Что написано в библии про усопших
Смерть – последний акт доверия Богу
Богу тоже было страшно
— Я бы сказал о разнице между насыщением и пресыщением. В одном – полнота, в другом — усталость и уныние. Полнота жизни Авраама в том, что в его жизни степень доверия Богу была абсолютной, — вспомним готовность принести в жертву сына Исаака. Потому он и вместил в себе эту насыщенность жизнью.
Мы же в основном по-разному пресыщены. Кому-то тошно от того, что у него все есть и он уже не знает, что еще придумать, а кто-то не знает, куда спрятаться от проблем и безнадежности.
И вот эта пресыщенность (удовольствиями ли, переживаниями или страданиями) вполне похожа на зашлакованность. И в том, и в другом случае человек видит только себя и пытается прыгнуть через голову или же машет на все рукой.
Необходимы перемены. Если выносить ежедневно мусор на родник – получится свалка. А что такое человек? Его душа, его жизнь и есть такой родник. И порой очень непросто справиться с тем бременем ударов, которые в нашу жизнь приходят. Но не справляемся мы потому, что, действительно, нам не хватает доверия Богу. Мы сопротивляемся всему, что в нашей жизни не нравится, кажется «плохим».
А вот Авраам не сопротивлялся, он слушал. Без доверия незаметно слабеет вера. Между Авраамом, которому было дано обетование стать праотцем народа Божиего, и Божьей Матерью есть одно удивительное сходство:
И Аврааму, и Богородице было сказано о том, что их дети уготованы в жертву.
Но посмотрите, Бог, видя невыносимую для человека верность Своего раба, дарует Аврааму принести вместо сына — жертвенного агнца, а Сын Девы этим Агнцем становится Сам. Это значит – Бог никогда «в долгу» не останется, и не видел глаз, не слышало ухо, что приготовил Бог для любящих его.
— Получается, если человек прожил «насыщенно», он и смерти не боится? У него в жизни «все было», как у Авраама — дом, любовь, семья, дети, социум, отношения с Богом, духовные задачи и выполнение предназначения, своей мечты. Это и делает человека спокойным перед смертью?
— Нет и не было после Адама тех людей, кто бы не трепетал смерти. И мы ведь помним, о чем молила человеческая природа Христа, неотделимая от Его Божества, там, в Гефсиманском саду. Он знал обо всем и да, Ему было страшно, как страшно человеку, потому что Он во всем человек кроме одного – греха. И, тем не менее, страшно, страшно, потому что Богочеловек, Человек в плоти, впервые восстает против смерти уже не как подвластный ей, но как Сокрушитель ее.
И сколько в этом боли. Боли, которую понесет не только Он, но и Та, Которая принесла Его в храм, где Его и Ее увидел и оповестил обо всем грядущем Симеон.
Нет, весь я не умру
— И что такое тогда — страх смерти? Он есть и у верующих, и у неверующих. Чего боятся люди на самом деле, когда говорят, что боятся смерти? Что живой человек может знать о смерти? Можно ли этот страх «разъяснить»? Можно ли с ним «проконтактировать»?
— Страх смерти очень часто напоминает мне ситуацию, когда на перроне тронулся поезд, а я вспомнил, что чемодан дома забыл.
Мы не хотим уходить, расставаться, но еще сильнее – мы не хотим не быть, хотя в иных традициях и исканиях возможность не быть может показаться как высшее благо.
Но с другой стороны как – не быть? Стать частью абсолютного начала, уйти от смертной суеты и бесконечной жестокости временного? Не совсем же взять и не быть, как и не было? Но Христос, Его жертва говорит мне об обратном.
Я есть и я продолжусь даже с полным распадением всем моих останков в земле, даже с окончательно исчезнувшей обо мне памяти в этом мире, потому что знает обо мне и всегда помнит обо мне Он.
— Как понять, боюсь ли я смерти? Как быть честным с собой? Ведь немало примеров, когда человек говорит — ой, жизнь такая тяжкая, да зачем я вообще родился. А вдруг заболеет тяжело, так — ох, как жить хочется!
— Это самое интересное. При всех тоннах и километрах суеверий и страхов, человек современный живет так, как будто бы ему и не умирать.
Я не знаю, как это понять, но на моей памяти есть два интересных примера моих прихожан, тяжело болевших. Обе уже умерли, но в разное время и по-разному.
Одна прожила четыре года, боролась за жизнь, усиленно лечилась. Другая отказалась от помощи врачей, решила – будет только молиться и пить травки, и сгорела буквально за месяцы, при том, что ей вполне можно было помочь.
Как понять, кто из них был более честен с собой? Кто меньше боялся смерти? Вера — не только молитва, но и наши действия, работа. Господь нам дал, в том числе, и медицину, и помощь врачей, и разум. А честность – это и осознание, что я не могу без помощи другого человека. В этом же смирение и мужество.
Успеть вылечиться от ненужного человеческого
— Перед смертью люди часто бывают искренни. О чем они больше всего жалеют? Что «хотели бы еще успеть»? И наоборот, чему больше всего радуются — что это в жизни было?
— Вот в описанном выше примере моей знакомой ей больше всего хотелось, чтобы она успела вырастить младшую дочь. Много это или мало? Но в этой критической, последней стадии болезни, в борьбе и молитве она прожила почти четыре года и как могла, растила ее, была рядом.
А еще я наблюдал за тем, как меняется и становится человеком небесным человек земной.
Парадокс в том, что и она сама и мы, в общем, почти не верили в ее исцеление от болезни.
Но произошло чудо иное: человек вылечился от ненужного человеческого.
Свидетельствую об этом, потому что имел честь принимать ее исповедь, разговаривать и молчать с ней. Я не был рядом в последние дни, там был другой священник. Но знаю, что то, что она хотела успеть – она успела. И радуюсь за нее.
— Бывает, умирает человек прекрасный, много сделавший доброго, врач, спасший многих людей — в расцвете лет, когда много бы мог успеть и помочь. И совсем непонятно ни ему, ни близким — почему? Еще работать и работать, спасать и спасать!
— Наверное, это самый тяжелый вопрос, который мне задают в этой теме. Если просто сказать, что человек вырос из земной жизни, что вошел в полноту своего развития, то это иначе как мою личную философию человек горюющий не воспримет.
А потому я беру за руку и прошу об одном: с любимыми не расставайтесь. Назло смерти, вопреки ей.
Таких примеров в моей жизни было немало и я благодарен этим людям, что они были и есть в моем сердце.
— А какой смысл во внезапной смерти? Мы в молитвах просим Бога спасти от «напрасной» смерти, подготовиться. И вдруг — дом взорвался от газа, наводнение, пожар — и человека нет. Как это понять?
— Да, слово «напрасный» прежде имело смысл внезапности. И вот это, наверное, правильный страх, от такой смерти надо просить избавления. От такой внезапности, неподготовленности.
Мы говорили о честности. Так вот честность, наверное, здесь главное. Трезво осознавать и видеть себя именно в сегодняшнем дне. Быть более чутким к нуждам близких и ближних, выполнять то, что я могу сделать и попытаться сделать это искренне.
Раньше говорили – «жил перед Богом». Это значит, так жил, что если «вдруг» Господь призвал к Себе, то человек и к смерти готов.
Я езжу из города служить в деревнях, расстояния большие, и я не раз ловил себя на том, что вижу помощь и вижу это охранение меня от того, что могло бы случиться внезапно, напрасно.
Однажды я должен был служить раннюю службу в далеком селе. Обычно я в таких случаях выезжаю заранее, не люблю приезжать впритык. А тут утро выдалось каким-то суетливым: то одно, то другое. В общем, прособирался и поехал на пять минут позже обычного.
Проезжая нерегулируемый перекресток, рано утром светофор там еще не работает, заметил краем глаза какую-то суету чуть ниже по улице. Заметил и дальше поехал. А уже позже, случайно залез в новости и прочитал о том, что на этом перекрестке была жуткая авария: столкнулись два автомобиля.
Водитель одной машины погиб на месте, остальные – в тяжелом состоянии. Я сопоставил по времени и понял, что если бы я ехал там на пять минут раньше, то протаранили, возможно бы, меня.
Для себя я чувствую: на то, чтобы действовать и жить, у меня есть один день, здесь и сейчас. И как я проживу этот день – моя ответственность. А остальное не в моей власти.
«Нехорошо человеку перед смертью быть одному»
— Если в детстве человек получает негативный опыт смерти, то у него может появиться ужас перед смертью. Как помочь?
