Что нам дает русский язык
Зачем нужно знать русский язык
Знание русского языка нужно для того, чтобы в полной мере выразить свои мысли. Если вы не поверхностно знакомы с русским, вы сможете говорить логично и убедительно, научившись правильному построению слов в предложениях, предложений в абзацах и абзацев в цельном тексте. Четкости выражения мыслей можно добиться, если вы знаете значение терминов, их происхождение и умеете их подбирать. Ваша речь будет отличаться разнообразием, если вы будете постоянно пополнять свою лексику новыми словами. Глубины выражения вам помогут достичь знания о переносном смысле в русском языке, способах использования подтекста и интертекста. Наконец, зная русский язык, вы сможете говорить по-настоящему красиво, используя для этого широчайшую палитру средств выразительности.
Тщательное изучение и тонкое восприятие перечисленных языковых ресурсов поможет вам не только высказываться, но и гораздо лучше понимать речь окружающих. Вы сможете понять и уловить все оттенки речи собеседника, а значит быстрее достичь взаимопонимания. Это полезно в личном общении, в деловых контактах и в более широком смысле – при восприятии потока информации, сопровождающего нас ежедневно.
С изучением русского языка вам откроются скрытый смысл произведений искусства, которые, казалось бы, давно прочитаны, их экранизации пересмотрены множество раз и изучены чуть ли не наизусть. Писатели, поэты, кинорежиссеры, авторы сценария, создавшие шедевры, в совершенстве владели русским языком, поэтому использовали ресурсы этого инструмента максимально.
Однако не только художественные тексты попадаются нам на глаза. Статьи в газетах, сообщения по радио, телевидению – все это составляет ежедневный информационный фон. Благодаря знанию тончайших нюансов русского языка вы сможете разобраться в истинном смысле текстов в СМИ, а значит, лучше понимать суть процессов, происходящих в государстве, обществе и учитывать это в построении своей собственной жизни, а также жизни общественной.
Зачем нужно знать русский язык, для чего его изучают в школе?
Автор: Олег Мальцев
При поступлении почти в любой вуз сегодня требуется сдавать русский. Также он обязательно преподается на первых курсах. Да и в школе данному предмету уделяется много времени. Так почему же современное общество предъявляет к гражданину высокие требования в плане знания русского языка?
Зачем нужен русский язык?
Кто-то считает, что «навязываемые» школьные знания излишни. Можно вполне обойтись умением писать и читать, пусть и с ошибками. Это примитивное мышление, которое свидетельствует о низком уровне культуры. Если человек чего-то не понимает и ленится изучать, то он всегда найдет подходящую отговорку.
Итак, русский язык значим в современном мире по следующим причинам:
Роль языка
Зачем человеку нужен язык, какова его роль в жизни общества? На эти вопросы искали ответы величайшие умы человечества. Но, если не углубляться в дебри славословия, то можно сказать коротко и емко: при помощи языка люди от одного поколения к другому передают свои знания и опыт. А в тот момент, когда речь зафиксировали в письменном виде, и возникла человеческая цивилизация. В современном мире языки многих народов находят многогранное применение в народном хозяйстве, обучении, историческом аспекте, развиваясь вместе с научно-техническим прогрессом.
Популярные методы обучения
Считается, что даже если человек с рождения изучает русский, то он все равно на протяжении всей жизни будет его совершенствовать. Ведь данный язык считается одним из самых сложных. В нем к одному и тому же предложению можно применять сразу несколько правил в зависимости от контекста.
Повысить свой уровень знания русского можно несколькими способами:
Средство общения
Зачем человеку нужен язык? В любом обществе, даже самом примитивном и первобытном, каждый его участник хочет и вынужден общаться с другими людьми. Без этого общения невозможно существование. Кстати, по утверждениям ученых, если человек попадает на если нет возможностей пообщаться с другими людьми, то в большинстве случаев велика вероятность того, что он одичает или сойдет с ума. Итак, общение — основная необходимость и потребность каждого. А язык выступает как средство для данного общения.
Зачем учить русский язык?
Знать русский на хорошем уровне следует по следующим причинам:
В чем помогает знание родного языка?
