Что написано на ограде памятника чайковскому
Ноты чего изображены на ограде памятника Чайковскому у входа в Московскую консерваторию?
В уютном московском дворике, на улице Большой Никитской, перед входом в здание Московской Государственной консерватории, расположен памятник творцу и музыканту, великому русскому композитору и дирижёру Петру Ильичу Чайковскому. Это имя, безусловно, известно любому, кто хоть немного интересуется музыкой, ведь его произведения самые любимые во всём мире.
Автор этого прекрасного произведения искусства – скульптор-монументалист Вера Игнатьевна Мухина, выдающийся мастер двадцатого века. Её гению принадлежит величайшее творение советской монументальной пропаганды – монумент «Рабочий и колхозница», прославивший советскую скульптуру на Всемирной выставке, состоявшейся в 1937 году в Париже.
Впервые образ Чайковского Вера Мухина воплотила в скульптуре в 1929 году, когда создала его бюст для дома-музея композитора в Клину, по просьбе тогдашнего директора Н.Т.Жегина. Приступая в 1945 году к выполнению персонального заказа на создание памятника Чайковскому в Москве, Вера Игнатьевна была уже известным скульптором и признанным мастером, лучшей женщиной-скульптором в СССР. Поначалу планировалось, что Чайковский будет изображён стоя, дирижирующим оркестром, но из-за отсутствия достаточной площади для размещения скульптурной группы от этой задумки пришлось отказаться. Да и дирижёрская деятельность не была главнейшей в творчестве П.И.Чайковского, ведь он наиболее известен как композитор, автор великих опер, балетов, симфоний и романсов, музыкальный критик и педагог. Вообще, окончательный вариант скульптурной композиции был принят лишь после многочисленных правок и изменений, коснувшихся как общего вида памятника, так и его идеологической «правильности». Вера Мухина не дожила до открытия памятника, состоявшегося в 1954 году, монумент был завершён её учениками.
Монумент был новаторским для своих дней, ведь в одном ансамбле сочетались и скульптура и архитектурное оформление.
В итоговом варианте, устроившем и автора, и приёмную комиссию, состоявшую из партийных и советских функционеров, фигура композитора, отлитая из бронзы, изображена сидящей перед пюпитром. Пётр Ильич в состоянии творческого поиска и вдохновения, перед ним тетрадь для нот, правая рука с карандашом готова к записи родившихся музыкальных фраз, левая повторяет ритм, звучащий в голове композитора. Материалом для пьедестала послужил красный гранит. Возле самого памятника находится скамья из мрамора, а вся композиция обнесена бронзовой оградой, в которой изящно выполнены годы жизни Чайковского.
Но самым интересным и самобытным элементом на ограде памятника является решётка с нотным станом из бронзы, украшенная нотами из фрагментов лучших произведений Петра Ильича. И решётка, и ноты выполнены с большой тщательностью методом художественной ковки.
По обоим краям решётки расположились арфы, задекорированные литой драпировкой, в которых, по словам автора монумента, как бы продолжается звучание нот с нотного стана решётки.
Бытует распространённое мнение, что студенты консерватории воруют ноты с ограды, ведь, по популярной в Консерватории легенде, они приносят обладателю успехи в учёбе и удачную музыкальную карьеру в будущем. Говорят, что студенты не только воруют ноты с ограды, а ещё и переставляют их местами. В итоге получается, что Чайковский пишет то «Собачий вальс», то какую-то немыслимую абракадабру, то вообще «до-ре-ми-до-ре-до» (что на языке музыкантов звучит неприлично).
Даже будучи музыкантом и знатоком нотной грамоты, непросто определить, ноты какой русской народной песни изображены на ограде памятника.
А ответ на этот вопрос несложен, если знать предысторию.
Эта история давняя и выглядит случайностью. А может, и не все факты в ней достоверны. Но поведать её необходимо, по возможности правдиво и ничего не пропуская, так как она играет важную роль для всей русской музыкальной культуры.
Много лет тому назад, в простой крестьянской семье в Калужской губернии родился очередной ребёнок. Мальчик вырос, обучился ремеслу и стал маляром. Много у него было работы, популярным он был, так как работал хорошо и споро. И амбары красил, и дома, и конюшни. А привычка у него была: работая кистью, он всегда песенку смешную напевал, про Ваню на диване.
А позже уже в Москве на одном большом концерте среди званых гостей присутствовал граф Лев Николаевич Толстой. Велика была духовная связь графа с народом русским. Услышал великий писатель в струнном квартете мелодию русской народной песни, так расчувствовался, аж до слёз. Публика в зале увидела плачущего графа, и давай писать за границу друзьям – о Толстом, о его слезах, о Чайковском и о Ване на диване.
Когда молва о Чайковском докатилась до заграницы, его имя стали узнавать, а самого композитора приглашать, сначала в Европу, а затем и в Америку. Произвёл он там фурор, весь Нью-Йорк ему рукоплескал. Стал он популярным, его музыка зазвучала везде и всюду. И пошло: оперы, балеты, симфонии, квартеты.…
А неизвестный маляр так и не узнал об этой истории. Продолжал он жить как жил, работать, как работал, и песенку свою напевать и свистеть. Так и умер в неизвестности. Хотя благодаря ему и его музыкальности, эта народная песня приобрела известность, и мы сейчас можем видеть её ноты на ограде памятника великому композитору.
Какие ноты изображены на памятнике Чайковскому?
Описание памятника
Особого внимания заслуживает ограда! Больше всего привлекает внимание решетка с нотным станом, где представлены ноты из самых лучших произведений композитора.
Ноты какой русской народной песни на ограде памятника?
Многих интересует этот вопрос! Довольно сложно найти ответ на этот вопрос не только обычному человеку, но даже музыканту.
Ответ кроется в предыстории…
Эта история выглядит полной случайностью. Но знать ее нужно, так как она является неотъемлемой частью русской музыкальной культуры.
История неизвестного маляра
«. Много-много лет назад, в семье простых крестьян в Калужской губернии родился мальчик. Он вырос, обучился рабочему ремеслу и стал маляром. Работе не было конца и края. Работал отлично, поэтому был популярным. Красил все, что только поручат. И была у него интересная привычка: выполняя свою работу, постоянно напевал песенку смешную, про Ваню на диване.
И вот однажды по работе приехал этот маляр в Малороссию, а точнее в село Каменка. Там в это время, в 1869 году, гостил у сестры начинающий композитор – Петр Ильич Чайковский.
Этого калужского маляра пригласили в дом сестры Чайковского, чтобы он покрасил стены дома. Приступил маляр к своей работе и тут же по привычке засвистел любимую мелодию: «Сидел Ваня на диване, курил трубку с табаком». Петр Ильич эту мелодию услышал, да так запомнил, что никак не мог он от нее избавиться: и днем, и ночью в голове она звучала, что бы он ни делал. Мучился с ней начинающий композитор очень долго, а потом взял и переписал эту мелодию в струнный квартет. «
Так о великом Чайковском узнали за границей, его имя стало узнаваемым везде и повсюду, композитора начали приглашать в Европу и Америку. Все были в восторге от его творчества, каждое выступление было особенным и вызывало бескрайний восторг.
Разнообразные эскизы памятников можно найти на нашем сайте. Компания «Белпамятники» выполняет любые работы по изготовлению и установке памятников и осуществляет уход за могилой. Памятники и комплексы из гранита могут быть выпущены в разных цветовых исполнениях: как стандартного (черный), так и нестандартных цветов (коричневый, зеленый и даже красный гранит).
Подробную информацию о продукции можно узнать у менеджера по контактным номерам.
Ноты какой песни нанесены на памятник Чайковскому?
Памятники известным людям часто отличаются оригинальной конструкцией и запоминающимися элементами, связанными с деятельностью человека при жизни. Это относится и к памятнику великому русскому композитору – Петру Ильичу Чайковскому.
Монумент находится в Москве, возле входа в здание Московской Консерватории. Петр Ильич изображен сидящим перед пюпитром, вдохновленный и находящий в процессе творчества. Фигура размещена на высоком постаменте из красного гранита. Рядом расположена мраморная скамья. Вся композиция обнесена бронзовой оградой, которая вызывает повышенный интерес у посетителей – не меньший, чем памятник.
На заборе размещены изящные детали, выполненные при помощи метода художественной ковки: годы жизни Чайковского, инициалы композитора, а также ноты, размещенные на нотном стане.
Существует несколько версий, ноты какой песни находятся на ограде памятника Чайковскому. Первая из них гласит, что ноты воспроизводят отрывки из известных произведений великого композитора. В частности, запечатлены первые фразы из оперы «Евгений Онегин», балета «Лебединое озеро», симфонии №6 («Патетической»), Первого квартета, Скрипичного концерта и романса «День ли царит..».
Согласно второй версии, на ограде размещены ноты русской народной песни «Сидел Ваня на диване…». История гласит, что Петр Чайковский, будучи начинающим композитором, гостил у сестры в селе, находящимся в Малороссии. В то же время в дом пригласили маляра из Калуги, чтобы покрасить стены. Приступив к работе, маляр стал насвистывать мелодию «Сидел Ваня…», а Петру Ильичу неожиданно запомнился и понравился незамысловатый мотив.
Какие же на самом деле ноты написаны на памятнике Чайковскому? Ответ прост: это действительно отрывок из народной песни «Сидел Ваня на диване…», который великий композитор включил в конец одного из своих произведений.
В 2007 году была проведена реставрация памятника, в том числе – элемента в виде решетки с нотным станом. Обнаружилось, что со времени установки мемориала пропало множество нот, размещенных на изгороди, а также карандаш из рук Петра Ильича – всего около 50 элементов! Это было связано с распространенным среди студентов Консерватории поверьем, что обладатель ноты с памятника Чайковскому успешно сдаст экзамены и сделает блестящую музыкальную карьеру. Молодежь также баловалась тем, что переставляла местами ноты на изгороди.
После включения реставрации памятника Чайковскому в список работ по восстановлению культурного наследия Москвы, над скульптурной композицией потрудились лучшие кузнецы и литейщики. Сегодня памятником можно любоваться практически в первозданном виде.
На примере памятника Чайковскому можно увидеть, насколько впечатляюще смотрятся кованые элементы в составе такой конструкции. Художественная ковка эстетически привлекательна, долговечна и надежна. Например, популярны кованые ограды и изгороди с коваными деталями.
Памятник Чайковскому в Москве. Сидящий дирижер
На Большой Никитской улице в Москве, в сквере у Консерватории стоит памятник Петру Ильичу Чайковскому. Это место для москвичей хорошо знакомое, особенное. Какая-то неповторимая аура его окружает.
Может быть это связано с тем, что в Консерватории работали и концертировали великие музыканты. А с помощью музыки человек разговаривает с Богом!
История создания
Над памятником Чайковского работала скульптор Вера Игнатьевна Мухина. В 1945 г. она получила заказ на эту работу. Первый вариант памятника изображал Петра Ильича, который стоит и дирижирует воображаемым оркестром. От такого решения пришлось отказаться. Для его воплощения требовался не маленький городской сквер, а более масштабные пространства. Второй вариант изображал композитора, сидящего в кресле перед пюпитром с нотами. Рядом с ним располагалась фигура мальчика-пастушка, играющего на флейте. Мальчик должен был символизировать любовь Чайковского к народному творчеству. Этот вариант тоже был резко раскритикован. Мухину критиковали за неестественную, напряженную позу композитора. Пастушка тоже просили убрать, чтобы не вызывать намеков на гомосексуальность Чайковского. Вера Игнатьевна предлагала мальчика заменить фигурой крестьянина, но и это было отвергнуто. Вместо человеческих фигур была выполнена драпировка, имитирующая театральный занавес.
Установка памятника
Установка памятника Чайковского в Москве затянулась надолго. В 1945 г. проект памятника не был принят. Только в 1947 г. второй вариант был утвержден. Но устанавливать его не спешили, хотя памятник был отлит в граните. Вера Мухина неоднократно обращалась в правительство с просьбой ускорить процесс. Три раза она писала Сталину. В это время Вера Игнатьевна была уже тяжело больна. Она писала Молотову, напоминая ему про скульптуру «Рабочий и колхозница», которая тоже вызывала бурные споры, но сейчас без нее невозможно представить Москву. Мухина говорила, что в прошлый раз ей поверили, и просила поверить и сейчас.
Памятник Чайковскому достоин Москвы!
До открытия памятника Мухина не дожила. Она умерла в 1953 г., а памятник был поставлен в 1954 г. Его дорабатывали ученицы Веры Игнатьевны Н. Г. Зеленская и З. Г. Иванова. Авторами пьедестала были архитекторы Д. Б. Савицкий и А. А. Заварзин.
Описание
На памятнике Чайковский изображен в процессе сочинения музыки. В правой руке он держит карандаш и записывает слышимую только ему мелодию. Левая рука его поднята, будто он отсчитывает ритм. У памятника расположены мраморная скамья и бронзовая решетка. Какие ноты на памятнике Чайковскому в Москве? Это просто хаотический набор или музыка композитора? Решетка сделана в виде нотного стана, на котором написаны ноты произведений Петра Ильича. На решетке также присутствуют инициалы композитора и даты его жизни. Края решетки украшены арфами с драпировкой.
Что написано на памятнике Чайковскому в Москве?
На постаменте написано: «Великому русскому композитору Петру Ильичу Чайковскому». На решетке приведены первые фрагменты из его произведений, таких как «Первый квартет», «Скрипичный концерт», «Евгений Онегин», «Лебединое озеро», «Шестая патетическая симфония», романс «День ли царит».
Старые москвичи вспоминают, что сразу после открытия памятника из надписи «Чайковскому» исчезла буква «О». Некоторое время ее не было, но потом она появилась. Все буквы надписи были латунного цвета, а новая буква сияла золотом. Это выглядело безобразно, как неуместное пятно. Студенты решили это исправить и закрасили эту букву размешав в клее бронзовый порошок. Лишь через много лет эту закрашенную букву заменили.
Студенческие байки
Студенты Московской консерватории называют свою альма-матер Консерваторией трех Ильичей. Потому что она дважды Ордена Владимира Ильича Ленина и имени Петра Ильича Чайковского. Сразу после открытия памятника студенты развлекались, переставляя ноты на ограде, создавая мелодии вроде «Собачьего вальса». Сторожу консерватории дали бумажку с правильным расположением нот, и бедняга каждое утро проверял, чтобы все было правильно.
«Сидел Ваня на диване»
Критика памятника
Памятник не всеми был воспринят хорошо. Его называли первым сидящим дирижером. Москвичи шутили, что жест руки, напоминает реакцию на резкую остановку трамвая. Говорили, что он излишне театрален и слащав. К. Паустовкий в своей книге «Золотая роза» писал, что это клише, типа «святое вдохновенье осеняет», звуки обязательно «чарующие» и т. п. Вдохновение не выражается таким образом. Это прежде всего напряжение и работа. Но большинство москвичей его полюбили.
Памятник Чайковскому в Москве, надпись на пьедестале и ноты на ограде привлекают множество любителей музыки и туристов.
Памятник Петру Чайковскому
Почти 25 лет решалась судьба этого памятника — его браковали, отстаивали, переделывали. В конце концов талант победил бюрократическую машину, и Москва обрела своего бронзового Чайковского.
Для владельцев заведений
Автором проекта была одна из первых признанных женщин-скульпторов в России — Вера Мухина. Она создала бюст композитора ещё в 1929 году, а в 1945-м получила государственный заказ на изготовление целого памятника.
Мухина разработала два проекта: на одном Пётр Ильич был изображён дирижирующим стоя, на другом — сидя перед пюпитром. От первого проекта пришлось отказаться, а за второй — долго бороться. Он вызвал критику не только чиновников, но и известных композиторов, например, Хренникова. Скульптор стремилась изобразить композитора в момент работы, застывшим в позе музыканта за работой. Однако критики посчитали эту позу слишком напряжённой, а бронзового композитора сравнили с капельмейстером.
Установка памятника затягивалась, Вера Мухина несколько раз даже просила Сталина посодействовать, а перед смертью написала письмо Молотову, прося поверить её чутью художника и поставить монумент Чайковского, который будет достоин Москвы.
Открытие памятника произошло в 1954 году. К сожалению, Мухина до этого времени не дожила, скульптуру доделывали её ученики.
Памятник установили перед Московской государственной консерваторией. Бронзовая скульптура композитора стоит на пьедестале из красного гранита. Чайковский изображён сидя в кресле перед пюпитром, перед ним лежит раскрытая нотная тетрадь. Скульптура настолько выразительная, что создаётся впечатление, будто сейчас композитор карандашом запишет музыкальную фразу и отсчитает её ритм.
Недалеко от памятника расположена мраморная скамья с решёткой, на которой изображён нотный стан из бронзы, на нём выгравированы музыкальные фразы из самых известных произведений Чайковского.
Когда в 2007 году проходила реставрация памятника, скульпторы обнаружили, что из руки композитора пропал карандаш, а со скамьи — некоторые ноты. Оказалось, что среди учащихся консерватории бытует мнение, что детали памятника приносят удачу в учёбе и успех в карьере, поэтому, вполне вероятно, что их «позаимствовали» суеверные студенты.