Что написал погорельский список
Все книги Антоний Погорельский
Антоний Погорельский – псевдоним; настоящее имя – Алексей Алексеевич Перовский; Российская империя, Москва; 1787 – 21.06.1836
Антоний Погорельский является одним из классиков российской литературы. В первую очередь он известен благодаря сказке «Черная курица или Подземные жители», которая стала одним из первых произведений в нашей стране о детстве. Благодаря тому, что эту сказку Погорельского читать следует согласно школьной программы, она получила широкую известность. Но и другие книги и стихи Погорельского заслуживают пристального внимания.
Биография Антония Погорельского
Антоний Погорельский или Алексей Алексеевич Перовский родился в 1787 году в Москве. Он был внебрачным сыном Алексея Разумовского – министра просвещения Российской империи и сына последнего гетмана Войска Запорожского. Детство Алексея прошло в поместье Розумовского, где он получил отличное домашнее образование. В 1805 году он поступил в Московский университет, где через два года получил степень доктора философских и словесных наук.
Первой книгой Антония Погорельского стала «Бедная Лиза» Карамзина, которую он перевел на немецкий язык еще учась в университете. После окончания университета вышли три книги Погорельского по ботанике. И в том же 1808 году поступил на службу в 6-й департамент Сената. В 1812 году вопреки пожеланиям отца пошел служить в армию, где в составе 3-го Украинского казачьего полка принял участие в немалом количестве битв. В отставку ушел в 1816 году.
После того как Алексей Перовский покинул армию он поселился в Петербурге, где стал одним из членов кружка «арзамасцев». В то время в него входил и Александр Пушкин. Кстати именно Перовский приложил немало усилий отбивая нападки современников на поэму Пушкина «Руслан и Людмила». После рождения племянника Алексея Толстого в 1817 году много времени посвящал его образованию. В 1822 году после смерти отца вместе с племянником и его сестрой переселился в имение в Черниговской губернии. Именно здесь, в 1822 году он пишет свою первую повесть под псевдонимом Антоний Погорельский. До этого его труды издавались под другими разнообразными псевдонимами начиная от «ъ» и заканчивая «Погорельский». Повесть же называлась «Двойник или Мои вечера в Малороссии». Она состояла из четырех новелл, объединённых общим смыслом. Кстати именно «Двойник» как считаю многие стал образцом для написания повести Гоголя «Ночь перед Рождеством».
Ну а в 1829 году стало возможно сказку Антония Погорельского «Черная курица или Подземные жители» читать. Эту сказку он написал для своего любимого племянника с которым он немало поездил по Европе. После этого было еще несколько книг Антония Погорельского, которые были достаточно благосклонно восприняты публикой, но сейчас они практически забыты. Умер писатель в 1833 году по дороге в Ниццу от туберкулёза.
Книги Антония Погорельского на сайте Топ книг
Благодаря тому, что сказку Антония Погорельского читать так популярно, она попала в наш рейтинг лучших детских книг. Кроме того, наличие сказки в школьной программе обеспечило ей такую популярность, что это произведение Антония Погорельского представлено в рейтинге топ книг. И учитывая все эти параметры сказка Погорельского представлена в наших рейтингах далеко не последний раз.
Книги Антония Погорельского
Имя Антония Погорельского мы чаще всего связываем со сказочной повестью «Черная курица, или Подземные жители» (1829), рассказывающей о воображаемых приключениях мальчика Алеши. Погорельский написал ее для своего десятилетнего племянника Алеши Толстого, который впоследствии сам стал замечательным русским писателем Алексеем Константиновичем Толстым.
В сборник вошли сказки и рассказы известных русских писателей: А.С.Пушкина, С.Т.Аксакова, Л.Н.Толстого, В.Ф.Одоевского и других.
В романе «Продавец сладостей» с присущим писателю юмором показаны застойный мир индийской провинции и неоправданное прожектерство тех, кто видит спасение Индии в безоглядной «американизации».
Учебное пособие представляет собой адаптацию известной сказки русского писателя Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители». Эта увлекательная история о десятилетнем мальчике, который попадает в подземное королевство, получает в подарок чудесный дар, а потом теряет друга из-за своего малодушия. Сказка учит детей честности, верности и доброте. После каждой главы предлагаются упражн.
В настоящем сборнике представлены наиболее значительные произведения, написанные в жанре психологической и философской фантастики. За развитием этого направления можно проследить в творчестве А.Пушкина, М.Лермонтова, И.Тургенева, А.Чехова, а также в произведениях русских романтиков от А.Погорельского до В.Одоевского и А.Вельтмана. Новые возможности открыл перед фантастикой XX век. В повестях Ф.Со.
В книгу вошли сказки русских писателей XIX и XX веков.
Сказки любят все, потому что каждый человек до конца жизни остается немножко ребенком. В сказках заключена мудрость народа, они помогают понять самые сокровенные устремления народной души. Приглашаем вас в волшебный мир русской сказки. Лучшие русские писатели обращались к этому жанру. Предлагаем вам послушать сказки Антония Погорельского, Сергея Тимофеевича Аксакова, Льва Николаевича Толстого и др.
Антоний Погорельский
Алексей Алексеевич Перовский (псевдоним — Антоний Погорельский) (1787—1836) — писатель-романтик, по происхождению внебрачный сын богатого екатерининского вельможи, графа Алексея Кирилловича Разумовского и Марии Михаиловны Соболевской (впоследствии по мужу — Денисьевой). Основательное и разностороннее образование, полученное Погорельским в доме отца, было завершено в Московском университете, куда юноша поступил в 1805 г. и закончил его в 1807 г. со степенью доктора философских и словесных наук. К этому времени относится увлечение Погорельского и естественными науками, в частности ботаникой, результатом чего явились три публичные лекции, изданные в 1808 г. отдельной книгой («Как различать животных от растений», «О цели и пользе Линеевой системы растений» и «О растениях, которые бы полезно было размножать в России»). Лекции эти можно считать своеобразным подступом к серьезным литературным трудам, настолько явственно проступает в них ориентация на повествовательные приемы Н. М. Карамзина, горячим поклонником которого был молодой автор. В них же заключено зерно увлечений А. Погорельского и сельским хозяйством, чему в немалой степени способствовало его участие в управлении огромными имениями отца. Во владениях А. К. Разумовского, а после смерти последнего в унаследованном от него имении Погорельцы Черниговской губернии (от названия этого имения образован псевдоним писателя) прошла большая часть жизни А. Погорельского.
Литературные его наклонности проявились уже с детства. В домашнем архиве Н. В. Репнина (по указанию биографа А. Погорельского В. Горденю) хранилась тетрадка с детским сочинением Алексея, поднесенным отцу в день его именин. Но в полной мере талант писателя раскрылся значительно позднее, уже в 20-е годы, по мере его вхождения в круги московских и петербургских литераторов. Знакомство с Н. М. Карамзиным-прозаиком, личное общение с писателем определили направление художественных ориентаций А. Погорельского и характер его литературных общений. На первое место среди них следует поставить дружбу с Вяземским, начавшуюся в 1807 г. Несколько позднее (видимо, в 1810 г.) Погорельский познакомился и с В. А. Жуковским, сблизившим его с А. И. Тургеневым и А. Ф. Воейковым. Эти новые знакомства, а также свойственная Погорельскому наклонность к шутке и мистификации, казалось бы, обеспечивали ему далеко не последнее место в «Арзамасе», однако арзамасцем Погорельский не стал, ибо видел главный смысл своей жизни не в литературе, а в активной государственной деятельности на благо отечества. Усилия и таланты молодого Погорельского оказались в первую очередь направленными на чиновничью службу, а обширные связи и возрастающий вес его отца в правительственных кругах открывали ему широкие возможности для быстрого служебного продвижения. Уже в январе 1808 г. мы находим его в Петербурге, где он в чине коллежского регистратора поступает в 6-й департамент Сената. Прикомандированный к П. А. Обрезкову, он участвует в служебной полугодовой поездке по центральным губерниям России с целью их ревизии, близко наблюдает жизнь отдаленных провинций, знакомится с укладом Казанской и Пермской губерний.
В 1816 г. Погорельский выходит в отставку и возвращается в Петербург с тем, чтобы продолжить свою гражданскую службу, на этот раз — чиновником особых поручений по департаменту духовных дел иностранных вероисповеданий. Здесь круг литературных знакомств будущего писателя значительно расширяется; он общается с Н. И. Гречем, арзамасцами, а также с А. С. Пушкиным, поселившимся после окончания Лицея в Петербурге. Именно в первые послевоенные годы Погорельский пробует свои силы в поэзии (перевод одной из од Горация был напечатан в журнале Греча «Сын отечества» (1820, Ч. 65.), участвует в литературной полемике, защищая поэму «Руслан и Людмила» от нападок консервативно настроенной критики (в частности, А. Ф. Воейкова). Служба, отнимавшая у Погорельского много сил, позволяла ему все же отлучаться из Петербурга и подолгу жить в Погорельцах, с которыми связана работа писателя над повестью «Лафертовская маковница», явившейся первым в русской литературе опытом фантастического повествования романтического типа. Опубликованная в журнале А. Ф. Воейкова «Новости литературы» в 1825 г., она казалась настолько необычной, что вызвала специальное разъяснение редактора — так называемую «Развязку», в которой было дано рационалистическое объяснение фантастических мотивов и образов повести Погорельского. Ироническую полемику с Воейковым, не принимавшим новаторских черт романтической повести «Лафертовская маковница», Погорельский ввел в свой сборник «Двойник, или Мои вечера в Малороссии» (1828), в который вошла и «Лафертовская маковница»: «. кто непременно желает знать развязку моей повести, — писал в «Двойнике» автор, — тот пускай прочитает «Литературные новости» 1825 r. Там найдет он развязку, сочиненную почтенным издателем «Инвалида», которую я для того не пересказал вам, что не хочу присваивать чужого добра». Сразу же после появления в печати «Лафертовской маковницы» с нею познакомился Пушкин, написавший брату из Михайловского 27 марта 1825 г.: «Душа моя, что за прелесть бабушкин кот! Я перечел два раза и одним духом всю повесть, теперь только и брежу Три(фоном) Фал(елеичем) Мурлыкиным. Выступаю плавно, зажмуря глаза, повертывая голову и выгибая спину. Погорельский ведь Перовский, не правда ли?»
Так состоялся литературный дебют Перовского (Погорельского), и с этого момента это новое литературное имя получило известность и широкое признание. Еще больший успех выпал на долю «Двойника» Погорельского: о книге сочувственно отозвался «Прусский инвалид» (1828, ч. 83), отметивший, что «не многие повести так занимательны, так остроумны. Не многие рассказаны и связаны с таким искусством». «Северная пчела» писала: «Автор искусно воспользовался разными поверьями, темными слухами и суеверными рассказами о несбыточных происшествиях и передал их нам еще искуснее, умея возбуждать любопытство и поддерживать его до самой развязки» (СПч. 1828. № 38). К 1829 г. относится детская фантастическая повесть «Черная курица» (СПб, 1829), одобрительные отзывы о которой поместили некоторые журналы, например «Московский телеграф» (1829. Ч. XXV. № 2). И сейчас можно сколько угодно удивляться тому, что он так ясно и мудро рассказал о почти неуловимых движениях души невзрослого человека
Начиная с 1830 г., писатель активно сотрудничает в «Литературной газете», где была опубликована первая часть наиболее значительного, итогового произведения Погорельского — романа «Монастырка», который затем был издан в двух частях в Петербурге и вызвал оживленную полемику в журналах. «Сей роман, — отмечалось в «Русском инвалиде», — есть необыкновенное, приятное явление в нашей словесности. Он богат занимательными происшествиями и ярко обрисованными характерами, а потому жив и любопытен» (1830, № 17). Рецензент «Московского телеграфа» увидел в «Монастырке» лишь «приятное описание семейных картин», «рассказ доброго приятеля о добрых людях, которым встречались иногда неприятности» (1830. Ч. XXXII. № 5). «Настоящим и первым у нас романом нравов» названа была «Монастырка» в «Литературной газете», активно поддержавшей Погорельского (1830).
С 1826 г. Погорельский снова и подолгу живет в Петербурге, занимая ряд видных должностей и состоя в Комиссии по устройству учебных заведений. Летние месяцы он по-прежнему проводит в Погорельцах. Весной 1827 г. писатель отправляется в заграничную поездку, которая продолжалась около года. Служебная деятельность Погорельского, протекавшая весьма успешно, в условиях все нараставшей общественной реакции не приносила удовлетворения и завершилась отставкой в 1830 г. Последние годы своей жизни писатель проводит в Погорельцах, наезжая, однако, и в Москву. Все свое время он посвящает литературному труду, а также воспитанию своего племянника (сына родной сестры писателя, графини А. А. Толстой), будущего известного поэта, прозаика и драматурга А. К. Толстого.
Самобытность его писательской манеры была по достоинству оценена писателями пушкинского круга, способствовавшими успеху его произведений у современников.
21 июля 1836 г. в Варшаве, по дороге в Ниццу, куда он направлялся для лечения туберкулеза, Погорельский скончался.
Погорельский Антоний
Сказки дают возможность донести до детей важные вещи, рассказав об этом увлекательно и без назиданий. Но существуют сказки, которые будут интересны и взрослым. К таким можно отнести сказку «Черная.
Одинокому человеку жить тяжело, особенно в детстве. Но может ли он, обретя друга, остаться тем, кем он был изначально? В мире ведь много соблазнов, и иногда слабая душа может обменять дружбу на то.
Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Иван Тургенев, Александр Бестужев-Марлинский, Константин Аксаков, Алексей Толстой, Александр Грин и др.
В настоящем сборнике представлены наиболее значительные произведения, написанные в жанре психологической и философской фантастики. Читатель может проследить за развитием этого направления в.
Редьярд Киплинг, Дмитрий Мамин-Сибиряк, Оскар Уайльд, Павел Бажов, Евгений Шварц, Погорельский Антоний
Читатель, ты взял в руки трёхтомник «Великие сказочники мира». Конечно, самым великим сказочником всегда был народ. Но, как ни странно, народная сказка долго не воспринималась всерьёз писателями.
Максим Горький, Лев Толстой, Александр Пушкин, Лидия Чарская, Николай Гарин-Михайловский, Дмитрий Мамин-Сибиряк, Андрей Платонов и др.
В сказках заключена мудрость народа, сказки помогают понять самые сокровенные устремления народной души. Будь то Емеля, лежащий на печи, или богатырь, грудью прикрывший Родину от врага, – все это.
Владимир Одоевский, Николай Полевой, Михаил Загоскин, Евгений Баратынский, Погорельский Антоний, Бёрнетт Фрэнсис Ходгсон, Погодин Михаил Петрович и др.
Наверно каждый помнит увлекательную сказку «Черная курица», прочитанную родителями в детстве, и ее автора – Антония Погорельского, чья краткая биография будет представлена в этой статье. Так же, в данной работе можно будет получить информацию о других известных произведениях русского писателя и интересных фактах его жизни.
Краткая биография Антония Погорельского
История жизни русского писателя Алексея Алексеевича Перовского, рожденного в 1787 году, публиковавшегося под именем Антония Погорельского, очень короткая: он прожил всего лишь 49 лет, но жизнь его была насыщенной и плодотворной.
Погорельского можно назвать счастливым человеком, ведь с самого детства, несмотря на статус незаконнорожденного, он получал все самое лучшее: любовь обоих родителей, хорошее воспитание и отличное образование, движение по карьерной лестнице и возможность саморазвития.
Казалось бы, что мог вырасти неблагодарный, самовлюбленный и избалованный человек, но на самом деле, Алексей оказался не только замечательным писателем, основоположником жанра фантастики в литературе, но и достойным государственным служащим и смелым воякой.
Происхождение и воспитание
По происхождению своему Алексей был байстрюк. Родился в Черниговской губернии в поместье Погорельцы, от внебрачных отношений государственного деятеля графа Разумовского и мещанки Марии Михайловны Соболевской.
Несмотря на столь щекотливое положение, Алексей не был отверженным ребенком, более того, граф Разумовский поселил его вместе с матушкой и еще десятью их общими детьми в свое поместье в Перове. Там Алексей провел все детство и получил лучшее воспитание и домашнее образование.
В 1800 г. императором Александром Первым были даны дворянские титулы и фамилии Перовские всем детям Соболевской от графа Разумовского, что открывало лучшие перспективы в будущем.
Так в 1805 г. Алексей поступает в Московский университет, который оканчивает с докторской степенью по философии и словесным наукам.
Государственная служба
После успешного завершения обучения, Алексей, возможно благодаря связям своего отца, на тот момент министра просвещения, поступает на службу в Сенат, откуда он уйдет в 1809 г. Молодому человеку очень претило влияние и контроль отца, поэтому он покидает Петербург и уезжает в провинцию.
Уже в 1810 г. Алексей переезжает в Москву, где занимает в департаменте чин судебного исполнителя и экзекутора. Однако снова неудовлетворенный службой Алексей в 1812 г. возвращается в Петербург, где устраивается на службу секретарем при министре финансов.
Там прослужил он вплоть до вторжения наполеоновских войск. Отечественная война подстегнула Алексея Алексеевича, несмотря на угрозы отца лишить его наследства, поступить на службу в армию.
Служба в армии
В 1812 г., получив чин штаб-ротмистра, Перовский вместе со своим 3-м Украинским казачьим полком участвует в многочисленных битвах.
Ему пришлось воевать в партизанских отрядах и участвовать в военных действиях за границей: под Кульмом и под Лейпцигом (Битва народов), в качестве адъютанта барона Генриха Жомини.
После победы в Лейпциге, Алексея Алексеевича повысили до чина старшего адъютанта при князе Николае Репнине.
С 1814 по 1816 гг. Перовский служил в лейб-гвардии Уланского полка, находившейся на территории Королевства Саксонии. После окончания службы Алексей возвращается в Петербург.
Начало творческого пути
С самого юного возраста Алексей Перовский был склонен к сочинительству, а так как он слыл человеком веселым, то в окружении знакомых был прозван шутником и мистификатором. Благодаря знакомству с московскими друзьями Разумовских, В. А. Жуковским и П. А. Вяземским, он был лично представлен Н. М. Карамзину.
Первой творческой работой Алексея был перевод в 1807 г. на немецкий язык «Бедной Лизы» Карамзина.
Первой же изданной книгой Перовского был его доклад по ботанике, слог которого явственно говорит о влиянии на Алексея Карамзина. Позже, путешествуя по провинции, Алексей пишет веселые и легкие стихи, о которых Вяземский скажет: «Художник зреет».
Когда же Алексей уволится из армии, вернется в Петербург, и устроится на службу чиновником под руководством И. С. Тургенева, то возобновит знакомство с литературной братией.
В кругу творческих людей он обретает дружбу с А. С. Пушкиным и возобновляет свою писательскую деятельность. В этот период он написал «Друг юности моей» и «Странник-певец». К сожалению, они не удостоились особого внимания, несмотря на талантливый подход.
По иронии судьбы, Перовского заметили и оценили только тогда, когда он защищал своими точными и острыми в суждении статьями творчество Пушкина. После высокой оценки обществом его статей, Алексей принят в «Вольное общество».
В 1822 г. умирает граф Разумовский, что позволяет Перовскому покинуть опостылевшую государственную службу и посвятить себя творчеству. Он возвращается в свое поместье Погорельцы, где к тому времени проживала его сестра с сыном. Там он пишет и издает под псевдонимом Антоний Погорельский произведение «Двойник, или Мои вечера в Малороссии».
Известные произведения Антония Погорельского
За свою недолгую жизнь Антоний написал много рассказов, стихов и прочих произведений, но все они в своем большинстве являются сказками для детей: веселыми, фантастичными и поучительными. Важно, что каждое произведение преподает свой урок, но без лишнего морализма.
Однако самыми популярными, получившими еще при жизни автора оценку высшего класса от Пушкина и Жуковского, остаются произведения, вошедшие в сборник «Монастырка»:
С 1826 по 1830 гг. Антоний занят на государственной службе в Петербурге, к которой вернулся, и активно участвует в судьбе учебных заведений. Выйдя в отставку, автор снова селится в своем имении, лишь иногда заезжая в Москву, полностью посвятив себя воспитанию своего любимого племянника Алексея Толстого и писательской деятельности.
К. Брюллов. Портрет А. Погорельского
В 1835 г. Погорельский почти захватывает в плен художника Брюллова, посетившего Москву, перевезя без ведома его вещи в свою квартиру на Тверской. Там художник написал портрет писателя и иллюстрации к его произведению «Монастырка», но вскоре сбежал от него из-за ссоры.
В 1836 г. писатель, на тот момент уже болевший туберкулезом, умирает от обострившейся болезни во Франции, на пути в лечебный санаторий в Ницце. Похороны автора прошли в Варшаве на Православном кладбище.
Интересные факты из жизни и творчества Антония Погорельского
В биографии писателя есть любопытные факты, мало кому известные:
С момента рождения своего племянника – Алексея Толстого, вокруг писателя ходил неприятный слух, что ребенок является его внебрачным сыном от его же сестры по отцу.
Алексей Алексеевич является дядей не только Алексею Толстому – будущему известному писателю, но и русским поэтам, братьям Жемчужниковым, создателям «Козьмы Пруткова».
Писатель никогда не был женат и не оставил после себя потомков.
Однажды, в поиске своего «Я», писатель хотел вступить в масонскую ложу, но получил запрет от своего отца, графа Разумовского, бывшего масоном.
Путешествуя по Германии, во время войны и после нее, писатель искренне проникся романтизмом этого народа, что нашло отражение в его произведениях.
Большая часть произведений писателя опубликована под его настоящим именем, так как псевдоним «Антоний Погорельский» был придуман намного позже.
Несмотря на столь короткую литературную жизнь Антония Погорельского, все же можно судить о нем, как о талантливом авторе, который стремился через призму сатиры, юмора и легкой фантастики донести до юных и взрослых читателей правильное восприятие мира и самих себя.