Несмотря на то, что, действительно, английский и другие европейские языки проникают во все сферы нашей жизни, знать свой родной русский язык по-прежнему обязательно. Это помогает не только в общении с близкими людьми, но и в профессиональной деятельности.
Нельзя заниматься огромным количеством профессий, не зная родного языка. Можно даже утверждать, что нельзя практиковать ни одну профессию на высоком уровне, не зная в совершенстве русский язык – устный и письменный. Ведь будь то работа на производстве или в университете, необходимо составлять различные документы и отчеты, оформлять доклады о результате своей деятельности и т.д.
Более того, даже устраиваясь на работу по рабочей специальности, требуется предоставить работодателю свое резюме. И грамотно написанное резюме всегда будет смотреться более выигрышно по сравнению с резюме с ошибками.
Таким образом, знание русского языка необходимо во всех сферах человеческой жизни – в работе, в общении с друзьями и многих других. Умение красиво говорить и правильно писать открывает человеку двери в яркий мир, дарит понимание прошлого, настоящего и будущего целого народа.
Он является официальным в многонациональной России, где на одной территории проживают десятки разных национальностей. Его использовали величайшие поэты и писатели, деятели науки и искусства. Он – наследие многовековой истории, культуры, образа мышления. Мини-сочинение «Зачем изучать русский язык?» обычно пишут ученики 5 класса. О том, что стоит написать, а что лучше опустить мы поговорим далее. Также приведем три уникальных сочинения на эту тему.
Мини-сочинение должно представлять собой самостоятельное рассуждение ученика с обоснованием причин, которые мотивируют его к занятиям. Задание дается не просто так. Дело в том, что ученики 5-го класса находятся в том возрасте, когда начинают задаваться вопросами. И очень важно, чтобы они понимали смысл обучения; знали, зачем они все это делают; получали мотивацию.
Будет замечательно, если в сочинении вы приведете короткую цитату одного из знаменитых российских (а может быть и зарубежных) писателей, деятелей культуры, ученых.
Но будьте внимательны, используя материалы для подготовки – старайтесь написать сочинение сами. Ведь ваш преподаватель всегда поймет, писали вы сами или списали чье-то готовое творение.
Насколько сложен русский?
Иностранцы, осваивающие русский, говорят о его высокой сложности. Они объясняют это тем, что в нем много правил, один и тот же объект может иметь несколько разных названий и т. д.
Лингвисты согласны с таким мнением и считают, что по сложности русский превосходят разве что языки, где буквы заменяют иероглифы. То есть выучить русский все же будет проще, чем китайский.
Кстати, в иностранных разведках очень ценят оперативников и аналитиков с прекрасным знанием данного языка. Работать по «русскому» направлению считается сложно и одновременно престижно. Россияне отлично распознают акцент, который удается устранить только после долгого обучения.
Сюжет любого рассказа очень влияет на его интересность и красочность. Но ни в коем случае не стоит принижать значение использованной в нем лексики, манеры подачи той или иной информации, а также компоновки деталей.
Умение увлечь слушателей своей речью – это прекрасная возможность обзавестись интересными и полезными знакомствами, овладеть симпатией многих людей, сделать свой круг общения значительно шире. Ведь никого не удивляет тот факт, что в любые времена искусные рассказчики собирали огромное количество благодарных слушателей.
Тем людям, которые способны без труда понять и проанализировать чей-либо текст, будь он устным или письменным, гораздо легче разобраться в правдивости сказанного или написанного. Далеко не всем удается не покупаться на заманчивые рекламные ролики и призывы, так как большинство людей не понимают, что за красивыми словами кроется лишь пустота.
Но если мы говорим о человеке, который способен, так сказать, «зрить в корень» чужой речи, то обвести его вокруг пальца не удастся никому. Не зря в школах так много времени уделяется именно изложениям. Ведь изложение – это не что иное, как обдумывание чужих мыслей, их анализ и умение делать выводы.
Те, кому когда-нибудь приходилось выступать публично, отлично знают, что это не так просто. Здесь речь идет о любых презентациях, докладах или конференциях. Лишь свободное владение речью способно увлечь слушателей и убедить их в правильности ваших высказываний. Стоит понимать, что важно не только ЧТО именно вы говорите, но и КАК вы это делаете.
Грех не вспомнить древних ораторов. Даже в далекие времена люди прекрасно понимали, что умение правильно строить свою речь дано далеко не всем. Это своего рода целое искусство, которому насчитывается уже немало лет. Во все времена умение грамотно и красиво говорить считалось бесценным навыком.
Всегда стоит помнить, что изучение родного языка – это не только познание свода правил, но и погружение в культуру страны, в ее историю, а также и в историю самого языка. Без понимания и знания своих корней человеку не удастся стать ни образованным, ни патриотом.
И это касается не только языка. Ведь изучение любой науки, а именно проникновение в ее величественную и упорядоченную систему оказывает благотворное влияние на личность. Например, изучая синтаксис, мы получаем сведения не только о взаимосвязи разных элементов и об их влиянии друг на друга, но и о месте этих самых элементов в системе. Все это тренирует наш ум, учит нас анализировать, обобщать, логически рассуждать и образно мыслить.
Профессии, в которых востребован русский
В следующих профессиях не обойтись без отличного знания русского:
Выходит, что отличное знание русского пригодится во многих случаях, начиная от бытового общения и заканчивая достижениями в карьере. Носителям языка не составит труда поднять грамотность до высокого уровня за короткий срок, а вот иностранцам придется потрудиться, чтобы освоить его.
Многообразие
По последним научным данным, на планете Земля говорят на великом множестве языков (у некоторых исследователей эта цифра перевалила за 6000, у других — за 2500). Однако, если спросить среднестатистического гражданина любой страны, он, безусловно, назовет гораздо меньшее их количество — всего до сотни. Трудность определения, что именно считать самостоятельным языком, и не является ли он диалектом, в малой изученности. Есть языки, на которых говорит мизерное количество носителей (всего несколько сотен). Такие языки встречаются в Африке, Полинезии. А на 170 языках индейцев Америки говорят только ограниченные группы людей (в основном старики), и эти языки постепенно вымирают. В Гималаях таких языков насчитывается до 160, в бассейне реки Нигер — более 250.
Почему в школе не любят русский язык?
Сама система преподавания и изучения русского языка построена так, чтобы максимально запутать его стройную иерархию и уничтожить его красоту. Множество интереснейших подтверждений этому приводится в этом интервью с автором книги «Правда о русском слове»
Светланой Леонидовной Рябцевой.
Учите русский, он прекрасен!
Из рабочих записей семинара С. Л. Рябцевой «Секреты русского языка»:
Почему Временное правительство в 1917 году первым делом постаралось уничтожить русский язык – под видом реформ?
Почему Троцкий и троцкисты до 1930 г., пока И. В. Сталин не положил этому конец, пытались уничтожить кириллицу и перевести всю страну на латиницу?
Почему считают самой первой своей задачей уничтожение русского языка и перевод украинского языка на латиницу?
Почему во все времена наши враги придают первостепенное значение уничтожению русского языка?
И почему мы до сих пор не задавали себе эти вопросы и не искали ответа.
А ведь ответ совсем прост:
. Проанализируем это слово. В нём закономерное чередование оро/ра: враг – ворог. В слове ворог ог – суффикс. А корень – вор.
Вор – тайный хищник, хитрый, лживый, лукавый; мошенник, бездельник. Дай вору златую гору – воровать не перестанет
Из словаря В. И. Даля
Воро (voro – лат.) – пожирать, проглатывать. Воры бывают разной прожорливости, от карманных до государственных и планетарных. Вор может быть снаружи, а может завестись и внутри человека, начинается с порочных мыслей и необузданных желаний. Это и есть главный враг.
Ещё один мировоззренческий вопрос: «Что делать?» Изучать русский язык, чтобы хорошо его знать, понимать смысл слов и предложений. А значит понимать, как устроен мир и что в нём происходит. В русском языке на всех уровнях, начиная с азбучного названия букв, заложено великое знание:
Община–обещник (церк.-слав – сообщник, товарищ), т//ч//щ: обещ–обет. Но слова обет, обещание – это слова со скрытой буквой в корне, которая открывается в корнесловах: обвещание – совещание, завещание. Т.о., скрытый корень вет–веч–вещ-, от которого в слове община является видимой только часть его – щ, и слова община, обетованная, обещанная, вечность – корнесловы, несут общий смысл. Действительно, о ней вещали пророки как о царстве света, добра, истины, справедливости, вечности;
Напрашивается вопрос: а кто нами будет править, кого выбрать?
