Что написал чарушин 2 класс
Евгений Иванович Чарушин
Фото Все
Евгений Чарушин — биография
Евгений Чарушин – советский иллюстратор-анималист, детский писатель и скульптор. Сын Вятского архитектора И.А. Чарушина.
Жизнь Евгения Чарушина не была очень долгой, но он успел оставить после себя богатое наследие – любимые многими поколениями детские книги, проиллюстрированные им самим. Он был одним из тех творцов, кто во взгляде на мир сохранил детскую непосредственность, простую и понятную любовь ко всему окружающему. Его доброе и человечное искусство радует ребят и по сей день, учит их бережно относиться к созданиям природы – зверям и птицам.
Детство
Евгений Иванович родился 29 октября 1901 года в городе Вятка (ныне Киров) в семье губернского архитектора И. А. Чарушина. Мальчик был долгожданным сыном, поэтому его детские шалости всегда оставались безнаказанными, вызывая лишь чувство умиления у родителей и старших сестер. Через шесть лет в семье родился еще один ребенок – Владимир, но Женя так и остался любимчиком и баловнем.
Семейство было обеспеченным, и детские годы будущего анималиста прошли в достатке. В доме царила теплая атмосфера любви и творчества. Отец, построивший в Вятской губернии более 500 зданий различного назначения, занимал в обществе солидное положение и мог позволить семье жить в большом доме. В их жилище было много книг, клеток с певчими птичками и аквариумы с рыбками, а на подворье содержались охотничьи собаки и лошади. Мама Евгения в молодые годы слыла искусной наездницей, но из-за травмы ей пришлось оставить любимое занятие. Родив детей, она посвятила себя заботе о них и уходу за садовыми и оранжерейными растениями.
Евгений Чарушин в детстве
До наших дней сохранились воспоминания близких Евгения Ивановича, о том, какое влияние оказала природа на его развитие. Например, плавать он научился, ухватившись за хвосты коров, пересекающих реку, а выговаривать неподдающуюся букву «р» начал, передразнивая карканье вороны. Рисовал мальчик всегда – для него это было таким же привычным делом, как дышать и говорить. Хотя на семейных фото Чарушин-младший выглядит серьезным, на самом деле он был шутником и проказником.
С 6 лет мальчик обучался в Вятском коммерческом училище, где делался упор на художественное образование. Будущий художник и здесь проявил себя отъявленным шалунишкой, но его природное обаяние и успехи в учебе заставляли прощать ему все. И даже когда они с ребятами учинили подрыв печки, руководство учебного заведения закрыло на это глаза. Разумеется, тот факт, что отец Жени в тот момент строил новые корпуса училища, сыграл решающую роль.
Терпение педагогов лопнуло, когда вольнодумец совершил святотатство над книгой о Законе Божьем, пририсовав изображениям ангелов причинные места. Хулиган был переведен в другую гимназию, где он встретил друга всей жизни Юрия Васнецова, дальнего родственника знаменитого художника. Молодые люди вместе охотились, занимались спортом, а позже основали группу художников-литераторов «Сопохуд».
Получив среднее образование, Чарушин мобилизовался и попал в 3-ю армию Восточного фронта, где работал художником-оформителем политотдела.
Евгений Чарушин в молодости
В 1922 году парень поступил в Петроградскую академию художеств, где на тот момент уже учился Юра Васнецов.
Противник системы, ненавистник канонов Евгений считал, что престижная кузница живописцев не дала ему почти ничего. Гораздо большую пользу он извлек из посещений зоопарка, где рисовал зверушек с натуры. Окончив академию, Чарушин какое-то время подрабатывал, оформляя вывески для нэповских торговцев.
Творчество
Впервые иллюстрации Евгения Чарушина появились на страницах книги «Мурзук», написанной Виталием Бианки. О талантливом художнике узнали, и его стали приглашать для оформления изданий с произведениями Максима Горького, Корнея Чуковского и Михаила Пришвина. Одна из самых известных работ анималиста – портреты персонажей книги «Детки в клетке» Самуила Яковлевича Маршака.
Чаще всего Чарушин работал в любимой технике – литография. Изображение окружающей среды, в которой находились зверушки, иллюстратором игнорировалось. Уж таков был почерк знаменитого художника – он всегда противился стандартным приемам.
В годы Великой Отечественной Евгений Иванович с семьей был эвакуирован в родной Киров. Излюбленную анималистическую тематику пришлось на время оставить – военное положение вносило свои коррективы. Иллюстратор оформлял спектакли местного драмтеатра, рисовал для сборников «Боевые дни» и «Наука ненависти», писал плакаты на партизанскую тематику, делал роспись в зданиях Кирова.
Чарушин тесно работал с ленинградским фарфоровым заводом, не только придумывая изображения для росписи, но и изобретая способы их нанесения на готовые изделия. После окончания войны увлекался лепкой миниатюрных фигурок зверушек.
Евгений Чарушин в творческом процессе
Писать собственные произведения Евгений Иванович начал, послушав совета Маршака, а его прозаическим дебютом стал рассказ «Щур». Почти во всех написанных им рассказах и сказках героями становились животные, а сюжет был всегда добрым и с благополучным финалом. Верным другом Чарушина-писателя был тонкий юмор, а излюбленным приемом – подражание звукам зверей и птиц.
Рассказ Евгения Чарушина «Щур» издание 1930 г.
Сочиняя прозу, художник часто отклонялся от литературного языка и принятых стилистических канонов, используя жаргонизмы и вульгаризмы. Его произведения будто не придуманы, а пережиты самим автором. Евгений Иванович не изображал животный мир похожим на мир двуногих, отвергая такой прием, как антропоморфизм.
Каждое живое существо художник представлял загадкой, передавая таинственность отсутствием четких очертаний и несколько размытым изображением. Штрихи и пятна без контура – своеобразная манера Чарушина, эдакий анималистический импрессионизм.
Личная жизнь
В том, что Евгений Чарушин обожал животных, нет никаких сомнений – достаточно взять в руки любую проиллюстрированную им книгу или собственное произведение. Образы Патрикеевны, Топтыгина, Волчишки и других зверушек – свидетельство безграничной любви автора ко всему живому.
Дом анималиста всегда был полон собак, кошек и птиц разных видов. Даже выходя на охоту, Чарушин шел не за добычей, а за единением с природой, познанием повадок и инстинктов. К тому же, это чисто мужское занятие привлекало его возможностью погрузиться в мир ритуалов, легенд и мифов.
Евгений Чарушин с кошкой и собакой
Евгений Иванович был настоящим народным умельцем, смастерившим множество полезных поделок. Он даже получил патент на одно их изобретений – колесо, бегающее по поверхности воды.
В молодости автор прозаических произведений пробовал себя на поэтическом поприще. Став взрослым, высказывался об этом опыте негативно.
Чарушин был неплохим пловцом и хорошо играл в шахматы. Но к «гимнастике для ума» относился так же, как и к искусству – не любил нарушать гармонию математическими расчетами.
В личной жизни иллюстратора и писателя было спокойствие и счастье. Молодой художник женился в 1928 году, с супругой Натальей Зоновой жил дружно и в ладу. У пары родился сын Никита, ставший единственным наследником и продолжателем творчества отца. Своему любимому ребенку Евгений Иванович посвятил сборник рассказов «Никитка и его друзья». Никита Евгеньевич Чарушин является автором иллюстраций ко многим произведениям, его работы представлены в Третьяковке, государственном Русском музее, экспозициях зарубежных галерей.
Евгений Чарушин с семьей
Чарушину посчастливилось дождаться внучку. Сегодня Наташа – член Союза художников РФ, талантливый иллюстратор книг Виталия Бианки, Сельмы Лагерлеф, Николая Сладкова, автор собственных детских произведений. Наталья Никитична, по примеру деда, увлекается росписью миниатюрных оловянных фигурок.
Правнучку Чарушина назвали в честь прадеда – Евгенией. По семейной традиции, она иллюстрирует детские издания. Кроме того, проводит лекции об истории своей творческой династии. В начале 2019 года в Санкт Петербурге прошла ее персональная выставка «Таинственные тропинки».
