Что нарисовать в тетради по литературе
Тетрадь по литературе: опрос учителей-словесников
Я в школе ненавидел вести тетрадь по литературе. Мне туда нечего и незачем было записывать. Я в ней рисовал и всегда получал за нее плохие оценки. Поэтому не чувствую за собой морального права требовать ведения тетрадей от своих учеников.
В средних классах когда работал, требовал и проверял, а на старшеклассников давно махнул рукой. Но при этом знаю, что многие коллеги тетради требуют и к их ведению приучают. Поэтому и решил провести опрос в специальной группе фейсбука «Методическая копилка».
Вопросы получились вот такие:
На удивление, коллеги откликнулись очень дружно – и подборка ответов оказалась весьма полезной. Сохраняю разноголосицу мнений и авторский стиль комментариев, а от подписей оставляю только инициалы. И сам подписываюсь ими – С.В.
Рисунок в школьной тетради. Неизвестный художник
Большие сочинения обычно прошу прислать в электронном виде на почту. Выбрала такой формат по многим причинам. Во-первых, так намного легче комментировать, отмечать разными цветами удачные, неудачные и спорные места, задавать вопросы. Во-вторых, никто мне не будет рассказывать, что тетрадка забылась дома. Ну и меньше мучений с разбором почерков и проще проверять на плагиат. В тетрадях у детей мелкие д/з и записи на уроке. Лекции не диктую, все конспекты представлены в виде схем и табличек, которые очень понятны моим негуманитариям: опыт устных зачетов показал, что на основании этих схем дети довольно складно выстраивают ответ. Оценку за ведение тетради ставлю, она складывается как среднее арифметическое за маленькие д/з. К рисункам и разного рода записям на полях отношусь спокойно. А.П.
Картина из книг Майка Стилки
А у нас еще есть читательские дневники. Два года назад был у меня 10 класс (самый обычный), где девочки сами завели тетрадку (кто-то блокнот) для работы с «Войной и миром»: читали роман и по ходу схемки какие-то делали, выписки, то есть «переваривали» содержание. Я об этом узнала в конце года, когда попросила одну из учениц принести свои рабочие тетрадки по литературе, чтобы по ним рабочую программу на будущее скорректировать. А вот на днях нынешний выпуск в гости заходил. Говорят, что все тетради выкинули уже, а вот по литературе на память оставили:) Т.Б.
© Автор скетча Калачёва Вероника
Михаил Алдашин «Рождество», обложка
Разрешаю делать с рабочей тетрадью что угодно, никогда не проверяю и ничего не требую, так как считаю, что это именно рабочая тетрадь, как джинсы — рабочие штаны, а какой работодатель будет требовать от рабочего джинсов определённого цвета, покроя и размера? Так что только даю рекомендации, учу записывать лекции, организовывать материал, а там уж пусть сами. Иногда диктую, но не слежу, записывают ли: это их дело, это они учатся, да и мало ли почему кто-то не пишет именно в эту минуту. Тетради для сочинений в классе хранятся, да, и уж тут хочу, чтобы было по-человечески, т.е. чтобы я смог прочитать. С.Р.
Рисунок из скетчбука, неизвестный художник
Тетради ведём. Разрешаю их оформлять, как им нравится, например, рисовать, если что-то «навеяло» ))) Пишем лекции (в старших) или опорные конспекты, схемы, термины и т.п. Делаем хронологические таблицы, характеристики героев. Ведение тетради проверяю в конце триместров, обращая внимание на полноту записей и аккуратность (для некоторых детей это понятие весьма относительное ))) ). Отдельно, конечно, оценки за характеристики, таблицы и пр. Работы типа отзывов, ответов на вопросы даю на листочках просто потому, что тетради тяжело таскать с собой. Это не касается, конечно, «официальных» сочинений, которые пишутся в специальной тетради, хранящейся в школе. Н.У.
3. Собираю, когда даю какую-нибудь работу, нацеленную именно на проверку.
5. Были раньше, сейчас есть в средних классах. В 11 классе работы печатали, проверяла содержание, смотрели и мне назад сдавали (они хранились в классе).
У меня сохранились мои тетради по литературе (рабочие и для сочинений), 1962-1965 гг, я там и рисовала и чего только не. Г.Щ.
Впервые увидела листочки на уроке литературы уже в студенчестве. Подруга позвала меня на урок к своей любимой учительнице Эльвире Николаевне Горюхиной, конечно, с её разрешения. Писать на листочке пришлось и мне, отсиживаться Э.Н. не позволила. Это просто потрясло! (Да и вообще всё, что там было, совсем не походило на нелюбимые мною уроки литературы в старших классах моей школы.) С тех пор люблю листочки. Хотя когда некоторые старшеклассницы (у мальчиков такого не помню) хорошо ведут тетради, радуюсь и отмечаю это. Н.А.