Что относится к последствиям учреждения военных поселений ликвидация рекрутских наборов

Часть 1

А1. Когда началось строительство Транссибирской железной дороги?

А2. Кто возглавлял работу по кодификации законов Российской империи?

А3. Что не относится к положениям «теории официальной народности»?

А4. Что относилось к содержанию Адрианопольского мирного договора?

1) отречение от власти турецкого султана

2) предоставление автономии Болгарии

3) переход к России устья Дуная

4) перемирие в Кавказской войне

А5. Когда был принят указ о вольных хлебопашцах?

А6. Как называется художественный стиль позднего классицизма?

А7. Что относится к положениям реформы 1861 г.?

A) порядок предоставления земли крестьянам определялся декретами о наделах

Б) крестьяне объявлялись юридически свободными

B) для крестьян, не подчинявшихся проведению реформы, вводились телесные наказания

Г) для решения проблемы малоземелья было увеличено количество рекрутов-крестьян, взятых в армию

Д) крестьяне наделялись землей

Е) для проведения реформы учреждалась должность мировых посредников Укажите правильный ответ.

А8. Что характеризовало политику России в Средней Азии?

1) русско-английский вооруженный конфликт в Туркмении

2) вывод русских войск с территории Бухарского эмирата

3) подчинение России Хивинского ханства

4) постройка железной дороги Москва—Ташкент

А9. Что относилось к результатам реформы государственных крестьян, предпринятой в период правления Николая I?

1) создание коллективных хозяйств

2) запрет выращивать картофель

3) создание в государственной деревне текстильных предприятий

4) введение крестьянского самоуправления

А10. Прочтите фрагмент научного труда. Отметьте, о каком городе идет в нем речь.

«5-го числа с ранней зари до позднего вечера, 12 часов, продолжалось сражение под стенами, на стенах и за стенами города. Русские не уступали ни на шаг; дрались как львы. Французы, или лучше сказать поляки, в бешеном исступлении лезли на стены, ломились в ворота, бросались на валы и в бесчисленных рядах теснились около города по ту сторону Днепра. Наконец, утомленный противоборством наших, Наполеон приказал жечь город, которого никак не мог взять грудью. ».

А11. Когда был подписан Айгунский договор России с Китаем?

А12. Какую должность занимал П. Д. Киселев?

1) министр внутренних дел

2) министр государственных имуществ

3) министр иностранных дел

А13. Скульптор И. П. Мартос был автором памятника

1) Александру Невскому

2) Кириллу и Мефодию

3) Минину и Пожарскому

4) Владимиру Мономаху

А14. С каким пунктом соединила Петербург первая в России железная дорога?

А15. В результате судебной реформы, проведенной при Александре II, в России

1) были введены суды для дворян

2) был ликвидирован Сенат

3) был введен суд присяжных

4) отменялась смертная казнь

А16. Какие картины принадлежат кисти И. Е. Репина?

A) «Явление Христа народу»

Б) «Иван Грозный и сын его Иван»

B) «Бурлаки на Волге»

Г) «Последний день Помпеи»

Д) «Арест пропагандиста»

Е) «Девочка с персиками»

Укажите верный ответ.

1) АГЕ 2) АБД 3) БВД 4) ВДЕ

А17. О каком явлении говорится в тексте?

«Интенсификация системы производства стала проявляться и в обрабатывающей промышленности, причем главным полем ее применения оказалась не кустарная изба, а фабрика. Раньше всего применены были машины в области хлопчатобумажного производства, и в 40-х гг. техника русской хлопчатобумажной промышленности стояла уже высоко. Ниже стоял технический уровень суконной промышленности, и совсем слабо развивалась в смысле приемов обработки железоделательная промышленность».

1) последствия финансовой реформы

2) привлечение иностранного капитала в Россию

3) начало промышленного переворота

4) аграрное перенаселение

А18. Какое из названных событий произошло раньше остальных?

1) создание кружка петрашевцев

2) сражение под Аустерлицем

3) оборона русскими войсками Шипкинского перевала

4) создание Союза благоденствия

A19. Что такое «имамат»?

1) призыв к войне с немусульманами

2) денежная единица на Кавказе

3) государство горских народов

4) боевое подразделение горцев

A20. Что относится к последствиям учреждения военных поселений?

1) ликвидация рекрутских наборов

2) восстания военных поселян

3) массовые просьбы солдат о переводе в военные поселения

4) создание в поселениях выборных органов местного самоуправления

А20. Что относится к последствиям учреждения военных поселений?

1) ликвидация рекрутских наборов

2) восстания военных поселян

3) массовые просьбы солдат о переводе в военные поселения

4) создание в поселениях выборных органов местного самоуправления

224 Тренировочный тест к разделу 3

1) отставание в развитии экономики от стран Западной Европы

2) резкий рост военной мощи Османской империи

3) тяжелое военное поражение России в Закавказье

4) проведение плохо подготовленной военной реформы

А22. Какие сооружения были построены в Петербурге по проектам архитектора К. И. Росси?

A) Петергофский (Балтийский) вокзал Б) Александринский театр

B) Михайловский дворец (Русский музей)

Д) здание Главного штаба

Е) Мраморный дворец

Укажите правильный ответ.

1)АГЕ 2) БВД 3) АБД 4) ВДЕ

А23. Кто был автором реформы, о которой говорится в тексте?

«И вот в июне 1839 г. был издан закон, который устанавливал, что отныне как во всех расчетах казны с населением, так и во всех коммерческих сделках счет должен вестись на серебро. Серебряный рубль объявлен был главной монетой, ассигнации хотя и сохранили свое значение ходячей монеты, но курс их был определен раз и навсегда в 350 коп. за рубль».

А24. В каком году была проведена городская реформа?

А25. О какой реформе идет речь в тексте?

«Председательство в уездном собрании было передано уездному предводителю дворянства, в губернском — губернскому, «если государю не угодно будет назначить для председательствования в оном особое лицо». Зато председателей уездной и губернской управ предоставлено было выбирать самим собраниям».

4) о реформе просвещения

А26. Какой ряд дат связан с русско-турецкими войнами?

1) 1877 г., 1878 г. 3) 1875 г., 1876 г.

2) 1801 г., 1802 г. 4) 1840 г., 1841 г.

А27. Участники Северного и Южного тайных обществ ставили перед собой задачу

1) введения основ социализма

2) восстановления Земского собора и Боярской думы

3) создания общероссийской либеральной партии

4) ликвидации самодержавия

А28. Что было одним из проявлений консервативной внутренней политики Александра III?

1) учреждение должности земских участковых начальников

2) запрет неправославному населению менять место жительства

3) создание консервативной партии

4) ликвидация земств

А29. Что явилось следствием политики Александра I в области образования?

1) открытие университета в Петербурге

2) введение всеобщего начального образования в городах

3) закрытие университета в Москве

4) открытие во всех губернских городах педагогических институтов

А30. Что было характерно для российской экономики в пореформенный период?

A) появление новых промышленных районов Б) рост численности пролетариата

B) упадок тяжелой промышленности

Г) отказ от привлечения иностранных капиталов

Д) регулярная закупка хлеба за границей

Е) активное железнодорожное строительство

Укажите правильный ответ.

1) АБВ 2) АБЕ 3) БВГ 4) БВД

А31. Укажите имя исторического деятеля, о котором идет речь в тексте.

«Хотя обе его первые большие марксистские работы «Социализм и политическая борьба» и «Наши разногласия» безусловно носили программный характер, возвещая о рождении нового, социал-демократического направления в русской революционной мысли, это не снимало с повестки дня вопроса о подготовке специального программного документа группы «Освобождение труда». За выполнение этой ответственной задачи он и взялся, составив в 1883— 1885 гг. целых три проекта программы группы «Освобождение труда».

А32. Какой указ был принят в 1842 г.?

