Что называется объектом экономики бжд
Объект экономики
Смотреть что такое «Объект экономики» в других словарях:
объект экономики — 3.1.9 объект экономики: Предприятие или учреждение производственного или социального назначения. Источник: ГОСТ … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Объект экономики — предприятие или учреждение производственного или социального назначения … Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь
объект — 3.14 объект (object): Элемент, который может быть охарактеризован посредством измерения его атрибутов. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Объект инвестиционной деятельности — вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства во всех отраслях и сферах национальной экономики, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно техническая продукция, другие объекты собственности, а также имущественные… … Финансовый словарь
Объект экологически опасный — предпиятие или организация экономики, состояние или функционирование которых приводит или может привести к негативному воздействию на людей, сельскохозяйственных животных и растений, на окружающую природную среду или ее отдельные компоненты.… … Словарь черезвычайных ситуаций
ОБЪЕКТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ — по доминирующим в науке уголовного права представлениям общественные отношения (социальные интересы, ценности), взятые под охрану уголовным законом. Действующее уголовное законодательство не дает определения О.п. Вывод, что им являются… … Энциклопедия юриста
Преступления в сфере экономики — в уголовном праве РФ вид преступлений, имеющих общий объект посягательства: имущественные и производственные отношения, экономические права граждан, юридических лиц, муниципальных и государственных образований. Экономические преступления… … Финансовый словарь
Химически опасный объект — Химически опасный объект опасный производственный объект, на котором хранят, перерабатывают, используют или транспортируют опасные химические вещества, при аварии на котором или при разрушении которого может произойти гибель или химическое… … Википедия
Родовой объект — часть общего объекта, представляет собой группу однородных и взаимосвязанных общественных отношений (благ, интересов), охраняемых уголовным законом от преступных посягательств. В основу деления Особенной части УК на разделы положен родовой объект … Словарь основных уголовно-процессуальных понятий и терминов
ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ — в уголовном праве РФ один из основных видов преступлений, имеющих общий объект посягательства имущественные и производственные отношения, экономические права граждан, юридических лиц, муниципальных и государственных образований. Подвидами П. в… … Юридический словарь
Объекта экономики в ЧС
Россия, являющаяся страной с обширной территорией, вмещающей несколько географических поясов и природных зон, обладает чрезвычайно большим разнообразием геологических, климатических и ландшафтных условий. Вследствие этого территория подвержена полному набору всевозможных неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов. За год в России происходит 350-400 опасных природных явлений.
Возможность возникновения аварий усугубляется высокой степенью износа основных производственных фондов, невыполнением ремонтных и профилактических работ, падением производственной и технологической дисциплины. В этих условиях должна проводиться серьезная работа по повышению устойчивости функционирования действующих экономических объектов в ЧС.
Под устойчивостью функционирования объекта экономики в условиях ЧС понимается его способность выпускать установленные виды продукции в объёмах и номенклатуре, предусмотренных соответствующими планами и заданиями.
Она направлена на:
– предупреждение возникновения аварий и катастроф;
– противостояние воздействию их поражающих факторов в целях предотвращения или ограничения угрозы жизни, здоровью персонала, проживающего вблизи населения;
– снижение материального ущерба;
– обеспечение восстановления нарушенного производства в минимально короткие сроки.
Так как современное предприятие энергомашиностроения представляет собой сложный инженерно-экономический комплекс, то его устойчивость будет напрямую зависеть от устойчивости функционирования составляющих элементов и систем.
К основным составляющим элементам относятся:
– здания, сооружения, производственное оборудование;
– защитные сооружения для укрытия рабочих и служащих;
– элементы системы обеспечения (сырье, топливо, вода, комплектующие изделия, электроэнергия, тепло и т.п.);
– элементы системы управления производством.
Решая вопросы защиты и повышения устойчивости функционирования объекта экономики следует соблюдать принцип равной устойчивости по всем поражающим факторам. Принцип равной устойчивости заключается в необходимости доведения защиты зданий, сооружений и оборудования объекта до такого целесообразного уровня, при котором выход из строя от поражающих факторов может возникнуть, как правило, на одинаковом расстоянии.
Таким образом, в условиях возникновения ЧС промышленные предприятия могут оказаться в зоне действия поражающих факторов источников ЧС. В этом случае объем и характер потерь и разрушений на них будет зависеть как от характера воздействия поражающих факторов, так и от своевременности и масштаба, заблаговременно осуществленных мер по подготовке объекта экономики к функционированию в условиях ЧС.
2.2. Проблема повышения устойчивости функционирования организаций в современных условиях
Проблема повышения устойчивости функционирования промышленных предприятий в современных условиях приобретает все большее значение. Это связано с рядом причин, основными из которых являются:
– ослабление механизмов государственного регулирования и безопасности в производственной сфере, снижение трудовой и технологической дисциплины производства на всех уровнях, а также снижение противоаварийной устойчивости производства, произошедшее в результате затянувшейся структурной перестройки экономики России;
– высокий прогрессирующий износ основных производственных фондов, особенно на предприятиях химического комплекса, нефтегазовой, металлургической и горнодобывающей промышленности с одновременным снижением темпов обновления этих фондов;
– повышение технологической мощности производства, продолжающийся рост объемов транспортировки, хранения и использования опасных веществ, материалов и изделий, а также накопление отходов производства, представляющих угрозу населению и окружающей среде;
– отсутствие в РФ законодательной и нормативно-правовой базы, обеспечивающей в новых экономических условиях устойчивое и безопасное функционирование промышленно опасных производств, стимулирующей мероприятия по снижению риска ЧС и смягчению их последствий, а также повышающей ответственность владельцев потенциально опасных объектов;
– отставание отечественной практики от зарубежной в области использования научных основ анализа проблемного риска в управлении безопасностью и предупреждением ЧС;
– снижение требовательности и эффективности работы органов государственного надзора и инспекций;
– повышение вероятности возникновения военных конфликтов и террористических актов.
Наибольшую опасность в техногенной сфере представляют радиационные и транспортные аварии, аварии с выбросом химически и биологически опасных веществ, взрывы и пожары, гидродинамические аварии, аварии на электроэнергетических системах и очистных сооружениях.
Сложность и масштабность проблемы обеспечения безопасности населения и природной среды в ЧС и необходимость ее решения органами государственной власти и управления всех уровней обуславливается тем, что в РФ насчитывается около 45 тыс. потенциально опасных объектов различного типа и разной ведомственной подчиненности.
В зонах непосредственной угрозы жизни и здоровью в случае возникновения техногенных ЧС проживают около 80 млн. человек, т.е. 55% населения страны.
В современных условиях на первое место вышли проблемы предупреждения ЧС мирного времени, особенно техногенного характера, смягчения последствий стихийных бедствий и создания условий для быстрейшей ликвидации их последствий.
Конспект на тему: «Объекты экономики»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема: «Мероприятия по повышению устойчивости объектов экономики в мирное и военное время.»
Главной общей целью повышения устойчивости экономики страны является обеспечение важнейших потребностей государства, общества и населения в условиях военного времени.
Конкретные цели повышения устойчивости экономики страны, ее территориальных, отраслевых звеньев и объектов определяются исходя из достигнутых и требуемых значений ее показателей с учетом реальных финансовых и материальных возможностей.
Основными показателями устойчивости экономики страны, ее территориальных, отраслевых звеньев и объектов являются доли сохранившихся производственных мощностей на момент оценки и прогнозирования после начала военных действий, с учетом их восстановления в приемлемые сроки.
Повышение устойчивости экономики достигается путем заблаговременной разработки и реализации специальных норм, правил и требований, а также комплекса организационных и инженерно-технических мероприятий, направленных на подготовку экономики к работе в условиях военного времени, снижение ущерба производительных сил страны от средств поражения и подготовку к восстановлению нарушенного функционирования экономики в приемлемые сроки.
Общее руководство деятельностью в области повышения устойчивости функционирования экономики страны в военное время осуществляется Правительством Российской Федерации.
Непосредственное руководство деятельностью по повышению устойчивости экономики страны, ее территориальных, отраслевых звеньев и объектов осуществляют соответствующие органы исполнительной власти в соответствии с их полномочиями, функциями и задачами, установленными законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
2. Основные направления, задачи и требования по повышению устойчивости функционирования экономики в военное время
Основными направлениями повышения устойчивости функционирования страны в военное время являются:
защита и жизнеобеспечение людских ресурсов экономики (персонала объектов экономики, сферы управления, а также сфер подготовки и резерва кадров и т.д.) от воздействия поражающих факторов, обусловленных применением средств поражения по объектам экономики;
рациональное размещение производительных сил на территории страны и совершенствование структуры экономики;
подготовка экономики страны к работе в условиях военного времени;
сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования объектов экономики и выживания населения в военное время;
подготовка к восстановлению нарушенного функционирования объектов экономики страны вследствие воздействия основных дестабилизирующих факторов военного времени;
повышение устойчивости управления экономикой страны в условиях военного времени;
создание резерва (запасов) особо важной продукции военного назначения, стратегического сырья, топлива, средств жизнеобеспечения населения, уникального и дефицитного промышленного оборудования, приборов и т.п.
Защита и жизнеобеспечение людских ресурсов экономики
Защита людских ресурсов экономики и населения страны в целом от воздействия поражающих факторов применяемых средств поражения, а также от вторичных поражающих факторов, возникающих вследствие этого применения, являются приоритетными целями и задачами государственной политики.
Основные принципы, способы и средства защиты всех категорий населения (работающие, неработающие, взрослые, дети в зависимости от степени опасности объектов экономики и т.п.) определяются и регламентируются законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации в области гражданской обороны.
Жизнеобеспечение всех категорий населения как и его защита от первичных и вторичных поражающих факторов в условиях военного времени также
важной составной частью государственной политики.
Основными приоритетными задачами, направленными на подготовку и осуществление жизнеобеспечения населения в условиях военного времени являются:
разработка норм и нормативов военного времени по обеспечению населения продовольствием и предметами первой необходимости и подготовка к их реализации с учетом категорий населения (работающие, неработающие, по возрастам), а также характера труда, его значимости и др.;
определение (прогнозирование) потребностей населения по нормам и нормативам военного времени средств и услуг жизнеобеспечения: продовольствия, предметов первой необходимости, электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, коммунально-бытового и других видов обслуживания;
оценка (прогнозирование) возможностей системы жизнеобеспечения населения по обеспечению потребностей населения по нормам и нормативам военного времени и разработка мероприятий, направленных на их удовлетворение;
подготовка мест временного размещения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуируемого (в случае необходимости) персонала важнейших объектов экономики.
Рациональное размещение производительных сил на территории страны и совершенствование структуры экономики
Рациональное размещение производительных сил на территории страны и совершенствование структуры экономики является важным фактором повышения устойчивости функционирования экономики страны в военное время и снижения ущерба при нанесении ударов по ее объектам, создания более устойчивой структуры экономики, ее отраслевых и территориальных звеньев, промышленных зон и объектов путем дублирования производств, повышения уровня автономности, снижения взаимосвязей и т.п.
В этих целях при разработке прогнозов социально-экономического развития страны, генеральной схемы размещения ее производительных сил, схем развития и размещения отраслей экономики, крупных экономических районов и территорий (субъектов РФ), а также важнейших территориально-производственных комплексов предусматривается:
максимально возможное рассредоточение производительных сил на территории страны с учетом рационального кустования производства важнейшей промышленной продукции в отдельных экономических районах;
дальнейшее наращивание экономического потенциала районов страны, имеющих наиболее низкий уровень концентрации объектов экономики и собственные энергетические и природные ресурсы;
ограничение строительства новых и расширения существующих в районах, наиболее острый дефицит собственных энергетических и ресурсов и наибольшие возможности прекращения или сокращения обеспечения ими в военное время;
создание ресурсосберегающих технологий и менее трудоемких производств;
совершенствование и повышение надежности межрегиональных и хозяйственных связей, а также межгосударственных экономических связей в рамках системы обеспечения коллективной безопасности СНГ;
комплексное развитие экономики субъектов Российской Федерации, обеспечивающее максимальное использование местных ресурсов и производственных мощностей;
обоснование и создание предприятий с рациональными производственными мощностями, исходя из требований научно-технического прогресса, экономической эффективности и с учетом обеспечения повышения устойчивости экономики, ее отдельных звеньев в военное время;
полнота и комплексность использования эксплуатируемых природных ресурсов территории, повышение глубины их переработки и снижение сырьевой составляющей в региональном вывозе;
ограничение развития отраслей и производств, экстенсивно использующих ресурсный потенциал территории или базирующихся на использовании дефицитных для региона ресурсов, а также производств, базирующихся преимущественно на внешних ресурсных поставках;
расширение производства продукции (услуг) массового внутрирегионального потребления на базе ресурсного и производственного потенциала территории;
создание новых и ассимиляция действующих производственных мощностей для выпуска важнейшей продукции, потребности в которой не могут быть обеспечены действующими объектами на необходимом уровне из-за их недостаточной устойчивости;
приближение перерабатывающих (обрабатывающих) производств к источникам сырья;
ограничение роста больших городов, концентрации промышленности и запасов материальных ресурсов в этих городах;
развитие экономически перспективных малых и средних городов, поселков городского типа и крупных сельских населенных пунктов с размещением в них небольших организаций (предприятий), а также филиалов и специализированных цехов крупных организаций, действующих в больших городах;
постепенный вывод из категорированных городов предприятий, баз и складов, перерабатывающих или хранящих значительные количества токсичных, взрывоопасных, легковоспламеняющихся и других опасных веществ, а также сортировочных железнодорожных станций и узлов;
использование подземных пространств городов и горных выработок для размещения оборонных предприятий, важных отдельных производств и цехов, баз государственных материальных резервов, распределительных холодильников, складов жидкого топлива и других объектов экономики;
дублирование объектов и отдельных производств, обеспечивающих выпуск важнейшей народнохозяйственной продукции и оказание услуг и имеющих недостаточный уровень устойчивости при воздействии дестабилизирующих факторов военного времени;
учет изменений современных условий, норм, правил, регулирующих и определяющих отношения между объектами экономики, как в мирное, так и в военное время.
Подготовка экономики к работе в условиях военного времени
Подготовка экономики страны, ее производственной и непроизводственной инфраструктуры к работе (функционированию) в условиях военного времени включает разработку и осуществление следующих основных мер и мероприятий:
подготовка объектов, переходящих в военное время на выпуск новой продукции в рамках планов ассимиляции и дублирования производств;
разработка упрощенных технологий и подготовка объектов к их использованию;
подготовка вариантов возможного изменения и совершенствования кооперационных производственных связей объектов, включая их дублирование;
разработка технологий по ускоренной безаварийной остановке цехов,
технологических линий и оборудования производств с непрерывным технологическим процессом или по переводу их на безопасный режим в особых внезапно возникающих обстоятельствах военного времени;
создание страхового фонда документации на потенциально опасные объекты, перечень которых, в зависимости от их принадлежности утверждается федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с МЧС России;
подготовка кадров для объектов, переходящих на выпуск новой продукции или на новые технологии, а также к замене работающего персонала объектов в связи с мобилизацией в вооруженные силы;
унификация узлов и изделий гражданской и военной продукции, сближение гражданской и военной технологий;
совершенствование форм организации производства в условиях военного времени в государственном и частном (акционированном) секторах экономики;
создание стратегических запасов сырьевых, материальных и финансовых ресурсов, обеспечивающих работу объектов при внезапном непредвиденном обрыве хозяйственных связей;
проведение НИОКР по созданию заменителей дефицитного сырья, материалов, комплектующих узлов и элементов для производства важнейшей продукции;
консервация месторождений стратегического сырья и резервных источников энерго-, газо- и водоснабжения важнейших объектов;
создание запасных объектов транспорта, энерго-, газо- и водоснабжения;
разработка и совершенствование нормативов потребления газо-, энерго- и водоснабжения в условиях военного времени;
изыскание и подготовка мер по повышению производственных мощностей действующих объектов, пропускной способности транспортных систем без дополнительных капитальных вложений;
подготовка объектов к работе в условиях ухудшения состояния окружающей природной среды, ее радиоактивного, химического и биологического загрязнения (заражения) и других внешних условий;
разработка и совершенствование соответствующей законодательной, нормативно правовой и методической базы.
При этом особые требования предъявляются к разработке и совершенствованию законодательной, нормативной правовой, методической базы и страхового фонда документации (СФД), основными из которых являются:
обеспечение решения всего комплекса задач как по подготовке экономики к работе в военное время, так по ее мобилизационному развертыванию и функционированию;
обеспечение страховым фондом документации для организации и осуществления производства военной и другой продукции, включенной в мобилизационные планы, а также для проведения аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ;
создание СФД должно осуществляться в рамках государственного оборонного заказа, государственными заказчиками которого выступают федеральные органы исполнительной власти, ответственные за выпуск военной продукции и, соответственно, за проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ:
состав создаваемого СФД должен отвечать требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, а ее качество и формы представления – требованиям заказчиков.
Разработка и совершенствование комплекса законодательной, нормативной правовой, методической базы и СФД должна осуществляться в плановом.
Приоритетными направлениями и мерами подготовки экономики к работе в условиях военного времени являются обеспечение перевода объектов на выпуск новой продукции и новые технологии, а также создание и совершенствование законодательной нормативной правовой, методической базы и страхового фонда документации.
Сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения
Основную угрозу для экономики страны, ее устойчивого функционирования в военное время представляют удары средств поражения противника по объектам, обеспечивающим ее важнейшие государственные потребности.
Главной целью обеспечения сохранности важнейших объектов экономики страны является минимизация ущерба, который они могут иметь при ведении боевых действий, и обуславливающего прекращение функционирования и снижение возможностей их восстановления.
Выбор объектов, подлежащих сохранению, должен осуществляться на основе анализа, оценки и прогнозирования следующих основных факторов и исходных данных:
значимость объектов по обеспечению важнейших государственных потребностей страны и выживания населения в военное время;
возможные приоритетные цели ударов противника, типы, виды и состав применяемых им средств поражения и их сценарии;
ожидаемые ущербы (уровни сохранности) объектов при нанесении ударов и оценка их влияния на устойчивость функционирования экономики и выживание населения.
Важность заданий по производству продукции или оказанию услуг, определяемых планом расчетного года или другими нормативными документами органов исполнительных власти.
Сохранение объектов от ударов противника обеспечивается путем разработки и реализации специальных норм, правил и требований, а также комплекса организационных и инженерно-технических мероприятий, направленных на достижение главной и конкретной целей для каждого из объектов.
Основными направлениями деятельности по сохранению важнейших объектов экономики страны от воздействия первичных и вторичных поражающих факторов, обусловленных применяемыми при боевых действиях средствами поражения и разрешением потенциально опасных объектов являются:
разработка и реализация специальных инженерно-технических решений, обеспечивающих повышение физической стойкости производственных фондов;
разработка и проведение инженерно-технических мероприятий по маскировке объектов от средств воздушной разведки и нападения противника;
разработка и заблаговременное осуществление организационных и инженерно-технических мероприятий по защите производственных фондов объектов от воздействия первичных и вторичных поражающих факторов, обусловленных ведением боевых действий;
подготовка к проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ на объектах;
совершенствование нормативной и методической базы, обеспечивающей решение всего комплекса задач сохранения объектов.
поглощение или отражение энергии поражающих факторов и снижение интенсивности их воздействия на отдельные элементы производственных фондов;
повышение механической, огневой, тепловой, химической и радиационной стойкости наиболее важных элементов производственных фондов.
Конкретные способы, методы и средства повышения физической стойкости производственных фондов регламентируются соответствующими нормативными документами, организация и обеспечение разработки которых является важнейшей задачей на современном этапе.
Важное значение для обеспечения сохранения объектов имеет деятельность, направленная на разработку, совершенствование и реализацию способов, методов и средств защиты производственных фондов от воздействия поражающих факторов, применяемых средств поражения в процессе ведения боевых действий и вторичных факторов, возникающих при разрушении объектов.
Приоритетность защиты производственных фондов каждого объекта, определяется их значимостью в производственном цикле, стоимостью, уязвимостью, сложностью восстановления или восполнения и степенью влияния при выходе их из строя на состояние объекта.
Основными направлениями, мерами и способами защиты производственных фондов объектов от воздействия поражающих факторов являются:
своевременный останов особо опасных производств и процессов;
эвакуация особо ценного и уязвимого оборудования и приборов, укрытие их специальными защитными средствами и устройствами непосредственно на местах монтажа, а также в специальных сооружениях и траншеях.
При этом первостепенное значение для обеспечения эффективной защиты производственных фондов имеет разработка соответствующих руководящих нормативных и методических документов, средств защиты, а также подготовка материальных ресурсов и мест их размещения при эвакуации и укрытии.
Маскировка объектов в целях повышения их сохранности должна осуществляться от средств воздушной разведки и средств поражения, использующих на современном этапе следующие основные типы обнаружения и наведения: оптико-визуальные, тепловые (инфракрасные), телевизионные, тепловизионные, радиолокационные, лазерные, радиокомандные, инерциальные.
Маскировке подлежат ключевые объекты экономики: производства оборонной продукции и стратегически важного сырья; крупные хранилища и производства продуктов питания; пункты управления; крупные электрические и тепловые станции; железнодорожные узлы, мосты и т.п.
Состав объектов, подлежащих комплексной маскировке, определяется на основе оценки их значимости в военное время, а также технических и экономических возможностей.
Подготовка к проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР) имеет своей основной целью обеспечить эффективное выполнение работ по локализации и ликвидации очагов (зон) поражения на объектах, поиск, спасение пострадавшего персонала и оказание пострадавшим первой медицинской помощи.
Основными задачами подготовки АСДНР являются:
прогнозирование возможной обстановки и объемов аварийно-спасательных и других неотложных работ на объектах, обусловленных возможным применением средств нападения противника по объектам;
разработка новых более эффективных средств и технологий аварийно-спасательных и других неотложных работ на объектах и совершенствование существующих;
разработка федеральных, территориальных и объектовых планов проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ на объектах, как основной части соответствующих планов гражданской обороны;
создание группировки сил и средств гражданской обороны, обеспечивающей выполнение основного комплекса аварийно-спасательных и других неотложных работ на важнейших объектах;
повышение уровня специальной подготовки органов управления и сил гражданской обороны, обеспечивающих эффективное выполнение всего комплекса возложенных на них задач по сохранению объектов.
Совершенствование нормативной правовой и методической базы решения всего комплекса задач по сохранению объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время включает:
анализ существующей нормативной правовой и методической базы на соответствие ее современным официально принятым взглядам на характер и масштабы применения средств нападения противника по объектам экономической инфраструктуры страны и ее переработка с учетом данного анализа;
разработка новых нормативных требований и методических рекомендаций по основным направлениям и мерам сохранения объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время. При этом первостепенное значение имеют разработка и совершенствование нормативных требований и методической базы по обеспечению защиты и повышению стойкости производственных фондов, а так же комплексной маскировки особо важных объектов.
Реализация государственной политики в области повышения устойчивости функционирования экономики
Повышение устойчивости функционирования экономики, ее территориальных, отраслевых звеньев и организаций в военное время зависит от целенаправленности и результативности деятельности органов исполнительной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, направленных на реализацию и обеспечение государственной политики в данной области.
Основными задачами и мероприятиями по реализации государственной политики в области повышения устойчивости функционирования экономики являются:
организация и осуществление мониторинга и прогнозирования устойчивости функционирования экономики;
планирование и осуществление мероприятий по повышению устойчивости функционирования экономики;
экономическое регулирование деятельности по повышению устойчивости функционирования экономики;
совершенствование законодательной, нормативной, правовой и методической базы;
финансовое и материально-техническое обеспечение мероприятий по повышению устойчивости функционирования экономики.
Планирование и осуществление мероприятий по повышению устойчивости функционирования экономики
Планирование мероприятий, направленных на повышение устойчивости функционирования экономики, ее отраслевых и территориальных звеньев в военное является одной из основных приоритетных задач обеспечения реализации государственной политики в области повышения устойчивости функционирования экономики в военное время.
При организации и осуществлении планирования приоритетными направлениями и мероприятиями являются:
создание, совершенствование и обеспечение реализации законодательной, нормативной правовой базы и особенно специальных норм, правил и требований в части рационального размещения производительных сил на территории страны и совершенствования структуры экономики, ее территориальных и отраслевых звеньев;
сохранение объектов, существенно необходимых для обеспечения устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;
повышение устойчивости управления экономикой в военное время.
Основными принципами планирования мероприятий по повышению устойчивости функционирования экономики, ее отраслевых и территориальных звеньев являются:
осуществление планирования на федеральном, территориальном (субъекты Российской Федерации), местном и объектовом уровнях;
Взаимосогласованность мероприятий по снижению риска и снижению последствий чрезвычайных ситуаций мирного времени, мероприятий гражданской обороны по сохранению объектов экономики и инфрастуктуры страны и мероприятий по мобилизационной подготовке экономики;
комплексный подход к оценке и выбору мероприятий, под которым понимается учет всех наиболее существенных факторов и их взаимосвязей, влияющих на снижение потерь населения и ущерба экономике;
системный подход к оценке и выбору мероприятий, под которым понимается обеспечение взаимосвязи мероприятии, проводимых в различных звеньях экономики;
учет приоритетности направлений и мероприятий по повышению устойчивости экономики, обеспечивающих наибольшую эффективность на единицу затрат, экономической эффективности в мирное время.
Основные мероприятия по повышению устойчивости функционирования экономики, ее отраслевых и территориальных звеньев в военное время, требующих капитальных вложений и материально-технических ресурсов, разрабатываются и реализуются в мирное время в рамках соответствующих годовых, перспективных планов и целевых программ по подготовке и ведению гражданской обороны, мобилизационную подготовке экономики и органов государственной власти, а также в рамках планов и целевых программ, направленных на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера.
Процесс планирования мероприятий по повышению устойчивости функционирования экономики, ее отраслевых и территориальных звеньев в военное время условно можно разбить на три этапа:
Финансовое и материально-техническое обеспечение мероприятий по повышению устойчивости функционирования экономики
Порядок финансового и материально-технического обеспечения мероприятий по повышению устойчивости функционирования экономики в военное время определяется законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом должен обеспечиваться принцип – единство ответственности органов исполнительной власти за разработку, осуществление и финансирование соответствующих мероприятий.
разработка общей законодательной и нормативной правовой базы;
реализация специальных норм, правил и требований, направленных на повышение устойчивости функционирования экономики, в процессе разработки и осуществления государственных планов дальнейшего социально-экономического развития страны;
разработка и осуществление федеральных целевых программ и планов, связанных с повышением устойчивости функционирования экономики в военное и мирное время;
сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения, являющихся государственной собственностью;
подготовка экономики к работе в условиях военного времени в части объектов, находящихся в государственной собственности и мер, реализуемых на федеральном уровне;
подготовка к восстановлению нарушенного функционирования экономики и инфраструктуры в части объектов, находившихся в государственной собственности, и мер, реализуемых силами и средствами федерального уровня и подчинения;
повышение устойчивости управления экономикой в части обеспечения функций, осуществляемых органами исполнительной власти федерального уровня, включая создание и оснащение соответствующих пунктов управления, повышение устойчивости работы федеральных звеньев, систем и средств связи, оповещения, а также технических систем и средств управления и т.п.
создание государственных резервов (запасов) оборонной, важнейшей народнохозяйственной продукции, стратегического сырья и других материальных средств.
Из бюджетов субъектов Российской Федерации должно осуществляться финансовое и материально-техническое обеспечение мероприятий по всем основным направлениям повышения устойчивости функционирования экономики, ответственность за разработку и реализацию которых в законодательном и нормативном порядке на них возложена.
Финансирование мероприятий, разрабатываемых и реализуемых непосредственно в организациях (на предприятиях, объектах экономики и инфрастуктуры) осуществляется из бюджета данных организаций или из бюджета вышестоящих органов управления или организаций, являющихся их собственниками.