Что изучает гигиена физической культуры и спорта

Глава

В связи с необходимостью углубленной разработки отдельных проблем гигиены как науки сформировался ряд профильных гигиенических дисциплин: социальная гигиена, коммунальная гигиена, гигиена труда, гигиена питания, гигиена детей и подростков и др. Одной из них является гигиена физической культуры и спорта, изучающая влияние различных факторов окружающей среды и социальных условий на организм физкультурников и спортсменов. Цель такого изучения — разработка гигиенических нормативов, требований и мероприятий, направленных на укрепление здоровья занимающихся, повышение их работоспособности и достижение высоких спортивных результатов.

Роль гигиены в советской системе физического воспитания была определена в одном из первых документов Коммунистической партии о физкультурном движении.

В постановлении РКБ(б) от 13 июля 1925 г. указывалось, что «физическая культуры не должна исчерпываться одними лишь физическими упражнениями в виде спорта, гимнастики, подвижных игр и прочего, но должна обнимать и общественную и личную гигиену труда и быта, использование естественных сил природы, правильный режим труда и отдыха и т.д.».

Необходимость широко использовать гигиенические факторы и оздоровительные силы природы в процессе физического воспитания неоднократно подчеркивалась и в последующих постановлениях Коммунистической партии и Советского правительства.

Основные задачи гигиены физической культуры и спорта состоят в том, чтобы:

— изучать влияние различных факторов внешней среды и социальных условий на состояние здоровья и работоспособность физкультурников и спортсменов;

— научно обосновывать и разрабатывать гигиенические нормативы, правила и мероприятия по созданию оптимальных условий для физического воспитания и спортивной тренировки;

— научно обосновывать и разрабатывать нормативы, правила и мероприятия по использованию гигиенических средств и природных факторов для укрепления здоровья, повышения работоспособности и роста спортивных достижений.

При решении указанных задач гигиена физической культуры и спорта опирается на данные общей гигиены и профильных гигиенических дисциплин, широко использует теорию физического воспитания, спортивную медицину, физиологию спорта и другие науки.

В гигиене физической культуры и спорта наряду с общегигиеническими широко применяются специальные способы и методы исследований.

В процессе длительных наблюдений и экспериментальных исследований, во время тренировочных занятий и соревнований выявляется воздействие различных факторов на состояние здоровья и работоспособность физкультурников и спортсменов.

В последнее время проводится все больше комплексных гигиенических исследований. Они позволяют осуществлять дифференцированную гигиеническую оценку различных факторов, влияющих в процессе тренировочных занятий и на различных этапах восстановления на организм физкультурников и спортсменов, в том числе на различные психофизиологические функции, наиболее важные для спортивной деятельности.

Гигиенические исследования широко проводятся в ходе физкультурно-оздоровительных занятий и учебно-тренировочного процесса с учетом специфических особенностей того или иного вида спорта.

При этом наряду с гигиеническими часто применяются физиологические, психологические, биохимические и другие методы исследований.

На основании результатов исследований разрабатываются гигиенические рекомендации, нормы, правила и мероприятия оздоровительной и физкультурно-массовой работы и спортивной тренировки. Эти разработки находят свое отражение в таких документах, как санитарные нормы и правила, государственные общесоюзные стандарты (ГОСТы), строительные нормы и правила и др.

Гигиена физической культуры и спорта как учебная дисциплина относится к числу ведущих предметов в физкультурных учебных заведениях. Курс гигиены физической культуры и спорта вооружает студентов гигиеническими знаниями и практическими навыками для формирования здорового образа жизни, применения различных гигиенических средств и природных факторов в процессе физического воспитания, физкультурно-массовой работы и спортивного совершенствования. Вместе с тем этот курс способствует становлению материалистического мировоззрения учащихся.

Знания и практические навыки в области гигиены физической культуры и спорта позволяют физкультурным кадрам включиться в решение важных задач по формированию здорового образа жизни советских людей.

Значение гигиены физической культуры и спорта как научной дисциплины в последнее время еще больше возрастает в связи с широким развитием массовой физической культуры и спорта в стране.

С целью комплексного решения проблем физкультурно-оздоровительной работы разрабатывается система гигиенического обеспечения массовой физической культуры и спорта. Это позволяет более целенаправленно и комплексно использовать различные гигиенические средства для укрепления здоровья и повышения работоспособности физкультурников.