1) о запрете революционных кружков

2) об амнистии декабристам

3) об инвентарной реформе

4) об обязанных крестьянах

Часть 2

В1. Расположите в хронологической последовательности события начального периода Отечественной войны 1812 г.

A) Бородинское сражение

Б) назначение М. И. Кутузова главнокомандующим русской армией

B) переправа армии Наполеона через Неман

Г) Смоленское сражение

В2. Соотнесите территории, присоединенные к России, с событиями, связанными с этими приобретениями.

B) часть Дагестана, Северный Азербайджан

1) решение Венского конгресса

2) русско-иранская война 1826—1828 гг.

3) русско-иранская война 1804—1813 гг.

4) русско-шведская война 1808—1809 гг.

5) русско-турецкая война 1806—1812 гг

Тренировочный тест к разделу 3

В3. Напишите, о каком императоре идет речь в работе историка.

«. первым делом, которое ему пришлось ликвидировать, была Крымская война. Все силы и помыслы правительства и общества были направлены на окончание тяжелой войны и заключение мира, к чему дали, наконец, возможность кое-какие успехи русских войск на Кавказе и в особенности стойкость их в Севастополе».

В4. Установите соответствие между понятиями и определениями.

A) «Органический статут»

Г) общинный социализм

1) теория переустройства общества на базе традиционного крестьянского хозяйства

2) запретительные меры в отношении еврейского населения

3) опись крестьянских повинностей

4) регламентация административного устройства польских земель

5) меры, направленные на расширение железнодорожного строительства

В5. Прочтите фрагмент научного труда. Напишите, в каком городе находился университет, о котором идет речь в тексте.

«В университете мыслящее и стремящееся к умственному и нравственному развитию студенчество группировалось около двух центральных кружков — Станкевича и Герцена. Кружок Станкевича состоял из лиц, интересовавшихся главным образом вопросами этики и философии. Кружок Герцена состоял из лиц, стремившихся главным образом к разрешению политических и социальных проблем».

В6. Установите соответствие между именами политических деятелей и их характеристиками.

A) М. Т. Лорис-Меликов

B) Н. Н. Муравьев-Амурский

1) член исполнительного комитета «Народной воли»

2) дипломат, исследователь Дальнего Востока

3) начальник Верховной распорядительной комиссии

4) генерал, отличившийся при завоевании Средней Азии и в русско-турецкой войне

5) министр иностранных дел

В7. Напишите имя автора картины, о которой идет речь в тексте.

«В том же году, в котором царской цензурой была снята с выставки картина «Сельский крестный ход на Пасхе», он написал небольшое полотно «Чаепитие в Мытищах» (1862). Две фигуры, два мира противостоят друг другу в этой картине: монах и инвалид-солдат. Один — разжиревший от праздной жизни, другой — нищий. Без ноги, слепой, с мальчиком-поводырем, инвалид просит милостыню. Перед нами, быть может, один из героев Севастопольской обороны. Ему выдали медаль за храбрость и пустили на произвол судьбы, бродить по белу свету».

В8. Установите соответствие между именами композиторов и названиями их произведений.

Г) Н. А. Римский-Корсаков

1) балет «Лебединое озеро»

2) опера «Князь Игорь»

3) опера «Снегурочка»

5) опера «Жизнь за царя

В9. Прочитайте отрывок из труда историка и напишите, о ком говорится в тексте.

«Его «Философическое письмо», принадлежащее к целой серии писем, не предназначалось для печати и было написано к частному лицу по частному случаю. Однако он читал эти письма своим знакомым, и Надеждин, издатель «Телескопа», выпросил их у него для печати. Но появление первого же из них произвело впечатление внезапно разорвавшейся бомбы. Оно являлось самым резким и смелым протестом против той системы «официальной народности», которая незадолго перед тем была провозглашена правительством».

В10. Какие три события имеют отношение к преобразованиям Александра I?

1) учреждение министерств

2) отмена крепостного права на Украине

3) принятие нового свода законов

4) учреждение Государственного совета

5) запрет на создание военных поселений

6) дарование Конституции Царству Польскому

В11. Расположите события в хронологической последовательности.

A) восстание декабристов

Б) заключение Тильзитского мира

B) Синопское сражение

Г) Морозовская стачка

Часть 3

Фрагмент статьи юриста М. П. Чубинского

«В области сравнительно менее важных дел, которые были переданы в ведение мирового суда, по справедливому определению одного из современников, не было раньше не только тени правосудия, но даже понятия о возможности правосудия. Значительная часть этих дел находилась в руках полиции; народ боялся ее и избегал настолько, что по ревизиям книги для записи разбирательств даже в полицейских участках столиц неизменно оказывались совершенно чистыми, а самое разбирательство, когда оно происходило, давало картины взяток, грубой брани, произвольных арестов, побоев — словом, всего, чего угодно, кроме правосудия. С изумлением народ увидел новых мировых судей, доступных, чуждых формализма, вежливых и со всеми одинаково ровных в обращении. Первые приговоры произвели сенсацию в народе, и деятельность мирового института быстро стала ломать вековое недоверие народа к суду, сопряженное с воспринятыми на опыте понятиями о том, что привилегированный свободно может бить и обижать непривилегированного, что богатый всегда может откупиться, какое бы безобразие он ни учинил и как бы ни обидел бедного и т. п. Мировой в глазах народа стал чрезвычайно популярен; народ валом повалил в камеры, и послышались новые речи: «теперь все равны», «теперь драться не велят», «вот мировой тебе покажет».

Словом, если новые суды быстро привились у нас и приобрели громадное доверие общества, то значительная доля заслуги в этом, бесспорно, принадлежит мировому институту».

С1. О какой реформе говорится в документе? В каком году она проводилась? Кто в это время был императором?

С2. Укажите не менее трех положений, способствовавших тому, что мировые суды стали вызывать доверие у населения страны.

С3. Назовите не менее трех реформ, проводившихся в эту же эпоху.

С4. Какие задачи ставили перед собой народники в 1860—1880-х гг.? Укажите не менее трех задач. Какие конкретные действия были направлены на решение этих задач? Укажите не менее трех фактов.

С5. Ниже изложены две точки зрения на личность и политику императора Николая I.

1. Николай I был ограниченным солдафоном, не подготовленным к роли руководителя государства. Он проводил реакционную политику, время его правления стало своего рода «темным пятном» в истории страны.

2. Николай I страстно желал процветания России. Не обладая выдающимися способностями, он без устали работал для того, чтобы добиться перемен к лучшему. Его правление отмечено как успехами, так и неудачами.

Укажите, какая из названных точек зрения представляется вам более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими выбранную вами точку зрения.

С6. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

В начале сентября 1812 г. на военном совете в Филях по настоянию главнокомандующего русскими войсками М. И. Кутузова было решено оставить Москву. Вскоре в нее вступил Наполеон. Императору французов казалось, что война уже почти выиграна. Получилось, однако, наоборот. Каковы были причины победы России в войне? Назовите не менее двух причин. Какие события в ходе Отечественной войны 1812 г. произошли после вступления армии Наполеона в Москву? Назовите не менее трех событий.

С7. Сравните экономику России в конце XVIII в. и в середине XIX в. (общее состояние экономической системы, особенности рынка труда, промышленности, сельского хозяйства, торговли, транспорта и проч.).

Укажите, что было общим (не менее двух положений), а что различным (не менее двух положений).

Источник

«Созданные в годы Александра Первого военные поселения заслуженно получили восторженные отзывы современников» (ЕГЭ по истории)

1) Создание военных поселений позволило перевести армию на самоокупаемость, так как солдаты совмещали службу с хозяйственной деятельностью. Это должно было позволить сократить государственные расходы на содержание армии и положительно сказаться на экономике страны, поэтому восторженные отзывы обоснованы.

2) Создание военных поселений позволяло сократить рекрутские наборы в армию, которые сопровождались волнениями крестьян. Снятие социальной напряженности в связи с сокращением ежегодных наборов в армию вызывало восторженные отзывы современников.

3) Создание военных поселений было связано с отменой ежегодных рекрутских наборов. Фактически это сделало государственных крестьян свободными людьми, что являлось шагом к смягчению крепостного права, что вызывало восторженные отзывы либеральной части общества

4) В военных поседениях было открыто большое количество школ, где обучались дети поселенцев. Так государство повышало уровень грамотности среди низших слоев населений и способствовало развитию образования.

1) Создание военных поселений было не выгодно для экономики Российской империи.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Затраты на реализацию проекта были очень высоки и не оправдывали себя. Расходы на постройку военных поселений превышали сумму сэкономленных денег.

2) Проживание в военных поселениях было подчинено строгой регламентации и потому стало настоящей каторгой, для поселенцев даже крепостничество было более привлекательно. Вспыхивали восстание, особенно крупные случились в Чугуевском и Таганрогском полках. Значит, из-за военных поселений население было недовольно политикой правительства.

3) Проект военных поселений был неудачным, так как до поселенцы не справлялись с обязанностями, возложенными на них государством. В упадок пришла и боеспособность армии, и система хозяйствования. Значит, проект не выполнил своих целей.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id112542

Школы в военных поселениях были, но развития образования не было, редко кому удавалось учиться дальше. После окончания учёбы, в 18 лет жители военных поселений поступали на службу и служили до 45 лет.

Государственные крестьяне, живущие в военных поселениях, не стали свободными. Они не один раз просили сделать их крепостными, жизнь в военных поселениях лишала их личной свободы, и земельный надел был ничтожно мал.

На создание военных поселений было потрачено 100 миллионов рублей, и это только в первые года, а собрать удалось только 50 миллионов.

Следовало упомянуть и о жестоких телесных наказаниях.

Следовало привести доказательства. Офицеры, в обязанность которых входил надзор за всем, в том числе и за сельским хозяйством, не разбирались в сельском хозяйстве.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

Что относится к последствиям учреждения военных поселений ликвидация рекрутских наборов

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

«Военные поселения были эффективным способом решения экономических и социальных проблем».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

Аргументы в опровержение:

Правильный ответ должен содержать аргументы:

1) В подтверждение, например:

— благодаря созданию военных поселений уменьшились расходы бюджета на содержание армии;

— военные поселения позволяли сохранять рабочие руки рекрутов для ведения хозяйства;

— военные поселяне освобождались от всех государственных поборов и от всех земских повинностей, начальство не допускало никого до состояния нищеты и разорения, помогало в несчастных случаях, что объективно способствовало решению части социальных проблем;

— содержание детей военных поселян и подготовку их к службе государство брало на себя, что гарантировало детям определённый уровень образования и определённый материальный достаток;

2) в опровержение, например:

— военные поселения усилили личную несвободу и бесправие военнослужащих, что способствовало распространению протестных настроений в среде военнослужащих, перераставших в бунты;

— бесправие и восстания военных поселян вызывали общественный отклик, порождали протестные настроения в обществе;

— бесправие военных поселян, бунты оказывали влияние на взгляды будущих декабристов;

— средства, сэкономленные в результате введения военных поселений, были не столь значительными, как предполагалось (устройство поселений стоило дорого, требовало больших расходов и не всегда компенсировало потраченные суммы продовольствием от земли военного поселения).

Источник

Фрагмент статьи юриста М. П. Чубинского

Часть 1

А1. Когда началось строительство Транссибирской железной дороги?

А2. Кто возглавил работу по кодификации законов Российской империи?

А3. Что не относится к положениям «теории официальной народности?

А4. Что относилось к содержанию Адрианопольского мирного договора?

1. Отречение от власти турецкого султана

2. Предоставление автономии Болгарии

3. Переход к России устья Дуная

4. Перемирие в Кавказской войне

А5. Когда был принят указ о вольных хлебопашцах?

А6. Как называется худ.стиль позднего классицизма?

А7. Что относится к положениям реформы 1861 г.?

А. Порядок предоставления земли крестьянам определялся декретами о наделах

Б. Крестьяне объявлялись юридически свободными

В. Для крестьян, не подчинявшихся проведению реформы, вводились телесные наказания

Г. Для решения проблемы малоземелья было увеличено количество рекрутов-крестьян,взятых в армию

Д. Крестьяне наделялись землей

Е. Для проведения реформы учреждалась должность мировых посредников

Укажите правильный ответ:

А8. Что характеризовало политику России в Средней Азии?

1. Русско – английский конфликт в Туркмении

2. Вывод русских войск с территории Бухарского эмирата

3. Подчинение России Хивинского ханства

4. Постройка железной дороги Москва – Ташкент

1. Создание коллективных хозяйств

2. Запрет выращивать картофель

3. Создание в государственной деревне текстильных предприятий

4. Введение крестьянского самоуправления

А10. Прочтите фрагмент научного труда. Отметьте, о каком городе идет в нем речь

«5-го числа с ранней зари до позднего вечера, продолжалось сражение под стенами, на стенах, и за стенами города.Русские не уступали ни на шаг, дрались как львы. Французы, или лучше сказать поляки, в бешеном исступлении лезли на стены, ломились в ворота, бросались на валы и в бесчисленных рядах теснились около города по ту сторону Днепра. Наконец, утомленный противоборством наших, Наполеон приказал жечь город, которого никак не мог взять грудью…»

А11. Когда был подписан Айгунский договор России с Китаем?

А12. Какую должность занимал П.Д.Киселев

1. Министр внутренних дел

2. Министр гос.имуществ

3. Министр иностранных дел

А13. Скульптор И.П.Мартос был автором памятника

1. Александру Невскому

2. Кириллу и Мефодию

3. Минину и Пожарскому

4. Владимиру Мономаху

А14. С каким пунктом соединила Петербург первая в России железная дорога?

А15. В результате судебной реформы, проведенной при Александре II, в России

1. Были введены суды для дворян

2. Был ликвидирован Сенат

3. Был введен суд присяжных

4. Отменялась смертная казнь

А16. Какие картины принадлежат кисти И.Е.Репина?

А. «Явление Христа народу»

Б. «Иван Грозный и сын его Иван»

В. «Бурлаки на Волге

Г. «Последний день Помпеи»

Д. «Арест пропагандиста»

Е. «Девочка с персиками»

А17. О каком явлении говорится в тексте?

1. Последствия финансовой реформы

2. Привлечение иностранного капитала в Россию

3. Начало промышленного переворота

4. Аграрное перенаселение

А18. Какое из названных событий произошло раньше остальных?

1. Создание кружка петрашевцев

2. Сражение под Аустерлицем

3. Оборона русскими войсками Шипкинского перевала

4. Создание Союза благоденствия

А19. Что такое «имамат»?

1. Призыв к войне с немусульманами

2. Денежная единица в Китае

3. Государство горских городов

4. Боевое подразделение горцев

А20. Что относится к последствиям учрежения военных поселений?

1. Ликвидация рекрутских наборов

2. Восстания военных поселян

3. Массовые просьбы солдат о переводе в военные поселения

4. Создание в поселениях выборных органов местного самоуправления

А21. Что явилось причиной поражения России в Крымской войне?

1. Отставание в развитии экономики от стран Западной Европы

2. Резкий рост военной мощи Османской империи

3. Тяжелое военное поражение России в Закавказье

4. Проведение плохо подготовленной реформы

А22. Какие сооружения были построены в Петербурге по проектам архитектора К.И.Росси?

А. Петергофский(Балтийский) вокзал

Б. Александринский театр

В. Михайловский дворец (Русский музей)

Д. Здание Главного штаба

Е. Мраморный дворец

А23. Кто был автором реформы, о которой говорится в тексте?

«И вот в июне 1839 года был издан закон,который устанавливал, то отныне как во всех расчетах казны с населением, так и во всех коммерческих сделках счет должен вестись на серебро. Серебряный рубль был объявлен главной монетой,ассигнации хотя и сохранили свое значение ходячей монеты, но курс их был определен раз и навсегда в 350 коп. за рубль»

А24. В каком году была проведена городская реформа?

А25. О какой реформе идет речь в тексте?

«Председательство в уездном собрании было передано уездному предводителю дворянства, в губернском – губернскому, «если государю не угодно будет назначить для председательствования в оном особое лицо». Зато председателей уездной и губернской управ предоставлено было выбирать самим собраниям»

4. О реформе просвещения

А26. Какой ряд дат связан с русско-турецкими войнами?

А27. Участники Северного и Южного тайных обществ ставили перед собой задачу

1. Введения основ социализма

2. Восстановления Земского собора и Боярской думы

3. Создания общероссийской либеральной партии

4. Ликвидация самодержавия

А28. Что было одним из проявлений консервативной внутренней политики Александра III?

1. Учреждение должности земских участковых начальников

2. Запрет неправославному населению менять место жительства

3. Создание консервативной партии

4. Ликвидация земств

А29. Что явилось последствием политики Александра I в области образования?

1. Открытие университета в Петербурге

2. Введение всеобщего начального образования в городах

3. Закрытие университета в Москве

4. Открытие во всех губернских городах педагогических институтов

А30. Что было характерно для российской экономики в пореформенный период?

А. Появление новых промышленных районов

Б. Рост численности пролетариата

В. Упадок тяжелой промышленности

Г. Отказ от привлечения иностранных капиталов

Д. Регулярная закупка хлеба за границей

Е. Активное железнодорожное строительство

А31. Укажите имя исторического деятеля, о котором идет речь в тексте

А32. Какой указ был принят в 1842 году?

1. О запрете революционных кружков

2. Об амнистии декабристам

3. Об инвентарной реформе

4. Об обязанных крестьянах

Часть 2

В1. Расположите в хронологической последовательности события начального периода Отечественной войны 1812 года

1. Бородинское сражение

2. Назначение Кутузова главнокомандующим русской армией

3. Переправа армии Наполеона через Неман

4. Смоленское сражение

В. Часть Дагестана, Северный Азербайджан

1. Решение Венского конгресса

2. Русско-иранская война 1826-1828

3. Русско-иранская война 1804-1813

4. Русско-шведская война 1808-1809

5. Русско-турецкая война 1806-1812

В3. Напишите, о каком императоре идет речь

«..первым делом, которое ему пришлось ликвидировать, была Крымская война. Все силы и помыслы правительства и общества были направлены на окончание тяжелой войны и заключение мира, к чему дали, наконец, возможность кое-какие успехи русских войск на Кавказе и в особенности стойкость их в Севастополе»

В4. Установите соответствие между понятиями и определениями

А. «Органический статут»

Г. Общинный социализм

1. Теория переустройства общества на базе традиционного крестьянского хозяйства

2. Запретительные меры в отношении еврейского населения

3. Опись крестьянских повинностей

4. Регламентация административного устройства польских земель

5. Меры, направленные на расширение железнодорожного строительства

В5. Прочтите фрагмент научного труда. Напишите, в каком городе находился университет,о котором говорится в тексте.

В6. Установите соответствие между именами политических деятелей и их характеристиками

1. Член исполнительного комитета «Народной воли»

2. Дипломат, исследователь Дальнего Востока

3. Начальник Верховной распорядительной комиссии

4. Генерал, отличившийся при завоевании Средней Азии и в русско-турецкой войне

5. Министр иностранных дел

В7. Напишите имя автора картины, о которой идет речь в тексте

«В том же году, в котором царской цензурой была снята с выставки картина «Сельский крестный ход на Пасхе», он написал небольшое полотно «Чаепитие в Мытищах» (1862). Две фигуры, два мира противостоят друг другу в этой картине : монах и инвалид – солдат. Один – разжиревший от праздной жизни, другой – нищий. Без ноги, слепой, с мальчиком – поводырем, инвалид просит милостыню. Перед нами, быть может, один из героев Севастопольской обороны. Ему выдали медаль за храбрость и пустили на произвол судьбы, бродить по белу свету».

В8. Установите соответствие между именами композиторов и названиями их произведений

Г. Н.А.Римский – Корсаков

1. Балет «Лебединое озеро»

2. Опера «Князь Игорь»

3. Опера «Снегурочка»

5. Опера «Жизнь за царя»

В9. Прочитайте отрывок из труда историка и напишите, о ком говорится в тексте

В10. Какие три события имеют отношение к преобразованиям Александра I?

1. Учреждение министерств

2. Отмена крепостного права на Украине

3. Принятие нового свода законов

4. Учреждение Государственного совета

5. Запрет на создание военных поселений

6. Дарование Конституции Царству Польскому

В11. Расположите события в хронологической последовательности

А. Восстание декабристов

Б. Заключение Тильзитского мира

В. Синопское сражение

Г. Морозовская стачка

Часть 3

Фрагмент статьи юриста М. П. Чубинского

«В области сравнительно менее важных дел, которые были переданы в ведение мирового суда, по справедливому определению одного из современников, не было раньше не только тени правосудия, но даже понятия о возможности правосудия. Значительная часть этих дел находилась в руках полиции; народ боялся ее и избегал настолько, что по ревизиям книги для записи разбирательств даже в полицейских участках столиц неизменно оказывались совершенно чистыми, а самое разбирательство, когда оно происходило, давало картины взяток, грубой брани, произвольных арестов, побоев – словом, все, чего угодно, кроме правосудия. С изумлением народ увидел новых мировых судей, доступных, чуждых формализма, вежливых и со всеми одинаково равных в обращении. Первые приговоры произвели сенсацию в народе, и деятельность мирового института быстра стала ломать вековое недоверие народа к суду, сопряженное с воспринятыми на опыте понятиями о том, что привилегированный свободно может бить и обижать непривилегированного, что богатый всегда может откупиться, какое безобразие он бы ни учинил и как бы ни обидел бедного и т.п. Мировой в глазах народа стал чрезвычайно популярен; народ валом повалил в камеры, и послышались новые речи: «теперь все равны», «теперь драться не велят», «вот мировой тебе покажет».

С1. О какой реформе говорится в документе? В каком году она проводилась? Кто в это время был императором?

С2. Укажите не менее трех положений, способствовавших тому, что мировые суды стали вызывать доверие у населения страны.

С3. Назовите не менее трех реформ, проводившихся в эту же эпоху

С4. Какие задачи ставили перед собой народники в 1860-1880-х гг.? Укажите не менее трех задач. Какие конкретные действия были направлены на решение этих задач? Укажите не менее трех фактов

С5. Ниже изложены две точки зрения на личность и политику императора Николая I

1. Николай I был ограниченным солдафоном, не подготовленным к роли руководителя государства. Он проводил реакционную политику, время его правления стало своего рода «темным пятном» в истории страны.

2. Николай I страстно желал процветания России. Не обладая выдающимися способностями, он без устали работал для того, чтобы добиться перемен к лучшему. Его правление отмечено как успехами, так и неудачами.

С6. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

В начале сентября 1812 года на военном совете в Филях по настоянию главнокомандующего русскими войсками М. И. Кутузова было решено оставить Москву. Вскоре в нее вступил Наполеон. Императору французов казалось, что война уже почти выиграна. Получилось, однако, наоборот. Каковы были причины победы России в войне? Назовите не менее двух причин. Какие события в ходе Отечественной войны 1812 года произошли после вступления армии Наполеона в Москву? Назовите не менее трех событий.

С7. Сравните экономику России в конце XVIII в. и в середине XIX в. (общее состояние экономической системы, особенности рынка труда, промышленности, сельского хоз-ва, торговли, транспорта и проч.).

Укажите, что было общим( не менее 2 положений), а что было различным ( не менее 2 положений)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *