Что относится к спиртосодержащей продукции
Что относится к спиртосодержащей продукции
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 102-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 218-ФЗ, от 03.07.2016 N 261-ФЗ, от 02.07.2021 N 345-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. 2.1 в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 481-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. 2.2 введен Федеральным законом от 28.11.2018 N 448-ФЗ)
(пп. 3 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 261-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. 3.1 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 261-ФЗ; в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 278-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 29.07.2017 N 278-ФЗ, от 27.12.2019 N 481-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. 3.3 введен Федеральным законом от 27.12.2018 N 560-ФЗ)
(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 218-ФЗ, от 31.12.2014 N 490-ФЗ, от 02.07.2021 N 345-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 490-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 218-ФЗ, от 25.12.2012 N 259-ФЗ, от 31.12.2014 N 490-ФЗ, от 02.07.2021 N 345-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. 9 в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 345-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 345-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
11) понятия, указанные в статье 3 Федерального закона от 27 декабря 2019 года N 468-ФЗ «О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации», для целей настоящего Федерального закона используются в значениях, определенных в статье 3 Федерального закона от 27 декабря 2019 года N 468-ФЗ «О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации»;
(пп. 11 в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 345-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. 12.2 в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 345-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. 12.4 введен Федеральным законом от 25.12.2012 N 259-ФЗ)
(пп. 12.5 введен Федеральным законом от 25.12.2012 N 259-ФЗ)
(пп. 12.6 введен Федеральным законом от 25.12.2012 N 259-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. 13.1 введен Федеральным законом от 18.07.2011 N 218-ФЗ)
(пп. 13.2 введен Федеральным законом от 18.07.2011 N 218-ФЗ)
(пп. 13.3 введен Федеральным законом от 18.07.2011 N 218-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 31.12.2014 N 490-ФЗ, от 02.07.2021 N 345-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. 13.5 введен Федеральным законом от 02.07.2021 N 345-ФЗ)
(в ред. Федеральных законов от 31.12.2014 N 490-ФЗ, от 03.07.2016 N 261-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. 15.1 введен Федеральным законом от 31.12.2014 N 490-ФЗ; в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 345-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 218-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. 17.1 введен Федеральным законом от 22.12.2020 N 436-ФЗ)
(пп. 18 в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 125-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. 19 в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 125-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. 20 в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 125-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. 21 в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 125-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. 22 введен Федеральным законом от 18.07.2011 N 218-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 30.12.2012 N 286-ФЗ, от 22.12.2020 N 436-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. 28 введен Федеральным законом от 22.12.2020 N 436-ФЗ)
(пп. 29 введен Федеральным законом от 22.12.2020 N 436-ФЗ)
(пп. 30 введен Федеральным законом от 22.12.2020 N 436-ФЗ)
(пп. 31 введен Федеральным законом от 02.07.2021 N 345-ФЗ)
Чем отличается алкогольная продукция от спиртосодержащей
Содержание статьи
Определения понятий алкогольной и спиртосодержащей продукции содержатся в статье 2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ. Под спиртосодержащей продукцией в соответствии с указанной нормой понимается пищевая, непищевая продукция, содержание этилового спирта в которой на стадии готовности составляет не менее полутора процентов от общего объема.
При этом алкогольная продукция является исключительно пищевой, она может изготавливаться как с использованием этилового спирта, так и без его использования. Если в производстве алкогольной продукции применяется этиловый спирт, то его получают из пищевого сырья. Кроме того, при изготовлении алкогольной продукции может использоваться спиртосодержащая пищевая продукция, а минимальное содержание спирта в алкоголе должно составлять не менее половины процента от общего объема.
В чем заключаются основные различия?
Таким образом, основное различие между спиртосодержащей и алкогольной продукцией заключается не только в содержании спирта, но также в предназначении. Так, алкогольная продукция производится исключительно для употребления, поэтому при ее изготовлении используется только пищевое сырье. Спиртосодержащая продукция может быть непищевой, а пищевая спиртосодержащая продукция не используется для непосредственного употребления, но может служить одним из компонентов для алкогольной продукции. Именно поэтому данные виды продукции различаются достаточно существенно. Так, ярким примером спиртосодержащей непищевой продукции является обычная парфюмерия.
Что подразумевается под данными видами продукции?
Алкогольная продукция включает известные всем алкогольные напитки. Они подразделяются на спиртные напитки, пиво, вино, винные напитки, медовуху и некоторые другие виды. Спиртосодержащая пищевая продукция никак не пересекается с алкогольной, но может служить сырьем для изготовления некоторых ее видов. Так, примерами спиртосодержащей пищевой продукции являются винное сусло или пивное сусло, применяемые на соответствующих видах производственной деятельности.
Непищевая спиртосодержащая продукция отличается от алкогольной продукции еще больше, поскольку не может использоваться для непосредственного употребления ни при каких условиях, служит исключительно для хозяйственных, медицинских, косметических и прочих подобных целей.
Спиртосодержащая продукция: закон, производство и продажа
В Российской Федерации есть несколько групп товаров, что являются подакцизными. К ним предъявляются более строгие требования законодательства. К таким товарам относится и спиртосодержащая продукция. Ее производство, оборот и потребление регулируются соответствующим Федеральным законом. Важные основополагающие его положения мы разберем в данной статье.
Что это такое?
Рассмотрим, как главное понятие определяет ФЗ №171 (ст. 2).
По российскому законодательству, таковой считается вся продукция, в которой количество этилового спирта превышает 0,5 % от общего конечного объема.
Разновидности
Спиртосодержащая продукция разделяется на следующие разновидности:
Схожие понятия
Рассмотрим понятия, которые близки к основному, но являются все же отличными от него.
Алкогольная продукция подразделяется на следующие категории:
Закон о спиртосодержащей продукции
В Российской Федерации производство и последующий оборот этилового спирта, а также алкогольных и спиртосодержащих продуктов регулируется ФЗ №171 (1995). Данный закон также вводит некоторые ограничения на потребление, распитие таковой продукции.
ФЗ позволяет обеспечить безопасность употребления спиртосодержащей продукции, удовлетворить нужды потребителей в ней. Он помогает контролировать соблюдение законодательства в области производства и продажи такого рода продуктов, а также их распития.
На что не распространяется ФЗ?
Рассмотрим деятельность, на которую не распространяется действие ФЗ о спиртосодержащей продукции:
Производство
Требования к производству спиртосодержащей продукции заключены в гл. 2, ст. 8.
Все организации, фермерские и крестьянские хозяйства без образования юридического лица, предприниматели, которые занимаются производством этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной продукции, используют в данных целях специализированное технологическое оборудование, обязаны иметь сертификат соответствия, декларацию о соответствии, выданную в порядке, установленном российским законодательством.
Такое технологическое оборудование должно принадлежать производитель по праву собственности, оперативного управления или хозяйственного ведения. Для производства этилового спирта изготовители должны использовать только то пищевое и непищевое сырье, чей перечень определяется Правительством РФ.
Изготовлением этилового спирта имеют право заниматься также и казенные предприятия, иного рода организации, имеющие оплаченный уставной фонд (уставной капитал) объемом не менее 10 млн рублей.
Производители спиртосодержащей продукции должны иметь в своем ведении соответствующие законодательным требованиям складские и производственные помещения. Они могут принадлежать изготовителям по праву собственности, быть в хозяйственном ведении или же оперативном управлении. Можно использовать и арендованные помещения. Но срок аренды не должен быть менее 1 года.
Перевозки
Перевозки денатурата, этилового спирта, нерасфасованной спиртосодержащей продукции (с содержанием спирта не менее 25 %) осуществляются только определенными компаниями. Они обладают транспортными средствами, соответствующими законодательным требованиям касательно подобных перевозок.
Продажа
Что касается розничной реализации, она регулируется ст. 16 ФЗ №171. Продажа спиртосодержащей продукции доступна не всем предпринимателям и организациям.
Законодательство вводит такие ограничения:
Где запрещена продажа?
Существует и ряд ограничений по расположению точек розничной продажи спиртного. Так, ФЗ №171 запрещает устанавливать их в следующих объектах:
Что касается оборота спиртосодержащей продукции, он регулируется ст. 9 ФЗ №171.
Продукция эта является подакцизным товаром, отчего к производству, обороту и розничной продаже предъявляются особые требования.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 102-ФЗ статья 2 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2006 г.
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 2 настоящего Федерального закона
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 261-ФЗ в подпункт 1 статьи 2 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 261-ФЗ подпункт 2.1 статьи 2 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2017 г.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 261-ФЗ подпункт 3 статьи 2 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2017 г.
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 490-ФЗ в подпункт 4 статьи 2 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 июня 2015 г.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 490-ФЗ в подпункт 5 статьи 2 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 июня 2015 г.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 490-ФЗ в подпункт 7 статьи 2 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 июня 2015 г.
8) утратил силу с 1 июля 2012 г.;
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 218-ФЗ подпункт 9 статьи 2 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 июля 2012 г.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 490-ФЗ статья 2 настоящего Федерального закона дополнена подпунктом 10.1, вступающим в силу с 1 июня 2015 г.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 218-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30 июня 2012 г. N 98-ФЗ) подпункт 11 статьи 2 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 июля 2012 г.
Алкогольная продукция
Источники правового регулирования
Рынок алкогольной продукции характеризуется достаточно жестким государственным регулированием и контролем не только за реализацией, но и за производством и другими видами деятельности с алкогольной продукцией.
В правовом регулировании производства и оборота алкогольной продукции преобладают императивные нормы, устанавливающие позитивные обязывания и запреты. Активное вмешательство государства в данную сферу деятельности вызывается крайне нестабильной ситуацией на рынке алкогольной продукции, многочисленными случаями отравлений некачественной алкогольной продукцией.
Целями государственного регулирования рассматриваемых отношений являются обеспечение населения безопасной и качественной алкогольной продукцией, ограничение потребления алкогольной продукции, защита экономических интересов России, а также обеспечение легальности производства и оборота этилового спирта, служащего сырьем для производства алкогольной продукции.
В разные исторические периоды государством применялись различные формы и методы воздействия на производство и оборот алкогольной продукции.
Законом РСФСР от 25 декабря 1990 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности» была установлена государственная монополия на производство алкогольной продукции. Исключительно государственные предприятия и организации осуществляли производство ликероводочных изделий.
В 1993 году была восстановлена государственная монополия и на хранение, оптовую и розничную продажу алкогольной продукции и создана Государственная инспекция по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию.
В результате ряда преобразований структуры федеральных органов исполнительной власти в настоящее время федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также функции по контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по надзору и оказанию услуг в этой сфере, осуществляет Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование).
Существенные изменения и дополнения, направленные на ужесточение требований к субъектам рынка алкогольной продукции, были внесены в Закон об алкогольной продукции Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 102-ФЗ, однако государственная монополия на производство и (или) оборот данного товара введена не была, хотя законопроект о введении государственной монополии на поставку алкогольной продукции был разработан и рассматривался Государственной Думой, но был отклонен.
В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 218-ФЗ, предмет регулирования данного Закона значительно расширен. Действие Закона об алкогольной продукции распространяется не только на отношения в рассматриваемой сфере, участниками которых являются юридические лица независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, отвечающие требованиям, установленным данным Законом, но и на отношения, участниками которых являются индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу спиртосодержащей непищевой продукции, пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, и на отношения физических лиц, состоящих в трудовых отношениях с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, и непосредственно осуществляющих отпуск алкогольной продукции покупателям по договору розничной купли-продажи, а также на отношения, связанные с потреблением (распитием) алкогольной продукции.
Закон не регулирует:
Приоритетной целью государственного регулирования непищевой спиртосодержащей продукции является обеспечение экономических интересов государства, борьба с нелегальным производством продукции. Главной же целью правового регулирования отношений в области производства и оборота алкогольной продукции должна быть поставлена цель защиты интересов потребителей в приобретении безопасной и качественной алкогольной продукции, поэтому целесообразно раздельное законодательное регулирование отношений по производству и обороту пищевой и непищевой алкогольной и иной спиртосодержащей продукции.
Оборот рассматривается в законе как закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа. Закупка и поставки употребляются в данном Законе как экономические понятия.
Полномочия органов государственной власти
Закон об алкогольной продукции определяет полномочия органов государственной власти РФ и субъектов РФ в рассматриваемой сфере. Большинством полномочий обладают федеральные органы.
Так, основными полномочиями органов государственной власти РФ являются:
К полномочиям органов государственной власти субъектов РФ относятся:
Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции осуществляют контроль за соблюдением законодательства в области розничной продажи алкогольной продукции и за ее качеством.
Они могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
Виды спиртосодержащей продукции
Этиловым спиртом считается спирт, произведенный из пищевого или непищевого сырья, и спирт-сырец. Спиртосодержащая продукция подразделяется на пищевую и непищевую.
К спиртосодержащей пищевой продукции относится пищевая продукция (в том числе виноматериалы, любые растворы, эмульсии, суспензии, виноградное сусло, иное фруктовое сусло, пивное сусло).
Алкогольной продукцией признается пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции с содержанием этилового спирта более 0,5% объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с установленным Правительством РФ перечнем. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива.
Водкой признается спиртной напиток, который произведен на основе этилового спирта, полученного из пищевого сырья и воды, с содержанием этилового спирта от 38 до 56% объема готовой продукции.
Использование этилового спирта, произведенного из непищевого сырья, и спиртосодержащей непищевой продукции для приготовления алкогольной продукции запрещается.
Этиловый спирт из пищевого сырья и алкогольная продукция, как уже было сказано, подлежат государственной регистрации.
Хотя алкогольная продукция в отличие от этилового спирта не относится к товарам, ограниченным в обороте, однако предусмотренные Законом об алкогольной продукции специальные требования и ограничения к субъектам, осуществляющим различные виды деятельности с алкогольной продукцией и к самим видам деятельности, свидетельствуют о том, что в отношении алкогольной продукции применяются, по существу, те же критерии ограничения оборотоспособности, что и в отношении этилового спирта.
Субъекты рынка алкогольной продукции
К субъектам, осуществляющим производство и оборот этилового спирта и алкогольной продукции, предъявляются специальные требования. Требования установлены и к организационно-правовой форме осуществляемого вида деятельности, и к объему уставного капитала. Так, производство и оборот этилового спирта (за исключением этилового спирта по фармакопейным статьям) и алкогольной продукции вправе осуществлять казенные предприятия, а также иные организации, имеющие оплаченный уставный капитал (уставный фонд) в размере не менее чем 10 млн. руб. Указанное ограничение размера оплаченного уставного капитала (уставного фонда) не распространяется на организации, расположенные в районах Крайнего Севера. Указанные организации должны иметь соответствующие установленным требованиям производственные и складские помещения в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более. При этом не допускается производство алкогольной продукции обособленным подразделением организации, использующим основное технологическое оборудование для производства этилового спирта. Законом установлены и иные требования. Так, объем производства этилового спирта и алкогольной продукции должен соответствовать установленной норме производственной мощности. В противном случае организация должна направить в лицензирующий орган уведомление о приостановлении использования основного технологического оборудования с указанием даты приостановления. В случае аннулирования или прекращения действия лицензии на производство этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции организация обязана под контролем лицензирующего органа законсервировать основное технологическое оборудование.
Производство водки вправе осуществлять казенные заводы, а также иные организации, имеющие оплаченный уставный капитал (уставный фонд) в размере не менее чем 50 млн. руб.
Следовательно, индивидуальные предприниматели этими видами деятельности заниматься не вправе.
Производство этилового спирта вправе осуществлять казенные предприятия, а также иные организации, имеющие оплаченный уставный капитал (уставный фонд) в размере не менее чем 10 млн. руб. Эти требования введены Федеральным законом N 102-ФЗ и действуют с 1 января 2006 г.
Следовательно, с этого времени производственные кооперативы, некоммерческие организации не вправе осуществлять производство этилового спирта. Данным видом деятельности вправе заниматься, кроме казенных предприятий крупные хозяйственные общества, а также государственные и муниципальные унитарные предприятия, действующие на праве хозяйственного ведения.
Установленные государством требования к величине оплаченного уставного капитала ограничивают коммерческую правоспособность юридических лиц.
Розничную торговлю алкогольной продукцией (за исключением пива и пивных напитков) вправе осуществлять только организации. Субъекты РФ устанавливают для этих организаций требования к минимальному объему оплаченного уставного капитала (уставного фонда) в размере не более 1 млн. руб.
Для деятельности в сфере производства и оборота алкогольной продукции и этилового спирта субъектам необходимо получить лицензию. Все основные виды деятельности в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции подлежат лицензированию, за исключением производства и оборота этилового спирта по фармакопейным статьям, пива и пивных напитков; розничной продажи спиртосодержащей продукции; закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве продукции либо в технических целях.
Порядок выдачи, а также приостановления, возобновления, прекращения действия и аннулирования лицензий подробно урегулирован Законом об алкогольной продукции, за исключением порядка выдачи лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, который устанавливается субъектами РФ с учетом положений данного Закона. Уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти ведет государственный сводный реестр выданных, приостановленных и аннулированных лицензий, а также единый государственный реестр мощностей основного технологического оборудования.
Требования к производству и обороту этилового спирта и алкогольной продукции
Государством осуществляется подробная регламентация всех стадий и проводимых операций с этиловым спиртом и алкогольной продукцией.
Так, на основное технологическое оборудование, используемое при производстве этилового спирта и алкогольной продукции, должны быть получены сертификат соответствия или декларация о соответствии и положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Правила функционирования ЕГАИС и определен перечень информационных данных, представляемых в ЕГАИС. Установлены Требования к программным и техническим средствам фиксации и передачи информации в ЕГАИС.
Закупка этилового спирта для производства алкогольной продукции и спиртосодержащей продукции и (или) использования для собственных нужд осуществляется при условии представления уведомления. Законом об алкогольной продукции уведомление определяется в качестве документа, подтверждающего закупку, в том числе для собственных нужд, поставку, перевозку этилового спирта (в том числе денатурата), нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25% объема готовой продукции и наличие которого является обязательным для организации, осуществляющей закупку, поставки, перевозки указанной продукции. Наличие уведомления подтверждает легальность произведенной сделки.
Организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, а также алкогольной продукции, спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25% объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и (или) декларирование объема их производства и оборота. Индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков, также обязаны вести учет и декларирование объема их розничной продажи. В новой редакции Закона установлена обязанность организаций, производящих этиловой спирт и алкогольную продукцию с его использованием, осуществлять учет и декларирование использования производственных мощностей. Порядок учета объема производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок учета использования производственных мощностей, порядок представления деклараций устанавливаются Правительством РФ для обеспечения достоверности проводимого учета.
Кроме объема готовой продукции учету подлежит и объем безводного спирта в готовой продукции.
Для этого используются автоматические средства измерения и учета концентрации и объема безводного спирта.
Закупка (за исключением импорта), поставка (за исключением экспорта) и розничная продажа алкогольной продукции осуществляются по ценам не ниже цен, устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Перевозки этилового спирта и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25% объема готовой продукции осуществляется только организацией, имеющей в собственности, оперативном управлении, хозяйственном ведении транспортные средства и оборудование для учета объема перевозок такой продукции. Перевозки указанной продукции автомобильным транспортом допускаются только при условии оснащения транспортных средств техническими средствами регистрации в автоматическом режиме движения, которые обеспечивают передачу данных об их перемещении на территории РФ, в том числе о текущем местоположении, пройденном маршруте, времени и месте стоянок, по спутниковым навигационным системам в автоматизированную систему контроля перевозок этилового спирта и спиртосодержащей продукции на территории РФ.
Алкогольная продукция, за исключением пива и пивных напитков, подлежит обязательной маркировке.
Алкогольная продукция, произведенная на территории РФ, за исключением продукции, поставляемой на экспорт, маркируется федеральными специальными марками. Требования к образцам федеральных специальных марок и акцизных марок устанавливаются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2005 г. N 785 «О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками» утверждены Правила маркировки и Правила нанесения на федеральные специальные марки сведений о маркируемой ими алкогольной продукции.
Алкогольная продукция, ввозимая (импортируемая) на таможенную территорию РФ, маркируется акцизными марками, приобретаемыми в таможенных органах организациями, осуществляющими импорт алкогольной продукции. Акцизные марки приобретаются в таможенных органах организациями, осуществляющими ввоз (импорт) на таможенную территорию алкогольной продукции.
Организации должны использовать акцизные марки по назначению и представлять отчет об использовании выданных акцизных марок.
Исчерпывающий перечень документов, необходимых для приобретения федеральных и акцизных марок, установлен Законом об алкогольной продукции.
Федеральные специальные марки и акцизные марки являются документами государственной отчетности. Их значение заключается в удостоверении законности производства и (или) оборота на территории РФ алкогольной продукции и осуществлении контроля за уплатой налогов. Они также являются носителями информации ЕГАИС и подтверждением фиксации информации о реализуемой на территории РФ алкогольной продукции в ЕГАИС.
Оборот этилового спирта и алкогольной продукции осуществляется только при наличии определенных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота. Такими документами являются:
Если указанные сопроводительные документы полностью или частично отсутствуют, соответствующая продукция считается находящейся в незаконном обороте.
Вывоз из Российской Федерации или ввоз в Российскую Федерацию алкогольной продукции осуществляется организациями в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
Начало оборота алкогольной продукции на территории Российской Федерации, под которым понимается дата ее первой поставки, оформляется путем подачи уведомления в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. В уведомлении о начале оборота содержатся сведения об алкогольной продукции определенного наименования, описание ее характеристик и свойств, технологических процессов производства, производственного контроля, хранения, перевозки, реализации, утилизации и маркировки. Данные сведения вносятся в федеральный реестр алкогольной продукции.
Особые требования Закон предъявляет к розничной продаже алкогольной продукции (ст. 16).
Данные требования имеют целью ограничить потребление алкогольной продукции.
Государством установлены также требования к средствам укупорки потребительской тары алкогольной продукции с целью обеспечения возможности визуального определения факта вскрытия тары.
Закон запрещает продажу алкогольной продукции в детских, образовательных, медицинских организациях; в организациях культуры; на всех видах общественного транспорта городского и пригородного сообщения и др.
Ограничения на рекламу алкогольной продукции устанавливает Федеральный закон «О рекламе» (ст. 21).
Реклама алкогольной продукции не должна:
Реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного употребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем 10% рекламной площади (пространства).
Реклама алкогольной продукции не должна размещаться:
Проведение рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов алкогольной продукции, допускается с соблюдением требований, установленных законодательством РФ о рекламе, только в стационарных торговых объектах, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, в том числе дегустационных залах таких торговых объектов, а также информационно-телекоммуникационной сети Интернет. При этом к участию в раздаче образцов алкогольной продукции запрещается привлекать несовершеннолетних, а также запрещается предоставлять им такие образцы.
Нередко производители алкогольной продукции в рекламе используют показ не самих товаров, а товарных знаков. Такие случаи квалифицируются арбитражными судами как нарушение законодательства о рекламе, поскольку для поддержания интереса к товару необязателен показ самого товара, а достаточно изображения различительных элементов, в том числе товарного знака, которые ранее использовались при рекламе товара. Информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара.
Особенности договорных отношений
В области производства и оборота алкогольной продукции принцип свободы договора действует с ограничениями. Так, Закон об алкогольной продукции запрещает сдачу в аренду основного технологического оборудования для производства этилового спирта и алкогольной продукции.
Запрещается также заключать договоры купли-продажи с условием исполнения обязательств в пользу третьего лица, договоров мены, договоров об уступке требования и переводе долга, если указанные сделки совершаются в отношении этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Заключенные в таких случаях договоры считаются ничтожными. Кроме того, установлено требование о предварительной оплате поставляемой алкогольной продукции организациями розничной торговли.
Значительными особенностями обладает договор перевозки этилового спирта и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25% объема готовой продукции.
За производством, оборотом, качеством и безопасностью этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, соблюдением требований законодательства в этой области производится государственный контроль (надзор), осуществляемый уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ в пределах их компетенции.
В соответствии со ст. 23 Закона об алкогольной продукции государственный контроль (надзор) включает в себя лицензионный контроль за соблюдением лицензионных требований и государственный надзор за соблюдением обязательных требований к этиловому спирту, алкогольной и спиртосодержащей продукции, установленных международными договорами РФ, Законом об алкогольной продукции, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
Общественный контроль за соблюдением Закона об алкогольной продукции осуществляется гражданами и общественными объединениями, Торгово-промышленной палатой РФ. В данной сфере действуют такие некоммерческие организации, как НО «Союз участников алкогольного рынка», НО «Союз виноделов и виноградарей» и др.
Правовое регулирование отношений по производству и обороту алкогольной продукции помимо установления государством определенных требований осуществляется и в форме установления запретов.
Перечень таких запретов содержится в ст. 26 Закона об алкогольной продукции:
Некоторые из этих запретов дублируют положения Закона, устанавливающие соответствующие обязанности субъектов рынка алкогольной продукции.
Иные ограничения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции могут устанавливаться только федеральными законами.
Реализация этилового спирта и алкогольной продукции без соответствующих лицензий, без сертификатов соответствия, без маркировки, за исключением оборота этилового спирта и спиртосодержащей продукции, а также случаев, предусмотренных Законом, либо с маркировкой поддельными марками, без соответствия требованиям технических регламентов, с содержанием этилового спирта, произведенного из непищевого сырья или имеющего денатурирующие добавки (за исключением спиртосодержащей непищевой продукции), без документов, подтверждающих легальность производства и оборота, как бесхозное имущество, влечет за собой признание этилового спирта или алкогольной продукции находящимися в незаконном обороте.
Установление конкретных нарушений законодательства, влекущих признание алкогольной продукции находящейся в незаконном обороте, имеет важные правовые последствия. Такая продукция подлежит изъятию и конфискации, что позволяет не допустить ее в незаконный оборот. Как отмечается в Постановлении Президиума ВАС РФ от 2 февраля 1999 г. N 2763/98, возложенная на органы внутренних дел обязанность по изъятию такой продукции и передаче ее государству носит публично-правовой характер.
Конфискованные этиловый спирт, алкогольная продукция подлежат уничтожению в установленном Правительством РФ порядке.
В пункте 3 ст. 26 Закона об алкогольной продукции предусмотрено, что юридические лица, должностные лица организаций и граждане, нарушающие требования настоящего Закона, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Значительное число правонарушений Закона в рассматриваемой области составляют составы административных правонарушений.
Административная ответственность предусмотрена и за промышленное производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без лицензии, а равно с нарушением условий, предусмотренных лицензией, а также за нарушение требований нормативных правовых актов о квотировании (ст. 14.17 КоАП РФ).
В Кодексе установлена ответственность за использование этилового спирта, произведенного из непищевого сырья, и спиртосодержащей непищевой продукции для приготовления алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции (ст. 14.18); за нарушение установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ст. 14.19).
Административная ответственность установлена также за выпуск или продажу товаров без маркировки или с нарушением установленного порядка нанесения маркировки и (или) информации, необходимой для осуществления налогового контроля (ст. 15.12 КоАП РФ).
Производство, приобретение, хранение, перевозки или сбыт немаркированных товаров, совершенные в крупном размере, влекут уголовную ответственность (примечание к ст. 171.1 УК РФ).