Что означает слово блажен в библии
Кто такой блаженный
Кто такой блаженный, значение слова
Блаженный — от греч. μακάριος, макариос — счастливый, благоденствующий, блаженный. В Русской Православной Церкви блаженным называют отдельных святых и юродивых. В католической Церкви статус «блаженного» получает человек, который был близок к Богу.
Церковное толкование
Крест юродства часто воспринимается людьми неоднозначно, но для православного человека «блаженный» значит — счастливый. Счастливый близостью к Богу, пониманием Его воли. Быть блаженным, значит — быть «благим», добрым и хорошим человеком. Те, кого мы считаем «умными» в земном понимании слова не всегда мудры в духовной жизни. Блаженные же познали высшую правду и почитаются Церковью. «Странными» и необычными они кажутся лишь потому что живут правдой Небесной на грешной земле.
Блаженные часто ведут жизнь скитальцев, по дороге они совершают чудеса, исцеляют людей, предсказывают грядущие испытания. В католической Церкви «блаженными» называли тех, кто брал на себя добровольно подвиг аскезы и отказывался от земных благ.
Кроме того в современной Православной церковной терминологии «блаженный» – титул глав некоторых Церквей:
Известные блаженные
В Православной Церкви широко известны:
Блаженный Василий, Христа ради юродивый, Московский чудотворец, †1557, память 2/15 августа;
Святой Блаженный Василий, Московский чудотворец, родился в декабре 1468 года на паперти подмосковного Елоховского храма в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.
В 16 лет святой пришел в Москву и начал подвиг юродства. В палящий летний зной и трескучий лютый мороз ходил он нагой и босой по улицам Москвы. Странны были его поступки: то опрокинет лоток с калачами, то прольет кувшин с квасом. Рассерженные торговцы били Блаженного, но он с радостью принимал побои и благодарил за них Бога. А потом обнаруживалось, что калачи были плохо испечены, квас приготовлен негодным. Почитание Блаженного Василия быстро росло: в нем признали юродивого, человека Божия, обличителя неправды. Проповедуя милосердие, Блаженный помогал прежде всего тем, кто стыдился просить милостыню, а между тем нуждался в помощи более других. Был случай, что он отдал богатые царские подарки купцу-иностранцу, который остался безо всего и, хотя три дня уже ничего не ел, не мог обратиться за помощью, так как носил хорошую одежду. Скончался Блаженный Василий 2 августа 1557 года. Митрополит Макарий с собором духовенства совершил погребение святого. Его тело было погребено у Троицкой церкви, что на рву, где в 1554 году был пристроен Покровский собор в память покорения Казани.
Блаженная Ксения Петербургская, † в начале XIX в., память 24 января/6 февраля.
Святая блаженная Ксения родилась в первой половине XVIII столетия от благочестивых и благородных родителей.
По достижении совершеннолетия Ксения Григорьевна сочеталась браком с придворным певчим, полковником Андреем Феодоровичем Петровым, и жила с супругом в Санкт-Петербурге.
Блаженный
Блаженный [евр. ашре; греч. макариос, букв. «счастливый» ].
