Что написать в результате проекта
GRAMOPOD.RU
Статьи об ИТ в образовании
Как сделать школьный проект
Что такое проект и проектная деятельность
Образовательная деятельность школ регулируется Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС). В этих стандартах введено такое понятие как проектная деятельность.
Проектная деятельность — это не каприз учителя, это требование Минобрнауки.
Проектная деятельность — это самостоятельная деятельность, направленная на достижение определённого результата, цели или решение какой-либо проблемы (научной, личностной или социальной).
Проект — это то, что предпринимается для создания и получения нового продукта/результата или решения проблемы.
Проекты могут быть совершенно разных направленностей: от творческих до исследовательских:
Цели проектной деятельности
Особенности проектной деятельности
Проект ограничен во времени: у него есть начало и конец. Работа над проектом происходит в несколько этапов. И время, и этапы определяются ещё до начала работы над проектом, во время его планирования.
В результате проекта должен быть создан новый продукт или выполнено исследование научной проблемы
От того, какой продукт вы хотите создать в результате проекта, будет зависеть количество этапов проекта. Но общий ход работы над проектом будет для всех одинаковый:
Этапы выполнения проекта
Шаг «Реализация задач и создание продукта» будет зависеть от конкретного проекта и может содержать неограниченное число этапов.
Содержание каждого этапа может меняться в процессе работы над проектом. Это нормально. Почему? Потому что что-то может пойти не так, могут измениться условия, вы можете узнать что-то новое, чего раньше не знали и пр. Всё как во взрослой жизни. Поэтому корректируем курс и идём дальше к поставленной цели!
Как выбрать тему школьного проекта
Тему надо выбирать актуальную и интересную. Вам должна быть интересна та область знаний, в которой вы выполняете проект. Иначе работать над проектом будет скучно, а защищать — трудно.
Есть несколько вариантов того, как школьники выбирают тему для своего проекта:
Вариант 1. Выбрать одну из тем, которые предложит классный руководитель.
Вариант 2. Выбрать школьный предмет и учителя, который предложит тему по своему предмету.
Вариант 3. Придумать тему самостоятельно. Подумайте, чего не хватает вам, вашим одноклассникам или взрослым, и попробуйте сформулировать тему проекта, чтобы решить проблему.
Так как результатом проекта должен стать новый продукт, то надо основательно подумать над тем, что можно создать в результате проекта. В следующей таблице мы приводим примеры того, что можно сделать в качестве результата проекта:
Тема проекта | Продукт/результат проекта |
---|---|
Компьютерные игры: польза или вред | Видео-ролик или компьютерная анимация по безопасной работе за компьютером. |
Что означают наши имена? | Буклет с именами одноклассников и их значениями. |
История футбола | Буклет со списком секций по футболу, которые есть в городе. Можно поделить на две категории: бесплатные и платные. |
Таблица умножения на пальцах | Брошюра или буклет с правилами умножения на пальцах. Видео-ролик, демонстрирующий умножение на пальцах. |
Поэты писатели о моём родном городе | Блог в Интернет, посвящённый этой теме. Можно создать на бесплатных платформах (Blogger от Google, https://www.blogger.com). |
Звонкие и глухие согласные | Программа на языке Scratch для проверки знаний звонких и глухих согласных. |
Вегетарианство | Брошюра с рецептами вегетарианских блюд. Интернет-блог, посвящённый вегетарианству. Можно сделать бесплатной платформе Blogger от Google, https://www.blogger.com. |
Актуальность, цель, задачи и гипотеза проекта
Об актуальности, цели, задачах и гипотезе вы будете писать в тексте проекта и рассказывать на его защите.
Актуальность — это важность проекта для настоящего времени. Если проект не актуален, не важен, то и делать его не стоит. Актуальность можно рассматривать как набор некоторых проблем, которые существуют в обществе или у какой-то группы людей (например, одноклассников, учителей, родителей), и которые нужно решить. Просто написать «тема актуальна, потому что лично мне интересна» — неправильно. Актуальность придётся раскрыть, доказать.
Например, для темы «Компьютерные игры: польза или вред» актуальность можно описать следующим образом:
Мои друзья владеют больше чем одним гаджетом. В основном, это смартфон и ноутбук. Кроме этого, у многих дома есть ещё и приставка для видеоигр. Все эти устройства становятся доступнее, поэтому в семьях их появляется всё больше. Но так ли это безопасно — надолго погружаться в виртуальную реальность? Об этом моё исследование.
