Что называется номинальным и действительным размерами
§ 4. Номинальные, действительные и предельные размеры
При изготовлении деталей практически нельзя получить абсолютной точности размеров, но в этом и нет необходимости. Известно, что если отклонения размеров не выходят за определенные величины, то все детали с такими размерами будут одинаково годными для работы в машинах или механизмах. Во многих случаях нет необходимости добиваться высокой точности обработки, так как это увеличивает ее стоимость.
Размеры, указываемые на чертежах, бывают номинальные и предельные (рис. 74).
Рис. 74. Графическое изображение размеров и отклонений и допусков (а), пример обозначений (б)
Номинальным размером называется размер, полученный из расчета на прочность, жесткость и т. п., исходя из конструктивных и технологических соображений, согласованный с соответствующим стандартом и проставляемый на чертежах. Номинальные размеры принимают по ГОСТ 6636—62, от них отсчитываются отклонения.
Действительным размером называется размер, полученный в результате непосредственного измерения с наивысшей практически допустимой точностью.
Действительный размер готовой детали всегда будет отличаться от номинального, он бывает больше или меньше номинального. Однако разность между номинальным и действительным размерами не может превышать определенной величины.
Предельными размерами называются два предельных значения размера, между которыми может колебаться действительный размер. Большее из них называется наибольшим предельным размером, меньшее — наименьшим предельным размером.
Предельными размерами ограничиваются действительные размеры годных деталей, полученные измерением с допустимой погрешностью.
Номинальные, действительные и предельные размеры. Допуск.
Действительный размер— это размер детали определенный в результате непосредственного измерения с допустимой погрешностью, т.е. могут быть меньше или больше номинальных.
Предельные размеры— это размеры, между которыми могут колебаться действительные размеры.
Верхнее предельное отклонение – алгебраическая разность между наибольшим предельным размером и номинальным.
Нижнее предельное отклонение – алгебраическая разность между наименьшим предельным размером и номинальным.
Нулевая линия – линия, соответствующая номинальному размеру, от которой откладываются отклонения размеров при графическом изображении допусков и посадок. Положительные отклонения откладываются вверх от нулевой линии, отрицательные вниз.
Посадкойназывается характер соединения деталей вставленных одно в другое, но с разной плотностью.
Разметка и контрольно измерительные приборы
Измерения бывают: прямые, косвенные.
Измерения делятся на: относительные и абсолютные.
Относительные – измерения, которое определяется отклонением от допуска.
Абсолютные – измерения, получаемые с помощью измерительных приборов.
Разметка бывает: плоскостная и пространственная.
Процесс разметки:
Для того чтобы линии контуров, нанесенные на размещаемую поверхность заготовки были хорошо видны поверхность заготовки окрашивают медным купоросом, мелом, быстро сохнущей краской, лаком.
Дата добавления: 2020-10-01 ; просмотров: 925 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Система допусков и посадок термины и определения
Слово термин происходит от латинского слова terminus, что значит предел граница.
Размер – числовое значение линейной величины в выбранных единицах измерения.
Действительный размер – размер элемента, установленный измерением с допускаемой погрешностью.
Номинальные и предельные размеры
Предельные размеры – два предельно допустимых размера элемента, между которыми должен находиться (или которым может быть равен) действительный размер.
Наибольший предельный размер – наибольший допустимый размер элемента.
Наименьший предельный размер – наименьший допустимый размер элемента.
Номинальный размер – размер, относительно которого определяются отклонения.
Отклонение – арифметическая разность между размером и соответствующим номинальным размером.
Действительное отклонение – арифметическая разность между действительным и соответствующим номинальным размерами.
Предельное отклонение – арифметическая разность между предельным и соответствующим номинальным размерами. Различают верхнее и нижнее предельные отклонения.
Нулевая линия – линия, соответствующая номинальному размеру, от которой откладываются отклонения размеров при графическом изображении полей допусков и посадок. Если нулевая линия расположена горизонтально, то положительные отклонения откладываются вверх от нее, а отрицательные – вниз.
Верхнее отклонение ES, es – арифметическая разность между наибольшим предельным и соответствующим номинальным размерами.
Нижнее отклонение EI, ei – арифметическая разность между наименьшим предельным и соответствующим номинальным размерами.
Основное отклонение – одно из двух предельных отклонений (верхнее или нижнее), определяющее положение поля допуска относительно нулевой линии. В данной системе допусков и посадок основным является отклонение, ближайшее к нулевой линии.
Поля допусков и посадок
Допуск – Т – англ.tolerance – разность между наибольшим и наименьшим предельными размерами или разность между верхним и нижним отклонениями.
Стандартный допуск – IT – англ. Internal tolerance – любой из допусков, устанавливаемых данной системой допусков и посадок.
Квалитет – лат. qualitas – качество – совокупность допусков, рассматриваемых как соответствующие одному уровню точности для всех номинальных размеров.
Единица допуска i, I – множитель в формулах допусков, являющийся функцией номинального размера и служащий для определения числового значения допуска.
Вал – термин, условно применяемый для обозначений наружных элементов деталей, включая и нецилиндрические элементы.
Отверстие – термин, условно применяемый для обозначения внутренних элементов деталей, включая и нецилиндрические элементы.
Основной вал – вал, верхнее отклонение которого равно нулю.
Основное отверстие – отверстие, нижнее отклонение которого равно нулю.
Предел максимума материала – термин, относящийся к тому из предельных размеров, которому соответствует наибольший объем материала, т.е. наибольшему предельному размеру вала или наименьшему предельному размеру отверстия. Примечание. Применявшийся ранее термин «проходной предел» использовать не рекомендуется.
Предел минимума материала – термин, относящийся к тому из предельных размеров, которому соответствует наименьший объем материала, т.е. наименьшему предельному размеру вала или наибольшему предельному размеру отверстия. Примечание. Применявшийся ранее термин «непроходной предел» использовать не рекомендуется.
Посадка – характер соединения двух деталей, определяемый разностью их размеров до сборки.
Номинальный размер посадки – номинальный размер, общий для отверстия и вала, составляющих соединение.
Допуск посадки – сумма допусков отверстия и вала, составляющих соединение.
Зазор – разность между размерами отверстия и вала до сборки, если размер отверстия больше размера вала.
Зазор между отверстием и валом
Натяг – разность между размерами вала и отверстия до сборки, если размер вала больше размера отверстия.
Натяг между отверстием и валом
Посадка с зазором – посадка, при которой всегда образуется зазор в соединении, т.е. наименьший предельный размер отверстия больше наибольшего предельного размера вала или равен ему. При графическом изображении поле допуска отверстия расположено над полем допуска вала.
Посадка с натягом – посадка, при которой всегда образуется натяг в соединении, т.е. наибольший предельный размер отверстия меньше наименьшего предельного размера вала или равен ему. При графическом изображении поле допуска отверстия расположено под полем допуска вала.
Переходная посадка – посадка, при которой возможно получение как зазора, так и натяга в соединении, в зависимости от действительных размеров отверстия и вала. При графическом изображении поля допусков отверстия и вала перекрываются полностью или частично.
Наименьший зазор – разность между наименьшим предельным размером отверстия и наибольшим предельным размером вала в посадке с зазором.
Наибольший зазор – разность между наибольшим предельным размером отверстия и наименьшим предельным размером вала в посадке с зазором или в переходной посадке.
Наименьший натяг – разность между наименьшим предельным размером вала и наибольшим предельным размером отверстия до сборки в посадке с натягом.
Наибольший натяг – разность между наибольшим предельным размером вала и наименьшим предельным размером отверстия до сборки в посадке с натягом или в переходной посадке.
Посадки в системе отверстия – посадки, в которых требуемые зазоры и натяги получаются сочетанием различных полей допусков валов с полем допуска основного отверстия.
Посадки в системе вала – посадки, в которых требуемые зазоры и натяги получаются сочетанием различных полей допусков отверстий с полем допуска основного вала.
Номинальные действительные и предельные размеры. Понятие о допуске.
Номинальным размером называется основной размер, определенный исходя из функционального назначения детали и служащий началом отсчета отклонений.
Действительным размером называется размер, полученный в результате непосредственного измерения с допустимой погрешностью.
Предельными размерами называют два предельных значения размера, между которыми должен находится действительный размер.
Допуском размера, называется разность между наибольшим и наименьшим предельными размерами. Величина допуска обозначается в десятых, сотых долях миллиметра, микрометрах (0,001 мм). Допуск указывают в виде двух отклонений от номинального: верхнего и нижнего.
Верхним предельным отклонением называется разность между наибольшим предельным размером и номинальным, а нижним предельным отклонением – разность между наименьшим предельным размером и номинальным.
Чем меньше допуск, тем сложнее изготовить деталь.
При графическом изображении допусков пользуются нулевой линией.
Нулевой линией называется линия, соответствующая номинальному размеру, от которой откладываются отклонения.
Полем допуска называют интервал значений размеров, ограниченный предельными размерами. Зависит от класса точности.
На чертежах номинальный размер обозначается целыми числами, а отклонения в виде десятичной дроби проставляются от номинального размера одно над другим:
Зазоры и натяги.
Зазором называется положительная разность между размерами отверстия и вала
Создающую свободу относительного перемещения сопрягаемых деталей.
Натягом называется положительная разность между диаметрами вала и отверстия до сборки деталей обеспечивающая неподвижность соединения сопрягаемых деталей.
Посадки.
Посадкой называется характер соединения деталей, определяемый величиной получающихся в нем зазоров и натягов.
В зависимости от взаимного расположения полей допусков отверстия и вала посадки подразделяются на три группы:
С зазором (подвижные), при которых обеспечивается зазор в соединении.
С натягом (неподвижные), при которых обеспечивается натяг в соединении.
Переходные, при которых соединения могут осуществляться как с зазором, так и с натягом.
Кроме допусков размера вала и отверстия, существует также допуск посадки.
В переходных посадках допуск посадки равен разности между наибольшим и наименьшим натягами или сумме наибольшего натяга и наименьшего зазора.
НЕПОДВИЖНЫЕ ПОСАДКИ характеризуются наличием гарантированного натяга.
Легкопрессовая посадка Пл применяется в тех случаях, когда требуется возможно более прочное соединение, и в то же время недопустима сильная запрессовка из-за ненадежности материала или из-за опасения деформировать деталь. Такая посадка осуществляется под легким давлением пресса.
Прессовые посадки Пр3, Пр2, Пр1 как правило, являются неразъёмными, так как распрессовка и запрессовка вновь ведут к нарушению посадки.
Прессовая посадка Пр применяется для прочного соединения деталей. Эта посадка осуществляется под значительным усилием пресса.
Горячая посадка Гр применяется в соединениях которые никогда не должны разбираться, для получения такой посадки деталь нагревают до 400-500 градусов, после чего производится насадка на вал.
ПОДВИЖНЫЕ ПОСАДКИ характеризуются наличием гарантированного зазора.
Скользящая посадка С применяется для соединения деталей, которые при наличии смазки могут перемещаться относительно друг друга, но имеют точное направление.
Посадка движения является самая точная из подвижных посадок, она имеет малый гарантированный зазор, что создает хорошее центрирование деталей и отсутствие ударов при перемене нагрузки.
Посадка ходовая Хприменяется при соединении деталей, которые работают при умеренных и постоянных скоростях и при безударной нагрузке.
Широкоходовая посадка Ш является сомой свободной и имеет самый большой зазор,.применяется для соединения деталей, работающих с большими скоростями, при этом допускается неточное центрирование.
Посадки тепловые ходовые ТХ применяются для соединения деталей, работающих при высокой температуре.
ПЕРЕХОДНЫЕ ПОСАДКИ не гарантируют натяга или зазора. Чтобы повысить степень неподвижности деталей, применяются дополнительные крепления винтами штифтами.
Плотная посадка П применяется для соединения таких деталей, которые собирают и разбирают в ручную или при помощи деревянного молотка. Детали, требующие точной центровки.
Напряженная посадка применяется для соединения таких деталей, которое при работе должны сохранять свое положение и могут быть собраны и разобраны без значительных усилий с помощью молотка или съемника. Детали закрепляют шпонками или стопорными винтами.
Тугая посадка Т применяется аналогично глухой посадке, но при менее прочном материале деталей или более частой сборке узлов, а также при длине втулки более 1,5 диаметра или более тонких стенках втулки.
Глухая посадка Г применяется при соединении деталей, которые должны быть связаны прочно и могут быть разобраны при значительном давлении. При таком соединении детали дополнительно крепятся шпонками, стопорными винтами. Осуществляется эта посадка сильными ударами молотка.
Система допусков и посадок.
Совокупность допусков и посадок обеспечивающих замену деталей. Подразделяется на систему отверстия и систему вала.
В системе отверстия – нижнее отклонение равно 0.
В системе вала – верхнее. На чертежах: 25
П-плотная посадка 2а – класс точности;
В система вала, 3 – класс точности
А система отверстия
Трубопроводы.
Служат для транспортирования жидкостей и газов.
В зависимости от транспортируемых продуктов подразделяются на нефтепроводы, газопроводы, водопроводы, паропроводы, глинопроводы, воздухопроводы;
В зависимости от характера транспортируемой среды делятся на три основных группы: АБВ, а в зависимости от рабочих параметров среды ( давления и температуры ) на 5 категорий: I,II,III,IV,V.
А-продукты с токсическими свойствами
Б – горючие и активные газы, легковоспламеняющиеся и горючие жидкости (бензин, нефть, газ);
В – перегретый водяной пар; негорючие газы, жидкости и пары, вода, воздух, инертные газы, рассол
Давление до16 ат, 16-25, 25-63, больше 63. (5-1гр.)
Температура минус 40 до плюс 120, 120 до 150, 250-350,350-400. (5-1гр.)
По рабочему давлению на трубопроводы высокого давления (6,4 мПа), среднего (1,6 мПа),и низкого (0,6 мПа).
Устройство трубопроводов.
Общими элементами для каждого трубопровода являются: трубы, соединения труб между собой, компенсаторы, запорная арматура, контрольно-измерительные приборы и предохранительные приспособления, переходы, отводы.
При сооружении нефтепромысловых трубопроводов применяют стальные трубы из малоуглеродистой и низколегированной стали, обладающие хорошей свариваемостью. Они бывают бесшовными, эл.сварными со швом и спирально-шовные.
Для токсических группы А – бесшовные, изготовленные из слитка.
Для сжиженных углеводородов бесшовные горяче- и холоднодеформированные.
Трубы должны быть испытаны на заводе пробным давлением.
Электросварные со спиральным швом можно для категории Б.
Фланцы. Согласно правилам уплотнительные поверхности:
Выступ-впадина больше 25 ат.
Под линзовую или овальную прокладку более 63 ат.
Для трубопроводов гр. А и Б первой категории не допускаются гладкие.
Шпильки. Твердость шпилек или болтов должна быть выше твердости гаек на 10-15 НВ. До16 ат и Тдо200гр. Можно без термообработки.
Соединения: на сварке (неразъёмные) и при помощи фитингов и фланцев (разъёмные).
ФИТИНГИ (отводы и переходы) применяют для соединения труб находящихся на одной оси, для изменения направления трубопроводов или разветвления их, а также при переходах с одного диаметра трубопровода на другой и для закрытия концов трубопроводов.
Отводы лучше изготовленные методом горячей штамповки или гнутые.
Заглушки приварные плоские и ребристые допускаются при давлении 25 ат.
На каждой съёмной заглушке должны быть выбиты номер, марка стали, Ру и Ду.
Все технологические трубопроводы должны иметь дренажи для слива воды после Г.И. и воздушники в верхних точках для удаления воздуха при заполнении водой. Газопроводы должны иметь продувочные свечи.
Монтаж трубопроводов.
СВАРОЧНЫЕ ШВЫ. Расстояние между швами не менее 5 см при толщине стенки до 8 мм и не менее 10см при толщине свыше 8 мм. Для обеспечения термообработки и контроля.
От края опоры не менее 5см при диаметре до 50 мм и 20см при большем диаметре.
До гиба трубы –5см при диаметре до 100 мм и 1осм при большем.
ПРОКЛАДКА. В траншее при диаметре до 300 мм – не менее 0,4 м;
Более 300 мм – не менее 0,5 м.
Глубина укладки не менее 0,6 м. Газопроводы не менее 0,1 м ниже глубины промерзания с уклоном к конденсатосборникам.
Вварка штуцеров в сварочные стыки и гнутые и штампованные детали не разрешается.
Гайки болтов должны быть с одой стороны фланцевого соединения. Болты и шпильки должны быть смазаны.
Диаметр прокладки не должен быть меньше внутреннего диаметра трубы.
Не допускается выравнивание перекосов фланцевых соединений натяжением болтов или шпилек.
Расстояние от фланцев до опор или стен не менее 400 мм.
Подготовка труб под сварку.
Перед сборкой необходим визуальный контроль, обнаруженные дефекты должны быть исправлены. Не допускаются к монтажу изделия загрязненные, поврежденных коррозией, деформированных, с поврежденным защитным покрытием.
Подготовленные под сварку кромки труб и других элементов по внутренней и наружной поверхностям шириной не менее 20 мм должны быть очищены от ржавчины и загрязнгений до металлического блеска и обезжирены.
Забоины и задиры фасок глубиной до 5 мм ремонтируются с применением электродов с основным покрытием (УОНИ-1345, УОНИ-13/55), с подогревом, регламентируемым при сварке данных труб. Разделка кромок должна соответствовать технологической документации на сварку и зависит от толщины стенки. Смещение кромок не должно превышать 20 % нормативной толщины стенки, но не более 3 мм. При сварке корневого шва электродами с основным видом покрытия, при температуре воздуха + 5 и ниже, кромки труб необходимо нагреть до 50 градусов, но не более 200.
Компенсаторы.
КОМПЕНСАТОРЫ устройства, позволяющие трубопроводам свободно удлиняться или сокращаться при изменениях температуры.
Температурная деформация снимается поворотами и изгибами трассы. При невозможности ограничится само компенсацией, на трубопроводах устанавливают компенсаторы.
Применяют гнутые из труб, лирообразные, П-образные. Линзовые или волнистые компенсаторы только при давлении до 16 ат. Применение сальниковых компенсаторов на технологических трубопроводах не допускается. Устанавливают их на расстоянии 150-200 м, для паропровода 75-100 м. Для газопровода допускаются сильфонные, линзовые до 6 ат. П-образные.
Арматура.
В зависимости от назначения арматура разделяется на следующие группы.
На запорно-регулирующую, предохранительную и предохранительную обратного действия.
ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНЫЕ УСТРОЙСТВА служат для открытия прохода при превышении максимального давления. Они предохраняют аппараты, трубопроводы от разрушения. Бывают:
А) рычажные предохранительные клапаны;
Б) пружинные предохранительные клапаны;
В) латунные или чугунные диафрагменные предохранители (диафрагмы).
Обратные устройства допускают движение среды в одном направлении и перекрывают проход в обратном.
По способу подсоединения арматура подразделяется на фланцевую, муфтовую, цапфовую и приварную.
Чугунная арматура не разрешается, на трубопроводах категории А и Б
Понятие о номинальном, действительном и предельных размерах, предельных отклонениях, допусках и посадках
Основные термины и определения установлены ГОСТ 25346–82.
Номинальный размер (D, d, l и др.) – размер, который служит началом отсчета отклонений и относительно которого определяют предельные размеры. Для деталей, составляющих соединение, номинальный размер является общим. Номинальные размеры находят расчетом их на прочность и жесткость, а также исходя из совершенства геометрических форм и обеспечения технологичности конструкций изделий.
Для сокращении числа типоразмеров заготовок, режущего и измерительного инструмента, штампов, приспособлений, а также для облегчения типизации технологических процессов значения размеров, полученные расчетом, следует округлять (как правило, в большую сторону) в соответствии со значениями.
Действительный размер – размер, установленный измерением с допускаемой погрешностью. Этот термин введен потому, что невозможно изготовить деталь с абсолютно точными требуемыми размерами и измерить их без внесения погрешности. Действительный размер детали в работающей машине вследствие ее износа, упругой, остаточной, тепловой деформаций и других причин отличается от размера, определенного в статическом состоянии или при сборке. Это обстоятельство необходимо учитывать при точностном анализе механизма в целом.
Предельные размеры детали – два предельно допускаемых размера, между которыми должен находиться или которым может быть равен действительный размер годной детали. Больший из них называют наибольшим предельным размером, меньший – наименьшим предельным размером.
Обозначают их соответственно Dmax и Dmin для отверстия, dmax и dmax – для вала (рис. 1). Сравнение действительного размера с предельными даетвозможность судить о годности детали.
ГОСТ 25346–82 устанавливает понятия проходного и непроходного пределов размера. Проходной предел – термин, применяемый к тому из двух предельных размеров, который соответствует максимальному количеству материала, а именно верхнему пределу для вала и нижнему пределу для отверстия (при применении предельных калибров речь идет о предельном размере, проверяемом проходным калибром).
Непроходной предел – термин, применяемый к тому из двух предельных размеров, который соответствует минимальному количеству материала, а именно нижнему пределу для вала и верхнему пределу для отверстия (при применении предельных калибров речь идет о предельном размере, проверяемом непроходным калибром).
Для упрощения чертежей введены предельные отклонения от номинального размера: верхнее предельное отклонениеES, es – алгебраическая разность между наибольшим предельным и номинальным размерами; нижнее предельное отклонение EI, ei – алгебраическая разность между наименьшим предельным и
Рис. 1. Поля допусков отверстия и вала при посадке с зазором (отверстия положительны, отклонения вала отрицательны)
Действительным отклонением называют алгебраическую разность между действительным и номинальным размерами. Отклонение является положительным, если предельный или действительный размер больше номинального, и отрицательным, если указанные размеры меньше номинального.
Допуском Т называют разность между наибольшим и наименьшим допускаемыми значениями того или иного параметра. Допуск Т размера – разность между наибольшим и наименьшим предельными размерами или абсолютное значение алгебраической разности между верхним и нижним отклонениями. Допуск всегда положителен. Он определяет допускаемое поле рассеяния действительных размеров годных деталей в партии, т. е. заданную точность изготовления. С увеличением допуска качество изделий, как правило, ухудшается, но стоимость изготовления уменьшается.
Для упрощения допуски можно изображать графически в виде полей допусков (рис. 2). Поле допуска – поле, ограниченное верхним и нижним отклонениями. Поле допуска определяется значением допуска и его положением относительно номинального размера. При графическом изображении поле допуска заключено между двумя линиями, соответствующими верхнему и нижнему отклонениям относительно нулевой линии. Нулевая линия – линия, соответствующая номинальному размеру, от которой откладывают отклонения размеров при графическом изображении допусков и посадок. Если нулевая линия расположена горизонтально, положительные отклонения откладывают вверх от нее, а отрицательные – вниз.
Рис. 2. Поля допусков отверстия и вала
Две или несколько подвижно или неподвижно соединяемых деталей называют сопрягаемыми. Поверхности, по которым происходит соединение деталей, называют сопрягаемыми.Остальные поверхности называют несопрягаемыми (свободными). В соответствии с этим различают размеры сопрягаемых и несопрягаемых (свободных) поверхностей. В соединении деталей, входящих одна в другую, есть охватывающие и охватываемые поверхности.
Вал– термин, применяемый для обозначения наружных (охватываемых) элементов (поверхностей) деталей. Отверстие – термин, применяемый для обозначения внутренних (охватывающих) элементов (поверхностей) деталей. Термины отверстие и вал относятся не только к цилиндрическим деталям круглого сечения, но и к элементам деталей другой формы, например, ограниченным двумя параллельными плоскостями (паз, шпонка). Основной вал – вал, верхнее отклонение которого равно нулю (es=0). Основное отверстие – отверстие, нижнее отклонение которого равно нулю (ЕI=0). Допуски размеров охватывающей и охватываемой поверхностей сокращенно называют соответственно допуском отверстия ТD и допуском вала Td.
Посадкой называют характер соединения деталей, определяемый величиной получающихся в нем зазоров или натягов. Посадка характеризует свободу относительного перемещения соединяемых деталей или степень сопротивления их взаимному смещению.
В зависимости от взаимного расположения полей допусков отверстия и вала посадка может быть: с гарантированным зазором (рис. 1), сгарантированным натягом или переходной, при которой возможно получение как зазора, так и натяга. Схемы полей допусков для разных посадок даны на рис. 2.
Зазор S – разность размеров отверстия и вала, если размер отверстия больше размера вала. Зазор обеспечивает возможность относительного перемещения собранных деталей. Наибольший Smax, наименьший Smin и средний Sm зазоры определяют по формулам:
Натяг N – разность размеров вала и отверстия до сборки, если размер вала больше размера отверстия. Натяг обеспечивает взаимную неподвижность деталей после их сборки. Наибольший Nmax, наименьший Nmin и средний Nm натяги определяют по формулам:
Посадка с гарантированным зазором – посадка, при которой обеспечивается зазор в соединении (поле допуска отверстия расположено над полем допуска вала, рис. 3, а). К посадкам с зазором относятся также посадки, в которых нижняя граница поля допуска отверстия совпадает с верхней границей поля допуска вала, т. е. Smin=0. Наиболее распространенными посадками с гарантированным зазором являются: F(f), E(e), C(c), D(d).
Посадка с гарантированным натягом – посадка, при которой обеспечивается натяг в соединении (поле допуска отверстия расположено под полем допуска вала, рис. 3, б). Наиболее распространенными посадками с гарантированным натягом являются: P(p), S(s), U(u), Z(z).
Переходная посадка – посадка, при которой возможно получение как зазора, так и натяга (поля допусков отверстия и вала перекрываются частично или полностью, рис. 3, в). Наиболее распространенными переходными посадками являются: K(k), M(m), N(n), Is(is).
Для количественной оценки точности деталей в машино- и приборостроении установлены 19 квалитетов точности: 01, 0, 1, 2, …, 17 (точность уменьшается по мере увеличения номера квалитета).