Что не является определением развивающая речевая среда ответ

Развивающая речевая среда. Требования к речи воспитателей и родителей.

Развивающая речевая среда. Требования к речи воспитателей и родителей.

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном образовании как одна из основ воспитания и обучения детей.

Речь связана с познанием окружающего мира. Развитием сознания и личности, На основе длительного изучения процессов мышления и речи Л.С. Выготский пришел к выводу: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций личности в целом находятся в непосредственной зависимости от речи».
Формирование речевой деятельности представляет собой процесс взаимодействия ребенка с окружающими людьми с помощью материальных и языковых средств. Речь формируется в процессе существования ребенка в социальной среде. Ее возникновение и развитие вызываются потребностями общения, нуждами жизнедеятельности. Противоречия, возникающие в общении, ведут к развитию речевой способности, к овладению все новыми средствами общения, формами речи. Содержание и уровень развития речи детей определяются характером их общения, как с взрослыми, так и сверстниками. Внутренние механизмы речи образуются только под влиянием систематически организованной речи взрослых. При передаче сообщений в мозг вводятся два вида информации:
А) о предметах и явлениях окружающего мира;
Б) о правилах языка, на котором это сообщение подается.
Последний вид информации вводится в неявной форме, поскольку правила языка применяются, но о самих правилах ничего не говорится. Развитие речи есть не что иное, как введение в мозг человека языка в неявном виде, т.е. через речь.
В раннем детстве при еще не сложившемся сознании ребенок воспринимает мир всеми органами чувств, усваивает слова, их значения, произношение, грамматические формы, на основе подражания и подсознательного обобщения форм языка.

«Культурные и методические требования к речи родителей и воспитателей»

Речь воспитателя должна быть грамотна, литературно. Следует, прежде всего разбираться в особенностях своей речи, учитывая ее ошибки и погрешности, бороться с ними путем постоянного самоконтроля и совершенствования своего языка.

Особого внимания требует к себе этика речи. По форме и тону речь воспитателя должна быть всегда культурной и безупречно вежливой.

Структуру речи следует согласовывать с возрастом детей: чем моложе ребенок, тем проще должна быть синтаксическая структура обращенной к нему речи. При длинных сложных предложениях дети не улавливают основного смысла.

Содержание речи должно строго соответствовать развитию, запасу представлений, интересам детей, опираясь на их опыт.

Особого внимания требует точность восприятия, отчетливость понимания.

Необходимо регулировать темп своей речи. Следить за содержанием быстрой речи детям трудно; не понимая смысл, ребенок перестает слушать. Медленная, растянутая речь – надоедает.

Речь педагога должна быть эмоциональна, по возможности образна, выразительна и отражать интерес, внимание, любовь к ребенку, заботу о нем.

Воспитатель должен владеть методическим мастерством, знанием приемов, необходимых для оказания соответствующего влияния на речь детей, и умением их применять во всех случаях общения с детьми.

Лица с ярко выраженными и неисправимыми недостатками речи не должны руководить развитием речи детей.

Источник

Развивающая предметно-пространственная среда как средство речевого развития дошкольников

« Развивающая предметно-пространственная среда

как средство речевого развития дошкольников »

Андронова Елена Геннадьевна

МБДОУ «Детский сад № 247»

Формирование правильной речи ребенка является одной из основных задач дошкольного образования. Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности.

Требования к РППС в соответствии с ФГОС ДО (пункт 2.8)

Создание условий для полноценного развития речи детей предусматривает создание развивающей предметно-пространственной среды группы.

В соответствии с ФГОС ДО среда должна быть:

Содержательно-насыщенной : должна соответствовать возрастным возможностям детей и ОО Программы.

Трансформируемой : предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, от меняющихся интересов и возможностей детей

возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, мягких модулей, ширм и т.д.;

наличие в группе предметов не обладающих жестко закрепленным способом употребления

наличие в группе различных пространств для игры, а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей

периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих различные виды активности детей

свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям

исправность и сохранность материалов и оборудования.

Безопасной: предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Содержание работы в соответствии с ФГОС ДО (пункт 2.6)

Согласно ФГОС ДО и ООП речевое развитие включает:

владение речью как средством общения и культуры

знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы

обогащение активного словаря

развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи

развитие речевого творчества

развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха

формирование звуковой активности как предпосылки обучения грамоте.

