Что нарисовать пером и тушью
Рисуем пером и тушью (Часть 1)
Почему бы не попробовать себя в новой технике, и не взяться за рисование пером и тушью?
Как варьировать тон в рисунках тушью
Техники рисования пером существенно отличаются от техник, используемых при рисовании любым из других инструментов художника, соответственно, работы сделанные паром — уникальны. По своей природе перо — более резкий и менее гибкий инструмент по сравнению как с карандашом, так и с кистью, хотя перья и прошли длинный путь эволюции. Рисунок пером имеет выраженную индивидуальность, вне зависимости от того, какие именно техники использованы. Прежде всего причиной тому является способ получения различных тонов и теней, отличный от подходов используемых при рисовании остальными материалами.
При рисовании пером, в отличие от других материалов, тушь попадает на бумагу, сохраняя всю свою силу. В остальных случаях художник для того, чтобы получить более светлые тона добавляет воду или белила. Для получения полу-тонов или четверть-тонов, или любых других необходимых тона, следует снизить интенсивность цвета, но она достигается использованием белой бумаги, как разбавляющей среды. Вместо того, чтобы смешать черную тушь с водой или белилами перед тем как нанести ее на бумагу, на бумагу накладывается не разбавленный черный накладывается на бумагу, которая сама и играет роль белого разбавителя и смешивается с черным, по мере его наложения.
Это достигается при помощи линий, полосок и тому подобного (подробно они будут описаны чуть позже). Все эти элементы так или иначе дают возможность белой бумаге проглядывать и, смешиваясь с цветом туши, разбавлять тон черного. Для более темного тона используется большее количество линий тушью, для более светлого — больше проглядывающих участков белой бумаги, то есть линии в этом случае делаются тоньше или отстоят друг от друга на большие промежутки. Если мы возьмем квадрат, например, со стороной в дюйм, и закрасим его полностью черным, то это будет черное пятно длиной один дюйм во всех направлениях. Если мы оставим пространство нетронутым, то получим такое же белое пятно. Если покроем квадрат черными линиями толщиной равными белым линиям-промежуткам, получим полу-тон. Если черные линии будут втрое толще белых — тон интенсивностью ¾. Если белые промежутки будут втрое толще черных линий — ¼ тона. Соотношение черных линий и белых промежутков бумаги между ними — это фактор, управляющий тоном и, поскольку тона в рисунке обычно сильно различаются, интенсивность этих линий и пропорция видимой бумаги тоже должна соответственно варьироваться.
Светлый тон
Темный тон
Рис. А, например, показывает светлый тон, а В — темный. Они оба являются фоном, состоящим из однонаправленных линий одинакового характера. Разница в тоне достигается различием в их ширине и размером проглядывающих белых промежутков. На рис. А черные линии — тонкие, а белые промежутки — толстые. На рис. В, черные линии гораздо толще, а белые — тоньше. Другими словами, если количество черного в квадрате такого же размера на рис. В больше, чем на рис. А, то В будет более темным тоном. Больше туши — темнее тон. Меньше туши — светлее тон.
Работа с линиями
Поскольку именно они делают этот стиль таким популярным, прежде всего стоит поговорить о линиях. Они обычно делятся на два типа: свободная штриховка и регулярная штриховка.
Свободная штриховка
Свободная штриховка — это такой стиль нанесения линий, в котором движение руки и пальцев происходит по большому счету на автомате. Рисуйте быстро и не прикладывайте особых усилий для того, чтобы делать линии равноудаленными. Однако опытный художник инстинктивно будет рисовать их довольно прямыми. Свободная штриховка может быть достигнута одними только движениями пальцев и руки вперед-назад над бумагой. Большее давление на перо сделает линии, конечно, более жирными, меньшее давление — более бледными. Это тот же метод, который используется и при письме: нажим разводит кончики пера и линия получается более широкой и темной.
Регулярная штриховка
Рис. D показывает квадрат, покрытый линиями регулярной штриховки, которая рисуется в совершенно иной манере, чем рис. C. За направлением каждой линии пристально следят и «вырисовывают». То есть их направление задается с точностью, также как и расстояние между ними и интенсивность цвета. Линии должны быть механически идеально совпадать по направлению, толщине и разделению. Если требуется более темный тон, как на нижнем квадрате, сделайте линии толще. Для более светлого тона, штрихуйте тоньше и задайте большее расстояние между линиями. Можно заметить небольшую градацию тона в показанном квадрате.
Перекрестная штриховка
Рис. Е показывает квадрат, в котором одни линии пересекают другие. Этот прием называется перекрестная штриховка и иногда он используется для затемнения тона, который уже был положен раньше. Перекрестную штриховку можно увидеть довольно редко, за исключением некоторых специальных приемов или попыток придать рисунку некоторое разнообразие. Для того, чтобы просто показать обычный тон ее используют предельно редко. Современная традиция рисования пером требует того, чтобы для затемнения тона использовались более жирные линии расположенные ближе друг к другу. Иногда, в тех уголках рисунка, где тон должен быть совсем темным, но еще не совсем черным, а черные линии уже были расширены насколько возможно, можно использовать перекрестную штриховку. В этом случае тонкие белые линии превратятся в маленькие белые точки, что сделает тон еще темнее.
Следует отметить тот факт, что одна линия сама по себе всегда будет черное, а вот две или больше — создадут уже серый тон. Это происходит, конечно же, от того, что между ними видна белая бумага. После начала работы с тоном, каждый раз, когда мы проводим линию, по факту мы рисуем сразу две: черную линию туши и белую линию чистой бумаги. Именно поэтому когда мы рисуем одну линию она будет черной, но две или больше — будут казаться серыми из-за белых полос между ними. А разные пропорции белого и черного как раз и дают требующийся тон. Так что за белыми линиями следует следить так же пристально, как и за черными.
Нерегулярная точечность
Теперь о штрихах и точках. Нерегулярная точечность, как показано на рис. F — это методика, при которой перо оставляет на бумаге хаотические точки в нерегулярном порядке и, как правило, еще и разного размера.
Регулярная точечность
Регулярная или математическая точечность — это серия правильных точек заданной формы, как правило, рисующаяся серией изгибов, которые перемешиваются друг с другом, как показано на рис. G. Эти точечные тоны можно сделать гораздо более темными тем же способом, что и линейные тоны: сделать точки более темными, а белые промежутки между ними уменьшить. Это показано в нижнем правом углу обоих квадратов.
Манипуляции с материалами для рисования
Угол наклона мольберта — это тот элемент рисования пером, который каждый художник должен выбрать себе по вкусу самостоятельно. Так же как и в случае рисования карандашом, гораздо легче рассмотреть и оценить работу, если держать ее под углом, «запрокинув наверх дальнюю часть», но этот угол не должен быть слишком большим, иначе тушь перестанет стекать с пера на бумагу. Если наклон поверхности слишком большой, то перо будет расположено почти горизонтально, что не даст туши свободно стекать. Работать таким образом сложно и неудобно.
Держите перо также, как и карандаш. Особенное внимание уделите тому, чтобы не сжимать его слишком сильно. Не прижимайте его слишком сильно к большому пальце и не напрягайте запястье. Эти рекомендации при рисовании тушью даже более важны, чем при рисовании карандашом, потому что здесь вам нужно делать более широкие, тонкие, различные или «опухшие» (об этом — далее) линии. Держите руку ближе к краю линии, которую собираетесь провести, не прямо по центру. Если нужна более тонкая линия, поверните перо немного боком, для жирной — держите его прямо, так как довольно сложно нажимать на кончик пера, расширяя его, если держать его боком к бумаге. Для коротких линий сместите руку к основанию держателя, туда, ближе к перу; при рисовании длинных линий держитесь за конец ручки. И не пытайтесь сделать слишком длинную линию одним движением. Максимум для человека без обширной практики — где-то 4 см.
Легче всего рисовать линии, начинающиеся в верхнем правом углу листа и идущие в нижний левый угол. Самые сложные — те, что начинаются в верхнем левом углу и кончаются в нижнем правом. Чтобы успешно нарисовать последние, вам придется перевернуть лист бумаги. Не пробуйте рисовать «назад», иначе перо будет брызгать чернилами или точки могут смазаться или перекреститься.
Практика рисования линий
Первое, что следует практиковать при работе с пером прежде всего, — это ровность и резкость линий и изгибов. Когда добьетесь этого, начинайте рисовать две параллельные линии, как на рис. А.
Потом попробуйте провести 6–7 параллельных линий, чтобы они вместе образовали тон, как на рис. B
Это первый шаг на пути к рисованию тонов тушью и требуется значительное количество практики, чтобы линии туши следовали одна за другой так ровно и четко, чтобы образовать единый тон. Все линии должны быть одинаковой толщины и равноудалёнными друг от друга, чтобы белые линии в промежутках тоже были одинаковой ширины. Занимаясь работой такого типа, или, вообще-то любой работой пером и тушью, внимательно следите за тем, чтобы рисовать по направлению к себе, потому что перья не работают ни в каком другом направлении. Поворачивайте свой рисунок в любом направлении так, чтобы вам было удобно проводить линии.
Как сделать так, чтобы две линии пером выглядели как одна
Как говорилось выше, не рекомендуется пытаться рисовать длинные линии одним штрихом. Если вообще нужно, чтобы линия была длинной, тогда нужно поднять перо, продвинуть руку вперед, а потом продолжить первую линию второй. Однако вторая линия должна точно совпасть с концом первой — без изломов, капель или каких-либо других признаков прерывания. Это дело практики, и причем длительной. Никто не сможет нарисовать таким образом длинную линию с первого раза, или даже с десятого без каких-то признаков, указывающих на остановку. И не следует даже ожидать этого.
Не используйте линейку при рисовании комиксов и иллюстраций
Может появиться вопрос о том, к чему преодолевать такие сложности, если прямую линию или даже серию линий можно нарисовать при помощи линейки или прямого края. Это, конечно же, можно сделать, но это плохая идея. Даже ограничивающие линии часто рисуются от руки, без линейки, потому что есть разница в том, как это выглядит. Линия, проведенная по линейке, имеет неприятный, механический вид. Тон, состоящий из линий, проведенных по линейке, кажется тяжелым, невыразительным и даже машинным. Первая линия на рис. А проведена при помощи линейки, остальные — без. Разницу между ними можно легко заметить. Да, первая линия четкая и прямая, но ей не хватает «человечности» и у нее уже нет того уникального характера. Шесть тонов, нарисованных от руки шестью разными художниками будут выглядеть по-разному. Шесть тонов, нарисованные по линейке будут выглядеть одинаково. Нельзя пользоваться линейкой и вместе с тем выразить свою личность.
Как рисовать тушью: инструменты и материалы
Тушь – это гибкий материал, дающий художнику большие возможности. Превосходно сочетается с любыми красками, карандашами, постобработкой в редакторах и т.д. Даже если, на первый взгляд, кажется, что с тушью работать скучно, то после некоторого количества практики вы можете изменить свое мнение и полюбить ее. Это хобби очень увлекательное, так же как и вязание, научиться вязать может любой желающий, в этой статье вы можете почитать об этом http://sovets.net/8775-kak-nauchitsya-vyazat-kryuchkom.html
Состав туши
Тушь известна человечеству с древних времён. Это краситель, который делают из сажи. Для того, чтобы суспензия мелких частиц сажи не расслаивалась в воде, в состав добавляют шеллак или желатин.
Виды туши
Тушь выпускают в жидком и твердом виде. Если жидкая недостаточно концентрированная, её можно открыть на несколько дней, чтобы лишняя влага испарилась. Твердую тушь нужно растереть и разбавить водой непосредственно перед использованием, иначе она скиснет.
Помимо обычной бывает цветная и влагостойкая тушь, но они распространены меньше.
Инструменты для рисования тушью
Тушью можно рисовать любым инструментом. Это могут быть:
— кисти;
— перья;
— рапидограф;
— лайнеры;
— изограф;
— waterbrush;
— палочки из дерева;
— ватные палочки.
Изначально для работы тушью использовали перья птиц. Чаще всего утиные, а для более тонкий линий вороньи. Кончик затачивали ножом и окунали в тушь. Набранных чернил хватало на несколько штрихов.
Десять бесплатных видео-уроков от школы рисования Kalacheva School доступны сразу после регистрации.
С тех пор появились разнообразные металлические, тростниковые, бамбуковые и деревянные перья. Одни нужны для письма, другие для графики. Различаются они шириной кончика. Есть особый вид перьев — рондо. У них утолщенный кончик, который позволяют получать одинаковую линию независимо от угла наклона пера. Расщеп позволяет добиться того, чтобы тушь стекала именно на кончик. Если надеть тушедержатель, он позволит реже заправлять перо. Однако следуют выделить кисточку для этой цели и стараться попадать в пространство между тушедержателем и самим пером. Перья нуждаются в уходе, поэтому избегайте скопления осадка на них. Чаще промывайте и после рисования их нужно тоже. Обычного мыла достаточно, чтобы стереть тушь. Не забудьте вытереть перья, убрав влагу. Если ручка имеет металлические части, дабы защитить её от коррозии, предварительно выньте перо.
Новые перья обычно покрыты составом для защиты от ржавчины. Его следует убрать перед началом работы. Для этого подержите кончик над открытым огнём.
При выборе держателя главное, чтобы он был удобен. В качестве материала предпочтителен пластик, но так же можно взять деревянную ручку, если она покрыта лаком. В противном случае будет размокать.
Если выбираете waterbrush, то перед тем, как залить тушь, разбавьте ее водой. После использования обязательно помойте волоски.
BrushPen — это нечто похожее. Обычно используется для рисования красками, но можно заправить не водой, а тушью.
Кисти лучше брать синтетические, потому что они достаточно упругие. Хорошо подходят предназначенные для каллиграфии. Тонкие кисти дадут хороший диапазон толщины линии.
Изограф и рапидограф отличаются высокой ценой. Но ещё один их недостаток заключается в том, что они нуждаются в тщательном уходе. Нельзя разбирать их больше, чем написано в инструкции. Нельзя заправлять обычной тушью. Также вредно трясти. Но при всех своих недостатках эти инструменты обладают и рядом достоинств. Наряду с другими письменными принадлежностями их используют мангаки. У них самая высокая градация толщины линий. Изографом и рапидографом можно нарисовать идеальную тонкую линию без помарок.
Для тех, кто не хочет так сильно тратиться существуют лайнеры. Они позволяют добиваться аккуратных линий, но разнообразие толщины не так велико, как у более дорогих собратьев. Кроме того, их нельзя заправить и они быстро кончаются.
Заточенная палочка тоже может служить инструментом для рисования тушью.
Существуют и другие необычные инструменты. Здесь огромное поле для экспериментов.
На чем рисовать тушью
Подберите плотную и гладкую бумагу. Излишняя фактура будет мешать, потому что ворсинки будут застревать в кончике пера. Тонкая бумага будет деформироваться или рваться от влаги. Купите ватман или специальную бумагу.
Идеи для рисования на каждый день 🎨
Мастер-класс по рисованию тушью и пером
Тушь и перо как инструмент рисования обладают богатыми возможностями. Приемы перьевого рисунка очень многообразны. Перо всегда приковывало к себе внимание многих художников всех поколений. К тому же работа пером и тушью является прекрасной школой для начинающих художников.
Для выполнения работ пером и тушью необходимо использовать плотную, гладкую, хорошо проклеенную и непромокаемую бумагу. Она дает возможность получать идеальные линии. На шероховатой бумаге линии получаются прерывистыми и неаккуратными, хотя профессионалы с успехом ее используют. На плохо проклеенной бумаге тушь может расплываться, и ваша работа будет выглядеть неопрятной. Бумагу можно использовать как белую, так и тонированную. Бумагу нужно пробовать, учиться использовать в своей работе даже ее недостатки.
Существует множество видов туши и чернил, которые можно использовать для работы. Но, пожалуй, лучше всего тушь на спиртовой основе во флаконах. Она хорошо ложиться на бумагу, быстро сохнет и после высыхания не размывается.
Перья для работы можно использовать самые разнообразные. Они существуют разной твердости и размера. Благодаря разной степени нажима на перо, можно получать более тонкие или широкие линии.
Очень интересный результат дает размывка туши кистью. Для выполнения такой работы сначала лучше сделать рисунок простым карандашом. Если у вас хорошая бумага и тушь, можно сначала выполнить рисунок пером, а затем кистью. Если же вы не очень уверены в том, что рисунок не расплывется, лучше сначала делайте работу кистью.
Размывку нужно выполнять от светлого к темному. Ведь светлый серый вы сможете перекрыть, а с темным цветом уже ничего нельзя сделать. Выполнив рисунок кистью, можно добавить несколько штрихов пером.
Работа пером требует большой аккуратности и точности. Перо не допускает исправлений!
Работа пером и тушью поможет вам развить уверенность в работе, точность руки и верность глаза. Вы можете посмотреть замечательные работы старых мастеров – Дюреру, Тициану, Леонардо да Винчи, Микеланджело, М.А.Врубелю, В.А.Серову и многих, многих других художников!
Школа рисования
Базовые знания каждого художника и иллюстратора
Способы работы с тушью — шпаргалка для Inktober
Планирую в этом году параллельно с инктобером публиковать полезные посты по теме, надеюсь мы все вместе дойдем до конца и насладимся рисованием по полной.
Для тех, кто рисует в первый раз тушь может показаться скучным и грязным материалом, но это все потому, что вы скорее всего «не умеете ее готовить». Я покажу несколько приемов рисования тушью, которые помогут даже самую обычную картинку сделать эффектнее и которыми я сама пользуюсь.
Начнем с рисунка перьями. Рисуют в основном остроконечным пером, продается очень много где, бывает разным по качеству и по мягкости. Как понять что перо мягкое? У него очень большой разброс толщины линии и само оно гибкое. Попробуйте провести линию постепенно нажимая на перо, как правило оно раскрывается и линия расширяется. Не переусердствуйте, иначе можно погнуть кончик или вообще сломать усики. Если перо жесткое, оно практически не гнется, а линия получается более четкой. Мне нравится использовать остроконечные каллиграфические перья, они дают красивые линии и очень хороши по качеству.
Вот хорошая картинка с перьями, если вам захочется попробовать потом каллиграфию они тоже сгодятся. Заказать можно или на Jackson’s или поискать в российских магазинах.
Итак перо у нас есть, если оно новое, протрите его спиртом или подержите кончик над огнем. Если перо царапает бумагу, попробуйте слегка потереть его кончик об наждачку, только не переусердствуйте. Если перо продолжает цеплять бумагу, возможно дело в ней и лучше сменить ее на более гладкую.
Что же пером можно делать?
Все, что угодно от линий до штриховки. Принцип как и в карандаше, так же есть тоновая шкала, можно использовать штрихи разной формы. Можно комбинировать в одной работе разную толщину штриха и разные направления, делая интересные текстуры.
Я нарисовала небольшую шпаргалку, надеюсь из нее все понятно. Вообще полезно делать такие вещи перед работой, подборку текстур, чтобы потом не задумываясь их применять.
Переходим к кистям. Кисть годится синтетическая, она более упругая, ватебраш тоже можно, но не лейте тушь внутрь, она забьет кисть и ее придется выкинуть.
Кистью так же можно делать приноровившись штриховку или размывать пятно водой, добиваясь акварельного эффекта, но тут бумагу лучше брать поплотнее или акварельную с небольшой фактурой. Очень удобно заливать кистями большие объемы.
После рисования кисть надо обязательно промыть, иначе она слипнется и будет портиться. Потом ее можно размочить в теплой воде, но качество уже будет хуже. Перья тоже надо после работы протирать от туши, лучше не мыть вставленное в ручку — может заржаветь. В процессе работы лучше иметь под рукой тряпочку из неворсистого материала и протирать перо от остатков засыхающей в процессе рисования туши. Так как макать в тушь рекомендуется только кончик пера, тушь надо отлить в любую неглубокую емкость. Мне очень нравится использовать неглубокие подставки под яйца — они небольшие, симпатичные, устойчивые и мне удобно с ними работать.
Надеюсь этот пост оказался для вас полезным и поможет в Инктобере.
В следующем посте планирую поговорить про передачу объема и работу с большими плоскостямию. Если у вас есть вопросы или предложения — не стесняйтесь писать комментарии.
Рисуем пером и тушью (Часть 1)
Почему бы не попробовать себя в новой технике, и не взяться за рисование пером и тушью?
Как варьировать тон в рисунках тушью
Техники рисования пером существенно отличаются от техник, используемых при рисовании любым из других инструментов художника, соответственно, работы сделанные паром — уникальны. По своей природе перо — более резкий и менее гибкий инструмент по сравнению как с карандашом, так и с кистью, хотя перья и прошли длинный путь эволюции. Рисунок пером имеет выраженную индивидуальность, вне зависимости от того, какие именно техники использованы. Прежде всего причиной тому является способ получения различных тонов и теней, отличный от подходов используемых при рисовании остальными материалами.
При рисовании пером, в отличие от других материалов, тушь попадает на бумагу, сохраняя всю свою силу. В остальных случаях художник для того, чтобы получить более светлые тона добавляет воду или белила. Для получения полу-тонов или четверть-тонов, или любых других необходимых тона, следует снизить интенсивность цвета, но она достигается использованием белой бумаги, как разбавляющей среды. Вместо того, чтобы смешать черную тушь с водой или белилами перед тем как нанести ее на бумагу, на бумагу накладывается не разбавленный черный накладывается на бумагу, которая сама и играет роль белого разбавителя и смешивается с черным, по мере его наложения.
Это достигается при помощи линий, полосок и тому подобного (подробно они будут описаны чуть позже). Все эти элементы так или иначе дают возможность белой бумаге проглядывать и, смешиваясь с цветом туши, разбавлять тон черного. Для более темного тона используется большее количество линий тушью, для более светлого — больше проглядывающих участков белой бумаги, то есть линии в этом случае делаются тоньше или отстоят друг от друга на большие промежутки. Если мы возьмем квадрат, например, со стороной в дюйм, и закрасим его полностью черным, то это будет черное пятно длиной один дюйм во всех направлениях. Если мы оставим пространство нетронутым, то получим такое же белое пятно. Если покроем квадрат черными линиями толщиной равными белым линиям-промежуткам, получим полу-тон. Если черные линии будут втрое толще белых — тон интенсивностью ¾. Если белые промежутки будут втрое толще черных линий — ¼ тона. Соотношение черных линий и белых промежутков бумаги между ними — это фактор, управляющий тоном и, поскольку тона в рисунке обычно сильно различаются, интенсивность этих линий и пропорция видимой бумаги тоже должна соответственно варьироваться.
Светлый тон
Темный тон
Рис. А, например, показывает светлый тон, а В — темный. Они оба являются фоном, состоящим из однонаправленных линий одинакового характера. Разница в тоне достигается различием в их ширине и размером проглядывающих белых промежутков. На рис. А черные линии — тонкие, а белые промежутки — толстые. На рис. В, черные линии гораздо толще, а белые — тоньше. Другими словами, если количество черного в квадрате такого же размера на рис. В больше, чем на рис. А, то В будет более темным тоном. Больше туши — темнее тон. Меньше туши — светлее тон.
Работа с линиями
Поскольку именно они делают этот стиль таким популярным, прежде всего стоит поговорить о линиях. Они обычно делятся на два типа: свободная штриховка и регулярная штриховка.
Свободная штриховка
Свободная штриховка — это такой стиль нанесения линий, в котором движение руки и пальцев происходит по большому счету на автомате. Рисуйте быстро и не прикладывайте особых усилий для того, чтобы делать линии равноудаленными. Однако опытный художник инстинктивно будет рисовать их довольно прямыми. Свободная штриховка может быть достигнута одними только движениями пальцев и руки вперед-назад над бумагой. Большее давление на перо сделает линии, конечно, более жирными, меньшее давление — более бледными. Это тот же метод, который используется и при письме: нажим разводит кончики пера и линия получается более широкой и темной.
Регулярная штриховка
Рис. D показывает квадрат, покрытый линиями регулярной штриховки, которая рисуется в совершенно иной манере, чем рис. C. За направлением каждой линии пристально следят и «вырисовывают». То есть их направление задается с точностью, также как и расстояние между ними и интенсивность цвета. Линии должны быть механически идеально совпадать по направлению, толщине и разделению. Если требуется более темный тон, как на нижнем квадрате, сделайте линии толще. Для более светлого тона, штрихуйте тоньше и задайте большее расстояние между линиями. Можно заметить небольшую градацию тона в показанном квадрате.
Перекрестная штриховка
Рис. Е показывает квадрат, в котором одни линии пересекают другие. Этот прием называется перекрестная штриховка и иногда он используется для затемнения тона, который уже был положен раньше. Перекрестную штриховку можно увидеть довольно редко, за исключением некоторых специальных приемов или попыток придать рисунку некоторое разнообразие. Для того, чтобы просто показать обычный тон ее используют предельно редко. Современная традиция рисования пером требует того, чтобы для затемнения тона использовались более жирные линии расположенные ближе друг к другу. Иногда, в тех уголках рисунка, где тон должен быть совсем темным, но еще не совсем черным, а черные линии уже были расширены насколько возможно, можно использовать перекрестную штриховку. В этом случае тонкие белые линии превратятся в маленькие белые точки, что сделает тон еще темнее.
Следует отметить тот факт, что одна линия сама по себе всегда будет черное, а вот две или больше — создадут уже серый тон. Это происходит, конечно же, от того, что между ними видна белая бумага. После начала работы с тоном, каждый раз, когда мы проводим линию, по факту мы рисуем сразу две: черную линию туши и белую линию чистой бумаги. Именно поэтому когда мы рисуем одну линию она будет черной, но две или больше — будут казаться серыми из-за белых полос между ними. А разные пропорции белого и черного как раз и дают требующийся тон. Так что за белыми линиями следует следить так же пристально, как и за черными.
Нерегулярная точечность
Теперь о штрихах и точках. Нерегулярная точечность, как показано на рис. F — это методика, при которой перо оставляет на бумаге хаотические точки в нерегулярном порядке и, как правило, еще и разного размера.
Регулярная точечность
Регулярная или математическая точечность — это серия правильных точек заданной формы, как правило, рисующаяся серией изгибов, которые перемешиваются друг с другом, как показано на рис. G. Эти точечные тоны можно сделать гораздо более темными тем же способом, что и линейные тоны: сделать точки более темными, а белые промежутки между ними уменьшить. Это показано в нижнем правом углу обоих квадратов.
Манипуляции с материалами для рисования
Угол наклона мольберта — это тот элемент рисования пером, который каждый художник должен выбрать себе по вкусу самостоятельно. Так же как и в случае рисования карандашом, гораздо легче рассмотреть и оценить работу, если держать ее под углом, «запрокинув наверх дальнюю часть», но этот угол не должен быть слишком большим, иначе тушь перестанет стекать с пера на бумагу. Если наклон поверхности слишком большой, то перо будет расположено почти горизонтально, что не даст туши свободно стекать. Работать таким образом сложно и неудобно.
Держите перо также, как и карандаш. Особенное внимание уделите тому, чтобы не сжимать его слишком сильно. Не прижимайте его слишком сильно к большому пальце и не напрягайте запястье. Эти рекомендации при рисовании тушью даже более важны, чем при рисовании карандашом, потому что здесь вам нужно делать более широкие, тонкие, различные или «опухшие» (об этом — далее) линии. Держите руку ближе к краю линии, которую собираетесь провести, не прямо по центру. Если нужна более тонкая линия, поверните перо немного боком, для жирной — держите его прямо, так как довольно сложно нажимать на кончик пера, расширяя его, если держать его боком к бумаге. Для коротких линий сместите руку к основанию держателя, туда, ближе к перу; при рисовании длинных линий держитесь за конец ручки. И не пытайтесь сделать слишком длинную линию одним движением. Максимум для человека без обширной практики — где-то 4 см.
Легче всего рисовать линии, начинающиеся в верхнем правом углу листа и идущие в нижний левый угол. Самые сложные — те, что начинаются в верхнем левом углу и кончаются в нижнем правом. Чтобы успешно нарисовать последние, вам придется перевернуть лист бумаги. Не пробуйте рисовать «назад», иначе перо будет брызгать чернилами или точки могут смазаться или перекреститься.
Практика рисования линий
Первое, что следует практиковать при работе с пером прежде всего, — это ровность и резкость линий и изгибов. Когда добьетесь этого, начинайте рисовать две параллельные линии, как на рис. А.
Потом попробуйте провести 6–7 параллельных линий, чтобы они вместе образовали тон, как на рис. B
Это первый шаг на пути к рисованию тонов тушью и требуется значительное количество практики, чтобы линии туши следовали одна за другой так ровно и четко, чтобы образовать единый тон. Все линии должны быть одинаковой толщины и равноудалёнными друг от друга, чтобы белые линии в промежутках тоже были одинаковой ширины. Занимаясь работой такого типа, или, вообще-то любой работой пером и тушью, внимательно следите за тем, чтобы рисовать по направлению к себе, потому что перья не работают ни в каком другом направлении. Поворачивайте свой рисунок в любом направлении так, чтобы вам было удобно проводить линии.
Как сделать так, чтобы две линии пером выглядели как одна
Как говорилось выше, не рекомендуется пытаться рисовать длинные линии одним штрихом. Если вообще нужно, чтобы линия была длинной, тогда нужно поднять перо, продвинуть руку вперед, а потом продолжить первую линию второй. Однако вторая линия должна точно совпасть с концом первой — без изломов, капель или каких-либо других признаков прерывания. Это дело практики, и причем длительной. Никто не сможет нарисовать таким образом длинную линию с первого раза, или даже с десятого без каких-то признаков, указывающих на остановку. И не следует даже ожидать этого.
Не используйте линейку при рисовании комиксов и иллюстраций
Может появиться вопрос о том, к чему преодолевать такие сложности, если прямую линию или даже серию линий можно нарисовать при помощи линейки или прямого края. Это, конечно же, можно сделать, но это плохая идея. Даже ограничивающие линии часто рисуются от руки, без линейки, потому что есть разница в том, как это выглядит. Линия, проведенная по линейке, имеет неприятный, механический вид. Тон, состоящий из линий, проведенных по линейке, кажется тяжелым, невыразительным и даже машинным. Первая линия на рис. А проведена при помощи линейки, остальные — без. Разницу между ними можно легко заметить. Да, первая линия четкая и прямая, но ей не хватает «человечности» и у нее уже нет того уникального характера. Шесть тонов, нарисованных от руки шестью разными художниками будут выглядеть по-разному. Шесть тонов, нарисованные по линейке будут выглядеть одинаково. Нельзя пользоваться линейкой и вместе с тем выразить свою личность.