Что изучает графика в русском языке кратко
Что такое графика в русском языке?
Графика — это наука, которая изучает соотношение букв и звуков.
В русском алфавите 33 буквы, две из них «ь», «ъ» не обозначают звуков. В живой речи звуков гораздо больше, например, в безударной позиции встречаются редуцированные гласные.
Второй принцип русской графики — слоговой.
Орфография
Орфография — это наука, которая вырабатывает принципы и правила правописания.
Основной принцип русской орфографии — фонематический, т.е. в пределах одной морфемы пишется одна и та же буква, которая обозначает фонему в сильной позиции.
В науке орфографии есть понятие «орфограмма» — это место в слове, где мы сомневаемся. Надо использовать для проверки опорное написание, в котором фонема будет в сильной позиции, т.е. подобрать проверочное слово.
Второй принцип является фонетический, т.е. как слышится, так и будет писаться в двух случаях: приставки, и — ы- после приставок.
Правила орфографии необходимо выучить и знать, потому что даже с течением времени крайне редко изменяется написание слов, только ударения, как, например, в слове «творог» ударение пытается переместиться.
История появления письма
Письмо можно отнести к важнейшим изображениям человека.
Письменность можно считать дополнительным способом общения, который помогает людям разговаривать, когда звуковая передача информации не способна донести важные мысли.
В широкое понятие письменности можно добавить и письмо с помощью различных рисунков и других визуальных явлений, которые способны передать необходимую информацию.
Пиктография
Пиктография — это так называемое письмо символами или картинками.
Пиктография считалась первым видом письменности среди людей.
С помощью схематических рисунков в пиктографии изображали людей, животных или некие ситуации, например, рыбалка, охота.
Пиктография не имеет никакой связи с обычным алфавитом, поэтому дополнительного обучения не нужно было проходить, что было несравненным плюсом. Все необходимые вещи эскимосы или индейцы рисовали на стенах и других местах для передачи важной информации. Благодаря отсутствию дополнительного образования пиктография считалась одним из самых удобных способов общения.
Идеографическое письмо
Идеография — это общение людей с помощью условного изображения предмета или информации. Человечество перешло от пиктографии к идеографии потому, что не все явления возможно нарисовать. Например, с помощью изображения глаза люди обозначали такие явления, как зоркость.
Иероглифическое письмо
Иероглифы — это условные знаки, с помощью которых передается необходимая важная информация.
Иероглифическое письмо понравилось людям, потому что с его помощью возможна передача и наглядных, и отвлеченных явлений. Иероглифов существует огромное множество, и, чтобы уметь общаться с их помощью необходимо получение специального образования.
Фонографическое письмо
Фонография — это когда общение стало не только на уровне изображений, но и на фонетическим, т.е. на звуком уровне.
Фонографическое письмо можно считать по праву современным видом письма, которым мы до сих пор используем. Вся наша устная речь и есть фонография.
Таким образом, мы с Вами познакомились с первоначальными видами письма, которые сильно повлияли на сегодняшний вид нашей речи, письменности и русского языка в целом.
Что являет собой графика? Как она выражается в русском языке?
Содержание:
Графика — система начертаний для передачи устной речи на письме.
Язык, существовавший в устной форме, получил свойства хранения, обработки и передачи информации с возникновением письменности. Письменная форма языка с помощью передачи звуков через буквы формирует понятие языковой нормы.
Что такое графика в русском языке?
Графика в русском языке представлена измененными начертаниями букв старославянского алфавита, называемого кириллицей. Братья Кирилл и Мефодий для создания азбуки использовали греческие написания и некоторые другие алфавиты, в частности древнееврейский.
Звуковая сторона русской речи богаче, чем ее буквенное отражение. Поэтому многие буквы многозначны, то есть обозначают в разных условиях неодинаковые звуки, например, буква С: сделать [З], сесть — [С`], стол —[С].
Русская графика основана на слоговом принципе — единицей отражения звучащей речи является слог (силлабема). Вместо специальных символов, обозначающих мягкость, например, используются уже существующие буквы И, Е, Ю, Я — это делает кириллическое письмо экономнее.
Что представляет собой данный раздел языкознания? Что он устанавливает?
Графика — это в русском языке еще и раздел лингвистики, объект которого — соотношение букв и фонем. Данный раздел определяет общие правила употребления всех букв алфавита.
