Что написал герцен список
Герцен Александр Иванович
Герцен Александр Иванович
Писатель, мыслитель, революционер, ученый, публицист, основатель русского бесцензурного книгопечатания, родоначальник политической эмиграции в России Александр Иванович Герцен (Искандер) почти.
Виссарион Белинский, Иван Тургенев, Александр Пушкин, Владимир Стасов, Сергей Аксаков, Александр Герцен, Иван Панаев и др.
Настоящее издание является наиболее полным, хотя далеко не исчерпывающим, сводом мемуарных материалов о Гоголе. Сюда вошли как общеизвестные, неоднократно переиздававшиеся воспоминания — И. С.
Виссарион Белинский, Иван Тургенев, Александр Пушкин, Николай Добролюбов, Николай Некрасов, Владимир Короленко, Александр Герцен и др.
В сборник статей русской классической критики, посвященных творчеству Н. В. Гоголя, вошли статьи Пушкина, Белинского, Некрасова, Добролюбова, Тургенева и др.
Герцен Александр Иванович
Александр Иванович Герцен (1812–1870) – писатель, мыслитель, революционер, ученый, публицист, основатель русского бесцензурного книгопечатания, родоначальник политической эмиграции в России – в своем.
Герцен Александр Иванович
БВЛ — Серия 2. Книга 10(74).
Почти шестнадцать лет Герцен работал над своим главным произведением — автобиографическим романом «Былое и думы». Сам автор называл эту книгу.
Герцен Александр Иванович
«Вместо письма, любезный друг, посылаю тебе диссертацию, да еще неоконченную. После нашего разговора я перечитал статью Писарева о Базарове, которую совсем забыл, и очень рад этому, то есть не тому.
Герцен Александр Иванович
Герцен Александр Иванович
«Милостивый государь, вы стоите слишком высоко в мнении всех мыслящих людей, каждое слово, вытекающее из вашего благородного пера, принимается европейскою демократиею с слишком полным и заслуженным.
Герцен Александр Иванович
Автобиографическое сочинение «Былое и думы» Александра Герцена, писателя, философа, публициста, отца русского либерализма, основателя Вольной русской типографии в Лондоне, издателя «Колокола» и.
Герцен Александр Иванович
Настоящее собрание сочинений А. И. Герцена является первым научным изданием литературного и эпистолярного наследия выдающегося деятеля русского освободительного движения, революционного демократа.
Герцен Александр Иванович
«Недостаточно знать Петербург и Москву; для того чтоб знать Петербург и Москву, надобно еще заглянуть на то, что делается вокруг них. Около Москвы – мирный венок шести или восьми губерний.
Герцен Александр Иванович
Ваше царствование начинается под удивительно счастливым созвездием. На Вас нет кровавых пятен, у Вас нет угрызений совести.
Весть о смерти Вашего отца Вам принесли не убийцы его. Вам.
Герцен Александр Иванович
Настоящее собрание сочинений А. И. Герцена является первым научным изданием литературного и эпистолярного наследия выдающегося деятеля русского освободительного движения, революционного демократа.
Герцен Александр Иванович
Настоящее собрание сочинений А. И. Герцена является первым научным изданием литературного и эпистолярного наследия выдающегося деятеля русского освободительного движения, революционного демократа.
Максим Горький, Герцен Александр Иванович
«Ежедневно в двенадцать дня и в четыре пополудни к станции приходят из степи поезда и стоят по две минуты. Эти четыре минуты – главное и единственное развлечение станции: они приносят с собой.
Герцен Александр Иванович, Кузнецов Анатолий Владимирович
Книги Александра Герцена
Александр Иванович Герцен – писатель, мыслитель, революционер, ученый, публицист, основатель русского бесцензурного книгопечатания, родоначальник политической эмиграции в России – в своем знаменитом романе «Кто виноват?» писал о темах, по-прежнему актуальных и в наше время: положение женщины в браке, свобода чувства, семейные отношения. Страстный защитник русского народа, писатель активно выступал.
Повесть А.И.Герцена, вошедшая в золотой фонд русской классики,- о трагической судьбе крепостной актрисы.
Второй том «Былого и дум» Герцена охватывает период с 1840 по 1852 год: участие в общественно-политических кружках того времени; споры славянофилов и западников; отъезд Герцена за границу; Европа накануне и во время революции 1848 г. Последняя часть тома содержит рассказ о семейной драме Герцена.
«О душевных болезнях вообще и об эпидемическом развитии оных в особенности.Сочинение доктора Крупова…»
Роман, который сам Ивлин Во не однажды называл своим лучшим творением. Роман, в котором его обычная злая и искрометная ирония отступает на задний план, уходит в контекст, сменяется чуткой вдумчивостью автора хорошей исторической прозы. История матери императора Константина Великого Елены, первой официально зафиксированной «охотницы за реликвиями» и блестящей деятельницы византийской культуры, расс.
В первый том автобиографии русского мыслителя середины XIX века Александра Ивановича Герцена «Былое и думы» вошли части первая-пятая. Вступительная статья «Роман о русском революционере и мыслителе» Я.Эльсберга.
В книгу входят отдельные главы из художественных мемуаров А.И.Герцена «Былое и думы» и роман Н.Г.Чернышевского «Что делать?».
Во второй том вошли части шестая-восьмая романа «Былое и думы», а также «Старые письма» и приложения.
В книгу «Избранные сочинения» А. И. Герцена (1812-1870) вошли: роман «Кто виноват?», повесть «Сорока-воровка» и главы из книги «Былое и думы». Издание сопровождается вступительной статьей У. Гуральника, примечаниями Н. Юргеневой, приложением и иллюстративным материалом, предназначенными в помощь учителю для подготовки и проведения уроков.
В антологии представлены наиболее значительные и яркие суждения о Лермонтове, высказывавшиеся русскими критиками, мыслителями, писателями и исследователями. В соответствии с принципом `pro et contra` составители стремились с возможной объективностью воссоздать историю рецепции поэта прежде всего в ее неожиданных поворотах и переменах оценок. Книга рассчитана на самый широкий круг читателей и мо.
Александр Герцен
Фото Все
Видео Все
Родом из детства. Александр Герцен. Былое и думы (1980)
Дело N. Александр Герцен: под звон «Колокола» @Телеканал Культура
Александр Герцен. «Былое и думы» / «Игра в бисер» с Игорем Волгиным / Телеканал Культура
Александр Герцен — биография
Александр Иванович Герцен — является одним из самых ярких русских публицистов-революционеров, писателем и философом, а также педагогом и основателем русского вольного книгопечатанья.
Александра Ивановича относят к крайне левым политикам и критикам России, он выступал за социалистические изменения в стране, ратовал за революционный путь путём восстания. Его называют родоначальником русского социализма. Благодаря своей публицистической деятельности стал одним из самых ярких символов революционного движения в стране. Был ярым критиком крепостного права. Многие его литературные произведения были запрещены вплоть до 1905 года, его творческому наследию пришлось ждать октябрьских событий.
Детство и юность
Александр Иванович родился в Москве, весной 1812 года, богатой семье аристократа, известного русского помещика Ивана Алексеевича Яковлева. Их дом находился на Тверском бульваре, сейчас в нём расположен институт имени Максима Горького. Именно об этом доме идёт речь в романе Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита», автор называл его «Домом Грибоедова». Недалеко от дома находится сквер, в котором установлен памятник Герцену.
Поместье Яковлева было велико, сейчас там разместился большой институт это говорит о немалом состоянии помещика, отца Александра Герцена. Род Яковлевых берёт своё начало от боярина Андрея Кобыла, который жил ещё во время Ивана Калиты. По мнению историков, он являлся первым достоверным предком семьи Романовых. И исторически сложилось так, что Герцен стал одним из гробовщиков монархического строя России.
Портрет Александра Герцена в молодости
Александр Иванович был внебрачным сыном, отсюда и другая фамилия, которую придумал сам отец, Иван Алексеевич. Перевод с немецкого обозначает «сын сердца». Его матерью стала 16-летняя немецкая девушка, Генриетта Гааг. Она была дочерью служащего в городе Штутгарт. Из германии её привёз в Россию 45 летний Иван Яковлев. Заключать законный брак со своей юной любовницей помещик не собирался, но родившегося сына признал, и позаботился о его будущем.
Из-за сумасбродного характера отца, мальчик не получал систематического образования. Его обучали многочисленные гувернёры, на усмотрения отца. Но нужно отдать ложное учителям, которые привили подростку хороший вкус. Он воспитывался на произведениях французских писателей и поэтов Гете и Шиллера, комедиях Коцебу и Бомарше, а также изучал вольнодумные произведения Пушкина, Рылеева и читал просветительские книги Руссо и Вольтера.
Неизгладимое впечатление оказало на 13-летнего подростка восстание декабристов. Его библиографы уверены, что именно с того времени у совсем юного Герцена появились первые мысли о свободе, и он уже тогда начал мечтать о революционной деятельности.
В 1820 году Александра Ивановича зачисляют в Экспедицию кремлевского строения, которая отвечала за ремонтные и строительные работы не только в Кремле, но и во всех владениях императорской семьи. Нужно отметить, что Александру на тот момент было всего восемь лет, но при оформлении бумаг, отец указал, что ему 12 лет. А через три года, он получил чин коллежского регистратора, низшего чина в Табели о рангах.
В этом же возрасте у Александра происходит знакомство с Николаем Огарёвым. Мальчики состояли в дальнем родстве. Многие их предпочтения и мысли совпадали, особенно они были единодушны в том, что касалось восстания декабристов. Подростки часто гуляли вместе, и на одной из таких прогулок, которая состоялась на Воробьёвых горах, друзья поклялись друг другу, что отдадут свои жизни «в борьбе за благо Родины».
Этому, казалось бы, столь незначительному событию в биографии Герцена, гораздо позднее либералы придадут историческую важность. В 18 летнем возрасте Александр поступает на обучение в Московский университет, на физико-математический факультет.
Общественная деятельность
Александр Герцен
Герцен стал активно проявлял себя и в отношении «маловской истории», и вместе с другими студентами осудил своего преподавателя Михаила Малова, которого считали грубияном и невеждой. Студенты протестовали против его пребывания в учебном заведении, и добились того, что преподаватель был вынужден покинуть аудиторию. Малова уволили, но и студентов наказали, они были отправлены в карцер.
Эти возмущения студентов позднее назовут первым проявлением студенческого движения. Александр Герцен принимал в них активное участие. После инцидента полиция взяла под наблюдение всех активистов и Александра Ивановича в том числе.
Сообщество молодых людей просуществовало недолго, в 1834 году многих членов кружка арестовали. Александра Герцена около девяти месяцев держали под следствием, а затем сослали сначала в Пермь, а потом в Вятку. Он работал мелким чиновником, писал статьи. В 1837 году, будущий император, Александр II оказался в Вятке проездом. Для него была устроена экскурсия, местную экспозицию представлял Александр Герцен. Экскурсовод очень понравился будущему царю. Но окончательно сменить гнев на милость смог всё же Василий Жуковский, который сопровождал будущего монарха.
Герцена переводят во Владимир, а уже через два года с него снимают и полицейскую слежку. Он получает разрешение вернуться в Москву. Но есть мнение, что годы, проведённые в Владимире, стали для него самыми счастливыми. Здесь он сочетался браком о своей возлюбленной, которую тайно вывез из Москвы.
В 1840 году Александр Иванович был назначен на высокую должность в Санкт-Петербурге, он работает в Министерстве внутренних дел. Но перед отъездом с северную столицу он вливается в московский кружок Николая Станкевича. Он смог переориентировать сподвижников консервативной философии Гегеля в революционно настроенные массы.
Служба в Министерстве окончилась через год. Полиция перехватила его письмо, написанное отцу, в котором он критиковал ведомство. За нелестные выражения и негативный настрой он был понижен в должности, а затем и отправлен на работу в Новгород. Там он служил советником в городской губернии.
Через один год, в 1842 году с помощью средств, которые ему дал отец, Герцен уходит в отставку, и возвращается в Москву. С этого момента он становится частым посетителем салонов, где блещет ораторским искусством. А немного позднее взяв псевдоним Искандер, начинает печатать статьи, а затем и писать художественные произведения. Герцен начинает работать над своим романом «Кто виноват?».
В 1846 году умирает его отец. Александр Иванович становится обладателем огромного состояния. Вступив в права, он отправляется в Европу. Дом, который принадлежал ему в Сивцевом Вражке сохранился до нашего времени. В 1970-х годах в нём открылся музей.
Литература и философские взгляды
Герцен поселился в Париже, и сразу выслал Некрасову для печати в еженедельнике «Современник» четыре статьи которые назывались «Письма из авеню Мариньи». В них Александр Иванович не скрываясь вёл пропаганду социалистических идей. А также он выразил поддержку Февральской революции во Франции. Он приветствовал восстание, но кровавое подавление восстания рабочих заставило его быть более склонным к социалистическим идеям. Впоследствии он сблизился с революционерами-радикалами.
Совместно с Прудоном Герцен начинает выпуск газеты «Глас народа», полностью финансируя издание. Понятнее и ближе за это время Герцену стал материализм и атеизм. Как только царским властям стало известно о публикациях в «Гласе народа» то, правительство обязало Герцена вернуться в страну. Но писатель отказался, сразу после этого последовал запрет на возвращение в Россию до конца жизни.
Но на родине Герцена помнили. Он регулярно публиковался в Некрасовском «Современнике»: беллетристические произведения, рассказы о жизни во Франции, его идеи обустройства России.
После установления во Франции режима Наполеона III, газету пришлось закрыть. Избегая преследования Герцену приходится срочно покинуть Францию. Воспользовавшись паспортом неизвестного румына, он уезжает в Швейцарию, в уже оттуда перебирается в Ниццу, и начинает общаться в радикальных кругах европейских эмигрантов. Он знакомится с Джузеппе Гарибальди. У Герцена постепенно стала формироваться мысль об обречённости и умирании старой Европы, и о перспективах России.
Взгляды бывшего «западника» теперь были устремлены на родину и славянский народ. Он теперь был уверен, что крестьянская община — это эмбрион социализма, который впоследствии превратиться в развитое справедливое общество. И теперь он видел Европу как «буржуазных мещан», которые очень далеки от совершенства.
Летом 1849 года Николай I накладывает арест на имущество Герцена и его матери, так как её сына признали революционером. Всё имущество было заложено банкиру Ротшильду, но он как раз в это время вёл переговоры с Россий о предоставлении ей займа, и смог добиться снятия ареста с имущества Герцена. А потом в его семье наступила череда несчастий. Семейные трагедии одна за другой стали преследовать писателя.
Герцен уезжает в Лондон. И там он откроет Вольную русскую типографию, в которой будет издавать запрещённую литературу. С 1857 года он начнёт печатать еженедельную газету «Колокол». В первом выпуске эмигранты ратовали за отмену крепостного права и победу демократии в России.
В России сторонники реформирования зачитывались каждым номером журнала, статьи, написанные Герценом, разбирались на цитаты. Но потом он поддержал польское восстание 1863-64 года. Поляки выступали за восстановление Речи Посполитой, вплоть до самого Днепра. Он призвал русских солдат переходить на сторону поляков. Конечно же такой призыв возмутил русское общество. Продажи упали почти в шесть раз, а в обществе стали отзываться о нём негативно.
Полярная звезда Герцена
Журнал подвергся критики. Русское правительство смогло добиться его преследовании в Лондоне. Летом 1867 года журнал закрыли, а сам Герцен переезжает в Женеву. Пятью годами ранее та же участь постигла «Полярную звезду». В 1868 году выходит полная версия воспоминаний Герцена «Былое и думы». Мемуары представляют интерес как исторический источник и занимают видное место в его библиографии.
Личная жизнь
О личной жизни Александра Герцена можно написать отдельный роман. Свой первый брак он заключил со своей двоюродной сестрой, Натальей Александровной Захарьиной. Внешне Александр Иванович имел очень миловидное лицо, и имел весьма приятную наружность. Он пользовался популярностью у женщин. Наталья влюбились в него и согласилась бежать к нему в ссылку из Москвы.
Хотя он практически выкрал её из дома. Венчание прошло во Владимире, и там же у них родился первый ребёнок. Сына назвали Александр, который впоследствии стал известным физиологом, профессором и преподавал в Лозаннском университете. У них родилось ещё семь детей, но до взрослой жизни дожили только трое.
Александр Герцен с семьей
В Париже у жены Александра Ивановича вспыхнул роман с Гервергом. Она призналась своему супругу, что мечтает о «браке втроём», и скорее духовном, чем плотским. Но Гервег признавался своей жене, что был близок с Натальей. Разразился скандал, и Герцен попросил Гервергов покинуть его дом, в котором они проживали совместно, «коммуной». В международном революционном обществе Герцена осудили, за то, что он стал неволить свою жену, и не позволил ей быть счастливой со своим любовником.
А в 1850 году Наталья родила дочку, которую назвали Ольгой. Известно, что Герцен сомневался в своём отцовстве, но никогда открыто об этом не говорил. Он всё же признал девочку своей дочерью. Ольга прожила долгую жизнь и умерла в 103 года.
В 1852 году умерла его жена Наталья и родившийся сын Владимир. А в 1856 году в Лондон к Герцену приехал его давний друг Огарёв, вместе со своей женой. Немного погодя Герцен влюбился в Наталью Алексеевну Огарёву. И у них завязался роман, вследствие которого у них родилось трое детей. В 1858 году родилась дочь Елизавета, а затем и близнецы. В 17 летнем возрасте Лиза совершила самоубийство из-за неразделённой любви, а близнецы вскорости умерли, заболев дифтерией. Дружба Герцена и Огарёва не претерпела никаких изменений. Они продолжали дружить.
Герцен и Огарёва сожительствовали вплоть до 1869 года, в котором Наталья Алексеевна получила фамилию Герцена, которую носила вплоть до возвращения в Россию в 1876 году, после смерти Герцена.
Смерть
Александр Иванович Герцен заболел воспалением лёгких, это и стало причиной его смерти. Он умер 9 января 1870 года в Париже, куда незадолго перед тем приехал по своим семейным делам.
Памятник Александра Герцена
Сначала он был похоронен в Париже, на кладбище Пер-Лашез, затем его прах был перенесён в Ниццу.
Избранные произведения
Ссылки
Герцен, Александр Иванович
25 марта (6 апреля) 1812 ( 1812-04-06 )
Содержание
Биография
Детство
Герцен родился в семье богатого помещика Ивана Алексеевича Яковлева (1767—1846), происходившего от Андрея Кобылы (как и Романовы). Мать — 16-летняя немка Генриетта-Вильгельмина-Луиза Гааг, дочь мелкого чиновника, делопроизводителя в казённой палате в Штутгарте. Брак родителей не был оформлен, и Герцен носил фамилию, придуманную отцом: Герцен — «сын сердца» (от нем. Herz ).
В юности Герцен получил обычное дворянское воспитание на дому, основанное на чтении произведений иностранной литературы, преимущественно конца XVIII века. Французские романы, комедии Бомарше, Коцебу, произведения Гёте, Шиллера с ранних лет настроили мальчика в восторженном, сентиментально-романтическом тоне. Систематических занятий не было, но гувернёры — французы и немцы — сообщили мальчику твёрдое знание иностранных языков. Благодаря знакомству с творчеством Шиллера, Герцен проникся свободолюбивыми стремлениями, развитию которых много содействовал учитель русской словесности И. E. Протопопов, приносивший Герцену тетрадки стихов Пушкина: «Оды на свободу», «Кинжал», «Думы» Рылеева и пр., а также Бушо, участник Великой Французской революции, уехавший из Франции, когда «развратные и плуты» взяли верх. К этому присоединилось влияние Тани Кучиной, молоденькой «корчевской кузины» Герцена (в замужестве Татьяна Пассек), которая поддерживала детское самолюбие молодого фантазёра, пророча ему необыкновенную будущность.
Уже в детстве Герцен познакомился и подружился с Николаем Огарёвым. По его воспоминаниям, сильное впечатление на мальчиков (Герцену было 13, Огарёву 12 лет) произвело известие о восстании декабристов. Под его впечатлением у них зарождаются первые, ещё смутные мечты о революционной деятельности; во время прогулки на Воробьёвых горах, мальчики поклялись бороться за свободу.
Уже в 1829—1830 годах Герцен написал философскую статью о Валленштейне Ф. Шиллера. В этот юношеский период жизни Герцена его идеалом был Карл Моор — герой трагедии Ф. Шиллера «Разбойники» (1782).
Университет (1829−1833)
Герцен грезил дружбой, мечтал о борьбе и страданиях за свободу. В таком настроении Герцен поступил в Московский университет на физико-математическое отделение, и здесь это настроение ещё более усилилось. В университете Герцен принимал участие в так называемой «маловской истории» (протест студентов против нелюбимого преподавателя), но отделался сравнительно легко — недолгим заключением, вместе со многими товарищами, в карцере. Из преподавателей только Каченовский своим скептицизмом да Павлов, умудрявшийся на лекциях сельского хозяйства знакомить слушателей с немецкой философией, будили молодую мысль. Молодёжь была настроена, однако, довольно бурно; она приветствовала Июльскую революцию (как это видно из стихотворений Лермонтова) и другие народные движения (много содействовала оживлению и возбуждению студентов появившаяся в Москве холера, в борьбе с которой деятельное и самоотверженное участие приняла вся университетская молодёжь). К этому времени относится встреча Герцена с Вадимом Пассеком, превратившаяся потом в дружбу, установление дружеской связи с Кетчером и др. Кучка молодых друзей росла, шумела, бурлила; допускала по временам и небольшие кутежи, вполне невинного, впрочем, характера; усердно занималась чтением, увлекаясь по преимуществу вопросами общественными, занимаясь изучением русской истории, усвоением идей Сен-Симона (утопический социализм которого Герцен считал тогда наиболее выдающимся достижением современной ему западной философии [1] ) и других социалистов.
Ссылка
В 1834 году все члены кружка Герцена и он сам были арестованы. Герцен был сослан в Пермь, а оттуда в Вятку, где и был определен на службу в канцелярию губернатора.
За устройство выставки местных произведений и объяснения, данные при её осмотре наследнику престола (будущему Александру II), Герцен, по ходатайству Жуковского, был переведён на службу советником правления во Владимир, где женился, увезши тайно из Москвы свою невесту, и где провёл самые счастливые и светлые дни своей жизни.
После ссылки
В 1840 году Герцену было разрешено возвратиться в Москву. Здесь ему пришлось столкнуться со знаменитым кружком гегельянцев Станкевича и Белинского, защищавших тезис полной разумности всякой действительности.
Большая часть приятелей Станкевича сблизилась с Герценом и Огаревым, образуя лагерь западников; другие примкнули к лагерю славянофилов, с Хомяковым и Киреевским во главе (1844).
Несмотря на взаимное ожесточение и споры, обе стороны в своих взглядах имели много общего и прежде всего, по признанию самого Герцена, общим было «чувство безграничной обхватывающей все существование любви к русскому народу, к русскому складу ума». Противники, «как двуликий Янус, смотрели в разные стороны, в то время как сердце билось одно». «Со слезами на глазах», обнимаясь друг с другом, разошлись недавние друзья, а теперь принципиальные противники, в разные стороны.
В 1842 году Герцен, отслужив год в Новгороде, куда он попал не по своей воле, получил отставку и переехал на жительство в Москву. Оттуда он часто ездил в Петербург на собрания кружка Белинского; [2] а вскоре после смерти своего отца уехал навсегда за границу (1847).
В московском доме, где Герцен проживал с 1843 по 1847 год, с 1976 года работает Дом-музей А. И. Герцена. [3]
В эмиграции
В Европу Герцен приехал, настроенный скорее радикально-республикански, чем социалистически, хотя начатая им публикация в «Отечественных записках» серии статей под заглавием «Письма с Avenue Marigny» (впоследствии в переработанном виде опубликованы в «Письмах из Франции и Италии») шокировала его друзей — либералов-западников — своим антибуржуазным пафосом. Февральская революция 1848 года показалась Герцену осуществлением всех надежд. Последовавшее затем Июньское восстание рабочих, его кровавое подавление и наступившая реакция потрясли Герцена, который решительно обратился к социализму. Он сблизился с Прудоном и другими выдающимися деятелями революции и европейского радикализма; вместе с Прудоном он издавал газету «Голос народа» («La Voix du Peuple») которую финансировал. К парижскому периоду относится печальное увлечение его жены немецким поэтом Гервегом. В 1849 году, после разгрома радикальной оппозиции президентом Луи Наполеоном, Герцен был вынужден покинуть Францию и переехал в Швейцарию, из Швейцарии он переехал в Ниццу, принадлежавшую тогда Сардинскому королевству.
В этот период Герцен вращался среди кругов радикальной европейской эмиграции, собравшейся в Швейцарии после поражения революции в Европе, и, в частности, познакомился с Джузеппе Гарибальди. Известность ему доставила книга эссе «С того берега», в которой он производил расчёт со своими прошлыми либеральными убеждениями. Под влиянием крушения старых идеалов и наступившей по всей Европе реакции, у Герцена сформировалась специфическая система взглядов об обреченности, «умирании» старой Европы и о перспективах России и славянского мира, которые призваны осуществить социалистический идеал.
В июле 1849 года Николай I арестовал все имущество Герцена и его матери. Последнее на тот момент уже было заложено банкиру Ротшильду, и тот, ведя переговоры о предоставлении займа России, добился снятия императорского запрещения. [4]
После смерти жены в 1852 году Герцен переехал в Лондон, где основал Вольную русскую типографию для печатания запрещённых изданий и с 1857 года издавал еженедельную газету «Колокол». [5]
Пик влияния «Колокола» приходится на годы, предшествующие освобождению крестьян; тогда газета регулярно читалась в Зимнем дворце. После крестьянской реформы её влияние начинает падать; поддержка польского восстания 1863 года резко подорвала тиражи. В то время для либеральной общественности Герцен был уже слишком революционным, для радикальной — чересчур умеренным. 15 марта 1865 года под настойчивым требованием правительства России к правительству Великобритании редакция «Колокола» [6] во главе с Герценым покинула Лондон навсегда и переехал в Швейцарию, гражданином которой Герцен к тому времени стал. В апреле этого же 1865 года туда была переведена и «Вольная русская типография». [7] Вскоре начали переезжать в Швейцарию и люди из окружения Герцена, например в 1865 году туда переехал Николай Огарёв.
9 (21) января 1870 года Александр Иванович Герцен умер от воспаления лёгких в Париже, куда незадолго перед тем прибыл по своим семейным делам. Похоронен он был в Ницце [8] (прах был перенесён с парижского кладбища Пер-Лашез).
Литературная и публицистическая деятельность
Литературная деятельность Герцена началась ещё в 1830-х годах. В «Атенее» за 1830 год (II т.) его имя встречается под одним переводом с французского. Первая статья, подписанная псевдонимом Искандер, была напечатана в «Телескопе» за 1836 год («Гофман»). К тому же времени относится «Речь, сказанная при открытии вятской публичной библиотеки» и «Дневник» (1842). Во Владимире написаны: «Записки одного молодого человека» и «Ещё из записок молодого человека» («Отечественные записки», 1840-41; в этом рассказе в лице Трензинского изображен Чаадаев). С 1842 по 1847 год помещает в «Отечественных записках» и «Современнике» статьи: «Дилетантизм в науке», «Дилетанты-романтики», «Цех учёных», «Буддизм в науке», «Письма об изучении природы». Здесь Герцен восставал против учёных педантов и формалистов, против их схоластической науки, отчуждённой от жизни, против их квиетизма. В статье «Об изучении природы» мы находим философский анализ различных методов знания. Тогда же Герценом написаны: «По поводу одной драмы», «По разным поводам», «Новые вариации на старые темы», «Несколько замечаний об историческом развитии чести», «Из записок доктора Крупова», «Кто виноват?», «Сорока-воровка», «Москва и Петербург», «Новгород и Владимир», «Станция Едрово», «Прерванные разговоры». Из всех этих произведений, поразительно блестящих, и по глубине мысли, и по художественности и достоинству формы, — особенно выделяются: повесть «Сорока-воровка», в которой изображено ужасное положение «крепостной интеллигенции», и роман «Кто виноват», посвященный вопросу о свободе чувства, семейных отношениях, положении женщины в браке. Основная мысль романа заключается в том, что люди, основывающие свое благополучие исключительно на почве семейного счастья и чувства, чуждые интересов общественных и общечеловеческих, не могут обеспечить себе прочного счастья, и оно в их жизни всегда будет зависеть от случая.
Из произведений, написанных Герценым за границей, особенно важны: письма из «Avenue Marigny» (первые напечатаны в «Современнике», все четырнадцать под общим заглавием: «Письма из Франции и Италии», издание 1855 года), представляющие замечательную характеристику и анализ событий и настроений, волновавших Европу в 1847—1852 годах. Здесь мы встречаем вполне отрицательное отношение к западноевропейской буржуазии, её морали и общественным принципам и горячую веру автора в грядущее значение четвёртого сословия. Особенно сильное впечатление и в России, и в Европе произвело сочинение Герцена: «С того берега» (первоначально по-немецки «Vom andern Ufer», Гамбург, 1850; по-русски, Лондон, 1855; по-французски, Женева, 1870), в котором Герцен высказывает полное разочарование Западом и западной цивилизацией — результат того умственного переворота, которым закончилось и определилось умственное развитие Герцена в 1848—1851 годах. Следует ещё отметить письмо к Мишле: «Русский народ и социализм» — страстную и горячую защиту русского народа против тех нападок и предубеждений, которые высказывал в одной своей статье Мишле. «Былое и думы» — ряд воспоминаний, имеющих частью характер автобиографический, но дающих и целый ряд высокохудожественных картин, ослепительно-блестящих характеристик, и наблюдений Герцена из пережитого и виденного им в России и за границей.
Все другие сочинения и статьи Герцена, как, например, «Старый мир и Россия», «Le peuple Russe et le socialisme», «Концы и начала», и др. представляют простое развитие идей и настроений, вполне определившихся в период 1847—1852 годов в сочинениях, указанных выше.
Философские взгляды Герцена в годы эмиграции
Влечение к свободе мысли, «вольнодумство», в лучшем значении этого слова, особенно сильно были развиты в Герцене. Он не принадлежал ни к одной, ни явной, ни тайной партии. Односторонность «людей дела» отталкивала его от многих революционных и радикальных деятелей Европы. Его ум быстро постиг несовершенства и недостатки тех форм западной жизни, к которым первоначально влекло Герцена из его непрекрасного далека русской действительности 1840-х годов. С поразительной последовательностью Герцен отказался от увлечений Западом, когда он оказался в его глазах ниже составленного раньше идеала.
Как последовательный гегельянец, Герцен верил, что развитие человечества идёт ступенями и каждая ступень воплощается в известном народе. Герцен, смеявшийся над тем, что гегелевский бог живёт в Берлине, в сущности перенёс этого бога в Москву, разделяя с славянофилами веру в грядущую смену германского периода славянским. Вместе с тем, как последователь Сен-Симона и Фурье, он соединял эту веру в славянский фазис прогресса с учением о предстоящей замене господства буржуазии торжеством рабочего класса, которое должно наступить, благодаря русской общине, только что перед тем открытой немцем Гакстгаузеном. Вместе со славянофилами Герцен отчаивался в западной культуре. Запад сгнил и в его обветшавшие формы не влить уже новой жизни. Вера в общину и русский народ спасала Герцена от безнадежного взгляда на судьбу человечества. Впрочем, Герцен не отрицал возможности того, что и Россия пройдёт через стадию буржуазного развития. Защищая русское будущее, Герцен утверждал, что в русской жизни много безобразного, но зато нет закоснелой в своих формах пошлости. Русское племя — свежее девственное племя, у которого есть «чаянье будущего века», неизмеримый и непочатой запас жизненных сил и энергий; «мыслящий человек в России — самый независимый и самый непредубежденный человек в свете». Герцен был убеждён, что славянский мир стремится к единству, и так как «централизация противна славянскому духу», то славянство объединится на принципах федераций. Относясь свободомысленно ко всем религиям, Герцен признавал, однако, за православием многие преимущества и достоинства по сравнению с католицизмом и протестантством. [источник не указан 252 дня]
Философско-историческая концепция Герцена акцентирует активную роль человека в истории. Вместе с тем она признает, что разум не может осуществить свои идеалы, не считаясь с существующими фактами истории, что результаты её составляют «необходимую базу» операций разума. [9]
Педагогические идеи
В наследии Герцена нет специальных теоретических работ о воспитании. Однако в течение всей жизни Герцен интересовался педагогическими проблемами и был одним из первых русских мыслителей и общественных деятелей, поднявшим в своих трудах проблемы воспитания. Его высказывания по вопросам воспитания и образования свидетельствуют о наличии продуманной педагогической концепции.
Педагогические взгляды Герцена определились философскими (атеизм и материализм), этическими (гуманизм) и политическими (революционный демократизм) убеждениями. [10]
Критика системы образования при Николае I
Герцен показал опасность авторитарного воспитания в России его времени. Он резко критиковал систему образования и отношение к образованию Николая I.
Герцен назвал царствование Николая I тридцатилетним гонением на школы и университеты и показал, как николаевское министерство просвещения душило народное образование. Царское правительство, по словам Герцена, «подстерегало ребёнка при первом шаге в жизни и развращало кадета-дитя, гимназиста-отрока, студента-юношу. Беспощадно, систематически вытравляло оно в них человеческие зародыши, отучало их, как от порока, от всех людских чувств, кроме покорности. За нарушение дисциплины оно малолетних наказывало так, как не наказывают в других странах закоренелых преступников».
Он решительно выступал против внедрения религии в воспитание, против превращения школ и университетов в орудие укрепления крепостничества и самодержавия.
Народная педагогика
Герцен считал, что самое положительное влияние на детей оказывает простой народ, что именно народ является носителем лучших русских национальных качеств. У народа молодые поколения учатся уважению к труду, отвращению к праздности, бескорыстной любви к родине.
Воспитание
Главной задачей воспитания Герцен считал формирование гуманной, свободной личности, которая живёт интересами своего народа и стремится к преобразованию общества на разумных началах. Детям должны быть предоставлены условия для свободного развития. «Разумное признание своеволия есть высшее и нравственное признание человеческого достоинства». В повседневной воспитательной деятельности важную роль играет «талант терпеливой любви», расположение воспитателя к ребёнку, уважение к нему, знание его потребностей. Здоровая семейная обстановка и правильные отношения между детьми и воспитателями являются необходимым условием нравственного воспитания.
Образование
Герцен страстно добивался распространения просвещения и знаний среди народа, призывал ученых вывести науку из стен кабинетов, сделать её достижения всеобщим достоянием. Подчеркивая огромное воспитательное и образовательное значение естественных наук, Герцен был в то же время за систему всестороннего общего образования. Он хотел, чтобы учащиеся общеобразовательной школы наряду с естествознанием и математикой изучали литературу (в том числе и литературу античных народов), иностранные языки, историю. А. И. Герцен отмечал, что без чтения нет и не может быть ни вкуса, ни стиля, ни многосторонней шири понимания. Благодаря чтению человек переживает века. Книги оказывают влияние на глубинные сферы человеческой психики. [11] Герцен всемерно подчеркивал, что образование должно соответствовать развитию у учащихся самостоятельного мышления. Воспитателям следует, опираясь на врожденные склонности детей к общению, развивать в них общественные стремления и наклонности. Этому служат общение со сверстниками, коллективные детские игры, общие занятия. Герцен боролся против подавления детской воли, но в то же время придавал большое значение дисциплине, считал установление дисциплины необходимым условием правильного воспитания. «Без дисциплины, — говорил он, — нет ни спокойной уверенности, ни повиновения, ни способа оградить здоровье и предупредить опасность».
Герцен написал два специальных произведения, в которых объяснял подрастающему поколению явления природы: «Опыт бесед с молодыми людьми» и «Разговоры с детьми». Эти произведения являются замечательными образцами талантливого, популярного изложения сложных мировоззренческих проблем. Автор просто и живо разъясняет детям с материалистических позиций происхождение вселенной. Он убедительно доказывает важную роль науки в борьбе с неправильными взглядами, предрассудками и суеверием и опровергает идеалистическое измышление о том, что в человеке отдельно от его тела существует ещё и душа. [12]
Семья
В 1838 году во Владимире Герцен женился на своей двоюродной сестре Наталье Александровне Захарьиной. В 1839 году у них родился сын Александр, в 1841 году родилась дочь. В 1842 году родился сын Иван, который умер через 5 дней после рождения. В 1843 году родился сын Николай, который был глухонемым. В 1844 году родилась дочь Наталья. В 1845 году родилась дочь Елизавета, которая умерла через 11 месяцев после рождения.
В эмиграции в Париже жена Герцена влюбилась в друга Герцена Георга Гервега. Она призналась Герцену, что «неудовлетворенность, что-то оставшееся незанятым, заброшенным искало иной симпатии и нашло её в дружбе с Гервегом» и что она мечтает о «браке втроем», причем, скорее духовном, нежели чисто плотском. В Ницце Герцен с женой и Гервег со своей женой Эммой жили в одном доме. Затем Герцен потребовал отъезда Гервегов из Ниццы, а Гервег шантажировал Герцена угрозой самоубийства. Гервеги всё же уехали. В международном революционном сообществе Герцена осуждали за то, что он подверг жену «моральному принуждению» и воспрепятствовал её соединению с любовником. В 1850 году жена Герцена родила дочь Ольгу.
16 ноября 1851 года около Гиерского архипелага в результате столкновения с другим кораблем затонул пароход «Город Грасс», на котором плыли в Ниццу мать Герцена и его глухонемой сын Николай, и они оба погибли.
В 1852 году жена Герцена родила сына Владимира и через два дня умерла, сын тоже вскоре умер. [13] [14]
С 1857 года Герцен стал сожительствовать с женой Николая Огарёва Натальей Алексеевной Огаревой-Тучковой, она воспитывала его детей. У них родилась дочь Елизавета. В 1869 году Тучкова получила фамилию Герцена, которую носила вплоть до возвращения в Россию в 1876 году, после смерти Герцена. [15]