Что назвали в честь амундсена географические объекты
Руаль Амундсен
Roald Engelbregt Gravning Amundsen
Норвежский полярный путешественник-исследователь. Известен в качестве первого человека, достигшего Южного полюса. Так же, совместно с Оскаром Вистингом, первым побывал на обоих географических полюсах планеты. Являлся первым путешественником, совершившим морской переход Северо-Западным проходом и замкнувшим кругосветную дистанцию за Полярным кругом.
Руаль Амундсен родился 16 июля 1872 года в городе Борге, Норвегия. Вырос в окружении братьев и соседей, много времени проводя в играх возле родительского дома. В семье большое внимание уделяли спорту, для чего родители соорудили тренажеры и турники. В школе мальчик учился посредственно, но уже тогда многие отмечали его упорство и упрямство. Увлекался чтением книг о путешествиях в далекие страны.
В возрасте четырнадцати лет умер отец будущего путешественника и семья вынуждена была переехать в Осло. Мать старательно прочила сыну место в интеллектуальной элите общества, поэтому после гимназии Руаль поступил на медицинский факультет.
После того, как в руки Руаля попала книга Джона Франклина об экспедиции в Атлантическом океане, жизнь молодого человек координально изменилась. Тайком от матери Амундсен начал готовиться к предстоящим экспедициям: закалялся, делал физические упражнения, а также играл
в футбол, считая, что эта игра помогает укреплять мышцы ног. Приучал себя к холодным температурам. В то же время он осознал, что медицина не станет делом его жизни.
Первый опыт полярной экспедиции Амундсен получил в 1897 году, когда стал первым помощником капитана на корабле «Бельжика». В 1903 году Руаль отправился на судне «Йоа» в Арктику и первым обогнул на яхте Северную Америку. Организовав базу в бухте Йоа, предпринял санные походы к Северному геомагнитному полюсу и определил его положение, а также прошел вдоль берегов острова Виктория. Затем проплыл через пролив Симпсона, нашел Северо-Западный морской путь и в 1906 году добрался до Сан-Франциско.
Следующей целью Амундсена являлось достижение Северного полюса. Когда появилось сообщение о том, что это уже совершил Роберт Пири, решил достичь Южного полюса и 9 августа 1910 года отправился в Антарктику на «Фраме» знаменитом корабле Фритьофа Нансена. Исследователь тщательно подготовился: удачно выбрал маршрут, организовал систему складов с припасами и успешно использовал санные упряжки с собаками. С четырьмя спутниками достиг Южного полюса 14 декабря 1911 года, а весь мир узнал об этом лишь в марте 1912 года.
В середине июля 1918 года Амундсен отправился из Аляски на судне «Мод» Северо-Восточным путем, но ледовые условия помешали выполнению его замысла. Тогда путешественник решил исследовать Арктику с воздуха. Американский исследователь Линкольн Элсуорт, итальянский инженер Умберто Нобиле и сам Руаль стартовали со Шпицбергена на полужестком дирижабле «Норье», пролетели над Северным полюсом и через 71 час приземлились в Теллере на Аляске.
Последние годы Амундсен провел в своем доме в Бунне-фьорде, под Осло. Его быт называли спартанским. Исследователь продал все ордена и открыто поссорился со многими бывшими соратниками. Плохо складывались и отношения с Умберто Нобиле, которого Руаль называл «заносчивым, ребячливым, эгоистичным выскочкой», «нелепым офицером».
Нобиле стал генералом при Муссолини. В конце мая 1928 года решил повторить полет к Северному полюсу. Стартовав со Шпицбергена достиг полюса, но на обратном пути из-за обледенения дирижабль разбился, члены экспедиции были выброшены на дрейфующий лед, а радиосвязь с ними прервалась.
Руаль Амундсен скончался 17 июня 1928 года на Северном полюсе. Отправившись на поиски пропавшей экспедиции Нобиле, спустя несколько часов перестал выходить на связь. Точные обстоятельства трагической гибели исследователя до сих пор не выяснены.
