Что называется комплексом стандартов
Комплексы стандартов
Часть фонда нормативных документов разнесена по определенным комплексам взаимосвязанных стандартов, каждый из которых представляет систему несколько десятков стандартов, содержащих взаимосвязанные объекты стандартизации.
Комплекс стандартов: Совокупность взаимосвязанных
стандартов, объединенных общей целевой направленностью и/или устанавливающих согласованные требования к взаимосвязанным объектам стандартизации.
Каждый комплекс (система) имеет свое наименование и номер, которые приводятся на титульном листе каждого стандарта, входящего в этот комплекс. Стандарты, входящие в комплекс, называются системными. В таблице 1 приведены сведения о комплексах стандартов, используемых в РФ: наименование, номер, аббревиатура комплекса. В соответствии с этим, регистрационный номер национального системного стандарта включает номер соответствующего комплекса, приведенный в таблице 1, что обеспечивает упрощение идентификации стандарта.
Номер комплекса стандартов | Наименование комплекса (системы) стандартов | Аббревиатура комплекса (системы) |
1. | Стандартизация в РФ | – |
2. | Единая системаконструкторской документации | ЕСКД |
3. | Единая система технологической документации | ЕСТД |
4. | Система показателей качества продукции | СПКП |
6. | Унифицированные система документации | УСД |
7. | Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу | СИБИД |
8. | Государственная система обеспечения единства измерений | ГСИ |
Продолжение таблицы 1 | ||
Номер комплекса стандартов | Наименование комплекса (системы) стандартов | Аббревиатура комплекса (системы) |
9. | Единая система защиты от коррозии и старения | ЕСЗКС |
12. | Система стандартов безопасности труда | ССБТ |
14. | Единая система технологической подготовки производства | ЕСТПП |
15. | Система разработки и постановки продукции на производство | СРПП |
17. | Система стандартов в области охраны природы и улучшения природных ресурсов | ССОП |
19. | Единая система программной документации | ЕСПД |
Система проектной документации по строительству | СПДС | |
Безопасность в чрезвычайных ситуациях | – | |
Единый комплекс стандартов на автоматизированные системы | ЕКС АС (АСУ) | |
26. | Единая система стандартов приборостроения | ЕССП |
27. | Система стандартов “Надежность в технике” | ССНТ |
28. | Система технического обслуживания и ремонта техники | – |
31. | Система стандартов технологической оснастки | – |
34. | Информационные технологии | – |
40. | Система сертификации ГОСТ Р | – |
51. | Система аккредитации в РФ | – |
Указатель «Национальные стандарты»
Информацию о действующих национальных стандартах, сроках их действия, изменениях к ним пользователи получают через годовые и ежемесячные информационные указатели «Национальные стандарты Российской Федерации».
Ежегодный указатель «Национальные стандарты» выходит в трех томах (до 2005 года – в четырех томах), составленный по кодам Общероссийского классификатора стандартов ОК (МК (ИСО/ИНФКО МКС) 001-96) 001 – 2000, который входит в состав единой системы классифицирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК) Российской Федерации. Общероссийский классификатор стандартов (ОКС) гармонизирован с Международным классификатором стандартов (МКС) и Межгосударственным классификатором стандартов.
Все действующие стандарты на текущий год размещены в 1-ом и 2 –ом томах указателя «Национальные стандарты» по кодам ОКС с указанием обозначений и наименований стандартов. Обозначения стандартов внутри кодов расположены по порядку возрастания номеров в последовательности: ГОСТ, ГОСТ Р, РСТ РСФСР.
*) В указателе при обозначении национальных стандартов индекс ГОСТ не указывается, а приводится только числовое обозначение
Сведения об изменениях приводятся в круглых скобках в виде номера изменения (арабская цифра), а также месяца (римская цифра), в котором проведено данное изменение и года издания Информационного указателя стандартов (ИУС), в котором опубликовано данное изменение.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Общие сведения о системах (комплексах) стандартов
Совокупность взаимосвязанных стандартов, имеющих общую целевую направленность, устанавливающих согласованные требования к взаимосвязанным объектам стандартизации, называется системой (комплексом) стандартов.
Взаимосвязанные стандарты – два или более стандарта, устанавливающие совокупность взаимосвязанных требований к нескольким взаимосвязанным объектам стандартизации или к одному объекту стандартизации.
Система– нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей.
При формировании систем стандартов важную роль играет такой принцип стандартизации, как системность.
Применение принципа системности позволяет обеспечить непротиворечивость, согласованность взаимодействующих структурных составляющих системы, то есть обеспечивает главные условия эффективного функционирования системы.
В настоящее время в Российской Федерации действует свыше 20 систем стандартов, сведения о которых представлены в таблице 6.1.
6.2 Система стандартов «Стандартизация в Российской Федерации»
Система стандартов «ГОСТ Р 1.ХХ-ХХХХ Стандартизация в РФ»
Таблица 6.1 – Системы стандартов
№ п/п | Категория стандартов | Шифр (класс) системы | Наименование системы | Аббревиатура системы |
1. | ГОСТ Р | 1. | Стандартизация в Российской Федерации | — |
2. | ГОСТ | 1. | Межгосударственная система стандартизации | — |
3. | ГОСТ, ГОСТ Р | 2. | Единая система конструкторской документации | ЕСКД |
4. | ГОСТ | 3. | Единая система технологической документации | ЕСТД |
5. | ГОСТ, | 4. | Система показателей качества продукции | СПКП |
6. | ГОСТ, ГОСТ Р | 6. | Унифицированная система документации | УСД |
7. | ГОСТ, ГОСТ Р | 7. | Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу | СИБИД |
8. | ГОСТ, ГОСТ Р | 8. | Государственная система обеспечения единства измерений | ГСИ |
9. | ГОСТ | 9. | Единая система защиты от коррозии и старения | ЕСЗКС |
10. | ГОСТ | 12. | Система стандартов безопасности труда | ССБТ |
11. | ГОСТ, ГОСТ Р | 13. | Репрография | — |
12. | ГОСТ | 14. | Единая система технологической подготовки производства | ЕСТПП |
13. | ГОСТ ГОСТ Р | 15. | Система разработки и постановки продукции на производство | СРПП |
14. | ГОСТ, ГОСТ Р | 17. | Охрана природы | — |
15. | ГОСТ | 19. | Единая система программной документации | ЕСПД |
16. | ГОСТ, ГОСТ Р | 21. | Система проектной документации для строительства | СПДС |
17. | ГОСТ, ГОСТ Р | 22. | Безопасность в чрезвычайных ситуациях | — |
18. | ГОСТ | 24. | Система технической документации на АСУ | — |
19. | ГОСТ | 25. | Расчеты и испытания на прочность | — |
20. | ГОСТ, ГОСТ Р | 27. | Надежность в технике | — |
21. | ГОСТ, ГОСТ Р | 29. | Система стандартов эргономических требований и эргономического обеспечения | — |
22. | ГОСТ ГОСТ Р | 34. | Информационная технология | — |
23. | ГОСТ Р | 40. | Система сертификации ГОСТ Р | — |
24. | ГОСТ Р | 51. | Система аккредитации в РФ | — |
была сформирована в 2004 году взамен «Государственной системы стандартизации» для реализации основных положений ФЗ «О техническом регулировании». Система «Стандартизация в РФ» устанавливает:
— цели и принципы стандартизации;
— требования к организации работ по стандартизации в РФ и в организациях;
— документы в области стандартизации и требования к ним;
— порядок разработки, утверждения, опубликования и распространения документов по стандартизации;
— изображение и порядок применения знака соответствия национальным стандартам;
— термины и определения в области стандартизации.
В настоящее время система «Стандартизация в РФ» включает стандарты, представленные в таблице 6.2.
Таблица 6.2 – Система стандартов ГОСТ Р 1.ХХ-ХХХХ Стандартизация в Российской Федерации
№ п/п | Наименование стандарта |
1. | ГОСТ Р 1.0-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения |
2. | ГОСТ Р 1.1-2005 Стандартизация в Российской Федерации. Технические комитеты по стандартизации. Порядок создания и деятельности |
3. | ГОСТ Р 1.2-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены |
4. | ГОСТ Р 1.4-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения |
5. | ГОСТ Р 1.5-2012 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные. Правила построения, изложения, оформления и обозначения |
6. | ГОСТ Р 1.6-2005 Стандартизация в Российской Федерации. Проекты стандартов. Организация проведения экспертизы |
7. | ГОСТ Р 1.7-2008 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила оформления и обозначения при разработке на основе применения международных стандартов |
8. | ГОСТ Р 1.8-2011 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты межгосударственные. Правила проведения в Российской Федерации работ по разработке, применению, обновлению и прекращению применения |
9. | ГОСТ Р 1.9-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Знак соответствия национальным стандартам Российской Федерации. Изображение. Порядок применения |
10. | ГОСТ Р 1.10-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Правила стандартизации и рекомендации по стандартизации. Порядок разработки, утверждения, изменения, пересмотра и отмены |
11. | ГОСТ Р 1.12-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения |
12. | ГОСТ Р 1.13-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Уведомления о проектах документов в области стандартизации. Общие требования |
13. | ГОСТ Р 1.14-2009 Стандартизация в Российской Федерации. Программа разработки национальных стандартов. Требования к структуре, правила формирования, утверждения и контроля за реализацией |
14. | ГОСТ Р 1.15-2009 Стандартизация в Российской Федерации. Службы стандартизации в организациях. Правила создания и функционирования |
15. | ГОСТ Р 1.16-2011 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные предварительные. Правила разработки, утверждения, применения и отмены |
16. | Р 50.1.065-2008 Стандартизация в Российской Федерации. Типовое положение о технических комитетах по стандартизации |
Пример обозначения стандарта системы «Стандартизация в Российской Федерации» представлен на рисунке 6.1.
Рисунок 6.1— Пример обозначения стандарта системы «Стандартизация в Российской Федерации»
Например, в обозначении стандарта «ГОСТ Р 1.12-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения» элементы имеют следующее значение:
1 – шифр системы «Стандартизация в Российской Федерации»;
Дата добавления: 2015-04-16 ; просмотров: 10 ; Нарушение авторских прав
Тема 3. Нормативное обеспечение управления качеством
Оглавление
Правовые основы в области качества
Формирование национального законодательства в РФ в области качества обусловило необходимость создания правовых основ защиты интересов потребителя и государства средствами стандартизации, метрологии и сертификации. Эту правовую базу составляют четыре закона РФ, принятые в 1992-93 гг.
Этот закон требует от продавца (изготовителя), чтобы товар был безопасным и соответствовал обязательным требованиям стандартов и условиям договора. При продаже товара с недостатками потребитель вправе требовать от продавца либо безвозмездного устранения недостатков, либо замены на аналогичный товар. Продавец обязан удовлетворить требование потребителя в случае, если продавец не докажет, что недостатки в товаре возникли по вине покупателя.
В соответствии с этим законом товары (работы, услуги), на которые законами или стандартами установлены требования по безопасности для населения и окружающей среды, подлежат обязательной сертификации. Данное положение относится и к таким объектам, как средства, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья потребителя. Перечни таких объектов, подлежащих обязательной сертификации, утверждаются Правительством РФ.
Этот закон, кроме общих положений, включает разделы:
Пользуясь этим законом, можно отстаивать свои права на получение качественного товара и возмещение убытков, в том числе в судебном порядке.
Качество товара определяется, как это установлено в законе, условиями договора между продавцом (исполнителем) и потребителем. Однако в случае наличия в стандарте обязательных требований к качеству продукции продавец обязан передать потребителю товар, соответствующий этим требованиям. Изготовитель обеспечивает безопасность продукции в течение установленного срока службы или срока годности. В случае, когда этот срок им не установлен, то его обязательства по обеспечению безопасности товара составят 10 лет, как это предусмотрено законом.
Этот закон устанавливает основные положения, принципы, понятия, порядок организации работ в области стандартизации, которые являются едиными и обязательными для всех органов государственного управления, субъектов хозяйственной деятельности (в том числе, граждан-предпринимателей) независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, а также общественных объединений. Положения и требования закона распространяются на изготовителей продукции, продавцов, исполнителей услуг, проектные, конструкторские, транспортные и другие организации и предприятия.
В соответствии с законом под стандартизацией понимается деятельность по установлению норм, правил и характеристик в целях обеспечения качества и безопасности продукции и услуг, технической и информационной совместимости, единства измерений, экономии всех видов ресурсов.
Законом закреплен правовой статус Комитета РФ по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт РФ) по осуществлению государственного управления стандартизацией в России. В соответствии с законом Госстандарт РФ формирует и реализует государственную политику в области стандартизации, осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований стандартов, участвует в работах по международной (региональной) стандартизации, организует профессиональную подготовку и переподготовку кадров.
В круг задач по стандартизации, возложенных на Госстандарт РФ, входят:
К НД по стандартизации, действующим на территории РФ, относятся:
Требования по безопасности для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества граждан, требования по совместимости включаются в стандарты как обязательные требования к продукции. Выполнение этих требований контролируется государством путем осуществления государственного контроля и надзора. Включаемые в стандарты потребительские характеристики, методы их контроля, требования к упаковке, хранению и применению не являются обязательными и определяются договорами между поставщиками и потребителями.
В этом законе дается определение и цели сертификации, устанавливается обязательная и добровольная формы сертификации. Сертификация как деятельность по подтверждению соответствия продукции, услуг и других объектов осуществляется в целях создания условий для работы хозяйствующих объектов различных форм собственности на едином товарном рынке России, содействия потребителям в компетентном выборе продукции, защиты потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя), контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни и здоровья.
Организация и проведение работ по обязательной сертификации возлагаются на Госстандарт РФ. В законе установлены обязанности изготовителей, испытательных лабораторий и органов по сертификации. Законом также определены правила и порядок ввоза на территорию РФ импортных товаров.
В этом законе установлены отношения органов государственного управления с юридическими и физическими лицами по вопросам изготовления, выпуска, эксплуатации, ремонта, продажи и импорта средств измерений.
Многие показатели качества имеют вид конкретных количественных характеристик. Вследствие этого важное значение придается единству и точности измерений этих характеристик, когда результаты измерений выражены в узаконенных единицах и погрешности измерений не выходят за установленные границы. Этот закон устанавливает порядок, обеспечивающий единство и точность измерений на территории страны и направлен на защиту прав граждан от недостоверных результатов измерений.
Госстандарт РФ утверждает НД по обеспечению единства измерений, осуществляет государственный метрологический контроль и надзор, следит за порядком поверки и калибровки средств измерений.
Таким образом, правовое пространство, включающее указанные четыре закона, образует организационно-технический механизм, который дает государству возможность управлять экономикой и создает инструмент регулирования технических барьеров во внешнеэкономической деятельности.
Принципы международной стандартизации
Международные стандарты являются важнейшими нормативными актами, так как устраняют барьеры в международной торговле, устанавливают современный технический уровень продукции и услуг, аккумулируют в себе мировой научно-технический опыт. Международные стандарты основаны на следующих принципах:
Разработку большинства международных стандартов осуществляют ИСО и МЭК, которыми в общей сложности утверждено свыше 10000 стандартов. Ежегодно разрабатывается или пересматривается около 250 стандартов ИСО и 150 стандартов МЭК. Такая разработка проводится на основе совместно принятых в 1989 г. «Директив по технической работе ИСО / МЭК».
Основной принцип работы состоит в том, чтобы содержание стандартов было понятно изложено и исключена возможность различных толкований. Такие документы должны быть составлены с учетом их беспрепятственного принятия в качестве национальных стандартов.
Разработка международного стандарта состоит из пяти этапов:
Статус международного стандарта определен, исходя из принципов международной стандартизации. Такой стандарт является стандартом добровольного применения. Здесь прослеживается связь между международной и национальной формами стандартизации, так как в большинстве стран мира национальные стандарты являются необязательными, добровольными.
Международные стандарты применяются в том виде, как они изданы ИСО или МЭК. В резолюции Совета ИСО (1987 г.) указывается, что Совет настоятельно рекомендует своим членам предпринять все возможные шаги по включению международных стандартов в свои национальные для обеспечения последовательного применения на мировом уровне. Помимо этого, стандартизация может активно содействовать созданию единого рынка следующими способами:
В соответствии с решением ИСО международные стандарты разделены на 8 групп.
В этот перечень, который не претендует на систематическую классификацию стандартов, включены только некоторые общие виды.
Структура международных стандартов по управлению качеством
В процессе развития управления и обеспечения качества специалисты пришли к выводу о том, что качество не может быть обеспечено только путем контроля за готовыми изделиями. Гарантия высокого качества должна обеспечиваться гораздо раньше: при изучении требований рынка, на стадии проектных и конструкторских разработок, при выборе субподрядчика и изготовлении продукции.
Совокупность технических и организационных мер, необходимых для обеспечения стабильного высокого качества изделий при возможно низких расходах, называется системой качества. Она включает в себя организационные структуры, круг полномочий, методы и технологию производства, средства обеспечения качества.
Внедрение и применение систем качества дают следующие преимущества:
Появление международных стандартов серии 9000 явилось логическим следствием развития систем качества. В процессе развития этого направления можно проследить следующие этапы:
Стандарты семейства ИСО 9000 относятся к системам качества на предприятиях, производящих товары или оказывающие услуги. Стандарты были впервые выпущены и продолжают обновляться Техническим комитетом 176 ИСО. Сам комитет был создан в 1979 г. по предложению Британского института стандартов (члена ИСО от Великобритании). Первые стандарты на системы качества были разработаны Британским институтом стандартов в 1979 г., и впоследствии именно эти стандарты были использованы ИСО как основа первой версии стандартов серии 9000.
В первой редакции, вышедшей в 1987 г., в серию ИСО 9000 входило пять стандартов:
Стандарт имеет вводную часть, определение основных терминов, содержит принципы реализации политики руководства и обеспечения качества.
Три стандарта с моделями систем качества для разных вариантов производственного процесса.
Структура стандартов серии ИСО 9000 по управлению качеством приведена на рис. 13.
Рис. 13. Структура стандартов серии 9000
После выхода стандарты ИСО 9000 были приняты как Европейские нормы EN 29000, а также как национальные стандарты во многих странах для использования при создании и оценке систем качества на предприятиях. В России в то время действовало три государственных стандарта качества:
По результатам практического применения стандартов ИСО 9000 была организована их ревизия, и в 1994 г. ИСО было выпущено второе издание этих стандартов. В результате пересмотра серия стандартов ИСО 9000 расширилась за счет распространения их требований на четыре категории продукции: технические и программные средства, перерабатываемые материалы и услуги. Кроме того, в них было включено изложение основ современных систем качества, а также более подробно изложена роль стандартов при оценке систем качества. Вторая версия действовала до конца 2003 г.
В новую версию стандартов были включены четыре ключевых аспекта качества:
Эта версия стандартов содержит стандарт ИСО 9000 под общим названием «Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества», но состоящий уже из четырех частей, каждая из которых представляет собой руководящие указания по выбору и применению других стандартов:
Кроме того, в серию вошли три незначительно измененных прежних стандарта с разными моделями систем качества:
В серию вошел также значительно расширенный стандарт ИСО 9004 «Управление качеством и элементы системы качества», состоящий из восьми частей:
Новая версия стандартов ИСО серии 9000
В 2000 г. семейство стандартов ИСО 9000 было пересмотрено, в результате чего в него вошли следующие стандарты:
Кроме того, этот набор стандартов был дополнен еще двумя базовыми стандартами:
Стандарт ИСО 9000 заменяет ИСО 9000:1994 и ИСО 8402. В него вошли основы системы менеджмента качества (СМК) (справочный раздел), а также понятия, термины и определения. При этом «Словарь» (ИСО 8402) подвергся пересмотру: введены дополнительно новые термины и уточнена часть старых понятий.
Основными являются стандарты ИСО 9001 и 9004, которые полностью гармонизированы между собой по структуре и содержанию. Они могут использоваться как совместно, так и раздельно.
Стандарт ИСО 9001:2000 содержит требования к СМК, сформулированные в следующих разделах этого документа:
Стандарт ИСО 9004:2000 представляет собой расширение стандарта ИСО 9001, так как при одинаковых объектах рассмотрения в первом из документов приводится более широкий диапазон аспектов, указаний и рекомендаций, вследствие чего два этих стандарта составляют согласованную пару.
В стандартах версии 2000 г. принят процессный подход к деятельности, заключающийся в следующем:
Стандарты версии 2000 г. устанавливают определенный порядок оценивания СМК, приводят требования к СМК, которые необходимы организации для того, чтобы продемонстрировать свою способность поставлять продукцию, соответствующую как требованиям клиентов, так и требованиям нормативной документации.
Создание системы менеджмента качества на предприятии
Необходимо отметить, что стандарты серии 9000 описывают элементы, которые должна включать система качества, а не способы ее внедрения. Они не навязывают единообразие систем качества, поскольку система управления зависит от задач предприятия, вида производимой им продукции. Вследствие этого система качества одного предприятия будет отличаться от системы качества другого предприятия. Эти стандарты описывают лишь минимальные требования, которые необходимо выполнить предприятию при создании системы качества.
В стандартах выделены четыре группы предприятий, для которых установленные минимальные требования несколько различаются:
Создание СМК целесообразно проводить в следующей последовательности.
Поскольку стандарты серии ИСО 9000 дают только рекомендации по выбору модели системы качества, то важно выбрать такую модель, которая в наибольшей степени соответствует варианту производственного процесса. Затем, учитывая рекомендации выбранного стандарта, определяется перечень функций и элементов системы качества. Этот перечень может включать дополнительные элементы или только часть элементов, рекомендованных выбранным стандартом. Отсутствие того или иного элемента в системе качества должно быть обоснованным, чтобы можно было убедительно объяснить это заказчику или организации, проверяющей систему качества.
После этого нужно определить структурные подразделения предприятия, которые будут выполнять отдельные задачи СМК. Для этого необходимо проанализировать функции существующих подразделений и сравнить их с перечнем функций, принятым для создаваемой системы качества с учетом рекомендаций выбранного стандарта. В результате такого сопоставления устанавливаются исполнители каждого элемента системы качества. После определения исполнителей и их функций СМК приобретает вполне конкретное очертание, которое может быть представлено структурной и функциональной схемами.
Структурная схема СМК строится на основании структурной схемы предприятия и дает возможность показать взаимосвязь всех структурных подразделений в системе качества.
В отличие от структурной схемы, показывающей «устройство» системы качества, функциональная схема позволяет наглядно представить «работу» системы качества, т. е. процесс управления качеством. Такая схема строится в виде петли качества, подобно тому, как это делается применительно для изготовления продукции. При разработке функциональной схемы необходимо учитывать все этапы производства и все управленческие функции, приведенные на петле качества. При этом для каждой функции на схеме целесообразно указать основные структурные подразделения, которые будут выполнять их на всех этапах производства.
По завершению построения структурной и функциональной схем следующая задача заключается в определении состава нормативно-технических документов системы качества. Как правило, наибольшее количество документов требуется для проведения операционного контроля в производственном процессе. В этот состав могут входить как документы, которые требуется разработать дополнительно, так и документы, уже имеющиеся на предприятии, но требующие некоторой доработки.
Наиболее распространенными документами системы качества являются стандарты предприятия, но, кроме них, могут использоваться инструкции, предписания и другие нормативные документы. Для окончательного формирования документации системы качества нужно разработать еще один, обобщающий документ, в котором дается общее описание системы. Такое описание предусматривается стандартом ИСО 9000 в виде «Руководства по качеству». Это руководство служит не только для внутреннего пользования, но и для представления заказчикам при заключении контрактов и независимым экспертам при проверках системы качества. Конкретные указания по разработке этого документа приведены в стандарте ИСО 10013 «Руководящие указания по разработке руководств по качеству».
Руководство обычно включает в себя:
В качестве иллюстративного материала в этом документе можно привести структурную и функциональную схемы системы качества.
Разработка СМК должна позволить упорядочить имеющиеся на предприятии элементы в четко структурированную систему, полностью отвечающую требованиям одного из стандартов ИСО на модель качества.
Следует отметить, что на практике часто приходится иметь дело не с созданием системы качества с «нуля», а с доработкой существующей системы качества до требований стандартов ИСО 9000. В этом случае объем работ будет зависеть от того, насколько существующая система качества соответствует требованиям стандартов.
По результатам проверок проводится корректировка системы для устранения выявленных недостатков и обеспечения четкого функционирования системы качества.