Болезнь и смерть
Годы войны подорвали здоровье творца. Работая над росписями в Кирове, Чарушин надышался ядовитой нитритной краской, вследствие чего много раз падал без чувств. По окончанию ВОВ ему пришлось перенести инфаркт.
Евгений Иванович скончался от онкологии, как и его отец – архитектор. Только вот Ивану Аполлоновичу удалось дожить до 80 лет, а его сыну было отведено всего 63 года.
Могила Евгения Чарушина
После смерти иллюстратора состоялась выставка в ГДР, где его работы удостоились высшей награды – золотой медали.
Художник-анималист похоронен на одной из аллей Богословского кладбища в Санкт-Петербурге.
Произведения
Ссылки
Сказки. Рассказы. Стихи
Евгений Чарушин — краткая биография и творчество
Евгений Иванович Чарушин (1901-1965) стал известен прежде всего как талантливый художник – анималист. Любовь и теплота, с которыми он изображал животных, принесли ему поистине мировое признание. Однако не только умение реалистично отобразить на холсте окружающий мир прославило его, но и безусловный писательский талант. Рассказы Евгения Чарушина отличаются детской непосредственностью и свежим взглядом. Простыми и яркими образами он доносит до юных читателей волшебный мир птиц и зверей.
Талант Чарушина своими корнями уходит далеко в детство. С первых лет жизни писатель много времени проводил с охотниками, умельцами-кустарями, лесниками. Мама писателя, Любовь Александровна, привила сыну горячую любовь к природному миру. Вместе с ней он работал в саду, ухаживал за животными.
Опыт, полученный в детстве, помог Чарушину приобрести мастерство незаурядного художника. До мельчайших подробностей Чарушин мог передать повадку животных. Лаконично и в то же время ёмко Евгений Иванович изображал нахохлившуюся ворону, осиротевшего медвежонка и много других ярких образов. Будучи мастером изобразительного искусства, Чарушин не мог не воспользоваться таким инструментом, как слово. То, о чём он создал так много картин и зарисовок, обрело словесную форму, и мастерство художника гармонично дополнилось писательским талантом.
Первые рассказы Евгения Чарушина
Множество иллюстраций сделал Чарушин Евгений Иванович. Произведения Бианки, а также С. Я. Маршака, М. М. Пришвина и др. известных писателей с его рисунками привлекали множество читателей. В это же время, по настоянию Маршака, он попробовал сам сочинять небольшие детские рассказы о жизни животных. Первый рассказ его появился в 1930 году («Щур»). Уже в этом произведении проявилось не только отличное знание характеров различных животных, но и чувство юмора. Во всех остальных рассказах Чарушина Евгения Ивановича также ощутима то озорная, то мягкая, то немного ироничная, то по-доброму снисходительная улыбка. Чарушин Евгений Иванович — художник-иллюстратор и писатель, который стремился понять зверей, их мимику и движения. Накопленный опыт помог ему передать это в словах и иллюстрациях. В том, что создавал Евгений Иванович, нет вымысла — животные всегда делают то, что им свойственно.
Ребячий восторг, который Чарушин на протяжении всей жизни испытывал перед природой, он передал в своих рассказах. «Что за зверь?», «Медведь-рыбак», «Перепёлка» — эти и многие другие произведения помогают воспитать в детях чувство сострадания, любви к природе и ответственности в отношениях с окружающим миром.
С первых лет жизни рассказы Евгения Чарушина сопровождают детей в чудесном путешествии в страну под названием Природа. Увлекательные тексты его произведений, сопровождаемые талантливыми иллюстрациями, пробуждают в юных читателях яркие чувства.
Подробнее о творчестве Чарушина
С огромным уважением Чарушин относился к своим читателям. Он был рад тому, что нарисованные им звери нравятся не редакторам и критикам, а именно малышам. Рассматривая книги Чарушина, можно смело сказать, что и иллюстрации, и сами тексты отражают цельный, единый внутренний мир их создателя. Рисунки и рассказы познавательны, лаконичны, строги и понятны любому, даже маленькому ребенку. В сборнике «Птенцы» (1930 год), состоящем из коротких рассказов о совятах, коростелятах, рябчатах, Евгений Чарушин мастерски выделяет наиболее броские и запоминающиеся особенности героев.
Чарушин отлично знал повадки животных. В иллюстрациях он изображал их с необыкновенной характерностью и точностью. Индивидуален каждый его рисунок, в каждом из них персонаж изображен со своим особым характером, который соответствует той или иной ситуации. Чарушин ответственно решал эту задачу. Он говорил, что если нет образа, нечего и изображать. Чарушинские звери эмоциональны, трогательны. Фон и среда едва намечены в ранних его книгах. Главное — показать животное крупным планом, при этом не просто создать художественный образ, но и максимально правдиво изобразить героя. Евгений Чарушин не любил плохо нарисованных с точки зрения биологии зверей. Он также считал, что рисунки в детской книге должны быть дышащими, живыми. Евгений Чарушин не любил Ивана Билибина, считая, что тот занимался не рисованием, а раскрашиванием мертвых, холодных контуров.
Из множества фактур складывается живописность образов животных Чарушина, которые мастерски передают шерсть зверя, перья птицы. Создавать живописные по фактуре, сложные рисунки было удобнее всего именно в технике литографии. Чаще всего художник использовал природные пастельные тона. Он не признавал литографских правил и законов, темпераментно водя карандашом, царапая по литографскому камню бритвой и иглой. По многу раз Евгений Иванович Чарушин мог заклеивать не получившиеся части на рисунке или замазывать их белилами.
Около 20 книг создал в довоенное время Евгений Чарушин. Биография его была отмечена появлением следующих произведений: 1930 году — «Птенцы»; в 1931 — «Волчишко и другие», «Цыплячий город», «Облава», «Джунгли — птичий рай»; в 1935 — «Животные жарких стран». Одновременно он продолжал иллюстрировать таких авторов, как С.Я.Маршак, В.В.Бианки, М. М. Пришвин, А. И. Введенский.
Прожил Чарушин 64 года. Он умер в 1965 году. Но осталось много его книг и большая любовь к своей Родине.
Презентация по литературному чтению » Творчество Е.М. Чарушина» (2 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Презентацию подготовила учитель начальных классов МБОУ СОШ №10 Пащенко Виктория Владимировна
Чарушин Е. И. – один из самых любимых детьми художников мира животных. Он был лучшим художником анималистом. Равных ему не было. Искусство Евгения Чарушина, доброе, человечное, радует уже не одно поколение маленьких читателей и учит их любить волшебный мир зверей и птиц.
Евгений Иванович Чарушин родился в 1901 году на Урале, в Вятке в семье Ивана Аполлоновича Чарушина, одного из видных архитекторов Урала. По его проектам построено более 300 зданий.
Сам юный Чарушин великолепно рисовал с детства. Рисовал начинающий художник по его собственным словам «преимущественно зверей, птиц да индейцев на лошадях». Любимым чтением Жени Чарушина были книги о жизни животных.
После окончания в 1918 году средней школы, где он учился вместе с Юрием Васнецовым, Чарушин был призван в Красную Армию. Отслужив 4 года, практически всю гражданскую войну, он вернулся домой и решил учиться на профессионального художника. Евгений Чарушин поступил на живописный факультет в Петербургскую Академию художеств, где занимался пять лет, с1922 по 1927 год,
Первая книга, иллюстрированная Евгением Ивановичем, был рассказ В.Бианки «Мурзук». Она привлекла внимание не только маленьких читателей, но и знатоков книжной графики, а рисунок из неё был приобретён Государственной Третьяковской галереей.
Во время войны Чарушина эвакуировали из Ленинграда на родину, в Киров (Вятку). В 1945 году художник вернулся в Ленинград. Ещё до войны он увлёкся скульптурой, расписывал чайные сервизы, а в послевоенные годы делал из фарфора фигурки животных и целые декоративные группы.
Последней книгой Чарушина стали «Детки в клетке» С.Я.Маршака. А в 1965 году ему посмертно была присуждена золотая медаль на международной выставке детской книги в Лейпциге.
Мир животных посреди первозданной природы – родина Чарушина. Он всю жизнь рассказывал о ней и рисовал этот дивный исчезнувший мир, пытаясь сохранить и передать детям его душу.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-185942
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Утверждено стратегическое направление цифровой трансформации образования
Время чтения: 2 минуты
В Оренбурге школьников переведут на дистанционное обучение с 9 декабря
Время чтения: 1 минута
В МГПУ сформулировали новые принципы повышения квалификации
Время чтения: 4 минуты
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект занятия внеурочной деятельности во 2 классе «Е.Чарушин «Друзья»»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема занятия: «Е. Чарушин «Друзья»
Направление: общеинтеллектуальное «Чтение с увлечением»
Цель: создание условий для знакомства с рассказом Евгения Чарушина «Друзья».
Образовательная: формирования познавательного интереса к произведениям природоведческого характера;
Развивающая : продолжить развивать навык беглого осознанного чтения, внимание, память, мышление.
Воспитательная: воспитывать у детей бережное отношение к природе и понимание того, что дружбой надо дорожить.
— познавательные УУД: овладевают навыками смыслового чтения, находят ответы на вопросы, используя информацию из текста, понимают информацию представленную в виде рисунков, текста.
— коммуникативные УУД: строить монологические и диалогические высказывания, договариваться и приходить к собственному решению в совместной деятельности (в группах).
— личностные УУД: положительное отношение к занятию, интерес к данному виду деятельности.
Педагогическая деятельность учителя
Учебная деятельность учащихся
-Здравствуйте, ребята! Продолжаем занятия курса «Удивительный мир природы». О чём мы говорим на этих занятиях? Чему учимся?
Переход по кнопке «Далее». Слайд 2
-Облачко, облачко, к нам в гости спеши!
Всё, что увидишь, нам покажи!
Что же увидело облачко?
-Наверное, это главные герои следующего произведения о природе. Как называется текст, который вы читали дома?
-А кто его автор, вы запомнили?
Переход по кнопке «Далее».Слайд 3
-Верно. Сегодня мы начнём знакомиться с творчеством Евгения Чарушина и поговорим о его произведении «Друзья». Но сначала ответьте, как называют человека, который пишет произведения для чтения?
-А как называют человека, который пишет картины?
-А может ли один и тот же человек быть и писателем, и художником?
-Таким человек, был Евгений Иванович Чарушин.
Приветствуют учителя. Размышляют. Высказывают свои мнения.
Переход по кнопке «Далее». Слайд 4
Переход по кнопке «Далее».Слайд 5
Переход по кнопке «Далее». Слайд 6
-Посмотрите на обложки книг Евгения Чарушина на экране, а также на нашей выставке книг. Глядя на них, что вы можете сказать?
Переход по кнопке «Далее».
-В какой сборник можно поместить произведение Евгения Чарушина «Друзья»?
Переход по кнопке «Далее». Слайд 8
-Определите жанр произведения.
-Найдите в рабочей тетради задание 1. Прочитайте, что необходимо сделать.
Самостоятельная работа детей.
-Зачитайте свои записи.
— Проверим, правильно ли вы заполнили карточку.
Автор: Евгений Чарушин.
-Какие непонятные слова вам встретились в рассказе?
Просека — это узкая полоса, прорубаемая в лесу с целью обозначения границ.
Гончая порода — это порода охотничьих собак. Назначение гончей собаки состоит в том, чтобы, найдя чутьем след четвероногой дичи, гнаться с лаем по этому следу и преследовать её.
-Поговорим о содержании этого рассказа. Скажите, кто является его главными героями?
-В какое время года произошла встреча лисёнка и щенка?
Переход по кнопке «Далее». Слайд 9
-Где лесник заметил лисёнка?
Переход по кнопке «Далее». Слайд 10
-Эта информация для вас дополнительная. Скажите, подружились лисёнок и щенок? Докажите.
-Как можно назвать тех, кто дружит?
-Что произошло к осени?
-Что хотел сделать лесник зимой с лисой?
-Что нарушило планы лесника?
-Как вы думаете, почему лиса убежала в лес?
-Что задумал сделать лесник?
— Нашла ли гончая собака по следу лису, свою приятельницу? Чем закончилась эта встреча?
-Какие строчки из рассказа подтверждают то, что лиса и собака друг друга узнали и повели себя как друзья?
-Как произошла встреча зверей с лесником? Зачитайте отрывок из рассказа.
-Чем закончилась эта история?
-Мы с вами вспомнили все события, которые произошли с героями рассказа весной, летом, осенью и зимой. Это нам пригодится при выполнении следующего задания.
Переход по кнопке «Далее». Слайд 11
-Найдите в рабочей тетради задание 2 под буквой «а». Прочитайте.
-Работать будем вместе. Прочитаем заголовок первого столбика.
-Что произошло весной?
-Записываем в таблицу в первый столбик.
Учитель щёлкает по кнопке «Проверка» — появляется запись «Лесник нашёл в норе лисёнка». Дети записывают в тетрадь.
-Что происходило летом?
-Записываем в таблицу во второй столбик.
Учитель щёлкает по кнопке «Проверка» — появляется запись «Щенок и лисёнок подружились». Дети записывают в тетрадь.
-Что происходило осенью?
-Записываем в таблицу в третий столбик.
— Что произошло зимой?
-Записываем в таблицу в четвёртый столбик.
Учитель щёлкает по кнопке «Проверка» — появляется запись «Лиса убежала в лес». Дети записывают в тетрадь.
-Какое ещё событие произошло зимой?
-Записываем в таблицу в четвёртый столбик.
Учитель щёлкает по кнопке «Проверка» — появляется запись «Друзья встретились». Дети записывают в тетрадь.
-Что было дальше и в какое время года?
-Записываем в таблицу в первый столбик.
Учитель щёлкает по кнопке «Проверка» — появляется запись «Лиса осталась в лесу». Дети записывают в тетрадь.
-Пришло время отдохнуть.
— В рассказе произошло много событий с главными героями. Вспомните их клички. Почему их так назвал человек?
-А каким был лесник в этом рассказе?
Переход по кнопке «Далее». Слайд 12
-Найдите в рабочей тетради задание 2 под буквой «б». Прочитайте.
-Приступайте к работе.
-Прочитайте первое предложение со вставленными словами.
Для проверки учитель щёлкает по кнопке «Проверка» — появляются пропущенные слова.
-Прочитайте второе предложение со вставленными словами.
— Ребята, как вы думаете, какова основная мысль этого рассказа? Зачем написал Евгений Чарушин- это произведение?
Переход по кнопке «Далее». Слайд 13
-Найдите в рабочей тетради задание 3 под буквой «а». Прочитайте.
Прочитайте три ответа, верный ответ отметьте галочкой.
наблюдение за жизнью лисы;
наблюдение за жизнью щенка;
история дружбы дикого и домашнего животного.
-Какой ответ вы выбрали?
-Мы сказали, что основная мысль рассказа заключается в том, чтобы показать дружбу между животными. Какие ассоциации у вас возникают при слове «дружба»?
Что такое ассоциация? Это то, что вы представляете, когда произносите какое-либо слово. Например, лиса в сказках ассоциируется с хитростью, голубой цвет ассоциируется с чем?
-Верно. В задании 3 под буквой «б» напишите слова- ассоциации к слову «дружба».
Работать будете в группах. (Группы можно объединить по рядам.)
Самостоятельная работа в группах.
Учитель по необходимости оказывает помощь детям.
-Послушаем ваши слова-ассоциации.
Каждая группа зачитывает свои слова.
Слова-ассоциации к слову «дружба» могут быть такими: доверие, верность, помощь, защита, доброта, забота, радость, общение, мир, игра, приятель, улыбка, вместе, рядом, поддержка, тепло.
Слушают информацию педагога. Отвечают на вопросы. Делают выводы.