Единица письма — графема. Она не тождественна букве. С одной стороны, в составе единицы письма может быть несколько букв, как, например, в английском дифтонге. С другой — существует понятие нулевой графемы, в случае, например, отсутствия обозначения твердого согласного в противовес мягкому.
Кроме того, есть небуквенные графемы: пунктуационные знаки, пробелы между словами, цифры, дефис, апостроф, сокращения (т. д., mrs.), значок ударения.
Графика — это в русском языкознании структурирование алфавитных символов по соотношению с обозначаемыми фонемами:
Какие ее виды существуют? Узнайте интересующую вас информацию
Слоговой (или позиционный) принцип русской графики нивелирует недостаток второго принципа — фонематического. В русском языке фонемы преобладают над письменными знаками, благодаря позиционному принципу экономится буквенный ресурс:
Отступления от основного принципа могут быть двух видов:
Краткий конспект по русскому языку на тему графика
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Краткий конспект по русскому языку на тему «Графика».
Графика – это раздел языкознания, изучающий буквы, их начертания и соотношение со звуками.
В современном русском алфавите 33 буквы.
У каждой буквы существует печатный и письменный вариант начертания.
Нет полного соответствия между буквами и звуками речи. Одной буквой могут обозначаться разные звуки, и один звук может представляться на письме разными буквами. В слове молоко одна и та же буква о обозначает три разных звука: [м ъ л ᴧ к о ].
Буквы е, ё, ю, я имеют двойное значение:
2. Обозначают два звука: [йэ], [йо], [йу], [йа]:
1) в начале слова: ест – [йэ]ст ;
2) после гласных букв: знает – зна[йэ]т;
2. Обозначение мягкости согласных звуков на письме.
Мягкость согласных звуков на письме может быть обозначена двумя способами:
1. С помощью буквы ь :
2. С помощью букв е, ё, ю, я, и (перед гласными): нё с.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-307715
Не нашли то, что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Глава СПЧ предложил ввести подготовительные курсы перед обучением в школе для детей мигрантов
Время чтения: 1 минута
Во всех педвузах страны появятся технопарки
Время чтения: 1 минута
Правительство направит регионам почти 92 миллиарда рублей на ремонт и оснащение школ
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Все школы РФ с 2023 года подключат к государственной информационной системе «Моя школа»
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Лекция «Графика русского языка»
Цельлекции – дать общую характеристику русской графике, рассмотреть ее принципы.
1. Понятие о графике. Разделы графики.
2. Особенности русской графики. Характеристика русского алфавита.
3. Принципы русской графики.
4. Отступления от позиционного принципа русской графики.
1. Понятие о графике. Разделы графики
Термин графика (греч. grapho «пишу») в языкознании имеет несколько значений: 1) совокупность начертательных средств, с помощью которых устная речь передается на письме (буквы, знаки препинания и др.); 2) система соотношений между буквами и звуками.
Графика русского языка подразделяется на 2 части (подраздела).
В задачи 1-ой части входит описание и изучение графических средств, которые используются при передаче устной речи на письме. Среди графических средств выделяют буквенные и небуквенные средства. К небуквенным средствам относят знаки препинания, знак ударения, курсив, подчеркивания и другие.
Второй подраздел графики рассматривает исторически сложившиеся соотношения между буквами и звуками языка.
Основным графическим средством является буква, поэтому центральную часть первого подраздела составляет теория алфавита. Алфавит – это совокупность букв, расположенных в определенном порядке. Современный русский алфавит представляет собой модификацию древней славянской азбуки, названной в честь ее составителя кириллицей. В основу кириллицы было положено греческое унциальное письмо (т.е. крупными буквами в торжественных книгах). Кириллица состояла из 43 букв, из которых 24 буквы были заимствованы из греческого алфавита, а 19 букв придуманы авторами для передачи славянских звуков: «буки», «живете», «зело», «червь», «шта», «есть», «юсы», «ять» и др.
На Русь славянская азбука попала во времена крещения и получила широкое распространение не только у восточных, но и у западных славян.
С тех пор русское письмо прошло длительный и сложный путь своего развития. За более чем тысячелетнюю историю произошли количественные и качественные изменения: были утрачены дублетные буквы кириллицы, такие, как Ъ и Ь, изменили свои функции, появились новые. В современном русском алфавите 33 буквы, из которых 18 – греческого происхождения (а, в,г, д, е, з, и, к, л, м, н, о, п, р, с, т, ф, х), 11 букв славянские (б, ж, ц, ч, ш, щ, у, ю, ы, ъ, ь) и 4 буквы собственно русские (й, э, я, ё).
2. Характеристика русского алфавита
Современный русский алфавит, как и всякий другой, характеризуется несколькими сторонами: составом, порядком букв, начертанием, названием, звуковым значением.
Известно, что в русском алфавите 33 буквы. Но в «Словаре современного русского литературного языка» в 4 томах буква я названа 32-ой и последней, а в «Словаре современного русского литературного языка» в 17 томах пропущен номер 31. Это связано с употреблением самой молодой буквы Ё. Впервые эту букву употребил писатель Н.М. Карамзин в слове слёзы в 1797 году, заменив диаграфическое сочетание іо. Официально входя в состав алфавита с 1942 года, она в практике многими расценивается как необязательная. Это проявляется в том, что в рукописи и печати заменяется буквой е без диакритических точек. Таким образом, количество букв в алфавите и на практике частично расходится.
Каждая буква в алфавите занимает свое строго определенное место, что имеет большое практическое значение при составлении словарей, каталогов, карточек. Каждая буква теоретически имеет четыре графических варианта: два печатных – прописное (заглавное), строчное (малое) – и два рукописных изображения. Отдельные изображения одной и той же буквы называются аллографами, или разновидностями одной графемы. Следовательно, графема – это абстрактная единица графики, имеющая четыре варианта (ср. с понятием аллофона фонемы).
Различие печатных и рукописных букв особой функции не имеет. А вот различие прописного и строчного варианта функционально: прописная буква выделяет собственные имена, стихотворные строки, начало текста и др. Впрочем, не все русские графемы имеют четыре варианты: буквы разделительный твердый и мягкий знаки не имеют прописного варианта; очень редко в русской графике использует прописной вариант буквы Й и Ы, причем только для передачи иноязычных слов.
Характеризуя буквы русского алфавита, следует отметить, что у букв существуют индивидуальные и комплексные названия, которые мало чем отличаются от других слов русского языка. В ходе истории графики буквы изменяли свои имена, современные названия были заимствованы у римлян. По своей морфологической принадлежности современные названия букв являются несклоняемыми существительными.
Индивидуальные названия букв бывают разного типа в зависимости от указания на звуковое значение буквы: 1) инициальная разновидность (на звуковое значение буквы указывает начало названия: «бэ», «вэ», «дэ» и др.);2) финальная разновидность (на значение буквы указывает конец названия: «эф», «эм»); 3) глобальное название (на звуковое значение указывает всё название: «а», «о», «у»).
Комплексные названия обозначают классы букв – согласные и гласные буквы. Буквы ъ, ь звуков не обозначают, поэтому их называют безгласными.
По значению все буквы русского алфавита подразделяются на однозначные и многозначные. Однозначные – это те буквы, которые обозначают только одну фонему, имеют одно звуковое значение. К ним относятся а, о, у, э, ы, ц, ч, ш, щ, й, ъ.
3. Принципы русской графики
Русская графика опирается на два основных принципа – фонематический и позиционный.
Суть фонематического принципа русской графики сводится к тому, что буква обозначает не звук, а фонему. Но фонем в русском языке больше, чем букв. Сгладить такое несоответствие помогает другой принцип – позиционный (слоговой, буквосочетательный), который позволяет уточнить звуковое значение буквы посредством другой, следующей за ней.
Позиционный принцип для передачи твердости / мягкости согласных фонем реализуется следующим способом:
1) на конце слова мягкость согласного обозначается мягким согласным, а твердость – пробелом: уголь – угол ;
2) мягкость согласного перед твердым согласным передается мягким знаком: вольна – волна;
3) мягкость и твердость согласного перед гласными различается с помощью этих гласных: однозначные буквы указывают на твердость согласной фонемы, а многозначные гласные – на мягкость: мэр, мор, лук, лак, лыко, но мел, мёл, мил, мял.
Однако позиционный принцип в русской графике выдерживается не всегда.
4. Отступления от позиционного принципа русской графики
Различаются два вида отступлений от позиционного принципа русской графики: нарушения и ограничения. Нарушения – такой вид отступления, при котором написание не соответствует прочтению. Нарушения создаются орфографией (см. о ней следующий раздел) и наблюдаются, прежде всего, в иноязычных словах.
Нарушения при обозначении фонемы :
1) обозначение в начале слова буквой «и краткое»: йод, йог;
3) употребление сочетания –ьо– вместо ьё: медальон, бульон;
Нарушения, связанные с обозначением мягкости, касаются употребления буквы е после согласных в иноязычных словах. В русском языке буква е должна указывать на мягкость предшествующего согласного, но в ряде иноязычных слов согласный произносится твердо: стенд, менеджер, эстетика, фонетика и др.
Нарушения могут наблюдаться в сложносокращенных словах: мединститут, главюрисконсульт.
К ограничениям относят случаи обозначения непарных согласных по твердости / мягкости.
Известно, что согласные буквы ж, ш, ц в русском языке всегда обозначают твердые звуки, поэтому после них следовало бы писать, гласные э, о, у, ы, а, в то время как мы пишем е, ё, и (жесть, шесть, целый, шёлк, желоб, жить, шить, цирк и др.). Эти отступления объясняются тем, что в древнерусском языке согласные ж, ш, ц были мягкими, т. е. такие написания отражали их произношение в прошлом, поэтому называются они традиционными.
1. Богомазов Г.М. Современный русский литературный язык: Фонетика: Учеб. пособие. – М., 2001.
2. Григорьева Т.М. Русское письмо: от реформы графики к реформе орфографии. – Красноярск, 1996.
3. Григорьева Т.М. Русский язык: Орфоэпия. Графика. Орфография.История и современность: Учеб. пособие. – М., 2004.
4. Иванова В.Ф. Современная русская орфография. – М., 1991.
5. Современный русский литературный язык. Теория. Анализ языковых единиц / Под ред. Е.И. Дибровой. – М., 2001.
6. Современный русский язык / Под ред. В.А. Белошапковой. – М., 1999.
7. Шанский Н.М., Иванов В.В. Современный русский литературный язык: В 3 ч. – М., 1987.
1. Из каких подразделов состоит графика? Что они изучают?
2. Что такое графема и чем она отличается от буквы?
3. В чем состоит фонематический принцип русской графики?
4. Что представляет собой позиционный принцип? В каких случаях он применяется?
5. С чем связаны нарушения в действии позиционного принципа?
6. Соблюдается ли позиционный принцип для обозначения непарных согласных в русском языке?
Лекция «Русская орфография»
1. Орфография. Разделы русской орфографии.
2. Орфограмма и орфографическое правило. Типы орфограмм.
3. Принципы основного раздела орфографии. Различный подход к рассмотрению принципов с позиций МФШ и ЛФШ.
4. Слитные, раздельные и дефисные написания. Принципы этого раздела.
5. Принципы употребления прописных и строчных буквы.
6. Перенос части слова на другую строку. Фонетические и морфологические основания переноса; ограничения в возможности переноса.
7. Графические сокращения. Принципы и типы графических сокращений.
1. Разделы русской орфографии
Орфография (греч. orthos – «прямой, правильный» и grapho – «пишу») представляет собой систему правил правописания. Термин правописание, используемый часто как синоним к термину «орфография», понимается шире и включает еще и правила употребления знаков препинания.
Русская орфография – это система правил написания слов. Она состоит из пяти разделов: 1) правила передачи буквами фонемного состава слова, отдельных его форм, 2) правила слитных, полуслитных и раздельных написаний, 3) правила употребления прописных букв, 4) переноса слов, 5) правила сокращения слов.
Разделы орфографии – это большие группы орфографических правил, связанные с разными видами трудностей при передаче слов на письме.
2. Орфограмма и орфографическое правило. Типы орфограмм
Орфография как самостоятельный раздел имеет свои единицы – орфограмму и орфографическое правило.
Орфограмма – это такое написание, которое выбирается из ряда возможных и отвечает орфографическому правилу. Орфограмма возникает там, где возможны несколько вариантов написания и, следовательно, ошибки. Чтобы не ошибиться в написании, необходимо применять орфографическое правило, которое представляет собой инструкцию, содержащую условие для выбора правильного написания. Например, чтобы правильно написать безударную гласную в корне слова, надо воспользоваться правилом, которое рекомендует изменить слово или подобрать однокоренное с гласной под ударением: просв…щение – свeт.
Типы орфограмм различаются в каждом разделе орфографии.
1. Орфограммой первого раздела является буква: например, согласные глухие и звонкие на конце и в корне слова, н и нн в суффиксах прилагательных, суффиксы –ик / –ек в существительных и другие.
2. Орфограммой при выборе слитного, дефисного и раздельного написания является контакт (слитное), дефис (полуслитное) и пробел (раздельное).
3. В разделе, рассматривающем употребление прописной или строчной буквы, орфограммой является прописная и строчная буква: Шарик (кличка собаки) и воздушный шарик.
4. Орфограмма четвертого раздела – черточка при переносе слов с одной строки на другую.
5. Графические сокращения в русском языке разнообразны и вариативны.
3. Принципы основного раздела орфографии
Русская орфография – это стройная система, в которой, по общепринятым в отечественном языкознании взглядам, господствует один принцип –единообразное написание морфемы независимо от того, как она в силу тех или иных фонетических условий произносится. Такой принцип называется морфологическим.
Область применения этого принципа по-разному оценивается представителями Петербургской (Ленинградской) и Московской фонологических школ (П(Л)ФШ и МФШ). В учебной и научно-методической литературе морфологический принцип написания отождествляют с морфофонематическим и фонематическим, или фонемным, принципами. Эти наименования глубже раскрывают сущность морфологического принципа, подчеркивая, что написание морфемы предопределяется ее фонемным составом: А именно, единообразный графический облик морфемы на письме достигается путем последовательной передачи составляющих ее фонем (как гласных, так и согласных), основной вид которых выражен в сильных позициях.
Например, в словах косы, коса, косить, косари, косьба в произношении корневая морфема кос– имеет различный вид: [кос], [к/\с], [к/\с’], [къс], [к/\з’, а на письме изображается одинаково. В этом и заключается сущность морфологического принципа. Написание согласных фонем и определяется их произношением в сильной позиции (перед гласным): для согласного сильной позицией является положение его во всех приведенных словах, а для – в словах косы, коса, коси, косари. В слове косьба находится в слабой позиции и переходит в [з’]; для гласного [о] – в слове косы (т. е. под уда-
рением). Следовательно, написание морфемы кос– основано на фонемном ряде, а точнее – на сильных фонемах, возглавляющих фонемные ряды. Фонемы, входящие в один и тот же фонемный ряд [с – с – с’ – з’, а также о – /\ –ъ], обозначаются на письме одной буквой (соответственно с и о). Так создается единый графический облик морфем как носителей определенных значений.
Морфологический принцип русской орфографии является ее неоценимым достоинством. Он создает большие удобства для пользования письменной речью. Благодаря ему у пишущего или говорящего на русском языке лексическая единица существует не изолированно; а в комплексе связей с однокоренными или одноструктурными словами, в совокупности форм словоизменения и словообразования. Постоянные образцы морфологических частей слова вследствие частого повторения легко запоминаются, понимаются, что положительно сказывается на овладении правилами русской орфографии.
Морфологический принцип создает благоприятные условия для разграничения в языке слов, одинаковых по произношению (омофонов и омоформ), обеспечивая им различное графическое изображение (пруд и прут, молод и молот, роз и рос и т.д.).
Отступлений от этого принципа в русском языке немного. Это так называемые фонетические, традиционные и дифференцирующие написания.
Согласуется с произношением написание следующих букв:
в) буквы о под ударением в окончаниях имен существительных и прилагательных после шипящих и ц: ножом, ключом.
К традиционным относятся написания, которые давно сложились в языке и дошли до наших дней по традиции. С точки зрения живых языковых связей они необъяснимы, так как представляют собой застывшие древнейшие фонетические явления языка и требуют исторических или этимологических справок. Поэтому такие написания могут называться историческими, или этимологическими. По традиции пишутся:
1. Буква ь в глагольных формах второго лица: читаешь, пишешь, идешь, рисуешь.
2. Буква и после шипящих ж, ш и ц: живой, жиденький, жираф, шифровать, панцирь.
3. Буква г в окончаниях родительного падежа единственного числа прилагательных мужского и среднего рода, местоимений и порядковых числительных (доброго, моего, первого).
4. По традиции пишутся словарные слова: корова, собака, вокзал, топор, колдун, чувство, морковь, праздник.
5. В русской орфографии имеются традиционные написания чередующихся корней: загорать – загар), зарево – зорька, касаться – коснуться и др.
Дифференцирующие (символические, иероглифические) написания употребляются в русском языке для того, чтобы разграничивать одинаково звучащие слова. Например, имена существительные компания и кампания звучат одинаково, но имеют различное значение (в первом случае – это небольшая группа людей, во втором – мероприятие), которое закрепляются на письме различным графическим изображением.
К дифференцирующим написаниям относятся и такие пары слов, как бал «большой танцевальный вечер» и балл «оценка», копчик «нижняя часть позвоночника» и кобчик «небольшая птица из семейства соколиных».
4. Слитные, раздельные и дефисные написания
В системе русской орфографии имеются слитные, раздельные и полуслитные (дефисные) написания. Они являются отражением на письме тех изменений, которые происходят в лексической системе языка (поэтому данный вопрос в большей степени относится к лексике, нежели к орфографии).
Сложные, многообразные процессы изменения лексических единиц, утрата ими самостоятельного лексического значения и превращение в новую лексическую единицу не всегда находят последовательное отражение в орфографии, то есть полного соответствия между фактами живого языка и письма не наблюдается.
Слитные написания используются для закрепления таких сложных лексических образований, которые представляют одно единое смысловое целое, поэтому части слова пишутся слитно, а отдельные слова – раздельно. Для переходных случаев или неясных используется дефис. Дефис одновременно является и соединительным, и разделительным знаком.
Правила этого раздела одни из самых трудных. Неупорядоченность правил данного раздела орфографии отчасти объясняется сложностью и нерешенностью проблемы разграничения слова и словосочетания. Неразработанность теории проявляется в нечеткости практических решений. Действующие правила строятся также на разграничении термина и нетермина: термины часто пишутся слитно, а нетермины – раздельно или через дефис.
Проблема слитного или дефисного написания особенно остро встала в последние десятилетия. Объясняется это возникновением большого количества новых сложных слов и научно-технических терминов.
Основными принципами, на которых строится слитное, дефисное и раздельное написание, являются: лексико-синтаксический, словообразовательно-грамматический и традиционный.
Лексико-синтаксический принцип опирается на разграничение слова и словосочетания: палата тяжелораненых бойцов и тяжело раненный в руку. Согласно этому принципу слитно пишутся те сложные прилагательные, которые образованы от подчинительных словосочетаний: железнодорожная магистраль от железная дорога.
Словообразовательно-грамматический принцип устанавливает слитное, дефисное написание по формальному признаку – наличию/ отсутствию в первой части сложного прилагательного суффикса: при наличии суффикса прилагательное пишется через дефис (плодово-ягодный, но плодоягодный).
Традиционный принцип связан с запоминанием написания производных предлогов, наречий: вследствие, в течение, под мышкой, без оглядки.
5. Прописные и строчные буквы и принципы их употребления В древности прописные буквы писались только в начале книги, иногда – в начале абзаца. В XVI в. в связи с членением текста прописные буквы стали использоваться в начале текста и после точки в начале предложения. Правил употребления прописных букв не существовало. В грамматике Милетия Смотрицкого отражена первая попытка установить такие правила (писать с прописной буквы начало стихотворения, собственные имена, названия наук), однако они не получили широкого распространения.
Позже в книге «Русское правописание» Я.К. Грот предложил правила употребления прописных букв, которые в основной своей части сохранились до наших дней.
Употребление прописных букв в современном русском языке регулируется рядом правил, которые опираются на следующие принципы:
1. Синтаксический принцип, согласно которому с прописной буквы пишется первое слово в начале предложения, стихотворной строки;
2. Морфологический принцип разграничивает написание собственных и нарицательных предложений (Орел – орел);
3. Семантический принцип выделяет слова, наделенные особой патетикой, символикой: Новый год (название праздника), Вы (уважительное обращение);
4. Словообразовательный принцип проявляется в выборе прописной буквы для аббревиатур буквенного типа: ООН, МГУ.
6. Принципы переноса слов
В русском правописании установлены правила, определяющие перенос слов согласно их словообразовательной структуре.
Нельзя разбивать при переносе односложную приставку, отделять одну гласную или согласную от корня. Например_______, нужно переносить: со-вре-мен-ный (но несов-ременный), раз-битъ (но не ра-збить), пo-стоять (но не пос-тоять).
В непроизводных словах возможно произвольное деление на части при их переносе: де-бри, дебри; до-ска, дос-ка. Нельзя оставлять на строке или переносить на другую строку часть слова, не образующую слог, или одну гласную: стра-на (но не стран-а), револю-ция (но не революци-я).
Таким образом, правила переноса опираются на два принципа: морфологический (морфемный, учитывающий структуру слова) и фонетический (с опорой на фонетическое деление). Неправильная разбивка при переносе затрудняет понимание и чтение текста, поэтому рекомендуется переносить слова по морфемам и слогам. Кроме того, правила переноса слов в известной мере помогают усвоению их морфемной структуры.
7. Графические сокращения
Сокращения слов бывают двух типов. Первый тип – сокращения неграфические, это единицы и письменной и устной речи. К ним относятся сложносокращенные слова, аббревиатуры: филфак, зарплата; РФ, СНГ, вуз.
Второй тип – графические сокращения, свойственные лишь письменной речи: с. – страница, з-д – завод, к/т – кинотеатр. Графические сокращения используются для экономии места и времени при письме.
Принципы сокращения слов следующие:
1) не может быть опущена начальная часть слова; например, слово фабрика нельзя сокращать так: «брика», «рика»;
2) опускаются минимум две буквы. Недопустимо сокращение «фабрик.», «фабр-ка». Исключение ю. – юг объясняется аналогией: с. – север, в. –восток, з. – запад;
3) часть слова, предшествующая опускаемой, не может состоять из сочетания букв с последней гласной, а также ь, ъ. Правильно: к., кар., карельск.(карельский), ф-ка (фабрика); неправильно: «ка.», «каре.», «карель.», «фа-ка»;
4) обычно опускается одна линейно последовательная часть букв.
Нельзя сокращать «фбрка», так как при этом опускаются не следующие непосредственно друг за другом буквы а, и. Из этого принципа есть исключения типа млн. – миллион, млрд. – миллиард, стлб. – столбец, пн. – понедельник и ряд других.
В зависимости от приемов образования выделяются шесть типов графических сокращений:
1) точечные сокращения образуются путем опущения правой части слова (реже – середины) и постановки точки после оставшейся части: г. – год, с. – страница, напр. – например, сб. – суббота. Удвоение первой согласной буквы при опущении остальной части слова обозначает множественное число: вв. – века, пп. – пункты;
2)дефисные сокращения – такие, у которых вместо опущенной средней части слова ставится дефис: р-н – район, з-д – завод, ин-т – институт;
3)косолинейные сокращения употребляются при сокращении словосочетаний или сложных слов. Вместо опущенной первой части ставится косая линия: п/о – почтовое отделение, б/у – бывший в употреблении, х/б – хлопчатобумажный;
4) курсивные сокращения выделяются особым шрифтом – курсивом: г – грамм, л – литр, дм – дециметр;
5) нулевые сокращения графически не выделены, они графически не отличаются от несокращенных слов: с – секунда, м – метр, кг – килограмм;
6) комбинированные сокращения – результат применения нескольких приемов сокращения: ж.-д. – железнодорожный, об/мин. – оборотов в минуту, ц/га – центнер на гектар.
1. Богомазов Г.М. Современный русский литературный язык: Фонетика: Учеб. пособие. – М., 2001.
2. Григорьева Т.М. Русский язык: Орфоэпия. Графика. Орфография. История и современность: Учеб. пособие. – М., 2004.
3. Иванова В.Ф. Современная русская орфография. – М., 1991.
4. Современный русский литературный язык. Теория. Анализ языковых единиц / Под ред. Е.И. Дибровой. – М., 2001.
5. Современный русский язык / Под ред. В.А. Белошапковой. – М., 1999.
6. Шанский Н.М., Иванов В.В. Современный русский литературный язык: В 3 ч. – М., 1987.
1. Из каких разделов состоит русская орфография?
2. Как понимается основной принцип орфографии с позиции МФШ? П(Л)ФШ?
3. К чему сводится действие лексико-синтаксического и словообразовательно-грамматического принципов?
4. Каковы основные принципы употребления прописных и строчных букв?