Лайфхак: чтобы доказать актуальность проекта, воспользуйтесь сервисом https://wordstat.yandex.ru. На этом сервисе показывается статистика запросов пользователей на Яндексе. Чем больше люди что-то ищут, тем это актуальнее. В проект можно включить скриншоты из этого сервиса.
Цель — это глобальный результат, который хочется достичь в проекте. Например, «информирование школьников (или одноклассников) о пользе и вреде компьютерных игр«, «повышение грамотности одноклассников в области звонких и глухих согласных«.
Чтобы сформулировать актуальность и цель, ответьте на вопросы «Почему ты это делаешь?» (актуальность) и «Чего ты этим хочешь добиться?» (цель). Не надо придумывать лишних и непонятных слов, пишите так, как есть.
Задачи — это те действия, которые нужно предпринять для достижения поставленной цели. Здесь вы должны перечислить этапы работы над проектом от изучения литературы до получения продукта.
Гипотеза — это предположение, допущение, истинное значение которого неопределенно. Гипотеза строится не для всех проектов, а только для научно-исследовательского характера, и то не всегда.
Определение этапов проекта и выполнение проекта
О том, как в общем виде выглядят этапы работы над проектом, мы показали на рисунке.
Шаг «Реализация задач и создание продукта» надо разбить на несоклько этапов, определить сроки выполнения кадого из них.
Здесь мы не можем дать какие-то конкретные рекомендации, так как эти этапы будут уникальны для каждого проекта. Даже два проекта, выполненных разными авторами, но по одной теме, будут отличаться в этой части. Каждый решает свой проект по-своему, и достигает цели тоже по-разному.
Приведём пример этапов для проекта «Звонкие и глухие согласные», который предполагает создание небольшой компьютерной программы в качестве итогового продукта:
Оформление проекта
Оформление проекта — это создание текстового документа, в котором будут описаны все этапы работы над проектом, указаны цель, задачи, обоснована актуальность, написаны выводы. В текст проекта не обязательно включать много текста, большую его часть можно заменить картинками: графиками, скриншотами, фотографиями. Это, во-первых, упрощает написание текста проекта, и во-вторых, отлично его иллюстрирует и доказывает то, что вы сами его сделали.
В некоторых школах и на конкурсах от авторов требуют наличия фотографий того, как они работают над своим проектом.
В какой программе оформить проект?
Microsoft WORD — это часть пакета Microsoft Office и сама популярная программа для работы с с текстом. Но она коммерческая, и поэтому поэтому может быть и не установлена на вашем компьютере.
Что же делать в этом случае? Вариантов, на самом деле, много. Есть немало программ и сервисов, которые позволяю работать с текстом точно так же, как и WORD. И, кстати, в государственных учреждениях зачастую установлен не MicrosoftWORD, с его бесплатные аналоги. Это уже давно является чем-то вроде корпоративного стандарта.
Итак, бесплатные аналоги Microsoft Office:
Требования к оформлению
Если вы будете представлять проект на какой-нибудь конкурс, то требования к оформлению будут содержаться в Информационном сообщении этого мероприятия. Ничего выдумывать не надо: оформите так, как просят Организаторы конкурса или конференции.
Если проект готовится для защиты в школе, то требования вам может озвучить учитель. Спросите об этом вашего классного руководителя, так как в школе, скорее всего, есть специальный локальный акт, в котором всё это описано.
Если правила оформления вам не выдали или они оставлены на ваше усмотрение, то воспользуйтесь требованиями к созданию документов из ГОСТ Р 7.0.97-2016:
Создание презентации и защита проекта
Это завершающие этапы. От того, на сколько качественно вы сделаете электронную презентацию, зависит то, как пройдёт защита.
В какой программе сделать презентацию?
Воспользуйтесь теми же рекомендациями, которые мы дали выше.
Какие должны быть слайды в презентации
Правила хорошего тона для оформления презентации нами рассмотрены в статье Какой должна быть презентация на конференцию или конкурс
Как написать речь защиты проекта
О том, как грамотно составить речь для защиты проекта, мы написали ранее в статье Подготовка речи для защиты проекта.
Заключение в исследовательской работе
Заключение исследовательской работы знаменует собой конец подготовки научного проекта. Это может быть окончание подготовки курсовой работы, диплома или другого труда. Здесь пишутся выводы, итоги исследования и много чего другого, что важно сказать напоследок. Часто студенты, желая, как можно скорее дописать работу, не уделяют должного внимания заключению, в итоге получается неправильно. В итоге, результаты получаются не такими как нужно, и работу отправляют на доработку. Для того, чтобы понять, как правильно раскрывать тему и писать заключение, есть определенные рекомендации. Они помогут сделать все максимально точно и эффективно.
Заключение к исследовательской работе подразумевает определенный итог, который дает возможность оценить результаты в целом. Ведь именно выводы исследовательской работы дают возможность понять, была ли достигнута цель и получили ли те результаты, к которым стремились.
Объем заключения исследовательской работы достигает двух-трех страниц. Здесь должно уместиться все то, что имеет содержание собранного материала.
Сделать это нужно для того, чтобы не читать основную часть, а сразу понять, что было сделано и какие результаты достигнуты. Рассмотреть общий итог.
Стоит также заметить, что научный руководитель редко читает всю работу. Обычно, уделяет внимание введению и заключению, после чего делает выводы о работе в целом, не тратя на это лишнее время.
Сложно разобраться самому?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Заключение исследовательской работы: общая характеристика
Заключение исследовательской работы говорит о том, что уже было сделано. Достигнута ли цель, смогли ли уделить внимание поставленной задаче, решены ли проблемы по мере написания работы. Все это крайне важно, поскольку в первой части работы вы только делаете предположения, а вот в заключении, рассказываете, смогли ли реализовать идеи.
Связь каждого раздела тесная, поэтому в заключении нужно повторять актуальность, наличие объекта и предмета в работе.
В том случае, если в исследовательской работе не были сделаны выводы, тогда результаты не примут на защиту. Ведь любой научный проект нацеливается на исследование, посвящение проблеме, нахождению решения. Чтобы получить высокую оценку, необходимо сделать все верно. И написание заключения является здесь важным аспектом, чтобы полностью раскрыть тему.
Написание заключения исследовательской работы: подробная инструкция
Для того, чтобы понимать лучше, как написать заключение, лучше рассмотреть данный момент не спеша. Посвятить данной задаче хороший уровень внимания, и тогда для авторов не возникнет дополнительных трудностей.
Не нашли что искали?
Просто напиши и мы поможем
В процессе защиты научной работы, можно рассказать о том, что именно написали в заключении. Постарайтесь должным образом продумать эту часть.
Выводы о заключении: что можно сказать напоследок
В написании заключения научной работы нет ничего сложного. Необходимо лишь отнестись к этому серьезно и с должным вниманием. Также важно использовать термины, которые указаны в научной работе, привести примеры.
В плане объема заключения, то здесь цифры достигают в две-три страницы. Для авторов это тоже очень важно, поскольку при большем объеме, это будет говорить, что не получилось лаконично подвести итоги.
Часть заключения позволяет применять выводы, которые уже прописывались в работе. Для авторов это не должно быть сложно, поскольку работа уже обдумана, и выявлены основные моменты научных проблем.
Творческие проекты и работы учащихся
Заключение проекта – это итог работы, суть которой должна быть понятна без чтения основной части творческого проекта школьника. Часто школьники задают вопрос, что писать в заключении проекта или как написать заключение в проекте? Приведем подробный и полный ответ на данные вопросы.
В заключении индивидуального творческого проекта по технологии последовательно излагаются полученные результаты, обращается внимание и делаются выводы по достижению цели и выполнении поставленных задач, дается оценка полноты решения задач.
В заключении проектной работы также дается самооценка учащимся проделанной им работы. Заключение проекта по технологии может содержать рекомендации по конкретному использованию результатов работы, ее экономическую, экологическую, научную или социальную значимость.
Выводы в заключении проекта
В некоторых случаях возникает необходимость указать пути продолжения исследования темы или усовершенствования изделия, а также конкретные задачи, которые предстоит при этом решать.
Содержание раздела заключение должно представлять собой обобщение наиболее значимых результатов работы и выводов.
Выводы должны быть написаны четким, лаконичным и ясным стилем. Важно написать, что Вы сделали и к каким выводам пришли в результате проделанной работы.
Важно, чтобы выводы в заключении проекта по технологии соответствовали задачам творческого проекта, поставленным в исследовании и сформулированным во Введении творческого проекта учащегося. По тому, как грамотно написано заключение проекта, судят о Вашем умении обобщать, выделять то существенное, что достигнуто в результате проведенной работы.
Объем заключения творческого проекта – 0.5-1.5 страницы.
Рекомендации по составлению заключения проекта
Дальше можно написать немного о развитии идеи творческого проекта, если это не было вынесено в отдельный раздел. Напишите в заключении проекта, что приобретено вами от создания и реализации проекта: новые знания, умения и навыки.
Также, можно отметить в заключении проекта, где нашло применение полученное изделие, например, используется учителем на уроках в качестве наглядного пособия, сестрой, мамой и т.д.
Напишите в заключении про новизну и оригинальность изделия вашего проекта.
Пример заключения творческого проекта
Приведем пример и образец заключения творческого проекта по технологии на создание игольницы с оценкой деятельности автора работы.
Пример 1. Заключение. Оценка своей деятельности.
довольна ли я результатами своей работы. Нравится ли мне мое изделие, и стану ли я его использовать. После непродолжительного использования, я осталась довольна: игольница не переворачивается, игла входит в нее легко и не теряется, игольница заметна, всегда легко найти. При этом она нарядна и может служить украшением интерьера.
Цель моего творческого проекта достигнута, задачи в ходе работы выполнены полностью.
Мне кажется, что полученные навыки по вышивке лентами, обязательно пригодятся в жизни. Можно придумывать рисунки самой, обращаясь к природе, фантазировать.
Мне очень понравилось вышивать лентами. Я не думала, что из таких доступных, обычных и недорогих материалов (лент) можно создать такие красивые композиции и вышить их.
Если Вы хотите разместить ссылку на эту страницу, скопируйте и установите у себя на сайте, в блоге или форуме один из следующих кодов:
Код ссылки на страницу «Заключение творческого проекта«:
Заключение творческой работы
Раздел «Результаты проекта»
Данный раздел заявки предполагает, что авторы переформулируют цели и задачи проекта в виде желаемых результатов. Основной принцип формулирования результатов – предельная конкретизация того, что будет считаться результатом деятельности. На этом этапе формулируются желаемые результаты деятельности в заданный временной период, определяются причинно-следственные связи между результатами разного уровня.
Кроме того, необходимо помнит, что результаты делятся на количественные и качественные. Соответственно, при описании раздела необходимо помнить, что любой проект предполагает достижение не только количественных результатов, но и качественных.
Организация предполагает сформировать у желающих найти работу навыки составления резюме и ведения переговоров с потенциальным нанимателем. В качестве метода достижения этого результата выбрано обучение в форме семинаров. Количество обучаемых составляет 40 человек. При этом организация не считает своей задачей трудоустройство обученных на семинарах. Организация может попытаться проследить, сколько из обученных нашли работу.
Но чтобы трудоустроить участников семинаров, нужно предусмотреть дополнительные виды деятельности, которые в этой схеме не отражены. Гипотетически организация могла бы параллельно вести базу данных по имеющимся вакансиям, поддерживать контакты с работодателями, давать рекомендации для устройства на работу, помогать пройти испытательный период и пр. В этом случае трудоустройство 30 человек могло бы уже стать результатом деятельности на заданный временной период.
Если же организация формулирует для себя результат как повышение жизненного уровня 30 обученных, то она должна включить в свой план деятельности еще целый ряд направлений.
Алгоритм описания результатов проекта
Изменение ситуации | 20 человек повысили свой жизненный уровень. |
Воздействие (Цель) Эффект | 30 человек нашли работу. |
Результат (задача) Результаты деятельности | 40 человек получили знания, умения, навыки…. |
Непосредственный результат («выход») Услуги и/или продукты, произведенные по программе; количественное выражение деятельности | Прошли обучение 40 человек. |
Деятельность Мероприятия по программе | Обучающие семинары. |
Вложения / Ресурсы («Вход») | Помещение для проведения семинаров, канцелярские товары, оборудование, опыт, сотрудники, деньги… |
В следующем примере можно увидеть взаимосвязь цели и задач проекта с результатами, а так же формулирование критерия оценки результата.
Оценка. Каким образом, по каким критериям Вы будете оценивать эффективность проекта? Какие данные Вы будете собирать для оценки достижения цели и решения задач проекта, как анализировать и использовать эти данные? Необходимо продумать критерии оценки ожидаемых результатов. Каждому результату должны соответствовать качественные и/или количественные индикаторы оценки. Если предполагается анкетирование, приведите примерные вопросы, которые будут включены в анкету.
В заявке должен быть раздел, объясняющий, каким образом будет оцениваться успех или неудача в достижении поставленных целей. Если ваши цели — конкретные и измеримые, то написать этот раздел не составит труда, так как вы точно знаете, чему именно нужно дать оценку. В этом случае вы должны пояснить:
— каким оценочным инструментарием вы будете пользоваться (например, тесты, исследования, анкеты, интервью, результаты научных наблюдений);
— кто и почему будет производить измерения;
— кто или что и в какой момент времени измеряется.
Раздел «Бюджет»
В каждой заявке по проекту будет указан бюджет (смета). Полноценная заявка должна сама приводить к форме и содержанию бюджета. Если в заявке приведены все обоснования по привлечению дорогостоящей технической помощи, бюджет будет это отражать. Если в плане по проекту убедительно доказана необходимость учебной поездки в другую страну для бенефициаров проекта, то такая деятельность также будет отражена в бюджете.
В бюджете должен быть представлен подробный, отражающий все нюансы, перечень предполагаемых в данном проекте затрат и доходов. Необходимо указывать реалистичную и полную информацию, не завышать и не занижать затраты. Необычайно важна колонка «Собственный вклад организации». Чем больше вы вкладываете сами, тем внушительнее выглядит ваше непреклонное желание реализовать проект. Следовательно, осмотритесь и вложите в проект всё, что может пригодиться, неважно, денежный это вклад, то, что вы получили из других фондов, или безденежный (in-kind). Безденежные вклады – это товары или услуги, имеющие непосредственное отношение к проекту и используемые в ходе его реализации. Примером такого вклада может быть помещение, предоставленное вам другой организацией, аренда имеющегося компьютерного и копировального оборудования и т.п. Хотя эти услуги и товары вам ничего не стоят, вам пришлось бы просить фонд выделить средства на их покрытие в случае, если бы вы не позаботились о них сами. Доходы могут включать в себя другие гранты (полученные или запрошенные), пожертвования от частных лиц. Ваша цель: предупредить все вопросы, касающиеся бюджета, которые могут возникнуть у фонда. В вашем бюджете не должно быть никаких сюрпризов, расходные пункты бюджета должны отражать только то, о чем шла речь в разделе «Деятельность по проекту» (если в этом разделе вы не упоминали транспортные услуги, то не включайте в бюджет сумму на покупку микроавтобуса). Избегайте неконкретных пунктов, например, «прочее» или «другое». В разъяснении к бюджету укажите, как были оценены безденежные вклады.
Критерии оценки бюджета
— Четко разграничиваются средства, получаемые от донора и из других источников.
— Соответствует описательной части заявки.
— Сумма достаточна для обеспечения всех работ, указанных в описательной части заявки.
— Включает все статьи, финансируемые донором.
— Включает все статьи, финансируемые из других источников (в том числе из собственных ресурсов заявителя).
— Включает все виды работ на добровольной безвозмездной основе.
— Отделяет расходы на пособия и налоги от заработной платы.
— Включает оплату консультантов и других работников по контракту.
— Отделяет оплату труда от прочих прямых расходов.
— Включает все непрямые расходы, если нужно.
Учимся грамотно представлять результаты исследования в своем проекте
Любое исследование независимо от его направления, характера, направлено на развитие автора, обретение им более глубоких и качественных знаний, навыков. В результате выполнения ряда действий он получает определенные результаты, которые необходимо грамотно и правильно отразить в проекте.
Любое исследование независимо от его направления, характера, направлено на развитие автора, обретение им более глубоких и качественных знаний, навыков. В результате выполнения ряда действий он получает определенные результаты, которые необходимо грамотно и правильно отразить в проекте.
Студенты чаще всего оформляют результаты исследования во всевозможных лабораторных отчетах, отчетах по практике, курсовых работах и ВКР. Аспиранты и соискатели выполняют более трудоемкую работу, а ее результаты излагают в монографиях, диссертациях и пр.
Какие формы представления результатов существуют?
В зависимости от того, какую именно работу выполняет автор: студенческую, аспирантскую или научно-исследовательскую, зависят правила оформления полученных результатов.
Отражение исследования
На практике выделяют два основных вида отражения хода исследования и итогов:
Данная разновидность предполагает, что исследователь не просто проводил какой-то эксперимент и фиксировал полученные результаты, но и защитил свой труд в целях обретения конкретных компетенций, квалификации. Например, автор написал кандидатскую диссертацию, успешно преодолел ее защиту и получил соответствующую ученую степень.
В данном случае к проекту и оформлению результатов предъявляются жесткие требования: порядок расположения текста, графических материалов, таблиц, ссылки и сноски уникальность материала и пр.
Данный вариант представления результатов исследования включает в себя несколько подтипов: устные изложения, публикации и компьютерные способы. Здесь интерпретация хода исследования и полученных итогов происходит при помощи выступления с докладом перед аудиторией, размещением научной статьи в журнале или электронной библиотеке, посредством использования различных компьютерных программ (видеозапись, презентация и пр.).
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Жестких требований к оформлению результатов в этом случае не предъявляется. Достаточно грамотно, кратко и емко рассказать о проделанной работе, отметить полученные результаты, их применимость и важность, новизну.
Как представить результаты научной работы?
Научная работа представляет собой письменное оформление всех произведенных действий с учетом конкретных требований. Научной работой признается монография, диссертация, то есть глобальное, весомое исследование, в ходе которого были получены новые и эффективные решения актуальных проблем.
В каком виде могут быть представлены результаты проведенного исследования?
В данном случае автору проекта предстоит соблюсти принципы краткости и лаконичности, последовательности и логичности, аргументированности и обоснованности, уникальности.
Как правило, полученные результаты исследования оформляются в отдельном разделе, где интерпретируется, что было получено, насколько это эффективно, как и где применимо и пр. Здесь важно подчеркнуть правоту исследователя, отметить новизну предлагаемых решений, их значимость и пр.
Оформление материала зависит от того, в каком виде автор намерен их интерпретировать: научная статья, монография, диссертация, отчет о НИР, научный доклад и пр.
В научной статье достаточно кратко отметить итоги исследования, а в монографии или диссертации детально расписать «Что? Где? Когда? Как? Зачем?».
Притом оформление научной статьи будет адаптировано под требования конкретного издания, а диссертация должна соответствовать требованиям ГОСТ 7.0.11-2011.
Как оформить результаты научного исследования?
Результаты научного исследования могут быть как в виде различных расчетов и показателей, так и выводов на основе анализа теорий, концепций, информации и пр.
Расчеты лучше всего представлять в табличной форме, где четко видна динамика показателей, отклонения от нормативов и пр. В то же время допустимо использование всевозможных графиков, схем, диаграмм, которые наглядно отражают картину, упрощают восприятие информации и способны просто и емко показать, что было и что будет, эффективность предлагаемых мер и пр.
Правила для оформления научной работы
В зависимости от того, какую форму интерпретации результатов выбрал исследователь, необходимо учесть правила оформления. Так, каждая таблица должна быть пронумерована и иметь заголовок (над таблицей), отражающий суть анализа (например, группа определенных показателей). Сама таблица располагается по ширине страницы.
Рисунки и схемы, графики располагаются по центру листа А4. Они также должны меть наименование и обозначение (рис., илл.), номер. Притом наименование графического материала указывается под ним.
Чтобы создать понятный и емкий рисунок или таблицу, необходимо грамотно скомпоновать данные, разбить на смысловые и взаимосвязанные блоки и интерпретировать их при помощи схем, чертей, графиков и пр. Данное правило поможет также в формировании презентации.
Таким образом, интерпретация результатов исследования зависит от вида работы и способов отражения. Автору следует тщательно проанализировать имеющиеся сведения и подобрать оптимальный вариант отражения полученных итогов, чтобы это было интересно и понятно, кратко и емко.
Трудности с учебой?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!