Расширяются исследования по разработке гигиенических основ массовой физической культуры по месту жительства и на производстве, где открываются новые возможности для проведения оздоровительных мероприятий во время отдыха и производственной деятельности. Особое значение имеет создание оптимальных гигиенических условий при проведении массовых физкультурно-оздоровительных занятий по месту жительства, и прежде всего в культурно-спортивных комплексах, а также в различных спортивных сооружениях. Об этом говорится в постановлении ЦК КПСС «О мерах по улучшению использования клубных учреждений и спортивных сооружений» (1985).

Постоянная забота Коммунистической партии и Советского правительства о здоровье подрастающего поколения нашла свое выражение в одобренных в 1984 г. Пленумом ЦК КПСС и Верховным Советом СССР «Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы». В этом документе подчеркивается, что «социалистическое общество кровно заинтересовано в том, чтобы молодое поколение росло физически развитым, здоровым, жизнерадостным, готовым к труду и защите Родины… Больше внимания уделять вопросам гигиены. Необходимо, чтобы каждый школьник овладел минимумом знаний в области гигиены и медицины, смолоду знал свой организм и умел поддерживать его в порядке».

Успешное решение этих задач невозможно без широкого применения гигиенических средств и природных факторов в процессе учебы, физического воспитания и занятий спортом детей и подростков. Все более интенсивно ведется изучение гигиенических аспектов физического воспитания и подготовки юных спортсменов.

Актуальны исследования по гигиеническому обеспечению различных видов туризма, который приобретает в нашей стране все большую популярность. Специалистами разрабатываются гигиенические рекомендации по режиму туристов, особенностям личной гигиены, питания и питьевого режима, туристскому снаряжению, одежде и др.

Расширяется изучение наиболее важных гигиенических аспектов строительства и эксплуатации спортивных сооружений, оборудования и инвентаря. Это позволяет в значительной мере усилить оздоровительный эффект занятий массовой физической культурой и спортом.

Особое внимание уделяется дальнейшей разработке проблемы закаливания. Оно играет важную роль в профилактике простудных заболеваний, которые еще имеют широкое распространение, а также оказывает общеукрепляющее действие на организм. При этом разрабатываются более эффективные методики закаливающих процедур для различных групп физкультурников и спортсменов.

Актуальны исследования в области гигиены спортивной одежды, обуви и снаряжения. Разрабатываются гигиенические рекомендации по применению современных тканей и материалов, а также покрою одежды и конструкции обуви для занятий массовой физической культурой и спортом в различных климатических зонах страны.

Советскими специалистами разработана и внедрена в практику система гигиенического обеспечения подготовки спортсменов. Она имеет определенную структуру и состоит из следующих основных элементов: суточного режима, личной гигиены, закаливания, рационального сбалансированного питания; средств восстановления; специализированных комплексов гигиенических средств при подготовке спортсменов в сложных климатических и других условиях.

Указанная система позволяет более эффективно применять различные гигиенические средства в тренировочном процессе в зависимости от специфики отдельных видов спорта, возрастно-половых особенностей спортсменов, этапов тренировочного процесса, условий тренировки и др. Практика показывает, что гигиенические факторы, оказывая глубокое и разностороннее воздействие на организм спортсмена, могут в значительной мере оптимизировать весь процесс спортивного совершенствования.

Особое внимание уделяется изучению средств восстановления и повышения работоспособности спортсменов. В нашей стране впервые предложены такие гигиенические средства повышения работоспособности и быстрейшего восстановления спортсменов, как ионизированный воздух и ультрафиолетовое облучение с помощью эритемных ламп и др.

В настоящее время усилия многих специалистов концентрируются на дальнейшей разработке различных аспектов проблемы «Гигиенические основы подготовки спортсменов».

Гигиена физической культуры и спорта как учебная дисциплина относится к числу ведущих предметов в физкультурных и учебных заведениях. Курс гигиены физической культуры и спорта способствует формированию у студентов диалектико-материалистического марксистско-ленинского мировоззрения и вооружает их знаниями и практическими навыками применения гигиенических факторов и естественных сил природы в процессе физического воспитания, физкультурно-массовой работы и спортивного совершенствования. В ряде институтов физической культуры имеются самостоятельные кафедры гигиены (Московский, Ленинградский, Белорусский, Казахский).

