Что нарисовал рафаэль санти

Новое в блогах

Самые известные картины Рафаэля Санти

Честно признаюсь, что боялся писать миниатюру о Рафаэле Санти.

Поэтому с облегчением вздохнул, найдя в интернете достойную его творчества статью.

Которую решил вам представить.

За свою короткую, но яркую жизнь Рафаэль Санти сотворил множество шедевров, равным которым до сих пор нет. Он был последователем художников Перуджино, Леонардо да Винчи, Микеланджело, но, в конце концов достиг совершенства и неподражаемой реалистичной манеры в живописи. Мы знаем о великом множестве картин Рафаэля, но постараемся среди них выбрать самые известные и красивые работы.

20 самых потрясающих работ Рафаэля Санти:

«Донна Велата» (1516)

Что нарисовал рафаэль санти

Рафаэль был на пике своего творчества, когда написал портрет «Донна Велата» или «Дама с вуалью». Ему было всего 32 года.

Маргарита Лути, обычная девушка, дочь булочника изображена художником с огромным трепетом и любовью, так как именно она была его смыслом жизни. Рафаэль был так влюблён в девушку, что предложил её отцу огромный денежный выкуп — более 3 000 дукатов. Форнарина, так звал свою жену Рафаэль, что означает «булочка». Супруги были счастливы. А через 6 лет Рафаэль скоропостижно скончался. Маргарита не приняла огромное наследство мужа и ушла в монастырь, где слыла до конца своих дней его вдовой.

Маргарита на портрете изображена в одежде нежно-бежевых и розовых тонов, голова, как у замужней дамы под покрывалом. Влюблённый Санти передал красоту и спокойный характер своей жены в утончённой изящной позе. Лицо Маргариты нежное, как персик, глаза — прекрасные, огромные, святятся счастьем. Красивая шея и причёска украшена драгоценностями. На портрете Маргарита изображена как изысканная драгоценность, и восхищение мастера своей моделью передаётся зрителю.

«Преображение» (1516–1520)

Что нарисовал рафаэль санти

«Преображение» Рафаэль начал писать для алтаря Нарбоннского собора, по просьбе кардинала Джулио Медичи, но не завершил её, так как внезапно умер от неизвестной болезни. Картину дописал художник Джулио Романо.

Сюжет основан на Евангельском сюжете, когда Иисус Христос решил открыть свою сущность ученикам. С небес апостолы услышали глас Божий, что Христос его истинный Сын.

После этого Иисус спустился с апостолами с горы, и к нему обратился несчастный отец с просьбой излечить сына от вселившегося в него дьявола.

Рафаэль изобразил Иисуса парящим над всеми, что является символом его Божественности. Чуть ниже, в середине полотна — Апостолы ожидают Христа, а внизу собрались люди, в ожидании чуда исцеления. Верхняя светлая и воздушная часть картины была написана Рафаэлем, а нижняя часть более тёмная другим человеком. Здесь видна рука мастера, писавшего в абсолютно другой манере.

Сикстинская мадонна (1512)

Что нарисовал рафаэль санти

Рафаэль писал образ Марии и Христа много раз, но эта работа, предназначенная для алтаря капеллы Сикста II, стала настоящим шедевром. Образ Мадонны Санти написал со своей жены Маргариты (Форнарины). Прекрасное одухотворённое лицо отображает вселенскую грусть, и боль матери, предчувствующей самопожертвование сына и его гибель во спасение всего человечества. В верхней части картины в окружении бесплотных ангелов идёт Мария, нежно держа на руках своё самое дорогое — младенца Иисуса.

Малыш изображён пышущим здоровьем, со слегка растрёпанными волосами. Его ангельская внешность контрастирует с умными не по возрасту глазами, как будто он уже знает всё о своём предназначении. У ног Марии склонились Сикст II и великомученица Варвара. Внизу у края полотна, как бы выглядывая из окна, смотрят вверх беззаботно два озорных ангела. Они не вмешиваются в происходящее, так как знают за ранее, что ожидает Марию и её дитя.

Станцы (1508–1517)

Что нарисовал рафаэль санти

Роспись (фрески) дворцовых помещений Ватикана, выполненная мастером вместе со своими учениками, называется Станца делла Сеньятура (так называемая комната Подписей). Стены этой комнаты украшают фрески «Афинская школа», «Диспута», «Правосудие» и «Парнас». Одними из самых знаменитых являются фрески «Афинская школа» и «Диспута». О них вы сейчас и узнаете.

«Афинская школа» (1508)

Что нарисовал рафаэль санти

Рафаэль Санти был очень знаменитым живописцем среди своих современников и в 1508 году по просьбе папы Юлия II отправился в Рим для росписи парадных помещений Ватикана. Одной из фресок из Станцадела Сеньятура, является фреска, представляющая философию. Она называется «Афинская школа» и изображает ведущих мыслителей со времён Древней Греции. На восходящих ступенях Афинской школы под огромными сводами в центре изображены Платон и Аристотель. Платон указывает на небо, а Аристотель на землю, связывая воедино небесное и земное пространство.

Сократ беседует с Александром Македонским, слева внизу Пифагор в кругу учеников разгадывает теорему. Санти также изобразил великого современника Микеланджело в образе Гераклита. Евклид чертит циркулем чертёж.

На фреске Рафаэль изобразил более 50 фигур. Ступени изображённого здания поднимаются ввысь, отождествляя собой периоды развития философии и различных наук.

Фреска «Диспут» (1509–1510)

Что нарисовал рафаэль санти

В центре композиции — Святая Троица. Бог Отец, Иисус Христос и Дух Святой в виде голубя. Рядом с Христом сидят его мать Мария и Иоанн Креститель, и далее на облаке восседают святые Пётр, Павел и другие персонажи Евангелия. Внизу фрески учёные, философы и понтифики церкви ведут богословский диспут.

Фреска «Парнас» (1511)

Что нарисовал рафаэль санти

Сначала эта фреска имела название «Поэзия», несколько позже она стала называться «Парнас» она располагается между фреской «Афинская школа» и «Диспутой». Поэзия высоко ценилась в эпоху Высокого Возрождения, и считалась божественным искусством. На холме в центре фрески изображён Аполлон, играющий современном музыкальном инструменте — лире да браччо, которой ещё не было в Древней Греции. Этим Рафаэль передал преемственность культур. Вокруг Аполлона музы и поэты Гомер и Микеланджело, которого Санти тоже приписал к великим поэтам.

«Обручение девы Марии» (1504)

Что нарисовал рафаэль санти

«Обручение девы Марии» — самая почитаемая работа художника. Она является логическим переходом от манеры живописи школы Перуджино к манере, которая возвысит мастерство Рафаэля и станет вехой в эпохе Великого Возрождения.

Рафаэль вдохновился композициями фресок своего учителя Перуджино. Подписав это полотно, Санти, уже как истинный мастер, уверенно заявил о себе всему миру.

Основными персонажами картины являются Дева Мария и обручник Иосиф, который надевает ей на палец обручальное кольцо. Пару окружают свидетели происходящего. Цветущий посох в руке Иосифа означает, что Мария избрана Богом. Посохи других женихов, которые стоят поодаль, остаются прежними, и их в отчаянии ломают.

Это одна из самых знаменитых картин Рафаэля. Цветовая гамма очень спокойная, в ней преобладают коричневая и жёлтая тональность. Яркое красное платье Марии означает кровь Христа, а синяя накидка — её непорочность.

«Триумф Галатеи» (1512)

Что нарисовал рафаэль санти

«Триумф Галатеи» — фреска, написанная Рафаэлем для зала пиршеств банкира из Сиены Агостино Киджи. Она изображает нимфу спокойствия водной глади Галатею, которая летит по волнам, стоя на раковине, запряжённой дельфинами. Её окружают тритоны, наяды и другие сказочные морские персонажи. Над ними кружат амуры, целясь во все стороны своими стрелами. Изысканная фреска насыщена радостью и весельем.

«Прекрасная садовница» (1507)

Что нарисовал рафаэль санти

«Прекрасная садовница» Рафаэля изображает Деву Марию и двух младенцев — её сына Иисуса и Иоанна Крестителя. Прелестная юная Мария — воплощение женственности, материнства и безграничной любви. Она обращена к Иисусу, слегка склонившись над ним. Маленький Иисус также весь поглощён своей матерью, он доверительно прижался к ней, и она поддерживает его за руку и плечи. Идиллия взаимопонимания матери и младенца подчёркнута их нежными взглядами. Маленький Иоанн склонился перед Иисусом. В его руках крест, как символ распятия.

«Три грации» (1504)

Что нарисовал рафаэль санти

Предположительно «Три грации» Санти написал в возрасте 17 лет. Что натолкнуло Рафаэля написать такую сложную картину в столь раннем возрасте? Санти рано остался без матери, и его всегда притягивал чистый образ Мадонны, как символ молодости и материнства. Создавая «Три грации», Рафаэль соединил воедино образ античных богинь и лик непорочной Мадонны, так как грации были символом юности, любви и непорочности.

Три грации, отождествлявшие эти прекрасные возвышенные качества, назывались Красотой, Любовью и Невинностью. Девушки, изображённые на картине, молоды и прекрасны, их лица светятся чистотой и добротой. Они нежно держатся друг за друга и у каждой в руке золотые сферы — символ легендарных яблок совершенства, добытых Гераклом. Центральная фигура одной из граций повёрнута к зрителю спиной, две крайние фигуры — лицом к зрителю, но их взоры направлены в разные стороны. Эта ранняя картина Рафаэля является одной из первых ступеней на пути к безупречному совершенству.

«Портрет графа Бальдассаре Кастильоне» (1515)

Что нарисовал рафаэль санти

Граф Бальдассаре — итальянский дипломат и писатель, был послом герцога Урбинского, служил при дворе у короля Франции Людовика XII. Его авторству принадлежит популярная в те времена книга «Диалоги о придворном», описывающая изысканные обычаи и беседы при образованном Урбинском дворе. Рафаэль изобразил графа как очень достойного и умного человека, как цельную натуру. Портрет написан в тёмных коричневых тонах, и только цвет голубых глаз привлекает к себе внимание. Этот уверенный и спокойный взгляд магическим образом притягивает к себе зрителя.

«Положение во гроб» (1507)

Что нарисовал рафаэль санти

Среди итальянской знати была традиция, в честь какого-либо трагического события, заказывать у именитых художников картины с евангельским сюжетом. Такой была и картина «Положение во гроб», которую заказала Аталанта Баглиони в память о погибшем сыне. Известно множество рисунков и набросков, выполненных Рафаэлем перед началом работ.

В результате такого титанического труда на свет появилась картина с безупречной композицией. Она представляет собой две группы людей, разделённых двумя воображаемыми линиями, которые расходятся в разные стороны. Женщины, сопровождающие Богородицу, наклонены вправо, мужчины, несущие тело Христа — влево. Христос изображён в самом центре. Его идеальное атлетическое тело напоминает Христа ос скульптуры «Пьетта» Микеланджело, так как в то время художник находился под огромным впечатлением от творчества этого титана скульптуры и живописи.

Форнарина (1520)

Что нарисовал рафаэль санти

Картина написана маслом на деревянной доске. В этой работе принимали участие и ученики художника. Картина изображает полуобнажённую молодую женщину в изысканном головном уборе. Моделью была жена Рафаэля, которую он нежно называл «Форнарина», что в переводе с итальянского означает «булочка». В действительности прекрасную жену художника звали Маргарита Лути. Санти не раз писал свою возлюбленную, она вдохновляла его и на более возвышенные образы, такие как Сикстинская Мадонна.

Фреска «Изгнание Элиодора» (1512)

Что нарисовал рафаэль санти

Сюжет этой фрески был заимствован из текстов Ветхого Завета. Военачальник сирийского царя Элиодор, пытался конфисковать из Иерусалимского храма, золото для бедных. За это Бог покарал его, наслав на него всадника в золотых доспехах. Фреска была аллегорией разгрома французских войск в папской области под началом папы Юлия II, который слыл не только прекрасным военачальником, но и щедрым меценатом. Эта фреска визуально напоминает фреску «Афинская школа». Композиционно она разделена на две равные части — левую и правую. В левой части Рафаэль изобразил своего покровителя папу Юлия II и толпу вдов и сирот, а в правой части — Элиодора, которого изгоняет из храма всадник на белом коне.

Прекрасно выстроенная перспектива композиции передаёт глубину пространства, в точке схождения всех её линий изображена минора, указывающая на то, что это — Второй Храм в Иерусалиме. Величие места происходящего события подчёркивает богатая роспись сводов.

«Битва святого Георгия с драконом» (1504–1505)

Что нарисовал рафаэль санти

Покинув Перуджу, молодой Рафаэль отправился во Флоренцию, где в окружении великих живописцев он черпал новые идеи и методы живописи. Картина «Битва святого Георгия с драконом» написана на дереве маслом и отождествляет переходный период от стиля умбрийской школы, которая отличалась линейностью, к стилю флорентийской школы. Санти потрясли работы Леонардо и Микеланджело, их реализм и глубокий смысл. Библейский сюжет на тему Георгия Победоносца был очень популярным, и Рафаэль не мог упустить шанс написать картину на эту тему. Белая лошадь св. Георгия топчет копытами дракона, а сам святой пронзает его своим копьём.

Святой Георгий изображён в средневековых латах и похож больше на рыцаря. Дракон изображён немыслимым сказочным чудовищем, соединившим в себе части различных птиц и животных. Картина предельно реалистична, пейзаж, на фоне которого происходит сражение, тщательно выписан, но он не забивает передний план. Его приглушённая коричнево-оливковая гамма прекрасно подчёркивает белизну коня и сияние лат всадника.

«Мадонна Грандука» (1505)

Что нарисовал рафаэль санти

«Мадонна Грандука» изображает самый популярный сюжет из Евангелия — Мадонну с младенцем. Она написана под большим влиянием работ
Мария одета в классическое для XVI века красное платье с чёрной каймой, на голову наброшено голубое покрывало. Эти цвета традиционные — красный цвет означает символ крови Христа, а голубой — непорочность Девы. Лицо Марии печально и спокойно одновременно. В руках она нежно держит младенца Иисуса, который похож на обычного ребёнка, пухленького и крепенького. В дальнейшем этот образ Рафаэль использовал и в других своих картинах, изображающих Мадонну с младенцем.

«Мадонна в кресле» (1515)

Что нарисовал рафаэль санти

«Мадонна в кресле» — одна из самых красивых картин эпохи Возрождения, изображающих Мадонну с младенцем. Моделью для картины Рафаэля опять послужила его любимая натурщица, подруга и жена Маргарита. Эта работа отражает величину и зрелость художника.

Круглая форма картины смягчает изображение, делает его уютным и домашним. Всё пространство полностью заполняют три фигуры — Мария, младенец Иисус и младенец Иоанн Креститель. Младенец Иисус занимает центральное место, уютно устроившись на руках матери. Мария крепко прижимает к себе сына, в то же время Иоанн Креститель взирает на Христа с мольбою. Яркие краски, в которых доминируют голубой, сочный красный, изумрудный и золотистая охра изумительно красиво смотрятся на тёмном фоне. И несмотря на то, что Мария выглядит как обычная земная женщина, обнимающая своё дитя, её нарядная одежда, её духовная возвышенная красота подчёркивают высокий статус Мадонны.

Портрет папы Юлия II (1512)

Что нарисовал рафаэль санти

Существуют два похожих портрета папы Юлия II, один из которых — оригинальное произведение Санти, а другой — копия портрета, выполненная учениками Рафаэля. Современники утверждали, что папа на портрете выглядит, как живой. Красная мантия папы римского смотрится очень контрастно на ярком зелёном фоне.

Лицо папы покрыто морщинами и обрамлено седой бородой, его взгляд задумчив и проницателен, но в целом фигура Юлия II ещё полна сил и энергии. Этот человек при жизни вёл активные военные кампании, но в то же время был потрясающим меценатом, поддерживающим творчество Леонардо, Микеланджело и Рафаэля. Через год после написания портрета папа Юлий II умер, но остался жить вечно на картине Рафаэля. Уникальный папа, покровитель искусства эпохи Высокого Возрождения.

Портрет молодого человека (1513–1514)

Что нарисовал рафаэль санти

Предположительно это автопортрет Рафаэля, так как лицо молодого человека очень похоже на единственный подтверждённый автопортрет художника. Очень красивый молодой человек сидит вполоборота к зрителю. Его длинные каштановые волосы небрежно спадают по плечам из-под лихо надетого берета. Уверенный взгляд, раскованная поза молодого человека говорит о том, что он знает себе цену.

Эту картину во время Второй мировой войны нацисты похитили из усадьбы князей Чарторыйских (Польша) и скрыли в неизвестном месте. Долго она считалась утраченной. Только спустя много лет польское правительство подтвердило, что картина находится в безопасности в частной коллекции.

Послесловие

Что нарисовал рафаэль санти

Творчество Рафаэля Санти является мировым достоянием человечества. Этот гениальный творец эпохи Великого Возрождения подарил нам, его потомкам неповторимые и прекрасные образцы живописи. Он был почитаем и своими современниками, которые после смерти художника написали на его надгробии, что природа при его жизни боялась быть побеждённой и боялась умереть после его смерти.

Автор: Marina Renzina

Что нарисовал рафаэль санти
источник

Источник

Рафаэль Санти

Что нарисовал рафаэль санти

Рафаэль Санти (Raffaello Santi) – итальянский художник, мастер графики и архитектурных решений, представитель умбрийской живописной школы эпохи Возрождения.

Биография

Рафаэль Санти появился на свет в три часа ночи в семье художника и декоратора 6 апреля 1483 г. в итальянском городе Урбино (Urbino). Он является культурным и историческим центром региона Марке (Marche) на востоке Италии. Поблизости от места рождения Рафаэля расположены курортные города Пезаро (Pesaro) и Римини (Rimini).

Родители

Отец будущей знаменитости, – Джованни Санти (Giovanni Santi) работал в замке урбинского герцога Федерико да Монтефельтро (Federico da Montefeltro), мать Марджи Чарла (Margie Charla) занималась домашним хозяйством.

Отец рано заметил способности сына к живописи и часто брал его с собой во дворец, где мальчик общался с такими известными художниками как Пьеро делла Франческа (Piero della Francesca), Паоло Уччелло (Paolo Uccello) и Лука Синьорелли (Luca Signorelli).

Школа в Перудже

В возрасте 8-ми лет Рафаэль лишился матери и отец привел в дом новую жену Бернардину (Bernardina), которая не проявляла любви к чужому ребенку. В возрасте 12 лет мальчик остался круглым сиротой, потеряв и отца. Попечители отправили юное дарование на обучение к Пьетро Ваннуччи (Pietro Vannucci) в Перуджу (Perugia).

До 1504 г. Рафаэль получал образование в школе Перуджино, с энтузиазмом изучая мастерство учителя и стараясь во всем ему подражать. Дружелюбный, обаятельный, лишенный заносчивости молодой человек всюду находил друзей и быстро перенимал опыт учителей. Вскоре его произведения невозможно стало отличить от работ Пьетро Перуджино (Pietro Perugino).

Первыми знаменитыми шедеврами Рафаэля стали картины:

В работах ярко прослеживается влияние Перуджино, собственный стиль Рафаэль начал создавать немного позже.

Во Флоренции

В 1504 году Рафаэль Санти переезжает во Флоренцию (Firenze), вслед за своим учителем Перуджино. Благодаря учителю, молодой человек познакомился с архитектурным гением Баччо д`Аньоло (Baccio d’Agnolo), выдающимся скульптором Андреа Сансовино (Andrea Sansovino), живописцем Бастиано да Сангалло (Bastiano da Sangallo) и своим будущим другом и протектором Таддео Таддеи (Taddeo Taddei). Значительное воздействие на творческий процесс Рафаэля оказала встреча с Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci). До наших дней сохранилась копия картины “Леда и лебедь” (“Leda and the Swan”) Леонардо да Винчи, принадлежащая Рафаэлю (уникальна тем, что сам оригинал не сохранился).

Под влиянием новых учителей Рафаэль Санти, во время проживания во Флоренции, создает больше 20 Мадонн, вкладывая в них свою тоску по недополученной от матери любви и ласке. Изображения дышат любовью, нежны и утонченны.

Что нарисовал рафаэль санти

В 1507 г. художник берет заказ от Аталанты Бальоне (Atalanta Baglióni), у которой погиб единственный сын. Рафаэль Санти создает картину “Положение во гроб” (La deposizione), последнюю работу во Флоренции.

Жизнь в Риме

В 1508 г. папа римский Юлий II (Iulius PP. II), в миру – Джулиано делла Ровере (Giuliano della Rovere) приглашает Рафаэля в Рим для росписи старого Ватиканского дворца. С 1509 г. и до конца дней художник занимается станцами, вложив в работу все свое умение, весь талант и все знания.

Когда умер архитектор Донато Браманте (Donato Bramante) папа римский Лев X (Leo PP. X), в миру – Джованни Медичи (Giovanni Medici), с 1514 г. назначает Рафаэля ведущим архитектором возведения Базилики Святого Петра (Basilica Sancti Petri), в 1515 г. он еще становится и хранителем ценностей. Молодой человек взял на себя ответственность за перепись и сохранность памятников Древнего Рима. Для Храма Святого Петра Рафаэль составил другой план и закончил строительство двора с лоджиями.

Другие архитектурные произведения Рафаэля:

Папа Лев X боялся, что французы могут переманить к себе талантливого художника, поэтому старался давать ему как можно больше работы, не скупясь также на подарки и похвалы. В Риме Рафаэль Санти продолжает писать Мадонн, не отходя от любимой тематики материнства.

Личная жизнь

Картины Рафаэля Санти принесли ему не только славу выдающегося художника, но и большие деньги. Он никогда не испытывал недостатка как во внимании монарших особ, так и в финансовых средствах.

Во время правления Льва X он обзавелся роскошным домом в античном стиле, построенном по собственному проекту. Однако, множественные попытки женить молодого человека со стороны его покровителей ни к чему не приводили. Рафаэль был большим поклонником женской красоты. По инициативе кардинала Биббиена (Bibbiena), художник был помолвлен с его племянницей Марией Довици Биббиена (Maria Dovizi da Bibbiena), но свадьба не состоялась, маэстро не желал связывать себя узами брака. Имя одной известной любовницы Рафаэля – Беатриче (Beatrice) из Феррары (Ferrara), но скорее всего, она была обыкновенной римской куртизанкой.

Единственной женщиной, которой удалось покорить сердце богатого ловеласа, стала Маргарита Лути (Margherita Luti), дочка булочника, прозванная Форнарина (La Fornarina).

Художник встретил девушку в саду Киджи (Chigi), когда искал образ для “Амура и Психеи”. Тридцатилетний Рафаэль Санти расписывал виллу Фарнезина (Villa Farnesina) в районе Трастевере в Риме, принадлежащую его богатому покровителю, а красота семнадцатилетней девушки как нельзя лучше подошла под этот образ.

Отец девушки за 50 золотых разрешил дочке позировать художнику, а впоследствии за 3000 золотых он позволил Рафаэлю забрать её с собой. На протяжении шести лет молодые люди жили вместе, Маргарита не переставала вдохновлять своего почитателя на все новые шедевры, среди которых:

После смерти Рафаэля юная Маргарита получила пожизненное содержание и дом. Но в 1520 г. девушка стала послушницей в монастыре, где впоследствии и умерла.

Смерть

Смерть Рафаэля оставила много загадок. По одной версии, утомленный ночными похождения художник вернулся домой в ослабленном состоянии. Врачи должны были поддержать его силы, но они сделали кровопускание, что погубило больного. По другой версии, Рафаэль простудился во время раскопок в подземных погребальных галереях.

6 апреля 1520 г. маэсто не стало. Его похоронили в Пантеоне (Pantheon) с подобающими почестями. Могилу Рафаэля можно увидеть во время индивидуальной экскурсии по достопримечательностям Рима на рассвете.

Мадонны

Подражая своему учителю Пьетро Перуджино (Pietro Perugino), Рафаэль написал галерею из сорока двух картин Богоматери с младенцем. Не смотря на разнообразие сюжетных линий, произведения объединены трогательной прелестью материнства. Недостаток материнской любви художник переносит на полотна, усиливая и идеализируя женщину, тревожно оберегающую ангелочка-младенца.

Первые Мадонны Рафаэля Санти созданы в стиле кватроченто (quattrocento), распространенному в период раннего Возрождения в XV веке. Образы скованы, сухи, человеческие фигуры представлены строго фронтально, взгляд неподвижен, на лицах спокойствие и торжественная отвлеченность.

Флорентийский период привносит в образы Богоматери чувства, проявляется тревожность и гордость за свое дитя. Усложняются пейзажи на втором плане, проявляется взаимодействие изображенных персонажей.

В более поздних римских работах угадывается зарождение барокко (barocco), чувства становятся сложнее, позы и жесты далеки от ренессансной гармоничности, пропорции фигур вытягиваются, наблюдается преобладание мрачных тонов.

Ниже приведены самые известные картины и их описания:

Сикстинская Мадонна

Сикстинская Мадонна (Madonna Sistina) – самое известное из всех изображений Богоматери размером 2 м 65 см на 1 м 96 см. Образ Мадонны взят с 17-летней Маргериты Лути (Margherita Luti), дочери пекаря и любовницы художника.

Что нарисовал рафаэль санти

Мария, спускаясь с облаков, несет на руках необыкновенно серьезного младенца. Их встречают папа Сикст II (Sixtus II) и святая Варвара. В нижней части картины два ангела, предположительно опирающиеся на гробовую крышку. У ангела слева одно крыло. Имя Сикст с латинского переводится как “шесть”, композиция состоит из шести фигур – три главные составляют треугольник, фоном для композиции служат лица ангелов в виде облаков. Холст создавался для алтаря базилики святого Сикста (Chiesa di San Sisto) в Пьяченце (Piacenza) в 1513 г. С 1754 г. работа выставлена в Галерее старых мастеров.

Мадонна с младенцем

Другое название картины, созданной в 1498 г. – “Мадонна из дома Санти” (“Madonna di Casa Santi”). Она стала первым обращением художника к образу Богоматери.

Фреска хранится в доме, где родился художник, на улице Рафаэля (via Raffaello) в Урбино. Сегодня здание носит название “Дом-музей Рафаэля Санти” (“Casa Natale di Raffaello”). Мадонна изображена в профиль, она читает книгу, установленную на подставку. На руках у нее спящий младенец. Руки матери поддерживают и нежно поглаживают ребенка. Позы обоих фигур естественны и непринужденны, настроение задает контраст темных и белых тонов.

Мадонна Грандука

Что нарисовал рафаэль санти

Мадонна Грандука (Madonna del Granduca) – самая таинственная работа Рафаэля, закончена в 1505 г. Её предварительный набросок четко обозначает наличие пейзажа на втором плане. Рисунок хранится в Кабинете набросков и этюдов в галерее Уффици (Galleria degli Uffizi), во Флоренции (Firenze).

Рентгеновский снимок готовой работы подтверждает, что изначально на картине присутствовал другой фон. Проведенный анализ краски указывает на то, что верхний слой на картину нанесен через 100 лет после ее создания. Предположительно, это мог сделать художник Карло Дольчи (Carlo Dolci), владелец “Мадонны Грандука”, предпочитавший темный фон религиозных образов. В 1800 г. Дольчи продает картину Герцогу Франциску III (François III) уже в том виде, в котором она сохранилась до нашего времени. Название “Грандука” Мадонна получает по имени этого же владельца (Grand Duca – Великий Герцог). Картина размерами 84 см на 56 см выставлена в галерее Палатине (Galerie Palatine) Палаццо Питти (Palazzo Pitti), во Флоренции.

Мадонна Бриджуотер

Что нарисовал рафаэль санти

Впервые сходство Мадонны Бриджуотер (Madonna Bridgewater) со своей женой Натальей Николаевной А. С. Пушкин заметил летом 1830 г., увидев копию картины, созданной в 1507 г. в витрине магазина книг на Невском проспекте. Это еще одна загадочная работа Рафаэля, где пейзаж на втором плане закрашен черной краской. Она долго путешествовала по миру, после чего герцог Бриджуотер (Duke of Bridgewater) стал ее владельцем.

Впоследствии наследники более ста лет хранили работу в имении Бриджуотеров в Лондоне (London). Во Вторую мировую войну светловолосая Мадонна перевезена в Национальную галерею (National Gallery of Scotland) в Эдинбурге (Edinburgh), где и выставлена сегодня.

Мадонна Конестабиле

Что нарисовал рафаэль санти

Мадонна Конестабиле (Madonna Connestabile) – финишная работа маэстро в Умбрии, написанная в 1502 г. До приобретения ее графом Конестабиле делла Стаффа (Conestabile della Staffa), она назвалась «Мадонной с книгой» (Madonna del Libro).

В 1871 г. Александр II выкупил ее у графа, чтобы подарить супруге. Сегодня это единственная работа Рафаэля, которая принадлежит России. Она выставлена в санкт-петербургском Эрмитаже.

Работа представлена в богатой раме, созданной одновременно с полотном. При переводе картины с дерева на холст в 1881 г. было обнаружено, что вместо книги Мадонна сначала держала при себе гранат – знак крови Христа. Во время создания Мадонны Рафаэль еще не владел техникой смягчения переходов линий – сфумато (sfumato), поэтому представил свой талант не разбавленным влиянием Леонардо да Винчи.

Мадонна Альба

Что нарисовал рафаэль санти

“Madonna d’Alba” создана Рафаэлем в 1511 г. по просьбе епископа Паоло Джовио (Paolo Giovio) во времена творческого зенита художника. Продолжительное время, до 1931 г. полотно принадлежало санкт-петербургскому Эрмитажу, впоследствии было продано в Вашингтон (Washington), США и сегодня выставляется в Национальной галерее искусств (National Gallery of Art).

Поза и складки одежды Богоматери напоминают скульптуры античности. Работа необычна тем, что ее обрамлением является круг диаметром 945 мм. Название “Альба” Мадонне досталось в XVII веке в память о герцогах Альба (одно время картина находилась во дворце Севильи (Sevilla), принадлежавшему наследникам Оливареса (Olivares)). В 1836 г. российский император Николай I купил ее за 14000 фунтов и приказал перевести с деревянного носителя на холст. При этом оказалась утрачена часть природы справа.

