Что написано на московских воротах
Московские ворота в Санкт-Петербурге — история
История Московских ворот в Санкт-Петербурге — это рассказ о Московских Триумфальных воротах — триумфальной арке на пересечении Московского и Лиговского проспектов.
Сооружены в 1834—1838 годах по проекту архитектора В. П. Стасова в честь победоносного окончания русско-турецкой войны 1828—1829 годов.
Московские ворота — самое крупное в мире архитектурное сооружение, собранное из чугунных деталей. Высота ворот 23 метра, длина 36 метров. Высота колонн — 15 метров, диаметр колонн — более 2 метров.
По традиции на воротах была помещена посвятительная надпись, составленная императором Николаем I: «Победоносным Российским войскам, в память подвигов в Персии, Турции и при усмирении Польши в 1826, 1827, 1828, 1829, 1830, 1831 годах».
Московские ворота. 1890 год. Московские ворота. 1902 год. Источник: Журнал «Мир искусства», 1902, №1
Во время обороны Петрограда от войск Юденича, на Московских воротах устроили баррикаду.
В 1936 году Московские ворота были разобраны для планирующегося переноса центра города на юг с главной площадью у Дома Советов на Московской площади.
Разбор Московских ворот Демонтаж Московских ворот
Московскими воротами в рамках этого проекта собирались украсить планируемый парк. Любопытно, что впоследствии этот парк стал тем самым Московским Парком Победы
Фигуры гениев с гербами губерний, снятые с фасада Московских ворот. 1936 г. Здание Кордегардии у Московских ворот. 1936 г.
В 1959—1960 годах по инициативе директора КГИОП Николая Николаевича Белехова ворота были восстановлены на прежнем месте в варианте 1936 года (за исключением кордегардий).
Восстановление Московских ворот Восстановление Московских ворот Московские ворота после восстановления. 1961 год
В мае 1965 года площадь у Московских ворот была переименована в Московскую.
В октябре 1968 года было восстановлено историческое название — площадь вновь стала называться Московские Ворота.
В 2001-2002 гг. была проведена реставрация Московских триумфальных ворот.
Новый этап реставрации Московских ворот начался в 2019 году с обследования состояния ворот.
Московские Триумфальные ворота
История создания Московских Триумфальных ворот
После победоносных войн с Персией и с Турцией, император Николай I распорядился установить Триумфальные ворота на въезде в Санкт-Петербург по московской дороге.
Проект этого величественного сооружения был разработан выдающимся русским архитектором, Василием Петровичем Стасовым, одним из основоположников русского ампира.
Торжественная закладка Московских Триумфальных ворот состоялось 14 сентября 1834 года на площади, с которой начиналась дорога на Москву. Для устройства фундамента из Смольного монастыря были привезены гранитные блоки, которые ранее планировалось использовать для возведения его колокольни.
Московские ворота являются самым крупным в мире архитектурным сооружением (высота ворот 24 метра, длина 36 метров), собранное из чугунных деталей. Перекрытие Триумфальных ворот поддерживают шесть пар мощных 15-метровых дорических колонн диаметром два метра каждая. Каждая колонна состояла из девяти чугунных блоков. В одной из колонн при сборке была установлена лестница, ведущая во внутреннюю часть перекрытия.
В.П.Стасов также подготовил и представил на рассмотрению императору проект скульптурного оформления Московских ворот, но его вариант оформления Триумфальных ворот не устроил Николая I, после чего эти работы были переданы скульптору Борису Ивановичу Орловскому.
Перечень российских губерний, гербы которых были размещены на щитах:
Венчают это монументальное сооружение изваяниям воинских доспехов («военная арматура»).
В настоящее время копию «военной арматуры», украшающей Московские ворота, можно увидеть в вестибюле одноименной станции петербургского метро.
Надпись из накладных бронзовых позолоченных букв на аттике ворот, обращенная в сторону въезда в город, была составлена собственноручно императором Николаем I:
«Победоносным российским войскам, в память подвигов в Персии, Турции и при усмирении Польши в 1826, 1827, 1828, 1829, 1830, 1831 годах»
Отливка деталей ворот производилась на Александровском чугунолитейном заводе. Первая колонная была собрана и смонтирована 13 июля 1835 года, а в целом литейные и сборочные работы были завершены весной 1837 года. Общий вес элементов из чугуна составил пятьдесят одну тысячу пудов.
Торжественное открытие Московских триумфальных ворот состоялось 16 октября 1838 года. Так что осенью 2018 года мы отметили 180-летнюю годовщину этого величественного памятника архитектуры.
Одновременно с сооружением ворот были выполнены работы по строительству двух двухэтажных кирпичных кордегардий (зданий для размещения военного караула). К северу от ворот, с обеих сторон площади, было установлено ограждение в виде металлической решетки из копий.
В 1872 году под воротами торжественно прошли полки, принимавшие участие в боевых действиях по освобождению от Турции Болгарии, Сербии, Черногории, Аджарии и части Армении.
В середине 30-х годов прошлого века, когда нынешний Московский проспект назывался Международным, Московские Триумфальные Ворота были разобраны (как следует из решения Президиумом Ленсовета: в связи с «реконструкцией Международного проспекта и Московского шоссе, а также урегулировании примыкания Лиговской улицы»), связанные с ними здания кордегардии были снесены, ограждение из копий также было демонтировано.
Во время Великой Отечественной войны, в период блокады Ленинграда, часть чугунных блоков ворот использовались при сооружении противотанковых заграждений на южных подступах к городу.
Восстановлена Московская триумфальная арка была только спустя четверть века, в период 1959-1961 гг.
Свой современный вид Московские Триумфальные ворота обрели после реставрации, проведенной в 2000-2001 годах, к 300-летию Санкт-Петербурга.
Московские ворота, вид в направлении Сенной площади
Вечерняя подсветка Московских Триумфальных ворот
Московская застава
В 1838 году, по указу императора Николая I, с въездной стороны Московских ворот была организована московская застава. С двух сторон колоннады Триумфальных ворот были построены два симметричных здания кордегардий (дома для караульных) и установлены караульные будки. После этого проезд по Царскосельской дороге (так в те годы назывался нынешний Московский проспект) стал возможен только между двумя колоннами в центре (как гласят исторические хроники, ширина между центральными колоннами как раз соответствовала ширине кареты).
Перспективный вид на Московские ворота, 2019 год
Постепенно весь район (к югу от Московских ворот) стали называть Московской заставой, который поначалу был малозаселенной окраиной, постепенно превратившейся в фабрично-заводской район.
Заставная пожарная часть у Московских ворот
Память о том, что здесь когда-то была городская застава, сохранились в названиях Заставской улицы и Заставной пожарной части, построенной в 1925 году у Московских ворот по проекту ленинградского архитектора Давида Петровича Бурышкина.
Памятный знак «Московская застава»
Если выйти из метро «Московские ворота», то слева вы увидите небольшой круглый скверик со скамеечками, в центре которого 24 мая 2003 года был установлен памятный знак «Московская застава».
Памятная скульптурная композиция выполнена архитектором В.М. Ривлиным и скульптором Я.Я. Нейманом. Представляет собой два гранитных четырехгранных верстовых столба с соответствующей раскраской, украшенных стилизованными «старыми петербургскими» фонарями, между которыми установлены два пушечных ствола. Между стволами пушек горизонтально закреплены копья, а с двух сторон укреплены щиты. Между щитами также разместили тесаки и шпаги.
На щите, обращенном в сторону Триумфальных Московских ворот надпись: «Памятный знак «Московская застава». На этой площади в 1838 г. по указу императора Николая I с въездной стороны Триумфальных ворот была сооружена Московская застава, служившая южной границей города».
Надпись на втором щите, укрепленном с другой стороны, гласит: «Памятный знак «Московская застава» установлен 27.05.2003 в честь 300-летия Санкт-Петербурга на средства жителя города Юрия Юрьевича Жорно».
По кругу памятный знак окружен тумбами с цепями.
Реставрация Московских Триумфальных ворот
Не так давно городскими властями было принято решение о необходимости выполнения более масштабных комплексных реставрационных работ Триумфальной арки. В перечне работ: проведение комплексных научных исследований, разработка проекта реставрации, проработка скульптурного декора и посвятительной надписи, укрепление основания и металлических конструкций, восстановление позолоты, а также деревянных и медных деталей.
Заказчиком работ выступило Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Дирекция Заказчика по ремонтно-реставрационным работам на памятниках истории и культуры» при Комитете по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП). Начальная цена тендера составила 6146815 рублей (деньги выделены из городского бюджета). Победитель должен быть выбран 12 апреля 2019 года.
Гид по Петербургу
Что посмотреть и куда сходить в Культурной Столице
Московские триумфальные ворота
Памятники
Краткое описание
Триумфальная арка состоит из 12 колонн дорического ордера, построенных в 2 ряда. В высоту ворота – 24 метра, в ширину – 36 метров, диаметр колонн — 2 метра. Четкие линии и выверенные размеры создают ощущение монументальности.
Московские ворота собирались из литых элементов. Это самое внушительное сооружение из чугуна в мировой архитектуре.
История
Одержав победы над персами и турками в 1826 – 1829 годах, подавив в 1831 году восстание в Польше, Николай I повелел установить на въезде в Санкт-Петербург триумфальные ворота.
Здесь находилась первая застава по пути в Москву. Идея, как сказал император, была в том, чтобы «гостей встречать и о величии нашем сообщать».
В 1831 году принято постановление о возведении Московских Триумфальных ворот. Портал спроектировал в 1832–1833 годах В. В. Стасов, член Петербургской Академии художеств, известный архитектор XIX века. Как образец он использовал Пропилеи Акрополя в Афинах.
Стасов предложил чугун для изготовления компонентов ворот. Русские умельцы в точности литья к тому времени достигли высокого уровня.
В январе 1834 года выбрали площадь для постройки ворот на границе Петербурга – на Московском шоссе у Лиговского канала. Со временем канал засыпали и проложили Лиговский проспект.
В феврале 1834 года по чертежам Стасова на избранном месте построили макет в натуральную величину. Деревянный щит с четко выраженными архитектурными деталями за 20 дней изготовила артель Григорьева. На Литейном заводе подготовили модель колонны высотой в 7 саженей. Определили масштаб постройки. 20 апреля 1834 года представили императору Николаю I будущий чугунный памятник шириной почти 17 саженей и высотой 11 саженей.
В августе 1834 года заложили фундамент, и сооружение памятника началось. 14 сентября 1834 года совершился ритуал закладки Московских ворот.
Во время церемонии в основание ворот по традиции заложили камни с именами архитектора Стасова и особ императорской фамилии. В котлован бросили золотые и серебряные монеты. Закрыли плитой с начертанным указом Николая I и датой закладки.
Триумфальные ворота сооружали 4 года. 16 октября 1838 года при большом стечении публики торжественно открыли мемориал. Главные участники – гвардейские полки, выигравшие кампании в Персии и Турции. В честь завершения стройки отчеканили памятную медаль.
Николай I написал посвящение:
«Победоносным Российским войскам
в память подвигов в Персии, Турции и при усмирении Польши
в 1826, 1827, 1828, 1829, 1830, 1831 годах»
Арка стояла плотно с постройками по сторонам проспекта. Гужевой транспорт проезжал под наиболее широким центральным проемом между колоннами. В крайних проемах до наших дней сохранились ступени для пешеходов.
Сто лет Московские Триумфальные ворота охраняли границы Санкт-Петербурга
В 1936 году появилось решение о реконструкции Московского района. Ворота разобрали. Из них планировали сделать парадный вход в новый парк культуры и отдыха. Декоративные элементы отвезли в Академию Художеств. Колонны попали на склад. Чугунные части ворот во время Отечественной войны использовали на танкоопасном направлении.
Восстановили Московские Триумфальные ворота в 1959 году
В 1961 году полностью завершили реставрацию. И снова они, как в прежние времена, принимают желанных гостей города.
Архитектурно-декоративная композиция
Архитектор В. В. Стасов построил Московские Триумфальные ворота в стиле неоклассицизма. На Казенном литейном заводе изготовили отдельные чугунные блоки. Из них смонтировали конструкцию ворот.
Антаблемент опирается на 6 пар мощных колонн. Фриз украшают горельефы стройных девушек из листовой меди. Пышные одежды и крылья за плечами показывают, что это аллегорические скульптуры гениев Победы.
30 девушек несут щиты с гербами российских губерний. Рекруты из этих русских земель сражались с персидскими и турецкими войсками в 1826-1828 годах. Щиты – древний символ победы. Они усиливают триумфальный образ памятника.
Композиционно ворота завершают восемь рельефных трофеев. Декоративные элементы подчеркивают особую выразительность и торжественность всего сооружения. Все скульптуры изваял в 1835 году профессор Б. И. Орловский.
Где находится
Адрес
Площадь Московские ворота
Метро
Как добраться
По Московскому проспекту от Сенной площади в центре города до архитектурного памятника 5 км.
Ближайшие автобусные остановки:
Интересные факты
Работы по возведению триумфальных ворот стоили 1 миллион 180 тысяч рублей. За 70 лет до этого на строительство Зимнего дворца в Сенате утвердили сумму в 859 555 рублей и 81 копейку.