Что нам в школе задавали
Дети так устали от домашних заданий, что хотят только есть и спать. Почему такая учеба неэффективна
Давным-давно профсоюзы боролись за восьмичасовой рабочий день. Изобретенное ими правило гласило: «Восемь часов — труд. Восемь часов — отдых. Восемь часов — сон».
И постепенно развитые страны закрепили его в своем законодательстве. И не только потому, что боялись мировой революции (хотя и ее тоже). Просто при длительной работе снижается эффективность. Человек работает все дольше, а толку от этого все меньше. В итоге оказывается выгоднее работать меньше.
Да, можно работать на выходных и в отпуске, брать работу на дом. Но толку от этого будет мало. Вспомните историю про отца ядерной физики Эрнеста Резерфорда. Когда Резерфорд увидел своего аспиранта поздно вечером в лаборатории, он сделал ему выговор. «Когда же вы думаете?» — возмутился Резерфорд. Если человек постоянно работает, то у него просто нет времени осмыслить происходящее.
К сожалению, на российскую школу не достижения профсоюзов не распространяются. Даже формальный запрет на домашние задания в первом классе не останавливает родителей и учителей.
Многие считают, что чем больше ребенок учится, тем больше он будет знать к концу школы. Однако это не так.
Больше учатся, но не лучше знают
Большие домашние задания помогают лучше учиться?
Ученые исследуют этот вопрос много лет. Одно из таких исследований проводилось в рамках Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA). В ее рамках по всему миру проверяют знания 15-летних школьников. В 2012 году школьников спрашивали, сколько времени в неделю они посвящают выполнению домашних заданий. И в этом соревновании российские школьники победили другие страны.
Наши дети в среднем тратят на домашнюю работу 9,7 часов в неделю, за нами идут итальянцы (8,7 часов). В других странах школьники делают дома существенно меньше. Например, молодые англичане посвящают домашней работе 4,9 часов в неделю, немецкие — 4,7, финские — 2,8.
Впрочем, шанхайские подростки обошли даже наших. Они делают домашнее задание в среднем 14 часов в неделю. Но во всем Китае исследование не проводилось, поэтому Шанхай шел вне рейтинга.
Можно предположить, что российские школьники вдвое лучше умеют применять полученные в школе знания, чем европейские. Но нет.
Наш уровень образования оказался весьма средним. Даже в умении применять математику в жизни мы оказались десятке, где-то между Испанией и Словакией. В то же время финские школьники стабильно входят в первую десятку рейтинга PISA, хотя им практически не задают домашних заданий.
На следующем тестировании PISA в 2015 году анализировали общую продолжительность учебы. Всего в распоряжении школьников 80 часов в неделю: пять будней, в каждом — минус восемь часов на сон. Сколько школьники тратят на учебу?
Лидерами здесь оказались школьники из ОАЭ, Туниса, Таиланда и крупных городов Китая (весь Китай опять не участвовал). Они тратят на учебу 70% доступного времени или около 55 часов в неделю. Российские дети не сильно отстают от них и посвящают учебе почти 50 часов в неделю.
В другом конце списка мы видим детей из Финляндии, Германии и Швейцарии. Они занимаются менее 40 часов в неделю. Учеба занимает чуть меньше половины их доступного времени, им удается выстроить баланс между учебой и жизнью. Дети из этих стран стабильно показывают высокие результаты. В то же время школьникам из Сингапура или Китая для достижения тех же результатов требуется заниматься больше.
Страны в исследовании разделились на несколько групп. Есть те, кто учится много и достигает высоких результатов. Это в основном школьники из азиатских стран.
Есть страны, где результаты столь же хорошие, но учатся подростки существенно меньше. Лидеры в эффективности использования школьного времени — Финляндия и Германия и другие европейские страны.
Самое грустное, что есть группа, в которой школьники учатся много, а результаты оказываются ниже среднего. Абсолютный лидер здесь ОАЭ, где учатся даже больше китайцев, а результаты хуже, чем в Чили. Россия тоже находится в этой группе, окруженная Испанией, Грецией и США.
Наши подростки тратят на учебу 48 часов в неделю. Это кстати больше, чем продолжительность рабочей недели у взрослых.
Ее Трудовой кодекс ограничивает 40 часами.
Многие дети по всему миру посвящают слишком много времени учебе после школы. Но это не улучшает их результаты. Зато лишает возможности вести сбалансированный образ жизни. У них нет времени на прогулки, хобби, общение с друзьями.
Правило 10 минут для домашнего задания
Дебаты о домашних заданиях среди ученых идут уже не одно десятилетие. Результаты, полученные в конкретном исследовании, зависят от того, как был построен эксперимент. Именно поэтому разные авторы могут приходить к противоречащим друг другу выводам.
Тем не менее, среди этого многообразия можно выделить общие для всех результаты. Это сделала американский педагог Кэтти Ваттеротт ( Cathy Vatterott. Rethinking Homework: Best Practices That Support Diverse Needs. ASCD, 2018) :
1. Домашние задания приносят пользу. Школьники, получавшие домашние задания, показывали результаты лучше, чем те, кто не получал их вообще. Полностью отказываться от домашней работы не нужно.
2. В начальной школе домашние задания не влияют на успеваемость. Даже в среднем звене они влияют на успеваемость слабо (коэффициент корреляции был 0,07 при максимальном 1,00). Только к старшим классам домашние задания дают значимый эффект (коэффициент корреляции 0,25).
3. Если учитывать другие факторы (мотивация учеников, качество объяснений преподавателя, проработанность курса), то домашние задания практически перестают влиять на результат. Например, мотивированные ученики лучше учатся и при этом лучше делают домашние задания. Их максимальная успеваемость связана с мотивацией, а не с домашними заданиями. В группах с равной мотивацией домашние задания практически не влияют на результат.
4. В каждом классе есть оптимальный размер домашних заданий. В средней школе один час домашней работы в день немного улучшает результаты школьника. Второй час может сделать их еще немного лучше. Но больше двух часов в день делать домашнюю работу бесполезно. Успеваемость это не улучшит. Даже в старшеклассникам нет смысла заниматься дома больше двух часов в день. Мозгу нужно успевать не только учиться, но и отдыхать. Дальнейшая работа становится непродуктивной и результаты не растут, а иногда даже снижаются.
Все эти выводы Кэтти Ваттеротт объединяет в «правила 10 минут». Их придерживается Национальная Ассоциация образования в США и другие педагогические ассоциации мира.
Правило 10 минут очень простое: длительность домашней работы в день не должна превышать 10 минут, умноженных на номер класса.
Первокласснику хватит 10 минут, шестикласснику — одного часа. Это тот объем работы, который школьник сможет сделать самостоятельно и при этом что-то запомнить. Большие нагрузки не приводят к улучшению результата. Это показывают и данные научных работ, и результаты международного исследования PISA.
Увы, по всему миру образовательные системы инертны и не спешат реагировать на данные исследований. Россия — не исключение. Санитарные нормы ограничивают домашнее задание для второклассников полутора часами в день вместо эффективных 20 минут. Шестиклассникам, вместо эффективного часа, разрешается заниматься 2,5 часа. И даже эти завышенные нормы не соблюдаются в наших школах.
Битва с домашним заданием
У меня четверо дочерей. И я не знаю, что делать с домашними заданиями в школе.
Первый класс пройти несложно: домашние задания и оценки запрещены законодательно. Даже если учителя их задают, выполнение их остается добровольным. Но когда начинается второй класс, мы встречаемся бесконечными заданиями.
Со старшей дочерью мы не были готовы к такой учебной нагрузке. По старинке думали, что дети ходят в школу учиться. Оказалось, что там просто проверяют то, как их научили дома.
Мы не догадывались, что к началу второго класса английский уже надо знать. Я приезжал с работы и в девятом часу сменял уставшую супругу в битве с домашним заданием. Ведь это так «просто» — выучить за неделю восемь букв, их произношение и слова, начинающееся с этой буквы.
Во втором классе мы дважды в неделю по часу учили написание слов к словарному диктанту. С такими затратами времени можно было бы к концу школы научить ребенка свободно разговаривать на английском. Но мы тратили время и силы на навык, который уже устарел после появления автоматической проверки правописания. К тому же, тратили бессмысленно, ведь выученные слова школьники забывают вскоре после диктанта.
Но если я все равно занимаюсь с ребенком дважды в неделю по часу, то зачем ходить на уроки английского? Чтобы вместо интереса к языку вырабатывался страх получить двойку?
Со второй дочерью мы начали заранее готовиться ко второму классу и учить английские слова. Но даже этих знаний не хватало, чтобы выдержать школьную нагрузку.
Сейчас второй класс проходит третья дочь. И опять большую часть школьной программы она знает. Но этого недостаточно, чтобы школьник справился со школьной нагрузкой. Весь день семьи выстраивается вокруг учебы и отслеживания домашних заданий. И это, повторюсь, с девочками, хорошо подготовленными и знающими программу.
На выполнение домашних заданий мы тратили полтора-два часа в день. Причем именно родители, а не ребенок. Но простая арифметика показывает, что примерно столько же дети учатся в школе. В лучшем случае 15–20 минут от урока они занимаются. Итого около часа на русский, математику и английский. Мы дома занимаемся в два-три раза больше.
Как решить эту проблему в рамках обычной школы, я так и не придумал. Ведь не могу же я прийти в школу и потребовать привести объем домашних заданий в соответствие с научными данными. С другой стороны, если все обучение идет дома, то зачем тогда ребенку полдня сидеть в школе? Это отнимает силы, время, но не сильно влияет на полученный уровень образования.
Почему мы перевели детей на семейное обучение
В середине второго класса мы перевели дочерей на семейное обучение. В школу они уже походили, этот опыт есть в их жизни. У них есть свой класс, первая учительница, одноклассницы. Общаться с другими детьми можно на кружках и секциях. Для проверки тестов, написания слов, арифметики живой учитель не нужен. С этим справляются и роботы.
Сегодня даже проверку домашних заданий можно поручить специализированным дистанционным школам. Школьные учителя проверят домашнюю работу, поставят оценки — все, как в обычной школе. Только не нужно никуда ходить и срочно доделывать уроки на завтра. Все задания на четверть уже расписаны и можно выполнять их в удобное для родителей и ребенка время.
Когда мы перевели детей на семейное обучение, все спрашивали где мы находим столько времени заниматься с детьми. Но на уроки у нас уходит даже меньше времени, чем в обычной школе. Не надо каждый вечер вталкивать знания в головы уставших детей. Можно учиться в своем темпе. А инфографика легко объясняет большинство правил. Для оставшихся есть видеолекции. Получить знания сегодня не проблема.
Главная проблема семейного обучения вовсе не в том, что там много учебы. Школьную программу за целый класс можно освоить за два-три месяца. Проблема обратная: у детей появляется много свободного времени, которое раньше они просто высиживали. Когда ребенок не копает «от забора и до обеда» каждый день, то у него появляются силы и их нужно направлять в развитие: и интеллектуальное, и физическое, и социальное.
Пока дети перегружены учебой у них остаются только простые человеческие желания: есть и спать. На остальное сил уже не остается.
Я не призываю всех переводить детей на семейное обучение. Этот путь подходит не всем. Но мне грустно видеть наших подростков в воскресной школе. Они постоянно уставшие и им ежедневно нужно делать домашние задания.
Я бы мог это принять, если бы в этой учебе был смысл. Если бы большая нагрузка давала результат. Пусть бы дети тратили силы, нервы, здоровье, но получали бы отличное образование. Но даже этого не происходит.
Силы тратятся, а результатов нет. «Можно делать и отсутствие дела», как пел Вячеслав Бутусов.
Домашние задания отнимают слишком много времени: что делать?
Как перестать делать уроки с ребенком
Джессика Лэйхи преподаватель, писательница
Когда ребенок часами просиживает над домашними заданиями, особенно в начальной школе, родители справедливо считают такую ситуацию ненормальной и начинают помогать — берут на себя презентации и доклады, подключаются к решению задач и примеров. Лишь бы ребенок не получил плохую оценку. Но есть и противоположный взгляд на школьные нагрузки и неудачи — что они полезны для взросления. Такой позиции придерживается автор книги «Дар неудачи» Джессика Лэйхи. А как считаете вы?
Домашняя работа бывает разной: упражнения и подготовка к контрольной, полезная и бессмысленная, увлекательная и совершенно мучительная. Но о какой бы разновидности домашней работы ни шла речь и как бы вы лично ни относились к ее целям и осмысленности, домашнее задание — в любом случае для ребенка, а не для вас. Ваша обязанность — поддерживать. Ободрять, направлять внимание ребенка, пока он мал, а когда подрастет — четко сформулировать требования к нему и больше не лезть.
Не делайте домашние задания вместе с ребенком — для его будущего
Поддаваться этому соблазну нельзя. Такие моменты стресса, когда у ребенка зашкаливает уровень фрустрации, являются ценнейшей возможностью для развития прилежания, упорства и усердия. Ребенок как раз и учится не сдаваться и биться до конца, когда ему приходится трудно, когда он уже уверен, что ничего не получится, когда он страдает от последствий собственной прокрастинации или неумения планировать. Именно тут вам следует не просто отступить на шаг, а и вовсе уйти.
Может показаться, что от вмешательства особой беды не будет, но такого рода ущерб накапливается кумулятивно. Каждый раз, когда вы перехватываете задание и избавляете ребенка от необходимости решать сложную математическую задачу или писать научную работу, вы подрываете его уверенность в себе и его автономию. Справиться с заданием самостоятельно — вот мощный стимул, награда куда более ценная, чем оценки и результаты контрольной. Сосредоточьтесь на долгосрочной перспективе.
Достаточно скоро забудется то задание, над которым ребенок бился полночи; он, возможно, уже и не вспомнит, как этот плакат или эта задача казались ему не по зубам. Конкретику он забудет, но вот что останется: долгосрочные благие последствия тех часов, когда он самостоятельно разбирался в математической задаче или проводил научный эксперимент до самого конца, пока не получал свои собственные результаты.
Да, возможно, ребенку предстоит разочароваться в своих усилиях или даже в своих способностях, если наутро он предстанет перед учителем и одноклассниками с неверным ответом, но ему нужны такие уроки. Ваша обязанность — не спасать ребенка от разочарований и неловких ситуаций, а сочувствовать, поддерживать и помогать ему отыскать в самом себе силы и навыки для выполнения следующего задания.
Пусть ребенок сделает то же открытие, которое сделала вот эта школьница, сражавшаяся посреди ночи и с математикой, и со своим внутренним голосом.
Однажды ночью, когда я возилась с последней особенно трудной задачей по математике, я вдруг подумала: «А если не биться над доказательством? Если взять и сдаться?». Я понимала, что в итоге справлюсь с работой, но на это уйдет много времени, и мне просто не хотелось засиживаться. Я довольно долго размышляла над этим и в итоге сложила учебники и легла в постель — но через несколько часов проснулась: меня разбудило желание закончить дело. Примерно в час ночи я вскочила и вывела нужное доказательство. Хотя я ужасно устала, я чувствовала себя прекрасно, и знала, что классно поработала. Я давно не была так довольна собой и своей школьной работой.
Сколько задают на дом в США
Этой школьнице явно пошла на пользу борьба один на один с математическим заданием, хотя родители, учителя и журналисты ожесточенно спорят о том, есть ли вообще хоть какая-то педагогическая ценность у домашней работы. Государственная педагогическая ассоциация (National Educational Association, NEA) в «Исследовании ситуации с домашними заданиями» (Research Spotlight on Homework) пришла к выводу: «Перегрузка домашней работой — скорее исключение, чем правило». Далее ассоциация подтвердила, что «большинство американских школьников независимо от класса уделяют домашним заданиям менее часа в день, и такое положение сохраняется почти на всем протяжении последних 50 лет».
Что касается «кризиса с домашними заданиями» — действительно, сейчас задания увеличились, однако лишь для двух категорий учеников: для младшеклассников (которых традиционно вообще не нагружали) и для специализированных (гимназических, лицейских и т.д.) классов, нацеленных на подготовку к университету. Напротив, объем заданий в средних и старших классах большинства школ, особенно тех, что не стремятся к большим достижениям, остается стабильным с 1950-х, а в школах неблагополучных районов, выпускники которых ни на что не рассчитывают, домашних заданий почти нет.
Рекомендации Национальной ассоциации родителей и учителей (National Parent-Teacher Association, National PTA) служат стандартом, с которым большинство школ сверяют объемы домашних заданий, и эти рекомендации проистекают из наиболее авторитетных исследований по эффективности времени, которое следует тратить на домашнее задание: 10–20 минут в день для первоклассников и дальше плюс 10 минут в каждом следующем классе.
Если ребенок до ночи делает домашнее задание
Если ребенок жалуется, что у него уходит слишком много времени на домашние задания или вовсе не получается успеть все, я советую родителям сначала быстро проверить все пункты из приведенного ниже списка, а потом уже обсуждать эту ситуацию с учителем.
Если вам кажется, что заданий чересчур много, попробуйте проделать дома такое упражнение: посидите рядом с ребенком, пока он делает задание, и отметьте моменты, когда он двигается вперед, а когда занимается всякой ерундой или тянет время. Таким образом вы получите объективное представление о том, сколько времени в совокупности уходит на реальную работу.
Если «чистое время» все равно покажется вам чересчур долгим, тогда определите, какие предметы «виноваты» в этом более всего, и поговорите с соответствующими учителями об избыточной нагрузке.
Если учителя ответят, что ваш ребенок в меньшинстве, а дети тратят на домашнее задание не более разумно отведенного времени, испробуйте Рецепт Времени.
Проводим эксперимент
Рецепт Времени изобретен учительницей математики Элисон Горман, преподавательницей средней школы. Она обратила внимание, что некоторые ученики долго возятся с задачами дома, но в классе, когда такие же примеры назначаются в качестве самостоятельной работы, нет отвлекающих моментов и отведено ограниченное время, эти ребята успевают сдать работу в срок, а порой и раньше, чем требовалось.
Рецепт Времени выглядит так: выясните, какой предмет отнимает у ребенка больше всего времени, и подсчитайте, сколько времени на него уходит каждый день. Для примера предположим, что это математика. Если ученик тратит на нее полтора часа, сократите время вдвое, установите таймер на 45 минут и предупредите, что, как только это время истечет, с математикой будет покончено и придется приниматься за другие предметы. Поставьте таймер так, чтобы ребенок его видел и мог наблюдать, как уходит время.
Предупредите, что не стоит расходовать полчаса на первый пример — тогда никак не справиться со всем заданием за 45 минут, надо правильно рассчитать время. И знаете что? В девяти случаях из десяти ваш школьник уложится в срок.
Поговорите заранее с учителем, предупредите о намеченном эксперименте: с большой вероятностью учитель согласится на некоторое время дать ребенку послабление. По крайней мере он будет предупрежден о том, почему один-два примера могут остаться недоделанными, и ему эта информация тоже пригодится. Он сможет разобраться, какой именно тип задач вызывает у ребенка затруднения, и со своей стороны поспособствует тому, чтобы Рецепт Времени пошел ученику на пользу.
Началось. Что задали? Какие завтра уроки?
Телефон разрывается от сообщений.
Дети в школе не записывают домашнее задание и какие будут уроки завтра.
Родители в 22.00 вспоминают и начинают писать на вайбере.
А как наши родители у нас проверяли дом. задание и какие у нас уроки завтра они же не бежали по соседям и не обзывали телефоны.
Я вчера открыла у Маруси дневник там все записано что задано.
И какие уроки будут сегодня.
Дети совершенно не самостоятельные.
Ждут когда мама узнает дом/задание и какие будут завтра уроки.
Страна Мам → Началось. Что задали? Какие завтра уроки?
Телефон разрывается от сообщений. Дети в школе не записывают домашнее задание и какие будут уроки завтра. Родители в 22.00 вспоминают и начинают писать на вайбере. Помогите спасите. А как наши родители у нас проверяли дом. задание и какие у нас уроки завтра они же не бежали по соседям и не обзывали телефоны. Я вчера открыла у Маруси дневник там все записано что задано. Читать полностью |
Построим каркасный дом вашей мечты
Каркасный дом с 2 спальнями V066 «Янгстоун»
Каркасный дом с 3 спальнями и террасой V319 «Лафайетт»
Каркасный дом с 3 спальнями V222 «Небраска»
Каркасный дом с цокольным этажом V145 «Фармингтон»
Комментарии
У нас вот нет бумажных дневников, есть электронный
и то только с 3 просьбы девочка одна все таки сбросила д.з.
А ребенок ваш сам не может позвонить одноклассникам и задание узнать?
и то только с 3 просьбы девочка одна все таки сбросила д.з.
не все родители имеют возможность сидеть в чате круглосуточно.
А ребенок ваш сам не может позвонить одноклассникам и задание узнать?
е все родители имеют возможность сидеть в чате круглосуточно.
Много задали или. Расследование портала Кировчанка.ru об уроках на дом
Должны ли дети делать «домашку» до самой ночи? Спрашиваем мнение у мамочек портала, работников школы и специалистов, а также изучаем, как устроена домашняя работа в других странах.
Больше всего на домашние задания жалуются не дети и не учителя. Больше всего уроки беспокоят родителей. Приходишь с работы домой с мечтами о сериальчике, а там: «Мааам, я уроки не могу сделать. », и слезы. И вместо сериала начинается окружающий мир, сочинение и прорисовка костюмов малых народов России. И страсти разгораются не хуже, чем у Карлоса с Марией: тут и слезы, и жалость к ребенку, и жгучая злость на школу — почему, почему опять так много задали?
Что говорят мамочки портала Кировчанка.ru?
Может быть такой сценарий повторяется не каждый день, и даже не в каждой семье. Однако многим посетителям портала Кировчанка.ru эта ситуация хорошо знакома. Вот такие сообщения встречаются на нашем форуме:
— Нам столько задают, что за час сделать уроки невозможно. Сегодня для примера сделала уроки сама. На математику ушло 20 минут. На русский — 15 минут. По чтению читаем «Лесную газету» Бианки. На завтра задали прочитать выпуск №4. Это 40 страниц текста практически без картинок мелким шрифтом, как в книгах для взрослых. Чтобы прочитать бегло, у меня ушел 1 час. По окружающему миру сделали задание в выходные. Так-что даже у меня ушло 1,5 часа без перерывов. А у второклашки скорость ниже раза в 3.
— Моему 10 лет, и мы в 3 классе. Учится хорошо, но уроки учим до 11-12 вечера, раньше бывало и до часу ночи! Особенно, когда окружающий или технология (шитье) и изо (рисование).
— У нас тоже проблема! Учимся в первом классе. Задают: письмо — ежедневно целый лист писать, чтение — переписываем рассказы печатными буквами (тоже почти ежедневно), математика — пол листа примеров и цифр пишем + окружающий мир и обязательные кружки. Помимо этого у нас еще задания в музыкальной школе. Моя старается, выполняет быстро, но такие объемы заданий первокласснику выполнить быстро невозможно! Мне очень жалко дочь.
— У меня старшая дочь учится в 5 классе. Так вот, уроки учит, как придет со школы и до ночи! Задают очень много! А еще музыкальная школа, где тоже задания задают. Дома уж совсем ничего не успевает. Бедные дети!
— Мы не исключение, старшая чуток быстрее, а младший: в 16 часов приходит из школы, и можем до 23 часов сидеть с уроками.
Что говорить, в уроках до 11 часов вечера приятного мало. Портал Кировчанка.ru решил помочь родителям разобраться, как же должно быть на самом деле. Для этого мы заглянули в нормативные документы, попросили консультацию у специалистов, задали вопросы учителю и обратились в департамент образования. Делимся итогами нашего расследования.
Дети не должны сидеть за домашней работой целую вечность. Сколько времени у школьников должно уходить на «домашку», указано в 2 документах:
Что же там написано?
Объем домашних заданий по всем учебным предметам должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2-3-х классах — 1,5 часа, в 4-5-х классах — 2 часа, в 6-8-х классах — 2,5 часа, в 9-11-х классах — до 3,5 часов. Сложные предметы, по которым задают много домашней работы, не должны стоять в один день. То есть не могут биология, физика, химия и геометрия проходить в пятницу, их в расписании должны раскидывать равномерно, на всю неделю, и еще чередовать в течение дня.
К сложным предметам в начальной школе относятся математика, русский и иностранный язык, природоведение и информатика. В средней и старшей школе определить, что сложнее — русский или география — невозможно, поэтому рекомендовано естественно-математические предметы чередовать с гуманитарными.
Также нельзя проводить более 1 контрольной в день.
В 1 классе учителя не задают домашнее задание и не ставят оценки. Кстати, наклейки — это оценочная система. Наклеек тоже быть не должно. На самом деле, даже по всем нормам рабочих часов у школьника все равно много. В СанПиН 2.4.2.2821-10 есть табличка, в которой указано, сколько часов дети должны проводить в школьных аудиториях.
Давайте посчитаем. В 7-ом классе ребенок за неделю проводит в школе 26 часов (1 академический час = 45 минутам, 35 академических часов = 26 астрономических) + 15 часов (6 дней × 2,5 часа) делает уроки. Итого: 41 час. Это больше, чем рабочая неделя у взрослого. А у старшеклассников эта цифра еще возрастает. Плюс в любом классе на внеурочную деятельность отведено по 10 академических часов в неделю. Ничего не поделаешь, «нормы».
Что скажут специалисты?
«А это не вредно, столько учиться?» — наверное, подумали, вы. Мы тоже так подумали, поэтому обратились за консультацией к специалистам. Узнали 2 вещи: что происходит с организмом во время такой интенсивной учебы и как предотвратить нежелательные последствия, если они есть.
Ольга Владимировна Мамаева
психолог, консультант на портале Кировчанка.ru
— Ученики сидят в школе по 5-7 уроков, по 2-3 часа делают домашнее задание и еще посещают репетиторов. Для детей это большие нагрузки. Как они отражаются на ребенке? В первую очередь, идет снижение познавательного интереса. Ребенок может выполнять задания формально, по типу «выучил-ответил-забыл», без включенности и личной заинтересованности. Или делает их очень долго по времени, часто отвлекаясь.
Чтобы школьник не переутомился от высокой нагрузки, его нужно учить выбирать главное, помогать в организации ритма: занятия-отдых. Если ребенок не справляется с уроками, надо искать причины. Это может быть неумение организовать свой день или отсутствие мотива, желания. Или ребенку не подходит программа, предложенная школой. В таком случае родители могут помочь так: научить планированию, тайм-менеджменту, умению работать с текстом, вычленять главное и т.д. Также родители — это главные вдохновители и мотиваторы своих детей.
Но в любом случае родители никогда не должны делать домашнюю работу за ребенка. Все уроки он должен выполнять сам. Если держать уроки под строгим контролем и делать их за ребенка, формирование таких качеств, как самостоятельность и ответственность, откладывается на неопределенный срок.
Игорь Анатольевич Разумов
Травматолог-ортопед центра «Гермес», консультант на портале Кировчанка.ru
— Однозначно такой сидячий образ жизни (несколько часов в школе, несколько часов на уроки дома и занятия с репетитором) сказывается на здоровье школьника негативно. Мышцы устают от однообразной нагрузки. Нарушается осанка, ухудшается общее самочувствие.
Чтобы уменьшить вред, научите ребенка, что каждые час-полтора необходимо делать разминку в течение нескольких минут. Вот комплекс физических упражнений для физкультминутки:
— наклоны головы вперед/назад, влево/вправо
— махи руками
— закручивание туловища вправо/влево
— наклоны туловища вправо/влево и вперед
— 10-15 приседаний
— разминка кистей рук
Что говорят в школе?
Как вообще получается, что у детей формируется список заданий на дом, с которым они не справляются в положенное время? За разъяснениями мы обратились в школу.
Оксана Леонидовна
Учитель русского языка и литературы школы №32
— Объем домашнего задания дается учителем самостоятельно, но обязательно на основе рабочей программы по своему предмету.
Соответственно у детей, обучающихся по ФГОСам (новым стандартам), выполнение домашней работы занимает больше времени, чем у детей, обучающихся по предыдущей программе.
Если дети жалуются, что не успевают делать домашние задания, я могу предложить им остаться после уроков и выполнить то, что необходимо было сделать. К сожалению, не у всех учителей есть такая возможность.
Если вы все посчитали и выяснили, что ваш ребенок в 7-м классе сидит над уроками по 4 часа, вы не могли не задать себе вопрос: «Что делать?». Ведь это неправильно и по нормативным документам, и специалисты говорят, что это вредно для здоровья.
Прежде всего, попробуйте поговорить с классным руководителем и другими родителями: у всех ли детей трудности с выполнением домашней работы? Возможно, другие ученики справляются с тем же объемом за час и не видят проблемы. В таком случае нужно выяснить, что задерживает вашего ребенка. Он много отвлекается на просмотр пейзажей за окном, включает телевизор во время «домашки»? Ну да, уроки сложно назвать веселым занятием. Снегопад, а уж тем более мультики, конечно, интереснее. Создайте ребенку дополнительную мотивацию. Сделаешь уроки до 17:00 — поиграешь на компьютере (хотя это то же самое, что и «Не сделаешь до 17:00 — запрещу компьютер», но звучит мягче). А еще лучше — пусть он сам себе придумает «санкцию». И не забывайте, что раз вы договорились на 17:00 часов, то и проверяйте готовность домашнего задания каждый день ровно в 17:00.
Еще одной ступенькой к самостоятельности могут служить секции и кружки. Бывает, что ребенок «сидит» над уроками, потому что может себе это позволить — он никуда не торопится, времени на ДЗ — до отбоя. Но если вечером еще запланированы танцы, а после них хочется посмотреть интересный фильм, стимул сделать уроки вовремя очень большой.
Другая проблема — ребенок не понял сложную тему. И за учебниками сидит долго, потому что сам не может разобраться, а у учителя переспросить стесняется. Прийти на помощь могут и репетитор, и дедушка-физик.
Совершенно иная ситуация, когда с уроками не справляется половина класса. Или когда в 1-м классе ребенок сидит за домашними заданиями по 120 минут, хотя после школы он должен отдыхать.
В этом случае вы можете подать в администрацию школы обращение, в котором подробно объясните, что именно вас не устраивает (большой объем домашней работы, задания не по возрасту). Форма обращения — свободная. Если на ваше обращение не отреагируют в школе, вы можете подать его в департамент образования администрации города Кирова или Роспотребнадзор. Они проверят образовательное учреждение на соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и норм. О результатах проверки вам сообщат примерно через месяц (не больше, чем через 30 дней после подачи заявления).
С домашним заданием в нашей стране мы все выяснили. Интересно, а как занимаются дети в других странах? Сколько они тратят на выполнение домашней работы?
В школах США действует «правило 10 минут»: ровно столько времени отведено на уроки первоклашкам. И с каждым классом время на домашние задания увеличивается ровно на 10 минут. То есть дети занимаются дома по 20 минут в 2-м классе, 1 час — в 6-м и 2 часа — в 12-м. Придерживаться этого правила рекомендуют Американская национальной ассоциация образования и Американская национальная ассоциацией родителей и учителей.
Самые счастливые дети живут в Нидерландах — для детей до 12 лет там вообще домашняя работа отменена. Совсем небольшие задания есть в Финляндии, и это не обязательно примеры по математике — детям могут поручить помочь маме и папе по дому, посмотреть видеоролик или прогуляться по парку.
А где ученики дольше всего сидят над домашними заданиями? В рамках рейтинга PISA — международной программы по оценке образовательных достижений учащихся* — в 2014 году среди 15-летних школьников разных стран был проведен опрос. Подростков расспрашивали, сколько времени они тратят на уроки.
Больше всего на домашнюю работу жаловались школьники Шанхая — в среднем они тратят на нее почти 14 часов в неделю. На втором месте находится Россия — около 10 часов в неделю. Надо сказать, что в 2003 году этот показатель в нашей стране был на 3 часа больше. На 3 месте — Италия, где дети занимаются дома по 9 часов в неделю. В конце рейтинга — Южная Корея и Финляндия. Оказалось, что домашняя работа занимает у них чуть больше 2 часов в неделю.
Как ни странно, Финляндия и Китай — традиционно в лидерах рейтинга по показателям образовательных достижений. Интересная новость, не правда ли?
Конечно, нельзя говорить, что в наших школах дети беспросветно сидят над уроками. Да, бывают сложные дни, но у большинства школьников все в порядке.
Елена, мама пятиклассника:
— Мой ребенок учится в ВПГ, и у нас программа слишком легкая. Домашние задания за ребенка я не выполняю вообще, он все делает сам. В 1-м классе задания были какие-то, несложные. Ребенок их выполнял на продленке, без моего участия. А сейчас он учится в 5 классе и дома на уроки обычно тратит 2 часа. Из которых примерно час рассказывает мне что-то интересное из того, что было на уроках, а час — выполняет письменные задания, читает, смотрит видеоуроки и учит что-то устно.
Я только просматриваю электронный журнал и проверяю оценки. Тетради просматриваю нерегулярно и прошу сделать работу над ошибками. В проектах мы не участвуем.
У моего ребенка достаточно насыщенная жизнь помимо школы. И домой он приходит чаще всего в 19.30. На уроки остается 2 часа всего. В воскресенье ребенок уроки не делает.
Главное, не накручивайте себя. И давайте ребенку больше самостоятельности. Самое страшное, что может произойти, — это замечание или низкая оценка в дневник за невыполненную работу. Зато в следующий раз ребенок ответственнее подойдет к урокам. А вот нервы от ночных переживаний уже не восстановить.
Поделитесь в комментариях, а как проходит выполнение домашних заданий у вас? Задают ли вашему чаду уроки в 1 классе? И правда ли, что в выполнении школьных проектов задействованы вся семья: от бабушек до двоюродных племянников? А также не забывайте читать полезные советы по воспитанию детей на портале Кировчанка.ru!
Не является рекламой. *Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся — тест, оценивающий грамотность школьников в разных странах мира и умение применять знания на практике. Проводится раз в 3 года Организацией экономического сотрудничества среди подростков в возрасте 15 лет по 4 основным направлениям: грамотность чтения, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность и компьютерная грамотность