Что написать коллективу когда увольняешься
Прощальное письмо коллегам при увольнении
Прощальное письмо при увольнении – документ, который не носит обязательного характера, но все же является частью корпоративной культуры, знаком уважения к бывшим сослуживцам и проявлением элементарной вежливости. Такие прощальные послания пришли к нам из западных стран, где они очень распространены. На сегодняшний день в нашей стране их написание не является общеприменимым правилом, однако во многих крупных компаниях с большим количеством сотрудников прощальные письма уже перестали быть чем-то экстраординарным и из ряда вон выходящим.
Зачем писать
По большому счету, основная задача у подобного послания одна: информировать коллег, сослуживцев, партнеров и т.п. об увольнении. Кроме того, в письме довольно часто указывается новое место работы (для поддержания деловых контактов в дальнейшем), а также данные о преемнике. Теплые, дружеские слова в адрес бывших коллег позволяют сохранить с ними хорошие отношения, что, в свою очередь, может иметь большое значения для будущей карьеры увольняющегося сотрудника.
Кому адресовать
В качестве получателя могут выступать как коллеги отправителя внутри компании-работодателя, причем, независимо от их должностного ранга, так и представители других организаций, с которыми увольняющемуся приходилось тесно взаимодействовать в решении профессиональных вопросов. Также прощальное письмо может быть адресовано клиентам и заказчикам, с которыми хочется сохранить хорошие деловые отношения.
Важное уточнение: если письмо адресуется группе сотрудников, то в обращении так и стоит указывать, без перечисления конкретных имен, а если получатель – руководитель, то к нему нужно обязательно обращаться по имени-отчеству.
Какой стиль использовать
На самом деле, стиль прощального письма может быть самым различным – здесь фантазия и возможности увольняющегося сотрудника ничем не ограничены. В числе прочего, форма подачи письма во многом может зависеть от причины увольнения.
Например, если произошло увольнение из-за несоответствия занимаемой должности, можно составить юмористическое послание, с акцентом на благодарность коллегам за помощь в понимании того, что данная работа не подходит автору послания. Единственное требование: не скатываться до иронии по отношению к коллегам, а тем более до злой сатиры.
Еще один вариант – высказать в письме все то недовольство, которое накопилось за долгие годы работы в коллективе. Такое письмо обычно носит выраженный негативный характер, но на некоторое время позволяет уменьшить стресс от увольнения. Правда, в этом случае, не стоит рассчитывать на поддержание в дальнейшем дружеских отношений с бывшими коллегами.
На практике встречались и стихотворные прощальные послания, но это особые случаи, когда автор не только хочет сделать яркий прощальный жест, но и обладает определенными навыками креатива.
Ну и самый простой и незамысловатый способ попрощаться с коллегами: составление формального сообщения. Оно особенно актуально тогда, когда речь идет о вполне мирном и даже выгодном увольнении (например, при переходе автора письма на более высокую должность).
Чего следует избегать при написании письма
В письмо нежелательно включать эмоционально окрашенные выражения, недостоверные, а тем более заведомо лживые сведения и колкие замечания в адрес коллег. Категорически недопустима ненормативная лексика, фривольность и грубости.
Также не нужно писать слишком длинные послания – следует уважать время других людей, но и слишком короткими сообщениями лучше тоже не ограничиваться (чтобы не сложилось ощущения недосказанности, способное вызвать толки и пересуды).
Правила и пример составления прощального письма коллегам при увольнении
Понятно, что единого образца письма нет и быть не может. Оно всегда составляется по широко распространенным шаблонам или же в свободном виде, но некоторых правил и норм придерживаться при любом варианте все же желательно.
Тон послания должен быть доброжелательным, спокойным, сдержанным. При написании следует тщательно придерживаться правил и норм русского языка, особенно по части лексики, грамматики и пунктуации.
Письмо можно писать как от руки, так и печатать на компьютере, при этом первый вариант даст понять бывшим сослуживцам об особом, даже несколько личном характере послания.
Как отправить прощальное письмо
Самый простой и быстрый способ – сделать массовую рассылку через электронную почту. Это позволит охватить максимально большой круг получателей и довести до их сведения необходимую информацию. Также можно задействовать факсовую пересылку или же отправку через Почту России (второй вариант подходит в тех случаях, если информирование заинтересованной стороны носит официальный характер). И хотя оба эти способа в последние годы используются крайне редко, но и они находят своего пользователя.
