Что названо в честь лазарева

Лазарев Михаил Петрович

Многие, если не каждый, знает, что на черноморском побережье есть Ла́заревское — курортный микрорайон в городе Сочи Краснодарского края. В детстве мне в голову не приходило, что данное наименование связано с человеком. Это потом, я понял в честь какого человека его назвали.

Что названо в честь лазарева

А человек оказался действительно великим, судите сами:

Блестящие аттестации позволили поручить моряку ответственное дело. 9 октября 1813 года из Кронштадтского порта под коммерческим флагом вышел корабль “Суворов”, которому следовало доставить грузы на Дальний Восток. Лазарев успешно выполнил поручение, открыл необитаемые острова Суворова на Тихом океане. Он закупил в Перу партию хинина и других местных товаров. Кроме того, на борт приняли животных, которых в России не было. Обогнув мыс Горн, корабль 15 июля 1816 года вернулся в Кронштадт. В ходе кругосветного плавания моряки “Суворова” уточнили координаты и провели съемку участков побережий Австралии, Бразилии, Северной Америки.

4 июля 1819 года шлюпы “Восток” (командовал Беллинсгаузен) и “Мирный” (командовал Лазарев) вышли из Кронштадта для поиска земель у Южного полюса. Зайдя в Англию и на остров Тенерифе, суда через Атлантику прибыли в Рио-де-Жанейро. От берегов Бразилии направились к югу и в декабре достигли острова Новая Георгия, открытого Куком. В том же районе моряки нашли и описали несколько островов, выяснили, что земля Сандвича, названная так Куком, является в действительности архипелагом Южных Сандвичевых островов. Россияне приблизились к тогда неизвестной Антарктиде. Множество айсбергов свидетельствовало о соседстве обширной земли. 4 января 1820 года экспедиция продвинулась на полградуса далее Кука. Несмотря на льды и туман, 15 января суда пересекли впервые Южный полярный круг, на следующий день достигли широты 69 градусов 25 минут. Несколько раз моряки пытались пройти южнее, но везде встречали сплошной лед. Позднее было установлено, что 5 и 6 февраля экспедиция не дошла всего три-четыре километра до Берега Принцессы Астрид Антарктического материка. Но пока об этом не было известно. О соседстве берега свидетельствовали, кроме айсбергов, появлявшиеся птицы.

После наступления южной зимы экспедиция направилась к северу. Моряки открыли несколько неизвестных островов в архипелаге Туамоту. В ноябре суда вновь пошли к югу. Несмотря на разницу в скорости, они не разлучались, кроме тех случаев, когда командиры намеревались обследовать более широкую полосу моря. Серьезная буря в середине декабря не прервала исследований. Трижды суда пересекали полярный круг, 10 января 1821 года продвинулись до 69 градусов 53 минут южной широты, но встретили сплошные льды. Ф.Ф. Беллинсгаузен повернул на восток, и вскоре моряки открыли остров Петра I, а 17 января при ясной погоде усмотрели на юге землю, которую назвали Землей Александра I. Позднее установили, что это была часть Антарктиды, соединенная с материком шельфовым ледником Георга VI. Несмотря на то что не удалось подойти к земле ближе 40 миль, хорошо была видна высочайшая гора Св. Георгия Победоносца. Затем моряки, пройдя вокруг Южных Шетлендских островов, установили, что англичане ошибочно полагали эту открытую в 1819 году капитаном Смитом землю частью материка.

Так как “Восток” требовал ремонта, экспедиция, исследовавшая приполярную область со всех сторон, отправилась в обратный путь и 24 июля 1821 года прибыла в Кронштадт. За время плавания было открыто 29 островов, на карту Антарктики нанесены 28 объектов с русскими названиями. Стало ясно, что вокруг Южного полюса существует обширная земля, порождающая массу айсбергов. В честь кругосветного плавания отчеканили медаль, участников наградили. За заслуги М.П. Лазарева через чин произвели в капитаны 2-го ранга.

17 августа 1822 года Лазарев с фрегатом “Крейсер” и шлюпом “Ладога” выступил из Кронштадта и доставил грузы в тихоокеанские порты России. 5 августа 1824 года Лазарев на фрегате вернулся в Кронштадт, завершив третье кругосветное плавание. За успешный поход его произвели в капитаны 1-го ранга, наградили орденом Св. Владимира 3-й степени.

27 февраля 1826 года моряка назначили командовать 12-мфлотским экипажем и кораблем “Азов”. Он со своими помощниками достраивал корабль в Архангельске, вникая во все мелочи и внося усовершенствования в конструкцию. Корабль этот долгое время был образцом для корабелов. 5 октября Лазарев привел в Кронштадт корабли “Азов”, “Иезекииль” и шлюп “Смирный”.

С 21 мая по 8 августа 1827 года “Азов” состоял в эскадре адмирала Д.Н. Сенявина, перешедшей в Портсмут. Затем была отделена и направлена на Средиземное море эскадра Л.Ф. Гейдена. Командир флагманского корабля “Азов” был также начальником штаба эскадры. В Наваринском сражении 8 октября 1827 года “Азов” сыграл решающее значение, сражаясь с значительной частью турецкого флота в одиночку до подхода отставших кораблей и уничтожив несколько египетских судов, в том числе флагманские. За героизм, проявленный в сражении, Лазарева произвели в контр-адмиралы и наградили орденами от имени английского, французского и греческого королей. “Азов” первым получил кормовой Георгиевский флаг.

Русско-турецкая война 1828-1829

В ходе русско-турецкой войны 1828-1829 годов Лазарев командовал эскадрой, блокируя Дарданеллы. Император был им доволен. 17 февраля 1832 года он назначил контр-адмирала начальником штаба Черноморского флота.

Принимая флот, Лазарев отмечал его недостатки. Тем не менее А.С. Грейг создал ту основу, на которой можно было развивать флот далее. Новый главный командир, как человек энергичный и хороший моряк, за 17 лет на этой базе создал парусный флот, по подготовке экипажей и качеству кораблей не уступающий ведущим флотам мира.

За годы управления Лазарева было построено свыше 110 боевых и вспомогательных кораблей, в том числе 17 линейных и 8 пароходов. Артиллерия, которая вместо ядер использовала бомбы, широко была принята на вооружение Черноморского флота, ранее чем за границей. Моряк предложил использовать отечественный уголь будущего Донбасса и установил его преимущество перед импортным.

В 1838-1840 годах Лазарев с эскадрой организовывал высадки десантов на берега Кавказа при Туапсе, Псезуапе, Субаши, Шапсухо. Проходили они по четко разработанному плану, в котором сочетались действия корабельной артиллерии, высадочных средств и войск. Перед высадкой под руководством Лазарева штаб готовил становившийся обычным набор документов (диспозиция кораблей и фрегатов, приказ на высадку, расписание войск по гребным судам, диспозиция гребных судов, приказ о действиях гребных судов). Впервые были разработаны планы непрерывной огневой поддержки высаживаемых войск. Моряков и войска предварительно тренировали. Тщательная подготовка позволяла добиваться успеха при небольших потерях.

Была налажена тесная связь между моряками и командованием сухопутных войск. Практика взаимодействия флота с армией сохранялась и позднее, сыграв свою роль в обороне Севастополя.

Все Кавказское побережье было разделено на участки и закреплено за крейсирующими отрядами. Благодаря круглогодичному патрулированию без заходов в базы моряки получали великолепную практику, каковой не имели на Балтике с ее замерзающими портами.

За успехи в развитии флота М.П. Лазарева наградили высшими орденами, 10 октября 1843 года произвели в адмиралы.

В 1867 в Севастополе был установлен памятник Михаилу Лазареву,

На железнодорожной станции Лазаревская (Лазаревский район г. Сочи) был установлен бюст адмиралу Лазареву.

В Великом Новгороде на Памятнике «1000-летие России» среди 129 фигур самых выдающихся личностей в российской истории (на 1862 год) есть фигура М. П. Лазарева.

В Петербурге на Балтийском заводе в 1871 году спущен на воду первый российский броненосец «Адмирал Лазарев».

В 1994 году, Банком России, выпущена серия памятных монет «Первая русская антарктическая экспедиция».

Географические объекты, названные в честь М.П. Лазарева

В настоящее время в честь Лазарева названы:

район города Сочи — Лазаревское

атолл в группе островов Россиян в Тихом океане

остров в Аральском море

мыс в Амурском лимане

в северной части о. Унимак

бухта и порт в Японском море

горная цепь в Антарктиде

антарктические станция Лазарев:

антарктическая станция Новолазаревская:

улица в районе Южное Бутово Москвы

Площади Лазарева в Севастополе и Владимире

Улица Лазарева в Лазаревском районе города Сочи

Источник

Михаил Петрович Лазарев

Фото Все

Что названо в честь лазарева

Что названо в честь лазарева

Что названо в честь лазарева

Что названо в честь лазарева

Михаил Лазарев — биография

Михаил Лазарев – мореплаватель и командующий российским флотом, адмирал. Один из первооткрывателей Антарктиды и основателей Новороссийска.

На счету русского мореплавателя несколько сложнейших экспедиций, кругосветное путешествие и открытие далекой Антарктиды. Выдающийся исследователь, талантливый ученый и кавалер высоких государственных наград стал одним из основателей Новороссийска и командующим Черноморским флотом.

Детство и юность

Родился бравый адмирал в старинном русском городе Владимире 3 ноября 1788 года. Отец, принадлежавший дворянскому сословию, умер слишком рано, но до своей смерти успел определить троих сыновей в Морской кадетский корпус. Некоторые историки полагают, что братья Лазаревы стали кадетами уже после кончины отца, а помог им в этом друг семьи – генерал-адъютант Христофор Ливен.

Что названо в честь лазареваПортрет Михаила Лазарева в молодости

В малых лет Миша демонстрировал любознательность и ясность ума, поэтому учеба давалась ему легко. Окончив мореходку, юноша в статусе гардемарина был отправлен в Англию – набираться опыта на европейских морских судах. На заграничном флоте Лазарев служил вплоть до 1808 года, практически не сходя на сушу. В свободное от повседневных обязанностей время молодой человек много читал, особое внимание уделяя исторической и этнографической литературе.

Экспедиции и открытия

Вернувшись домой, Михаил поступил на Балтийский флот, где до 1813-го служил в звании мичмана. Лазарев был участником наполеоновских войн и Русско-шведской кампании.

После разгрома армии Наполеона отважный мореход возглавил команду фрегата «Суворов», который должен был совершить кругосветное путешествие. Мероприятие проводилось на средства российско-американских инвесторов, заинтересованных в улучшении морского сообщения между Северной столицей России и «русской Америкой». В начале октября 1813-го все подготовительные работы завершились, и фрегат отправился в далекое путешествие.

Что названо в честь лазареваМаршрут путешествия Михаила Лазарева

Экспедиция продолжалась два года. По пути команду ждало несколько серьезных испытаний, например, ухудшение погодных условий. По этой причине «Суворов» надолго застрял в шведской гавани, но в итоге смог продолжить путь и достичь пролива Ла-Манш. Путешествие осложнялось еще и тем, что на выбранном маршруте постоянно курсировали военные суда Дании и Франции, от которых можно было в любой момент ожидать нападения.

Еще одна задержка возникла близ британского Портсмута – русскому кораблю пришлось задержаться там почти три месяца. Преодолеть экватор получилось только в апреле, а в воды Атлантики фрегат попал лишь к концу мая 1814 года. Приближаясь к берегам Австралии в августе того же года, «суворовцы» услышали мощную артиллерийскую канонаду. Оказалось, что это губернатор Нового Южного Уэльса таким образом приветствует русских моряков и выражает радость по поводу разгрома Наполеона.