Протоиерей Александр Борисов (Москва):
— Митрополит Антоний Сурожский описывает такой эпизод. Его позвали к умирающей бабушке, а когда он поинтересовался, где же внуки (семи и восьми лет), родители ответили, что дети недавно видели крольчонка, которого растерзали кошки, что теперь у них просто ужас перед смертью и «мы решили их поберечь».
Родители, сказав митр. Антонию «под вашу ответственность», позвали детей. Когда внуки увидели, что искаженное страданиями последних лет бабушкино лицо преобразилось, стало спокойным и прекрасным, их восприятие смерти изменилось.
Во второй главе Библии говорится: «нехорошо человеку быть одному».
Я знаю людей, видевших умерших родственников перед смертью, они нередко это принимают за галлюцинацию. Но я думаю, что умершие приходят, чтобы поддержать в эту минуту. Чтобы человек не остался один.
— Что для вас – самое радостное, самое сокровенное в празднике Сретения?
— Самое радостное то, что чего этот старец ожидал, чему верил – то и произошло. Он встретился с Тем Светом ради встречи с Которым жил. Поэтому так радостно звучит «Теперь отпускаешь раба Твоего».
Сохраняется ли сознание человека после смерти согласно Библии?
Что происходит с людьми, когда они умирают? Куда уходит и сохраняется ли сознание человека после смерти? Знаю, что информация об этом крайне ограничена и большинство ответов — это спекуляция. Кроме того, я думаю, что люди не владеют своей душой, «существование» и есть душа.
В Библии написано, что, когда человек формировался, Бог взял пыль земли и дыхание Своей жизни, и тогда человек стал живым существом или душой. Следовательно, когда мы умираем, эти два компонента разделяются, и мы лишаемся сознания. Я также основываюсь на том, о чем говорится в Книге Екклесиаста 9:5-6.
Живые знают, что они умрут, но мёртвые не знают ничего, для мёртвых больше нет вознаграждения. Люди их скоро забудут. Когда человек умирает, любовь, ненависть и ревность — всё проходит, и мёртвые вновь никогда не разделят того, что случается на земле. (Екклесиаст 9:5-6)
Поэтому я думаю, что, когда наступит момент воскресения, нам покажется, что время не двигалось. Это будет схоже с пребыванием под наркозом для операции (я лично подвергался анестезии). Как вы считаете, в тот момент, когда Иисус на кресте сказал вору, что «в тот день он присоединится к Нему в раю», что Он имел в виду?
Вы правы, библейская информация о сохранении сознания человека после смерти довольно ограничена. Однако я могу поставить под сомнение то, что наши ощущения между нашей физической смертью и окончательным воскресением — это просто пребывание без сознания. Я не знаю ни одного отрывка, который учит этому прямо.
Верно, такие отрывки, как Книга Екклесиаста 9:5-6, возможно, согласуются с идеей пребывания без сознания после смерти, однако я считаю, что здесь Соломон говорит о жизненном опыте в отношении мертвых. С нашей стороны, мы ничего не знаем о мертвых, и, естественно, мы забываем о них с течением времени. Как говорит Соломон, «никогда больше они не будут участвовать во всем, что происходит под солнцем», другими словами, здесь, на земле. Он не учит, что в аду люди будут без сознания. Некоторые учат о «спящей душе», но я не согласен с этим учением.
Сознание человека после смерти и Новый Завет
В Новом Завете есть более полная информация в другом направлении. Библия говорит, что сознание человека сохраняется после смерти. Есть, например, притча о богаче и Лазаре и Первое послание Петра 3, которые, похоже, решают вопрос отсутствия сознания после физической смерти человека до пришествия Иисуса.
Потому что сам Христос также умер за грехи наши раз и навсегда, Праведник за неправедных, чтобы привести вас к Богу. Тело Его было предано смерти, Дух же Его был возвращён к жизни, в котором Он пошёл и провозгласил находящимся в темнице духам, ослушавшимся Бога в далёком прошлом, во времена Ноя. Но Бог терпеливо ждал, пока будет построен ковчег. Лишь немногие попали в него, всего восемь человек, и они спаслись по воде. (1-е Петра 3:18-20)
Кому проповедует Иисус в 3 главе Первого послания Петра? Как толковать притчу о богаче и Лазаре, если предположить, что люди после смерти будут без сознания?
Когда нищий умер, ангелы отнесли его к Аврааму. Умер и богач, и его похоронили. И в царстве мёртвых, где истязали богача, взглянул он наверх и увидел вдали Авраама, держащего в объятиях Лазаря. И закричал он: «Отец Авраам, сжалься надо мной и пошли Лазаря, чтобы он смочил палец водой и освежил мой язык, ибо я мучаюсь в этом огне!» Но Авраам сказал: «Сын мой, вспомни, что ты получал только хорошее в жизни, а Лазарь только плохое. Здесь же он утешился, а ты страдаешь. И огромная пропасть лежит между тобой и нами, никто не может перейти через неё и помочь, и никто к нам не может перейти». (От Луки 16:22-26)
Кроме того, в Книге Откровения есть сцены, в которых говорят старейшины и мученики, есть вор, который будет с Иисусом в «тот» день. Добавьте к этому приход Самуила к Саулу, когда его вызвала ведьма из Аэндора в Первой книге Царств.
Царь сказал женщине: «Не бойся! Что ты видишь?» Женщина сказала: «Я вижу дух, выходящий из земли». Саул спросил: «На кого он похож?» Женщина ответила: «Он похож на старца в длинных одеждах». Тогда Саул понял, что это был Самуил. Саул поклонился, упав лицом на землю. Самуил сказал Саулу: «Зачем ты тревожишь меня? Зачем ты вызвал меня сюда?» Саул ответил: «Я в великой беде! Филистимляне воюют против меня. А Бог отвернулся от меня и больше не отвечает мне ни через пророков, ни во сне. Поэтому я и вызвал тебя, чтобы ты научил меня, что делать!» (1-я Царств 28:13-15)
Я мало знаю об аде и рае, но я почти уверен, что сознание человека сохранится после смерти, и я уверен, что ад — настоящее место. Предлагаю прочитать вам книгу Дагласа Джакоби «Что происходит, когда мы умираем?»
Я согласен с тем, что наша душа может существовать отдельно от нашего тела, но это не значит, что люди будут в аду без сознания. Будут ли там физические тела? Может быть. Я даже готов зайти еще дальше и сказать, что, наверное, да. Однако даже если физических тел не будет, это никоим образом не значит, что люди будут без сознания. Ваше утверждение о том, что тело и душа различны (с чем я согласен), не означает, что мы будем будто «во сне» или «под наркозом».
Что касается вора и того места, которое Иисус обещал ему в «тот» день, речь шла о рае, а не о Небесах. А если ссылаться на притчу о богаче и Лазаре, то Небеса — это не последнее место, где мы окажемся, когда Иисус вернется. Я могу ошибаться, и наше спасение, конечно, не зависит от этой доктрины, но это мое видение.
Смерть, утешение и надежда христиан.
Что говорит Библия о смерти.
Как нам справляться с утратой близкого человека? Какую помощь предоставляет нам Библия, когда мы пытаемся выбраться из бездны отчаяния? Прежде чем досконально ответить на эти вопросы, давайте разберём, что говорит о смерти Писание. Понять библейское учение о смерти чрезвычайно полезно. Христиане могут относиться к смерти не так, как другие люди, и правильное отношение поможет нам принять факт смерти и найти утешение.
С библейской точки зрения, жизнь настолько ценна, что сама мысль о самоубийстве должна быть отвергнута. Если взять содержание Библии — со всеми слабостями, несчастьями и греховностью её главных персонажей, — то удивительно, что текст фиксирует так мало самоубийств среди Божьего народа. Почему? Потому что человеческая жизнь ценна: люди сотворены по образу Божьему, и у нас нет права лишать жизни людей или даже лишать жизни самих себя! Для христиан, в отличие от некоторых культур в истории, самоубийство не может считаться достойным способом завершения жизни.
В большинстве культур в истории человечества верили в загробную жизнь. Древние египтяне верили в жизнь после смерти и готовились к ней. Греки считали, что после смерти человек пересекает реку Стикс и отправляется в подземный мир, где будет награждён или наказан. Римляне рассматривали «жизнь как тюрьму, срок, который должен был отбыть дух, прежде чем сможет освободиться и занять своё место в славном Млечном Пути». Некоторые американские индейцы надеялись, в конце концов, отправиться в рай.
Страх смерти понятен, но больше бояться нужно другого — вечной смерти. Иисус сказал: «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф. 10:28). Бояться нужно Бога (см. Еккл. 12:13); «судьба, которая хуже смерти», — это «смерть вторая» в аду (Отк. 20:14, 15). Когда христианин ставится перед выбором неповиновения Богу или гонения, правильной реакцией для него будет сказать, как сказали апостолы: «Должно повиноваться больше Богу, нежели людям» (Деян. 5:29).
Важно помнить, что цель сохранить собственную физическую жизнь любой ценой, преследуемая миром, не является наивысшей целью для христианина: послушание Богу и верность Ему при любых обстоятельствах намного важнее.
Священное Писание
Библия о состоянии смерти
Сообщение FontCity » 07 окт 2013, 07:32
Смерть любимого человека приносит страдание, сожаление, сильное желание второго шанса, и, часто, вопросы: «Неужели это конец?», «Она ушла навсегда?», «Что с ним теперь?», «Где он?», «Конечно же, моя крошка в раю сейчас, разве нет?», «Если б я только мог быть уверен!», «Я не могу вынести мысли о его мучениях в чистилище!», «Что за Бог такой, сжигающий людей?», «Смотрит ли она сверху на меня? Всё время?», «Я не уверен, что мне бы хотелось, чтобы за мной наблюдали постоянно!».
Нет сознания после смерти.
«Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день [в день его смерти] исчезают помышления его» (Псалмы 145:3,4).
Но даже после смерти видна нежная забота любящего Отца.
Когда Адам и Ева согрешили, их любящий Создатель с печалью объяснил, что должно было теперь стать частью их жизни: «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты, и в прах ты возвратишься» (Бытие 3:19). Когда человек умирает, дыхание жизни возвращается к Создателю, а тело возвращается в прах, из которого и было сделано.
Незадолго до смерти мудрый царь Соломон посоветовал всем: «И помни Создателя твоего в дни юности твоей, доколе не пришли тяжелые дни [старости], и не наступили годы, о которых ты будешь говорить: “Нет мне удовольствия в них”. Помните вашего Создателя, доколе не порвалась серебряная цепочка. И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к… [Творцу], Который дал его» (Экклесиаст 12:1, 6-7). «Мысли исчезают, и душа идет спать, когда тело умирает, а дыхание возвращается к Создателю. Ни мертвые восхвалят… [Яхвэ], ни все нисходящие в могилу» (Псалмы 113:25).
Таким же образом апостол Павел ободрял фессалоникийцев: «Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об усопших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Йешуа умер и воскрес, то и почивших в Нем Отец приведет с Ним. Ибо сие говорим вам словом Яхвэ, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Йешуа, не предупредим усопших. Потому что Сам Йешуа при возвещении, при гласе Архангела и трубе Яхвэ, сойдет с неба, и мертвые в Йешуа воскреснут первыми. Потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Спасителю на воздухе, и так всегда с Йешуа будем» (1-е Фессалоникийцам 4:13-18).
Что Церковь говорит о смерти?
В Символе веры — самом известном тексте, посвященном основам христианской веры, ничего не сказано о том, как христианин должен представлять себе рай или ад. Так что сковородки и кущи — это лишь один из возможных образов.
Подробное описание ада — средневековая традиция. В Новом Завете ад упоминается лишь как место, где «тьма внешняя» и люди испытывают сильную боль: «там будет плач и скрежет зубов» (Мф 8:12).
В поздней Античности (II-III) век представление об аде меняется, постепенно усложняясь. На рубеже I и II тысячелетий ад представляется в виде сложного «подземного царства», где грешники наказываются в зависимости от совершенных ими при жизни грехов.
Представления о рае как «саде» или «городе» блаженств возникли несколько раньше, но детализированные описания наслаждений праведников также относятся к эпохе Средневековья.
В православном богословии ад — это не большая тюрьма для грешников со злыми надзирателями-бесами, а место, где люди страдают от невозможности быть с Богом из-за своих грехов.
На чем вообще основано церковное учение о смерти?
А душа человека умирает вместе с телом?
Нет. Душа живет без тела и после смерти сохраняет черты, присущие человеку во время земной жизни. Проще говоря, душа человека после смерти не нуждается в пище, воде или сне, но при этом сохраняет свои психические особенности, особенности темперамента, склонность к определенным грехам или добродетелям: «Состояние душ после смерти сходно с нравственным состоянием каждой индивидуальной души во время ее жизни на земле. Оно — естественное следствие и естественное продолжение земной жизни», — говорит преподобный Иустин (Попович).
Церковь постоянно призывает молиться за умерших, а как им это поможет, если они уже умерли?
Христиане верят, что молитвы за умерших помогают живым родственникам и друзьям пережить горечь утраты. Кроме того, церковная и частная молитва к Богу облегчает участь умершего, так как Христос может простить покойному его грехи. Очень важно молиться за умершего человека в первые 40 дней после его кончины. В этот момент душа человека проходит различные испытания и после частного суда попадает либо в рай, либо в ад. Хотя, конечно, эти временные ограничения условны и скорее имеют значение для памяти об усопшем. После сорокового дня умершие христиане тоже нуждаются в молитвах живых. Отпевание, поминовение на литургии, панихида в храме или лития на могиле — все это облегчает участь умерших, позволяет им спастись.
А могут ли мертвые как-то связаться с живыми и повлиять на них? Что Церковь говорит о привидениях?
О привидениях Церковь не говорит ничего, а вот явления умерших людей живым — вполне реальная вещь. Вот только один пример. В конце XI века в Киево-Печерский монастырь приезжают византийские мастера и предлагают помощь в написании икон для Успенского собора. Монахам они описывают двух человек, которые с ними договаривались и обещали заплатить за работу. Иноки по описанию византийцев узнают в этих людях преподобных Антония и Феодосия Печерских, скончавшихся за несколько лет до этой встречи.
Кроме того, умершие праведники молятся о живых христианах, и Бог слышит их молитвы, о чем свидетельствуют, например, случаи исцеления больных и другой помощи у мощей после молитвы к святым или многочисленные посмертные чудеса святителя Николая Чудотворца.
Существует представление, что душа 40 дней после смерти остается на земле, проходит некие испытания. Сколько здесь от учения Церкви, а сколько от суеверий?
Это точно не суеверие. Многие православные подвижники, например, преподобный Иустин (Попович), святители Игнатий (Брянчанинов) и Феофан Затворник верили в то, что каждого христианина после смерти ждут мытарства.
Вместе с тем представление о посмертных испытаниях души христианина в течение 40 дней после кончины не является догматом, то есть тем, во что нужно обязательно верить каждому, но и не противоречит православному учению.
Посмертные испытания души традиционно называются мытарствами. В византийском житии Василия Нового (Х век) рассказывается о 20 преградах, которые устраивают бесы по пути человека в рай. Каждое подобное препятствие связано с типичными человеческими грехами и страстями. После преодоления всех испытаний душа праведника по молитвам святых и заступничеству ангела-хранителя попадает в рай. Души же грешников, не прошедших ту или иную «заставу», отправляются в ад.
В более ранних текстах можно найти отдельные упоминания о посмертных испытаниях, которые проходят души первых египетских монахов, например, Макария Египетского (конец IV века). Конечно, нужно помнить, что это только некие образы жизни будущего века. Мы не можем себе ее представить, т. к. она выходит за рамки нашего опыта.
Насколько с церковной точки зрения важны поминки, памятник на могиле, уход за надгробиями? Ведь получается, что молитвы достаточно, зачем же тогда еще и могилы?
Забота о теле усопшего — христианская традиция, восходящая к апостольским временам. Тело — такая же неотъемлемая часть человека, как и его душа. Какая-то связь человека со своим телом остается даже после смерти. Христиане бережно собирали останки первых мучеников и предавали их погребению. Молитва в храме, памятник на могиле, ухаживание за могилой — это забота христиан и Церкви о своих собратьях. О родственниках и друзьях, которым важно хранить память о близком человеке. О теле самого усопшего, которому предстоит воскреснуть после Второго Пришествия Христа. «Эту любовь, эту заботливость, это благоговейное отношение к телу мы находим в Православии; и это сказывается удивительным образом в службе отпевания. Мы окружаем это тело любовью и вниманием; это тело — центр службы отпевания усопшего; не душа только, но и тело. И действительно, если подумать: ведь ничего нет в человеческом опыте не только земного, но и небесного, что не достигло бы нас через наше тело», — говорил митрополит Сурожский Антоний.
Вместе с тем христиане верят, что отсутствие конкретной могилы (например, у погибших в воде или в горах; воинов, чьи тела не были найдены) не является препятствием к спасению человека и церковной молитвы о нем. Для таких случаев существует чин заочного отпевания.
А как христианство относится к кремации и другим «нетрадиционным» видам похорон?
Погребение в земле наиболее соответствует христианской традиции. Вместе с тем христиане верят, что Господь может воскресить тело умершего человека независимо от того, каким способом оно было захоронено.
Кремация для христианина допустима только как вынужденная мера, например, из-за местных обычаев, распространенных в той или иной стране, наличия или отсутствия места на кладбище и множества других факторов: «Когда такое погребение не предусмотрено местным светским законодательством или связано с необходимостью транспортировать умершего на большие расстояния или же невозможно по иным объективным причинам, Церковь, считая кремацию явлением нежелательным и не одобряя ее, может со снисхождением относиться к факту кремации тела усопшего. После кремации прах должен быть предан земле », — говорится в документе «О христианском погребении усопших», утвержденном Священным Синодом в 2015 году.
08
Библия обещает всем воскресение из мертвых: как это будет происходить? Старики воскреснут старыми, молодые молодыми, а младенцы — младенцами? Или воскресение — это просто какой-то духовный образ?
Православное учение о телесном воскресении предполагает, что человек воскреснет в новом, преображенном теле, которое будет подобно его земному телу. Остальные соображения основаны на догадках и на свидетельствах Евангелия о Теле Воскресшего Спасителя. Господь ел перед учениками, чтобы убедить их в Своей реальности, но ни двое учеников на пути в Эммаус, ни Мария Магдалина сперва его не узнали. При этом существует представление, что тела после воскресения не будут зависеть от пищи или питья и будут такими, что родители смогут узнать своих детей, а друзья друг друга.
Преподобный Ефрем Сирин считает, что тела праведников будут прекрасными, а грешников — ужасными и зловонными, то есть поведение человека в земной жизни будет влиять на вид тела, которое он получит после воскресения мертвых.
С возрастом сложнее. Преподобный Ефрем Сирин говорил, что люди будут находиться в возрасте расцвета, то есть в раю не будет ни детей, ни стариков. Но до конца никому из людей невозможно себе представить, что ожидает человека в раю или в аду.
Пожалуйста, читайте люди сами Библию. Там понятно все написано и не всегда верьте объяснениям священнникам. я про пункты 4,5, и последняя в частности. Такую ересь напишут.
Олег, Ваше утверждение о проникновении в церковную среду дуализма Платона голословно. Если бы Вы были правы, то Господь не сказал бы притчу о богаче и Лазаре.
А что такое «загуглить»? (шутка)
Приведенные нами значения слова душа является общепринятой точкой зрения библейской науки. Можно открыть любую специальную энциклопедию или словарь. Письмо, на которое мы отвечаем, ценно тем, что оно ярко иллюстрирует опасность буквализма при чтении Священного Писания. Читающий Библию должен обращать внимание не только на отдельные стихи, но и на контекст. Это важнейшее правило экзегетики. Иначе легко можно ошибиться.
Олег, вы свидетель Иеговы? Ваши доводы разбиваются Священным Писанием, где либо прямо или косвенно подтверждается бессмертие души:
Воскресение Христом юноши, Лазаря и дочери Иаира.
Притча о богаче и Лазаре.
«По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие.» Мф. 17:1-4
«И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить». Мф. 10:28
“ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах». Мф. 22:30
«Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление, Ты укажешь мне путь жизни: полнота радостей пред лицем Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек» (Пс.15:10-11).
«И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни, и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими». Откр. 20:12
Откровение святого Иоанна Богослова. Глава 6
6.9 И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели.
6.10 И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?
6.11 И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время.
«Фома» выходит в свет только благодаря поддержке неравнодушных людей. Чтобы наш проект развивался дальше, нам очень нужна ваша помощь. Даже небольшое, но регулярное пожертвование поможет нам планировать нашу работу и дальше говорить людям о самом важном!