Мадонна в кресле

“Madonna della Seggiola” создана в 1514 г. и выставлена в галерее Палатина (Galerie Palatine) Палаццо Питти (Palazzo Pitti). Богоматерь одета в нарядную одежду женщин Италии XVI века.

Что нарисовал рафаэль санти

Мадонна двумя руками обнимает и крепко прижимает к себе сына, как будто чувствуя, что ему придется испытать. Справа на них взирает Иоанн Креститель в образе маленького мальчика. Все фигуры нарисованы крупным планом и фона для картины уже не требуется. Здесь нет строгости геометрических форм и линейных перспектив, зато есть бескрайняя материнская любовь, выраженная использованием красок теплых тонов.

Прекрасная садовница

Что нарисовал рафаэль санти

Большое полотно Рафаэля (1 м 22 см на 80 см) “Прекрасной садовницы” (La Belle Jardiniere), написанное в 1507 г., принадлежит к одним из самых ценных экспонатов парижского Лувра (Musée du Louvre).

Изначально картина называлась «Святая Дева в платье крестьянки» и только в 1720 г. искусствовед Пьер Мариетт (Pierre Mariette) решился дать ей другое название. Мария изображена сидящей в саду с Иисусом и Иоанном Крестителем. Сын тянет руку к книге и смотрит в глаза матери. Иоанн держит жезл с крестом и взирает на Христа. Над головами персонажей едва заметны нимбы. Умиротворение и спокойствие дарит бирюзовое небо с белыми облаками, озеро, цветущие травы и пухлые дети около доброй и нежной Мадонны.

Мадонна с щеглёнком

Mадонна с щеглёнком (Madonna del Cardellino) признана одной из наилучших творений Рафаэля, написана в 1506 г. Выставлена в галерее Уффици (Galleria degli Uffizi) во Флоренции.

Заказчиком картины стал друг художника, купец Лоренцо Нази (Lorenzo Nazi), он попросил, чтобы работа была готова к его свадьбе. В 1548 г. картина чуть было не затерялась, когда гора Сан-Джорджио (Monte San Giorgio) рухнула на дом купца и соседние дома. Однако, сын Лоренцо, Батиста (Batista), собрал все части картины из-под руин и отдал их на восстановление Ридольфу Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio). Он сделал все возможное, чтобы придать шедевру первоначальный облик, но следы повреждений полностью скрыть не удалось. На рентгеновском снимке видно 17 отдельных элементов, соединенных гвоздями, новую живопись и четыре вставки с левой стороны.

Малая Мадонна Каупера

Что нарисовал рафаэль санти

Малая Мадонна Каупера (Piccola Madonna Cowper) создана в 1505 г. и названа в честь графа Купера (Earl Cowper), в чьей коллекции работа находилась много лет. В 1942 г. подарена Национальной галерее искусств в Вашингтоне. Святая Дева, как и на многих других картинах Рафаэля, представлена в красных одеждах, символизирующем кровь Христа. Сверху, как символ невинности, добавлена синяя накидка. Хотя никто в Италии так не ходил, Рафаэль изображал Богоматерь именно в таких одеждах. Главный план занимает отдыхающая на скамье Мария. Левой рукой она обнимает улыбающегося Христа. Позади видна церковь, напоминающая храм Сан-Бернардино (Chiesa di San Bernardino) в Урбино, на родине автора картины.

Портреты

В коллекции Рафаэля не очень много портретов, он рано ушел из жизни. Среди них можно выделить ранние произведения, выполненные в флорентийский период и работы зрелой поры, созданные во время проживания в Риме с 1508 г. по 1520 г. Художник много рисует с натуры, всегда четко обозначая контур, добиваясь наиболее точного соответствия образа оригиналу. Авторство многих работ подвергается сомнению, среди других возможных авторов указываются: Пьетро Перуджино, Франческо Франча (Francesco Francia), Лоренцо ди Креди (Lorenzo di Credi).

Портреты, созданные до переезда во Флоренцию

Портрет мужчины

Что нарисовал рафаэль санти

Работа маслом на дереве (45 см на 31 см), выполненная в 1502 г. выставлена в римской галерее Боргезе (Galleria Borghese).

До XIX в. авторство портрета приписывалось Перуджино, но последние исследования указывают на принадлежность шедевра кисти раннего Рафаэля. Возможно, это изображение одного из герцогов, современников художника. Струящиеся локоны волос и отсутствие дефектов лица несколько идеализируют образ, это не соответствовало реалистичности художников севера Италии того времени.

Портрет Елизаветы Гонзага

Что нарисовал рафаэль санти

Портрет Елизаветы Гонзага (Elisabetta Gonzaga), 1503 года создания размером 52 см на 37 см выставлен в галерее Уффицы.

Елизавета приходилась сестрой Франческо II Гонзаге (Francesco II Gonzaga) и супругой Гвидобальдо Монтефельтро (Guidobaldo da Montefeltro). Лоб женщины украшает подвеска скорпион, прическа, одежда изображены по моде современников автора картины. По предположению искусствоведов, портреты Гонзага и Монтефельтро частично были выполнены Джованни Санти. Елизавета была дорога Рафаэлю потому, что занималась его воспитанием, когда тот остался сиротой.

Пoртрeт Пьетро Бембо

Что нарисовал рафаэль санти

Портрeт Пьетро Бембо (Pietro Bembo) – одна первых работ Рафаэля 1504 г., представляет юного Пьетро Бембо, ставшего кардиналом, практически двойником художника.

На изображении длинные волосы юноши мягко ниспадают из-под красной шапочки. Руки сложены на парапете, в правой ладони зажат листок бумаги. Рафаэль первый раз повстречался с Бембо в замке урбинского герцога. Портрет маслом по дереву (54 см на 39 см) выставлен в Музее изобразительных искусств (Szépművészeti Múzeum) в Будапеште (Budapest), Венгрия.

Портреты флорентийского периода

Донна Гравида

Что нарисовал рафаэль санти

Портрет беременной женщины Донна Гравида (La donna gravida) исполнен в 1506 г. маслом на холсте размером 77см на 111 см и хранится в Палаццо Питти.

Во времена Рафаэля женщин, вынашивающих ребенка, изображать было не принято, но портретист писал близкие его душе образы без оглядки на догмы. Тема материнства, проходящая через всех Мадонн отражалась и в изображениях мирских обывателей. Искусствоведы полагают, что это могла быть женщина семьи Буфалини Чита ди Кастелло (Bufalini Città di Castello) или Эмилия Пиа да Монтефельтро (Emilia Pia da Montefeltro). На принадлежность к богатому сословию указывает модный наряд, украшения на волосах, кольца с драгоценными камнями на пальцах и цепь на шее.

Портрет дамы с единорогом

Что нарисовал рафаэль санти

Портрет дамы с единорогом (Dama col liocorno) маслом по дереву 65 см на 61 см, написанный в 1506 г. выставлен в галерее Боргезе.

Предположительно, для образа позировала Джулия Фарнезе (Giulia Farnese), тайная любовь папы Александра VI (Alexander PP. VI). Работа интересна тем, что во время многочисленных реставраций образ дамы был многократно изменен. На рентгеновском снимке вместо единорога просвечивается силуэт собаки. Возможно, работа над портретом прошла несколько этапов. Рафаэль мог быть автором торса фигуры, пейзажа и неба. Джованни Сольяни (Giovanni Sogliani) мог дорисовать колонны по бокам лоджии, руки с рукавами и собаку. Еще один более поздний слой краски увеличивает объем прически, изменяет рукава и дорисовывает собаку. Через несколько десятков лет собака становится единорогом, переписываются руки. В 17-м веке дама становится святой Екатериной в плаще.

Автопортрет

Автопортрет (Autoritratto) размером 47,5 см на 33 см, исполненный в 1506 г. хранится в галерее Уффици, Флоренция.

Работа долгое время принадлежала кардиналу Леопольду Медичи (Leopoldus Medices), с 1682 г. вошла в коллекцию галереи Уффици. Зеркальное изображение портрета нанесено Рафаэлем на фреску “Афинская школа” (“Scuola di Atene”) в главной зале Ватиканского дворца (Апостольского дворца ( Palazzo Apostolico)). Художник изобразил себя в скромном черном одеянии, украсив его лишь небольшой полоской белого воротничка.

Портрет Аньоло Дони, портрет Маддалены Дони

Что нарисовал рафаэль санти

Портрет Аньоло Дони и портрет Маддалены Дони (Portrait of Agnolo Doni, Portrait of Maddalena Doni) написаны маслом по дереву в 1506 г. и прекрасно дополняют друг друга.

Аньоло Дони был богатым торговцем шерстью и заказал написать себя и свою молодую жену (в девичестве Строцци (Strozzi)) сразу после их свадьбы. Образ девушки создан по подобию “Моны Лизы” (“Mona Lisa”) Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci): тот же поворот корпуса, то же положение рук. Тщательная прорисовка деталей одежды и украшений указывают на богатство пары.

Что нарисовал рафаэль санти

Рубины символизируют процветание, сапфиры – чистоту, жемчужная подвеска на шее Маддалены – девственность. Ранее обе работы соединялись вместе шарнирами. С середины 20-х гг. XIX в. потомки семьи Дони передают портреты Палаццо Питти.

Немая

Картина Немая (La Muta) маслом на холсте размером 64 см на 48 см выполнена в 1507 г. и выставлена в Национальной галерее Марке (Galleria nazionale delle Marche) в Урбино.

Что нарисовал рафаэль санти

Праобразом изображения считается Елизавета Гонзага (Elisabetta Gonzaga), супруга герцога Гвидобальдо да Монтефельтро (Guidobaldo da Montefeltro). По другой версии, это могла быть сестра герцога Джованна (Giovanna). До 1631 г. портрет находился в Урбино, впоследствии его перевезли во Флоренцию. В 1927 г. работа вновь возвращена на родину художника. В 1975 г. картину похитили из галереи, через год ее обнаружили в Швейцарии.

Портрет молодого человека

Что нарисовал рафаэль санти

Портрет молодого человека (Portrait of a Young Man) маслом по дереву (35 см на 47 см), написанный в 1505 г. выставлен во Флоренции, в Уффици.

Представленный на изображении Франческо Мария делла Pовере (Francesco Maria della Rovere) был cыном Джованни дeлла Pовере (Giovanni Della Rovere) и Джулиaны Фeльтрии (Juliana Feltria). Дядя назначил юношу в 1504 г. своим наследником и незамедлительно заказал этот портрет. Юноша в красном одеянии представлен на скромной природе севера Италии.

Портрет Гвидобальдо дa Mонтефельтро

Что нарисовал рафаэль санти

Портрет Гвидобальдo да Mонтефельтро (Ritratto di Guidоbаldо da Montefeltro) маслом по дереву (69 см на 52 см) исполнен в 1506 г. Работа хранилась в замке герцогов Урбинских (Palazzo Ducale), после чего была перевезена в город Пезаро (Pesaro).

В 1631 г. картина вошла в коллекцию жены Фердинандо II Медичи (Ferdinando II de Medici), Виктории делла Ровере (Vittoria della Rovere). Монтефельтро в черном одеянии помещен в центр композиции, которую обрамляют темные стены комнаты. Справа изображено открытое окно с природой за ним. Неподвижность и аскетичность изображения долго не позволяли признать автором картины Рафаэля.

Станцы Рафаэля в Ватикане

Cтанца делла Cеньятура

Дословный перевод “Stanza della Segnatura” звучит как “кoмната пoдписи”, её единственную не переименовали по теме исполненных фресок.

Что нарисовал рафаэль санти

Рафаэль трудился над ее росписью с 1508 г. по 1511 г. В помещении монаршие особы ставили подписи на важные бумаги и тут же была библиотека. Это 1-я станца из 4-х, над которыми работал Рафаэль.

Фреска “Афинская школа”

Что нарисовал рафаэль санти

Второе название “Scuola di Atene”, лучшей из созданных фресок, – “Философские беседы” (“Discussioni filosofiche”). Главная тема – спор Аристотеля (Aristotels) с Платоном ((Platon), написанным с Леонардо да Винчи) под сводами фантастического храма, призвана отражать философскую деятельность. Длина по основанию составляет 7 м 70 см, в композицию помещено более 50 персонажей, среди которых Гераклит ((Heraclitus), написан с Микеланджело), Птолемей (( Ptolemaeus), автопортрет Рафаэля), Сократ (Sokrates), Диоген (Diogen), Пифагор ( Pythagoras), Эвклид ((Evklid), написан с Браманте), Зороастр (Zoroastr) и другие философы и мыслители.

Фреска “Диспута”, или “Спор о святом причастии”

Что нарисовал рафаэль санти

Размер “Спора о святом причастии” (“La disputa del sacramento”), символизирующего теологию, 5 м на 7 м 70 см.

На фреске небесные жители ведут богословский диспут с земными смертными (фра Беато Анджелико (Fra Beato Angelico), Августин Блаженный (Augustinus Hipponensis), Данте Алигьери (Dante Alighieri), Савонарола (Savonarola) и другими). Четкая симметрия в работе не угнетает, наоборот, благодаря Рафаэлевскому дару организации, представляется естественной и гармоничной. Ведущая фигура композиции – полукруг.

Фреска “Мудрость. Умеренность. Сила”

Что нарисовал рафаэль санти

Фреска “Мудрость. Умеренность. Сила” (“La saggezza. La moderazione. Forza”) размещена на стене, прорезанной окном. Другое название работы, прославляющей законодательство светское и церковное, “Юриспруденция” (Giurisprudenza).

Под фигурой Юриспруденции на потолке, на стене над окном расположены три фигуры: Мудрость, смотрящая в зеркало, Сила в шлеме и Умеренность с поводьями в руке. Слева сбоку от окна изображен император Юстиниан (Iustinianus) и стоящий перед ним на коленях Трибониан (Tribonianus). Справа сбоку от окна изображение папы Григория VII (Gregorius PP. VII), вручающего постановления римских пап адвокату.

Фреска “Парнас”

Что нарисовал рафаэль санти

Фреска “Парнас” (“he Parnassus”) или “Аполлон и музы” (“Apollo and the Muses”) расположена на стене напротив “Mудрости. Умеренности. Cилы” и изображает древних и современных стихотворцев. В середине изображения древнегреческий Аполлон с ручной лирой в окружении девяти муз. Справа находятся: Гомер (Homer), Данте (Dante ), Анакреон (Anakreon), Вергилий (Vergilius), справа – Ариосто (Ariosto), Гораций (Horatius), Теренций (Terentius), Овидий (Ovidius).

Cтанцaди Элиoдоро

Что нарисовал рафаэль санти

Темой для росписи Станци ди Элиодоро (Stаnza di Eliodoro) выбрано заступничество высших сил за Церковь. Зал, работа над которым шла с 1511г. по 1514 г., получил название по одной из четырех фресок, нанесенных Рафаэлем на стену. Лучший ученик мастера, Джулио Романо (Giulio Romano), помогал учителю в работе.

Фреска “Изгнaниe Элиoдoра из Храма”

Что нарисовал рафаэль санти

Фреска “Cacciata di Eliodoro dal tempio” изображает легенду, по которой верный слуга царской династии Селевкидов (Seleukid) военачальник Элиодор был послан в Иерусалим (Jerusalem), чтобы забрать из храма Соломона казну вдов и сирот.

Когда он зашел в зал храма, увидел мчащегося разъяренного коня со всадником ангелом. Конь принялся топтать копытами Элиодора, а спутники всадника, тоже ангелы, несколько раз ударили грабителя плеткой. Папа Юлий II представлен на фреске сторонним наблюдателем.

Фреска “Месса в Больсене”

Что нарисовал рафаэль санти

Над фреской “Месса в Больсене” Рафаэль Санти работал один, не привлекая помощников. Сюжет изображает чудо, случившееся в храме Больсена. Священник немец собирался начать обряд причастия, в глубине души не веруя в его истину. Тогда из облатки (лепешки) в его руках потекли 5 струек крови (2 из них – символ пробитых Христовых рук, 2 – ступней, 1 – кровь из раны пробитого бока). В композиции звучат нотки столкновения с немецкими еретиками XVI века.

Фреска “Изведение апостола Петра из темницы”

Что нарисовал рафаэль санти

Фреска “Изведение апостола Петра из темницы” (“la Delivrance de Saint Pierre”) также работа полностью Рафаэля. Сюжет взят из “Деяний апостолов”, изображение разделено на 3 части. В центре композиции изображен сияющий апостол Петр, заключенный в мрачную камеру темницы. Справа Петр с ангелом выходят из заточения, пока стражники спят. Слева третье действие, когда охрана просыпается, обнаруживает пропажу и поднимает тревогу.

Фреска “Bстреча Льва I Bеликого с Aттилой”

Значительная часть работы “The Meeting between Leo the Great and Attila” шириной более 8 м выполнена учениками Рафаэля.

Лев Великий имеет облик папы Льва X. По сказанию, когда предводитель гуннов подошел к стенам Рима, Лев Великий отправился на встречу с ним вместе с другими членами делегации. Своим красноречием он убедил захватчиков отказаться от намерений напасть на город и уйти. По легенде, Аттила увидел позади Льва священнослужителя, угрожавшего ему мечом. Это мог быть апостол Петр (или Павел).

Cтанца дeль Инчeндио ди Бoрго 1514-1517 гг.

Что нарисовал рафаэль санти

Станца “Stanza dell’Incendio di Borgo” – финишная зала, над которой трудился Рафаэль с 1514 г. по 1517 г.

Помещение получило название в честь главной и лучшей фрески Рафаэля Санти “Пожар в Борго” (“Fire in the Borgo”) кисти маэстро. Над остальными картинами работали его ученики по заданным рисункам.

Фреска “Пoжaр в Борго”

Что нарисовал рафаэль санти

В 847 г. в римском квартале Борго, прилегавший к ватиканскому дворцу, охватило пламя. Оно разрасталось, пока из Ватиканского дворца не появился Лев IV (Leo PP. IV) и не прекратил бедствие крестным знамением. На заднем плане изображен старый фасад собора Святого Петра. Слева наиболее удачная группа: атлетический юноша выносит старого отца на плечах из огня. Рядом пытается забраться на стену еще один юноша (предположительно, художник нарисовал самого себя).

Станца Константина

Что нарисовал рафаэль санти

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *