Что написано в библии про воспитание детей

Воспитание

Бойтесь каждый матери своей и отца своего. Лев.19,3

Если с детства воспитывать раба в неге, то впоследствии он захочет быть сыном. Притч.29,21

Ешь, сын мой, мёд, потому что он приятен, и сот, который сладок для гортани твоей: таково и познание мудрости для души твоей. Если ты нашел её, то есть будущность, и надежда твоя не потеряна. Притч. 24,13

Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его. Притч.13–25

Розга и обличение дают мудрость; но отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своей матери. Притч.29,15

Глупость привязалась к сердцу юноши, но исправительная розга удалит её от него. Притч. 22,15

Не оставляй юноши без наказания: если накажешь его розгою, он не умрёт; ты накажешь его розгою и спасёшь душу его от преисподней. Притч.23,13

Наказывай сына твоего, и он даст тебе покой, и доставит радость душе твоей. Притч.29,16

Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит: Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня. Ис.1,2

Над бесстыдною дочерью поставь крепкую стражу, чтобы она, улучив послабление, не злоупотребила собою. Сир.26,12

Есть у тебя дочери? имей попечение о теле их и не показывай им веселого лица твоего. Сир.7,26

Выдай дочь в замужество, и сделаешь великое дело, и подари её мужу разумному. Сир.7,27

Кто любит своего сына, тот пусть чаще наказывает его, чтобы впоследствии утешаться им. Сир.30,1

Сын мой! если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению: управь сердце твое и будь твёрд, и не смущайся во время посещения; прилепись к Нему и не отступай, дабы возвеличиться тебе напоследок. Сир.2,1–3

Есть у тебя скот? наблюдай за ним, и если он полезен тебе, пусть остается у тебя. Есть у тебя сыновья? учи их и с юности нагибай шею их. Сир.7,24–25

И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем. Еф.6,4

Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его. Притч.19,18

И знай в сердце твоём, что Господь, Бог твой, учит тебя, как человек учит сына своего. Втор. 8,5

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Что написано в библии про воспитание детей

Что написано в библии про воспитание детей

Что Библия говорит о воспитании детей?

Семью создал Бог. Его замысел заключался в том, чтобы мужчина и женщина вступали в брак на всю жизнь и воспитывали детей, знающих и почитающих Его (Марка 10:9; Малахии 2:15). Усыновление также является Его замыслом – Он дает пример в принятии нас как Своих детей (Римлянам 8:15, 23; Ефесянам 1:5). Независимо от того, каким путем дети появляются в семье, они являются Божьим даром, и Ему небезразлично, как они воспитываются (Псалом 126:3; 33:12; Притчи 23:13-14). Когда Господь дает нам дары, Он также предоставляет четкие указания относительно их использования.

Освободив израильтян из рабства, Бог повелел им учить своих детей о том, что Он сделал для них (Второзаконие 6:6-7; 11:19). Он желал, чтобы грядущие поколения продолжали соблюдать все Его заповеди. Когда одному поколению не удается передать Божьи законы следующему, общество быстро приходит в упадок. Родители несут ответственность не только перед своими детьми, но и перед Господом за выполнение Его поручения прививать Его ценности и истину в их жизни.

В нескольких местах Священного Писания содержатся конкретные указания родителям о том, как воспитывать своих детей. В Ефесянам 6:4 написано: «Отцы, не раздражайте ваших детей, но воспитывайте их в учении и наставлении Господа» (тут и далее – Новый Русский Перевод). Есть несколько способов, которыми родители могут раздражать своих детей. Некоторые родители устанавливают недостижимые стандарты, попытки выполнения которых доводят ребенка до отчаяния. Некоторые родители в качестве наказания дразнят, высмеивают или унижают своих детей, что лишь провоцирует последних. Непоследовательность также может провоцировать гнев, поскольку ребенок никогда не уверен в последствиях своих действий. Раздражает и лицемерие, когда родители требуют от детей поведения, которому сами не следуют.

«Воспитывать их в учении и наставлении Господа» означает, что родители должны воспитывать своих детей так, как Бог воспитывает нас. Как Отец Он «медлен на гнев» (Числа 14:18; Псалом 144:8), терпелив (Псалом 85:15) и готов прощать (Даниила 9:9). Его наказание призвано приводить нас к покаянию (Евреям 12:6-11). Божье наставление содержится в Его Слове (Иоанна 17:17; Псалом 118:97), и Он желает, чтобы родители наполняли свой дом Его истиной (Второзаконие 6:6-7).

Он также наставляет и наказывает Своих детей (Притчи 3:11; Евреям 12:5) и ожидает, что земные родители будут следовать Его примеру (Притчи 23:13). Псалом 93:12 гласит: «Благословен человек, которого Ты, Господи, наставляешь и учишь Своему Закону». Божье наставление призвано делать нас подобными образу Христа (Римлянам 8:29). Родители могут наставлять своих детей, прививая им ценности и жизненные уроки. Когда мы практикуем благочестивую жизнь и принимаем контролируемые Духом решения (Галатам 5:16, 25), то сможем побуждать своих детей следовать нашему примеру. Правильное, последовательное наставление приносит «урожай праведности» (Евреям 12:11). Неспособность это делать ведет к бесчестию родителей и детей (Притчи 10:1). В Притчи 15:32 говорится, что тот, кто пренебрегает наставлением, «презирает себя самого». Господь осудил священника Илия за то, что он позволил своим сыновьям позорить Господа и «не обуздывал их» (1 Царств 3:13).

«Дети – наследие от Господа» (Псалом 126:3). Он приводит их в семьи и дает родителям руководство о том, как их воспитывать. Целью является воспитание мудрых детей, которые знают и чтят Бога в своей жизни. Текст в Притчи 23:24 показывает конечный результат воспитания детей в соответствии с Его планом: «Отец праведника будет ликовать; родивший мудрого сына будет о нем радоваться».

Авторские права

При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта

Материалы размещены с разрешения правообладателя.

Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.

Источник

Что написано в библии про воспитание детей

Что написано в библии про воспитание детей

Как христиане должны воспитывать своих детей? Что об этом говорит Библия?

Многие книги Библии даже стимулируют родителей к физическому наказанию детей. Они, в основном, призывают родителей не бояться наказывать своих детей, ведь те от этого не умрут, но, возможно, это поможет им избежать смерти (Притчи 13:24; 22:15; 20:30). Библия придает большое значение наказанию, как таковому, и рассматривает его, как нечто обязательное для каждого из нас. Его влияние тем сильнее, чем мы младше. То есть, наказание делает нас лучшими, более порядочными. Дети, которых не наказывали за непослушание, не питают уважения к какому-либо авторитету, и, соответственно, не захотят добровольно подчиняться воле Божьей и следовать за Ним. Бог использует наказание как возможность направить нас на верный путь и дать нам шанс добровольно покаяться в содеянном (Псалмы 93:12; Притчи 1:7; 6:23; 12:1; 13:1; 15:5; Исаии 38:16; Евреям 12:9). Тут упомянуто лишь несколько стихов, говорящих о позитивной стороне наказания.

Так в чем же суть проблемы? Дело в том, что уже долгие годы родители оказываются слишком пассивными или чересчур агрессивными, когда дело доходит до воспитания ними своих детей. Тем, кому порка кажется совершенно неприемлемым методом, просто-напросто не хватает умения воспитывать своих детей и направлять их в верное русло. Как результат – дети вырастают дерзкими и непокорными. Это принесет им гораздо больше вреда в будущем. «Розга и обличение дают мудрость; но отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своей матери» (Притчи 29:15). Но также есть родители, неправильно толкующие слова Библии, касающиеся наказания, которые наказывают детей лишь для удовлетворения своей жестокости.

Наказание используется для направления человека на верный путь. «Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности» (Евреям 12:11). Божественная дисциплина – это любовь! Такой же модели должны следовать родители по отношению к своим детям. Порка ни в коем случае не должна вызывать длительных болевых ощущений, это должны быть легкие хлопки (лучше всего по заду, где меньше всего ощущается боль), которые смогут объяснить ребенку, что есть плохо. Никогда наказание не должно использоваться, как выход родительской злости или фрустрации.

«И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Ефесянам 6:4). Воспитание детей может проходить лишь в учении и наставлении Господнем, сдержанности, направлении, и в наказании по великой родительской любви.

Авторские права

При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта

Материалы размещены с разрешения правообладателя.

Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.

Источник

Воспитание детей в семье: библейские и святоотеческие основы

“Какова основ­ная цель вос­пи­та­ния ребёнка? Неко­то­рые роди­тели обра­щают вни­ма­ние на то, чтобы дети хорошо пита­лись и выросли здо­ро­выми. Дру­гие ста­ра­ются дать обра­зо­ва­ние. Тре­тьи – раз­вить даро­ва­ния музы­кан­тов, худож­ни­ков или учё­ных. Но у роди­те­лей-хри­стиан пер­вой и основ­ной целью вос­пи­та­ния должно быть не это”, – раз­мыш­ляет про­то­и­е­рей Павел Калинин.

В своей ста­тье «Биб­лей­ские и свя­то­оте­че­ские основы пра­во­слав­ной кон­цеп­ции вос­пи­та­ния детей в семье» отец Павел, свя­щен­ник Арма­вир­ской епар­хии, делится сле­ду­ю­щими мыс­лями о пра­во­слав­ном воспитании:

«Роди­тели прежде всего должны забо­титься о том, чтобы дети выросли в непо­ко­ле­би­мой вере живыми чле­нами Церкви, чтобы в душе их «изоб­ра­зился Хри­стос» ( Гал. 4, 19 ), чтобы более всего в мире они воз­лю­били Бога, а «ближ­него сво­его, как самого себя» ( Мф. 22, 37–40 ), и целью своей жизни ста­вили «стя­жа­ние Духа Свя­того Божия» (из слов преп. Серафима).

Конечно, Свя­щен­ное Писа­ние и, прежде всего, Еван­ге­лие, содер­жит всю пол­ноту истины, необ­хо­ди­мой для спа­се­ния людей. Но истины еван­гель­ские и пра­виль­ное при­ме­не­ние их к прак­тике нашей жизни откры­ва­ются нашим духов­ным очам через Пре­да­ние и разъ­яс­не­ние их св. отцами. Если роди­тели достиг­нут этого, то осталь­ное – и обра­зо­ва­ние, и раз­ви­тие даро­ва­ний, и здо­ро­вье – всё при­ло­жится само собою, так как Гос­подь ска­зал: «Ищите же прежде Цар­ства Божия и правды Его, и это всё при­ло­жится вам» ( Мф. 6, 33 ).

Преп. Сера­фим Саров­ский гово­рил одной матери: «Матушка, матушка. Не торо­пись детей-то учить по-фран­цуз­ски и по-немецки, а при­го­товь души-то их прежде, а про­чее при­ло­жится им потом».

Как достиг­нуть этого, как «при­го­то­вить душу» детей? Дух семьи – это то, что в первую оче­редь фор­ми­рует душу под­рас­та­ю­щего ребёнка. Епи­скоп Фео­фан Затвор­ник пишет: «Есть непо­сти­жи­мая для нас связь души роди­те­лей с душою детей». «И если их дух про­ник­нут бла­го­че­стием, то быть не может, чтобы оно по сво­ему роду не дей­ство­вало на душу дитяти».

«Яблочко от яблони неда­леко падает», – так гла­сит о том народ­ная муд­рость. Оптин­ский ста­рец Лео­нид при выборе жениха и неве­сты давал такой общий совет: о женихе судить по его отцу, а о неве­сте – по матери, счи­тая, что у роди­те­лей уже в пол­ной мере выяв­лены склон­но­сти те, кото­рые ещё недо­ста­точно ясны в детях. Св. Писа­ние во мно­гих местах гово­рит об ответ­ствен­но­сти роди­те­лей за детей. Ещё в Вет­хом Завете име­ются при­меры нака­за­ния роди­те­лей за нече­стие детей.

Что написано в библии про воспитание детей

За это был нака­зан свя­щен­ник Илий, про кото­рого Бог так гово­рит про­року Саму­илу: «Я объ­явил ему, что Я накажу дом его навеки за ту вину, что он знал, как сыно­вья его нече­ствуют, и не обуз­ды­вал их» ( 1 Цар. 3, 13 ).

При этом сле­дует ска­зать, что Илий не пре­не­бре­гал вовсе вос­пи­та­нием сыно­вей. Нет, Илий обли­чал их, говоря: «Дети мои, нехо­роша молва, кото­рую я слышу: вы раз­вра­ща­ете народ Гос­по­день» ( 1 Цар. 2, 24 ).

Но, оче­видно, от Илия тре­бо­ва­лось более чем одни крот­кие слова. От него тре­бо­ва­лось рве­ние, нало­же­ние на сыно­вей нака­за­ния, обуз­да­ния их. Так об этом гово­рит св. Иоанн Зла­то­уст.

«Так как Илий не всё сде­лал, что над­ле­жало, то вос­ста­но­вил Бога про­тив себя, и про­тив сыно­вей, и, щадя небла­го­вре­менно себя и детей, погу­бил вме­сте с детьми и соб­ствен­ное спа­се­ние. Кроме небреж­но­сти по отно­ше­нию к детям Богу не в чем было обви­нить старца. Он был и свя­щен­ник, и ста­рец, и зна­ме­нит, и две­на­дцать лет бес­по­рочно началь­ство­вал над еврей­ским народом.

Однако он крайне бед­ственно погиб за то, что не забо­тился тща­тельно о детях, и грех его нера­де­ния, точно суро­вая, гро­мад­ная волна, все подвиги его закрыла. Какое же нака­за­ние ожи­дает нас, когда и в доб­ро­де­тели много ему усту­паем, и детей не только не настав­ляем, но посту­паем в отно­ше­нии их жесточе вся­кого вар­вара…» В Писа­ниях Нового Завета ап. Павел резко осуж­дает небре­же­ние в заботе о близ­ких: «Если же кто о своих и осо­бенно о домаш­них не печётся, тот отрекся от веры и хуже невер­ного» ( 1Тим.5,8 ).

При суж­де­нии о при­год­но­сти к долж­но­сти епи­скопа ап. Павел одним из важ­ней­ших при­зна­ков ста­вит отно­ше­ние с семей­ными: «Епи­скоп дол­жен быть… хорошо управ­ля­ю­щим домом своим, детей содер­жа­щим в послу­ша­нии со вся­кою чест­но­стью» ( 1Тим.2,4 ). По запо­ве­дям ап. Павла на роди­те­лях лежит и мате­ри­аль­ная забота о детях ( 2Кор.12, 14 ), и духов­ная.

Усло­вием для посвя­ще­ния в пре­сви­теры он ста­вит: «Если кто… детей имеет вер­ных, не уко­ря­е­мых в рас­пут­стве или непо­кор­но­сти» ( Тит.1,6 ). Пер­выми запо­ве­дями для моло­дых жен ап. Павел ста­вит: «Любить мужей, любить детей… быть… попе­чи­тель­ными о доме» ( Тит.2,4–5 ).

Усло­вие для спа­се­ния замуж­ней жен­щины ап. Павел фор­му­ли­рует так: «Спа­сётся через чадо­ро­дие, если пре­бу­дет в вере и любви и в свя­то­сти с цело­муд­рием» ( 1Тим. 2,15 ). Также вдо­вам, име­ю­щим детей или вну­чат, ап. Павел велит прежде всего зани­маться их вос­пи­та­нием ( 1Тим.5,4 ). Поэтому оче­видно, что под запо­ве­дью для замуж­ней жен­щины родить чад надо пони­мать и обя­зан­ность замуж­ней жен­щины всю свою жизнь посвя­тить вос­пи­та­нию этих чад.

Эти чада посы­ла­ются от Гос­пода не как бремя или нака­за­ние, а как бла­го­сло­вен­ный Гос­по­дом путь замуж­ней жен­щины – как награда и уте­ше­ние жизни. «Вот насле­дие от Гос­пода: дети; награда от Него – плод чрева», – гово­рит в псал­мах про­рок Давид ( Пс.126,3 ). И если роди­тели или мать тяго­тятся детьми или роп­щут на них – они тяжёло гре­шат перед Господом.

Можно найти при­меры, что бла­го­че­сти­вые дети были и от нече­сти­вых роди­те­лей (напри­мер, вели­ко­му­че­ница Вар­вара), но вряд ли можно найти слу­чаи, когда бла­го­че­стие обоих роди­те­лей не имело бы след­ствием высо­ких досто­инств их детей. Сле­дует учи­ты­вать, однако, что сте­пень бла­го­че­стия может быть раз­ная и может слу­читься, что духов­ная сла­бость одного из супру­гов осла­бит в какой-то мере всех или неко­то­рых из детей.

В Дея­ниях св. апо­сто­лов рас­ска­зы­ва­ется, как бла­го­че­сти­вому языч­нику – сот­нику Кор­ни­лию, снис­кав­шему милость у Бога молит­вой и мило­сты­ней, явля­ется ангел, пове­ле­вает при­звать ап. Петра и обе­щает, что сло­вами послед­него «спа­сёшься ты и весь дом твой» ( Деян. 10, 6 ).

Итак, милость Божия и залоги спа­се­ния рас­про­стра­ня­ются не только на пра­вед­ника, но и на весь дом – его семью и его детей.

Поэтому для роди­те­лей глав­ной забо­той должно явиться снис­ка­ние мило­сти Божией и Его помощи и бла­го­сло­ве­ния. «Пра­вед­ник ходит в своей непо­роч­но­сти: бла­женны дети его после него!» – сви­де­тель­ствует пре­муд­рый Соло­мон ( Притч. 20, 7 ). А епи­скоп Фео­фан Затвор­ник пишет: «Дух веры и бла­го­че­стия роди­те­лей должно почи­тать могу­ще­ствен­ней­шим сред­ством к сохра­не­нию, вос­пи­та­нию и укреп­ле­нию бла­го­дат­ной жизни в детях».

В чем сек­рет вели­ких дости­же­ний? Обычно при­нято думать, что вели­ким людям при­сущи осо­бые, выда­ю­щи­еся спо­соб­но­сти и при­род­ные даро­ва­ния. Не совсем так. Мно­гие фило­софы и учё­ные счи­тают, что вся­кое дости­же­ние обу­слов­лено, прежде всего, напря­жен­ным, целе­устрем­лен­ным тру­дом в тече­ние дли­тель­ного вре­мени. Таким обра­зом, зна­чи­тель­ных дости­же­ний в каком-либо отно­ше­нии может добиться каж­дый при нали­чии сред­них спо­соб­но­стей и даро­ва­ний. И, оче­видно, сте­пень успеха будет прямо про­пор­ци­о­нальна затра­чен­ной энергии.

Дости­же­ние цели как след­ствие упор­ного труда – это закон, дан­ный Богом чело­веку после гре­хо­па­де­ния: «В поте лица тво­его будешь есть хлеб». И без пота нет успеха, без пота невоз­можно про­пи­та­ние, невоз­можна сама жизнь. Хлеб добы­ва­ется потом как для тела, так и для духа.

Труд над ребён­ком как основа вос­пи­та­ния был запо­ве­дан ещё евреям в Писа­ниях Вет­хого Завета. «Учи сына тво­его и тру­дись над ним, чтобы не иметь тебе огор­че­ния от непри­стой­ных поступ­ков его», – гово­рится в книге Пре­муд­ро­сти Иисуса сына Сира­хова (30, 13).

Целе­устрем­лен­ность свя­зана нераз­рывно с само­по­жерт­во­ва­нием. Ради заботы о детях роди­те­лям необ­хо­димо оста­вить раз­вле­че­ния, театры, празд­ные зна­ком­ства… Все это кра­дёт у нас силы и время, кото­рого мало, кото­рое дра­го­ценно, как вве­рен­ные нам от Гос­пода «таланты»; кото­рого недо­стаёт для спа­се­ния и себя, и детей.

«Без Меня не можете делать ничего», – гово­рит Бог в лице Хри­ста ( Ин. 15, 5 ). Но «Бог есть любовь» ( Ин. 4, 8 ). И поэтому без любви нет духов­ной жизни, нет цели­тель­ного обще­ния души с Богом и близ­кими, нет зарож­де­ния и раз­ви­тия веры, сми­ре­ния, кро­то­сти, бла­го­че­стия и дру­гих доб­ро­де­те­лей, оду­хо­тво­ря­ю­щих душу.

Любовь в лице Хри­ста яви­лась в греш­ный, рас­тлен­ный мир и побе­дила и воз­ро­дила мир ( Ин. 16, 33 ). Ею побеж­дали апо­столы, ею во все вре­мена побеж­дали пас­тыри Церкви и уче­ники Хри­стовы. И ею, только ею можем и мы обес­пе­чить себе доступ к сердцу нашего ребёнка на всю нашу жизнь.

Когда ап. Иоанн, люби­мей­ший из уче­ни­ков Хри­ста, ослаб от ста­ро­сти и не мог более про­по­ве­до­вать, он только повто­рял всем: «Дети, любите друг друга». А свя­ти­тель Амвро­сий Медио­лан­ский гово­рил: «Люби – и делай, что хочешь». И, по сло­вам Гос­пода, на двух запо­ве­дях любви к Богу и ближ­ним «утвер­жда­ется весь закон и про­роки» ( Мф. 22, 37–40 ).

«Любовь… есть сово­куп­ность совер­шен­ства» ( Кол. 3, 14 ), – гово­рит ап. Павел, напи­сав­ший гимн любви – три­на­дца­тую главу 1‑го Посла­ния к Корин­фя­нам. Эта глава напи­сана с непод­ра­жа­е­мой силой и глу­би­ной мысли. По ней мы можем опре­де­лить и свое состо­я­ние в отно­ше­нии любви – этой основы всех добродетелей.

Все мы думаем, что любим наших детей. Это кажется есте­ствен­ным, это бла­го­дат­ный закон при­роды, из кото­рого мы не счи­таем себя исклю­че­нием. Да и кого же любить, как не своих детей. Но ап. Павел глу­бо­ким ана­ли­зом свойств любви обли­чает нас.

«Любовь не раз­дра­жа­ется», – пишет ап. Павел. Про­ве­рим себя – так ли мы любим своих детей, чтобы нико­гда не раз­дра­жаться на них?

«Любовь… не ищет сво­его». А наши запросы на свою «лич­ную жизнь», «лич­ные инте­ресы», развлечения?

Не будем же удив­ляться, что путь к сердцу нашего ребёнка не открыт для нас в пол­ной мере. При­знаем этот факт и, пока ещё есть время, поста­ра­емся испра­вить наши упу­ще­ния и овла­деть серд­цами наших детей. Для этого надо самих себя все­цело отдать детям, сде­латься не только их настав­ни­ками и вос­пи­та­те­лями, но и бли­жай­шими дру­зьями, срод­ниться с их инте­ре­сами и запросами.

Про­яв­ле­ние неж­ной, само­от­вер­жен­ной мате­рин­ской любви к своим детям так харак­те­ри­зу­ется преп. Сера­фи­мом: «Чадо­лю­би­вая матерь не в своё уго­жде­ние живёт, но в уго­жде­ние детей. Немощи немощ­ных чад сно­сит с любо­вью; в нечи­стоту впад­ших очи­щает, омы­вает тихо, мирно, обла­чает в ризы белые и новые, обу­вает, согре­вает, питает, про­мы­вает, уте­шает и со всех сто­рон ста­ра­ется дух их поко­ить так, чтобы нико­гда не слы­шать ей малей­шего их вопля. И тако­вые часто бывают бла­го­рас­по­ло­жены к матери своей».

Итак, надо окру­жить детей муд­рой забо­той, вни­ма­нием: когда надо – лас­кой и неж­но­стью, и вме­сте с тем, когда надо – уве­ще­ва­нием и взыскательностью.

Ребё­нок оце­нит заботу и вни­ма­ние, в каких бы фор­мах они не про­яв­ля­лись, если только «всё у вас будет с любо­вью» ( 1Кор.16,14 ), если во всех сло­вах наших он будет слы­шать и чув­ство­вать любовь.

Сердце дет­ское чутко и отзыв­чиво, и когда мы всё своё сердце ради Гос­пода и Его запо­ве­дей отда­дим детям, они отда­дут нам своё.

Из мате­ри­а­лов круг­лого стола «Про­блемы семьи и брака в совре­мен­ном обще­стве (пра­во­слав­ное и свет­ское изме­ре­ние)». – Арма­вир: Арма­вир­ский Пра­во­славно-соци­аль­ный инсти­тут, 2005.

Источник

«Мальчишки и девчонки, а также их родители». Часть 2

Семейная жизнь в вопросах и ответах

Взрослые дети и родители

Что написано в библии про воспитание детей

Вопрос: У меня сразу несколько вопросов, но все они касаются взаимоотношений уже взрослых детей и родителей.

Первый вопрос. В Библии говорится, что нужно почитать отца и мать – это одна из десяти заповедей, но не сказано: «люби родителей», а только: «чти». Ведь бывают такие родители, любить которых очень трудно. Хотя, конечно, ко всем людям нужно относиться хорошо, с уважением. Так нужно ли любить родителей только за то, что они нас родили?

Второй вопрос. Маленькие дети обязаны слушаться родителей. Но должны ли слушаться родителей дети уже взрослые?

Еще вопрос. Мои родители в разводе. Отец женился во второй раз, моя мама с ним в очень плохих отношениях, и ей не нравится, когда я его навещаю. Тем более что мы встречаемся в квартире, где папа живет с новой женой. Должен ли я в данном случае слушаться матери и не общаться с отцом?

Ответ: Да, в пятой заповеди закона Божиего не упомянуто о любви детей к родителям, но сказано о почитании отца и матери. Однако совершенно очевидно, что чада должны любить родивших их. Поэтому Священное Писание и не упоминает о любви – это само собой разумеется. Ведь слово Божие научает нас любить всех людей: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22: 39). И любовь нам заповедана не только к тем людям, которые нам приятны, вовсе нет. «Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда?» (Мф. 5: 46). Наша любовь должна простираться даже на врагов: «Любите врагов ваших…» (Мф. 5: 44). Тем более нам нужно любить самых близких нам людей, то есть родителей. Почему заповедь подчеркивает: «чти»? Потому что родивших и воспитавших нас людей нужно почитать и уважать особо. Это не просто ближние, которых следует любить. Через родителей мы пришли в этот мир, они причина нашего бытия, и сама природа происхождения от них научает нас почитать их как людей более высших, чем мы сами. Вот что пишет по этому поводу святитель Иоанн Златоуст: «…как они родили тебя, ты не можешь родить их. Поэтому если в этом мы ниже их, то превзойдем в другом отношении посредством уважения к ним не только по закону природы, но преимущественно перед природой – по (чувству) страха Божия. Воля Божия решительно требует, чтобы родители были почитаемы детьми, и исполняющих это награждает великими благами и дарами, а нарушающих этот закон наказывает великими и тяжкими несчастьями». Почитая отца и мать, мы почитаем Самого Бога – Отца нашего Небесного. Он вместе с земными нашими родителями дал нам самый из драгоценных даров – дар жизни. Родителей можно назвать сотворцами, соработниками Господу. Они дали нам тело, мы плоть от плоти их, а Бог вложил в нас бессмертную душу.

Если человек не почитает родителей, отрицает эту иерархию, он может очень легко прийти и к непочитанию и отрицанию Бога. Сначала он не уважает родителей, потом перестает любить родину, затем отрицает мать-Церковь, и вот он уже не верит в Бога. Все это очень взаимосвязано. Недаром, когда хотят поколебать государство, разрушить его устои изнутри, в первую очередь ополчаются на Церковь, веру в Бога и на семью. Семья, почитание старших, передача традиций (а слово «традиция» как раз и происходит от латинского tradition – «передача») цементируют общество, делают народ крепким.

На днях я, спускаясь в метро, увидел, как два парня, по внешности азиаты, скорее всего таджики или узбеки, помогали русской бабушке спустить по ступенькам тяжелую сумку на колесах. И видно было, что они делают это с удовольствием и даже с какой-то радостью. И я с грустью подумал: вот у этих людей есть будущее, они очень крепки как нация. А вот есть ли будущее у нас, это еще неизвестно. Думаю, что тех юношей и девушек, что сидят в транспорте в присутствии пожилых людей, не будут уважать даже собственные дети и внуки, а не то что посторонние люди.

Почитай родителей, и «чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает Тебе» (Втор. 5: 16). Род уважающего родителей, старших благословится. Его чада, а потом и внуки, коим он личным примером передал благие традиции почитания старших, будут радовать его в молодости и покоить в старости. И, напротив, Священное Писание и духовная литература содержат много примеров, когда недостойное поведение детей в отношении родителей навлекало на нарушителей пятой заповеди гнев Божий и последующее наказание. Самый яркий и известный пример – ветхозаветный Хам, посмеявшийся над наготой своего отца.

Кроме рождения мы обязаны родителям еще очень многим. Они не только воспитывали нас, растили, но и оказали на нас очень большое влияние. Осознаем мы это или нет, но мы формируемся как личности в первую очередь под влиянием семьи, в которой были воспитаны. Самая главная основа воспитания, становления личности закладывается в родительском доме.

«Всем хорошим во мне я обязан книгам», – говорил Горький. А я могу про себя сказать по-другому: всему хорошему во мне я обязан родителям.

Но даже когда родители плохо воспитывали своих детей или не занимались их воспитанием вовсе, все равно нужно их почитать. Почему нам достались именно такие родители, а не какие-то другие – это полностью воля Божия и тайна Его Промысла о нас. Ясно одно: Господь случайных вещей не делает, и если мы не можем выбрать сами себе родителей и даже почти никак не можем повлиять на их поведение, значит нам достались от Бога именно такие родители, какие нам нужны. И даже если они совсем не радуют нас, мы все равно должны любить их и почитать. Ведь любое испытание нам дается не случайно, но чтобы мы проявили лучшие душевные христианские качества: терпение, смирение, любовь, снисхождение, прощение. И тогда мы не останемся без награды от Бога. Вспомним: какая же награда «любить любящих вас».

Теперь о том, должны ли уже взрослые дети слушаться и подчиняться родителям.

Задача отца и матери – воспитать ребенка, сформировать как личность, вложить все самое нужное в детстве и в подростковом возрасте, для того чтобы подготовить его к самостоятельной, уже взрослой жизни. Если они смогли правильно воспитать человека, его дальнейшая взрослая жизнь уже не требует родительского вмешательства. Родители общаются с детьми, дружат с ними, помогают им, но их функция как воспитателей уже закончилась. Все – дети выросли и живут уже своим умом. Как получилось воспитать, так и получилось. Поэтому родители взрослых детей уже не могут требовать от них беспрекословного повиновения, как это было в детстве. Конечно, родители могут давать советы (если к их мнению прислушиваются), они должны молиться за детей, но они не имеют права вмешиваться в их жизнь. Любой взрослый человек сотворен от Бога абсолютно свободным существом. И даже Отец наш Небесный никого не заставляет повиноваться Ему – все сугубо добровольно. Вот и родители должны относиться к взрослым детям с уважением, доверяя им.

И последний вопрос. Если родители находятся в разводе и плохо относятся друг к другу, не ваша в этом вина. Вам дана заповедь почитать обоих. И в данном случае нужно более слушаться повеления Божия, а не маму. Никто не вправе запретить вам любить и почитать отца, какой бы он ни был. Это нужно постараться донести до мамы – опять же вежливо и с почтением. Понятно, что вашей матери особенно не нравится, что вам приходится встречаться с новой женой вашего отца, и ее можно понять. Тогда можно планировать встречи с папой вне его дома (погуляйте вдвоем, посидите где-нибудь в кафе) или в отсутствии его жены. Если это невозможно, нужно постараться убедить маму, что вы хотите встретиться именно с отцом, а не с его новой семьей.

Откуда у ребенка мысли о суициде?

Вопрос: Так случилось, что я один воспитываю сынишку десяти лет. Мама у нас непутевая, она развелась со мной и оставила ребенка мне. Мне приходится, конечно, очень непросто, много работаю, чтобы прокормить семью. С нами еще живет моя мама; хорошо, что хоть она помогает. Недавно я очень испугался за сына. Прихожу домой, а он стоит у полностью открытого окна и как будто хочет прыгнуть вниз. Потом я расспросил его, почему он открыл окно, и мальчик признался, что действительно хотел выброситься из окна, что ему не хочется жить. Откуда такие мрачные мысли у десятилетнего ребенка, и что мне делать?

Ответ: Положение у вас, конечно, непростое, очень сочувствую вам. Весьма редкий случай, когда отец в одиночку воспитывает ребенка после развода. Да, вам тяжело, но тут нужно понять, что малыш, оставшись без матери, страдает в этой ситуации больше всего. Он нисколько не виноват в случившемся, и ему приходится еще тяжелее, чем вам.

Мысли о самоубийстве, к сожалению, не редки у детей, но обычно они появляются в подростковом возрасте, когда начинается сложный переходный период от детства к юности и вступлению во взрослую жизнь. Ребенок становится уязвимым, ранимым, он бывает склонен к резким перепадам настроения и унынию. В вашем случае, я уверен, суицидальные мысли посещают мальчика, так как он очень мучается от отсутствия материнской ласки и внимания. В обычной ситуации ребенок вообще до определенного возраста большую часть времени проводит с матерью, отца он обычно видит только вечерами и в выходные дни. Связь с матерью, ее влияние на ребенка до школьного возраста просто огромна. А ваш малыш всего этого лишен. Даже дети, оставшиеся без отца, мучаются мрачными мыслями о ненужности и бессмысленности жизни. Я лично знаком с мальчиком, который после смерти отца тоже часто говорил маме, что хочет выпрыгнуть из окна. Дети, обделенные лаской, общением, очень страдают, их посещают мысли об их ненужности, оставленности. Конечно, вам сейчас очень трудно, вы воспитываете ребенка, много работаете, но, несмотря ни на какие трудности и недостаток свободного времени, вам необходимо как можно больше времени проводить с сыном. Вы должны стать ему не только отцом, но и матерью. Компенсировать недостаток внимания, нежности и любви. Ребенок должен постоянно чувствовать, как вы его любите, как он вам дорог. Проводите свободное время вместе. Гуляйте, ходите в зоопарк, в кино, читайте книжки, вместе играйте, смотрите мультики. Побольше разговаривайте, общайтесь, обсуждайте его школьную жизнь и вообще самые различные темы. Будьте для него самым верным и близким другом. В этом возрасте мальчишки особенно тяготеют к отцу, они взрослеют, мужают и тянутся к мужскому началу. Они копируют отцов, и поэтому вы должны давать ему только благой пример. Поэтому нужно быть особенно внимательным, не расслабляться, особенно избегать пьянства, курения, сквернословия, праздного времяпрепровождения у телевизора и компьютера.

Очень важно быть ласковым с сыном. Хотя бы несколько раз в день обнимать, целовать его, гладить по голове. Тогда ребенок даже на телесном уровне почувствует вашу любовь, связь с ним. Он будет ощущать родительскую защиту и заботу, это поможет ему успокоиться и почувствовать свою нужность. Не следует бояться, что мы избалуем ребенка или воспитаем из него хлюпика. Напротив, ученые говорят, что мальчики, получающие достаточное количество знаков любви от родителей, в том числе и через объятия, вырастают мужественными и уверенными в себе.

Известный педагог профессор Юлия Гиппенрейтер свидетельствует о том, что общение с родителями, постоянный контакт с ними необходимы «ребенку, как и пища. Малыш, который получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишен постоянных контактов со взрослым, плохо развивается не только психически, но и физически: он не растет, худеет, теряет интерес к жизни.

Анализ многочисленных случаев смерти младенцев в домах ребенка, проведенный в Америке и Европе после Первой мировой войны, – случаев, необъяснимых с одной лишь с медицинской точки зрения, – привел ученых к выводу: причина – неудовлетворенная потребность детей в психологическом контакте, то есть в уходе, внимании, заботе со стороны близкого взрослого».

Желаю вам помощи Божией в воспитании сына. Помните: вы очень ему нужны. Десятилетний мальчик уже не так нуждается в материнском внимании, как более маленькие дети; ему, как будущему мужчине, сейчас особенно нужна ваша забота и помощь.

Если сын будет снова говорить вам о самоубийстве, важно сказать, не запугивая его, от кого эти помыслы идут. Что источник их – враги людей бесы. Нужно отгонять их молитвой и не бояться их. Человек не одинок в борьбе с вражьей силой, рядом всегда его ангел-хранитель.

Время, проведенное вместе с ребенком, для него дороже, чем самые дорогие подарки от нас. В заключении приведу одну притчу на эту тему, которая мне очень нравится.

Как-то раз некий человек вернулся поздно домой с работы, как всегда усталый и задерганный, и увидел, что в дверях стоит его пятилетний сын.

– Папа, можно у тебя кое-что спросить?

– Конечно, что случилось?

– Пап, а сколько ты получаешь?

– Это не твое дело! – возмутился отец. – И потом, зачем это тебе?

– Просто хочу знать. Пожалуйста, ну скажи, сколько ты получаешь в час?

– Ну, вообще-то 500. А что?

– Пап, – сын посмотрел на него снизу вверх очень серьезными глазами, – пап, ты можешь занять мне 300?

Малыш тихо ушел к себе в комнату и закрыл за собой дверь. А отец продолжал стоять в дверях и злиться на просьбу сына: «Да как он смеет спрашивать у меня о зарплате, чтобы потом попросить денег?» Но спустя какое-то время он успокоился и начал рассуждать здраво: «Может, ему действительно что-то очень важное нужно купить? Да ну их, эти три сотни, он ведь вообще ни разу у меня не просил денег». Когда он вошел в детскую, сын был уже в постели.

– Ты не спишь, сынок? – спросил он.

– Нет, папа, – ответил мальчик.

– Я, кажется, слишком грубо тебе ответил, – сказал отец. – У меня был тяжелый день, и я просто сорвался. Прости меня. Вот, держи деньги, которые ты просил.

Мальчик сел в кровати и улыбнулся.

– Ой, папка, спасибо! – радостно воскликнул он.

Затем он залез под подушку и достал еще несколько смятых банкнот. Его отец, увидев, что у ребенка уже есть деньги, вновь разозлился. А малыш сложил все купюры вместе, а затем снова посмотрел на отца.

– Зачем ты просил денег, если они у тебя уже есть? – проворчал тот.

– Потому что у меня было недостаточно. Но теперь мне как раз хватит, – ответил ребенок. – Папа, здесь ровно 500. Можно, я куплю один час твоего времени? Пожалуйста, приди завтра с работы пораньше: я хочу, чтобы ты поужинал вместе с нами.

«Сына раздражают мои просьбы»

Вопрос: Моему сыну 14 лет. Пока я его не «трогаю», а, наоборот, что-то делаю для него, мы с ним хорошо общаемся. Например, когда я собираю его в школу, готовлю ему бутерброды, варю кофе, все хорошо. Но вот я прошу его выбросить по дороге мусор, и он сразу начинает проявлять недовольство, ворчать, хотя мусор все-таки выносит. И так всегда. Мои просьбы вызывают в нем недовольство. Он начинает говорить, что у него нет времени и тому подобное. Как правило, после уговоров он все же просьбы выполняет. Но делает все неохотно. И так было всегда, не только в 14 лет.

Ответ: Ваша история напомнила мне одну евангельскую притчу о двух сыновьях. Помните?

«У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: “Сын! Пойди сегодня работай в винограднике моем”. Но он сказал в ответ: “Не хочу”; а после, раскаявшись, пошел. И подойдя к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: “Иду, государь”, – и не пошел». Христос спросил слушающих: «Который из двух исполнил волю отца?» И те ответили Ему: «Первый» (см.: Мф. 21: 28–31). Так что то, что ваш сынок хоть и противится, но все же исполняет просьбы матери, само по себе уже неплохо. Дети все очень разные: одни помогают родителям охотно (таких очень мало), другие ворчат, сетуют, но все-таки идут помогать, а от третьих вообще помощи не дождешься. Выходит, у вас все не так уж и плохо. Мальчики, мужчины – народ довольно упрямый. Тут важно уметь просить. Не требовать чего-то, а постараться сделать это ласково, вежливо, создать положительную мотивацию. То есть когда сын выполнит вашу просьбу, обязательно поблагодарите его, дайте понять, что вы очень цените его услугу. Не принимайте его труды как нечто обыденное и само собой разумеющееся. Нужно дать почувствовать ему, что он уже человек взрослый, мужчина, что мать нуждается в его помощи и покровительстве. Тогда есть надежда, что в следующий раз ему будет уже приятнее исполнять мамины поручения. Но вместе с тем следует мягко и корректно рассказать сыну, что в обществе взрослых людей каждый должен иметь свои обязанности, выполнять свой долг. Наличие обязанностей и несение ответственности – это то, что отличает взрослых от детей.

Вашему сыну 14 лет, и возможно, что его ворчание и недовольство родительскими просьбами усугубилось переходным возрастом. Подростки в этот период находятся в состоянии взросления, становления, они самоутверждаются, и любое родительское наставление, замечание или пустяковую просьбу могут расценить как посягательство на свою свободу. Переходный возраст – сложное время как для родителей, так и для самих детей, поэтому от родителей требуется большая мудрость и немалое терпение.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *