Что написано в библии про воспитание детей
Воспитание
Бойтесь каждый матери своей и отца своего. Лев.19,3
Если с детства воспитывать раба в неге, то впоследствии он захочет быть сыном. Притч.29,21
Ешь, сын мой, мёд, потому что он приятен, и сот, который сладок для гортани твоей: таково и познание мудрости для души твоей. Если ты нашел её, то есть будущность, и надежда твоя не потеряна. Притч. 24,13
Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его. Притч.13–25
Розга и обличение дают мудрость; но отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своей матери. Притч.29,15
Глупость привязалась к сердцу юноши, но исправительная розга удалит её от него. Притч. 22,15
Не оставляй юноши без наказания: если накажешь его розгою, он не умрёт; ты накажешь его розгою и спасёшь душу его от преисподней. Притч.23,13
Наказывай сына твоего, и он даст тебе покой, и доставит радость душе твоей. Притч.29,16
Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит: Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня. Ис.1,2
Над бесстыдною дочерью поставь крепкую стражу, чтобы она, улучив послабление, не злоупотребила собою. Сир.26,12
Есть у тебя дочери? имей попечение о теле их и не показывай им веселого лица твоего. Сир.7,26
Выдай дочь в замужество, и сделаешь великое дело, и подари её мужу разумному. Сир.7,27
Кто любит своего сына, тот пусть чаще наказывает его, чтобы впоследствии утешаться им. Сир.30,1
Сын мой! если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению: управь сердце твое и будь твёрд, и не смущайся во время посещения; прилепись к Нему и не отступай, дабы возвеличиться тебе напоследок. Сир.2,1–3
Есть у тебя скот? наблюдай за ним, и если он полезен тебе, пусть остается у тебя. Есть у тебя сыновья? учи их и с юности нагибай шею их. Сир.7,24–25
И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем. Еф.6,4
Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его. Притч.19,18
И знай в сердце твоём, что Господь, Бог твой, учит тебя, как человек учит сына своего. Втор. 8,5
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Что написано в библии про воспитание детей
Что Библия говорит о воспитании детей?
Семью создал Бог. Его замысел заключался в том, чтобы мужчина и женщина вступали в брак на всю жизнь и воспитывали детей, знающих и почитающих Его (Марка 10:9; Малахии 2:15). Усыновление также является Его замыслом – Он дает пример в принятии нас как Своих детей (Римлянам 8:15, 23; Ефесянам 1:5). Независимо от того, каким путем дети появляются в семье, они являются Божьим даром, и Ему небезразлично, как они воспитываются (Псалом 126:3; 33:12; Притчи 23:13-14). Когда Господь дает нам дары, Он также предоставляет четкие указания относительно их использования.
Освободив израильтян из рабства, Бог повелел им учить своих детей о том, что Он сделал для них (Второзаконие 6:6-7; 11:19). Он желал, чтобы грядущие поколения продолжали соблюдать все Его заповеди. Когда одному поколению не удается передать Божьи законы следующему, общество быстро приходит в упадок. Родители несут ответственность не только перед своими детьми, но и перед Господом за выполнение Его поручения прививать Его ценности и истину в их жизни.
В нескольких местах Священного Писания содержатся конкретные указания родителям о том, как воспитывать своих детей. В Ефесянам 6:4 написано: «Отцы, не раздражайте ваших детей, но воспитывайте их в учении и наставлении Господа» (тут и далее – Новый Русский Перевод). Есть несколько способов, которыми родители могут раздражать своих детей. Некоторые родители устанавливают недостижимые стандарты, попытки выполнения которых доводят ребенка до отчаяния. Некоторые родители в качестве наказания дразнят, высмеивают или унижают своих детей, что лишь провоцирует последних. Непоследовательность также может провоцировать гнев, поскольку ребенок никогда не уверен в последствиях своих действий. Раздражает и лицемерие, когда родители требуют от детей поведения, которому сами не следуют.
«Воспитывать их в учении и наставлении Господа» означает, что родители должны воспитывать своих детей так, как Бог воспитывает нас. Как Отец Он «медлен на гнев» (Числа 14:18; Псалом 144:8), терпелив (Псалом 85:15) и готов прощать (Даниила 9:9). Его наказание призвано приводить нас к покаянию (Евреям 12:6-11). Божье наставление содержится в Его Слове (Иоанна 17:17; Псалом 118:97), и Он желает, чтобы родители наполняли свой дом Его истиной (Второзаконие 6:6-7).
Он также наставляет и наказывает Своих детей (Притчи 3:11; Евреям 12:5) и ожидает, что земные родители будут следовать Его примеру (Притчи 23:13). Псалом 93:12 гласит: «Благословен человек, которого Ты, Господи, наставляешь и учишь Своему Закону». Божье наставление призвано делать нас подобными образу Христа (Римлянам 8:29). Родители могут наставлять своих детей, прививая им ценности и жизненные уроки. Когда мы практикуем благочестивую жизнь и принимаем контролируемые Духом решения (Галатам 5:16, 25), то сможем побуждать своих детей следовать нашему примеру. Правильное, последовательное наставление приносит «урожай праведности» (Евреям 12:11). Неспособность это делать ведет к бесчестию родителей и детей (Притчи 10:1). В Притчи 15:32 говорится, что тот, кто пренебрегает наставлением, «презирает себя самого». Господь осудил священника Илия за то, что он позволил своим сыновьям позорить Господа и «не обуздывал их» (1 Царств 3:13).
«Дети – наследие от Господа» (Псалом 126:3). Он приводит их в семьи и дает родителям руководство о том, как их воспитывать. Целью является воспитание мудрых детей, которые знают и чтят Бога в своей жизни. Текст в Притчи 23:24 показывает конечный результат воспитания детей в соответствии с Его планом: «Отец праведника будет ликовать; родивший мудрого сына будет о нем радоваться».
Авторские права
При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта
Материалы размещены с разрешения правообладателя.
Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.
Что написано в библии про воспитание детей
Как христиане должны воспитывать своих детей? Что об этом говорит Библия?
Многие книги Библии даже стимулируют родителей к физическому наказанию детей. Они, в основном, призывают родителей не бояться наказывать своих детей, ведь те от этого не умрут, но, возможно, это поможет им избежать смерти (Притчи 13:24; 22:15; 20:30). Библия придает большое значение наказанию, как таковому, и рассматривает его, как нечто обязательное для каждого из нас. Его влияние тем сильнее, чем мы младше. То есть, наказание делает нас лучшими, более порядочными. Дети, которых не наказывали за непослушание, не питают уважения к какому-либо авторитету, и, соответственно, не захотят добровольно подчиняться воле Божьей и следовать за Ним. Бог использует наказание как возможность направить нас на верный путь и дать нам шанс добровольно покаяться в содеянном (Псалмы 93:12; Притчи 1:7; 6:23; 12:1; 13:1; 15:5; Исаии 38:16; Евреям 12:9). Тут упомянуто лишь несколько стихов, говорящих о позитивной стороне наказания.
Так в чем же суть проблемы? Дело в том, что уже долгие годы родители оказываются слишком пассивными или чересчур агрессивными, когда дело доходит до воспитания ними своих детей. Тем, кому порка кажется совершенно неприемлемым методом, просто-напросто не хватает умения воспитывать своих детей и направлять их в верное русло. Как результат – дети вырастают дерзкими и непокорными. Это принесет им гораздо больше вреда в будущем. «Розга и обличение дают мудрость; но отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своей матери» (Притчи 29:15). Но также есть родители, неправильно толкующие слова Библии, касающиеся наказания, которые наказывают детей лишь для удовлетворения своей жестокости.
Наказание используется для направления человека на верный путь. «Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности» (Евреям 12:11). Божественная дисциплина – это любовь! Такой же модели должны следовать родители по отношению к своим детям. Порка ни в коем случае не должна вызывать длительных болевых ощущений, это должны быть легкие хлопки (лучше всего по заду, где меньше всего ощущается боль), которые смогут объяснить ребенку, что есть плохо. Никогда наказание не должно использоваться, как выход родительской злости или фрустрации.
«И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Ефесянам 6:4). Воспитание детей может проходить лишь в учении и наставлении Господнем, сдержанности, направлении, и в наказании по великой родительской любви.
Авторские права
При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта
Материалы размещены с разрешения правообладателя.
Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.
Воспитание детей в семье: библейские и святоотеческие основы
“Какова основная цель воспитания ребёнка? Некоторые родители обращают внимание на то, чтобы дети хорошо питались и выросли здоровыми. Другие стараются дать образование. Третьи – развить дарования музыкантов, художников или учёных. Но у родителей-христиан первой и основной целью воспитания должно быть не это”, – размышляет протоиерей Павел Калинин.
В своей статье «Библейские и святоотеческие основы православной концепции воспитания детей в семье» отец Павел, священник Армавирской епархии, делится следующими мыслями о православном воспитании:
«Родители прежде всего должны заботиться о том, чтобы дети выросли в непоколебимой вере живыми членами Церкви, чтобы в душе их «изобразился Христос» ( Гал. 4, 19 ), чтобы более всего в мире они возлюбили Бога, а «ближнего своего, как самого себя» ( Мф. 22, 37–40 ), и целью своей жизни ставили «стяжание Духа Святого Божия» (из слов преп. Серафима).
Конечно, Священное Писание и, прежде всего, Евангелие, содержит всю полноту истины, необходимой для спасения людей. Но истины евангельские и правильное применение их к практике нашей жизни открываются нашим духовным очам через Предание и разъяснение их св. отцами. Если родители достигнут этого, то остальное – и образование, и развитие дарований, и здоровье – всё приложится само собою, так как Господь сказал: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам» ( Мф. 6, 33 ).
Преп. Серафим Саровский говорил одной матери: «Матушка, матушка. Не торопись детей-то учить по-французски и по-немецки, а приготовь души-то их прежде, а прочее приложится им потом».
Как достигнуть этого, как «приготовить душу» детей? Дух семьи – это то, что в первую очередь формирует душу подрастающего ребёнка. Епископ Феофан Затворник пишет: «Есть непостижимая для нас связь души родителей с душою детей». «И если их дух проникнут благочестием, то быть не может, чтобы оно по своему роду не действовало на душу дитяти».
«Яблочко от яблони недалеко падает», – так гласит о том народная мудрость. Оптинский старец Леонид при выборе жениха и невесты давал такой общий совет: о женихе судить по его отцу, а о невесте – по матери, считая, что у родителей уже в полной мере выявлены склонности те, которые ещё недостаточно ясны в детях. Св. Писание во многих местах говорит об ответственности родителей за детей. Ещё в Ветхом Завете имеются примеры наказания родителей за нечестие детей.
За это был наказан священник Илий, про которого Бог так говорит пророку Самуилу: «Я объявил ему, что Я накажу дом его навеки за ту вину, что он знал, как сыновья его нечествуют, и не обуздывал их» ( 1 Цар. 3, 13 ).
При этом следует сказать, что Илий не пренебрегал вовсе воспитанием сыновей. Нет, Илий обличал их, говоря: «Дети мои, нехороша молва, которую я слышу: вы развращаете народ Господень» ( 1 Цар. 2, 24 ).
Но, очевидно, от Илия требовалось более чем одни кроткие слова. От него требовалось рвение, наложение на сыновей наказания, обуздания их. Так об этом говорит св. Иоанн Златоуст.
«Так как Илий не всё сделал, что надлежало, то восстановил Бога против себя, и против сыновей, и, щадя неблаговременно себя и детей, погубил вместе с детьми и собственное спасение. Кроме небрежности по отношению к детям Богу не в чем было обвинить старца. Он был и священник, и старец, и знаменит, и двенадцать лет беспорочно начальствовал над еврейским народом.
Однако он крайне бедственно погиб за то, что не заботился тщательно о детях, и грех его нерадения, точно суровая, громадная волна, все подвиги его закрыла. Какое же наказание ожидает нас, когда и в добродетели много ему уступаем, и детей не только не наставляем, но поступаем в отношении их жесточе всякого варвара…» В Писаниях Нового Завета ап. Павел резко осуждает небрежение в заботе о близких: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печётся, тот отрекся от веры и хуже неверного» ( 1Тим.5,8 ).
При суждении о пригодности к должности епископа ап. Павел одним из важнейших признаков ставит отношение с семейными: «Епископ должен быть… хорошо управляющим домом своим, детей содержащим в послушании со всякою честностью» ( 1Тим.2,4 ). По заповедям ап. Павла на родителях лежит и материальная забота о детях ( 2Кор.12, 14 ), и духовная.
Условием для посвящения в пресвитеры он ставит: «Если кто… детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности» ( Тит.1,6 ). Первыми заповедями для молодых жен ап. Павел ставит: «Любить мужей, любить детей… быть… попечительными о доме» ( Тит.2,4–5 ).
Условие для спасения замужней женщины ап. Павел формулирует так: «Спасётся через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» ( 1Тим. 2,15 ). Также вдовам, имеющим детей или внучат, ап. Павел велит прежде всего заниматься их воспитанием ( 1Тим.5,4 ). Поэтому очевидно, что под заповедью для замужней женщины родить чад надо понимать и обязанность замужней женщины всю свою жизнь посвятить воспитанию этих чад.
Эти чада посылаются от Господа не как бремя или наказание, а как благословенный Господом путь замужней женщины – как награда и утешение жизни. «Вот наследие от Господа: дети; награда от Него – плод чрева», – говорит в псалмах пророк Давид ( Пс.126,3 ). И если родители или мать тяготятся детьми или ропщут на них – они тяжёло грешат перед Господом.
Можно найти примеры, что благочестивые дети были и от нечестивых родителей (например, великомученица Варвара), но вряд ли можно найти случаи, когда благочестие обоих родителей не имело бы следствием высоких достоинств их детей. Следует учитывать, однако, что степень благочестия может быть разная и может случиться, что духовная слабость одного из супругов ослабит в какой-то мере всех или некоторых из детей.
В Деяниях св. апостолов рассказывается, как благочестивому язычнику – сотнику Корнилию, снискавшему милость у Бога молитвой и милостыней, является ангел, повелевает призвать ап. Петра и обещает, что словами последнего «спасёшься ты и весь дом твой» ( Деян. 10, 6 ).
Итак, милость Божия и залоги спасения распространяются не только на праведника, но и на весь дом – его семью и его детей.
Поэтому для родителей главной заботой должно явиться снискание милости Божией и Его помощи и благословения. «Праведник ходит в своей непорочности: блаженны дети его после него!» – свидетельствует премудрый Соломон ( Притч. 20, 7 ). А епископ Феофан Затворник пишет: «Дух веры и благочестия родителей должно почитать могущественнейшим средством к сохранению, воспитанию и укреплению благодатной жизни в детях».
В чем секрет великих достижений? Обычно принято думать, что великим людям присущи особые, выдающиеся способности и природные дарования. Не совсем так. Многие философы и учёные считают, что всякое достижение обусловлено, прежде всего, напряженным, целеустремленным трудом в течение длительного времени. Таким образом, значительных достижений в каком-либо отношении может добиться каждый при наличии средних способностей и дарований. И, очевидно, степень успеха будет прямо пропорциональна затраченной энергии.
Достижение цели как следствие упорного труда – это закон, данный Богом человеку после грехопадения: «В поте лица твоего будешь есть хлеб». И без пота нет успеха, без пота невозможно пропитание, невозможна сама жизнь. Хлеб добывается потом как для тела, так и для духа.
Труд над ребёнком как основа воспитания был заповедан ещё евреям в Писаниях Ветхого Завета. «Учи сына твоего и трудись над ним, чтобы не иметь тебе огорчения от непристойных поступков его», – говорится в книге Премудрости Иисуса сына Сирахова (30, 13).
Целеустремленность связана неразрывно с самопожертвованием. Ради заботы о детях родителям необходимо оставить развлечения, театры, праздные знакомства… Все это крадёт у нас силы и время, которого мало, которое драгоценно, как вверенные нам от Господа «таланты»; которого недостаёт для спасения и себя, и детей.
«Без Меня не можете делать ничего», – говорит Бог в лице Христа ( Ин. 15, 5 ). Но «Бог есть любовь» ( Ин. 4, 8 ). И поэтому без любви нет духовной жизни, нет целительного общения души с Богом и близкими, нет зарождения и развития веры, смирения, кротости, благочестия и других добродетелей, одухотворяющих душу.
Любовь в лице Христа явилась в грешный, растленный мир и победила и возродила мир ( Ин. 16, 33 ). Ею побеждали апостолы, ею во все времена побеждали пастыри Церкви и ученики Христовы. И ею, только ею можем и мы обеспечить себе доступ к сердцу нашего ребёнка на всю нашу жизнь.
Когда ап. Иоанн, любимейший из учеников Христа, ослаб от старости и не мог более проповедовать, он только повторял всем: «Дети, любите друг друга». А святитель Амвросий Медиоланский говорил: «Люби – и делай, что хочешь». И, по словам Господа, на двух заповедях любви к Богу и ближним «утверждается весь закон и пророки» ( Мф. 22, 37–40 ).
«Любовь… есть совокупность совершенства» ( Кол. 3, 14 ), – говорит ап. Павел, написавший гимн любви – тринадцатую главу 1‑го Послания к Коринфянам. Эта глава написана с неподражаемой силой и глубиной мысли. По ней мы можем определить и свое состояние в отношении любви – этой основы всех добродетелей.
Все мы думаем, что любим наших детей. Это кажется естественным, это благодатный закон природы, из которого мы не считаем себя исключением. Да и кого же любить, как не своих детей. Но ап. Павел глубоким анализом свойств любви обличает нас.
«Любовь не раздражается», – пишет ап. Павел. Проверим себя – так ли мы любим своих детей, чтобы никогда не раздражаться на них?
«Любовь… не ищет своего». А наши запросы на свою «личную жизнь», «личные интересы», развлечения?
Не будем же удивляться, что путь к сердцу нашего ребёнка не открыт для нас в полной мере. Признаем этот факт и, пока ещё есть время, постараемся исправить наши упущения и овладеть сердцами наших детей. Для этого надо самих себя всецело отдать детям, сделаться не только их наставниками и воспитателями, но и ближайшими друзьями, сродниться с их интересами и запросами.
Проявление нежной, самоотверженной материнской любви к своим детям так характеризуется преп. Серафимом: «Чадолюбивая матерь не в своё угождение живёт, но в угождение детей. Немощи немощных чад сносит с любовью; в нечистоту впадших очищает, омывает тихо, мирно, облачает в ризы белые и новые, обувает, согревает, питает, промывает, утешает и со всех сторон старается дух их покоить так, чтобы никогда не слышать ей малейшего их вопля. И таковые часто бывают благорасположены к матери своей».
Итак, надо окружить детей мудрой заботой, вниманием: когда надо – лаской и нежностью, и вместе с тем, когда надо – увещеванием и взыскательностью.
Ребёнок оценит заботу и внимание, в каких бы формах они не проявлялись, если только «всё у вас будет с любовью» ( 1Кор.16,14 ), если во всех словах наших он будет слышать и чувствовать любовь.
Сердце детское чутко и отзывчиво, и когда мы всё своё сердце ради Господа и Его заповедей отдадим детям, они отдадут нам своё.
Из материалов круглого стола «Проблемы семьи и брака в современном обществе (православное и светское измерение)». – Армавир: Армавирский Православно-социальный институт, 2005.
«Мальчишки и девчонки, а также их родители». Часть 2
Семейная жизнь в вопросах и ответах
Взрослые дети и родители
Вопрос: У меня сразу несколько вопросов, но все они касаются взаимоотношений уже взрослых детей и родителей.
Первый вопрос. В Библии говорится, что нужно почитать отца и мать – это одна из десяти заповедей, но не сказано: «люби родителей», а только: «чти». Ведь бывают такие родители, любить которых очень трудно. Хотя, конечно, ко всем людям нужно относиться хорошо, с уважением. Так нужно ли любить родителей только за то, что они нас родили?
Второй вопрос. Маленькие дети обязаны слушаться родителей. Но должны ли слушаться родителей дети уже взрослые?
Еще вопрос. Мои родители в разводе. Отец женился во второй раз, моя мама с ним в очень плохих отношениях, и ей не нравится, когда я его навещаю. Тем более что мы встречаемся в квартире, где папа живет с новой женой. Должен ли я в данном случае слушаться матери и не общаться с отцом?
Ответ: Да, в пятой заповеди закона Божиего не упомянуто о любви детей к родителям, но сказано о почитании отца и матери. Однако совершенно очевидно, что чада должны любить родивших их. Поэтому Священное Писание и не упоминает о любви – это само собой разумеется. Ведь слово Божие научает нас любить всех людей: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22: 39). И любовь нам заповедана не только к тем людям, которые нам приятны, вовсе нет. «Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда?» (Мф. 5: 46). Наша любовь должна простираться даже на врагов: «Любите врагов ваших…» (Мф. 5: 44). Тем более нам нужно любить самых близких нам людей, то есть родителей. Почему заповедь подчеркивает: «чти»? Потому что родивших и воспитавших нас людей нужно почитать и уважать особо. Это не просто ближние, которых следует любить. Через родителей мы пришли в этот мир, они причина нашего бытия, и сама природа происхождения от них научает нас почитать их как людей более высших, чем мы сами. Вот что пишет по этому поводу святитель Иоанн Златоуст: «…как они родили тебя, ты не можешь родить их. Поэтому если в этом мы ниже их, то превзойдем в другом отношении посредством уважения к ним не только по закону природы, но преимущественно перед природой – по (чувству) страха Божия. Воля Божия решительно требует, чтобы родители были почитаемы детьми, и исполняющих это награждает великими благами и дарами, а нарушающих этот закон наказывает великими и тяжкими несчастьями». Почитая отца и мать, мы почитаем Самого Бога – Отца нашего Небесного. Он вместе с земными нашими родителями дал нам самый из драгоценных даров – дар жизни. Родителей можно назвать сотворцами, соработниками Господу. Они дали нам тело, мы плоть от плоти их, а Бог вложил в нас бессмертную душу.
Если человек не почитает родителей, отрицает эту иерархию, он может очень легко прийти и к непочитанию и отрицанию Бога. Сначала он не уважает родителей, потом перестает любить родину, затем отрицает мать-Церковь, и вот он уже не верит в Бога. Все это очень взаимосвязано. Недаром, когда хотят поколебать государство, разрушить его устои изнутри, в первую очередь ополчаются на Церковь, веру в Бога и на семью. Семья, почитание старших, передача традиций (а слово «традиция» как раз и происходит от латинского tradition – «передача») цементируют общество, делают народ крепким.
На днях я, спускаясь в метро, увидел, как два парня, по внешности азиаты, скорее всего таджики или узбеки, помогали русской бабушке спустить по ступенькам тяжелую сумку на колесах. И видно было, что они делают это с удовольствием и даже с какой-то радостью. И я с грустью подумал: вот у этих людей есть будущее, они очень крепки как нация. А вот есть ли будущее у нас, это еще неизвестно. Думаю, что тех юношей и девушек, что сидят в транспорте в присутствии пожилых людей, не будут уважать даже собственные дети и внуки, а не то что посторонние люди.
Почитай родителей, и «чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает Тебе» (Втор. 5: 16). Род уважающего родителей, старших благословится. Его чада, а потом и внуки, коим он личным примером передал благие традиции почитания старших, будут радовать его в молодости и покоить в старости. И, напротив, Священное Писание и духовная литература содержат много примеров, когда недостойное поведение детей в отношении родителей навлекало на нарушителей пятой заповеди гнев Божий и последующее наказание. Самый яркий и известный пример – ветхозаветный Хам, посмеявшийся над наготой своего отца.
Кроме рождения мы обязаны родителям еще очень многим. Они не только воспитывали нас, растили, но и оказали на нас очень большое влияние. Осознаем мы это или нет, но мы формируемся как личности в первую очередь под влиянием семьи, в которой были воспитаны. Самая главная основа воспитания, становления личности закладывается в родительском доме.
«Всем хорошим во мне я обязан книгам», – говорил Горький. А я могу про себя сказать по-другому: всему хорошему во мне я обязан родителям.
Но даже когда родители плохо воспитывали своих детей или не занимались их воспитанием вовсе, все равно нужно их почитать. Почему нам достались именно такие родители, а не какие-то другие – это полностью воля Божия и тайна Его Промысла о нас. Ясно одно: Господь случайных вещей не делает, и если мы не можем выбрать сами себе родителей и даже почти никак не можем повлиять на их поведение, значит нам достались от Бога именно такие родители, какие нам нужны. И даже если они совсем не радуют нас, мы все равно должны любить их и почитать. Ведь любое испытание нам дается не случайно, но чтобы мы проявили лучшие душевные христианские качества: терпение, смирение, любовь, снисхождение, прощение. И тогда мы не останемся без награды от Бога. Вспомним: какая же награда «любить любящих вас».
Теперь о том, должны ли уже взрослые дети слушаться и подчиняться родителям.
Задача отца и матери – воспитать ребенка, сформировать как личность, вложить все самое нужное в детстве и в подростковом возрасте, для того чтобы подготовить его к самостоятельной, уже взрослой жизни. Если они смогли правильно воспитать человека, его дальнейшая взрослая жизнь уже не требует родительского вмешательства. Родители общаются с детьми, дружат с ними, помогают им, но их функция как воспитателей уже закончилась. Все – дети выросли и живут уже своим умом. Как получилось воспитать, так и получилось. Поэтому родители взрослых детей уже не могут требовать от них беспрекословного повиновения, как это было в детстве. Конечно, родители могут давать советы (если к их мнению прислушиваются), они должны молиться за детей, но они не имеют права вмешиваться в их жизнь. Любой взрослый человек сотворен от Бога абсолютно свободным существом. И даже Отец наш Небесный никого не заставляет повиноваться Ему – все сугубо добровольно. Вот и родители должны относиться к взрослым детям с уважением, доверяя им.
И последний вопрос. Если родители находятся в разводе и плохо относятся друг к другу, не ваша в этом вина. Вам дана заповедь почитать обоих. И в данном случае нужно более слушаться повеления Божия, а не маму. Никто не вправе запретить вам любить и почитать отца, какой бы он ни был. Это нужно постараться донести до мамы – опять же вежливо и с почтением. Понятно, что вашей матери особенно не нравится, что вам приходится встречаться с новой женой вашего отца, и ее можно понять. Тогда можно планировать встречи с папой вне его дома (погуляйте вдвоем, посидите где-нибудь в кафе) или в отсутствии его жены. Если это невозможно, нужно постараться убедить маму, что вы хотите встретиться именно с отцом, а не с его новой семьей.
Откуда у ребенка мысли о суициде?
Вопрос: Так случилось, что я один воспитываю сынишку десяти лет. Мама у нас непутевая, она развелась со мной и оставила ребенка мне. Мне приходится, конечно, очень непросто, много работаю, чтобы прокормить семью. С нами еще живет моя мама; хорошо, что хоть она помогает. Недавно я очень испугался за сына. Прихожу домой, а он стоит у полностью открытого окна и как будто хочет прыгнуть вниз. Потом я расспросил его, почему он открыл окно, и мальчик признался, что действительно хотел выброситься из окна, что ему не хочется жить. Откуда такие мрачные мысли у десятилетнего ребенка, и что мне делать?
Ответ: Положение у вас, конечно, непростое, очень сочувствую вам. Весьма редкий случай, когда отец в одиночку воспитывает ребенка после развода. Да, вам тяжело, но тут нужно понять, что малыш, оставшись без матери, страдает в этой ситуации больше всего. Он нисколько не виноват в случившемся, и ему приходится еще тяжелее, чем вам.
Мысли о самоубийстве, к сожалению, не редки у детей, но обычно они появляются в подростковом возрасте, когда начинается сложный переходный период от детства к юности и вступлению во взрослую жизнь. Ребенок становится уязвимым, ранимым, он бывает склонен к резким перепадам настроения и унынию. В вашем случае, я уверен, суицидальные мысли посещают мальчика, так как он очень мучается от отсутствия материнской ласки и внимания. В обычной ситуации ребенок вообще до определенного возраста большую часть времени проводит с матерью, отца он обычно видит только вечерами и в выходные дни. Связь с матерью, ее влияние на ребенка до школьного возраста просто огромна. А ваш малыш всего этого лишен. Даже дети, оставшиеся без отца, мучаются мрачными мыслями о ненужности и бессмысленности жизни. Я лично знаком с мальчиком, который после смерти отца тоже часто говорил маме, что хочет выпрыгнуть из окна. Дети, обделенные лаской, общением, очень страдают, их посещают мысли об их ненужности, оставленности. Конечно, вам сейчас очень трудно, вы воспитываете ребенка, много работаете, но, несмотря ни на какие трудности и недостаток свободного времени, вам необходимо как можно больше времени проводить с сыном. Вы должны стать ему не только отцом, но и матерью. Компенсировать недостаток внимания, нежности и любви. Ребенок должен постоянно чувствовать, как вы его любите, как он вам дорог. Проводите свободное время вместе. Гуляйте, ходите в зоопарк, в кино, читайте книжки, вместе играйте, смотрите мультики. Побольше разговаривайте, общайтесь, обсуждайте его школьную жизнь и вообще самые различные темы. Будьте для него самым верным и близким другом. В этом возрасте мальчишки особенно тяготеют к отцу, они взрослеют, мужают и тянутся к мужскому началу. Они копируют отцов, и поэтому вы должны давать ему только благой пример. Поэтому нужно быть особенно внимательным, не расслабляться, особенно избегать пьянства, курения, сквернословия, праздного времяпрепровождения у телевизора и компьютера.
Очень важно быть ласковым с сыном. Хотя бы несколько раз в день обнимать, целовать его, гладить по голове. Тогда ребенок даже на телесном уровне почувствует вашу любовь, связь с ним. Он будет ощущать родительскую защиту и заботу, это поможет ему успокоиться и почувствовать свою нужность. Не следует бояться, что мы избалуем ребенка или воспитаем из него хлюпика. Напротив, ученые говорят, что мальчики, получающие достаточное количество знаков любви от родителей, в том числе и через объятия, вырастают мужественными и уверенными в себе.
Известный педагог профессор Юлия Гиппенрейтер свидетельствует о том, что общение с родителями, постоянный контакт с ними необходимы «ребенку, как и пища. Малыш, который получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишен постоянных контактов со взрослым, плохо развивается не только психически, но и физически: он не растет, худеет, теряет интерес к жизни.
Анализ многочисленных случаев смерти младенцев в домах ребенка, проведенный в Америке и Европе после Первой мировой войны, – случаев, необъяснимых с одной лишь с медицинской точки зрения, – привел ученых к выводу: причина – неудовлетворенная потребность детей в психологическом контакте, то есть в уходе, внимании, заботе со стороны близкого взрослого».
Желаю вам помощи Божией в воспитании сына. Помните: вы очень ему нужны. Десятилетний мальчик уже не так нуждается в материнском внимании, как более маленькие дети; ему, как будущему мужчине, сейчас особенно нужна ваша забота и помощь.
Если сын будет снова говорить вам о самоубийстве, важно сказать, не запугивая его, от кого эти помыслы идут. Что источник их – враги людей бесы. Нужно отгонять их молитвой и не бояться их. Человек не одинок в борьбе с вражьей силой, рядом всегда его ангел-хранитель.
Время, проведенное вместе с ребенком, для него дороже, чем самые дорогие подарки от нас. В заключении приведу одну притчу на эту тему, которая мне очень нравится.
Как-то раз некий человек вернулся поздно домой с работы, как всегда усталый и задерганный, и увидел, что в дверях стоит его пятилетний сын.
– Папа, можно у тебя кое-что спросить?
– Конечно, что случилось?
– Пап, а сколько ты получаешь?
– Это не твое дело! – возмутился отец. – И потом, зачем это тебе?
– Просто хочу знать. Пожалуйста, ну скажи, сколько ты получаешь в час?
– Ну, вообще-то 500. А что?
– Пап, – сын посмотрел на него снизу вверх очень серьезными глазами, – пап, ты можешь занять мне 300?
Малыш тихо ушел к себе в комнату и закрыл за собой дверь. А отец продолжал стоять в дверях и злиться на просьбу сына: «Да как он смеет спрашивать у меня о зарплате, чтобы потом попросить денег?» Но спустя какое-то время он успокоился и начал рассуждать здраво: «Может, ему действительно что-то очень важное нужно купить? Да ну их, эти три сотни, он ведь вообще ни разу у меня не просил денег». Когда он вошел в детскую, сын был уже в постели.
– Ты не спишь, сынок? – спросил он.
– Нет, папа, – ответил мальчик.
– Я, кажется, слишком грубо тебе ответил, – сказал отец. – У меня был тяжелый день, и я просто сорвался. Прости меня. Вот, держи деньги, которые ты просил.
Мальчик сел в кровати и улыбнулся.
– Ой, папка, спасибо! – радостно воскликнул он.
Затем он залез под подушку и достал еще несколько смятых банкнот. Его отец, увидев, что у ребенка уже есть деньги, вновь разозлился. А малыш сложил все купюры вместе, а затем снова посмотрел на отца.
– Зачем ты просил денег, если они у тебя уже есть? – проворчал тот.
– Потому что у меня было недостаточно. Но теперь мне как раз хватит, – ответил ребенок. – Папа, здесь ровно 500. Можно, я куплю один час твоего времени? Пожалуйста, приди завтра с работы пораньше: я хочу, чтобы ты поужинал вместе с нами.
«Сына раздражают мои просьбы»
Вопрос: Моему сыну 14 лет. Пока я его не «трогаю», а, наоборот, что-то делаю для него, мы с ним хорошо общаемся. Например, когда я собираю его в школу, готовлю ему бутерброды, варю кофе, все хорошо. Но вот я прошу его выбросить по дороге мусор, и он сразу начинает проявлять недовольство, ворчать, хотя мусор все-таки выносит. И так всегда. Мои просьбы вызывают в нем недовольство. Он начинает говорить, что у него нет времени и тому подобное. Как правило, после уговоров он все же просьбы выполняет. Но делает все неохотно. И так было всегда, не только в 14 лет.
Ответ: Ваша история напомнила мне одну евангельскую притчу о двух сыновьях. Помните?
«У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: “Сын! Пойди сегодня работай в винограднике моем”. Но он сказал в ответ: “Не хочу”; а после, раскаявшись, пошел. И подойдя к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: “Иду, государь”, – и не пошел». Христос спросил слушающих: «Который из двух исполнил волю отца?» И те ответили Ему: «Первый» (см.: Мф. 21: 28–31). Так что то, что ваш сынок хоть и противится, но все же исполняет просьбы матери, само по себе уже неплохо. Дети все очень разные: одни помогают родителям охотно (таких очень мало), другие ворчат, сетуют, но все-таки идут помогать, а от третьих вообще помощи не дождешься. Выходит, у вас все не так уж и плохо. Мальчики, мужчины – народ довольно упрямый. Тут важно уметь просить. Не требовать чего-то, а постараться сделать это ласково, вежливо, создать положительную мотивацию. То есть когда сын выполнит вашу просьбу, обязательно поблагодарите его, дайте понять, что вы очень цените его услугу. Не принимайте его труды как нечто обыденное и само собой разумеющееся. Нужно дать почувствовать ему, что он уже человек взрослый, мужчина, что мать нуждается в его помощи и покровительстве. Тогда есть надежда, что в следующий раз ему будет уже приятнее исполнять мамины поручения. Но вместе с тем следует мягко и корректно рассказать сыну, что в обществе взрослых людей каждый должен иметь свои обязанности, выполнять свой долг. Наличие обязанностей и несение ответственности – это то, что отличает взрослых от детей.
Вашему сыну 14 лет, и возможно, что его ворчание и недовольство родительскими просьбами усугубилось переходным возрастом. Подростки в этот период находятся в состоянии взросления, становления, они самоутверждаются, и любое родительское наставление, замечание или пустяковую просьбу могут расценить как посягательство на свою свободу. Переходный возраст – сложное время как для родителей, так и для самих детей, поэтому от родителей требуется большая мудрость и немалое терпение.