Что написать в самооценке 5 пример

Самооценка: что это такое, виды, уровни самооценки, примеры

Что написать в самооценке 5 пример

Самооценка: что это, виды и уровни самооценки

Вряд ли найдётся человек, которому не хочется быть хорошим в глазах окружающих. Чтобы его считали хорошим, надёжным другом, отличным семьянином, прекрасным сотрудником. Многим — это совершенно не безразлично. Такая уж человеческая сущность.

Ни для кого не секрет, что нас любят обсуждать окружающие. Поступки, внешность, слова, одежду, рост, вес и всё что угодно. Мило улыбаясь в лицо, можно в спину получить такую порцию негатива, что мурашки пробегут по коже. В течение всей своей жизни люди получают оценку своей личности со стороны окружения. На работе, улице, во дворе, в магазине — везде где угодно.

«Самооценка» — это такой уровень понимания личности себя и своих возможностей, отрицательных и положительных качеств, адекватное восприятие своей личности. При этом индивидуум вполне отдаёт себе отчёт, что он не совершенен и обладает рядом негативных характеристик.

На практике можно найти взаимосвязь между самовосприятием и степенью любви к самому себе. Подмечено, что чем больше мы себя уважаем и любим, то тем правдивей и выше наша самооценка.

Также может существенно влиять уровень интеллекта. Психически больные, наркоманы, алкоголики, люди без определённого места жительства могут вообще ничего о себе не думать. Им не до психологического анализа своего поведения и глубокого портрета своих моральных качеств.

Что написать в самооценке 5 пример

Она является крайне важным фактором, который существенно влияет на личную жизнь человека. Те, кто уверен в своих силах, верят в достоинства — могут добиться значительных успехов в карьере.

А если чувствуют стыд и вину за свои поступки, неоправданно стеснительны и мнительны, то эти черты помешают самореализации и достижению успехов. Всё начинает формироваться с раннего детства, но имеет склонность к изменению с возрастом.

Виды самооценки личности и психология

Учёные психологи различают 3 вида самооценок.

Предлагаем Вашему вниманию коротенькое видео на нашу сегодняшнюю тему:

При заниженной люди относятся к себе крайне отрицательно. Они не удовлетворены тем, каким образом складывается их жизнь.
К внешним признакам можно отнести:

Самое интересное, что у них хорошие объективные данные, присутствует большой потенциал, но боязнь ошибиться не даёт возможность проявить себя с лучшей стороны.

Что написать в самооценке 5 пример

Низкая является самым нежелательным уровнем, который не позволит добиться результаты и не позволит построить успешные отношения.

Выдают следующие признаки:

Врачи назвали подобное самобичевание «комплексом самозванца». Даже добившись определённых успехов, такой человек припишет всё случайности. Будет утверждать, что его заслуг в этом нет.

Что написать в самооценке 5 пример

Самой большой удачей можно считать нормальную. Люди любят себя и уважают. Полностью знакомы в плюсами и минусами. Пользуются своими достоинствами, а недостатки стараются исправить.

К внешним заметным признакам можно отнести:

Если человек имеет свойство нормально оценивать себя, то ему гораздо спокойно, легче т гармонично живётся. Перед ним открыты все возможности. Не проявит внезапное психическое и психосоматическое возбуждение. Нет чувства вины, много друзей, полное осознание ошибок, которые легко исправляет.

Завышенная или высокая

Очень искажённое мнение о себе. Обычно сопровождается полным игнорированием недостатков и постоянным восхвалением достоинств. Оно гораздо лучше заниженного т.к. даёт возможность продвигаться вперед, а не махнуть на всё рукой.

К характеристикам можно отнести:

Им, в принципе, совершенно неинтересны другие люди. Весь мир крутится только вокруг него. Он не будет никого просить об услуге, а только приказывать.

Что влияет на формирование?

Принято считать, что самооценка возникает с детства. От слов и отношений родителей зависит многое. Ребёнок начинает понимать, что хорошее отношение к нему зависит от его поступков и манеры поведения. Затем продолжается с взрослением, и может претерпевать изменения в любую сторону.

В реальной жизни просто-таки необходимо повышать свою самооценку. Необходимо научиться любить себя, уважать положительные черты и менять плохие в лучшую сторону. Именно поэтому стоит всегда заниматься самообразованием, постоянно узнавать что-то новое, полезное.

Не помешают новые впечатления и приобретение свежих навыков. К таким личностям всегда тянутся люди, хотят пообщаться, научиться чему-то новому.

Научитесь не обращать внимания на комплименты и открытую лесть. Они нам только мешают реально оценивать ситуацию.

Не злоупотребляйте оправданиями. Попробуйте сами создавать себе весёлое настроение. Хвалите себя по любому поводу. Прощайте свои ошибки, но не повторяйте их снова.

Избавьтесь от общения с токсичными людьми. Они нас тянут вниз своими поступками и рассуждениями. Будьте здоровы!

Источник

Как создать изящно замаскированную систему демотивации персонала, работающую медленно, но верно (на примере Сбербанка)

В системе демотивации персонала Сбербанка есть два важных элемента – система (само)оценки 5+ и система обучения персонала. Автор хочет рассказать про обе эти части, как они работают на практике. Кому интересно — под кат.

Часть первая — система самооценки сотрудников 5+

С формальной точки зрения, обе системы должны повышать мотивацию персонала, а вторая ещё и повышать ценность сотрудника для банка. На самом деле, в системе самооценки персонала установлены жёсткие ограничения на число работников подразделения, которые могут одновременно получить оценку выше средней. Это приводит к демотивации персонала в ситуациях, когда на повышенную оценку результатов претендует больше людей, чем то крохотное число сотрудников, которому руководитель может её поставить. Вряд ли тот из сотрудников, кто остался без признания своих заслуг, и дальше будет работать с повышенной самоотдачей – а зачем? Уже работал, но не оценили. А в следующем квартале прошлые заслуги никому уже не будут интересны. Так смысл работать на износ / задерживаться хоть на минуту после окончания рабочего дня / выходить по выходным по просьбам коллег из соседних отделов – всё равно не оценят? В итоге банк получает экономию от уменьшения ФОТ, но несёт потери от демотивации и уменьшения вовлеченности сотрудников. Что выгоднее – вопрос спорный. Разумеется, существует крохотный процент людей, которые умудряются получить повышенную премию, и это и есть маскировка системы.

Помимо вышеописанных, у системы самооценки есть два следующих существенных недостатка:

Продолжая разбирать систему оценки персонала — очень интересно не работает внесенное недавно дополнение в систему новшество – теперь сотрудник должен оценить отдельно своё соответствие ценностям Сбербанка, и отдельно — свою результативность. Такая двойная оценка, в теории, должна позволять руководителям выявлять сотрудников с самыми разными сочетаниями соответствия ценностям и результативности, чтобы вовремя принять решение об увольнении / повышении / переобучении / дополнительной мотивации сотрудника. Но тогда зачем оценку соответствия ценностям включать в формулу расчёта премии? Ведь понятно, что никто не будет показывать соответствие ценностям ниже результативности, чтобы не потерять в деньгах.

Это не позволит выявить проблемы с низким соответствием сотрудника ценностям банка, в том числе вызванные демотивацией сотрудника. С другой стороны, руководитель может потребовать, и зачастую требует, от сотрудника обоснования повышенной самооценки соответствия ценностям или уравнивания обоих оценок, практически отсекая часть матрицы результативность / соответствие ценностям. В итоге, Герман, большинство матриц самооценки сводятся к одному-единственному варианту, не позволяя выявить существующие проблемы и возможности.

Также с точки зрения демотивации очень логично выглядит одновременно стартовавшие кампании — по увеличению вовлечённости сотрудников в виде развешивания по коридорам банка тупых цитат и лозунгов, и кампания по усилению контроля за временем прихода / ухода сотрудников с необходимостью написания объяснительных, даже если продолжительность рабочего дня была меньше 9 часов всего на три минуты.
Это очень удивляет автора данного текста, так как вовлечённость подразумевает «каждый сотрудник – предприниматель», и кампания как бы призвана повысить результативность труда персонала, заодно уменьшив необходимость контроля. А усиление контроля, наоборот, говорит – «каждый сотрудник – дешёвый раб», и приводит в ответ к формальному подходу к выполнению должностной инструкции и нежеланию задерживаться на рабочем месте, а также немедленному увольнению по собственному желанию самых инициативных сотрудников, как оно уже и произошло.

Опять-таки ограничения на процент сотрудников подразделения, которые могут получить одновременно повышенную оценку, не способствуют увеличению той самой вовлечённости, как и информация о грядущем сокращении штатов, полученная автором из двух независимых источников. А если учесть, что согласно распространяемым руководством низшего звена слухам, одним из критериев сокращения будут опоздания сотрудников… Ты можешь быть гением, Герман, но ты опоздал пару раз, и тебя вышвырнут.

Часть вторая — как в целях демотивации использовать систему обучения персонала

И напоследок несколько слов о системе униж…, то есть обучения персонала. Казалось бы, замечательная идея – давайте обучать людей за счёт банка, чтобы они были благодарны банку за бесплатное обучение и лучше работали как за счёт увеличения знаний и навыков, так и за счёт возросшей мотивации. А чтобы лучше обучать, давайте это делать как в своём собственном корпоративном университете, так и на сторонних курсах.

А на практике? А на практике корпоративный университет расположен в какой-то дыре, куда ехать особо не хочется, да и курсы там не самые интересные с профессиональной точки зрения. А на действительно полезные курсы от сторонних организаций – денег нет. Точнее, выделяется такая сумма денег на подразделение, что сотрудник может себе позволить максимум один-два недельных курса за год. За год, Герман! И речь идёт не про ультрадорогие и полностью бесполезные курсы по SAP/R3, на которые деньги у руководства находятся мгновенно, хотя никто из обученных сотрудников эту систему никогда использовать в своей работе не будет, нет. Речь идёт про дешёвые в сравнении с стоимостью курсов SAP и полезные для выполняемой работы сотрудника курсы.

И самое забавное – когда через почти год после записи на курсы приходит время на них ехать, начальник может потребовать обоснование, зачем нужны эти курсы, и не отпустить сотрудника, ведь сотрудник уже был на курсах с похожим названием всего два года назад! А когда сотрудник поймёт, что пытаться попасть на необходимое ему обучение от банка бессмысленно, и не станет пытаться зарезервировать себе курсы на следующий год, то ему зададут вопрос – почему ты не ездишь на обучение и как ты собираешься развиваться? Не знаю, как кому, а мне такое унижение даром не нужно.

И вишенка на торте демотивации персонала – обещания главы банка об индексации зарплат сотрудникам год назад. А на деле – не было никакой индексации, зато премии, которые составляют значительную часть дохода сотрудников, безжалостно урезаются весь год. И уже известно о том, что будет сокращение штатов, но об этом я уже упоминал. Жду сокращения с нетерпением.

UPDATE 1: Годовую премию по сравнению с прошлыми годами урезали в два раза в рублёвом эквиваленте. Если же учесть падение курса рубля, то в долларовом эквиваленте размер премии упал вообще в 4 раза. И это урезание сопровождалось поздравлением от Германа Грефа с полученной Банком прибылью в 200 миллиардов рублей. Прекрасная идея, Герман — урезать годовые премии и поздравить с доходом банка одновременно! Жди вместо вовлечённости сотрудников новых заявлений на увольнение — они точно будут.

UPDATE 2: С кем из руководства ни поговорю — про сокращение штатов тишина. Похоже, придётся уходить по собственному, оставшись без компенсаций.

Источник

Как мы сами себя оцениваем?

О Один из учеников буддийской философской школы дзен постоянно просил учителя оценить его, но не получал никакого ответа. Более того, учитель раз за разом задерживал перевод ученика в следующий класс. Ученик же спрашивал все настойчивее: Скажи мне, наконец, наставник, какой я — хороший или плохой? Но учитель по-прежнему молчал.

Наконец разъяренный ученик пришел к учителю и закричал: Знаешь, наставник, меня уже не интересует твое мнение о том, плохой я или хороший!

Теперь я могу перевести тебя в следующий класс, — ответил учитель. — Ты понял, что тебе не нужны другие, чтобы ответить на твой вопрос. Ты сам лучше всех знаешь, какой ты.

Интересно, сколько лет понадобилось бедному ученику, чтобы убедиться, что он сам лучше всех разбирается в себе.

Из введения к предыдущему уроку Вы помните, что самооценка — это неотъемлемый компонент самосознания.

Остановимся теперь на различиях между понятиями самопринятия и самооценки. Расскажу-ка я Вам две хорошие басенки, и все станет ясно и понятно.

О Что Вам больше нужно для жизни: хлеб или соль? — Что за глупый вопрос! Мне нужно и то и другое.

О Кто тебя больше любит: папа или мама? (Этот старый как мир вопрос разозлил не одного малыша. И не известно, почему его повторяют снова и снова, хотя мир вроде бы движется вперед) — Меня любят оба, но каждый по-своему, и это необходимо мне для развития и нормальной жизни.

Так же обстоит дело с самопринятием (хлебом, мамой, беззаветной любовью) и самооценкой (солью, отцом, любовью с определенными требованиями, с заданиями для выполнения, гордостью и поражениями).

Самооценка — это табель с отметками, выставленными самому себе. (На ум приходит образ стопроцентного мужчины или ученика-отличника.) Самооценки как элемент самопознания — это разновидность оценивающих суждений. Они касаются различных особенностей человека, таких как:

— физические свойства (внешний вид, здоровье, ловкость);

— черты личности (творческие способности, эмоциональная зрелость, потребности);

— отношения с другими людьми (положение в семье, социальный статус в других группах, общая социальная привлекательность).

Результаты психологических исследований показали, что процесс формирования самооценок включает несколько стадий. Рассмотрим их на примере формирования самооценки такой черты, как критичность.

1. Проанализировав данную черту, Вы, скорее всего, разделите ее на несколько категорий. Возможно, это будут только две категории: критичный — некритичный, а может быть, Вы выделите целых пять градаций: наивный, доверчивый, критичный, критикан, негативист.

2. Следующая фаза формирования самооценки состоит в оценивании указанной черты:

а) некоторые черты оцениваются линейным методом: в этом случае их значимость прямо пропорциональна интенсивности, то есть с усилением данной черты растет и ее ценность (это касается, например, умственного развития, организационных способностей, физической и социальной привлекательности);

б) другой метод — усредняющий, когда средняя интенсивность черты рассматривается как более значимая, чем экстремальная интенсивность. Этот метод хорош для оценки таких черт, как рост, вес, бережливость

Степень значимости определенной черты сугубо индивидуальна. Одну и ту же черту разные люди могут оценивать по-разному.

3. На третьей стадии человек формулирует окончательную самооценку, называя определенные черты и определяя их уровень развития и субъективную значимость. Например, человек, говорящий о себе, что он умеренно критичен, оценит это положительно, если он пользовался усредняющим методом (где выше ценится как раз среднее значение какого-либо свойства).

Рассмотрим данный процесс еще на одном примере.

А каковы наши самооценки? Как отмечают психологи, они могут иметь светлый или темный колорит. В зависимости от качества выделяют положительную и отрицательную самооценку, а по уровню — высокую, среднюю и низкую.

Надеюсь, эта информация не сложна, Вы легко поймете ее и запомните.

Какие же факторы оказывают влияние на уровень и качество самооценки? Во-первых, самооценка зависит от социально-экономического статуса и семейного положения человека. Оценивая себя, мы также учитываем результаты собственных действий, сопоставляя их с планируемыми, а также с достижениями других людей. Человек, одерживающий победы, имеет более высокую самооценку, чем тот, чьи действия заканчиваются неудачами.

Безусловно, самооценка зависит от мнений и оценок человека другими людьми. При этом не имеет значения, высказываются ли эти оценки в неконкретной форме (комплимент знакомого) или являются строго дифференцированными (школьные баллы, экзаменационные отметки); достоверны они или сомнительны; исходят из одного или из нескольких источников информации. Как это ни парадоксально, но для нас имеют значение оценки различных людей: хорошо знакомых и первых встречных, умных и не очень, культурных и невоспитанных, грубых и утонченных. И делая вид, что нас совершенно не интересует чье-то мнение, мы пытаемся обмануть не только окружающих, но прежде всего самих себя.

У меня для Вас есть прекрасная цитата.

Проклятием человечества является то, что наше существование в этом мире не выносит никакой установленной иерархии, что все течет, переливается, движется, и каждый должен быть прочувствован и оценен каждым, а понять Вас — темных, ограниченных, тупых — для меня не менее важно, чем понять умных, светлых и тонких. Ибо человек глубоко зависим от своего отражения в душе другом человеке, даже если это душа кретина (В. Гомбрович, роман Фердидурк).

В данном процессе существенную роль играют эмоции, стремление к самозащите, желание получить общественное одобрение. Об этом уже шла речь в предыдущем журнале.

Интересны результаты исследования самооценки, проведенного среди студентов одного из западных колледжей. Студенты должны были оценить: уровень своего умственного развития, степень подготовленности к предстоящему экзамену и устойчивость к стрессу. Ни один из 127 участников не признал свой уровень умственного развития ниже среднего по группе, в то время как другие черты имели более реальные оценки. Естественно, возникает сомнение в существовании такой большой группы, все члены которой обладали бы умственным развитием выше среднего уровня Здесь явно проявились стремление к общественному признанию и защита собственного Я.

Помимо общего вопроса: Какой я?, люди оценивают отдельные присущие им черты, а также задаются вопросом: Каким я хотел бы быть?

Таким образом они определяют свои желания, стремления и личные амбиции. В них проявляются личные стандарты, то есть состояния, свойства, качества, которых они хотели бы достичь.

Совокупность таких внутренних стандартов, относящихся к самому себе, определяется в психологии как идеальное Я.

Каким образом проявляются наши стандарты? По каждому рассматриваемому и оцениваемому качеству у нас формируется описательное суждение и его оценка, соотносящаяся с нашими убеждениями и нормами. Например, Вы владеете двумя иностранными языками (описательное суждение) и оцениваете эти знания как недостаточные (самооценка). В то же время Ваш идеальный стандарт — это говорить на четырех языках, а достаточный — это знание двух языков на хорошем уровне.

А какова Ваша позиция в такого рода проблемах: к чему Вы стремитесь как к идеалу, а что Вас вполне устраивает? Может, стоит побеседовать об этом с Попутчиком?

Желаемый уровень наших стандартов для нас важнее, чем реально достигнутые результаты.

Иными словами, значимость наших стремлений чаще всего выше значимости наших самооценок. Однако в определенных обстоятельствах они могут совпадать.

В таких случаях человек стремится к сохранению достигнутого, поддержанию существующего собственного образа.

Как Вы думаете, почему так происходит? Постарайтесь привести пример, иллюстрирующий это явление. Для меня таким примером служит стремление стареющего человека сохранить прежнюю гибкость ума и тела. Побеседуйте на эту тему со своим Попутчиком.

Важно видеть разницу между вопросами:

— Каким я хотел бы быть? — это вопрос о стандартах;

— Каким я мог бы быть? — это вопрос о возможностях, входящих в состав самооценок и самоописания;

— Чего ждут от меня другие? — это вопрос, касающийся ожиданий других людей. Пришло время для практического упражнения.

УПРАЖНЕНИЕ 1. Сравните свои оценки

Выберите не менее 7 черт, навыков или свойств, которые Вы считаете важными для своего нынешнего существования. Постарайтесь, чтобы они были разнородными и касались различных сфер (например: работы, семейной жизни, хобби). Затем внимательно заполните следующую таблицу:

Каким я хотел бы быть?

Каким я мог бы быть?

Каким я должен быть с точки зрения других?

Обратите внимание как на черты, описания которых в разных колонках почти не отличаются, так и на те, которые имеют существенные различия. Интересно, какие черты — положительные или отрицательные оцениваются одинаково во всех категориях? Что это для Вас означает?

Приглашаю Вас к размышлениям и беседам, по возможности подробным и творческим.

Личные стандарты не всегда представлены в нашем сознании. Их содержание зависит от семейной среды, в которой мы выросли, от социально-экономического статуса нашего окружения, от индивидуальных особенностей психики — типа личности, от культурных традиций нашей социальной группы. Например, стремления людей с нарушениями психики, по сравнению со здоровыми людьми, непостоянны и разрозненны. Личные стандарты японцев поразительно сложны и богаты по сравнению с европейцами, а структура их идеального Я более развита, чем Я реального.

Образ самого себя мы творим, собирая определенные сведения и соответствующим образом их объединяя. Понимаем ли мы, как протекает этот процесс? Пожалуй, да. Во всяком случае, частично.

1 Мне всегда говорили, что я самый некрасивый ребенок в семье. Возможно, в этом и было немного правды, потому что от других я отличалась Родители говорили, что я совершенно не удалась Все это привело к тому, что я сама себя боялась. Когда я выходила на улицу, у меня дрожали колени.

(Хороший подарок от мамочки и папочки, не правда ли? Богатое приданое на долгую и счастливую жизнь!)

А что Вы можете вспомнить о самых ранних внешних оценках, полученных Вами?

УПРАЖНЕНИЕ 2. Проверь состояние своего счета в банке Жизнь

Позаботьтесь о своем благоприятном эмоциональном состоянии. Обеспечьте себе внешний комфорт: тишину, покой, достаточное количество свободного времени. Вспомните свое детство, важных для Вас людей того периода родителей, дедушек и бабушек, других родственников, может быть, соседей.

Постарайтесь оживить как можно больше конкретных воспоминаний о том, как Вас оценивали, какие свойства (и в какой степени) Вам приписывали, какие мнения о Вас выражали. Вспомните и хорошие, и плохие переживания. Возрождайте все: образы, звуки, сопутствующие переживаниям вкусы и запахи.

Может, Вам вспомнится бабушка, тихим голосом говорящая, что Вы самый лучший внучек? А может, Вы слышите дядюшкин хохот: Такого бестолкового лентяя я еще не видел!?

Сопоставьте то, что сумели припомнить. Поздравьте себя (и я Вас поздравляю), что Вы так хорошо справляетесь с жизненными проблемами, располагая такой суммой внешних оценок на своем жизненном счету. Задумайтесь о том, насколько поспешно ставим мы отрицательные оценки беззащитным малышам и каким чудесным капиталом становятся те первые положительные оценки Они источник жизненной силы, радости и оптимизма.

Прошу Вас о том же, о чем и всегда: о хорошей беседе и заботе о своем самочувствии по окончании этого упражнения. Люди часто отдают себе отчет в том, каким образом формируются их самооценки и стандарты. Это происходит в процессе самонаблюдения, анализа и сравнения, а также учета мнений важных для них людей.

Располагая разнообразными данными, мы должны их как-то сгруппировать, чтобы иметь возможность им пользоваться. Применяют три общие стратегии группировки информации о себе:

1) линейная, состоящая в суммировании всех имеющихся сведений об успехах, неудачах, недостатках и достоинствах. По сумме мнений выносится общее описательное

2) конъюнктивная, при которой индивид высоко оценивает себя только тогда, когда вся информация положительная. Одна неудача может вызвать резкое занижение всей самооценки. Ее применяют люди с низкой общей самооценкой;

3) альтернативная, в этом случае высокая самооценка возникает, если хотя бы одна информация положительная; самооценку в этом случае определяют лучшие моменты жизни. Эта стратегия ведет к формированию завышенной самооценки.

Какую из описанных стратегий используете для самооценки Вы? Интересные мысли на эту тему могут возникнуть при выполнении очередного практического упражнения.

УПРАЖНЕНИЕ 3. Оцените свои достижения

Представьте, что Вы просыпаетесь утром, не выспавшийся и злой на себя за то, что не услышали будильник ( ). Не успели, несмотря на данные себе в течение недели обещания, позавтракать ( ). Вам удалось сесть вовремя в автобус ( ). На работе начальник встретил Вас с улыбкой ( ), а коллега раздраженным замечанием ( ). Первая половина дня прошла в рутинных, скучных занятиях, с которыми Вы успешно справились ( ). Обеденный перерыв оставил воспоминания приятного, полного комплиментов разговора с приятелем из соседнего отдела ( ). Оставшуюся часть работы Вы, по мнению начальника, выполнили посредственно ( ). После разговора с ним Вы обнаружили у себя круги под глазами и легкую дрожь в руках ( ). Приятель сказал, что Вам не повезло, и билета на концерт по льготной цене Вам не досталось ( ). Вам удалось договориться со знакомыми о встрече вечером ( ). Вы приготовили себе и своим гостям вкусный ужин ( ). К сожалению, с напитками Вы попали впросак ( ). Вы с удовольствием демонстрируете свои ухоженные цветы ( ). Слышите ехидные замечания коллег о них ( ). Демонстрируете, причем успешно, результаты дрессировки собственного пса ( ). После ухода гостей чувствуете, что сил для уборки уже не осталось ( ). Пробуете посмотреть фильм, которого не понимаете, хотя и прилагаете к этому усилия ( ). Хотя еще рано, Вам очень хочется спать ( ). Перед сном пишете несколько слов в своем дневнике и

какую общую оценку поставите Вы себе за этот день?

Подумайте, имеет ли смысл сопоставлять столь разные умения и знания? Сравните отдельные оценки и общий результат. Какой из вышеописанных стратегий Вы пользовались? Используете ли Вы ее в реальной жизни? Что нового узнали Вы о себе, выполняя это упражнение? Поговорите об этом со своим Попутчиком.

Оказывается, что люди, описывая и оценивая внешний мир, чаще всего используют линейную стратегию, но редко отдают себе в этом отчет. Интересно, а какую стратегию они используют, оценивая себя.

Когда анализируешь высказывания одного и того же человека о себе самом, легко заметить, что они существенно различаются в зависимости от обстоятельств. В определенных условиях мы переоцениваем собственную личность, наделяя ее несуществующими достоинствами, преувеличивая достижения; в других ситуациях мы более реалистичны. А в каких случаях, по-Вашему, мы принижаем собственное Я?

УПРАЖНЕНИЕ 4. Опишите себя в 7 предложениях в письме к:

Выберите из перечисленных трех адресатов. Придерживайтесь установленного размера письма. Для описания выбирайте черты и действия, существенные для адресата.

Интересно, как Вы справились с заданием? Каких адресатов Вы выбрали? Почему? Чем отличаются Ваши письма? Каким образом Вы проводите самопрезентацию?

Объем и содержание высказывания о себе зависят от психологической дистанции между людьми. Мы рассказывали об этом явлении в предыдущем журнале. Чем более натянутые и официальные отношения существуют между людьми, тем ограниченнее, поверхностнее сведения о себе они сообщают. Совпадает ли это с Вашими выводами, сделанными в предыдущем упражнении?

Стремление к общественному одобрению, самоутверждению человека оказывает значительное влияние на особенности проявления его личности, самопрезентацию. При этом он осознает, что это будет оцениваться окружающими (сравните, например, самопрезентации на встречах с работодателем, другом или психологом).

Самоутверждение — стремление человека к высокой оценке и самооценке своей личности — может занимать в структуре потребностей человека как рядовое, так и доминирующее место. При определенных условиях оно может стать даже ненасыщаемым. Такой характер самоутверждения создает специфическую направленность личности — сугубо личную.

В процессе изучения представления женщинами своего Я различным коллегами (с высокой, средней и низкой самооценкой) было выявлено, что при знакомстве с коллегами, отличающимися высокой самооценкой, они завышали самооценку, а, общаясь с коллегами, оценивающими себя средне или низко, исследуемые проявляли самокритичность, отмечая собственные недостатки. Таким образом появлялось стремление к достижению сходства с оценивающим их лицом!

Стремясь к достижению сходства, мы обеспечиваем себе ощущение безопасности, рассчитывая на дружественное отношение к нам.

Помните, что это не реальное сходство, а лишь стремление к нему, связанное с ожиданием оценок окружающих.

Удовлетворение потребности в самоутверждении может достигаться разными путями: путем реальных достижений в какой-либо деятельности или путем создания видимости достижений, когда субъект стремится казаться таким человеком, каким бы ему хотелось быть, хотя в действительности он таковым не является.

Способ самоутверждения зависит от характера и содержания притязаний личности, а также от ее возможностей и способностей.

Как правило, человек имеет более конкретные личностные стандарты и нормы в значимых для него сферах и более точные представления об уровнях развития важных, с его точки зрения, качеств. Например, ученый может иметь четкое представление о своих творческих способностях, имеющих в его жизни важнейшее значение, и испытывать затруднения при определении собственной внешней привлекательности или общительности. Миллиарды лет соединялись и делились клетки, чтобы такая противная сволочь, как

я, могла сказать о себе: Я (С. Виткевич Портные).

Интересно, откуда такое мнение о себе, такая малоприятная оценка? Возможно, она возникла из слишком больших расхождений между системой самооценок и личных стандартов?

Для человека, как правило, черты, которыми он хотел бы обладать, имеют большую ценность, чем те, которыми он уже обладает.

Несовпадения самооценок и стремлений человека вполне естественны. Они не являются выражением противоречий или непоследовательности личности.

Экспериментально доказано, что между реальным Я и идеальным Я всегда существуют расхождения.

Эта дистанция изменяется на протяжении нашей жизни, увеличиваясь, в частности, на отрезке между 40 и 50 годами. Это связано с подведением жизненных итогов, характерным для людей этого возраста. Прошу Вас обратить внимание, что изменения происходят в самооценке, а не в самопринятии.

Ощущение недооцененности — лучший друг соперничества. Пока я чувствую себя приниженным, я буду демонстрировать всем и везде свою компетентность. Чувствуя себя оцененным по достоинству, таким, каков я есть, я не буду вступать в состязание, что-либо доказывая, проводя сравнения с кем-то (Дж. Зинкер, известный американский психотерапевт).

Самооценка может быть:

• парциальная, когда относится к одной черте, сфере деятельности, умению;

• общая, когда касается более широких сфер деятельности или личности в целом.

С точки зрения устойчивости, самооценки могут характеризоваться как:

• устойчивые (неизменные продолжительное время);

• неустойчивые (зависимые от конкретной ситуации).

С точки зрения процесса возникновения, самооценки можно разделить на:

• зависящие от мнения других;

• независящие от внешних оценок.

Вспомним, что самооценки бывают также положительные и отрицательные.

Уровень самооценки может быть:

Самооценки далеко не всегда соответствуют реальной действительности, поэтому выделяют:

• адекватные (соответствующие действительности);

• неадекватные (не соответствующие действительности).

В свою очередь, неадекватные самооценки делятся на завышенные и заниженные.

В зависимости от особенностей строения самооценки разделяются на конфликтные и бесконфликтные.

По характеру временной отнесенности выделяются самооценки:

• ретроспективные (связанные с прошлым);

• актуальные (оценивающие что-либо в настоящем времени, в данный момент);

• прогностические (направленные на будущее).

Для развития личности эффективным является такой характер самоотношения, когда достаточно высокая общая самооценка сочетается с адекватными, дифференцированны-ми парциальными самооценками разного уровня. Устойчивая и вместе с тем достаточно гибкая самооценка (которая при необходимости может меняться под влиянием новой информации, приобретения опыта, оценок окружающих, смены критериев и т.п.)

является оптимальной как для развития личности, так и для продуктивности ее деятельности.

Отрицательное влияние оказывает чрезмерно устойчивая, ригидная (негибкая) самооценка, а также и сильно колеблющаяся, неустойчивая.

Конфликтность самооценки может иметь как продуктивный, так и дезорганизующий характер.

Неустойчивость и конфликтность самооценок возрастают в критические периоды развития личности, в частности в подростковом возрасте.

Самооценка как элемент самопознания есть субъективная переменная. Она связана с оценками окружающих, оценками человеком результатов собственной деятельности, а также с соотношением его реального и идеального представления о себе.

Сохранение сформировавшейся, привычной самооценки становится для человека потребностью.

УПРАЖНЕНИЕ 5. Какая это самооценка?

Приведите пример самооценки парциальной, неустойчивой, заниженной и отрицательной одновременно.

А затем дайте пример глобальной, независимой, устойчивой, высокой и адекватной самооценки.

Надеюсь, что Вам это удалось! (Если необходимо, вернитесь к предыдущим урокам.) После такой разминки заполните пробелы в предлагаемом тексте, определяя отмеченные выше виды самооценок.

Петр говорит о себе, что он гениален.: (1) Другие не разделяют

а встречая критические и неодобрительные взгляды, утверждает, что он некрасив (8) Определяет себя как среднего шахматиста

(9) слабого пловца (10)

и бездарного математика(11)

Как Вам понравилось наше очередное упражнение? Оно должно выработать у Вас навыки свободного владения психологической терминологией, касающейся самооценки.

Мы вернемся к нему в домашнем задании.

Исследования показывают, что большинство людей дают точные самооценки результатов выполнения ими практической деятельности. Это так называемая прогностическая-точность: люди способны достаточно точно предвидеть успешность выполнения определенного задания.

Адекватность самооценки зависит от ситуации и особенностей анализируемой черты. Чем важнее для человека оцениваемая черта, тем большим объемом информации о ней человек располагает и тем более адекватными будут его суждения (Например, менеджер, прекрасно знающий свои организаторские способности, может совершенно ошибочно оценивать свой творческий потенциал и физическое совершенство)

Менее точно люди оценивают личностные черты и качества, в особенности — уровень умственного развития. Тот факт, что некоторые из них дают точные самооценки, свидетельствует, что они способны взглянуть на себя объективно, как на один из объектов познания.

Однако существует достаточно большое количество людей с завышенными самооценками. Причем, в основном это касается черт личности, являющихся важнейшими для уважения и общения с окружающими. Таковыми выступают искренность, честность, физическая и личностная привлекательность, доброжелательность, уровень умственного развития. Безусловно, эти свойства важны для оценки и самооценки, но они не должны влиять на самопринятие человека.

Одной из причин неадекватной самооценки может выступать существующее у человека чувство собственной уникальности и непогрешимости, которое благодаря защитным механизмам создает у него идеальный образ своей личности.

И вновь обратимся к цитате:

Восхищенное подчеркивание какого-либо свойства, хвастовство им означает признание его отсутствия. Все равно, хвастается ли человек отвагой, знаниями, остроумием, успехом у женщин, богатством или происхождением, можно сделать вывод, что именно этого

ему и не хватает; тому, кто действительно обладает определенными достоинствами, в голову не придет выставлять их с восторгом напоказ — он совершенно спокоен за них (А. Шопенгауэр, Афоризмы житейской мудрости).

Именно такого спокойствия я Вам и желаю.

Гораздо меньшее количество людей имеют заниженную самооценку. Почему их так мало вопреки общему мнению? Кто эти люди, не способные по достоинству оценить собственные интеллектуальные возможности, видящие свою личность в кривом зеркале? Существует много факторов, влияющих на занижение самооценки, например:

• слишком строгое, репрессивное семейное воспитание;

• низкий социально-экономический статус;

• культурные традиции определенной социальной группы.

Рассмотрим подробнее проблему самонаблюдения. Это чрезвычайно сложная проблема, поскольку непросто ответить на вопрос: что значит — точно наблюдать, а в особенности

• точно видеть и понимать самого себя. Не просто, не правда ли?

Точность как способность к предвидению поступков (прогностическая — относящаяся к тому, что произойдет в будущем) не вызывает никаких возражений. Но точность как совпадение с мнением большинства — это поразительно! Она выражает стремление к конформизму.

Приведу Вам пример из одного комикса.

На вершине холма лежит группа детей и наблюдает за тучами. Один из них говорит, что видит в них силуэт церкви, второй — фигуру Георгия Победоносца на коне, третий — портрет Моны Лизы. Когда спрашивают до сих пор хранившего молчание ребенка, он отвечает приятелям: Я видел плавающего утенка, но теперь я его не вижу.

Ни один плавающий утенок ничем не хуже всех воображаемых церквей вместе взятых

Будем же иметь смелость, чувство собственного достоинства и уважение к себе, чтобы

признаться в этом всему миру!

А что Вы думаете о совпадении нашего мнения с оценками специалистов в определенной отрасли? (Всем нам известно, насколько неточными бывают диагнозы и прогнозы врачей, педагогов, синоптиков, так что это, скорее всего, разновидность точного предвидения их неточных мнений и их старания о положительных оценках значимых лиц.)

Является ли безумец, называющий себя шизофреником, точным наблюдателем, ловкачом или приспособленцем? (Думаю, Вам хорошо знаком фильм Полет над гнездом кукушки?) Нелегко найти хорошие критерии точности восприятия самого себя. Это категория особая, субъективная и очень интимная. Но иногда хотелось бы знать, не обманываем ли мы сами себя.

Ведь: Легче быть мудрым для других, чем для себя (Ларошфуко).

Откуда же берется ощущение собственной значимости? Чем оно отличается от общей самооценки и самопринятия? Рассмотрим это более подробно.

Общая самооценка состоит из совокупности оценок, выставляемых человеком себе за отдельные свойства и действия, за достижения и провалы. Она формируется на протяжении нашей жизни, зависит, как уже отмечалось, от оценок значимых лиц и может изменяться.

Представьте себе школьный аттестат, где проставлены оценки по всем — обязательным и необязательным — предметам. Возможно, там есть предметы, от которых Вас освободили или по которым не удалось получить аттестацию? Почему Вы ощущаете гордость и радость или же стыд и разочарование? С чем Вы сравниваете результаты своей работы?

Одного приводит в восторг тройка, а другому и четверки мало. Конечно, это наши стандарты и амбиции, о которых уже шла речь. Но при этом большую роль играет значимость оцениваемого качества или сферы деятельности в системе ценностей. Для одного ученика важнее всего оценки по информатике и физкультуре, для другого — по физике и английскому языку. Именно таким образом мы возводим здание нашего ощущения собственной значимости: распределяем наши свойства и поступки по значимости,

соотносим собственные оценки с мнением окружающих и суммируем все это вместе.

Выполните практическое упражнение, которое позволит Вам закрепить данный материал.

УПРАЖНЕНИЕ 6. Проанализируй свой аттестат

Представьте себя учеником, изучающим свой аттестат. Сначала определите список предметов: выберите, пожалуйста, около десяти категорий сфер деятельности, в которых Вы в настоящее время задействованы. Это могут быть выполняемые Вами социальные роли: сын, муж, отец, внук (семейные); подчиненный, руководитель, сотрудник (профессиональные); читатель, зритель, турист, филателист, спортсмен (досуговые) Помимо блуждания по дорогам социальных ролей, которые Вы играете, можете отметить и более конкретные функции, например: повар, дачник, нянька, певец, портной, любовник Все эти сферы деятельности будут выступать в качестве предметов в Вашем аттестате.

Теперь оцените в баллах (от 0 до 10) их выполнение. Дополнительно умножьте оценки на коэффициент важности данной сферы, причем этот показатель может колебаться в диапазоне от 1 до 5. После умножения суммируйте полученные результаты.

Что получилось? Интересно, а сколько удовольствия доставило бы Вам выставление оценок другим людям Но ведь тогда Вы не смогли бы определить коэффициенты важности, поскольку они являются сугубо индивидуальными.

Если хотите, обсудите это упражнение с Попутчиком. Возможно, его мнение об отдельных оценках окажется важным для Вас? Может быть, стоит обсудить также значение Ваших коэффициентов важности?Однако возникает вопрос: как жить с полным удовольствием и действовать конструктивно, если до сих пор не удалось добиться достаточно высокого ощущения собственной значимости? Одним из называемых в психологической литературе способов является возможность самообнажения. При этом сторонники данного средства понимают, что нет ничего более трудного, чем самообнажение перед значимыми лицами, реакции которых можно предугадать лишь частично. Отсюда возникает сопротивление, которое так затрудняет терапию и для лечащего, и для лечащегося. Если существует какой-то рецепт обучения искусству психологической помощи — психотерапии, то это искусство борьбы со страхом, сопровождающим самообнажение, а также искусство понимания вербального и невербального языка, на котором человек говорит о своих внутренних переживаниях.

Подлинное самообнажение является одновременно как признаком здоровой индивидуальности, так и результатом ее развития. Самообнажение — это возможность бытия самим собой. Оно, конечно, предполагает смелость — смелость бытия (С. Джорард, американский психотерапевт).

Я знаю людей, которые предпочли бы умереть, но не дать узнать себя. И действительно случается так, что некоторые умирают, осознав, что их раскусили окружающие.

Называя самообнажение признаком здоровой индивидуальности, имеют в виду, что тот, кто обладает множеством других свойств, свидетельствующих о здоровой индивидуальности, способен раскрыться хотя бы перед одним из значимых для него людей. Говоря о том, что самообнажение означает обретение здоровой индивидуальности, подразумевается, что индивидуальное Я формируется и развивается только в равноправном общении с Я других людей.

Как Вам использовать данную информацию? Возможно, Вашей самооценке и ощущению собственной значимости ничто не угрожает? Это было бы прекрасно. Но в любом случае Вам будет полезно обратиться к известным Вам по первому журналу аффирмациям (это тоже способ достижения ощущения собственной значимости), а если у Вас есть более эффективные способы улучшения отношения к самому себе, то, может быть, поделитесь ими с Вашим Попутчиком?

УПРАЖНЕНИЕ 7. Полюби себя

Пожалуйста, прочитайте приведенные ниже аффирмации громко, если возможно в присутствии Вашего Попутчика. Если же его нет, читайте громко и после каждого предложения пристально всматривайтесь в свое отражение в большом зеркале. Начинаем:

Любовь есть позитивное отношение к себе.

Любовь это основа не только твоего происхождения, но и твоего существования. Любовь это принятие другого человека с его достоинствами и недостатками. Любовь это подтверждение уже существующего единства.

Важно, однако, понять, что можешь принять от других ровно столько чувства, сколько сам готов дать себе. Часто люди так плохо о себе думают, что вообще не понимают, что это такое любить себя. Что означает такая любовь?

Любить себя — значит хвалить себя и на словах выражать уважение к себе.

Любитьсебя — значит одобрять все свои действия.

Любить себя — значит любить свое тело и восхищаться своей красотой.

Любитьсебя — значит заботиться и лелеять свое тело.

Любить себя — значит давать себе то, чего хочешь, с ощущением, что ты этого заслуживаешь.

Любить себя — значит допускать к себе других вместо того, чтобы соглашаться с одиночеством

Любить себя — значит руководствоваться собственной интуицией.

Любить себя — значит с чувством ответственности вырабатывать свои собственные принципы.

Любить себя — значит видеть собственное совершенство.

Любить себя — значит приписывать себе заслуги за все, что случилось.

Любить себя — значит окружать себя красотой.

Любить себя — значит разрешить себе богатство вместо бедности.

Любить себя — значит окружить себя множеством друзей.

Любить себя — значит награждать себя и никогда себя не наказывать.

Любить себя — значит доверять себе.

Любить себя — значит питаться доброй пищей и добрыми мыслями.

Любить себя — значит окружать себя людьми, чье присутствие тебе приятно и полезно.

Любить себя — значит получать радость от секса.

Любить себя — значит считать себя равным всем другим.

Любить себя — значит прощать себя.

Любить себя — значит быть для себя авторитетом.

Любить себя —значит развивать свои творческие начинания.

Любить себя — значит позволять себе развлекаться.

Любить себя — значит обращаться с собой ласково и нежно.

Любить себя — значит внутренне стать собственным любящим родителем.

Любить себя — значит преобразовать все свои отрицательные мысли в аффирмации.

Думаю, понятно, о чем идет речь: чтобы найти любовь, не нужно искать ее где-то — она в нас самих.

Сначала Вы должны услышать, что любите себя, а потом действительно почувствуете, что Вас любит кто-то другой. Это самое важное. И помните: любовь не угасает, это ведущая сила всей жизни.

Как Вы сейчас себя чувствуете? Было бы странно, если бы Вы одинаково восприняли все элементы этой своеобразной молитвы самому себе. У каждого из нас есть свои предубеждения, в том числе и связанные с особым языком аффирмации. Некоторые освоят этот метод легко и быстро, а другие смогут пользоваться им только в исключительных случаях. Кто-то сможет принять все аффирмации, а для кого-то отдельные формулировки будут трудными для воспроизведения. Но если ни одна из аффирмации не пришлась Вам по вкусу — это крайне тревожный симптом.

УПРАЖНЕНИЕ 8. Упражнение на влюбление

В заключение нашего сегодняшнего путешествия в Страну Самопознания предлагаю Вам упражнение, представляющее собой своеобразный тренинг.

Подберите себе хороших, можно сказать, исключительных зрителей. Их должно быть, как минимум, трое. Попросите их внимательно выслушать инструкцию к этому упражнению: они должны аплодировать, визжать, кричать, выражать неподдельный восторг всеми доступными способами!

А Вы должны будете очень быстро продолжить неоконченные предложения типа:

— Я восторгаюсь собой, когда

— Я всегда доверяю своему

— Мне прекрасно удается

— Мне очень нравится в себе

— Я горжусь собой, когда

— Я не обманул своих ожиданий в

Лучше всего реагировать быстро, не задумываясь. Вы не должны объяснять своих громких высказываний, аргументировать восторгов, обосновы¬вать похвалы Когда Вы будете говорить, Ваша публика не должна расспрашивать Вас ни о чем, она должна просто купать Вас в овациях!

Не стремитесь побыстрее закончить, постарайтесь продержаться хотя бы три минуты. (А может быть, Вам удастся восхищаться собой даже дольше?) Увидите, что в процессе работы Вы начнете ощущать положительные эмоции. Когда преодолеете стыд и напряжение, Вы ощутите непосредственную детскую радость. Желаю Вам целое море удовольствия!

Было бы хорошо для всех, если бы участники поменялись ролями. Тогда Вы почувствуете себя друг с другом ближе, естественней и безопасней.

На прощание хочу процитировать еще одну глубокую мысль:

Человек в глубине души знает только, что знание его — как маленький островок в бесконечном океане. Вопрос заключается в том, что он любит больше — маленький островок своего так называемого знания или море бесконечной тайны? (К. Рахнер)

Желаю успеха! До новой встречи!

Домашняя работа 1 2

Из предложенных вариантов ответов выберите правильный.

1. С возрастом расхождения между реальным и идеальным Я:

в) остаются без изменений.

2. К формированию какой самооценки приводит строгое, репрессивное воспитание?

3. «За выполнение домашней работы к уроку 1 я получил оценку «отлично». Значит, из меня получится хороший психолог».

Какая из стратегий группировки информации о себе использовалась в данном случае?

4. «Мама хочет, чтобы я выросла чистюлей, и требует, чтобы моя комната всегда была в идеальном состоянии. Я же считаю, что в этом нет необходимости и достаточно поддерживать порядок и просто следить за собой и своими вещами».

Какой метод оценивания аккуратности проявился в данном случае?

ВНИМАНИЕ! Все рецепты даны для ознакомления. Перед применением проконсультируйтесь с вашим лечащим врачом!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *