств преступления подразделяются: Против свободы, чести и достоинства Против конституционных прав и свобод Против общественной безопасности Против жизни и здоровья Против собственности Должностные Государственные Воинские
Действия людей, совершаемые под контролем сознания и воли, являются преступными тогда, когда они причиняют вред или создают угрозу его причинения общественным отношениям, охраняемым уголовным законодательством. В зависимости от характера и степени общественной опасности преступления, предусмотренные УК, подразделяются на:
КАТЕГОРИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ Преступлениями небольшой тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает трех лет лишения свободы. Преступлениями средней тяжести признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает пяти лет лишения свободы, и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание превышает три года лишения свободы. Тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает десяти лет лишения свободы. Особо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых настоящим Кодексом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание.
ПО ХАРАКТЕРУ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННЫЕ УГОЛОВНЫМ КОДЕКСОМ, ПОДРАЗДЕЛЯЮТСЯ НА: Корыстные (кражи взятки…) Экономические (нарушение интересов потребителя, ущерб окружающей среде…) Насильственные (убийства…) Терроризм
Виды преступлений, за которые привлекаются к уголовной ответственности несовершеннолетние Ст. 105 Ст. 112 Ст. 126 Ст. 131 Ст. 132 Ст. 158 Ст. 161 Ст. 163 Ст. 213 Ст. 226 Ст. 267 Ст. 229 Ст. 162 Ст. 166
Помните: Даже если вы являетесь несовершеннолетним, должны вести себя в соответствии с правилами, установленными в обществе. Поэтому несовершеннолетние могут нести ответственность за совершение преступлений. УК устанавливает возраст, по достижении которого несовершеннолетний может подлежать уголовной ответственности – это 16 лет. В отдельных случаях, когда совершается достаточно серьезное преступление, общественная опасность которого осознается в более раннем возрасте, уголовной ответственности подлежат лица, достигшие ко времени совершения преступления 14 лет.
Краткая характеристика наказаний, назначаемых несовершеннолетним Штраф назначается только при наличии у несовершеннолетнего осужденного самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание. Штраф определяется в размере от 10 до 500 минимальных окладов, в размере заработной платы или иного дохода несовершеннолетнего осужденного.
Исправительным работам несовершеннолетние осужденные подвергаются на срок до 1 года. Арест назначается несовершеннолетним осужденным, достигшим 16-летнего возраста к моменту вынесения судом приговора, на срок от 1 до 4 месяцев. Краткая характеристика наказаний, назначаемых несовершеннолетним
«ГОРЯЧИЕ» ДЕНЬГИ ИЗ ДУХОВКИ… В Белой Калитве на улице Береговой обворовали частное домовладение. У хозяйки жулик похитил 18 тысяч рублей, которые она хранила в духовке газовой плиты. В ходе расследования сотрудники милиции задержали 14-летнего подростка, который совершил донное преступление. Похищенное частично изъято. По данному факту возбуждено уголовное дело. 15 сентября 2011 г. «ПЕРЕКРЁСТОК».
ФОРТОЧНИК В поселке Шолоховском неизвестный обворовал квартиру на улице Чапаева. Злодей проник через форточку и похитил продукты питания на сумму свыше 2000 рублей и вещи принадлежавшие хозяину. В ходе оперативно розыскных мер сотрудники милиции задержали 15-летнего подростка, который совершил данное преступление. По данному факту возбуждено уголовное дело. 20 сентября 2010 г. «ПЕРЕКРЁСТОК».
ОЧЕНЬ УЧИТЬСЯ ХОЧЕТСЯ… В ходе проведения специального мероприятия «Трезвость и дети» в городе Белая Калитва сотрудники правоохранительных органов задержали 15-летнюю девочку, которая похитила канцелярские принадлежности в книжном магазине. По данному факту возбуждено уголовное дело. 2 октября 2011 г. «ПЕРЕКРЁСТОК».
МАЛЬЧИШКИ И ДЕВЧОНКИ… В ОВД по Белокалитвинскому району с заявлением обратилась женщина, которая сообщила, что неизвестная избила её 16-летнюю дочь и причинила телесные повреждения. В ходе отработки административного участка преступление было раскрыто. Его совершила 15-летняя жительница микрорайона Солнечного. По данному факту возбуждено уголовное дело. 13 октября 2011 г. «ПЕРЕКРЁСТОК».
Меры принудительного воздействия, применяемые к несовершеннолетним. Несовершеннолетний, впервые совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.
ОН САМ ВИНОВАТ… В ночное время 18-летний парень возвращаясь домой, повредил выносной холодильник возле павильона по улице Чернышевского, разбил окна витрины магазина. Мотивами, побудившими парня к столь буйным хулиганским действиям, теперь занимаются сотрудники милиции. А, может, и не было никаких мотивов? А, может, холодильник первый начал? 7 сентября 2011 г. «ПЕРЕКРЕСТОК».
РАЗВЛЕКАЛИСЬ… Вечером на центральной площади Чкалова компания 18-летних юношей и девушек «веселились»… В результате «безобидных» действий подростков все лавочки были перевернуты. Но хулиганские действия на этом на закончились. Лавочки и стены домов получили новый облик в стиле «АРТ». Подростков ждут обязательные работы по восстановлению испорченного имущества. 29 сентября 2011 г. «ПЕРЕКРЕСТОК».
ЗАПОМНИТЕ! Нужно четко знать, где заканчивается детская шалость и начинается уголовно наказуемое деяние! Уголовная ответственность за хулиганство предусматривается статьёй 213 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Характеристика признаков хулиганства Грубым нарушением общественного порядка считают действия, причинившие существенный ущерб личным или общественным интересам или выразившиеся в злостном нарушении общественной нравственности. Это может быть срыв или нарушение культурного, религиозного или иного общественного мероприятия, нарушение покоя граждан в ночное время и т.п.
Уничтожение чужого имущества означает нарушение целостности предметов имущества, совершенное путем поджога, взрыва или иным общественно опасным способом из хулиганских побуждений, поломку механизмов тех или иных предметов, приводящую к необходимости их ремонта, и т.п. Характеристика признаков хулиганства
Местом совершения хулиганства могут быть как общественные места (улица, парк, кинотеатр, средство транспорта), так и безлюдные места (лес, отдельная квартира и т.п.). ЗАПОМНИТЕ! Уголовной ответственности подлежат лица достигшие ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста. В отдельных случаях, когда совершается серьезное преступление, общественная опасность которого осознается в более раннем возрасте, уголовной ответственности подлежат лица, достигшие четырнадцатилетнего возраста.
ПОМНИТЕ: ВАШЕ БУДУЩЕЕ И ВАША ЖИЗНЬ В ВАШИХ РУКАХ. СВОЮ СУДЬБУ МЫ СТРОИМ САМИ!
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Особенности организации педагогического процесса по обеспечению безопасности детей в сфере дорожного движения в условиях реализации ФГОС общего образования
Курс повышения квалификации
Методика преподавания предмета «ОБЖ» в условиях реализации ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
СОСТАВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ – совокупность признаков, указанных в уголовном законе, который характеризует конкретное общественно опасное деяние в качестве преступления.
В зависимости от объекта посягательств преступления подразделяются:
Против свободы, чести и достоинства, Против конституционных прав и свобод, Против общественной безопасности, Против жизни и здоровья, Против собственности, Должностные, Государственные, Воинские. Действия людей, совершаемые под контролем сознания и воли, являются преступными тогда, когда они причиняют вред или создают угрозу его причинения общественным отношениям, охраняемым уголовным законодательством.
Номер материала: 524996
Не нашли то что искали?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В Оренбурге школьников переведут на дистанционное обучение с 9 декабря
Время чтения: 1 минута
До конца 2024 года в РФ построят около 1 300 школ
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Утверждены сроки заключительного этапа ВОШ
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Открытый урок на тему «Преступление и его виды» (9 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Конспект урока по уголовному праву
Для учащихся 9 классов.
Конспект урока на тему :
«Преступление и его виды».
Цель: познакомиться с основным содержанием уголовно-правовых отношений.
Образовательная: формирование у учащихся знаний о понятии преступления, познакомить учащихся со структурой УК, основными принципами работы с текстом закона;
Развивающая: способствовать формированию правовой культуры учащихся через решение практических задач и приобретение навыков работы с Уголовным кодексом РФ; развивать способность адаптировать теоретические знания к реальным жизненным ситуациям.
Воспитательная: воспитывать нравственные качества учащихся, формировать отношение к моральным и нравственным ориентирам в жизни человека.
Новые термины: преступление, Уголовный кодекс РФ, субъект преступления, вандализм, мошенничество.
Изучение новой темы.
I. Организационная часть.
Приветствие, проверка отсутствующих, проверка готовности к уроку, проговаривание плана урока.
Изучение новой темы.
Рассказ с элементами беседы.
Начинаю рассказ с вводного слова: что такое уголовное право, нормы уголовного права и что входит в круг преступных деяний.
Уголовное право – это отрасль права, представляющая собой совокупность юридических норм, определяющих преступность и наказуемость деяний. Нормы уголовного права регулируют уголовно-правовые отношения – вид общественных отношений, возникающих главным образом по поводу преступления. В круг преступных деяний входят хищение, убийство, вовлечение в занятие проституцией, незаконное производство и сбыт наркотиков, акты терроризма и др.
ПОДУМАЙТЕ! (Задаю ребятам вопрос, см. ниже)
Можно ли совершить преступление путём бездействия? В
Веду обсуждение с классом: дискуссируем, рассуждаем, затем делаем общий вывод
Продолжаю рассказ, раскрывая понятие, что такое преступление.
Уголовное право – особая отрасль права, связанная с самой тяжёлой и опасной разновидностью правонарушений – преступлениями. Преступлением признается виновно совершенное опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания (ч. 1ст. 14 УК РФ).
Раздаю на каждую парту по одному уголовному кодексу для работы с источником. Проговариваю номер статьи и прошу, чтобы учащиеся нашли ее в кодексе и прочитали.
Продолжаю лекцию: рассказываю про основные задачи уголовного права.
Не случайно при упоминании уголовного права возникают ассоциации с детективными фильмами, многие из которых начинаются с тревожного звонка в районное управление внутренних дел (УВД) и жёсткой команды: «Дежурная бригада на выезд. Обнаружен труп неопознанного мужчины с признаками насильственной смерти». Следующие кадры – на месте происшествия работают профессионалы: следователь, медицинский эксперт, криминалист. Они составляют протокол осмотра, снимают отпечатки пальцев, опрашивают свидетелей преступления. Словом, как и в жизни, осуществляется кропотливая работа по выявлению лица, совершившего преступление. Ведь уголовное право призвано охранять человека, общество, государство от преступных посягательств. Поэтому его главная задача охранительная. Другая задача – предупреждение преступлений. Выполняя эти задачи, уголовное право обеспечивает регулирование особых, уголовно-правовых отношений.
Что такое юридическая ответственность? Какие виды юридической ответственности вам известны? Веду беседу с детьми: обсуждаем, спрашиваю некоторых ребят, затем сама раскрываю значение данных понятий.
Чтобы закрепить и узнать поняли ли материал дети, я предлагаю решить им проблемную ситуацию.
Проблемная ситуация. Поздно вечером 14-летние О. и М. исписали нецензурными словами в пустых вагонах метро стёкла и стены, изрезали ножом сиденья диванов. Кто является объектом, и каков вид преступления?
Устно решаем эту задачу с учащимися. С начало разбираем, кто является объектом преступления. Работаю со всем классом, т. к. вопрос задаю всем. Дискуссируем, обсуждаем, слушаю их мнения и выводы.
Затем спрашиваю: каков вид преступления в данной ситуации? Обращаюсь к тем, кто меньше отвечал на первый вопрос, чтобы включить их в работу. Дискуссируем, обсуждаем, слушаю их мнения и выводы.
Прошу их открыть уголовные кодексы, найти и прочитать статью 214 Вандализм. Затем сама поясняю решение задачи, чтобы показать каким образом ее нужно решать и проговаривать.
В данном случае объект преступления – общественный порядок, а вид преступления – вандализм (т. е. осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах). Обратите внимание на слово «осквернение». На языке юристов оно означает учинение непристойных, оскорбительно-безнравственных по своей сути надписей или рисунков.
Продолжаю рассказ, поясняя ребятам, кто является субъектами преступлений.
Участниками (субъектами) уголовно-правовых отношений являются, с одной стороны, лица, совершившие преступные деяния, с другой – государство в лице правоохранительных органов и суда.
Устно решаем следующую задачу с учащимися, чтобы они поняли на практике, на примере кто может являться субъектами преступлений.
Проблемная ситуация. Гражданин А. написал гражданину Б. письмо, в котором содержалось предложение совершить некое преступное деяние, за совершение которого гражданину Б. было обещано способствование в продвижении по службе. В силу некачественной работы сотрудников почтового отделения письмо адресатом получено не было. Перечислите всех субъектов.
Даю минуту для размышления и предлагаю назвать по одному субъекту. Спрашиваю по цепочке, начиная с первой парты. Если дети затрудняются ответить, обращаюсь к классу: рассуждаем, делаем выводы.
Продолжаю лекцию, рассказывая про права и обязанности сторон.
Содержание этих правоотношений составляют права и обязанности сторон. Так, государство обязано (и имеет право) объективно расследовать преступление и при наличии достаточных доказательств виновности лица привлечь его к уголовной ответственности. В свою очередь, лицо, совершившее преступление, обязано нести уголовную ответственность. При этом оно имеет право на ту меру ответственности, которая установлена законом за данный вид преступления. Например, если по уголовному закону оскорбление человека наказывается штрафом либо обязательными или исправительными работами, то лицо, совершившее это деяние, не должно нести более суровое наказание. Подчеркнём, что отношения, возникающие в связи с фактом совершения преступного деяния, именуются охранительными уголовно-правовыми отношениями.
Закончив свой рассказ с элементами беседы, я предлагаю ребятам поиграть в деловую игру.
«Угадай сказку по составу преступления».
Объясняю учащимся правила игры: я загадываю сказку, в которой произошло преступление, описывая ее сюжет, а вы должны догадаться и сказать ее название. Если учащиеся затрудняются, даю им подсказки, чтобы не было пауз. Обсуждаем все вместе, чтобы каждый работал на уроке.
Мужчина средних лет зловещей наружности произвел в лесополосе нападение на несовершеннолетнюю девочку. Обманным путем завладел съестными припасами. Особые приметы девочки: головной убор красного цвета, корзинка. (Красная шапочка)
Агрессивный мужчина разрушил два летних жилища подростков. Потерпевшим удалось укрыться в зимнем доме своего брата . (Три поросенка)
Несовершеннолетний, сбежавший от опекунов, бегал по лесу и распевал песни, дурача зверей, пока не был обманут самым хитрым из них. (Колобок)
Девочка пробралась в дом, пока хозяева отсутствовали. Уничтожив часть съестных припасов, девочка имела неосторожность уснуть на месте преступления. Когда хозяева вернулись и обнаружили нарушительницу, она успешно скрылась . (Три медведя)
Мужчина, живущий очень много лет, путем незаконного колдовства вынудил молодую женщину, не захотевшую выходить на него замуж, жить в шкуре земноводного. Ее спас молодой человек знатного происхождения, едва не убив в самом начале . (Царевна- лягушка)
Бездомный герой втирается в доверие к несовершеннолетнему и побуждает его убежать из дома и поселиться в деревне, конфликтуя с родителями. Там к ним присоединяется еще один бездомный, и они вместе начинают вести хозяйство. Стартовый капитал они получают, присвоив себе вырытые из земли ценности, не уплатив положенного налога государству . (Простоквашино)
После проведения игры предлагаю ребятам попробовать описать сюжет преступления, какой- либо сказки, на примере данной игры. Даю немного времени подумать, составить, записать. Желающие читают свои загадки, и мы их так же угадываем. Сдают работы, чтобы получить оценки.
Работа с источником.
Рассказываю ребятам об источнике уголовного права, его особенностях.
Одна из особенностей УК РФ в том, что он выступает единственным источником уголовного права. Общество заинтересовано, чтобы нормы самой суровой отрасли права не были распылены по различным законодательным актам (как в других отраслях права), а сосредоточивались в едином правовом документе. В Особенной части Кодекса отдельные виды преступлений квалифицированы по различным группам. Последние отражают значимость интересов государства, для охраны которых оно прибегает к уголовно-правовым запретам.
Другая особенность УК РФ – по форме он является Федеральным законом, действие которого распространяется на всю территорию России, включая сушу, территориальные воды, воздушное пространство. По общему правилу за преступления, совершённые на территории России, несут ответственность граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.
Следующая особенность УК РФ в том, что по виду систематизации он относится к кодексу, включающему обширную совокупность норм, которые объединяются в группы – институты.
После пояснения об уголовном кодексе и его значения, я задаю вопросы такого содержания, чтобы ребятам необходимо было работать с уголовным кодексом, а именно: сколько статей в УК РФ? Сколько разделов? Как они называются и т.д. Выборочно спрашиваю. Затем записываем основную информацию о кодексе в тетрадь.
Прошу ребят положить ручки и посмотреть на экран.
Демонстрирую ребятам презентацию на тему: «Понятие преступления и его виды».
После того, как они посмотрели презентацию, я даю им немного информации о понятии преступления.
Важнейшими институтами уголовного права являются преступление, необходимая оборона, наказание и др. Рассмотрим их.
Понятие преступления. Напомним: преступлением признаётся виновно совершённое общественно опасное деяние, запрещённое УК РФ под угрозой наказания.
Итак, преступление всегда деяние (действие или бездействие).
Чтобы закрепить знания о понятии преступления, ставлю перед ними проблемную ситуацию. Решаем устно, всем классом.
Проблемная ситуация. Одна из девятиклассниц подстерегла после занятий ученицу К. и неожиданно, свалив её с ног, стала жестоко избивать за то, что та якобы пыталась отбить у неё парня. Эту сцену наблюдали двое мирно беседовавших мужчин: участковый полицейский и его друг, сидевший в своём автомобиле недалеко от места происшествия. Несмотря на крики о помощи, они не реагировали. Вскоре водитель уехал, а полицейский ушёл, хотя и видел, что девушка осталась лежать на тротуаре одна.
Задаю ребятам вопрос следующего содержания: кто является преступником? Правильно ли поступил полицейский, водитель? Дети рассуждают вместе со мной, слушаю их мнения, задаю наводящие вопросы. Затем сама даю правильную формулировку выхода из данной проблемной ситуации: Итак, налицо преступление, как действие (со стороны школьницы, зверски избивавшей свою сверстницу), так и бездействие (лиц, наблюдавших сцену). Конечно, бездействие водителя вызывает, прежде всего, моральное осуждение. А вот бездействовавший милиционер вряд ли несёт только моральную ответственность. Скорее всего, он совершил должностное преступление.
Задаю вопрос всему классу. Выборочно спрашиваю, затем сама перечисляю все признаки правонарушения
Каковы признаки правонарушения?
Пояснение: признаками преступления являются общественная опасность, противоправность, виновность и наказуемость.
Общественная опасность – это существенный вред или угроза причинения существенного вреда объектам уголовно-правовой охраны. Подчеркнём, что речь идёт не просто о вреде деяний (этот признак характерен для любого правонарушения, скажем кража батона хлеба), а о существенном вреде. Так, незаконная добыча водных животных и растений, причинившая крупный ущерб, рассматривается как преступление. Совершение же аналогичных действий, не повлекших крупного ущерба, является административным проступком. Общественная опасность – главный признак преступления, позволяющий отличать его от других правонарушений.
Противоправность означает, только то общественно опасное деяние может называться преступлением, которое предусмотрено в той или иной статье УК РФ.
Виновность. Деяние признаётся преступлением, если оно совершено виновно, т. е. умышленно или по неосторожности. Эти уже известные вам формы вины имеют разновидности: умысел – прямой и косвенный и неосторожность – легкомыслие и небрежность. Примером прямого умысла является убийство из мести. Лицо осознает общественную опасность своего действия, предвидит возможность вредных последствий и желает их наступления.
При косвенном умысле вредные последствия не главное в действиях преступника. Он не желает, но допускает их либо относиться к ним безразлично.
Затем закрепляю пройденный материал на практике. Предлагаю разрешить учащимся следующую проблемную ситуацию.
Проблемная ситуация. 15-летний мотоциклист, желая быстрее проскочить перекрёсток, поехал на красный сигнал светофора. При этом он сбил ребёнка, который в результате наезда остался инвалидом. Являются ли деяния мотоциклиста противоправными?
Решаем устно, всем классом. Рассуждаем: какова вина мотоциклиста, называем признаки преступления, отвечаем на основной вопрос задачи. Дети делают выводы, затем я поясняю решение: Это пример преступления, совершённого по неосторожности из-за преступного легкомыслия. Здесь два правонарушения: проезд на запрещённый сигнал светофора – административный проступок и преступление. Подросток предвидел возможность наступления вредных последствий, но при этом самонадеянно рассчитывал избежать их.
Рассуждение «Говорят мудрые люди».
Вывожу на экране выражения великих людей и предлагаю ребятам провести обсуждение. Работаем всем классом. Выборочно спрашиваю пассивных, пытаюсь включить их в работу.
«Только слабые совершают преступления, человеку сильному они не нужны» Ф. Вольтер (1694-1778), французский писатель и философ.
«Давно установлено, что алкоголизм и преступность – родные брат и сестра» К. М. Бэр (1792-1876), учёный-естествоиспытатель, академик Петербургской академии наук.
Предлагаю записать учащимся, наиболее понравившиеся выражения в тетрадь.
Дискуссия. Проведение дискуссии на тему: «Можно ли перевоспитать преступника, достигшего зрелого возраста?»
Предлагаю ребятам поделиться на 2 команды и провести дискуссию. Вывожу вопрос на экран и первой команде предлагаю привести доводы, что ДА,ПЕРЕВОСПИТАТЬ ПРЕСТУПНИКА, ДОСТИГШЕГО ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА, ВОЗМОЖНО! А другой команде НЕТ, ПЕРЕВОСПИТАТЬ ПРЕСТУПНИКА, ДОСТИГШЕГО ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА, НЕВОЗМОЖНО!
Даю ребятам подготовиться, затем начинаем рассуждение. Чтобы не вызвать у ребят негатив друг к другу, поддерживаю своими доводами и первую и вторую команду.
Задаю учащимся вопросы по пройденной теме. Отвечают устно. Выборочно выбираю, кто будет отвечать.
Что такое уголовное право?
В чём особенности уголовно-правовых отношений?
Раскройте понятие преступления.
Какими признаками характеризуется преступление? При ответе раскройте, что понимают под каждым из них.
Задачи решаем устно, всем классом рассуждаем, делаем выводы.
1. Отец запретил 10-летнему сыну гулять, пока тот не выполнит домашнее задание. Подлежит ли отец мальчика уголовной ответственности за незаконное лишение свободы сына? Аргументируйте свой ответ.
2. Поздним вечером трое подростков встретили студента Н. и, достав ножи, накинулись на него. Получив лёгкое ранение, Н. схватил камень и ударил одного из нападавших, причинив ему тяжкие телесные повреждения. Другие разбежались. Понесёт ли Н. уголовную ответственность? Свой ответ поясните.
Последнее задание, закрепляющее информацию данного урока, будет письменным. Вывожу на экран, прошу записать тему эссе в тетрадь.
Существует ли связь между духовной нищетой личности (пренебрежительным отношением к учёбе, завистью, жадностью, примитивным времяпрепровождением) и совершением преступлений? Аргументируйте свой ответ, опираясь на полученные знания, материалы СМИ, свой личный опыт. Какую позицию в ходе обсуждения заняли бы вы по данному вопросу? Приведите возможные доводы, подтверждающие вашу позицию.
Если ученики не успевают, оставляю задание на дом.