Награды Руаля Амундсена
Награжден норвежской медалью «За выдающиеся гражданские достижения»
Кавалер Большого креста ордена Святого Олафа
Кавалер Большого креста ордена Леопольда I
Кавалер ордена Почетного легиона
Награжден датской медалью «За заслуги»Кавалер Полярной медали
Награжден Константиновской медалью
Лауреат Золотой медали Королевского географического общества
Награжден Золотой медалью Конгресса
Память о Руале Амундсене
Через полгода после исчезновения Амундсена усадьба «Ураниенборг» в Свартскуге, на берегу Буннефьорда, ее юридическим владельцем Германом Гаде была передана государству для устройства мемориального музея Руаля Амундсена.
В честь путешественника названы Море Амундсена, Гора Амундсена, Ледник Амундсена, полярная станция Амундсен-Скотт в Антарктиде, Залив Амундсена, Котловина Амундсена в Северном Ледовитом океане, кратер Амундсен у Южного полюса Луны, а также астероид (1065) Амундсения, открытый Сергеем Белявским 4 августа 1926 года.
В начале 2000-х годов на вооружение ВМС Норвегии поступили фрегаты типа «Фритьоф Нансен». Второй корабль этой серии, вступивший в строй в 2004 году, получил имя «Руаль Амундсен».
В Университете Тромсе с 1989 года существует Центр арктических исследований имени Руаля Амундсена (норв. Roald Amundsens senter for arktisk forskning ).
Средняя школа коммуны Оппегор с 2012 года переименована в честь Руаля Амундсена.
В советско-итальяно-британском фильме Михаила Калатозова «Красная палатка» (1969 года) роль Руаля Амундсена исполнил Шон Коннери. Создатели фильма ввели в сюжет вымышленный эпизод о том, что Амундсену удалось обнаружить обломки дирижабля «Италия» и лишь затем он погиб, заявив, что людям нечего делать в Арктике.
Амундсену посвящено стихотворение Константина Симонова «Старик».
В декабре 2011 года премьер-министр Норвегии Йенс Столтенберг прибыл на Южный полюс, чтобы отметить столетие экспедиции Руаля Амундсена
В июня 2018 года в Санкт-Петербурге на набережной Лейтенанта Шмидта у борта ледокола «Красин», принимавшего участие в спасении экспедиции У. Нобиле, установлен бюст Руалю Амундсену.
Семья Руаля Амундсена
Амундсен никогда не был женат, но удочерил и воспитывал двух чукотских девочек.
Биография Руаля Амундсена
16 июля 2012 года исполняется 140 лет со дня рождения Руаля Амундсена.
Национальный герой Норвегии, полярный путешественник, покоритель Северо‑Западного прохода, первооткрыватель Южного полюса Руаль Энгельбрегт Гравнинг Амундсен (Roald Engelbregt Gravning Amundsen) родился 16 июля 1872 года в городе Борге в семье капитана, владельца судоверфи Вервен Йенса Амундсена.
С детства Руаль Амундсен мечтал стать полярным исследователем, зачитывался книгами об экспедиции британского полярника Джона Франклина, который в 1845 году не вернулся из экспедиции по поиску Северо‑Западного прохода между Атлантическим и Тихим океанами.
В 1890‑1892 годах Амундсен по настоянию матери учился на медицинском факультете в университете города Кристиания (ныне ‑ Осло).
В 1893 году, после смерти матери, он оставил учебу и поступил младшим матросом на судно «Магдалена», совершавшее плавания по Северному Ледовитому океану. В 1895 году Амундсен сдал экзамен на штурмана, в 1900 году получил лицензию капитана судна.
В 1897‑1899 годах Амундсен в качестве первого помощника капитана корабля «Бельжика» совершил свою первую экспедицию в Антарктику. Возглавлял экспедицию бельгийский морской офицер лейтенант Адриен де Жерлаш.
Целью мероприятия было изучение берега Антарктики, но экспедиция чуть не закончилась трагедией, когда корабль по неопытности руководителя сковал лед около острова Петра I. Прошло 13 месяцев, прежде чем судно освободилось из ледяного плена, и вышло в открытое море. По инициативе Амундсена, который во время дрейфа фактически принял командование на себя, чтобы выжить, команда занялась ловлей пингвинов и тюленей, изготовляя из кожи животных теплую одежду и употребляя их мясо в пищу.
17 июня 1903 года Амундсен отправился на судне «Йоа» в Арктику с шестью членами экипажа. Целью экспедиции было отыскать Северо‑Западный проход с востока на запад от Гренландии к Аляске, а также определить текущие координаты северного магнитного полюса (они со временем меняются).
Вскоре после открытия морского пути судно вмерзло в лед и осталось на третью зимовку.
Чтобы сообщить миру о достижении экспедиции, Амундсен вместе с американским компаньоном в октябре 1905 года отправился на собачьих упряжках в 500‑мильное путешествие через 3‑километровые горы в Игл‑Сити на Аляску, где находилось ближайшее телеграфное соединение с внешним миром. 5 декабря мир узнал об открытии Северо‑Западного морского пути между Атлантическим и Тихим океанами.
Следующей целью Амундсена было первым достичь Северного полюса. Когда появилось сообщение о том, что это совершил Роберт Пири, он решил первым достичь Южного полюса.
Амундсен тщательно подготовился: удачно выбрал маршрут, организовал систему складов с припасами и успешно использовал санные упряжки с собаками.
14 декабря 1911 года Руаль Амундсен первым достиг Южного полюса. Скотт дошел до полюса только 18 января 1912 года.
15 июля 1918 года Амундсен отправился к Северному полюсу из Аляски на судне «Мод» Северо‑Восточным путем, но ледовые условия помешали выполнению его замысла. Тогда он решил исследовать Арктику с воздуха.
11 мая 1926 года Амундсен, американский исследователь‑промышленник Линкольн Элсуорт, итальянский конструктор, капитан дирижабля Умберто Нобиле и штурман Ялмар Риисер‑Ларсон с командой из 12 человек стартовали со Шпицбергена на полужестком дирижабле «Норье» («Норвегия»).
18 июня 1928 года Амундсен вместе с пятью членами экипажа французского гидросамолета «Латам» вылетел из норвежского города Тромсе на поиски итальянского конструктора Нобиле, потерпевшего катастрофу в Арктике на дирижабле «Италия». Через три часа «Латам» потерпел крушение в Баренцевом море, Руаль Амундсен погиб вместе с экипажем самолета.
Умберто Нобиле и его спутников обнаружили всего через пять дней после гибели Амундсена.
Руаль Амундсен никогда не был женат.
В честь Руаля Амундсена названы море, гора и американская научная станция Амундсен‑Скотт в Антарктиде, а также залив и котловина в Северном Ледовитом океане.
2011 год в Норвегии был посвящен Руалю Амундсену и Фритьофу Нансену.
14 декабря 2011 года, к 100‑летию покорения Антарктики Руалем Амундсеном, на Южном полюсе премьер‑министром Норвегии Йенсом Столтенбергом был открыт ледяной памятник‑бюст норвежскому путешественнику.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Что назвали в честь амундсена географические объекты
16 июля 2012 года исполнилось 140 лет со дня рождения
норвежского полярного исследователя Руала Амундсена
Руал Амундсен был величайшим открывателем своего времени. В течение тридцати лет он достиг целей, к которым стремились полярные исследователи на протяжении более трехсот лет.
Р. Амундсен первым прошел Северо-Западным проходом на судне «Йоа» от Гренландии к Аляске (1903-1906). Руководил экспедицией в Антарктику на судне «Фрам» (1911-1912). Первым достиг Южного полюса (14 декабря 1911). В 1918-1920 гг. прошел вдоль северных берегов Евразии на судне «Мод». В 1926 году руководил первым перелетом через Северный полюс на дирижабле «Норвегия». Погиб в Баренцевом море во время поисков итальянской экспедиции У. Нобиле.
Решение отправиться в Антарктиду у Амундсена появилось во время подготовки экспедиции на Северный полюс. Но, узнав, что Ф.Кук и Р.Пири заявили о достижении ими Северного полюса, Амундсен принимает решение о походе к Южному полюсу.
Экспедиция покинула Норвегию на корабле «Фрам» в августе 1910 года.
В январе 1911 г. «Фрам» прибыл к берегу Антарктиды, где, в 18 км от побережья была построена зимовочная база.
Всю полярную зиму шла интенсивная подготовка к походу.
Первая попытка похода к Южному полюсу была предпринята в сентябре 1911 года при −37 °С. Поход оказался неудачным: при падении температуры до −56 °С лыжи не скользили, а собаки не могли спать. Разгрузив нарты на широте 80 градусов, полярники вернулись на базу.
20 октября в путь отправились пятеро участников полярного похода. У них было 4 нарт и 52 собаки. Вместе с Амундсеном отправились: Олаф Бьоланд (выдающийся спортсмен-лыжник), Оскар Вистинг (морской артиллерист, впервые отправившийся в полярную экспедицию), Хельмер Хансен (участник экспедиции Амундсена на «Йоа») и Сверре Хассель (участник экспедиции Свердрупа).
17 ноября команда подошла к границе шельфового ледника, предстоял подъём на Полярное плато. До полюса оставалось 550 км. Собак к этому времени осталось 42. Было решено подняться на плато, забить на провиант 24 собаки и с 18-ю двинуться к полюсу. По пути предполагалось забить ещё шесть собак, в лагерь должны были вернуться 12 животных.
6 декабря норвежцы достигли наивысшей точки на пути: 3260 м над уровнем моря и в тот же день побили рекорд Шеклтона 1909г.
Полюса Амундсен и его команда достигли 14 (15) декабря 1911 г. На полюсе норвежцы водрузили флаг своей страны.
Амундсен так писал об этом: «Я продумал церемонию водружения флага с таким расчетом, чтобы каждый из участников перехода принял в ней участие… лишь таким образом я мог выразить признательность своим товарищам. Они поняли мой порыв и приняли его с душевным подъемом, с которым я предложил им принять участие в этой церемонии. Пять огрубевших от холода, обветренных рук подняли флаг высоко в воздух и установили его как символ первого посещения человеком географического Южного полюса».
Руал Амундсен // Великие путешественники: биогр. словарь / Н. Внуков. – СПб., 2000. – С. 16-17.
18 декабря экспедиция отправилась в обратный путь. 26 января 1912 г. с двумя нартами и 11-ю собаками экспедиция вернулась на основную базу, проведя в пути 99 дней. 30 января «Фрам» покинул берега Антарктиды.
Именем Р. Амундсена названы
В честь путешественника названы гора, залив и море. Гора Амундсена находится в Восточной Антарктиде. Высота горы 1445 м. Открыта экспедицией Д. Моусона в 1912 г.
Залив Амундсена находится между берегами Канады и островами Канадского Арктического архипелага Банкс и Виктория. Длина его около 445 км, ширина до 213 км, наибольшая глубина 285 м. Почти круглый год покрыт льдами.
Море Амундсена – у берегов Антарктиды. Глубина его до 585 м. Круглый год покрыто льдами.
В честь исследователя названы также котловина в Северном Ледовитом океане, кратер у Южного полюса Луны, астероид №1065, открытый Сергеем Белявским в августе 1926 года.
В честь первых исследователей, достигших Южного полюса, названа постоянно действующая научная станция США Амундсен-Скотт. Она расположена на Южном полюсе на равнинной поверхности ледникового плато высотою около 2800 м над уровнем моря. Открыта в январе 1957г. (http://u-prichala.ru/2012/05/velikij-polyarnyj-moreplavatel-rual-amundsen).
Полярный музей в г. Тромсе. Располагается в историческом здании 1830 года. Музей основан 18 июня 1978 года, ровно через 50 лет после исчезновения самолета Амундсена (http://www.poedem.ru/country/norway/photos/tromsyo/15806 )
Музей шхуны «Фрам» (Осло, Норвегия) – в честь корабля, который участвовал в трех экспедициях под руководством трех прославленных полярников: Ф. Нансена, О. Свердрупа, Р. Амундсена. Музей построен в 1936 году, когда корабль полярников Ф. Нансена и Р. Амундсена стал на вечную стоянку в Осло (http://u-prichala.ru/2012/05/velikij-polyarnyj-moreplavatel-rual-amundsen).
На родине Амундсена ему поставлены памятники в Осло и Тромсе.
ГеоБар — Географический справочник
География нашей планеты
Вклад Руаля Амундсена в географию
Роланд Хантфорд, известный британский журналист, не ошибся, подарив этому человеку такой громкий титул «Наполеона полярных стран»: на счету полярного исследователя лежат такие рекорды, как первое успешное путешествие на Южный полюс, первый переход через Северо-Западный проход и второе в истории удачное плаванье Северо-Восточным путем. Всё это доказывает, что основной вклад Руаля Амундсена в географию севера непомерно велик и по справедливости делает его одним из самых выдающихся и талантливых географов первой половины XX века.
Руаль Амундсен
Биографические данные
Руаль Энгельбрегг Гравнинг Амундсен появился на свет в городке Борге 16 июля 1872 г. в семье, насчитывавшей еще четверо сыновей, среди которых будущий исследователь был самым младшим. Его отец, Йенс Амундсен, занимался торговлей в море и участвовал в Крымской войне, поставляя продовольствие войскам Франции и Англии. Один из его многочисленных парусников, «Феникс», использовался для размещения британских офицеров.
О ранних годах жизни Руаля Амундсена мало что можно сказать. В отличие от братьев, имевших страсть к дракам, Руаля описывали как заносчивого юношу, который в считанные минуты впадал в ярость. Одним из его товарищей детства являлся Карстен Борхгревинк – тогда еще будущий первый человек, ступивший на Антарктический материк.
Отец Руаля с раннего возраста приучал своих детей к условиям спартанцев, делая упор на гимнастику и катание на лыжах, что только подкрепляло независимый характер мальчика, который никогда не слушался приказов учителей и сильно отставал от одноклассников – настолько, что ему пришлось сдавать экзамены экстерном.
Основной вклад Руаля Амундсена в географию
В 1895 г. Руаль, уже 23-х летний юноша, успешно сдал экзамены и получил долгожданное звание штурмана. Уже в следующем году вместе с братом Леоном он предпринял опасную попытку пересечь Хардангерское плоскогорье, однако «арктический поход» закончился неудачно – братья заблудились и едва не погибли. В будущем Руаль описал это происшествие как самое опасное в своей жизни.
В 1901 г. получил звание капитана дальнего плаванья. На парусно-моторной яхте «Йоа» впервые в истории преодолел Северно-Западный проход, перед этим проведя часы в гамбургской морской геофизической обсерватории за овладением необходимыми для экспедиции знаниями. В 1911 г. первым открыл и пересек хребет Куин-Мод. В том же году, благодаря верному расчету избежав на своем пути сильных морозов, покорил Южный полюс, перед этим пройдя курс океанографии и получив аудиенцию Эдуарда VII – короля Соединенного Королевства Великобритании и Ирландии. В 1912 г. оставил членство в Королевском географическом обществе. С 1918 по 1920 гг. Амундсен проплыл всё арктическое побережье Евразии, назвав точные координаты мыса Челюскин, и внедрил в практику арктических исследований новые технические средства, включая авиацию, гидросамолеты и дирижабли. Все перечисленное подчеркивает огромный вклад Руаля Амундсена в мировую науку. При этом Руаль испытывал серьезные финансовые затруднения – уже в 1924 г. он объявил себя банкротом, чем вызвал большой скандал в Норвегии.
Карта арктических экспедиций Амундсена
В течение 1926-1927 гг. преимущественная деятельность Амундсена заключалась в написании мемуаров, пока в 1928 г. при поддержке Италии он не отправился на поиски Умберто Нобиле – своего бывшего напарника по трансарктическому перелету. На арендованном самолете Рауль вылетел по направлению к архипелагу Шпицберген, и через несколько часов добиться контакта с ним уже не получалось. Вскоре спасатели обнаружили обломки «Латама-47» и труп пилота.
Интересные факты
– Константин Симонов посвятил Амундсену стих, который назвал «Старик».
– В честь вклада Руаля Амундсена в науку его именем названы улицы в Москве, Одессе и Екатеринбурге, а также установлен памятник в Санкт-Петербурге, на котором кратко перечислены основные заслуги и указаны годы жизни Руаля Амундсена.
– Существует фотопортрет Руаля и двух чукотских девочек из Восточной Сибири – Какониты и Камиллы – которых полярник удочерил, чтобы доказать, что люди Востока умны не менее западных. Однако, как только «эксперимент» был выполнен, Руаль вернул девочек обратно домой.
Руаль Амундсен – Наполеон полярных стран
Из-за специфической географии расселения норвежцы параллельно с русскими начали первыми в Европе исследовать арктическое пространство. Когда очередь дошла до расположенного на противоположной стороне планеты Южного полюса, выходцы из Норвегии рьяно взялись и за его покорение. После неудачных попыток Фритьофа Нансена и Карстена Борхгревинка удача улыбнулась еще одному гордому сыну этой северной страны – Руалю Амундсену. Именно он в 1911 году первым достиг Южного полюса и поставил несколько других рекордов в качестве путешественника и исследователя.
Содержание
Семья и детство
Руаль Амундсен родился в фамильной усадьбе в Борге (муниципалитет Фредрикстад) в 1872 году. В распоряжении его семьи была собственная судоверфь, пароход и два десятка парусников. Отец Руаля сколотил состояние на поставках Британии и Франции зерна и соломы во время Крымской войны (1853-1856 годы), когда две эти страны в составе коалиции воевали против Российской империи.
Юный Амундсен рос в компании трех братьев и нескольких десятков соседских детей. Игры проходили в основном в лесу рядом с усадьбой. Руаль был младшим сыном, но из-за высокомерности и вспыльчивости постоянно участвовал в драках. Мальчик занимался лыжами с момента, как начал ходить, и много времени проводил на гимнастических брусьях во дворе.
Учился Амундсен плохо, его характеризовали как упрямца и непримиримого борца за справедливость. Выпускные экзамены ему пришлось сдавать отдельно, директор школы не хотел принимать их, потому что боялся провала худшего воспитанника, грозящего позором учебному заведению.
Становление личности
В 14 лет Руаль остался без отца, и примерно тогда же познакомился с описанием того, как исследователи Арктики покоряли Северо-Западный проход (путь по морю из Атлантического в Тихий океан через Северный Ледовитый океан). Он восторгался силой духа руководителя экспедиции Джона Франклина, несмотря на трагическое завершение его предприятия. Амундсен хотел совершить что-то подобное – стать первооткрывателем, не боящимся страшных лишений, которыми грозит ледяная пустыня.
15-летний юноша начал готовиться к будущим свершениям. Он изнурял себя тренировками, строго придерживался диеты, спал на улице даже зимой и с ноября по апрель уходил в походы на лыжах.
У матери Руаля были другие планы – она хотела ввести сына в элитные круги Норвегии. С этой целью семья поселилась в столице неподалеку от Королевского дворца, а будущего путешественника отправили в университет Кристиании изучать медицину. Однако в 1893 году мать умерла, и Руаль, как он писал в автобиографии, “с огромным облегчением” бросил учебу. Путь к мечте был открыт.
Начало карьеры исследователя
Будучи студентом, Амундсен попал на лекцию Эйвина Аструпа, знаменитого путешественника, установившего, что Гренландия является островом. Это знакомство тоже во многом определило будущее Руаля. В 1895 году он проходит обучение на штурмана, практикуется на промысловом корабле и уже в следующем году отправляется на бельгийском судне “Бельжика” к берегам Антарктиды под началом Адриена де Жерлаша.
В море Беллинсгаузена корабль оказался закован во льдах, из-за чего ему пришлось вынужденно дрейфовать на протяжении 13 месяцев. В команде началась цинга, люди умирали и сходили с ума. Амундсен в это время охотился на тюленей и пингвинов, проводил эксперименты со спальными мешками и другим снаряжением. В суровых условиях выживания он быстро стал старшим помощником и не взял руководство экспедицией на себя лишь по формальным причинам.
Начальник
Плавание на “Бельжике” было единственным, в котором Амундсен находился в подчиненном положении. После возвращения он в 1901 году приобрел зверобойный шлюп “Йоа”, переоборудовал его и начал готовиться к покорению Северо-Западного прохода. На подготовку и сбор средств ушло больше двух лет, и летом 1903 года корабль отправился в плавание.
Шлюп “Йоа” стал первым в истории судном, сумевшим преодолеть Северо-Западный проход. Экспедиция заняла больше трех лет, причем два года команда провела на зимовке у острова Кинг-Вильям. За это время Амундсен побывал на Северном магнитном полюсе и успел поизучать этнографию эскимосов.
После завершения экспедиции Руаль сразу же продал шлюп, так как остро нуждался в деньгах. Мероприятие принесло ему мировую славу и повысило авторитет Норвегии. При этом самому Амундсену оно далось тяжело – 33-летний путешественник по возвращении выглядел так, что ему давали от 59 до 75 лет.
Говорят, целенаправленный труд – лучшая молитва о достижении цели.
Южный полюс
Исследователь принял положенную порцию славы, состоящую из государственных наград, турне с лекциями и выпуска книги. Следующей своей целью Амундсен поставил покорение Северного полюса, но уже не магнитного, а географического. Для этого нужно было продрейфовать через Северный Ледовитый океан по полярным течениям. В мире тогда существовал только один способный на такую авантюру корабль – “Фрам”, находящийся в распоряжении Нансена. Амундсен стал убеждать старшего товарища организовать совместную экспедицию. Нансен в тот момент переживал семейный кризис и налаживал отношения с женой, поэтому в 1907 году уступил корабль Руалю.
Вновь начались долгие приготовления, за время которых старый товарищ Амундсена Фредерик Кук в 1908 году успел покорить Северный полюс. Экспедиция потеряла смысл, и ее целью тут же была выбрана противоположная точка земного шара. Амундсена подстегивали слухи о том, что к Южному полюсу в ближайшее время собираются и другие исследователи.
“Фрам” отплыл 7 июня 1910 года. Амундсен боялся, что его опередят – все готовившиеся к покорению Южного полюса в то время о своих планах никого не извещали. Об изменении маршрута команде Руаль объявил лишь три месяца спустя во время стоянки на Мадейре. Тогда же были отправлены письма соответствующего содержания королю Норвегии, Нансену и норвежскому народу.
Высадка на шельфовый ледник Антарктиды произошла 15 января 1911 года. Норвежцы построили на месте зимовочный дом, по их следам шла экспедиция Роберта Скотта, отправившаяся из Кардиффа 15 июля 1910 года. Британцы во многом преследовали политические цели – они хотели сделать Южный полюс трофеем своей короны.
Полярная зима прошла в активной подготовке к предстоящему походу. Антарктическая весна позволила выйти в путь только 20 октября 1911 года. Амундсен сильно спешил, так как опасался, что Скотт опередит его – британец взял с собой в качестве тягловой силы лошадей и моторные сани, в то время как у норвежца эту функцию выполняли собаки. В сторону полюса вышло пять человек на четырех нартах, собак у них было 52. С животными тогда не церемонились – большей их части отводилась роль запаса пищи.
Искомая точка была достигнута 14 декабря. На Южном полюсе норвежцы выкурили по сигаре, провели измерения, поставили палатку с флагом и оставили послание догонявшему их Скотту. Британская экспедиция прибудет сюда через 34 дня и полностью погибнет на обратном пути к своему кораблю.
Еще никогда никто из людей не стоял в точке диаметрально противоположной цели его стремлений в таком полном смысле слова, как я в этом случае. Район Северного полюса – чего там! – сам Северный полюс манил меня с детства, и вот я на Южном полюсе. Поистине все наизнанку!