Находясь в водах Тихого океана, командир корабля вдруг увидел некий объект, которого на картах тех лет еще не было. Позже выяснилось, что путешественники открыли новый атолл, до той поры никем не обнаруженный. Как и судно, этот кусок суши получила название «Суворов» — в честь великого русского полководца.

Поздней осенью участники экспедиции добрались до Северной Америки, а именно до Ново-Архангельска (порт Ситка). Перезимовав в портовом городке, фрегат продолжил путь и летом 1815-го вернулся на родину.

За успешно проведенную экспедицию отважный мореплаватель получил от российских властей похвалу, и уже через четыре года ему поручили капитанскую должность на корабле «Мирный». Этот современный по меркам тех лет шлюп должен был добраться до Антарктиды и провести ряд исследований. В паре с «Мирным» должен был выступить второй корабль под названием «Восток», но на пост командующего долго не могли подобрать подходящую кандидатуру. Таким образом, все подготовительные работы Лазарев провел самостоятельно.

Что названо в честь лазарева

В итоге во главу «Востока» поставили Фаддея Беллинсгаузена, и в 1819 году оба судна вышли из порта и направились к берегам загадочной Антарктиды. Результатом этого путешествия стало не только открытие нового материка – были предоставлены доказательства его досягаемости для кораблей.

Экспедиция длилась три года. За это время мореплаватели попадали в тяжелейшие условия, но зато им удалось опровергнуть мнение Лаперуза о том, что льды за Южным полярным кругом непроходимы, и ни один корабль их преодолеть не в силах. Помимо этого, Лазареву и Беллинсгаузену удалось открыть около тридцать больших и малых островов и собрать на них массу этнографических и географических образцов.

Вернувшись в Кронштадт, Михаил Лазарев получил звание капитана второго ранга. Вообще, по правилам он сначала должен был дослужиться до капитан-лейтенанта, но успехи смелого командира корабля позволили военному руководству обойти традиции.

Во время антарктического путешествия Михаила Петровича Русскую Америку захлестнула волна контрабанды. На борьбу с преступниками российские власти снарядили военизированное судно «Крейсер» с тремя десятками пушек на борту и шлюп «Ладога». Головной корабль возглавил Михаил Лазарев, а вспомогательный – его брат Андрей.

Что названо в честь лазарева

Выйдя из порта в августе 1822 года, российские корабли попали в сильнейшие штормы, из-за чего были вынуждены несколько месяцев пережидать в приютившем их Портсмуте. Продолжить путь удалось лишь осенью. Очередные погодные сюрпризы «Крейсер» встретил возле Рио-де-Жанейро. К тому моменту «Ладога» осталась позади из-за непрекращающихся морских бурь. Воссоединиться с кораблем брата Лазареву удалось лишь на берегах Таити.

На побережье Северной Америки русские суда находились до 1824 года, после чего взяли курс на Россию. И снова мореплавателей ожидало серьезное испытание: в самом начале пути поднялся жуткий шторм, который Лазарев преодолел, не пережидая. Сумев выстоять против бури, в конце лета 1825 года «Крейсер» вернулся в родную гавань.

За выполненное задание Михаил Петрович получил звание капитана первого ранга. Но командиру корабля этого оказалось недостаточно: он ходатайствовал о награждении всех без исключения членов экипажа. В конце февраля Лазареву в подчинение достался строящийся в Архангельске корабль «Азов» и 12-й флотский экипаж. Когда судно достроили, «Азов» в сопровождении «Смирного» и «Иезекииль» прибыли в порт Кронштадта.

Осенью 1827 года, держа курс на Средиземное море, «Азов» под командованием Лазарева сражался в Наваринской битве. Это была грандиозная морская баталия, где с одной стороны выступили Россия, Франция и Англия, а с другой – турецко-египетский флот. Кораблю Михаила Петровича удалось потопить пять суден противника, но главное – был уничтожен флагман Мухаррем-бея. Славного героя вновь представили к награде: он стал контр-адмиралом и получил высокие ордена от трех стран-союзниц, а на «Азов» выл водружен Георгиевский флаг.

Что названо в честь лазарева

В конце 1820-х мореплаватель участвовал в битве за пролив Дарданеллы, после чего вернулся на Балтийский флот. С 1832-го мореплаватель занимал должность начальника штаба на Черноморском флоте. Михаил Петрович внес огромный вклад в образование моряков, внедрив новую методику обучения. С тех пор матросы проходили подготовку непосредственно в море, в условиях, максимально приближенных к боевым.

Помимо этого, Лазарев обеспечил флот артиллерийскими орудиями и кораблями более высокой степени оснащенности. При нем был впервые спущен на воду железный пароход и началось обучение кадетов на новой технике.

Об уровне службы своих подопечных Лазарев заботился не только в море, но и на суше. Благодаря командующему на берегу были открыты школы для детей моряков, в Севастопольскую Морскую библиотеку завезли новые книги, улучшилась работа географического бюро. Стали издаваться карты и атласы Черного моря, что до той поры было в диковинку.

Заслуги Михаила Петровича оценили многие значимые организации. Так, мореплаватель стал почетным членом Русского географического общества, Казанского университета и Морского учетного комитета.

В 1843 году Михаил Лазарев стал адмиралом российского флота, а в 1850-м был удостоен ордена Святого Андрея Первозванного.

Личная жизнь

Женился первооткрыватель в 1835 году, взяв в супруги губернаторскую дочку Екатерину Фан-дер-Флит. Избранница была более чем на 20 лет моложе Лазарева, но это не помешало паре построить счастливую личную жизнь. Супруга подарила мужу шестерых детей, но двое из них умерли, не дожив до совершеннолетия.

В середине 18-го века Екатерина Тимофеевна стало основательницей женской благотворительной организации, позже преобразованной в Николаевское благотворительное общество. При великой княгине Александре Иосифовне женщина занимала должность обер-гофмейстерины. Фан-дер-Флит скончалась в 1877 году и была похоронена на Никольском кладбище Петербурга.

Смерть

На склоне лет мореплавателя одолел тяжелый недуг – рак желудка. Болезнь протекала тяжело, но Михаил Петрович продолжал трудиться. Об этом говорил даже император Николай I: в переписке он сообщал, что адмирал не бережет себя, и опасался за возможные осложнения.

В начале 1850-х по совету врачей Лазарев отправился в Австрию, в надежде на помощь европейских медиков. Однако рак стал прогрессировать, и командующий флотом уже практически не вставал с кровати. Какие Лазареву приходилось испытывать боли, было известно только ему самому – до последнего капитан скрывал свои страдания от близких. Даже предчувствуя скорый конец, мужчина не стал просить у императора, чтобы тот позаботился о его родственниках. Просить Лазарев не любил и не желал никогда.

Что названо в честь лазарева

Что названо в честь лазарева

Что названо в честь лазарева

Необходимые для установки монумента деньги собрали уже в день погребения. Памятник открыли в 1867-м, но до наших дней он не сохранился. Позже было установлено еще несколько бюстов в городах, где жил и трудился прославленный мореход – Новороссийске, Лазаревском, Николаеве, Севастополе.

Образ адмирала запечатлен на картинах многих живописцев, в том числе мариниста Ивана Айвазовского. Его портрет часто встречается на почтовых конвертах и марках, выпущенных в Советском Союзе.

Ссылки

Источник

Лазарев Михаил Петрович

Русский военный деятель. Флотоводец и мореплаватель. Адмирал. Один из основателей города-героя Новороссийск. Командующий Черноморским флотом и один из первооткрывателей Антарктиды. Кавалер орденов Святого апостола Андрея Первозванного и Святого Георгия IV класса.

