Что называется искусством история 5 класс
План-конспект учебного занятия для 5-го класса по предмету «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)», тема: «Что такое искусство?»
Просмотр содержимого документа
«План-конспект учебного занятия для 5-го класса по предмету «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)», тема: «Что такое искусство?»»
Урок по теме «Что такое искусство?»
— формирование общего представления о месте и роли искусства в жизни человека и общества;
— актуализация представления об искусстве;
— ознакомление с основными версиями происхождения искусства;
— характеристика значения и функций искусства в жизни человека и общества;
— формирование умений высказывать собственные суждения о произведениях искусства;
— формирование культуры восприятия произведений искусства;
— развитие ассоциативно-образного мышления.
Оборудование: учебное пособие, репродукции произведений искусства, техническое оборудование.
Тот, кому природа начинает открывать свои тайны, чувствует неодолимое влечение к наиболее достойному толкователю – к искусству.
Жизнь коротка, искусство долговечно.
Искусство – это то, что нельзя сказать словами.
1. Организационный момент.
Учитель: Сегодня у нас с вами необыкновенный урок. Я хочу вам дать представление о предмете, который вы будете изучать на протяжении нескольких лет – это предмет «Искусство». Мы постараемся увидеть красоту в окружающем нас мире, прекрасное во всем, с чем сталкиваемся и, прежде всего, в искусстве. И тема нашего первого урока звучит как вопрос: «Что такое искусство?» (слайд 1)
— Может кто-то из вас уже знает ответ на этот вопрос? Не стоит огорчаться, если этот вопрос вызывает затруднение. Исследователи всего мира ищут ответ на него, но так и не могут прийти к единому толкованию.
— Ответьте сначала на такой вопрос: Как часто мы встречаемся в жизни с искусством? (слайд 2)
— Прочитаем эпиграф к нашему уроку. Как вы его поняли? (слайд 3)
2. Актуализация знаний и мотивация. Беседа.
Учитель: В истории человечества не было никогда, да и не могло быть, общества без искусства (слайд 4). Во все времена, начиная с первобытного общества, человек оборудовал себе место для жилья, создавал форму орудий и вещей, украшал себя и предметы, изображал свои представления об окружающем мире (слайд 5).
Человек всегда стремится к красоте. Он любуется звездным небом, украшает свою квартиру, одежду, облик. Нет такого народа, которому не ведомо было бы чувство прекрасного. Человек обладает способностью находить и хранить красоту.
? Вспомните, пожалуйста, тот момент в жизни, когда вы сказали или подумали: «Как красиво!».
(Ответы: закат солнца, степь широкая, горы и водопады, первые цветы, и т.д.)
? Кто может остановить время и запечатлеть это на долгие годы?
(Художник (слайды 6, 7))
Учитель: Но иногда мы называем художником мастера любого дела, работающего творчески, способного создавать что-то новое. Умение строить замысел и находить средства для его воплощения нужно каждому человеку!
Работа художника – это творчество. Но восприятие и понимание искусства – это тоже творчество, только не художника, а зрителя. Зритель перенимает опыт, чувства других людей, опыт многих поколений и своих современников (слайд 8).
Но каждый человек – индивидуальность, поэтому каждый выражает свои эмоции и чувства по-разному. Средства выразительности могут быть разными. Какими?
? Как назовем человека, выражающего свои чувства при помощи:
Искусство: его суть, виды, жанры и история
Искусство — это способ понимания и отображения действительности путем создания особого продукта — произведений, способных вызвать эмоциональный отклик у людей. Наряду с наукой, искусство используется человечеством для правильного восприятия и осмысления окружающего мира. Важнейшая функция искусства заключается в удовлетворении двух духовных потребностей человека: любви к прекрасному и желании получать эстетическое удовольствие.
Искусство также помогает формировать общественное сознание, стимулирует посредством полученных человеком ощущений появление новых мыслей и представлений. Оно может принимать всевозможные формы и служить разнообразным целям (от возвышенных и благородных до низменных и отвратительных).
Виды и жанры искусства
Искусство — очень объемное определение, поэтому оно объединяет огромное количество способов отображения замысла автора. Виды искусства классифицируются по таким параметрам:
Исторически также принято разделять виды искусства по жанрам (темам и объектам отображения) и стилям (особенностям использования художественных приемов в произведениях).
К основным видам изобразительного искусства относятся:
История развития искусства
История искусства ведет свое начало с древнейших времен. Среди ученых нет единого мнения относительно происхождения этого способа отражения действительности. Значительная часть философов считает, что толчком к зарождению искусства послужил промысл Божий, он пробудил в наших предках высшее духовное начало и желание творить. Согласно другой теории, первобытный человек посредством создания примитивных поделок (изображений) стремился понять окружающий мир и передать приобретенные знания другим членам общества.
Первобытное искусство было тесно связано с играми и обрядами. Оно существовало в виде изображений животных на стенах пещер, песен, танцев, украшений тела рисунками и символами, всевозможных предметов из подручных материалов (раковин, костей и шкур животных).
Появление древних цивилизаций (египетской, финикийской, вавилонской) ознаменовало собой новый этап в развитии искусства. Благодаря разделению физического и умственного труда, относительно небольшая часть людей смогла полностью посвятить себя творчеству, стать профессиональными зодчими, художниками или скульпторами.
В каждом очаге цивилизации постепенно формировался стиль с индивидуальными отличительными особенностями. Шедевры древних мастеров стали источником вдохновения для потомков в далеком будущем.
В эпоху Средневековья в Европе искусство было полностью подчинено служению религии. Основным заказчиком произведений была церковь, центральными мотивами — библейские сюжеты и духовные истины. В исламских странах ограничение на изображение человека привело к упадку живописи. Здесь развивались другие виды искусства: архитектура, ковроткачество, каллиграфия, керамика. В Древнем Китае хорошо была развита резьба по камню, скульптура и живопись.
Эпоха Возрождения коренным образом изменила концепцию искусства. Революционные идеи гуманизма послужили мощным двигателем для создания шедевров Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci), Микеланджело (Michelangelo), Альбрехта Дюрера (Albrecht Dürer). Изобретение книгопечатания содействовало развитию литературы и графики.
Чуть позже, в эпоху Просвещения наступило время кардинальной перестройки общественной жизни. Это неизбежно отразилось в искусстве появлением новых стилей:
Во второй половине XIX века бурное развитие капитализма привело к зарождению целого ряда художественных стилей:
Мастера того времени увлеченно искали новые средства художественного выражения, не стеснялись экспериментировать и отрицать догмы прошлого.
В ХХ веке огромную роль в искусстве начал играть кинематограф. Постепенно он занял главенствующую позицию относительно воздействия на широкие массы, формирования стиля жизни, пропаганды ценностей разных режимов. А развитие Интернета и всеобщая компьютеризация населения на рубеже ХХ-ХХI веков дали толчок к появлению новых видов медиаискусства.
Вместе с развитием человечества искусство прошло огромный путь от наскальных изображений до использования компьютерных технологий. Но его роль в удовлетворении духовных потребностей людей была и остается определяющей.
На сайте Very Important Lot любой желающий может принять участие в аукционах, приобщиться к миру прекрасного и приобрести шедевры искусства разных эпох. Здесь же можно купить напрямую картины у современных художников.
Мастер-класс. Урок в 5 классе «Возникновение искусства и религии».
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Выбранный для просмотра документ Возникновение искусства и религии..docx
Урок 14. Возникновение искусства и религии.
1.обеспечить усвоение учащимися понятий «религия», «искусство», причины их появления
2.продолжить формирование умений рассуждать, логически мыслить, элементарно анализировать исторические факты;
3.воспитывать чувство прекрасного.
Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование: учебник, презентация «Возникновение искусства и религиозных верований», рабочая тетрадь по истории Древнего мира выпуск 1.
I. Организационный момент
2. Повторение пройденного материала.
В течении нескольких уроков мы с вами изучали жизнь первобытного человека. Давайте
вспомним, что мы с вами узнали. Сейчас, чтобы настроиться на дальнейший урок, мы
1.Игра-разминка. Я буду задавать вам вопросы и мы посмотрим кто более грамотно и полно
будет давать ответы.
2.Подготовьте развернутый ответ на вопрос «Что помогло первобытным людям выжить в новых природных условиях?». Для этого вспомните:
Какие природные изменения произошли на земле примерно 100 000 лет назад?
Как изменился животный мир?
Что называется родовой общиной?
■ Примерный ответ учащегося: Примерно 100 тыс. дет назад, на земле произошло сильное
похолодание. С севера на территорию Европы и Азии надвигался ледник. В этих новых
природных условиях человек выжил потому, что научился пользоваться огнем, рыть
землянки, освоил пещеры, начал шить одежду. Животный мир изменился тоже. Появились
более мелкие животные, охотиться на которых было сложнее. Поэтому человек придумал
лук и стрелы. А так же люди стали родовыми общинами, т.е. коллективами родственников,
3. Решение творческих задач с классом
В гроте Тешик-Таш во время археологических раскопок было найдено 339 каменных орудий
и свыше 10 000 обломков костей животных. Из общего количества костей удалось
установить принадлежность 938. Из них лошади — 2, медведя —2, горного козла — 767,
Определите главное занятие обитателей грота Тешик-Таш?
Можно задание сформулировать и так: «Какие выводы можно сделать на основе этих
Ответ: Люди занимались охотой, ловили больше горных козлов, меньше
медведей и леопардов.
А.Опишите по рисункам древнейшие орудия труда.
Б.Какие археологические находки указывают на места обитания обезьянолюдей, а какие – на
стоянки людей каменного века?
Ответ: Первый признак стоянки древнего человека — следы костра, обломки хорошо
обработанных каменных орудий (у обезьянолюдей-расколотая галька).
III. Переход к изучению новой темы
интереснейший увлекательный мир – мир древнего человека.
Проникнем в таинственные, труднодоступные пещеры, где древние люди скрывались от стихийных бедствий, жили и хранили свои сокровенные тайны. Цель нашего урока: выяснить какие виды искусства появились в первобытном обществе, как зарождались религиозные верования, в чём это выражалось?
1.Причины появления религии
Когда человек спит, он ничего не замечает и не слышит. Значит душа покинула его тело. Будить человека резко нельзя :душа не успеет вернуться.
Люди полагали, что, когда душа покидает тело, физически человек умирает, но душа его продолжает жить.
Люди верили, что души предков переселяются в далекую « страну мёртвых».
В пещерах, в специальных сооружениях археологи находят захоронения древних людей.
2.Работа с дополнительной литературой.
Цитируется небольшой текст.
«. Одну могилу решили расчистить. Первое захоронение и довольно богатое. Оно оказалось
женским. В изголовье стояла берестяная коробочка с украшениями — височными
подвесками, бусами. Такие коробочки с дарами археологи называют жертвенными
комплексами. Чаще всего это небольшие берестяные туески, плотно закрытые крышкой.
Иногда в могиле находилось два и даже три жертвенных комплекса. При этом число вещей
превышало двадцати экземпляров. Мужские могилы были значительно беднее. В них
найдены железные ножи, наконечники стрел и копий, колчанные крючки, мечи, части
конской упряжки, удила, каменные точила и тому подобное. »
3. Беседа по вопросам к тексту.
— Для чего археологи раскапывают могилы людей? (Чтобы получить вещественные
памятники, а значит информаиию.)
— Как они определяют женское или мужское захоронение? (По находкам.)
— Для чего люди клали в могилы разные вещи? (Считали, что все это пригодится им в
стране мертвых, верили в загробную жизнь.)
Души предков могли, по мнению древних людей, вмешиваться в дела живых, помогать им
или вредить. Колдовство, магия, вера вдухов, в существование души свидетельствуют о
появлении у древних людей религиозных верований. По мере развития первобытных людей
усложнялись и их религиозные представления. Люди верили в то, что природой и жизнью
управляют особые высшие существ аболее могущественные и совершенные. Их
представляли либо в виде животных, либо в образах, подобных человеку. Так у первобытных
людей зародилась вера в богов, религия
Ученые заметили, что первобытные люди часто изображали смертельно раненных
зверей. Как вы думаете, почему?
Охотники боялись, что в лесах станет меньше зверей, а в озёрах и реках исчезнет рыба.
Они считали, что нарисовав в пещере животных, они окажутся заколдованными и не
уйдут из местности. А изображение раненого животного приведёт к удачной охоте.
Охотники перед охотой совершали колдовской обряд, поражая копьями нарисованное
на песке животное.Узнать это ученым помогли наблюдении за племенами в Австралии,
сделанные в наши дни
Как человек заколдовывал зверя? Кто такие оборотни? Самостоятельная работа с учебником
Попытки воздействовать на будущее и на природные явления с помощью обрядов или
колдовских средств привели к появлению магии. Колдуны и маги пользовались большим
уважением у первобытных людей. Нередко они возглавляли общину. Магия близка
волшебству. В ней используются заклинания, магические действия, чары. Магия помогает
Это были первые религиозные верования
Итак, можно сделать вывод, что в древности складываются первобытные религиозные
ерования. Что же это за верования? Прочтём определение в учебнике на стр.18: «Верования
в колдовство, в оборотней, в душу, в жизнь после смерти называются религиозными.
4. Работа над новым понятием.
Термин на слайде, учащиеся записывают в тетради
1.от бессилия человека перед могуществом природы;от невозможности объяснить многие ее явления.
2. Они зародились с появлением человека разумного, способного не только заботиться о своих непосредственных нуждах, но и размышлять о себе, о своем прошлом и будущем.
3.Религиозные верования проявлялись в совершении специальных обрядов, связанных с важными событиями в жизни.
Дети любят рисовать. Древние люди по своему отношению к миру были непосредственны
Удивительные послания пришли к нам из прошлого, отдаленного от нас на 35-30 тысяч лет.
Древние люди оставили на стенах пещер изображения своих ладоней. Однажды человек
приложил руку к стене, а затем обвел ее цветной землей. Получилось изображение руки.
Вспомните, как вы, посылая письмо бабушке или дедушке, когда были совсем маленькие и
не умели писать, обводили карандашом ладошку. Возможно, древнейшие изображения рук
на стенах известной пещеры Альтамира в северной Испании отразили желание древнего
человека оставить навсегда отпечаток собственной жизни.
Это было первое проявление творческих способностей человека. Так зарождалось
Давайте посмотрим видеофрагмент о древней живописи.
В чем заключалось мастерство первых художников?Древнейшим художникам удавалось передать не только облик но и характер тех зверей на которых они охотились – бизонов, медведей, носорогов. Оленей они изображали чуткими и настороженными. Коней быстрыми и стремительными. Мамонтов массивными и тяжёлыми.
В 1959 году в Каловой пещере на Урале обнаружили замечательные памятники древнего
искусства. На стенах пещеры красной краской были нарисованы мамонты, носороги и лошади. Фигуры животных изображены с большой убедительностью. Они напоминают изображения в древних пещерах Европы, что свидетельствует о единстве искусства первобытных людей.
Постепенно расширялись и более конкретными становились наши представления о
древних людях. Рисунки стали первым способом передачи от человека к человеку
информации – его «письмом». Об этом говоритзапись древних индейцев об условиях
обмена 30 убитых бобров на выдру и овцу.
5. Работа над новым понятием.
Живопись – это создание образов на плоскости с помощью красок.
Петрогли́фы (пи́саницы или наска́льныеизображе́ния) — высеченные изображения на каменной основе (от др.-греч. πέτρος — камень и γλυφή — резьба
Древним людям принадлежит заслуга в создании живописи, которая стала достоянием мировой духовной культуры.
Рождение скульптуры Древнейшие люди были первыми скульпторами: в камне
и глине воссоздавали хорошо знакомый им мир.
Если это были животные, то непременно сильные и могучие, иногда пронзённые стрелами, часто раненые или умирающие. Женские фигурки были особенно своеобразными, так как считалось, что женщина является продолжительницей рода. Поэтому её изображали беременной: с большой грудью, толстым животом, с короткими пухлыми ногами. Только такая женщина могла выжить в те жестокие времена и дать миру ещё одного охотника или рыбака. Скульптурки мужчин выглядели худыми и подвижными. Они должны были прокормить род.
Также среди скульптурных работ были найдены фигурки людей иммтирующие ритуальные танцы и обряды. )
Древний человек – человек разумный, создал живописьи скульптуру еще до появления земледелия
и скотоводства, раньше, чем изобрел письменность, построил города. Такова была его потребность в творчестве
А теперь мы проведём физкультминутку.
Пришла пора поработать с творческими заданиями рабочей тетради
Обучающиеся выполняют задания рабочей тетради ( выпуск 1) Задание 9, с. 11.
Ответьте на вопросы:
Каким словом можно заменить следующие выражения;
Вера в богов и духов —_______________(религия).
Изображения почитаемых богов и духов —_____________(живопись).
Подарки богам и духам —____________________(жертвоприношение).
Поражение копьями нарисованное животное — ________________ (колдовской обряд).
Существа, являвшиеся фантазией древнейших людей — ____________ (оборотни).
1.Кто первым обнаружил и объявил миру о наскальных рисунках первобытного человека? Кто это был и где?
2.Подумайте, с какими целями археологи раскапывают древние могилы? Какие сведения
о жизни первобытного человека они могли там получить?
3.Какие формы религиозных верований были у людей каменного века?
4.Какие виды первобытного искусства вы знаете?
5.Какие краски использовали первобытные художники?
6.Что чаще всего изображали первобытные художники?
Задание на самоподготовку
2.Подготовить развернутый ответ на вопрос «Почему появилась религия и искусство?». Уметь объяснять эти понятия.
3.творческое задание: нарисовать сцены охоты, рыбной ловли, религиозных танцев или обрядов первобытных людей, сделать макет жилища первобытного человека с элементами пейзажа.
1.ВигасинА.А.,ГодерГ.И., Свенцицкая И.С. История древнего мира. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М.,2007
2.Всемирная история :в 24 т. Т.1 каменный век/А.Н.Бадак, И.Е.Войнич и др.-Мн.:Литература,1998
3.ГодерГ.И. рабочая тетрадь по истории древнего мира.5 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений в 2-х выпусках. Выпуск1М,2007
4.О. А. Северина История древнего мира 5 класс (в двух частях). Поурочные планы по учебнику «ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА, 5 класс»Издательство «Учитель – АСТ» Волгоград 2002год
8.Интерактивная книга на русском языке. Поставляется в рамках федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды (2001 – 2005 годы)» МИФЫ ДРЕВНЕГО МИРА. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ НА РУССКОМ ЯЗЫКе