Прощальное юмористическое письмо коллегам
Прекращение трудовых отношений – это не только оформление нужных документов. Отношения – они на то и отношения, что предусматривают определенную связь личностного характера. Уходя, вежливо сказать «до свидания» – это признак хорошего тона. Но как это можно сделать в большой компании, особенно, если должность увольняющегося имела отношение не к одному подразделению, а к в предприятию в целом?
В западных корпорациях написание такого рода прощальных писем остающимся коллегам с рассылкой по электронной или внутренней почте давно стало общим правилом. Это удобно: не нужно много раз повторять одно и то же, выслушивать дежурные ответы, зато проявлено внимание и хорошее воспитание, сохранены коллегиальные связи. Почему бы не внедрить этот способ прощания с сослуживцами у нас?
Структура прощального письма
Это не вполне деловой документ, и составление его не обязательно. Но логичное изложение станет еще одним плюсом к доброй памяти о вас. Включите в письмо:
Чего писать не надо ни в коем случае
Текст письма не обязан быть формальным, вполне допустимо составить письмо с юмористическим подтекстом, конечно, не переходя определенных границ деликатности.
Пример юмористического прощального письма
Сотрудникам ООО «Лидер»
буфетчицы Шевцовой Т.А.
16 августа 2017 года
Всем, всем, всем работникам ООО «Лидер»!
Последнее известие, которое перевернет ваше представление об обычном рабочем дне!
Знаете ли вы, что случится 2 августа этого года? Потом не говорите, что вам не сообщили.
Ваш обеденный перерыв теперь полностью переменится. Вы явитесь в столовую – и не увидите за стойкой вашу неподражаемую толстушку-буфетчицу Татьяну. Вместо нее утренний кофе вам будет наливать молоденькая и стройная выпускница кулинарного техникума.
А я собираюсь стать помощником повара в кафе «Дисвет», которое совсем рядом с нашим офисом. Оказывается, в наш буфет каждое утро ходил директор этого кафе – и все ради моей фирменной запеканки. После долгих уговоров и общения прибавки к зарплате ему удалось меня переманить. Но, конечно, главная причина – это еще один шаг в кулинарной карьере, а значит, к моей мечте.
Так что жду вас непременно на деловой ланч или праздничный банкет по любому поводу.
Если кто-то захочет лично пожелать мне удачи, то еще 2 недели я по-прежнему за стойкой. Спасибо, что не скупились на похвалы и иногда не забывали оставлять мне сдачу.
1 августа в обеденный перерыв приглашаю отпраздновать последний месяц лета и мой новый шаг сладким тортом.
Неизменно ваша, будущий шеф-повар
Шевцова Татьяна Александровна.
Пример прощального письма коллегам с юмором в стихах
Я к вам пишу – чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Я через пару дней на воле,
А вам – работать продолжать.
«Я ухожу», – так лаконично
Об этом сообщаю всем.
Для вас настанет день обычный,
А мне же – время перемен.
Почти два года я в рекламе
Старался так себя найти!
Наверно, видите и сами,
С рекламой нам не по пути.
Теперь иду я в путь тернистый:
Фриланс меня собой манит,
Быть может, путь свободы чистый
Успех финансов озарит.
Спасибо вам за пониманье,
Терпение и соцпакет,
Я вам желаю на прощанье
Здоровья, денег и побед.
Пишите мне на электронку,
Когда нужда возникнет в том,
Мой адрес (да, намек, не тонкий!)
«yavalentin@com».
Почти бывший менеджер отдела рекламы
Валентин Афанасьевич Синицын
Как увольнять сотрудников вежливо и без сожалений
Долгое время в корпоративном мире было распространено мнение, что увольнение подобно смертной казни. Ничего глупее быть не может. Если увольнение – это смертная казнь, неудивительно, что менеджеры до последнего тянут, лишь бы не увольнять работника, который не справляется.
Здесь более уместна другая метафора: увольнение – это полюбовный развод. Как бы ни было больно сейчас, развод даст толчок, который поможет исправить ошибки и позволит двигаться дальше к более приемлемому для обеих сторон будущему. Если все сделать правильно, таким толчком может стать и увольнение. Вот пошаговое руководство к действию.
Начните с плана на переходный период
Назначьте время увольнения. У экспертов нет единого мнения о том, когда именно стоит увольнять сотрудника, но все они сходятся на том, что выбор времени для такого решения должен быть обоснован. Если вы сообщите сотруднику о принятом решении в начале дня и в начале недели, он быстрее сможет приступить к поиску новой работы и, возможно, не проведет все выходные в подавленном настроении или, что еще хуже, в мыслях о мести. С другой стороны, если уволить кого-то днем в пятницу, остальных сотрудников это практически не затронет.
При любом решении руководствуйтесь интересами компании. Вероятно, вам приходится мириться с отсутствием результата вот уже несколько месяцев в надежде, что ситуация исправится сама собой. Теперь, когда конец близок, распланируйте переходный период так, чтобы минимально затронуть работу компании и остальных сотрудников.
Поищите резервы внутри компании: возможно, на освободившееся место можно кого-то назначить. Пока вы подбираете кандидата и готовите его к вступлению в должность, с увольнением можно и повременить. Возможно, стоит ненавязчиво оповестить клиентов и партнеров о том, что в ваших рядах предстоят изменения.
Представьте, что вы выступаете перед судом присяжных
Чтобы у вашего решения было прочное основание, представьте, что вы выступаете с речью перед судом и даете показания, а адвокат сотрудника всячески пытается доказать, что вы уволили его без всяких причин или, что еще хуже, в отместку за что-нибудь. Попробуйте найти в обосновании вашего решения все, что можно счесть пустой отговоркой или свидетельством личной неприязни.
Действуйте постепенно
Все проблемы при увольнении возникают из-за необдуманных действий. Если хочется что-то сказать, не торопитесь. Запишите ключевые мысли на листе бумаги и сверяйтесь с ним. Нужно четко понимать, что происходит. Это не сеанс у психотерапевта. Вы сообщаете человеку о том, что принято решение его уволить, и это решение – окончательное. Поэтому действовать нужно так:
1. Начните с самой сути. Вместо светских разговоров перейдите к делу. Вот пример того, как можно начать встречу с увольняемым: «Садитесь, у меня для вас плохие новости». Если вы с самого начала сообщите человеку о том, что ему предстоит услышать что-то неприятное, он сможет морально подготовиться и будет слушать вас внимательнее.
2. А теперь переходите к неприятному. В одном-двух предложениях расскажите сотруднику о том, что его увольняют и почему это происходит. Говорите в прошедшем времени, то есть «принято решение вас уволить», а не «вас увольняют». Вот пример: «Знаете, Мэри, мы уже говорили о проблемах с качеством в вашем отделе. По данным отчета за прошлый месяц, ваш отдел все еще на последнем месте по показателям качества. Мы решили, что нужно что-то менять, поэтому с сегодняшнего дня вы уволены».
О чем следует помнить, когда вы сообщаете сотруднику об увольнении:
Неправильные слова: «Знаю, что вы сейчас чувствуете». На самом деле вы не знаете, как себя чувствует человек, которого увольняют.
Не говорите: «Я знаю, что сейчас вам плохо, но потом вы поймете, что это было только к лучшему». Это не так. Увольнение – это очень травматичное событие.
Не оправдывайтесь («Вы должны были понимать, чем это грозит»).
На всякий случай приготовьтесь к слезам и эмоциям.
Инстинкт выживания очень силен, поэтому дайте сотруднику время осмыслить сказанное. И не забывайте о золотом моральном правиле: относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе.
3. Выслушайте сотрудника. Все люди реагируют на сообщение об увольнении примерно одинаково. Наиболее часто встречающиеся реакции – шок, отрицание, гнев и печаль. Послушайте, что скажет сотрудник. Так вы поймете, как он воспринял это известие, и сможете продумать, как действовать дальше.
Четыре вида реакций на увольнение
Шок
Как реагировать: признайте за человеком право на эмоцию; не спорьте и не оправдывайтесь; повторите и закрепите сказанное.
Отрицание
Как реагировать: убедитесь, что собеседник понял, что вы сказали; повторите сказанное; повторяйте до тех пор, пока сотрудник не поймет, что вы сказали.
Гнев
Как реагировать: признайте за человеком право на эмоцию; не пускайтесь в подробные разъяснения о причинах решения; не оправдывайтесь; говорите твердо и настойчиво.
Печаль
Как реагировать: признайте за человеком право на эмоцию; продолжайте разговор; сделайте акцент на будущем.
4. Обговорите все важные моменты. Опишите увольняемому во всех подробностях о том, что будет дальше. Сообщите обо всем, что касается выплат, пособий, неиспользованного отпуска, рекомендательных писем, содействия в трудоустройстве, объяснений коллегам, текущих проектов и т. д. В этот момент вы не можете позволить себе фразу: «Мы с вами обсудим это позже».
5. Не стоит сопереживать тем, кто этого не заслужил. Почти все мои знакомые руководители – чуткие и внимательные люди. Однако, когда приходит время кого-то уволить, они начинают жалеть совсем не тех. Они так волнуются за судьбу сотрудника, которого им предстоит уволить, что напрочь забывают о людях, которые в отличие от увольняемого все-таки справлялись с работой, несмотря на аналогичные сложности, например, в личной жизни.
На самом деле, когда из компании уходят лентяи и те, кто не справляется, оставшимся становится легче, ведь это им приходилось пахать за двоих или доделывать чужую работу. Если увольнения обоснованны, а сотрудников оповещают об этом в уважительной и доброжелательной форме, всем становится ясно, что в компании царит хорошая профессиональная атмосфера.
А вот в организациях, где слабые сотрудники и откровенные лентяи продолжают ходить на работу как ни в чем не бывало, у талантливых и энергичных людей появляется ощущение, что их не ждет ничего хорошего. Те, кто сможет найти другую работу, уйдут. Если же они останутся, это будет означать, что их устраивает компания с низким уровнем требований к персоналу.
И напоследок – самое плохое в увольнениях заключается в том, что зачастую сотрудников увольняют слишком поздно. Приняв решение расстаться с кем-то и двигаться дальше, не нужно тешить себя пустыми надеждами, будто с этим сотрудником что-то еще может получиться. Так не бывает. Помните: самый большой вред бывает не от тех, кого вы уже уволили, а от тех, кого вы еще не уволили.-
Об авторе: Дик Грот – консультант, автор книги How to Be Good at Performance Appraisals («Как оценивать работу сотрудников»), выпущенной издательством Harvard Business Review Press
Образцы текстов для прощального письма коллегам при увольнении
Вы находитесь на второй странице с текстами прощального письма со словами благодарности коллегам при увольнении. Рекомендуем начать просмотр с первой страницы.
Вариант №11
Вчера завершился очередной этап моей жизни и карьеры. Этап, связанный с работой в управлении ЖКХ Пензенской области. Это был сложный, но интереснейший период моей жизни.
Я хочу поблагодарить как тех людей, кто учил меня, помогал, шел рядом все эти 6 лет, так и тех, кто не давал расслабиться.
Оглядываясь назад, должен признать, что сделать удалось далеко не все, что хотелось, но есть и результаты, которыми я буду гордиться.
Спасибо всем, и до новых встреч!
Вариант №12
Мои дорогие друзья!
Хочу сообщить, что с 15 августа я увольняюсь и покидаю компанию «Строй-Проект», где я занимал должность главного архитектора. Причиной ухода послужило поступившее предложение занять должность архитектора-эксперта от компании «Строй-Экспертиза», на которое я согласился.
Придя в компанию «Строй-Проект» младшим архитектором, но спустя уже 3 месяца по воле обстоятельств (отдельная благодарность Харитонову Михаилу, Михееву Руслану и Каменеву Олегу) начал работать на должности, соответствующей моей специальности – главным архитектором. Далее, мой профессиональный уровень быстро повышался (спасибо Савельеву Тимофею и Борисовой Юлии).
За время работы в ООО «Строй-Проект» я приобрел бесценный опыт и знания, новые навыки и умения. Спасибо всем вам за это.
С сегодняшнего дня мои обязанности будет исполнять Годунов Матвей Валентинович. Его контакты: 8(000)000-00-00.
Мне будет не хватать вас. Я надеюсь, что сложившиеся деловые и дружеские отношения между нами не прекратятся в связи с моим переходом в другую организацию. Я буду искренне рад встретиться с вами в неформальной обстановке и слышать ваши голоса в телефонной трубке. Мои контакты: 8(000)000-00-00.
Каждому из вас я желаю успешной карьеры, взлетов без падений, неуклонного движения вперед – к намеченным целям.
Вариант №13
Сегодня – мой последний рабочий день. Всегда старался работать на совесть и результат, гордился и любил свою работу. Наш дружный коллектив стал для меня не только источником ценного опыта, но и настоящей семьей: мы спорили и веселились, ругались и мирились, искали идеальные решения и компромиссные… как и бывает в настоящей семье.
Вы помните, главное в любой работе – чтобы не было безразличия. А когда нет безразличия – всякое случается. Простите те, чьих надежд я не сумел оправдать, простите и те, кого вольно или невольно обидел.
Спасибо всем тем людям, которые поверили в меня семь лет назад и доверили руководить одним из сложнейших проектов АО «Хабаровск-РемСтрой». Я искренне старался оправдать оказанное высокое доверие и работать на совесть. Но любой проект рано или поздно заканчивается и надо идти дальше. На данный момент идти дальше вместе с компанией, для меня – не лучший сценарий развития событий.
Спасибо всем за поддержку, плодотворно проведенное время, хорошее отношение ко мне как к человеку и коллеге. Желаю вам удовлетворения от работы, успешной карьеры, интересных и прибыльных проектов, взаимопонимания в коллективе!
Вы по-прежнему можете рассчитывать на мои консультации, профессиональную помощь и поддержку по телефону 8(800)000-00-00.
Вариант №14
С большим удовольствием сообщаю, что с 1 июля мне предстоит покинуть ваш дружный коллектив в связи с переходом на новую должность – я стану мамой. Поскольку неизвестно, насколько быстро я вернусь из декретного отпуска (и будет ли, куда возвращаться), хочу попрощаться с вами. Надеюсь, что прощаюсь не навсегда.
От души благодарю всех вас за понимание, помощь и поддержку, за то, что дарили свои теплые улыбки, за то, что делились радостями и горестями, за то, что были тактичны когда нужно и остроумны когда уместно. Работать с вами было не только приятно, но и полезно для собственного развития. Я ценю каждый день проведенный с вами, потому что каждый день вы вносили свой вклад в мое профессиональное становление.
Желаю всем отличного настроения, профессиональных побед, плодотворной работы и стабильности. Буду рада общению и новостям.
Вариант №15
Рад сообщить вам о своем уходе на заслуженный отдых. Прошу не сочувствовать и не желать мне хоть как-нибудь реализовать себя на пенсии. Ухожу я с радостью, и бессрочный отпуск пенсионера для меня – желанный и долгожданный, полный планов и замыслов.
Мы неплохо потрудились вместе и каждый из вас оставил в моей душе светлый след. Поэтому хочу поблагодарить за профессиональное мужество и доблесть, работоспособность и самоотдачу каждого из вас. За то, что всегда вникали в стратегические цели возглавляемого мной отдела и старались максимально эффективно решить любую поставленную перед вами задачу. За активное участие в мероприятиях и неравнодушие – отдельное вам спасибо.
От души желаю каждому из вас устойчивого развития – профессионального, творческого, духовного, физического, эмоционального. Буду рад продолжить с вами сложившиеся дружеские отношения.
начальник отдела сбыта АО «Энерго-Кабель»
Вариант №16
За время совместной работы вы стали частью моей жизни и я не могу уволиться не попрощавшись с каждым лично.
В первую очередь выражаю благодарность своему руководителю – Ромашову Илье Давыдовичу, за предоставленные возможности раскрыть свой потенциал, профессионально реализоваться и передачу ценного профессионального опыта.
Борзенковой Алисе Евгеньевне спасибо за умение уладить любой конфликт, способность сделать любой спор конструктивным и талант создать атмосферу взаимопонимания и гармонии. Теперь я знаю приемы эффективной коммуникации и плодотворного взаимодействия в коллективе.
Симонову Андрею Прохоровичу спасибо за способность сложное сделать простым и легко объяснить необъяснимые вещи. При помощи вашего виртуозного владения профессиональной, бытовой и ненормативной лексикой мне удалось усвоить то, что не силах были объяснить профессора в вузе и теперь я могу с чистой совестью называть себя состоявшимся специалистом, знающим не только базу, но и нюансы профессии.
Архипову Дмитрию спасибо за умение добыть самую вкусную порцию во время обеденного перерыва. Благодаря вам я знаю как с пользой для организма потратить время перерыва и умею не «витать в облаках» во время обеда.
Соколова Мария, Астахова Дарья, Федоров Максим и Голубев Юрий – спасибо вам за лучезарные улыбки по утрам, жизнеутверждающие высказывания в напряженные моменты, свежие идеи совместного времяпровождения во время стажировки и совместные мечтания.
Ребята, мне очень приятно было работать с неравнодушными, обаятельными, открытыми и настоящими людьми. Каждый из вас заслуживает блестящей карьеры и способен справиться с любыми трудностями. Желаю вам неуклонного профессионального роста, оправдания всех добрых надежд и ожиданий, воплощения в реальность всех замыслов!
Как правильно увольняться: алгоритм красивого ухода
⏱ Время прочтения — 3 минуты
Заранее сообщите непосредственному руководителю о своем уходе
Начнем с того, что, если вы только думаете об уходе, потому что вас что-то не устраивает на нынешнем месте, не стоит делать резких движений и заявлять об увольнении — поговорите тет-а-тет со своим прямым руководителем. Иногда финансовые или внутрикорпоративные причины, по которым вы хотите покинуть компанию, легко решаемы, достаточно о них просто сообщить.
Если же ваше решение уйти окончательное, скажите об этом как можно раньше, чтобы компания успела найти вам замену. В короткий срок подобрать нового сотрудника и передать ему дела почти невозможно. Будет идеально, если вы сами заранее начнете готовить себе преемника, особенно это касается руководящих позиций, на которых завязаны важные процессы и лежит большая ответственность.
Если вы были лояльны к месту работы, сообщите руководителю настоящую причину ухода и дайте честную обратную связь, чтобы он мог что-то улучшить. Даже если вы уходите к конкурентам, скажите об этом лично, потому что коллеги всё равно узнают. Так лучше пусть узнают от вас.
Передавайте дела тщательно и «лично в руки»
Моя искренняя рекомендация: дождаться выхода нового сотрудника на вашу должность и передать дела напрямую. Если вы сделаете это через коллег или оставленный «мануал», может потеряться хронология или материалы, получится «испорченный телефон». Это повлияет на качество оказания услуг клиентам.
Вам нравится эта компания, но вы просто выросли из нее? Предложите замену сами. Это поможет HR-отделу, да и вам будет легче «сдать пост», если на вашу должность возьмут вашего кандидата.
Передавайте дела детально в четком шаблоне, со всеми контактами и ссылками даже на старые версии документов. Период адаптации у новичков достаточно сложный, и, если вы проявите себя как хороший наставник, будете отвечать даже на их незначительные вопросы, это создаст вам позитивный имидж в профессиональной среде.
Отвечайте на вопросы бывших коллег и вашего преемника и после ухода
Если вы вели большой сложный блок, велика вероятность, что в первое время после ухода к вам будут обращаться с уточняющими вопросами. Проявите терпение и профессионализм, не добавляйте бывших коллег в «черный список». Не спешите удалять из компьютера и смартфона переписки и документы по задачам уже бывшей работы — информация из них может пригодиться для помощи бывшим коллегам и сотруднику, сменившему вас. Вам не сложно, а ваш бизнес-имидж станет только лучше.
Поставьте… красивое многоточие
В последний день на работе напишите сообщение в общий чат или письмо, что вы уходите, но открыты к коммуникации и остаетесь на связи. Можно пригласить коллег на небольшой фуршет, если в вашей компании это принято, чтобы красиво сказать «До свидания» и попрощаться на приятной ноте.
Вы не можете знать, когда и где встретитесь снова со своими руководителями и коллегами, поэтому на этапе увольнения будьте максимально корректны, не давайте волю эмоциям, завершите все дела, поблагодарите всех за совместную работу и пожелайте удачи в будущем. Оставьте о себе хорошую память как о профессионале и о человеке.
🚩 Материал был полезен? Поделитесь им с друзьями в соцсетях!
Кнопка репоста — в «шапке» статьи ⏫