Михаил Лазарев родился 14 ноября 1788 года в городе Владимир. Мальчик появился на свет в семье дворянина, сенатора Петра Гавриловича Лазарева, являющегося представителем ветви правителя Владимирского наместничества, армянской аристократической династии Амбелек-Лазаревых. В 1800 году отец определил троих сыновей: Андрея, Михаила, Алексея в Морской кадетский корпус.

В 1803 году молодой человек выдержал экзамен на звание гардемарина, став третьим по успеваемости из 32 учеников. В декабре 1805 года произведен в первый офицерский чин: мичмана. В числе тридцати лучших выпускников корпуса отправлен в Великобританию, где служил военным на флоте до 1808 года для ознакомления с постановкой военно-морского дела в иностранных портах. В течение пяти лет находился в плавании в Атлантическом океане и Средиземном море.

До 1813 года Лазарев служил на Балтийском флоте. Участвовал в Русско-шведской 1808-1809 года и Отечественной войне в Наполеоном. В 1813 году лейтенант Михаил Петрович получил новое назначение: командира фрегата «Суворов», отправляющегося в кругосветное плавание. В начале октября подготовка к путешествию завершилась, и на рассвете 9 октября 1813 года «Суворов» отошел с Кронштадтского рейда. Данная экспедиция продолжалась до лета 1815 года.

В марте 1819 года Лазарев получил назначение командовать «фрегатом Мирный», которому предстояло отплыть к Южному полюсу в составе антарктической экспедиции. Лазарев принял на себя непосредственное руководство всеми подготовительными работами. В июне прибыл капитан 2 ранга Фаддей Беллинсгаузен, которому поручено как командование фрегатом «Восток», так и руководство всей экспедицией. Через месяц после его прибытия «Восток» и «Мирный» покинули Кронштадтский рейд и двинулись к южному полюсу.

«Мирный», построенный по проекту русских корабельных инженеров и к тому же достаточно укрепленный Лазаревым, показал свои блестящие качества. Однако «Восток», построенный британскими инженерами, все же качественно уступал «Мирному», несмотря на все старания Лазарева сделать его таким же выносливым. За участие в Антарктической экспедиции Лазарев произведен в капитаны 2 ранга, минуя чин капитан-лейтенанта.

В то время как Лазарев находился в полярной экспедиции, обострилась обстановка в районе Русской Америки. Все более широкий размах принимали действия английских и американских контрабандистов. Город Ново-Архангельск прикрывал корабль «Аполлон»: единственное военное судно Российско-Американской компании, но безопасность всех территориальных вод России в этом районе обеспечить не мог. Поэтому принято решение направить к берегам Русской Америки 36-пушечный фрегат «Крейсер» и шлюп «Ладога». Командование фрегатом возлагалось на Лазарева, а командование «Ладогой» на его младшего брата Андрея.

Корабли под командованием Михаила Лазарева 17 августа 1822 года покинули кронштадтский рейд. Экспедиция началась в условиях жестоких штормов, вынуждавших Лазарева сделать остановку в Портсмуте. Лишь в середине мая 1823 года «Крейсеру» удалось подойти к Тасмании. Затем фрегат Лазарева взял курс на Таити, где встретился с «Ладогой», с которой разошелся во время штормов и теперь согласно полученному ранее предписанию каждый корабль с вверенным ему грузом поплыл своим курсом. «Ладога» к полуострову Камчатка, «Крейсер» пошел к берегам Русской Америки.

Около года провел «Крейсер» у берегов северо-западной Америки, охраняя русские территориальные воды от контрабандистов. Летом 1824 года «Крейсер» сменил прибывший в Ново-Архангельск шлюп «Предприятие» под командованием капитан-лейтенанта Отто Коцебу. «Крейсер» 16 октября 1824 года покинул Ново-Архангельск и 5 августа 1825 года подошел к Кронштадтскому рейду. За образцовое выполнение задания Михаил Лазарев произведен в капитаны первого ранга.

Михаил Петрович 27 февраля 1826 года назначен командиром 12 флотского экипажа и строящегося в Архангельске 74-пушечного корабля «Азов». После окончания строительства, с 5 августа по 19 сентября 1826 года Лазарев руководил переходом отряда кораблей, в составе «Азова», «Иезекииля» и военного транспорта «Смирный», из Архангельска в Кронштадт.

Командуя кораблем «Азов» с 10 июня по 6 октября 1827 года Лазарев совершил переход из Кронштадта на Средиземное море. Здесь, 8 октября 1827 года, являясь командиром «Азова», Михаил Петрович принял участие в Наваринском сражении. Сражаясь с пятью турецкими кораблями, уничтожил их: потопил два больших фрегата и один корвет, сжег флагманский корабль под флагом Тагир-паши, вынудил выброситься на мель 80-пушечный линейный корабль. Кроме того, «Азов» под командованием Лазарева уничтожил флагманский корабль Мухаррем-бея.

За участие в Наваринском сражении Михаил Лазарев произведен в контр-адмиралы и награжден сразу тремя орденами. С 1828 по 1829 года руководил блокадой Дарданелл. В 1830 году вернулся в Кронштадт и командовал отрядом кораблей Балтийского флота.

В 1832 году Лазарев стал начальником штаба Черноморского флота. С февраля по июнь 1833 года командуя эскадрой, возглавил экспедицию русского флота в пролив Босфор, в результате которой заключен Ункяр-Искелесийский договор. В этом же году Михаила Петрович назначен главным командиром Черноморского флота и портов, военным губернатором Николаева и Севастополя. Помимо этого, в 1833 году произведен в вице-адмиралы.

Однако Лазарев не ограничивался лишь техническим перевооружением Черноморского флота. В Севастополе реорганизовал Морскую библиотеку, построил Дом собраний и открыл школу для матросских детей. При нем построены здания адмиралтейств в Николаеве, Одессе, Новороссийске, начато строительство адмиралтейства в Севастополе. В 1843 году произведен в чин адмирала.

Используя свой опыт, накопленный в дальних походах, Лазарев наладил работу гидрографического депо, которое начинает издавать карты и атласы Черного моря. Его заслуги перед русской наукой оценило и Русское Географическое общество, избрав его своим почетным членом. Также избран почетным членом Морского ученого комитета, Казанского университета.

Особая заслуга Лазарева в подготовке людей, прославивших русский флот и Россию в годы Крымской войны. Адмирал пользовался влиянием как технический специалист и наставник молодых офицеров. Под его руководством обучались такие известные русские флотоводцы как: Павел Нахимов, Владимир Корнилов, Владимир Истомин и Григорий Бутаков. Михаил Петрович выступал за оборудование российского флота кораблями на паровой тяге, но техническая и экономическая отсталость Российской Империи того времени являлась главным препятствием на этом пути.

В последние годы жизни Михаил Петрович тяжело болел, но продолжал работать. В 1851 году адмирал вместе с супругой и дочерью отбыл в Вену, надеясь, что европейские врачи смогут как-то помочь справиться с недугом. Однако болезнь становилась только агрессивнее.

Михаил Петрович Лазарев скончался 23 апреля 1851 года в Вене, в результате рака желудка. Тело адмирала отвезли на родину, в город Севастополь, где похоронили в склепе Владимирского собора. Из-за разрушения склепа в 1930-е годы советской власти потребовалось перезахоронение останков, которое торжественно состоялось в 1992 году.

Российские

Орден Святого Георгия IV степени;
Орден Святого Владимира IV степени;
Орден Святого Владимира III степени;
Орден Святого Владимира II степени;
Орден Святого Андрея Первозванного;
Орден Святого Владимира I степени;
Орден Белого орла;
Орден Святого Александра Невского.

Иностранные

Командорский крест ордена Спасителя (Греция);
Орден Бани (Великобритания);
Орден Святого Людовика (Франция).

В Великом Новгороде на Памятнике «1000-летие России» среди 129 фигур самых выдающихся личностей в российской истории (на 1862 год) есть фигура М. П. Лазарева.

В 1867 году в Севастополе установлен памятник Михаилу Лазареву (снесен в 1928 году, планируется к восстановлению).

В 1978 году в Николаеве на «Аллее адмиралов»установлен Памятник русскому флотоводцу и мореплавателю, первооткрывателю Антарктиды, командующему Черноморским флотом, военному губернатору Николаева и Севастополя, адмиралу Михаилу Петровичу Лазареву.

В 1996 году в Севастополе в эдикуле здания установлен бронзовый бюст адмиралу (архитектор Н. Н. Гуров и скульпторы Г. А. Лысенко и Э. В. Лысенко).

Имя адмирала М. П. Лазарева носит Севастопольская Морская библиотека.

В сентябре 1996 года в Новороссийске открыт памятник одному из основателей города адмиралу Михаилу Петровичу Лазареву.

В Новороссийске сооружен памятник основателям города М. П. Лазареву, Н. Н. Раевскому и Л. М. Серебрякову.

На железнодорожной станции Лазаревская (Лазаревский район г. Сочи) установлен бюст адмиралу Лазареву.

В Санкт-Петербурге на Балтийском заводе в 1871 году спущен на воду первый российский броненосец «Адмирал Лазарев». Кроме того, имя «Адмирал Лазарев» в разное время было присвоено еще трем крупным кораблям отечественного ВМФ: легкому крейсеру модифицированного проекта «Светлана», впоследствии «Красный Кавказ»; легкому крейсеру проекта 68-бис; тяжелому атомному ракетному крейсеру проекта 1144, первоначально названному «Фрунзе».

В 1994 году Банком России выпущена серия памятных монет «Первая русская антарктическая экспедиция».

В 2004 году во Владимире на стене дома по адресу ул. Большая Московская, д. 26, где Михаил Петрович Лазарев родился и жил с 1788 по 1797 годы, установлена мемориальная доска работы скульптора Черноглазова.

В 2008 году авиакомпания «Аэрофлот» в честь Михаила Лазарева назвала один из своих самолетов Airbus A320 «М. Лазарев».

В 2017 году открытие фонтана-памятника в честь 950 города Азова. Изображен адмирал Лазарев.

В 2017 году в Мурманске у входа в Нахимовское военно-морское училище среди прочих установлен бюст М. П. Лазарева.

В филателии

Почтовые марка, 1950 года
Почтовые марка, 1987 года
Почтовый конверт, 1962 год

В географических объектах

В честь Лазарева названы:

Лазаревское и Лазаревский район города Сочи;

Поселок городского типа Лазарев в Хабаровском крае;

Атолл в группе островов Россиян в Тихом океане;

Мысы : в проливе Невельского; в Севастополе; на острове Унимак (Аляска);

Риф рядом с мысом на острове Унимак;

Река на острове Унимак;

Бухта и порт (ныне Вонсан) в Японском море;

Остров (ныне исчез) в Аральском море;

Горная цепь, гора, ледниковый купол и две антарктические станции (Лазарев и Новолазаревская) в Антарктиде;

Море, бухта, берег, шельфовый ледник, желоб и подводная гора в Антарктике.

Многочисленные улицы, площади и переулки в населенных пунктах бывшего СССР:

Улицы Адмирала Лазарева в Запорожье, Липецке, Москве, Николаеве и Одессе;

Улицы Лазарева в Воронеже, Минске; Сочи и Томске;

Лазаревские улицы в Новороссийске и Севастополе; ранее такое же название носили также улицы в Новороссийске (ныне ул. Конституции) и Феодосии (ныне ул. Куйбышева);

Площади Лазарева в Севастополе и Владимире;

Набережная Адмирала Лазарева в Санкт-Петербурге;

Лазаревский переулок в Кронштадте.

Мосты в Санкт-Петербурге и Сочи.

Скверы в Севастополе, Владимире и Феодосии.

В браке воспитали детей:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *