Что написал лермонтов в середниково
Усадьба Середниково
В национализированном после Октябрьской революции имении отдыхал Владимир Ленин, а несколькими годами ранее здесь собиралось блестящее общество — Сергей Рахманинов, Федор Шаляпин, Валентин Серов и Константин Юон.
История усадьбы
В усадьбе Середниково прошли детские годы Петра Аркадьевича Столыпина, видного государственного деятеля Российской империи. Однако любителям литературы имение дорого прежде всего как место, где проводил свои летние каникулы совсем еще юный Михаил Лермонтов. Жизнь Лермонтова в Середникове оказала значительное влияние на его творчество. Именно здесь юный поэт испытал чувство первой любви, всерьез задумался о несовершенстве мирового устройства.
В 1825 году усадьбу Середниково приобрел генерал-майор Дмитрий Алексеевич Столыпин, родной брат бабушки Лермонтова Елизаветы Алексеевны Арсеньевой. Михаил Юрьевич прибыл в Середниково 1 июля 1829 года и влюбился в это живописное место. На высоком холме раскинулся двухэтажный особняк с бельведером и четырьмя флигелями. Английский парк и множество прудов придавали имению особое очарование. На протяжении четырех лет Лермонтов проводил летние месяцы в Подмосковье. В те годы в усадьбе всегда было много гостей, молодые люди наслаждались жизнью: гуляли, катались на лодках, читали стихи, пели и, конечно же, влюблялись. Не избежал этой участи и 16-летний Лермонтов, очарованный большими черными глазами Екатерины Сушковой. Будучи на два года старше Михаила, Сушкова уже выходила в свет и пользовалась успехом.Чувства юного поэта вызывали у нее ироничную улыбку, Екатерина частенько посмеивалась над Лермонтовым, чем выводила его из себя.
«Я родину люблю
И больше многих: средь ее полей
Есть место, где я горесть начал знать…», — напишет он о тех днях.
Всего поэт посвятил Екатерине Сушковой 11 стихотворений, составивших так называемый «сушковский цикл» его любовной лирики.
Но не только романтическими переживаниями была наполнена жизнь Михаила Юрьевича в те дни. Летом 1830 года до Середникова дошли вести об июльской революции, произошедшей во Франции. Лермонтов всей душой встал на сторону восставших. Именно об этом — стихотворение «Ты мог быть лучшим королем».
Летом 1831 года в подмосковной усадьбе Лермонтов работает над драмами «Люди и страсти» и «Странный человек». Часто в его произведениях можно узнать картины, навеянные пейзажами имения — живописный пруд, старый овраг и даже деревья парка нашли отражение в лермонтовской лирике.
В Середникове все напоминает о Лермонтове. Рядом с главным домом расположен обелиск, установленный в год столетнего юбилея поэта новой хозяйкой усадьбы Верой Ивановной Фирсановой. Предпринимательница и меценатка, она сделала многое, чтобы сохранить память о пребывании Михаила Юрьевича в этом дивном уголке Подмосковья. По ее заказу известный скульптор Анна Голубкина создала бронзовый бюст поэта, а знаменитый в то время художник Виктор Штембер расписал плафон мраморного зала усадьбы на тему «Демон и Ангел, уносящий душу Тамары».
Усадьба Середниково в XX веке
После Октябрьской революции Середниково было национализировано. Долгое время здесь размещался противотуберкулезный санаторий «Мцыри», на старинные росписи и интерьеры внимания никто не обращал. К концу XX века усадьба пришла в запустение. И только в 1992 году ее передали в аренду ассоциации «Лермонтовское наследие». Символично, что возрождение имения связано с именем потомка великого поэта и его полного тезки — Михаила Юрьевича Лермонтова, который возглавляет ассоциацию.
Сегодня многие приезжают в Середниково, чтобы проникнуться духом старинной усадьбы и, конечно же, почтить память Михаила Юрьевича Лермонтова.
Иванова Т.А.: Четыре лета. Лермонтов в Середникове
Свеча в окне
Под Москвой есть санаторий с поэтическим названием «Мцыри». Он помещается в старинной усадьбе «Середниково», где бывал Лермонтов в дни своей юности:
«Блистая, пробегают облака. «, 1831.
Старый тенистый парк с говорливыми ключами по оврагам. Все здесь напоминает о Лермонтове.
Легко сбегал он к пруду по широким каменным, теперь замшелым ступеням; задумавшись, углублялся в таинственные чащи; в тени липовых аллей рождались его стихи. А по дорогам в окрестностях Середникова можно было встретить быстро несущегося смуглого всадника.
В солнечный летний день отправимся на Ленинградский вокзал, сядем в пригородный поезд и через 45 минут сойдем на станции Фирсановка.
Березы при въезде в усадьбу Середниково
Так в трещине развалин иногда
1*
«1831-го июня 11 дня».
А дальше «по кустам рассеянные сосны. «
Пойдем по тропинке вдоль заборов деревни Лигачево. Полюбуемся общим видом парка, окинем взглядом окрестности.
Темная зелень леса окаймлена светлой зеленью травы, покрывающей крутые склоны. По оврагу сбегают мохнатые ели. Над оврагом выстроились золотоствольные сосны. Серебрятся стволы берез. Их светлые вершины кудрявятся на темном фоне хвои.
Внизу, в долине, в кольце из лип, блестит пруд. На ярко-зеленом лугу одиноко высятся плакучие ивы. А дальше сплошной лесной массив поражает своей мощью и богатством зеленых оттенков: от светло-зеленого, пронизанного солнцем ольшаника до почти черной хвои.
Усадебный дом со стороны парка. Широкие замшелые ступени спускаются к пруду
Тот же образ березы мы находим и в юношеской поэме «Литвинка». Образом юной березы Лермонтов заканчивает «Посвящение» к трагедии «Испанцы», которую писал в Середникове.
Река Горетовка, теперь узкая и мелкая, при Лермонтове была широкой и полноводной благодаря плотинам. Их следы сохранились до наших дней.
По вечерам над Горетовкой поднимаются туманы:
Как легкий дым,
Туман окрестность одевает.
«Сижу я в комнате старинной. «, 1831.
виден парк Середникова.
Церковь при Лермонтове была маленькая, построенная еще в петровские времена, с пристройкой с западной стороны, сделанной в начале XIX века.
Среди деревьев парка виден бельведер 2* дома, где жил Лермонтов, и можно различить спускающиеся к пруду широкие ступени. Усадьба эта создана на рубеже XIX столетия при владельце вельможе Всеволоде Алексеевиче Всеволожском (или Всеволодском).
. Тишину леса нарушил стук топоров, скрип телег, потянулись обозы, раздались заунывные, полные тоски песни крепостных, которые строили эту пышную усадьбу. И вот близ сельца Середниково с маленькой, обветшавшей церквушкой и покосившейся колокольней вырос величественный белый дом с колоннадой и бельведерами. Окружающий его прекрасный парк был разбит прямо в лесу; проложены аллеи, созданы романтические таинственные чащи, через овраги перекинуты мосты и мостики.
Усадьба получила название Алешино. Но оно не закрепилось. С переходом к новым владельцам усадьбу стали называть по имени старинного сельца Середниково.
Своей исключительной живописностью «холм» привлекал внимание людей искусства вплоть до нашего времени. Его можно узнать на полотнах К. Ф. Юона. 3* «Крутым холмом», озаренным осенним солнцем, любовался Лермонтов. Возможно, что именно беседку на его вершине упомянул он в стихотворении «Стансы»:
Ты помнишь вечер и луну,
Когда в беседке одинокой
Сидел я с думою глубокой,
Взирая на тебя одну.
«Крутой холм» находится на самой окраине парка. Он как бы замыкает усадьбу. Здесь парк уже переходит в лес. Лес заканчивается небольшой поляной. Поляна окружена столетними соснами, темными лапчатыми елями. Внизу, под обрывом, по берегам реки, теперь заросшим лишь тростником и кустами ольшаника, склонялись некогда плакучие ивы. Все здесь мрачно и таинственно, как в сказке. Кажется, что из чащи косматых елей вот-вот вынырнет леший, а в зарослях тростника появится русалка. И невольно вспоминаются стихи Лермонтова, написанные в Середникове:
Есть место: близ тропы глухой,
В лесу пустынном, средь поляны,
Где вьются вечером туманы,
Осеребренные луной.
Для обслуживания усадьбы Всеволожский привез из других своих владений две семьи крепостных столяров, Зениных и Будкиных, и поселил их в лесу, против церкви. Они-то и положили начало деревне Лигачево. Именно здесь, на высоком берегу против церкви, и была деревня при Лермонтове. Мастерство мебельщиков-краснодеревщиков распространялось из Лигачева по всей округе, деревня быстро росла. В 1829 году, когда сюда впервые приехал четырнадцатилетний Лермонтов, в Лигачеве было уже двадцать домов. А вниз по течению Горетовки, против середниковского парка, сплошь тянулся лес.
Большой середниковский пруд окружен аллеей высоких лип
Характер местности Лермонтов обычно воспроизводил в своих стихах с географической точностью. И в стихотворении о молодом «пришельце», сидящем под старой березой, где не совсем точно изображен его собственный портрет, природа описана документально:
Блистая, пробегают облака
По голубому небу. Холм крутой
Осенним солнцем озарен. Река
Бежит внизу по камням с быстротой.
«Блистая, пробегают облака. «, 1831.
На протяжении первой четверти XIX века Середниково несколько раз меняло владельцев. В октябре 1825 года, незадолго до своей смерти, его приобрел дед Лермонтова Дмитрий Алексеевич Столыпин, брат его бабушки-воспитательницы.
После смерти Дмитрия Алексеевича, 3 января 1826 года, поместье перешло к его вдове, Екатерине Аркадьевне. 4*
Сюда приезжала и бабушка Лермонтова, Елизавета Алексеевна Арсеньева, урожденная Столыпина. Переселившись осенью 1827 года из своего пензенского имения в Москву, чтобы учить внука, Арсеньева только летом 1828 года съездила к себе домой, в Тарханы. С 1829 года она стала проводить с внуком летние каникулы у своих родственников в Середникове.
Из Лигачева спустимся по тропинке вниз, перейдем на тот берег Горетовки и войдем в старый середниковский парк.
Парк уже не тот, каким был создан когда-то, и по плану, намеченному человеком, прошел резец природы.
Шумят деревья. От заросшего болотца, которое когда-то было прудом, пахнет прелью.
На ярко-зеленой лужайке вас встретит толпа молодых берез, постоянно запевающих какую-то новую песню.
При входе в парк со стороны деревни Лигачево вас встретят молодые березы
Но старый середниковский парк встретит вас также и песней на слова Лермонтова. Песня несется откуда-то из-за пруда. Ее поет юный, свежий голос:
Спит земля в сиянье голубом.
Легко и свободно льются слова поэта:
Надо мной чтоб, вечно зеленея,
Темный дуб склонялся и шумел.
«Выхожу один я на дорогу. «
Стихотворение «Выхожу один я на дорогу. » написано не здесь и не в годы юности Лермонтова. Оно написано в 1841 году, незадолго до его трагической кончины на Кавказе. Но здесь в Середникове, все дышит памятью о Лермонтове. Сюда нередко приходят те, кому эта память дорога. Так пришли сюда и эти юноши. Один поет, прислонясь к стволу старого дерева, два других стоят рядом и смотрят на тихий, точно заколдованный пруд.
Лучше всего бывать здесь ранним утром, когда тишину не нарушают громкие крики купающихся лигачевских дачников и отдыхающих. По утрам здесь сидят лишь сосредоточенные рыболовы.
Большой середниковский пруд окружен аллеей прямых, высоких лип.
Кусты акации на островках и липы делают часть парка за прудом иной по краскам, чем та, что ближе к дому. Все выдержано в каких-то более светлых и веселых тонах.
Часть парка, примыкающая к дому, с почти черными конусами елей, кажется мрачной. Тут уж нет веселых купальщиков, а одинокие рыболовы сидят и днем над молчаливым заросшим прудом. В зеленой воде плавают причудливые водоросли; на темной глади чуть колышутся белые кувшинки. Вдоль берега шелестят камыши. Среди кустарника видны громадные корни когда-то росших здесь старых деревьев.
Струей гремучей прыгает, сверкая,
И где над ним береза вековая.
‘Ключ студеный’, ‘береза вековая. ‘
Когда студеный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он.
«Когда волнуется желтеющая нива. «, 1837.
Ярко-зеленое болотце, по которому бежит ключ, местами все голубое от незабудок. Над ним склоняются кусты бузины.
Загорелая девушка зачерпнула своей купальной шапочкой кристально прозрачную воду, а малыш в трусиках долго ловчился, чтоб, опершись о камни ладонями, напиться из ручья прямо ртом.
Спугнув тишину, упала еловая шишка, глухо ударившись о землю. Сидя на вершине старого дерева, каркнул ворон.
писал юный поэт в стихотворении «Желание» (1831), оставшись один вечером на бельведере.
Пройдем по липовой аллее мимо пруда, остановимся на мостике послушать, как журчит ключ, по широким отлогим ступеням поднимемся к дому.
Перенесемся во времена Лермонтова.
поднимается луна да в одном из окон колеблется желтоватое неверное пламя. Горит свеча.
1* (Тот же образ березы мы находим и в юношеской поэме «Литвинка». Образом юной березы Лермонтов заканчивает «Посвящение» к трагедии «Испанцы», которую писал в Середникове.)
3* («Табун», «Приволье» и др. Художник К. Ф. Юон почти полстолетия прожил в деревне Лигачево, и крутой берег Горетовки со стороны середниковского парка мы узнаём на многих его полотнах.)
Лермонтовское Середниково
Подмосковная усадьба Середниково находится в 3,4 км от платформы «Фирсановская» Октябрьской железной дороги. Это единственная полностью сохранившаяся усадьба на Солнечногорской земле, а ведь, по данным 1913 года, на этой территории было 86 дворянских, купеческих и бывших вотчинных усадеб.
В XVII веке сельцо Середниково принадлежало князьям Егуповым-Черкасским. В нём был помещичий дом и храм во имя свт. Алексия, митрополита Московского, построенный в конце XVII века (приделы относятся к началу XIX века, колокольня 1865 года). Сохранилось описание этого храма, изданное в 1908 году его настоятелем, священником Алексеем Алексеевичем Терновским:
«В 30 верстах от Москвы, почти на грани Московского и Звенигородских уездов, близ Пятницкого шоссе, на крутом берегу речки Горетовки, стоит село или правильнее погост Середниково с храмом во имя Святителя Алексия Митрополита. Храм окружён живою оградою из акации и сирени, с восточной его стороны расположено кладбище, а далее – за речкой, на другом берегу реки, на горе стоит известная в округе деревня Лигачёво с её столярными мастерскими; с прочих сторон за лугами и пашнями раскинулись леса».
В 1775 году Середниково было куплено екатерининским вельможей Всеволодом Алексеевичем Всеволожским, который стал строить усадьбу неподалёку, откуда, с высокого холма над речкой Горетовкой, открывался прекрасный вид.
Всеволожский изменил рельеф местности. Река Горетовка, приток Сходни, была направлена по новому руслу, а на месте старого вырыты каскадные пруды. Руками крепостных крестьян был насыпан высокий холм, с которого из беседки раньше открывался красивый вид.
Блистая, пробегают облака
По голубому небу. Холм крутой
Осенним солнцем озарён. Река
Бежит внизу по камням с быстротой.
(Из стихотворения М.Ю. Лермонтова «7-го августа», 1831 г.)
Предполагают, что усадьба в стиле классицизма была построена известным архитектором Иваном Егоровичем Старовым. К главному белому дому с колоннами и бельведером примыкают четыре флигеля, а все пять зданий соединяются крытыми галереями-колоннадами, облицованными белым камнем. Даже хозяйственные помещения (службы, конюшни) решены как архитектурные павильоны и являются одним из элементов декоративного убранства усадьбы. Вокруг здания раскинулся живописный пейзажный парк, через овраги перекинуты мосты и мостики. Из каскадных прудов сохранился только один из трёх, около «Чёртова моста». Сохранился также пруд, полученный путём запруды реки Горетовки, к которому можно спуститься по каскадной каменной лестнице. Именно отсюда открывается самый красивый вид на имение. Лестница длиной более 100 м состоит из чередования маршей – несколько ступеней каждый с семью наклонными пандусами, вдоль лестницы посажены лиственницы.
Усадьба Середниково неразрывно связана с именем поэта М.Ю. Лермонтова (1814-1841), здесь же прошло детство выдающегося государственного деятеля Петра Аркадьевича Столыпина (1862–1911). В 1825 году незадолго до своей смерти усадьбу приобрёл Дмитрий Алексеевич Столыпин (1785–1826), брат бабушки Михаила Юрьевича Лермонтова, Елизаветы Алексеевны Арсеньевой. После смерти Д.А. Столыпина поместье перешло к его вдове Екатерине Аркадьевне, у которой была дочь от первого брака и двое детей от второго брака с Д.А. Столыпиным, дочь и сын Аркадий. Семья жила в Москве на Малой Поварской улице по соседству с М.Ю. Лермонтовым, а на лето перебиралась в Середниково. Середниковский дом всегда был полон гостей, которые жили в «гостевых» флигелях. Будучи воспитанником Московского Благородного университетского пансиона с 1828 года, а затем в 1830–1832-х годах и студентом нравственно-политического отделения Московского университета, четыре лета, с 1829 по 1832 годы, здесь гостил и М.Ю. Лермонтов.
В Середниково Лермонтов любил один, забравшись в лесную чащу, мечтать, писать стихи, вспоминать детство и мать, которая умерла, когда ему не было и трёх лет. Многие стихотворения были написаны ночью, когда Середниковский дом замолкал. Характер местности отражён в стихотворении поэта за 1830 год с поразительной точностью:
Всё тихо – полная луна
Блестит меж вётел над прудом,
И возле берега волна
С холодным резвится лучом.
На пруду два острова, которые когда-то соединялись между собой и берегом ажурными мостками. Из всех мостов в усадьбе сохранились только два: «Мост любви» и «Чёртов мост» – самый старый мост в Подмосковье, украшенный ажурной чугунной решеткой (к сожалению, к настоящему времени осталась только часть решётки). К «Чёртовому мосту» сходились лучами три аллеи из елей, и через него проходит главная дорога, соединяющая имение с церковью.
На берегу пруда от моста справа была когда-то большая «мыльня» (баня), которую впоследствии Всеволожский перестроил в крахмальный завод, на котором крепостные крестьяне тёрли руками картофель. К тому времени, когда здесь бывал Лермонтов, от завода остались лишь развалины, а за Банным оврагом сохранилась слава места страшного и таинственного, так как баня считалась по народным поверьям местом, где водилась нечистая сила.
Однажды Лермонтов с девятилетним Аркадием Столыпиным решили напугать здесь боявшегося привидений священника М.П. Зерцалова, когда он будет поздно возвращаться из усадьбы к себе домой. Друзья вооружились деревянными шпагами, щитами, надели шлемы и спрятались в развалинах. Ждали долго, вскоре Аркадий уснул, а Лермонтов написал стихотворение «Сижу я в комнате старинной…».
В 1830 году молодёжь часто сопровождала бабушку Лермонтова Е.А. Арсеньеву на богомолье. В «Записках Екатерины Сушковой» есть описание такой поездки в Троице-Сергиеву лавру, во время которой поэт написал известное стихотворение «Нищий». Ходили на богомолье и в Новоиерусалимский монастырь, основанный патриархом Никоном в Воскресенске (ныне г. Истра), в 18 км от Середниково. Рядом со скитом патриарха Никона творческое воображение поэта создало образ молодого монаха, прообраз будущего «Мцыри».
Летом 1831 года все мысли Лермонтова были о Наталии Фёдоровне Ивановой (1813-1875), которая как бы незримо присутствовала в Середниково. К девушке, неожиданно для всех вышедшей замуж за Н.М. Обрескова, в своих стихотворениях поэт обращался с упрёками и обвинениями в легкомыслии и непостоянстве:
Я не унижусь пред тобою;
Ни твой привет, ни твой укор
Не властны над моей душою.
Знай: мы чужие с этих пор.
( «К ***», 1832 г.)
Большим другом Лермонтову была Александра Михайловна Верещагина, которой поэт посвятил поэму «Ангел смерти». Верещагина относилась к Лермонтову с долей шутливой снисходительности, так как была старше поэта на четыре года. Их связывала общая любовь к поэзии, живописи и музыке. Верещагина приходила в Середниково из соседней деревни Фёдоровки (Верещагиновки), где проводила с матерью лето. Мать Александры Михайловны была сестрой Екатерины Аркадьевны Столыпиной, владелицы Середниково. После того, как А.М. Верещагина в 1837 году вышла замуж и уехала за границу, она переписывалась с Лермонтовым.
Летом 1832 года Лермонтов встретил в Середниково свою знакомую Вареньку Лопухину (1815-1851), любовь к которой зародилась именно здесь в Середниково. Они вместе бродили по аллеям и тропинкам парка. Поэт написал баллады «Тростник» и «Русалка», причём, место, описанное в них, находится у подножия крутого холма, где некогда была плотина, это же место изображено и на акварелях Лермонтова.
Русалка плыла по реке голубой,
Озаряема полной луной;
И старалась она доплеснуть до луны
Серебристую пену волны.
(«Русалка», 1832 г.)
Подолгу Лермонтов проводил время в библиотеке, собранной Дмитрием Алексеевичем Столыпиным. В Середниково Лермонтов изучал английский язык, а французский и немецкий языки он знал ещё с детства, читал в подлинниках Шекспира и Байрона, знакомился с биографией Байрона – поэта, погибшего за свободу Греции. В Середниково многое напоминало Лермонтову о декабристах, так как бывший владелец усадьбы Дмитрий Алексеевич и его брат Аркадий были близки к декабристам.
М.Ю. Лермонтов посещал деревни и сёла в окрестностях Середниково: Подолино, Лигачёво и другие, наблюдал быт крестьян, слушал их песни. По мотивам народных песен о Степане Разине он написал стихотворение «Атаман».
В 1812 году село Середниково, сельцо Подолино, сельцо Благовещенское и деревня Жаворонки были разорены французами. Среди местных крестьян было много бывших ополченцев и партизан, участников Отечественной войны 1812 года. 37 крестьян были участниками Бородинского сражения, а священник Михаил Петрович Зерцалов имел бронзовый крест с надписью «1812». Лермонтов много почерпнул о Бородинской битве из библиотеки Дмитрия Алексеевича Столыпина, участника Отечественной войны 1812 года. Ещё в детстве Лермонтов слышал рассказы другого брата бабушки, Афанасия Алексеевича Столыпина, про Бородинское сражение. Под впечатлением этого было написано стихотворение «Поле Бородина» – пролог к знаменитому «Бородино». Всего же в Середниково поэтом было написано 7 поэм, две драмы и около ста стихотворений.
Рядом с церковью во имя свт. Алексия, митрополита Московского рос старинный вяз, к которому часто любил приходить Лермонтов. Однажды он даже уснул в дупле, свернувшись «калачиком». Удивительно, что этот вяз надолго пережил поэта, дерево засохло всего несколько лет назад.
На кладбище рядом с церковью Лермонтов рассматривал почти стёртые временем надписи на ушедших в землю старинных надгробиях и покосившихся крестах. Под впечатлением этого поэт написал в 1830 году стихотворение «Кладбище», а в стихотворении «1831-го июня 11 дня» даже предвидел свою судьбу:
Действительно, поэт погиб на Кавказе, на дуэли у подножия горы Машук 15 июля 1841 года от руки бывшего друга Николая Соломоновича Мартынова. Они были не только друзьями, но и соперниками в литературном творчестве ещё по Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров в Санкт-Петербурге. В сестру Мартынова, Наталью Соломоновну, был влюблён Лермонтов и посвятил ей несколько стихотворений. По иронии судьбы, имение Мартыновых Иевлево-Знаменское находилось не так далеко от усадьбы Середниково, в 9 км от нынешней ст. «Сходня» Октябрьской железной дороги. Некоторые литературоведы считают, что Мартыновы могли бывать в Середниково.
В 1869 году усадьбу Середниково у Столыпиных купил богатый московский купец первой гильдии Иван Григорьевич Фирсанов, после его смерти с 1882 года владелицей стала его дочь Вера Ивановна Фирсанова (1862-1934). По её фамилии получила название платформа «Фирсановская» (в народе её еще называли «Фирсановка») на Николаевской (ныне Октябрьской) железной дороге, так как по ходатайству и на деньги Веры Ивановны в 1893 году был открыт полустанок, от которого к усадьбе была проложена шоссейная дорога, обсаженная липами.
В.И. Фирсанова также выделила средства на реставрацию храма во имя свт. Алексия, митрополита Московского, построила в 1911 году двухэтажное каменное здание земской школы имени М.Ю. Лермонтова в деревне Лигачёво, каменный мост через речку Горетовку, получивший название «Дворянский». В Лигачёво был создан театр и учреждена школа рисования, которая перешла в ведение Строгановского училища. Талантливые мастера-краснодеревщики из окрестных деревень сделали иконостас в храме во имя свт. Алексия, митрополита Московского и выполнили отделку деревом круглого зала в главном доме усадьбы Середниково. Примыкающий к железной дороге лес был разбит на участки под дачи на продажу. По прорубленным просекам стали идти основные улицы дачного посёлка Фирсановка (ныне микрорайона г. Химки): Пушкина, Кирова и другие.
В.И. Фирсанова была большой поклонницей Лермонтова. В 1900 году она заказала скульптуру Анне Семёновне Голубкиной бюст поэта, который был отлит в Париже (в Середниково была установлена его копия). Голубкина в своей работе передала не столько внешнее сходство поэта, сколько его внутренний мир. К 100-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова в 1914 году Вера Ивановна установила в приусадебном парке обелиск «Певцу печали и любви. 1830 – 1831» (правильные даты: 1829 – 1832). Кроме того, овальный зал второго этажа имения украсили плафоны с росписью на темы поэмы Лермонтова «Демон» художника В.К. Штемберга.
В то время Середниково являлось одним из главных культурных центров Подмосковья. У Фирсановой неоднократно давали концерты: великий русский певец Фёдор Иванович Шаляпин, композитор Сергей Васильевич Рахманинов, скрипач и композитор Юлиус Эдуардович Конюс, художники Валентин Александрович Серов и Константин Фёдорович Юон писали пейзажи и этюды в усадебном парке. Интересно, что в 1900 году К.Ф. Юон (1875–1958), работая над этюдом, познакомился с красивой крестьянской девушкой Клавдией Алексеевной Никитиной, которая впоследствии стала его женой. Константин Фёдорович поселился напротив усадьбы Середниково в деревне Лигачёво, где построил дом и прожил там полвека. Многие его полотна посвящены родному Лигачёво и окрестным местам.
После революции В.И. Фирсанова эмигрировала. В усадьбе Середниково был организован дом отдыха «Тишина» для членов ВЦИК, в котором несколько дней в середине августа 1919 года отдыхал и охотился в окрестных лесах Владимир Ильич Ленин, затем был санаторий для нервнобольных, получивший название «Мцыри».
С 1946 года долгие годы в Середниково находился противотуберкулёзный санаторий «Мцыри», на территории которого содержали лошадей, чтобы целебным кумысом поить больных. Обслуживающий персонал санатория проживал в посёлке, получившем тоже название – «Мцыри».
С целью сохранения, реставрации и развития усадьбы и прилегающей к ней территории в 1992 году усадьба была передана в долгосрочную аренду ООО «Национальный Лермонтовский Центр в Середниково», генеральным директором которого стал полный тёзка поэта – Михаил Юрьевич Лермонтов. В наши дни Середниково возродилось как музей быта, уклада усадебной жизни, как памятник архитектурно-паркового зодчества XVIII- XIX веков.