В становлении и развитии гигиены физической культуры значительную роль сыграли отечественные ученые,

Что изучает гигиена физической культуры и спорта

Что изучает гигиена физической культуры и спорта

среди которых прежде всего необходимо отметить П. Ф. Лесгафта, В. В. Гориневского, В. А. Волжинского, А. А. Минха.

Выдающийся русский ученый и общественный деятель П. Ф. Лесгафт (1837—1909) стоял у истоков теории физического образования и воспитания в нашей стране и внедрял ее в практику. Он обосновал необходимость введения гигиены в учебный процесс подготовки специалистов по физическому воспитанию. В 1987 г. П. Ф. Лесгафт разработал учебную программу по гигиене и включил ее в учебный план двухгодичных гимнастических курсов для подготовки учителей гимнастики, открытых по его инициативе при 2-й петербургской военной гимназии. Значительный интерес представляют его работы о гигиеническом обеспечении занятий физическими упражнениями в школе. Важное значение имели идеи П. Ф. Лесгафта о тесной связи физического, умственного и нравственного воспитания, сочетающего в себе гигиенические и педагогические интересы.

Видный деятель спортивной медицины В. В. Гориневский (1857—1937) еще в дореволюционных работах начал разрабатывать некоторые важные вопросы гигиены физической культуры и спорта. В 1925 г. им была опубликована, а в 1930 г. переиздана монография по гигиене физических упражнений и спорта. В этой работе приводились сведения о гигиенической оценке различных

Что изучает гигиена физической культуры и спорта

видов спорта, закаливания, личной гигиены и питания физкультурников. В. В. Гориневский внес большой вклад в развитие отдельных областей спортивной медицины, физиологии спорта, закаливания, гигиены спортивной одежды и др.

Большая заслуга в развитии гигиены физических упражнений и спорта и организации преподавания этой дисциплины принадлежит профессору В. А. Волжинскому (1890—1942), руководившему с 1930 по 1942 г. кафедрой гигиены ГДОИФКА им. П. Ф. Лесгафта. В. А. Волжинский четко определил основные задачи и содержание гигиены физической культуры и спорта как профильной гигиенической дисциплины. Им были разработаны методические основы преподавания гигиены физической культуры. В. А. Волжинский — автор первого учебника по гигиене для институтов физической культуры.

Развитие гигиены физической культуры и спорта в СССР тесно связано с именем действительного члена АМН СССР, заслуженного деятеля науки А. А. Минха (1904—1984). В его и выполненных под его руководством исследованиях получены ценные в теоретическом отношении экспериментальные данные по различным разделам гигиены физической культуры и спорта: питанию спортсменов, закаливанию, гигиене спортивных сооружений, гигиене тренировки, личной гигиене и одежды спортсменов, применению гигиенических средств стимуляции спортивной работоспособности и ускорения восстановительных процессов (ультрафиолетовое излучение, искусственно ионизированный воздух, суховоздушная баня).

За годы Советской власти в области гигиены физической культуры и спорта выполнено большое количество научных работ, многие из которых сыграли большую роль в разработке таких важных проблем, как гигиена спортивных сооружений, питание спортсмена, гигиена спортивной тренировки, личная гигиена, гигиена физического воспитания детей и подростков и др.

Лаптев, А.П. Гигиена/ А.П. Лаптев [и д.р.]. – М.: Физкультура и спорт, 1990.- 368 с.

Источник

Гигиена физической культуры и спорта

Характеристика охраны здоровья как важнейшей социальной задачи любого цивилизованного государства. Анализ понятия и сущности гигиены физической культуры. Общие гигиенические требования к спортивной одежде и обуви. Основы гигиены спортивных сооружений.

РубрикаСпорт и туризм
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления08.08.2018
Размер файла27,8 K

Что изучает гигиена физической культуры и спорта

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

по дисциплине: «Физическая культура»

Тема: «Гигиена физической культуры и спорта (одежда, обувь, места занятий, инвентарь)»

1. Понятие гигиены. Гигиена физической культуры

2. Гигиеническое обеспечение занятий

Оно определяется гармоничностью физического развития человека, хорошим функциональным состоянием организма и, прежде всего, резервными возможностями сердечно-сосудистой системы, устойчивостью к действию неблагоприятных факторов.

Большое значение имеют гигиенические факторы и естественные силы природы. Гигиену справедливо считают предупредительной медициной, в отличие от лечебной медицины, задачей которой является лечение больных и восстановление их трудоспособности. Гигиена изучает связь и взаимодействие между человеком и окружающей его внешней средой, а также влияние внешней среды (природных, бытовых, производственных и социальных факторов) на организм человека. На основании этого гигиена разрабатывает нормативы и санитарные мероприятия по созданию наиболее благоприятных условий многообразной жизни и деятельности человека. Среди многочисленных гигиенических мероприятий, которые осуществлялись на разных этапах развития человеческого общества, большое место занимали физические упражнения и спорт, а также закаливание как средство физического воспитания крепких и здоровых людей.

Гигиена является основой профилактики заболеваний, которая осуществляется путем широкой системы социально-экономических, медико-санитарных и общественных мероприятий по охране здоровья людей.

1. ПОНЯТИЕ ГИГИЕНЫ. ГИГИЕНА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Практическое претворение в жизнь гигиенических нормативов, правил и мероприятий называется санитарией. Достижения гигиены внедряются путём общественно-гигиенических мероприятий. С этой целью разрабатываются различные санитарные правила и нормы. Для эффективного использования достижений гигиены необходимо, что бы каждый человек понимал их значение. В связи с этим огромная роль принадлежит санитарному просвещению.

В зависимости от предмета изучения гигиеническая наука подразделяется на:

— гигиену окружающей среды;

— гигиену питания и здоровья;

Именно на основе изучения особенностей влияния различных факторов внешней среды на организм человека разрабатываются гигиенические

рекомендации, нормы и правила создания благоприятных условий труда, быта, отдыха и занятий физической культурой.

На организм человека могут воздействовать различные факторы внешней среды:

Гигиена физической культуры и спорта изучает взаимодействие организма занимающихся физической культурой и спортом с внешней средой.

Предметом гигиены физического воспитания и спорта как науки является изучение процесса взаимодействия организма человека с различными факторами физической культуры и спорта.

Основная задача гигиены физического воспитания и спорта состоит в разработке мероприятий для предупреждения возможного неблагоприятного влияния различных факторов физической культуры и спорта, улучшения состояния здоровья, физического развития, повышения общей и спортивной работоспособности лиц, занимающихся физической культурой и спортом.

К основным гигиеническим средствам, применяемым для этого, относятся:

— оптимизация условий, режимов и содержания, форм и средств,

— применяемых в процессе занятий физическими упражнениями;

— оптимизация физических нагрузок в процессе занятий физическими упражнениями;

2. ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЙ

2.1 Общие гигиенические требования к спортивной одежде и обуви

Гигиенически оптимальная, с учетом специфики вида спорта, спортивная одежда и обувь необходимы для эффективной и безопасной тренировочно-соревновательной деятельности.

2.2 Гигиенические требования к спортивной одежде

У спортсменов, выполняющих большую физическую работу в спортивной одежде, сопровождающуюся значительным выделением энергии, затрудняется теплоотдача через кожу. Средняя кожная температура быстро повышается, особенно при высоких температурах окружающей среды и относительной влажности воздуха. Спортивная одежда должна обеспечить оптимальный микроклимат. На него влияют тепловое состояние организма спортсмена, метеорологические условия внешней среды и свойства спортивной одежды.

Основные гигиенические характеристики материалов, используемые для изготовления спортивной одежды и обуви:

Спортивная одежда изготавливается также из материалов, состоящих из различных волокон. Гигиенические свойства таких материалов меняются в зависимости от того, какое волокно в них преобладает.

2.3 Гигиенические требования к спортивной обуви

Они во многом совпадают с требованиями к спортивной одежде: водоупорность; достаточная вентилируемость; мягкость; легкость; эластичность. После намокания и высушивания обувь не должна менять форму и размеры, оставаясь гибкой.

— соответствие времени года,

— условиям тренировок и соревнований,

— надежная защита стоп от механических ударных воздействий при беге, прыжках,

— отсутствие скольжения подошв по поверхности покрытий спортивных сооружений или почве при занятиях физическими упражнениями, от зимней обуви требуется еще и хорошая теплозащитность.

Материалы, применяемые для изготовления спортивной обуви, должны принимать и сохранять форму стопы без значительных изменений внутренней конфигурации и внешнего вида. При изготовлении спортивной обуви применяются натуральная кожа и ее заменители, резина, синтетические материалы.

С гигиенической точки зрения лучшим материалом для верха обуви считается натуральная кожа. Она прочна, достаточно мягка и эластична, хорошо защищает стопы от воздействия сырости и механических повреждений, мало теплопроводна, обеспечивает необходимое испарение пота, обладает способностью сохранять форму и размеры обуви после намокания и последующего высушивания. Резиновая обувь менее гигиенична, так как она непроницаема для воздуха, вызывает излишнюю потливость стоп. Обувь из синтетических материалов отличается легкостью и большой прочностью.

Также важно, чтобы отдельные детали спортивной обуви и их соединения имели гладкие поверхности, особенно внутри, т. е. обувь должна обеспечивать максимальную безопасность в процессе эксплуатации, удобство при выполнении вспомогательных операций, ее надевании и снятии.

гигиена культура физический

2.4 Основы гигиены спортивных сооружений

Спортивные сооружения должны соответствовать определенным санитарно-гигиеническим положениям, которые содержатся в спортивно-технических требованиях, указанных в следующих основных документах:

— «Строительные нормы и правила, часть 2, глава 76. Спортивные сооружения, нормы проектирования (СНиП 11-76-78)»;

— «Санитарные правила устройства и содержания мест занятий по физической культуре и спорту, утвержденные заместителем главного государственного санитарного врача СССР 30.12.1976 г.».

После сдачи спортивных сооружений в эксплуатацию работники санитарно-эпидемиологических станций и врачебно-физкультурных диспансеров, а также специалисты по физической культуре и спорту должны систематически проводить текущий санитарный надзор. Замечания и предложения представителей органов санитарного надзора записываются в санитарный журнал, который должен быть во всех спортивных сооружениях. Кроме того, на каждом спортивном объекте необходимо иметь правила внутреннего распорядка, согласованные с санитарно-эпидемиологической станцией. Ответственность за соблюдение санитарно-гигиенических норм содержания и эксплуатации спортивных сооружений несет администрация данного сооружения. При нарушении санитарно-гигиенических правил администрация привлекается к ответственности.

Важное гигиеническое значение имеет правильное размещение спортивных сооружений, способствующее улучшению условий для занятий физическими упражнениями и спортом, усилению их оздоровительного воздействия. Сеть физкультурно-спортивных сооружений проектируется как элемент системы культурно-бытового обслуживания населения города и поселков городского типа в соответствии с их планировочной структурой.

При планировании размещения спортивных сооружений необходимо принимать во внимание данные «розы ветров». Спортивные сооружения следует располагать на участках, имеющих небольшие уклоны, на южных склонах, защищенных от господствующих ветров, и по возможности в местах, имеющих достаточную степень озеленения: у естественного зеленого массива (леса, парка, сквера, сада) или открытого водоема (реки, озера, пруда). Эти факторы в значительной мере улучшают микроклиматические условия.

Спортивные залы могут размещаться в специальных зданиях или входить в состав общественных зданий (учебных заведений, клубов и др.). Залы для занятий тяжелой атлетикой должны располагаться на первом этаже. Помосты в них устанавливают на грунте, не связывая их с основными конструкциями здания.

Подобное размещение исключает встречные потоки движения одетых и раздетых спортсменов. Для зрителей предусматриваются места, специальные проходы, буфет, фойе и другие помещения, изолированные от помещений для спортсменов.

Существуют определенные нормы размеров спортивных залов, обеспечивающие наиболее эффективное осуществление учебно-тренировочного процесса, а также поддержание необходимого уровня физико-химического состояния воздушной среды. Единовременную пропускную способность зала определяют, исходя из расчета площади в квадратных метрах на одного занимающегося. Размеры спортивных залов и площадь на одного занимающегося указаны в СНиП 11-76-78.

Важное гигиеническое значение имеет внутренняя отделка помещений. Стены должны быть ровными, без выступов и лепных украшений, устойчивыми к ударам мяча и допускающими уборку влажным способом. Радиаторы центрального отопления располагают в нишах под окнами и укрывают защитными решетками. Двери не должны иметь выступающих наличников.

При окраске стен следует учитывать степень отражения света и влияние цвета на психофизиологические функции: зеленый цвет успокаивает и благоприятно действует на орган зрения; оранжевый и желтый бодрят и вызывают ощущение тепла; красный цвет возбуждает; синий и фиолетовый угнетают. При использовании масляной краски не рекомендуется покрывать ею стены и потолок полностью, так как это препятствует естественной вентиляции.

Пол должен быть ровным, без выбоин и выступов, нескользким, эластичным, теплым и легко моющимся.

Основными задачами современной гигиены являются научная разработка основ предупредительного и текущего санитарного надзора, санитарного законодательства, обоснование гигиенических мероприятий по охране и оздоровлению окружающей среды, условий труда и отдыха, охрана здоровья детей и подростков, участие в разработке гигиенических основ рационального питания, а также санитарная экспертиза качества пищевых продуктов и предметов бытового обихода.

Гигиена является основой профилактики заболеваний, которая осуществляется путем широкой системы социально-экономических, медико-санитарных и общественных мероприятий по охране здоровья людей.

Система гигиенического обеспечения должна применяться на всех этапах подготовки спортсменов. В ее реализации принимают участие тренеры, медицинские работники и сами спортсмены. Следует особо подчеркнуть, что наибольший положительный эффект проявляется при комплексном использовании всех элементов системы.

Система гигиенического обеспечения подготовки спортсменов включает программу каждого элемента (питания, закаливания и т. д.). Эти программы составляются с учетом особенностей вида спорта, этапов и условий подготовки, индивидуальных особенностей спортсменов и др.

При реализации программ проводится комплексный контроль, который включает данные о динамике состояния здоровья, спортивной работоспособности и самочувствия спортсменов. Эта информация складывается из анализа данных гигиенических исследований, педагогических наблюдений, медицинских обследований, специальных исследований психофизиологических функций, наиболее важных для данного вида спорта. Сравнительный анализ получаемой таким образом информации позволяет вносить соответствующие коррективы в отдельные программы системы гигиенического обеспечения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

6. Гигиена : учебник\ Р.Д. Габович, С.С. Познанский, Г.Х. Шахбазян. М: “Медицина” 1971 г.

7. Общая гигиена: учебник\ Г.И. Румянцев, Е.П. Вишневская, Т.А. Козлова. М.: Медицина, 1985

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Основные задачи гигиены физических упражнений и спорта. Гигиенические требования к спортивной одежде, обуви, инвентарю и оборудованию. Гигиенические требования к расположению, ориентации и планировке спортивных сооружений, их освещение и вентиляция.

реферат [27,8 K], добавлен 25.10.2014

Основы гигиены физической культуры. Личная гигиена. Рациональное питание. Закаливание. Гигиенические основы физической культуры и спорта на производстве. Санитарная культура граждан. Необходимые гигиенические навыки.

реферат [26,7 K], добавлен 20.11.2006

реферат [26,2 K], добавлен 17.10.2008

Система физической культуры и спорта в Российской Федерации, физкультурная и оздоровительная работа, развитие спорта высших достижений. Пропаганда физической культуры, создание благоприятных условий финансирования спортивных организаций и учреждений.

реферат [12,3 K], добавлен 16.03.2010

Классификация спортивных сооружений. Гигиенические требования к спортивным сооружениям. Расположение в черте населенного пункта. Ориентация, транспортная доступность, планировка, состояние окружающей среды, озеленение, интенсивность шума и микроклимат.

реферат [25,9 K], добавлен 24.11.2009

Современное состояние, законодательная база и проблемы развития физической культуры и спорта. Роль Сибирской государственной академии физической культуры и спорта в развитии физкультурно-массовой и спортивной работы в Сибирском федеральном округе.

реферат [32,1 K], добавлен 06.11.2012

Загрязнения воздуха и борьба с ними, систематический контроль за его состоянием. Гигиенические требования к спортивной одежде: теплозащитные свойства, воздухопроницаемость, испаряемость. Гигиенические свойства спортивной обуви, перспективы их улучшения.

контрольная работа [23,0 K], добавлен 06.09.2009

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *