Что написал франсуа буше 8 класс
Картины Франсуа Буше заказывали король Франции, его фаворитка и вся придворная знать. Этот художник — один из ярких представителей эпохи рококо, который в 18 веке заслуженно считался законодателем различных искусств в Париже и за его пределами.
Семья и обучение живописи
Родился знаменитый живописец в 1703 г. в Париже в семье художника, занимающегося разработкой узоров для вышивки. С самого детства, разглядев неординарные способности сына к рисованию, Николя Буше отдал сына для обучения в мастерскую Лемуана, который считался видным мастером живописи во Франции.
По характеру Франсуа был трудолюбивым и прилежным, вызывая восторг у учителей своим послушанием и талантом. Он постепенно освоил различные виды искусств: в качестве декоратора создает узоры для обоев, с успехом пробует себя в работе с гравюрами и талантливо создает живописные произведения.
В 16 лет он начинает работать над своим первым заказом от издательства на оформление книги «Французская история» Даниэля, а спустя год получает академическую премию за одну из живописных картин.
Одна из страниц биографии Франсуа Буше — создание серии гравюр по картинам Ватто, что заняло у него 2 года жизни и помогло в изучении произведений и манеры этого живописца.
Начиная с 22 лет картины художника Франсуа Буше активно представляются на выставках, где и публика, и критики воспринимали их всегда с восхищением. Четко понимая, чего от него требуют заказчики, он создавал работы с помощью своего запаса живописных приемов и набора сюжетов, которые были продиктованы модой того времени и вкусами аристократии.
Получив стипендию Академии, в 1727 г. он совершил учебную поездку в Италию, где не только учился, но и получал дополнительные заказы на живописные работы от богатых клиентов.
Творчество Франсуа Буше
После возвращения из Италии творчество Буше получило полное признание. С 1734 г. он стал членом Королевской академии, а затем ее профессором. На протяжении многих лет художник работает в Версале, оформляя королевскую резиденцию росписями и декором, участвует в оформлении залов Королевской библиотеки в Париже.
Основная тематика картин Франсуа Буше — это описание природы, жанровые зарисовки, портреты, работы на мифические сюжеты и библейские. Яркое мастерство живописца Буше проявил в создании жанровых картин, тщательно прорисовывая каждую деталь и мелочи: все композиции и люди на них, черты их лиц — выглядят очень жизненно и естественно.
Картина «Завтрак» Ф. Буше — одна из жемчужин его живописных работ. В ней художник изобразил семью (предположительно свою), передавая с успехом атмосферу теплых взаимоотношений, благополучия и любви. Цветовая гамма представлена нежными оттенками, от светлых до темных тонов.
С точностью до малейших деталей описана обстановка комнаты и декоративные элементы (столик на фигурных ножках, позолоченное зеркало, старинные часы, столовый сервиз, игрушки). Очень подробно нарисована одежда: платья, кружева, чепчики. Большое внимание художник уделил мельчайшим деталям, характеризующим эпоху, и даже стоящий на полочке Будда может рассказать зрителю о моде в 18 в. на китайское искусство. Это художественное произведение знакомит зрителей с эпохой и нравами людей.
Портреты Маркизы де Помпадур
В 1756 г. к художнику приходит большая слава: он получает заказ от французского короля на портрет его фаворитки мадам де Помпадур и с блеском его выполняет. Описание картины Франсуа Буше «Маркиза де Помпадур» можно сделать с точки зрения эпохи и статуса дамы в качестве фаворитки короля. Ее имя стало нарицательным еще при жизни. Любовницей короля она была только 5 лет, однако и после этого, сохранив дружбу монарха, участвовала в управлении государством еще многие годы.
Отношение к ней придворных было различным: одни считали ее корыстной и мстительной, другие ценили за ум, красоту и ученость. Обладая хорошим вкусом, она активно участвовала в разработке интерьеров и отделке королевских дворцов, покровительствовала многим художникам.
Художник написал ее с книгой в руках, сидящей на кушетке в своей комнате. Одета она во все самые модные предметы туалета той эпохи: платье, отделанное розочками и кружевами, туфельки без задника (которые вошли в моду благодаря ей). Все олицетворяет состояние свежести и чистоты. Поза маркизы излучает спокойствие и уверенность, книга в руке и шкаф позади нее обращают внимание на ее высокую образованность.
Сама маркиза де Помпадур отозвалась об этом портрете, как «об очень похожем, но слишком красивом», с присущей ей прямотой и умом. Впоследствии Буше еще не один раз писал с нее портреты, став придворным художником и декоратором.
Картины мифологической и библейской тематики
В произведениях с мифическими и библейскими героями Ф. Буше показал свою фантазию и свободу творчества, использовав большую цветовую гамму и живописные приемы. В качестве фона всегда присутствуют античные сооружения, но не реальные, а выдуманные художником. Центром всех работ являются герои мифов, сценки и описание их взаимоотношений.
Наиболее часто в них присутствуют Юпитер, Венера, различные нимфы, наяды и амуры.
Картина Фансуа Буше «Туалет Венеры» рисует богиню любви в окружении амуров, она почти полностью обнажена и по стилю написания напоминает дворцовую даму эпохи рококо. Как всегда, художник проработал множество деталей. Завитые кудри Венеры, амуры, играющие с бусами, роскошная софа с золотым объемным орнаментом, обтянутая шелком, голуби возле ее ног и в руках, стоящий рядом медный чайник и лежащий кувшин — все это больше напоминает будуар французской дамы, хотя и с мифическим персонажем в центре.
Франсуа Буше: картины с названиями на библейские сюжеты
Это следующие работы:
Пейзажи Ф. Буше
Одно из направлений творчества художника — создание декораций и шпалер, для которых он писал пейзажи, рисуя окрестности Парижа и Бове. В картинах Франсуа Буше описание природы и сельской жизни французской провинции представлено в виде пасторальных сценок с молодыми селянками, которые расположились на отдыхе или выясняют любовные отношения.
Такую тематику имели и декорации, которые Буше рисовал для оформления спектаклей, работая в театрах Франции.
Интересные факты из жизни Ф. Буше
Картины Франсуа Буше многие годы считаются «зеркалом, отражающим придворную жизнь Франции при короле Людовике 15-м». Художник с помощью своего мастерства и филигранной техники смог отобразить в живописи вкусы публики 18-го в. Особое восхищение у ценителей искусства вызывают его колористическое решение картин и умение создать на полотне особый сияющий свет, который позднее найдет отражение в стиле импрессионистов.
Он мастерски мог создавать праздничную и разнообразную по жанрам живопись, применяя свои таланты и в других произведениях искусства. В биографии Франсуа Буше картины сыграли главную, но не единственную роль. Он активно работал на фабрике гобеленов, создав более 40 эскизов шпалер. По его эскизам изготовляли фарфоровые изделия, Буше создавал гравюры для оформления книг (по произведениям Мольера, Овидия и др.), рисовал декорации к театральным постановкам балетов «Персей» (1746) и «Галантная Индия» (1735). За счет всего этого он смог нажить внушительное состояние.
Последние годы жизни
Закат творчества Франсуа Буше происходил постепенно, по мере вхождения в моду нового стиля в искусстве — классицизма. Интерес к работам художника у публики стал снижаться, а после смерти Маркизы де Помпадур он лишился поддержки королевского двора, однако по-прежнему оставался на посту директора Королевской академии живописи и скульптуры.
Последние годы жизни Ф. Буше прошли в тишине и покое. Умер он в 1770 году, оставив после себя около тысячи живописных картин и других произведений, прославившись как великий живописец эпохи рококо.
Картины Ф. Буше выставлены в знаменитых музеях Франции, США и других стран.
Франсуа Буше
Биография
Французский художник Франсуа Буше был представителем многих жанров, творившим под покровительством фаворитки мадам де Помпадур. Его наследие состоит из полотен, иллюстраций и предметов быта, а также орнаментальных росписей и эскизов для королевских мануфактур.
Детство и юность
Биография живописца Франсуа Буше была связана с концом эпохи барокко, которая при французском регенте Филиппе Орлеанском сменилась в искусстве классицизмом и рококо. Мальчик появился на свет в Париже 29 сентября 1703 года, и талант, обнаружившийся в детстве, говорил о том, что он пойдет далеко.
Отец Николя считался художником, создававшим узоры для рукоделия, а также имел доход с продажи жанровых зарисовок и печатных гравюр. Выйдя из младенческого возраста, сын занял место подмастерья и пытался создавать собственные эскизы и пейзажи, списанные с натур.
Родитель обратил внимание на способности отпрыска и отправил учиться к Франсуа Лемуану, который был славным представителем французской школы изящных искусств. Буше 6 месяцев провел с наставником и овладел техникой рисования, но впоследствии вспоминал это время без благодарности и теплых чувств.
В районе 1720 года юный парижанин стал учеником гравера, что позволило выйти из-под отцовской опеки и начать самостоятельно зарабатывать на жизнь. Знакомства, приобретенные в этот период, помогали продавать созданные произведения, и Франсуа начал выполнять заказы, учитывая каждый клиентский каприз.
Постепенно художник перешел к изготовлению иллюстраций для печатных изданий и стал оформителем «Французской истории», которую написал Габриэль Даниэль. Создавая эскизы, один из которых был удостоен премии, Буше совершенствовался в искусстве графики, предпочитая использовать уголь и пастель.
В 1723 году работа, отправленная на академический конкурс, позволила молодому художнику отправиться за границу и посетить Рим. И хотя итальянская классическая живопись не произвела на него впечатления, после возвращения во Францию он написал ряд тематических картин.
Личная жизнь
О личной жизни и семье французского живописца информации крайне мало, но известно, что он сочетался браком в 1733 году. Его жена Мари-Жанн Бьюзо была совсем юной жительницей Парижа, позировавшей для ряда полотен, принесших известность художнику.
Поскольку детей у супругов не было, Буше обзавелся учениками, среди которых самым талантливым стал гравер Жан-Оноре Фрагонар. Его признали ярким представителем стиля рококо в станах Европы, и современники отмечали, что наставник передал ему свой дар.
Живопись
К 1730 году Франсуа успел прославиться как живописец, создав интерьерные произведения и декорации для спектакля «Персей». К этому же времени относятся изделия из фарфора, эскизы для мануфактурных гобеленов, а также полотно «Ринальдо и Армида», попавшее на хранение в национальный музей.
Параллельно с мелкими работами Франсуа создавал монументальные произведения, нашедшие место в апартаментах Версаля, принадлежавших королевской семье. Аллегорические сцены на мифологические сюжеты, а также портреты правителей и придворных художник писал в традиционной, присущей стилю рококо манере.
В 1750-х годах, став профессором парижской Королевской академии, Буше демонстрировал талант гравера, создав серию тематических работ, а еще он писал пейзажи и пасторали, гуляя по окрестностям столицы и перенося окружающие красоты с помощью масляных красок на холст.
Большой популярностью у аристократов пользовались «портреты-состояния», для которых были характерны кукольное лицо, а также броские насыщенные тона. Сейчас в фотоальбомах и каталогах можно увидеть «Женскую головку, или Пробуждение», изображение Маркизы де Помпадур и картину «Светловолосая одалиска».
Для позднего периода творчества Буше характерно пренебрежение цветом, за что он неоднократно подвергался критике искусствоведов тех времен. К последним произведениям французского живописца принадлежат «Пейзаж с рыбаком и его друзьями», а также декоративные рисунки в медальонах, которые заказчики размещали над столом.
Сейчас картины мастера рококо нашли место в выставочных залах мира: Лувре, Собрании Уоллеса, Эрмитаже и Музее Коньяк-Же. «Пейзаж с отшельником», «Юпитера и Калисто», а также «Геркулеса и Омфалу» можно увидеть в коллекции зарубежного искусства неподалеку от Гоголевского бульвара в Москве.
Смерть
Причины смерти Франсуа Буше не зафиксированы в исторических архивах, но сообщалось, что это произошло в Париже в 1770 году. К сожалению, со временем о художнике забыли, и его образ померк на фоне классицистов, но потом о картинах снова заговорили, отдавая дань таланту и мастерству.
Франсуа
Буше
Буше был гораздо более значительным и талантливым мастером, чем его считали горластые критики эпохи Просвещения, бывшие одновременно и идеологами буржуазной революции. Но здесь нужно смотреть шире. Клеймя конкретного Буше, они обличали весь предыдущий французский «паразитический» общественный уклад, певцом которого он слыл. И не вина художника (кстати, большого труженика, оставившего около тысячи картин и десяти тысяч рисунков), что «отречёмся от старого мира» в какой-то момент приняло форму «отречёмся от творчества Буше».
Он был выходцем из совсем не знатной семьи, хотя впоследствии ему придётся работать для короля Людовика XV и еще полудюжины европейских монархов. Никола Буше, его отец, зарабатывал на жизнь, как сказали бы теперь, промышленным дизайном. Пошивочные цеха и ткацкие мануфактуры заказывали ему сочинять узоры для кружев или орнаменты для тканей, но значительных доходов это не приносило. Тогда глава семейства решил начать торговать предметами искусства. Это тоже не сделало его богатым, зато он приобрёл кое-какие связи в художественной среде. Например, хорошо рисующего сына Франсуа «по знакомству» устроил к одному из лучших и опытнейших преподавателей – художнику Франсуа Лемуану.
В 20 лет Буше получил главный приз Королевской академии живописи и скульптуры за не сохранившуюся картину с названием «Освобождение Иокама, пленника Навухудоносора». Гран-при означало, что теперь он становится пенсионером Академии, т.е. сможет за государственный счёт поехать совершенствовать образование в Рим. Но приз он получил в 1723, а увидеть Рим смог лишь в 1728-м. Биографы не знают, по каким причинам Буше отказали в стипендии. Известно только, что средства на поездку в «вечный город» он зарабатывал напряжённым трудом художника-иллюстратора целых пять лет.
В эти годы Буше в совершенстве освоил технику гравюры. Гравировать ему приходилось пейзажи основоположника стиля рококо Антуана Ватто. Тот был на поколение старше, и его влияние на становление манеры Буше оказалось решающим.
К моменту поездки в Рим, куда он отправился в компании Карла Ван Лоо и его племянников Мишеля и Франсуа, Буше был уже сложившимся художником. Сам президент Академии художеств наслышан о нём и обещает Буше и обширную образовательную программу, и собственно заказы. Но планы расстраиваются: как назло, Буше заболевает лихорадкой и вынужден возвратиться из Рима в Париж.
В 1734-м он выставляет в Академии полотно под названием «Ринальдо и Армида», которое ждал грандиозный успех. За него Буше получает официальный титул «живописец исторических сцен». Это означало вхождение в клуб художественной элиты: историческая (мифологическая) живопись всё еще считается высшим родом искусства.
Уже в следующем году последовали первые заказы от королевского двора. Буше удостоен чести оформлять покои Людовика XV в Версале («Охота на тигра», «Охота на крокодила»). А придворные дамы буквально «разрывают Буше на части»: все хотят модный интерьер в стиле рококо!
Сюжеты основных картин в творчестве Франсуа Буше, гобеленов и шпалер – в основном пасторальные и галантные сценки. И, разумеется, Буше постоянно окружён натурщицами из числа танцовщих, актрис и дам полусвета. Помпадур тоже с удовольствием ему позирует. Портреты получаются меланхолические и слишком уж целомудренные – и для Буше, и для одиозной фаворитки. Молва приписывала художнику любвеобильность и разнообразные формы утончённого разврата, а Дидро негодовал: неужто он может создать что-то по-настоящему изящное, этот Буше, проводящий дни в «обществе женщин самого низкого пошиба»?! Но в реальности мы очень немного знаем о личной жизни Буше, а слухи не находят документальных подтверждений. Впрочем, и опровержений тоже.
Художник счастливо женился, когда его карьера только начинала набирать обороты. Его супругой стала Мари-Жанна Бюзо, хорошенькая дочка известного в Париже судьи. Тесть выражал недовольство «низким» происхождением зятя, но мирился с ним, поскольку имя последнего уже было на слуху у парижской публики. Мари-Жанна была на полтора десятка лет моложе мужа. Её полудетское, кукольное личико Франсуа Буше будет дарить героиням своих картин – принцессе Армиде («Ринальдо и Армида») и разнообразным Венерам (1, 2, 3).
Детей в семье Франсуа Буше родилось трое. Что интересно, все они, так или иначе, продолжили художественную династию. Старшая дочка выйдет замуж за ученика Буше, художника Жана Батиста Дезе, младшая – за другого его ученика, Пьера Антуана Бодуэна. Сын Буше Жюст Натан станет архитектором.
А ведь был еще Буше-иллюстратор и издатель (особо знамениты иллюстрации к Мольеру, рисунки к «Метаморфозам» Овидия и составленный им каталог рокайльных орнаментов). Был он и одарённым декоратором, оформлявшим лучшие образцы зодчества эпохи рококо (отель Субиз и др.). Также Буше был пейзажистом и сценографом лучших спектаклей королевского театра. Его творчество было всегда было неразрывно связано со множеством граней культурной жизни Франции.
Дидро бранился, что в пейзажах Буше нет ни капли правды и ни одной реально существующей травинки. Но тут Буше оказывался заложником освоенной в Риме классической традиции. Его пейзаж и правда имеет мало общего с Францией. Это скорее классический «итальянский пейзаж» с живописными развалинами замка на горизонте и острыми горизонталями пиний. Но важно то, что на известном автопортрете сам себя Буше изобразил именно пейзажистом.
Гораздо интереснее Буше как жанровый художник. Но здесь дело ограничивается всего несколькими картинами – правда, высокой пробы. Шведская королева Ловиса Ульрика заказала Буше серию «4 части дня модницы», но Буше успел написать только «Утро» («Дама, надевающая подвязку»). Хороша также жанровая сценка с названием «Завтрак» (многие видят в персонажах членов семьи Буше). Возникает вопрос, отчего Буше не развивал своё дарование именно в этом направлении. Существует мнение, что, будучи человеком честным и глубоко порядочным, Буше просто не захотел составлять конкуренцию «звезде» жанровой живописи того времени, Жану Батисту Шардену.
Примерно с 1757-го слава художника меркнет. Критики изничтожают его, а публика начинает понимать, что творчество Франсуа Буше окончательно морально устарело. В 1760-х угнетенный Буше даже подумывает поехать преподавать в Россию, где императрица Екатерина привечает французских мастеров. В 1769-м он подготовил эскиз декоративного панно с названием «Пигмалион и Галатея», которое скульптор Этьен Фальконе по просьбе Буше везёт в Санкт-Петербург. Увы, поездке самого Буше не суждено было состояться: художник скончался в своих луврских апартаментах 30 мая 1770 года.
Франсуа Буше — великий живописец и декоратор — биография и картины
Уникальное предложение на первоклассные Новогодние Корпоративы 2022 в Yacht Event
Lebren. Art products — скетчбуки, блокноты, альбомы для рисования
Никола Тесла. человек который во многом опередил свою эпоху
Эдит Пиаф и Марсель Сердан. любовь и смерть
Мата Хари: самая знаменитая танцовщица, шпионка, куртизанка всех времен
Ф рансуа Буше
Francois Boucher
Один из ярчайших представителей жанра рококо, великий французский живописец, декоратор, гравёр.
Дата и место рождения — 29 сентября 1703 г., Париж, Франция.
Дата и место смерти — 30 мая 1770 г. (66 лет), Париж.
Франсуа Буше родился в Париже 29 сентября 1703 года. Его отец, Николя Буше, был художником. Он зарабатывал на жизнь рисованием гравюр и узоров для вышивки. С ранних лет Франсуа помогал отцу в мастерской.
Отец, обнаружив у своего сына талант, определил его в ученики к Франсуа Лемуану. У Лемуана Буше провёл несколько месяцев и вспоминал о нём впоследствии без большой благодарности.
В семнадцать лет Буше поступил в мастерскую гравёра Жана-Франсуа Карса, что позволило ему самостоятельно зарабатывать на жизнь, а также завести полезные знакомства — с высокопоставленными клиентами своего наставника.
В 1722 году Франсуа Буше было поручено иллюстрировать новое издание “Французской истории” Оноре Габриэля Даниеля, а в 1723 году живописец получил академическую премию за картину “Евил-меродах, сын и наследник Навуходоносора, освобождающий из оков царя Иоахима”. В 1725 Буше представил несколько картин на выставку молодых авторов и был приглашен де Жюльенном сотрудничать в издании произведений Антуана Ватто.
В 1727 он отправился на свой счет в Рим, где усерднее всего изучал Альбано и Пьетро да Кортоне, с которым нередко его впоследствии сравнивали, и срисовал целое собрание голов с Траяновой колонны (изданное Гютеном). Современные критики находили, что картины, написанные Буше, по возвращении из Италии, отличались красотой и мужественной силой; это относится может быть к картинам, которые дошли до нас лишь в гравюрах, изданных Лаврентием Карсом, так как оригиналы их исчезли.
24 ноября 1731 года Б. был принят в академию, а в 1732 написал «Венеру, заказывающую Вулкану вооружение для Энея».
Настоящее признание пришло к Буше в 1737 году, когда его картины впервые появились в Салоне. В том же году он начал работать для парижского театра «Опера», создавая декорации и разрабатывая костюмы для балетов, опер и драматических спектаклей. Несколько раньше, в 1734 году, началось его сотрудничество с Королевской мануфактурой гобеленов. К концу десятилетия положение мастера настолько упрочилось, что он мог теперь не беспокоиться о своем будущем и будущем своих детей (их у Буше было трое — две дочери, вышедшие впоследствии замуж за учеников своего отца, и сын, ставший, как и отец, художником).
Более того — он стал позволять себе относиться к заказам весьма избирательно. Примечательна, к примеру, история его взаимоотношений с графом Карлом Густавом Тессином, шведским посланником в Париже. Их заочное знакомство состоялось приблизительно в 1737 году, когда граф, находившийся в то время еще в Швеции, попытался заказать художнику картину через своего парижского агента. Агент не замедлил с ответом: «Я виделся с мсье Буше… Но когда объявил ему о предлагаемой цене, он даже не захотел со мной разговаривать. В настоящее время он получает не менее 300 ливров за каждую свою картину. Это очень занятой молодой человек, он работает при дворе короля и считает себя одним из самых знаменитых живописцев современности. Сказать по правде, в Париже его действительно полагают одним из лучших».
В конце 1740-х годов покровительницей Буше стала мадам Помпадур, любовница короля Людовика XV. Она брала у художника уроки рисования — по крайней мере, такова была официальная версия. И платила за эти уроки немалые деньги. В салонах же говорили, что между мадам Помпадур и живописцем существуют отнюдь не только дружеские отношения. Благодаря связям любовницы короля, Буше смог получить очень выгодные заказы от главного управляющего королевскими имениями — в том числе, на декоративные росписи в Версале.
Будучи страстной поклонницей театра, мадам Помпадур приказала построить для себя в Версале небольшой театр. Для него Буше (к тому времени — уже опытный театральный художник) создавал декорации и костюмы. А вскоре всемогущая мадам нашла для него новую работу — делать эскизы для сервизов и фарфоровых фигурок, производившихся на фабрике в Севре. Именно во второй половине XVIII века этот маленький городок неподалеку от Парижа стал знаменит своим фарфором. Надо думать, труды Буше сыграли здесь немалую роль.
После революции 1789 года творчество художника, «запачкавшего» себя близостью к королевскому двору, было предано забвению. Вплоть до середины XIX столетия о Франсуа Буше не вспоминали иначе как с презрительной усмешкой. Но с появлением многотомного труда братьев Гонкур «Искусство XVIII века» отношение к «первому придворному живописцу» переменилось, и он вновь занял подобающее ему место среди мастеров живописи XVIII столетия.
Б уше и рококо
Р ококо
Rocaille
Cтиль в искусстве (в основном, в дизайне интерьеров), возникший во Франции в первой половине XVIII века (во время регентства Филиппа Орлеанского) как развитие стиля барокко. Характерными чертами рококо являются изысканность, большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии, личному комфорту. Наивысшее развитие в архитектуре стиль получил в Баварии.
Франсуа Буше был типичным представителем легкого, праздничного, повышенно декоративного искусства рококо. На его живопись оказало влияние творчество Антуана Ватто, но легкая грусть, сквозящая в его картинах, Буше была чужда. Можно сказать, что Ватто дал рококо дух, а Буше — плоть. Полотна мастера — сплошная чувственность, но на французский манер: когда любовь способна принять форму красивой игры.
В богатом живописном наследии Франсуа Буше, работавшего в чувственном и рафинированном стиле рококо, одной из самых популярных картин является «Купание Дианы». Красивейшая олимпийская богиня Диана предстала на полотне французского художника прелестнейшей чаровницей, отдыхающей после своих охотничьих забав на берегу ручья. Буше не стремился в написании ее образа точно следовать греческим мифам о богине. Его не интересует мифология как таковая, он лишь пользуется ею как удобным предлогом для изображения обнаженного женского тела, юного и прекрасного. Его Диана — нежное создание, привыкшее к неге и заботе, она живет лишь для того, чтобы дарить усладу жадным взглядам.
К артины Франсуа Буше (произведения)
О тдыхающая девушка
1752
Картина принадлежит к числу известнейших картин в собрании «Старой пинакотеки». Это одна из лучших работ Франсуа Буше, который, будучи придворным живописцем Людовика XV, изобразил богатую сладостями и утехами жизнь той эпохи.
Фигура юной девушки изображена в очень необычной и сложной позе. Спинка софы неудобно высока для такого положения тела и ноги, так вожделенно утопающие в подушках, не в состоянии служить опорой изогнутому телу. Буше мастерски решил эту проблему и очень занимательно представил движение и немногочисленные предметы на картине.
Софа, занавесь и стена — нежно оливкового цвета и различаются только материалом; дорогое тёмно-розовое шёлковое покрывало, придающее глубину картине; светло-голубая шёлковая лента, вплетённая в волосы девушки и вьющаяся у неё в руках. Светло-голубой и розовый являются основными цветами рококо.
Т УАЛЕТ
1742 год, Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид
Д иана после купания
(1742 Париж, Лувр)
Т уалет Венеры
1751
«Туалет Венеры» был заказан художнику его покровительницей — фавориткой Луи XV мадам Помпадур для ее Шато Бельвю близ Парижа. Сама мадам Помпадур играла главную роль в одноименном спектакле в театре Версаля.
На полотне Венера похожа на придворную даму XVIII века: у нее «фарфоровое» личико с томно-игривым выражением, жесты прелестной жеманницы, характерная прическа с естественно лежащими локонами, и вся она, несмотря на пышность форм, похожа на куколку. Амуры не столько наряжают эту очаровательную кокетку, сколько играют с ее волосами и украшениями. Возле Венеры вьются голуби, священные птицы, один из них прижимается к груди богини. Тело красавицы написано в редких и изысканных, но несколько неестественных тонах. Буше сделал это сознательно: он не стремился подражать природе, объясняя это тем, что и природа несовершенна.
О далиска
1745. Музей Лувр, Париж.
Этот портрет полуобнаженной молодой женщины также известен под названием «Темноволосая одалиска». Обнаженная молодая женщина лежит на кровати в обрамлении роскошных драпировок. Открыто бросая вызов, она флиртует со зрителем, выглядывая из своего будуара. Картина Буше — своего рода квинтэссенция фривольных излишеств середины XVIII века, а сам он — один из наиболее последовательных представителей стиля рококо. В юности Буше испытал сильное влияние творчества Антуана Ватто, многие картины которого гравировал, а в 1740-е годы добился покровительства мадам де Помпадур.
Благодаря ее влиянию Буше становится первым живописцем Людовика XV. Буше был одним из самых модных художников-декораторов в Париже, а его очаровательно кокетливые картины на мифологоческие сюжеты, изображавшие нимф и богинь, должны были угождать вкусам тех представителей высшего парижского общества, чьи элегантные особняки он украшал. Идеально воплощая условность приемов живописи века рококо, Буше будто бы хотел сказать в своих картинах, что природа представляется «чрезмерно зеленой и плохо освещенной».
П рекрасная кухарка
1735 Париж, Музей Коньяк-Же
М одистка
П ан и Сиринга
Сиринга (Сиринкс), в греческой мифологии наяда, почитавшая Артемиду и потому строго хранившая свою девственность. Пан, охваченный любовной страстью, преследовал нимфу Сирингу. Сиринга бежала от преследовавшего ее Пана до реки Ладон, где она попросила помощи у своих сестер-нимф и у речного божества. Поэтому и была превращена божеством реки Ладон в тростник при прикосновении к Сиринге бога полей и пастбищ Пана. Пан вырезал из тростника пастушескую свирель-сирингу.
Сиринга — у древних греков музыкальный инструмент (свирель), считавшийся принадлежностью аркадского бога Пана и вместе с тем греческих пастухов. Сиринга делалась следующим образом. Брали 7 (иногда 8 и 9) полых стеблей тростника и прикрепляли их одну к другой с помощью воска, причем длина каждой трубки делалась различной с тем расчетом, чтобы можно было иметь полную гамму. Существовала свирель Сиринга и из одного стебля: в таком случае на ней играли так же, как играют на современных флейтах, а именно через боковые отверстия. Сиринга была родоначальницей современного органа.
М адам де Помпадур
(1756. Старая Пинакотека, Мюнхен)
Франсуа Буше никогда не был мастером портретной живописи. Из почти тысячи написанных им картин портретов наберётся едва ли полтора десятка.
«Портрет мадам де Помпадур» из мюнхенской Старой Пинакотеки – один из самых известных. С книгой в руках она полулежит на кушетке в своем будуаре, и можно не сомневаться, что и подробности её туалета, от сорта кружев до жемчугов на запястье, и детали интерьера – это самое изысканное и самое модное, что только могло существовать в тот исторический момент. А такие туфельки на каблуке без задника, как на картине, ввела в моду именно госпожа де Помпадур. Кстати, она же, столкнувшись в Версале с удушающей ароматической композицией из пота, мочи и пыли, ввела в обычай часто мыться — до этого дамы предпочитали заглушать запах тела пронзительным ароматом духов. И Буше хорошо удаётся передать исходящее от маркизы ощущение свежести и чистоты (в буквальном, а не переносном смысле). О мадам говорили, что «она благоухает розами». Не в состоянии передать благоухание, Буше украсил розами её платье и бросил пару роз на паркет у ног Помпадур.
Буше никак не назовешь глубоким психологом: его портреты не несут никаких особых прозрений, не демонстрируют следов напряжённой внутренней жизни. Он не склонен разоблачать своих персонажей, но, к счастью, и не особо им льстит. А если и льстит, то не грубо: госпожу де Помпадур Буше изображает уверенной и спокойной, без тени дешевого заигрывания со зрителем. Книга в её руке (странички явно потрепаны от внимательного чтения) и книжный шкаф за спиной лишь констатируют её блестящую образованность, которую не стали бы отрицать даже её недоброжелатели.
Ф онтан любви
1748-й, год написания «Фонтана любви», – это как раз тот год, когда Буше начал работать для мадам де Помпадур.
Основными сюжетами живописи становятся пасторали, fetes galantes (так называемые «галантные празднества»), лёгкие и изысканные любовные сценки. Еще недавно ваши предки украшали сцены парадными портретами и торжественными полотнами с героями античности. Но вы, современница маркизы де Помпадур, конечно, подобной оплошности не допустите. Вы ведь в курсе, что нынче в моде? То, что раньше считалось низким и недостойным. Пастухи и пастушки! К тому же кому теперь интересны парадные залы? Все важные вопросы решают в альковах, камерных салонах, уютных будуарах. Вот насколько всё переменилось! Недаром говорят, что мода – дама ветреная и непредсказуемая.