Речевая развивающая среда (РРС) – это не только предметное окружение, а также и пример речи взрослого. Речевая среда, созданная в определённой группе, это фактор либо сдерживающий, либо активизирующий процесс речевого развития ребёнка, поэтому создавая развивающую среду, важно учитывать уровень речевого развития, интересы, способности детей данной группы

Главными составляющими речевой развивающей среды являются:

специальное оборудование для каждой группы

методы и приемы которыми мы руководствуемся при развитии разных сторон речи дошкольников

Опираясь на все выше сказанное в основу речевой среды входит игровой и дидактический материал, направленный на развитие разных сторон речи дошкольников.

Знакомство с художественной литературой

Книжный центр включает в себя различные литературные произведения: это русские народные и зарубежные сказки, произведения советских и зарубежных писателей, стихи разных авторов. В книжном уголке организуются выставки книг одного автора.

Собрана коллекция журналов о животных.

Русский фольклор: песенки, потешки, сказки

Рассказы различных писателей

Сказки А.Пушкина, Ш.Перро и др.

При ознакомлении детей с художественной литературой мы знакомим детей с авторами произведений, поэтому нами собрана папка с портретами различных писателей.

При знакомстве детей с художественной литературой мы всегда рассматриваем иллюстрации, а ребята в самостоятельной деятельности с большим удовольствием рисуют рисунки к знакомым произведениям. В результате чего у нас накопилась коллекция рисунков, которые мы размещаем в специальных папках.

Обогащение активного словаря в работе с детьми от 4 до 5 лет направлено на освоение и использование в речи:

названий предметов и материалов, из которых они изготовлены

названия живых существ и сред их обитания, трудовых процессов

слов, обозначающих части предметов, объектов и явлений природы, их свойства и качества

слов, обозначающих некоторые родовые и видовые обобщения, а также лежащие в основе этих обобщений существенные признаки, например, живые организмы растут и размножаются, посуда это то что необходимо людям для еды, приготовления пищи) и т.д.

слов извинения, участия, эмоционального сочувствия.

Для реализации данного направления в группе имеется наглядно- иллюстрационный материал в соответствии с лексическими темами и настольно-печатные игры

Грамматический строй речи

С целью развития грамматического строя речи есть серия наглядно-демонстрационного материала «Грамматика в картинках»:

Антонимы глаголы, прилагательные

Развитие связной, диалогической и монологической речи

Освоение данного раздела строится на освоение умений детьми:

Составлять описательные рассказы о предметах и повествовательных рассказов из личного опыта. Пересказы. Описание картин, игрушек. Составление рассказов по серии картин. Сочинение окончания рассказа. Работа с загадками, пословицами, поговорками, стихами.

Отвечать на вопросы и обращения взрослого; сообщать о своих впечатлениях, желаниях; задавать вопросы в условиях наглядно представленной ситуации общения (Кто это? Как его зовут?).

Дети данного возраста должны по вопросам воспитателя составлять рассказ по картинке: совместно с воспитателем пересказывать хорошо знакомые сказки; читать наизусть короткие стихи, слушать чтение детских книг и рассматривать иллюстрации; согласовывать прилагательные и существительные; правильно использовать в речи названия животных и их детенышей в единственном и множественном числе.

В этом нам помогают серии картин и мнемотаблицы для составления описательных рассказов, настольно-печатные и дидактические игры такие игры как «Профессии», «Расскажи про детский сад» и др.

Воспитание звуковой культуры речи и фонематического слуха

Воспитание звуковой культуры речи предполагает развитие умений:

правильного произношения гласных и согласных звуков

слышать специально интонируемый в речи воспитателя звук.

Поэтому для реализации данного направления мы используем предметные и сюжетные картинки на определение заданного звука в слове.

Нами составлена картотека артикуляционной гимнастики, которая включает комплекс упражнений, помогающих подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произнесению нужных звуков и картотека сюжетных картинок для автоматизации и дифференциации звуков.

Развитие фонематического слуха.

Для развития фонематического слуха были изготовлены шумовые кирпичики и звуковые коробочки с помощью которых ребенок учится составлять пары одинаковых шумов.

Имеются аудио записи, которые способствуют развитию слуховой памяти, умению различать и дифференцировать шумы.

Развитие речевого дыхания.

Наряду с развитием звуковой культуры речи, фонематического слуха и артикуляционной моторики ведется работа, направленная на развитие правильного речевого дыхания. В этом нам помогают такие пособия как «Горячий чай», ветерки, султанчики.

Здоровье сберегающие технологии.

Каждому педагогу необходимо знать азы необходимых методик и практик, которые нужно использовать в образовательной деятельности.

В своей работе я использую различные методы и приёмы, направленные на формирование умения слушать и слышать: разговоры, рассказы, чтение; как средства общения: поручения, образец общения, образец взаимодействия посредством речи в разных видах деятельности.

Также в работе с детьми применяю здоровьесберегающие технологии:

Применение данных технологий привело к созданию картотек: «Логоритимческая гимнастика» и «Гимнастика для глаз».

Развитие мелкой моторики рук.

Игра- один из лучших способов развития речи у дошкольников и наши детки с удовольствием играют в пальчиковые игры: «Две сороконожки», «Озорные пальчики» и др.,

Также наши дети играют в игры, которые тоже способствуют развитию мелкой моторики.(пазлы, шнуровки, трафареты, мячики)

Речевое развитие очень тесно связано с театрализованной деятельностью, поэтому в группе имеются различные виды театров:

Так же в этот раздел у нас входят настольно-дидактические игры.(Сказка за сказкой, Играем в театр.)

Наши дети с большим удовольствием меняют свои образы. Уголок ряженья любимое место для игр не только девочек, но и мальчиков. Этот уголок один из главных компонентов, влияющих на эмоциональную сферу ребенка, и способствует не только речевому развитию, но и формированию коммуникативных навыков, развитию подражательности и творческих способностей детей.

Речь педагога – отражение внутреннего мира и важная часть профессиональной культуры.

Таким образом, грамотная организация речевой развивающей среды в детском саду должна, создавать положительную эмоциональную отзывчивость у детей и вызывать желание участвовать в речевом общении со взрослыми и друг с другом.

Создаёт благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только в специально организованном обучении, но и в самостоятельной деятельности

Обеспечивает высокий уровень речевой активности детей

Способствует овладению детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой разговорной речи.

Источник

Понятие «речевая среда» в психолого-педагогической литературе

В данной статье мы рассмотрим ключевые понятии: «среда», «речь», «речевая среда».

Понятие «среда» рассматривается в разных областях наук. Нас, в первую очередь, интересует педагогическая его трактовка. У О.В.Дыбиной мы находим следующее определение — «среда — окружающее пространство или зона непосредственной активности индивида, в условиях которой происходит формирование и развитие личности».

Обратимся к рассмотрению понятия «речь». Л.А.Самусикова дает следующую трактовку: «речью является система используемых звуковых сигналов, письменных знаков и символов, применяемых для передачи, переработки и хранения какой-либо информации».

Понятие речевой среды

Речевая среда – это речь, которую воспринимает человек в естественных условиях: язык семьи, радио, телевидения, язык книг и т.д.

Речевая среда – это естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. Речевая среда окружает человека повсюду. Как личная, так и общественная жизнь подразумевает активное использование речи

Грамотная организация речевого окружения ребенка позволяет оказывать мощное воздействие воспитательного характера, которое направлено на развитие познавательных отношений, направленных не только на окружающий мир, но и на языковую систему, развивая этим базовые представления о родном языке и о родной речи.

Поэтому считается, что главным направлением повышения результативности подходов к формированию речи дошкольников является организация речевого окружения.

Речевая среда – это понятие, которое включает в себя очень много элементов. Сюда включаются все возможные языковые образцы, которые воспринимаются ребенком: не только общение людей вокруг, но и речь, звучащая по радио и телевидению.

Л.П. Федоренко ввел в научный оборот термин «развивающая речевая среда». Он подразумевал под этим понятием среду, которая активизирует процесс развития речевых коммуникаций. Это среда, которая раскрывает речевой потенциал детей. Она не возникает сама по себе, а является результатом целенаправленного последовательного действия, направленного на коммуникационное воздействие.

Речевая среда в детском саду – это речь, окружающая детей в пределах детского образовательного учреждения. К речевой среде можно отнести и целенаправленное воздействие на развитие речи, которое выражается в разных программных формах, применяемых педагогами.

Роль воспитателя в формировании речевой среды

Речь воспитателя – главное средство обучения и формирования дошкольников. Дидактические коммуникации являются основой речевой среды, которая может обладать большим потенциалом для развития речи детей.

Л.П. Федоренко разделяет речевую среду на две составляющие: это естественная коммуникативная среда, это свободные разговоры с ровесниками и это искусственная речевая среда. Рассмотрим все эти типы более подробно.

Естественная коммуникационная среда возникает без усилий педагога, сама по себе. Но при этом она оказывает воздействие на формирование способностей ребенка. Она оказывает положительное влияние на психическое развитие и на формирование речевых способностей.

Это происходит, если с ребенком общаются те, у кого правильно поставлена речь, кто реагирует на высказывания дошкольника и отвечает на детские вопросы. Но эта среда может быть и негативной, если взрослые не обращают внимания на высказывания ребенка, не общаются с ним. Часто у таких детей появляются речевые дефекты.

Сюда можно отнести не только общение с воспитателями и родителями, но и любое общение ребенка с людьми разного возраста.

Свободная и искусственная речевая среда

Свободная речевая среда – это среда общения с ровесниками и педагогами. Коммуникации неизбежно возникают в режимные моменты детского сада. Во время прогулки, при бытовых занятиях, во время труда или игры – дети неизбежно общаются друг с другом.

Важно использовать весь игровой потенциал для формирования речи дошкольников.

Искусственная среда – это среда, которая организуется педагогом для достижения конкретных задач и с использованием определенных методик, методических средств. Это позволяет раскрыть весь формирующий потенциал и направить его в нужное русло.

Методические средства – это обучение. Под обучением подразумевается специально организованный процесс, протекающий систематически, чтобы дети могли приобрести определенные навыки речи.

Обучение подразумевает использование различных педагогических средств, таких как совместное чтение литературных произведений, знакомство с иллюстрациями в книгах, проведение бесед или занятий, совместные развлечения и праздники.

Среда, которая формирует речь ребенка – это то окружение, которое специально организовано для воздействия на разные речевые стороны развития дошкольника.

Эта среда организуется с определенной целью: наполнить окружающее предметное пространство теми компонентами, которые бы позитивно воздействовали на формирование детской речи.

Задачи речевой среды

Существуют следующие задачи организации речевой среды:

Существуют следующие компоненты, из которых состоит РРС: специальное оборудование, методика работы и речь воспитателя.

Таким образом, вслед за Л.П.Федоренко будем рассматривать речевую среду как среду, стимулирующую речевые коммуникации, среду, в которой развивающий потенциал не складывается стихийно, а носит планомерный и последовательный характер, направляет коммуникативную деятельность.

Источник

Развивающая речевая среда

Что не является определением развивающая речевая среда ответ Олена Захаровна
Развивающая речевая среда

Развивающая речевая ср еда.

Формирование правильной речи воспитанников является одной из основных задач дошкольного образования.

Речь, как ведущее средство общения, сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности с педагогом, зависит успешность деятельности ребенка.

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи воспитанников, о ее чистоте и правильности.

Одно из условий для полноценного познавательно-речевого развития воспитанников предусматривает обеспечение развивающей предметно-пространственной среды. Речевая развивающая среда-это особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого воспитанника.

Цель построения речевой развивающей среды:

насыщение окружающей среды компонентами, обеспечивающими развитие речи воспитанника дошкольного возраста.

Задачи построения речевой развивающей среды:

• обеспечение возможности восприятия и наблюдения за правильной речью;

• обеспечение богатства сенсорных представлений;

• обеспечение возможности самостоятельной индивидуальной речевой деятельности воспитанников;

• обеспечение комфортного состояния ребенка в проявлении речевых реакций;

• обеспечение возможности исследования и экспериментирования в языковой системе.

Правильная организация речевой развивающей среды дает возможность для эффективного воспитательного воздействия, создает благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков воспитанников не только в специально организованном обучении, но и в самостоятельной деятельности, обеспечивает высокий уровень речевой активности воспитанников.

Хочу поделиться, как мы организовали речевую развивающую среду.

При организации речевого центра, мы руководствовались такими принципами.

Принципы организации речевого уголка.

• присутствие игрового персонажа;

Неотъемлемым атрибутом речевого уголка у нас является игрушка «Буратино», одушевленный персонаж, который помогает решать такие важные коррекционные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительности, вызывать у воспитанников речевой интерес, побуждать к речевой активности.

Накоплен большой материал в книжном уголке, так как развитие активной речи не может существовать отдельно без книг, без книжной литературы. Воспитанники с удовольствием рассматривают все виды картин, знакомятся с новыми книжками и т. д.

В развивающей среде есть и уголок по сенсорному развитию, значимость которого очень велика, как в плане развития, так и в плане занятости воспитанников.

В утренний отрезок времени работа построена таким образом: придя в детский сад, многие воспитанники берут материалы или дидактические игры на свое усмотрение. Могут парами играть, могут заниматься индивидуально. Это время используем для закрепления многих материалов (знание о семье, домашнем адресе, транспорте и т. д.). И всего этого мы добиваемся с помощью простых игр. Также ведется индивидуальная работа с воспитанниками.

Материалы используем как для закрепления, так и для изучения новой темы, и обновляются в зависимости от лексической темы.

Педагогическая работа с воспитанниками:

• развитие фонематического слуха, речевого дыхания и речевого внимания;

• расширение и активизация словаря;

• рассказывание о разных качествах и свойствах предметов рукотворного и природного мира;

• знакомство с правилами введения диалога через театрально-игровую деятельность;

• побуждение к высказываниям разного типа;

• развитие мелкой моторики рук в процессе различных видов детской деятельности.

Педагогическая работа нами введется в таком направлении. Планируя на неделю план работы, для усовершенствования речевой коммуникации, мы систематизировали работу. На определенный день недели мы берем разные виды игр:

• на развитие правильного звука произношения;

• на активизацию словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий (предметные картинки по лексическим темам)

• на развитие речевого дыхания;

• на развитие фонематического слуха;

• на развитие мелкой моторики;

• на развитие связной речи;

• словесные игры и др.

Одним из приемов развития разных сторон речи являются речевые игры в режимных моментах. Осуществление работы проходит не только во время организованной образовательной деятельности, но и во всех режимных моментах, разных видах детской деятельности. Правильная организация детского коллектива, четкое проведение режимных моментов оказывают воздействие на физическое и психическое состояние ребенка и, следовательно, на состояние его речи.

В группе широко используются игры по мелкой моторике, режиссерские игры, разные виды театра, игровые ситуации, которые побуждают воспитанников к положительным формам общения, формированию коммуникативных навыков.

Данные игры находятся в коробках, папках, красочно оформлены и всегда привлекают внимание. Воспитанники любят играть и заниматься в этом уголке, как индивидуально, так и группами.

В каждой возрастной группе составляется каталог материала, находящегося в речевом уголке.

Работа с родителями.

Речь детей формируется под непосредственным влиянием речи окружающих его взрослых и зависит от речевой практики, культуры речевого окружения, главным образом семьи. Поэтому мы ведем активную работу с семьей.

Это и анкетирование, индивидуальные встречи с родителями, где знакомим с играми, в которые они могут поиграть дома; подбор литературы по вопросам и проблемам коммуникативного развития. В начале года, как часть родительского собрания, знакомили с играми для развития речи.

Продуманные и правильно организованные режимные моменты с применением игр, имеют большое значение и будут способствовать полноценному и эффективному речевому развитию ребенка.

Что не является определением развивающая речевая среда ответМузыкальная развивающая среда в ДОО Сегодня много говорят о необходимости создания развивающего пространства для самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста. И,.

Что не является определением развивающая речевая среда ответРазвивающая среда для малышей С каждым днем все больше и больше стараюсь удивить своих малышей, доставить им радость от посещения детского сада. Оформление группы.

Предметно-развивающая среда в ДОУ Развивающая предметно-пространственная среда должна быть: 1. содержательно-насыщенной, 2. трансформируемой, 3. полифункциональной, 4.

Что не является определением развивающая речевая среда ответРазвивающая среда группы Предметно-развивающая среда в нашей группы, оборудована с учетом возрастных особенностей детей среднего дошкольного возраста. Все элементы.

Развивающая среда в ДОУ к 23 февраля Развивающая среда в ДОУ к 23 февраля воспитатель МБДОУ детский сад 45 «Ручеёк» Рябошапка Тамара Павловна Патриотическое воспитание детей.

Консультация «Речевая среда и развитие ребёнка» Речевая среда и развитие ребёнка. Речь, чудесный дар природы, не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить.

Речевая среда группы –источник формирования связной речи у дошкольников СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ: «Речевая среда группы –источник формирования связной речи у дошкольников» «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным.

Тактильная речевая развивающая книга Мягкая, речевая, тактильная книга Изготовила: Учитель-логопед Орлова Ю. С. МДОУ «Детский сад №155» Г. Ярославль ПРИЕМЫ.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *