Что написано в паспорте у цыган в графе национальность
Какой цыгану нужен паспорт
Сергей Петухов, обозреватель РИА Новости.
Во Всемирный день цыган 8 апреля принято восхищаться яркой и самобытной культурой цыганского народа и политкорректно каяться в нехорошем отношении к отдельным его представителям, которое кто-то кое-где у нас порой допускал.
Между тем, за броской внешней стороной цыганского общества кроется мало кому известный мир цыганской дипломатии, которая находится сейчас всего в одном шаге от официального признания международного надтерриториального паспорта цыгана.
Этот документ будет символизировать достижение настоящего цыганского счастья, вынашиваемого веками жертв и лишений. И одновременно станет самой вожделенной мечтой любого человека любой другой национальности, не желающего иметь никаких общих дел ни с каким государством.
Что празднуем
Когда продвинутый хипстер говорит: «Я гражданин мира!» — и срочно уезжает в Гоа, мы понимаем: ему, наверное, повестка из военкомата пришла или, того хуже, из полиции.
Цыган вслух не говорит, что он гражданин мира, но уже много веков всем своим поведением это демонстрирует. Вызывающе это подчеркивает. Словно законы страны, где он живет, его, можно сказать, родины, не для него писаны.
Нас это нервирует. Ну чего ему не хватает? Живи, как все, не противопоставляй себя коллективу, и все у тебя будет в порядке. Но цыган не хочет быть собственностью никакого государства, пусть даже самого демократического.
Ну, и как нам, государственным крепостным от рождения, относиться к такому человеку? Он раздражает до такой степени, что раньше его без лишних слов вешали, как в Англии, Австрии, Моравии, Пруссии, Швеции в XVI-XVIII веках, или расстреливали, как в 1939-1945 годах во всей Европе. Сейчас нравы смягчились, но мелкие несправедливости по отношению к цыганам по-прежнему допускаются, и нам за эти несправедливости стыдно.
Поэтому раз в год, во Всемирный день цыган 8 апреля, мы умиляемся зажигательным цыганским песням и пляскам. Политкорректно вспоминаем о некотором взаимонепонимании в прошлом и обещаем больше никогда не убивать цыган и не депортировать, а создать все условия для сохранения и преумножения самобытной цыганской культуры. При условии, конечно, что цыгане будут вести себя цивилизованно, то есть как все остальные.
В этот день цыгане празднуют свою независимость от всего остального мира с его государственно-территориальным мировым порядком.
Чего хотят цыгане
Если кто подумает, что 42 года назад в Лондоне происходило красочное и представительное мероприятие с цыганскими песнями и плясками, то ошибется. Всемирный конгресс цыган прошел еще скромнее и незаметнее, чем первый Всемирный сионистский конгресс в 1897 году в Базеле.
Даже не в самом Лондоне, а в тихом респектабельном его пригороде Орпингтоне собрались 23 уважаемых цыгана из девяти стран тогда разделенной Европы. Четырех стран-членов НАТО (Великобритании, Франции, ФРГ и Норвегии), тогда еще франкистской Испании, двух соцстран Организации Варшавского договора (Чехословакии и Венгрии) и двух «буферных» государств — формально социалистической Югославии и демократической Финляндии. В качестве наблюдателей с правом совещательного голоса на встрече присутствовали цыгане из Бельгии, Канады, США и Индии, которая, кстати, и финансировала все это мероприятие в Орпингтоне.
Аналогия с базельским конгрессом сионистов не случайна. Оба народа имели похожую судьбу. Оба утратили родину, оба пришли в Европу и оттуда рассеялись по всему свету, оба пережили неприязнь со стороны местных народов, доходившую до геноцида, оба в один прекрасный день делегировали своих представителей на всемирную встречу, чтобы выработать план спасения своего народа. Оба приняли на первых своих всемирных конгрессах национальные символы — флаг и гимн. Но на этом их пути разошлись.
Представители еврейских диаспор приняли на своем конгрессе в Швейцарии так называемую «Базельскую программу», главной целью которой было восстановление еврейской государственности на земле предков в Палестине. А в Орпингтоне цыганскими лидерами была декларирована прямо противоположная цель — надтерриториальность цыган. Но с собственными национальными флагом и гимном, президентом, парламентом, правительством, судом. Словом, со всеми тремя ветвями власти, как в полноценном территориальном государстве. Возвращаться на историческую родину в Индию они не стремились.
Табор приходит в ООН
Все это настолько противоречит традиционному представлению о цыганах, что может вызвать недоверие или, хуже того, пренебрежительную отношение, мол, что за глупость! «Цыганские бароны» всегда были, теперь их президентом и министрами решили назвать. Но настоящей глупостью будет не замечать, что произошло с момента проведения первого цыганского конгресса.
Через год, в 1972 году, Международный цыганский комитет (International Rom Committee, или коротко — IRC), учрежденный в Орпингтоне, стал членом Совета Европы. На втором Всемирном конгрессе цыган в 1978 году IRC был преобразован Международный союз цыган (International Romani Union — IRU), состоящий из конгресса, парламента, президиума и верховного суда чести.
В таком виде в 1979 году IRU получил статус консультативного члена 3-й категории Экономического и социального совета ООН. В 1986 году зарегистрирован как неправительственная организация в ЮНИСЕФ. В 1993 году был повышен в статусе до консультативного члена 2-й категории при ООН.
Таких членов-наблюдателей второй категории при ООН тысяча с небольшим хвостиком, скажете вы, вот если бы хотя бы первой категории, которых всего сотня на весь мир — это да.
Но тут важна не категория, которую рано или поздно IRU повысят. Гораздо важнее то, что цыгане имеют официальное представительство не где-нибудь, а в ООН — и именно в том надтерриториальном статусе, который им нужен.
Пропуск в мировое пространство
Вторым шагом цыган на пути к официальному признанию их надтерриториальности должно стать признание их паспорта. Он уже был презентован IRU в конце нулевых годов.
Параллельно в рамках Европейского центра защиты прав цыган IRU направленно готовит общественное мнение к необходимости такой меры, активно собирая и публикуя все случаи несправедливого отношения к соплеменникам. Совсем недавно, например, вышел их отчет о нарушениях прав цыган в России.
Цыганское счастье
В этой мечте цыган о счастье пока много наивного и даже смешного. Их надтерриториальное государство существует только в виртуальном виде. Там в его парламенте числится даже один россиянин — Тахир Бобров, более известный старшему поколению россиян как автор и исполнитель цыганских песен в кинофильме «Табор уходит в небо».
Но если вдуматься, то не такой уж смешной кажется цыганская мечта о надтерриториальным государстве, у которого нет ни границ, ни армии, а Верховный Суд — это суд чести. Пожалуй, это и есть та самая страна Утопия, над устройством которой ломали головы лучшие умы человечества, но не додумались ни до чего более креативного, чем разные вариации на тему советского колхоза, только с трезвыми колхозниками и неправдоподобной урожайностью зерновых и зернобобовых и небывалой удойностью крупного и мелкого рогатого скота.
Цыгане же додумались до гениально простой и, главное, вполне реальной модели государства будущего. А почему им не додуматься? Потому, что они не способны на большее, чем трясти монистами в хоре, водить медведя на цепи и приторговывать наркотиками?
Выходит, способны на гораздо большее, чем многие другие. Вот, наверное, о чем стоит нам задуматься в этот день. Если, конечно, позволит менталитет потомственных государственных крепостных.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Продолжим серию постов про разнообразные мифы и заблужнения. На этот раз выясним некоторые интересные и устойчивые заблуждения про цыган и их культуру.
Цыгане всю жизнь были окружены домыслами, байками и мифами, которые передаются из поколения в поколение. И все эти мифы прочно укоренились в головах не только у обывателей, но и у писателей и журналистов. Мы решили разобраться в вопросе и узнать, что в утверждениях о цыганах правда, а что — не совсем.
Цыгане — кочевой народ
Нельзя представлять себе кочевание цыган как бесцельные скитания или романтическую тягу к перемене мест. В течение столетий основой жизни большинства из них были ремесла, цыгане были умелыми торговцами, искусными кузнецами, ювелирами и коневодами. Поэтому в основе этого явления лежали экономические причины: таборным ремесленникам требовались рынки сбыта своей продукции, артистам нужна была новая публика для выступлений, гадалки нуждались в смене клиентуры. В каждом случае ареал перемещений был определенным и сравнительно небольшим — примерно 300–500 км². И даже попав в неблагоприятные условия, цыгане не торопились уходить с территорий, на которых они подвергались гонениям. Именно так появились этнические группы синти в Германии, кале — в Испании и трэвелерс — в Англии. Они сумели выжить, находясь в эпицентре законодательно организованного насилия.
В СССР еще в октябре 1956 года вышел указ президиума Верховного совета «О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством», приравнивающий кочевых цыган к тунеядцам и запрещающий кочевой образ жизни. С тех пор прошло 60 лет, и сегодня у каждого цыгана России есть собственный дом (редкие исключения маргинального характера только подтверждают правило).
У цыган есть барон
Это понятие возникло на территории России и связано с выходом оперетты Иоганна Штрауса «Цыганский барон» в 1885 году. В цыганском языке есть слово «баро», что значит большой, в сочетании «баро мануш» или «рай баро» — большой человек, важная персона. Благодаря созвучию слова «баро» и существующего в европейских языках слова «барон», именно последнее понятие вошло в употребление при разговоре о цыганах. Вожака в общине или большого человека у большинства этнических групп цыган нет, за исключением кэлдэраров. В любом случае баро — это те люди, которые более образованны, чем остальные, или просто лучше живут, поэтому к ним могут обратиться за советом и именно они ведут диалог с властями.
Цыгане умеют гипнотизировать и гадать
Цыгане чудесно умеют сбивать с толку и отвлекать внимание, но никак не гипнотизировать. Цыганам надо было зарабатывать деньги, а так как вся Европа смотрела на них как на странный и таинственный народ со сверхъестественными способностями, то наиболее предприимчивые просто начали использовать этот стереотип. Цыгане прекрасно знают, что у человека есть пять органов чувств и их надо «загрузить» все вместе в одно и то же время, чтобы дезориентировать жертву: зрение —яркой одеждой, слух —быстрой речью, обоняние — специфическим запахом, осязание — просто погладив жертву. И в голове у цыгана еще миллион необходимых навыков в области психологии человека, которым его обучают с детства. Все просто, никакой магии.
Цыгане — единый народ
Выражение «Цыган — он и в Африке цыган» никогда не было понятно самим цыганам, потому что они делятся на совершенно разные этнические группы, у которых свои языки, обычаи, религии, профессии, фольклор. Даже сами цыгане на этот счет сочинили немало поговорок: «Кажнонэстэ народостэ екх чиб, ромэндэ бут чиба» («У каждого народа один язык, у цыган много языков»), «Китик рома, дакитик обычаё: кон невестэнца торгинэла, кон бесплатнэс лэн чорла, кон приданыёса отдэла» («Сколько цыган, столько обычаев: кто невестами торгует, кто бесплатно их ворует, кто с приданым отдает») — об этом пишет известный цыгановед Николай Бессонов.
Мужчины-цыгане носят серьги
В интернете можно прочитать, что серьга в ухе у цыгана означает, что он единственный сын. Еще одно утверждение — якобы старики носили большие серьги, которые назывались «цыганской подковой», чтобы счастье сопутствовало. Но в России образ цыгана с серьгой в ухе укоренился благодаря «Неуловимым мстителям» и Яшке-цыгану. В действительности у цыган серьга — исключительно часть женского образа. Цыгановед Кирилл Кожанов в одной из своих статей писал даже, что, когда он встречается с цыганами-котлярами (именно они проживают на территории РФ), с которыми он довольно дружен, те всегда просят снять его серьгу.
Цыгане не работают и не учатся
Прослойка деклассированных граждан есть в любом народе, в том числе и у цыган. Таковые действительно имеют только начальное образование и заняты торговлей или сбытом товаров, полученных незаконным путем. Но существует множество представителей этой национальности, ассимилированных на той земле, на которой живут: они чтят свою культуру, служат государству, занимаются наукой и т. д. Каждый год в Праге проходит конгресс цыган, на который съезжаются лучшие представители цыганских народностей. Певец и музыкант Элвис Пресли, Николай Сличенко (актер, а теперь и руководитель Московского музыкально-драматического цыганского театра «Ромэн»), Златан Ибрагимович (футболист), Иван Ром-Лебедев (советский актер), Дуфуня Вишневский (кинорежиссер), Тони Гатлиф (кинорежиссер, обладатель приза Каннского кинофестиваля), Алексей и Михаил Ильинские (писатели), Александр Бердников (музыкант, участник группы «Корни») — список цыган, внесших вклад в науку и культуру на этом не заканчивается, и будем надеяться, что он будет только расти.
Цыгане никогда не служили в армии
Цыганки — вольнолюбивые
Распространению мифа о вольных цыганах в немалой степени способствовал поэт Александр Пушкин, создавший в романтической поэме «Цыганы» образ страстной цыганки Земфиры. Увы, красивая история далека от действительности. Земфира была крепостной. К тому же все ее поведение противоречит традиционному укладу цыганской семьи, где соблюдаются строгие нравственные правила. Девушка до замужества должна хранить чистоту — иначе ей грозит всеобщее осуждение. Замуж она может выйти только за представителя своей национальности (причем жениха ей выбирают родители). А после свадьбы цыганка должна быть во всем покорна мужу. Так что в реальной жизни вряд ли был возможен роман Земфиры с чужаком Алеко на виду у всего табора.
Между тем с легкой руки Пушкина миф о характере цыганки пошел гулять по всей мировой литературе. Очарование пушкинского образа подействовало и на Проспера Мериме, создавшего легендарный образ Кармен. Эта героиня тоже имеет мало общего с истинной цыганкой, но уже больше 100 лет ее образ волнует души людей, вдохновляет на творчество поэтов и композиторов.
А.Козакевич. «Украденное дитя». Х., м. 1880-е годы.
Украденные дети
Увы, не только фольклорная традиция, но и искусство поработало для создания неприглядного имиджа. С постоянством, достойным лучшего применения, поэты и писатели прибегали к такому эффектному сюжетному ходу, как похищение малыша проходящим мимо табором (с тем, естественно, чтобы в финале нашлись истинные родители). Сейчас мало кто помнит трагикомедию Александра Харди «Прекрасная египтянка», или «Цыганку» Эжена Скриба. Тем более забыта новелла XVII века «Невинная египтянка» Жана-Пьера Камю. Но пьеса «Проделки Скапена», созданная великим французским драматургом Мольером известна уже больше.1
Так стоит ли удивляться, что миф и по сию пору существует в общественном сознании? Мало кто желает слушать, что в реальной жизни кражи детей зловредными цыганами встречается так же «часто», как таборное людоедство.
Но ведь бывали в таборах светловолосые дети? Откуда?
Теперь поставьте себя на место кочевых цыган. Конечно же они предпочли бы взять на воспитание ребёнка родной крови. Но если даже маленький цыганёнок оставался сиротой, заботу о нём брали дальние родственники. Цыганский род обычно бывает очень разветвлённым, так что никому не нужный сирота встречался в национальной среде исключительно редко. Что же делать бездетной паре? Оставался один выход. Усыновить или удочерить ребёнка чужой национальности.
Что на практике и происходило. Причём без всяких похищений. Цыганки гадали во многих деревнях. Рано или поздно они находили малыша, который воспринимался как «лишний рот». После этого цыгане договаривались либо с родственниками, либо с крестьянской общиной. И очень часто даже оформляли усыновление документально. Чтобы потом никто не прицепился. Получается, что либо цыгане воспитывают сирот, либо их собственных детей принимают за краденых из за нехарактерной внешности.
Миф о пресловутой лени таборных мужчин
Про это почитать можно тут в статье Лилит Мазикиной «Роль мужчины в традиционном цыганском обществе»
Кто такие цыгане, и откуда они появились? Жизнь, история и фото
Кто такие цыгане? Это представители народа, который, в отличие от всех других, никогда не имел постоянного места обитания и своего государства. Однако они смогли через века и громадные территории пройти со своей культурой. Сохранили при этом свою самобытность, традиции, уникальную культуру, а также иные характерные отличия от других народов.
Исторические корни цыган
Исторические изыскания доказывают, что через 6 веков после того, как цыгане сформировались как народ, они начали приходить в Европу. Считается, что одной из возможных причин переселения является то, что их стали вытеснять мусульмане с исконных мест обитания.
Пути расселения по миру
Основная зона их расселения – это Восточная и Центральная Европа. Особенно многочисленны они в Венгрии и Румынии. В этих странах, где живут цыгане большими анклавами, по приблизительным подсчетам их от 2.5 млн до 8 млн человек. Несмотря на то что численность их очень значительна, этот народ сложно изучать. Это является следствием того, что цыгане не поддаются никакому учету.
Определить конкретно, сколько цыган живет на той или иной территории, достаточно сложно. Это связано с особенностями быта и отсутствием «правовой видимости». Очень часто цыгане проживают табором. У них нет документов, паспортов, какой-либо регистрации.
Вероисповедание цыган разнообразное. Им присущи различные религиозные убеждения (христианство, ислам, буддизм, иудаизм).
Классификация цыганского народа
В настоящее время принято выделять 6 ветвей этого народа. В основном это зависит от мест, в которых они проживают.
Кто такие цыгане западные:
Кто такие цыгане восточные:
Среди разновидностей цыган имеются и более узкие группы. В Венгрии они сформировали свой этнос, численность которого, по различным данным, составляет от 5 до 10% всего населения страны.
Особый интерес вызывает этническое объединение цыган, проживающее на море, представители которого называются баджо. Они ведут кочевой морской образ жизни в водах Индийского океана. Живут в плавучих хижинах, занимаясь ловлей рыбы. Выход на сушу у них связан с вопросами торговли, ремонтом плавсредств, а также при возникновении необходимости в похоронах умерших.
История российских цыган
Кто такие цыгане в России? Это пришедшие на ее современную территорию выходцы из балканских стран, перебравшиеся сюда ориентировочно в XV веке. На протяжении XV-XVII века установлено просачивание этой народности с территорий Польши и Германии.
До революционных событий 1917 года основными занятиями цыган в России было разведение и торговля лошадьми (этим занимались мужчины), а также гадание и попрошайничество (было уделом женщин). Оседавшие в больших городах представители этого народа с XIX века были востребованы как музыканты и танцоры. В это время их культурные традиции были очень популярны. Имеются многочисленные факты того, что представители российской знати женились на цыганках.
В послереволюционное время со стороны властей были предприняты попытки организации их образа жизни. Они направлялись на то, чтобы привлечь их к трудовой деятельности.
Значительно изменилась жизнь этого народа в СССР после издания в октябре 1956 года Указа об оседлости. Он назывался «О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством». В этом документе государство впервые официально назвало их цыганами.
Реализация в жизнь постановления привела к началу репрессий. Их стали отлавливать на улицах, обвинять в несанкционированной торговле, тунеядстве. Однако у Указа были и положительные моменты, так как государство начало официально оказывать помощь цыганам в трудоустройстве, приобщении к образованию, в предоставлении земельных участков и строений.
Однако практика показала, что права на выбор сферы труда, а также на возможности получать образование, не слишком прижились у цыган. Только незначительная их часть этим воспользовалась.
День цыган
Особенности цыганской современной жизни
У цыганского народа очень заметны различия в достатке. Зачастую отдельные семьи живут в пафосных строениях, обильно и вычурно украшенных, напоминающих роскошные дворцы, изобилующие дорогой мебелью. Другая же часть влачит нищенское существование.
Традиции и обычаи
Цыганская жизнь – это соблюдение традиций, обычаев и правил, многие из которых требует обязательного исполнения. К таким относятся:
Цыганские законы
Ромы живут по собственным законам, которые представляют собой набор правил, обязательных для исполнения в их среде и за ее пределами для каждого.
За соблюдением наблюдают пожилые члены цыганских структур. Имеющие место конфликтные ситуации и нарушения предписанных правил разбираются цыганским судом, в состав которого входят цыганские бароны и прочие уважаемые люди.
К самому страшному приговору относится изгнание виновного из общины. Здесь недопустимы убийства, изнасилования, а также причинение тяжелого вреда здоровью.
Особо описываются правила внутреннего распорядка внутри цыганского сообщества, которые распространяются на одежду, быт, праздники.
Современная действительность внесла некоторые изменения в цыганский образ жизни, однако не искоренила вольный дух бродяжничества. Так, фото цыган молодого возраста ассоциируются среди их «цивилизованных» сверстников как образы неординарной анархистский философии. Такие взгляды и стиль жизни и сегодня находит своих сторонников и последователей.
Цыгане: откуда произошли, где их родина? История цыганского народа
Цыгане – это целая этническая группа, имеющая общее происхождение и язык. На сегодняшний день ромы проживают по всей планете, кроме Антарктиды. Истинное количество цыган в мире никто не знает, ведь они не участвуют в переписи населения, самостоятельный учет тоже не ведут. А некоторые страны не знают, есть ли на их территории вообще ромы, ведь многие из них до сих пор ведут кочевой образ жизни.
Откуда они родом
Фактически эта группа народов сформировалась в конце I тысячелетия нашей эры. В те времена в Индии начиналось засилье мусульманской культуры. Тогда цыгане попали в Переднюю Азию и там задержались, пока царствовала Византия.
Распространение по миру
Откуда произошли цыгане? Если даже они являются предками индусов, то как они распространились по всему миру? Считается, что в период с XIII по XV век ромы активно расселялись по всей Европе. Вплоть до XV века их воспринимали достаточно доброжелательно. Но затем стали воспринимать как бродяг, выселяли за пределы государств, то есть народ был вне закона. К XVIII веку некоторые страны стали более терпимо относиться к ромам. И с этого же времени появилось деление на оседлых и кочевых цыган.
Как ромы попали в Россию?
Считается, что цыгане попали на территорию России двумя путями:
Вплоть до Октябрьской революции ромы занимались кражей и обменом лошадей, а женщины гадали. Кочевники также гадали и просили милостыню, но некоторые занимались кузнечным делом.
Те же цыгане, которые обосновались в Москве и Петербурге, состояли в хоровых ансамблях.
После революции цыган пытались приучить к оседлости и труду. А в 1931 году в столице даже открыли цыганский театр «Ромэн». В период Второй мировой войны многие оседлые ромы пошли на войну.
В 1956 году была вторая попытка весь цыганский народ сделать оседлым, им дали право на труд и образование. Но не многие захотели жить, как все, даже не все семьи воспользовались возможностью обучить бесплатно своих детей.
Современное расселение
В прошлом веке во многих странах предпринимались множественные попытки по улучшению правового положения цыган, создавались комитеты и институты. Проводились фестивали, даже в стране, откуда произошли цыгане. Например, «Международный цыганский фестиваль» в Чандигахре, 1976 год.
С 90-х годов появляются достаточно профессиональные представители этой этнической группы: журналисты, политики, деятели образования. Формируются правила стандартизации языка, которые позволяют с ними общаться даже на международном уровне.
Цыганский язык
По общепринятой международной классификации цыгане являются носителями одного из вариантов средневекового индоарийского диалекта – шаурасена апабхранша.
В разных странах ромы формировали свой язык в тесном контакте с языком той страны, где они проживали. Поэтому у разных групп речь может кардинально отличаться от того языка, которым пользуются на другом континенте. А некоторые цыгане вообще утратили свой язык и полностью перешли на тот, которым пользуются в стране, где они живут. То есть независимо от того, откуда произошли цыгане, а именно из Индии, каждая этническая группа демонстрирует разную степень сохранности родного языка. На сегодняшний день самая простая классификация представлена четырьмя группами:
Заимствование слов
Социальная организация
От кого произошли цыгане? От индусов, но их генетическое и культурное наследие настолько поддалось влиянию культуры тех стран, где они расселились, что достаточно сложно нарисовать обобщенный портрет. Хотя некоторые характерные отличия этой большой этнической группы все же можно выделить.
Группа родственных связей формирует род, который возглавляет единый лидер – «баро», то есть король, как трактуют современные СМИ. Этот человек может представлять свой род даже на международном уровне, может советоваться со старейшинами.
Семья играет главенствующую роль во всех отношениях. К бракам с не цыганами отношение неодобрительное. Даже если молодые из разных родов, то к таким бракам также не очень хорошее отношение. Обычно пара соединяется на всю жизнь, но в крайних случаях допускается развод.
Если проанализировать историю цыганского народа, то у них был всегда своеобразный внутренний суд «крис», состоящий из мужской ассамблеи. Этот суд существует по сегодняшний день. В компетенцию ассамблеи входит решение супружеских дел, материальных и моральных. Суд вправе налагать штраф и даже исключать из общины.
По сегодняшний день цыгане очень трепетно относятся к собственным детям. Если в семье никак не рождается наследник – сын, то семья решается на усыновление мальчика. При этом не принципиально, будет он белобрысым или в веснушках. Считается, что именно на фоне этой традиции и родилась легенда о том, что цыгане воруют детей.
Религия
На продолжении многих веков было множество попыток насадить собственную религию цыганам в местах, где они проживали Но по факту большая часть ромов стала приверженцами христианства или ислама, собственное, практически языческое вероисповедание большого влияния на образ жизни этих людей не оказало, как, впрочем, и другие религиозные культы.
Удивительным образом многие цыгане быстро восприняли христианство, многие ромы, проживающие в Европе, придерживаются католицизма и отмечают все праздники.
Средства к существованию, быт
Как и в былые времена, ромы предпочитают свободу и даже если и соглашаются на работу, то только с минимальным сроком контракта. В некоторых странах они нанимаются на сезонные работы по сбору овощей и фруктов, в других местах торгуют, по-прежнему гадают и воруют. Некоторые ромы так и занимаются развлечением публики, один из самых ярких примеров – Чарли Чаплин. В Румынии и Венгрии до сегодняшнего дня есть цыганские хоры.
Традиционно у ромов сохранилась любовь к тушеным блюдам и супам. То есть кухня состоит из блюд, которые можно сделать в котле или в горшке на костре. В Европе ромы, даже оседлые, предпочитают очень пряные и острые блюда.
Детей достаточно редко отдают в школу, а если даже и отдают, то оканчивают они в крайнем случае 3 класса, то есть если умеют писать и читать, то больше и не надо, лучше помогать родителям.
В заключение
Несмотря на пристрастное отношение к цыганам, многие представители этой этнической группы полностью адаптировались в современном мире, ведут традиционный образ жизни для европейских и других стран, учатся в институтах, осваивают профессии и живут в обыкновенных домах, женщины не носят двух юбок и разногласия решают в обыкновенном суде.