I.: 1) это слово употребляется в Библии по отношению к человеку, которого ждет блаженство на земле или в грядущем веке. Такое значение слова «блаженный» мы находим в ВЗ в выражении «блажен муж, который. » или «блажен тот, кто. » ( Пс. 1:1 ; Пс. 2:12 ; Пс. 31:1 ; Притч. 3:13 ; Иов. 5:17 ). В Синод. пер. НЗ слово макариос чаще всего передается как «блажен», но иногда переводится по-другому, напр. «счастливый» ( Деян. 26:2 );
2) в ВЗ считается счастливым тот человек, которого Господь благословил полнотой жизни, земными благами ( Иов 29 и след.; Пс. 126:3–5 ), а главное – радостью непосредственного общения с Богом. Поэтому благочестивый человек, послушный Закону Божию, признается в особой степени блаженным ( Пс. 1:1 ; Пс. 40:1 ; Пс. 118:1 ; Пс. 127:1 ). Блаженными именуются и все, уповающие на Бога ( Пс. 2:12 ; Пс. 32:12 ; Пс. 39:5 ; Пс. 83:6.13 ; Пс. 111:1 ; Притч. 16:20 ; Ис. 30:18 ). Поскольку Бог проявляет милость и долготерпение к Своему народу ( Пс 31 и след.; Пс. 32:12 ; Пс. 64:5 ; Пс. 143:15 ), то этот народ блажен (ср. также Пс 83 и след.; Пс. 88:16 ; Пс. 145:5 ). Блажен и тот, кого Бог наказывает ( Иов 5 и след.; Пс. 93:12 ), потому что посредством такого наказания человек выводится на путь спасения;
3) в НЗ спасение и блаженство неразрывно связаны с Царством Божиим, путь в которое открывается верой в жертву Иисуса Христа и исполнением Его учения ( Лк. 14:15 ; Откр. 19:9 ). След., блажен тот, кто принимает Иисуса и Его слово ( Мф. 16:17 ; Мф. 24:46 ; Лк. 1:45 ; Лк. 11:28 ; Откр. 1:3 ), кто верит в Него ( Ин. 20:29 ) и не соблазнится о Нем ( Мф. 11:6 ). Особенно призваны радоваться Царству Божию нищие духом, плачущие, кроткие, алчущие и жаждущие правды, милостивые, чистые сердцем, миротворцы и изгнанные за правду ( Мф 5 и след.; ср. Лк 6 и след.); очи и уши видящих и слышащих Иисуса названы блаженными ( Мф. 13:16 ; Лк. 10:23 ). Ср. также ⇒ Заповеди блаженства.
II. Блаженный «спасенный» от глаголов, означающих «спасать», – евр. йаша, греч. содзеин:
2) в НЗ «спасение» и «избавление» часто связаны с освобождением от болезни, смерти, одержимости и проч.; но наряду с этим в Евангелиях, а особенно в Дeян и в посланиях, главное основание блаженства – это спасительный подвиг Иисуса Христа, избавление от власти греха и смерти, избавление от вечного осуждения и дарование вечного спасения и ⇒ жизни ( 1Фес. 4:17 ; 1Петр. 1:4 ; Откр. 21:1 ; Откр. 22:1 );
3) спасение и блаженство даруются верующему Богом через Иисуса Христа ( Мф. 18:11 ; Лк. 19:10 ; 1Кор. 1:21 ; 2Тим. 1:9 ). При этом люди, как посланники Божьи, могут быть посредниками Божественного спасения ( Рим. 11:14 ; 1Кор. 9:22 ; Иак. 5:20 ; ср. 1Кор. 7:16 ), но только следуя вере и спасительному учению ( Иак. 1:21 ), человек может достичь спасения и стать блаженным (спасенным). В выражениях «стать блаженным», «быть спасенным», «достичь спасения», «дать спасти себя» слово «блаженный» относится исключительно к людям, принимающим Голгофскую жертву и следующим учению Иисуса Христа. Они оказываются спасенными от порчи преходящего «мира сего» и осознают себя вступающими в «грядущий век» – в новую эпоху спасения, начавшуюся с явления Иисуса Христа. «Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» ( Ин. 3:17 ). «Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас спасаемых [блаженных] – сила Божия» ( 1Кор. 1:18 ). ⇒ Спасение ⇒ Искупление ⇒ Прощение.
Блаженный
Полезное
Смотреть что такое «Блаженный» в других словарях:
блаженный — См. счастливый спереди блажен муж, а сзади вскую шаташася. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. блаженный юрод, юродивый, райский, присноблаженный, блаженненький, счастливый … Словарь синонимов
БЛАЖЕННЫЙ — БЛАЖЕННЫЙ, блаженная, блаженное; блажен, блаженна, блаженно. 1. Счастливый, невозмутимо радостный. Блаженное состояние. «Там, за далью непогоды, есть блаженная страна.» Языков. «Блажен, кто с молоду был молод.» Пушкин. Блаженно (нареч.) улыбаться … Толковый словарь Ушакова
блаженный — БЛАЖЕННЫЙ, юродивый, уменьш. ласк. блаженненький БЛАЖЕННАЯ, юродивая, уменьш. ласк. блаженненькая … Словарь-тезаурус синонимов русской речи
Блаженный — (иноск.) шалунъ, проказникъ, дурачекъ (съ блажью). Ср. Блажить дурить … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
БЛАЖЕННЫЙ — БЛАЖЕННЫЙ, ая, ое; жен, женна. 1. В высшей степени счастливый. Блаженное состояние. Б. миг. Блажен, кто верует (афоризм). 2. полн. Не совсем нормальный [первонач. юродивый] (разг.). 3. То же, что святой (в 1 знач.) (устар.). Храм Василия… … Толковый словарь Ожегова
блаженный — блаженный, кратк. ф. блажен (устаревающее блаженен), блаженна, блаженно, блаженны … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
Блаженный — Василий П … Википедия
Блаженный В. — Вениамин Блаженный Вениамин Михайлович Блаженный Имя при рождении: Вениамин Михайлович Айзенштадт Дата рождения: 15 октября 1921 Место рождения: Оршанский уезд Витебской губернии Дата смерти … Википедия
Блаженный В. М. — Вениамин Блаженный Вениамин Михайлович Блаженный Имя при рождении: Вениамин Михайлович Айзенштадт Дата рождения: 15 октября 1921 Место рождения: Оршанский уезд Витебской губернии Дата смерти … Википедия
БЛАЖЕННЫЙ — [греч. μακάριος], 1) наименование (блаженный Василий) или 1 я часть наименования (блаженный Василий, Христа ради юродивый) лика (чина) юродивых (см. Юродство); 2) именование, употребляемое в отношении святого или неканонизированного подвижника… … Православная энциклопедия
блаженный — ая, ое; же/н, же/нна 1) В высшей степени счастливый, благоденствующий, исполненный счастья. Блаженный сон. Блаженный миг. Блаженная страна. Блаженная тишина. [Чацкий:] Блажен, кто верует, тепло ему на свете! (Грибоедов). Ты хочешь знать, что… … Популярный словарь русского языка
Блаженный
Блаже́нный (греч. μακάριος, макариос — счастливый, благоденствующий, блаженный) — 1) христианин, живущий благочестивой жизнью, по заповедям Божьим, Христовым, в том числе по заповедям блаженств; 2) святой, прославившийся подвигом юродства Христа ради; 3) наименование, прилагаемое к некоторым святым, не связанное с подвигом юродства (блаженный Иероним, блаженный Феодорит Кирский и др.); 4) человек, ведущий праведную жизнь перед Богом ( Пс.1:1 ); 5) прилагательное, дополняющее титул глав некоторых Церквей; 6) счастливый человек.
В современной православной церковной терминологии «блаженный» – титул глав некоторых Церквей: патриархов, архиепископов (в греческой традиции, в отличие от русской, архиепископ по рангу выше митрополита) и митрополитов. Например: Феофил, Блаженнейший Патриарх Святого Града Иерусалима и всей Палестины; Христодул, Блаженнейший Архиепископ Афинский и всей Эллады; Савва, Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши.
Блаженный (лат. beatus) – принятое в русском обиходе именование святых Церкви, в тех случаях, когда почитание им установилось до отпадения католицизма от Православия (1054 г.) и они включены в православные святцы (Блаженный Августин, еп. Иппонийский, †430; преподобный Иероним Блаженный, Стридонский, † 420, – их память 15(28) июня. У самих католиков термин «блаженный» прилагается к святому на первом этапе его канонизации.
В древности блаженными также именовали святых, «угодивших Богу втайне» (например, Блаженный Никита Царьградский, XII в., память 9 ⁄ 22 сентября), и тех, чья святость подтверждена преимущественно свидетельством других людей.
В Древней Руси «блаженными» стали называть святых из разряда юродивых (Блаженный Василий, Христа ради юродивый, Московский чудотворец, †1557, память 2(15) августа; Блаженная Ксения Петербургская, † в начале XIX в., память 24 января/6 февраля).
Кроме того, в церковных молитвах блаженными именуются также усопшие государи и высшие духовные лица.
Блаженный — кто это: значение и происхождение слова
Что значит блаженный
Слово «блаженный» с греческого и латинского переводится как «счастливый». Блаженными называют людей, способных не только видеть Бога, но и общаться с ним, несущих в мир его слово, волю.
В христианстве к ним относят особый лик святых. Термин исходит корнями к старославянскому слову «бо́лого», которое нужно понимать как «делать благим, хорошим».
Церковное толкование
На Руси это слово употреблялось в значении «юродивый». К ним относили людей, намеренно казавшимися глупыми, за их простоту и естественность; странствовавших по земле, намеренно лишавших себя благ, жилья. В православии юродивыми называли странствующих монахов и других людей, безвозмездно помогавших окружающим и имевших дар предвидения и целительства.
Епископ Иппонийский святой Августин и святой Иероним Стридонский являются в Православии самыми почитаемыми и прославленными блаженными.
В католической церкви этим словом называли подвижников, то есть преднамеренно подвергавших себя различным лишениям, — аскетов. Их называли праведниками, потому что они жили так, как должен жить человек согласно канонам Библии.
Происхождение слова
Славяне употребляли слово «блажити» — «восхвалять». Одно из сохранившихся значений слова «блажен» — состояние человека, в котором он счастлив, умиротворен и спокоен.
Еще «блажью» можно понимать дурость, ненормированность, нестандартность поведения, необдуманное упрямство.
Слово «блажной» значит «дурной», «сумасшедший».
«Блаженство» в современном русском языке имеет смысл «удовлетворение».
Понятие «блаженно» — «быть счастливым в высшей степени»
Семантика выражения разнится в православии и католичестве, но выделяют общее значение. «Блаженными» именуют праведников, не поддающихся искушению земных благ, ведущих себя «ненормально», безумно для обывателей.
Слово происходит от «блажити«, что значит «уважать, восхвалять». В ходе своего существования слово претерпело семантические изменения, и в современном языке одно из значений слова — «святой», другое — «чудаковатый, глуповатый». Это связано с тем, что ранее в Руси почитаемые святые лица часто являлись юродивыми. В Восточной церкви с благоговением относились к юродивым.
Кого называют блаженными
Кто такой блаженный человек, можно увидеть множество определений в словарях.
Так, в толковом словаре Ожегова слово «блаженный» значит:
В толковом словаре Дмитриева Д.В. термин означает:
В современном мире блаженными принято называть людей простоватых, в чем-то наивных, глуповатых, не входящих в рамки.
Отношение к блаженным
К блаженным с особым трепетом относится весь христианский мир за их служение Господу, истине.
Из Евангелия от Матфея:
«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное».
Подобные строчки становятся для христиан главным основанием, когда они решаются на уединенность, отшельничество, отказываются от земных благ, спасая свою душу.
Блаженные не имеют благ, в том числе и имущества, живут бедно ради Господа. Блаженные жили не как все, и поэтому их где-то недолюбливали и побаивались.
Подвиг юродивых состоит в том, что они поминают всем остальным о жертвенной любви Учителя, потребности сердечного участия, а не внешнего следования обрядам и общепринятым нормам.
За их «непохожесть» и своеобразие общество всегда побаивалось их, сторонилось. Потому что юродивость сопоставимо с «ненормальностью». Но, тем не менее, к юродивым относились с уважением, потому что знали, что не каждый осмелится стать таким и нести до людей слово и дело Божье.
Юродство на Руси называли подвигом — чтобы стать таким, нужно было отказаться от родных, всех благ, жить без крова, на одни лишь подаяния. Подвиг юродства предполагал, что человек притворяется придурковатым, чтобы говорить людям правду, обнажать зло.
Известные блаженные
В русской церкви блаженных выделяют в отдельную группу святых.
Василий Блаженный
К числу самых уважаемых, почитаемых блаженных относят Василия Блаженного, которого называли Нагим. Святой появился на свет в селе Елохово недалеко от Москвы. Годы жизни святого разнятся: по одним, он родился либо в 1462, либо в 1469, однако доподлинно известно, что умер он 1557. Василия Блаженного именовали московским юродивым. Он был канонизирован в 1588 году. Его мощи отнесли в Покровский собор, именуемый в народе название храма Василия Блаженного. Святой мог предвидеть будущее, а в народе его мощам приписывают чудотворные качества.
Он родился в небогатой семье обычных крестьян, которые решили отдать его мастеру-сапожнику. Обучаясь у ремесленника, Василий проявил себя как трудолюбивый юноша, однако он не стремился стать мастером, так как еще в юности чувствовал иное предназначение жизненного пути.
Случайным образом был обнаружен дар предвидения. Произошло это, когда к его мастеру пришел некий человек и попросил сшить сапоги, которые прослужат ему долго. Подмастерье Василий, услышав такие слова, улыбнулся, а затем сказал своему хозяину, что этому человеку не пригодятся сапоги, ведь он умрет уже завтра. И так действительно случилось.
В шестнадцатилетнем возрасте он прекратил обучение мастерству, выбрав подвиг юродства. Нагой не надевал одежду и не имел собственного жилья, испытывал большие лишения. На груди висел тяжелый крест, прикованный к телу могучими цепями. Житие описывает, как юродивый словом и примером учил людей правильной жизни.
При жизни Василием Блаженным было совершено множество чудес:
Даже царь Иван Грозный боялся Василия Блаженного и, когда тот тяжело заболел, побывал на его смертном одре.
Василий умер в 1557 году. Иван Грозный с боярами нес его тело. Василий был похоронен на кладбище Троицкой церкви. Там же царь дал указание построить Покровский собор. Ныне собор известен как храм Василия Блаженного.
Ксения Петербургская
В тот период, когда страной руководила царица Елизавета, в Санкт-Петербурге жила юродивая — Ксения Григориевна. Еще совсем молодой она овдовела. После женщина раздала все свои пожитки нуждающимся, облачилась в одежды супруга и отправилась странствовать.
Ксения в любую погоду по ночам уходила в поле и стояла на коленях, читала молитвы всю ночь.
Она старалась помогать бедным, обездоленным и больным людям, при этом не афишировала свою личность, скрывала от людей свои деяния. В то время в Смоленске строился каменный храм. Однажды строители заметили, что кто-то по ночам, когда никого нет, натаскивает на самый верх строящейся церкви кирпичи. Оказалось, что это делала под покровом ночи Ксения.
Горожане любили юродивую и считали за счастье, если та заходила к ним в гости. А еще ее почитали извозчики, у них была даже своя примета — если удавалось подвезти ее, то обязательно будет успех в делах.
При жизни Ксения Петербургская совершила множество чудес:
Ксения прожила до преклонных лет и была похоронена на Смоленском кладбище в Петербурге. На ее могиле была построена небольшая часовня, являющаяся почитаемой святыней Санкт-Петербурга. На месте погребения святой паломники получают исцеления, а молитвы помогают водворить в семьях мир.
Видео о евангельском понятии «блаженные»
В этом видео протоиерей Максим Козлов рассказывает о евангельском понятии «блаженные» и его значении.