Но разве в семье ставят вопрос на голосование, кто главный? Главные – мудрейшие, их не выбирают, как не выбирают отца и мать. Управлять мировой общиной будет Правитель (однокоренные слова: правый–правильно–править–правда–справедливый–праведный), Иерарх.
Будущее будет только таким, это решено не нами, а Законом Эволюции. Россия воссияет, возглавит народы – и это решено. Сознания людей озарит Свет Истины, как только русский народ всем сердцем пожелает знать великий русский язык – и это решено.
Открытым остается только один вопрос, который себе задаст каждый из нас: с кем мне по пути, с восходящей Россией или с западающим Западом?
На работе ежедневно наблюдаю картину: молодые мамочки ведут своих дошколят – куда бы вы думали. На курсы английского языка! Зачем?! А они стремятся создать своим детям надежное рыночное капиталистическое будущее – а куда ж в такое будущее без английского. И вот это дитя, когда подрастет и выучится, наконец-то станет аж манагером – на радость маме.
Мамочки, учите русский всей семьёй. Это самый перспективный в мироздании язык! Но, увы, о столь неожиданных перспективах они пока не догадываются… Вот об этом мы и беседуем со Светланой Леонидовной Рябцевой, автором книг «Дети восьмидесятых», «Диалог за партой», «Правда о русском слове» (в четырёх частях), «Очерки живого русского языка», «Очерки математики»…
– С русским языком, – говорит Светлана Леонидовна, – в школе сейчас большие проблемы. Много раз я спрашивала ребят: «Ваш любимый предмет?» Русский язык не назвал любимым ни один человек! «Да ну его, он такой непонятный и трудный!» – отвечали дети на вопрос, почему они этот предмет не любят…
– Так почему же для русских детей родной язык стал нелюбимым и непонятным.
– Вот об этом и речь: Почему. Отвечая на этот вопрос нам никак не пройти мимо школы, ведь именно здесь либо прививают любовь к родному слову, либо преднамеренно прививают к нему отвращение.
– Собственно, этим проблемам и посвящены ваши книги «Правда, о русском слове». А если о содержании книг коротко: на чём именно следует заострить внимание.
– На подмене в системе обучения морфологического закона русского языка на разрушительный фонематический принцип. Это трагедия, которую мало кто по-настоящему осознаёт! С начальной школы детей заводят в тупик фонематическими бреднями. Слово начинают изучать не с его морфемного состава, с которым связан смысл, а с его транскрипции! Но в русском письме транскрипции нет, потому что она не нужна. Начнём с того, что даже и сами транскрипции предложены неправильные: например, в слове «корова» дети при транскрипции должны написать в первом слоге букву «а», якобы отражающую звук речи. Но ведь на самом деле там звучит совсем не а (а, скорее, звучит именно полугласное ер: кърова – произнесите это слово быстро, и вы убедитесь, что это действительно так), более того, у каждого человека в любом слове будет свой звук, ведь звуков речи на самом деле – несколько сотен (как минимум), и если мы попробуем на письме фиксировать именно все столь многочисленные звуки речи, то мы перестанем понимать друг друга вообще! Мы ведь, хоть и говорим все по-разному, но пишем-то одинаково, что и даёт нам возможность понимать друг друга и тем самым объединяет нас (в письме из звукового разнообразия остаётся самое главное, что нужно для понимания речи). Таким образом, взятый в нынешней школе за основу фонематический подход, будучи к тому же антинаучным, ещё и разъединяет людей. Например, я в устной речи обращусь к Ивану Ивановичу – Ван Ванч. Кто меня потом поймёт, если я это напишу в транскрипции, как того требует учебник. Вот в Англии положено говорить совсем не то, что написано. Не зря ведь шутят: пишется Манчестер, а читается Ливерпуль.
– Один из современных «нетрадиционных» языковедов как-то пошутил, что английский язык производит такое впечатление, будто его сформировали люди, переболевшие цингой.
– Видимо, ещё в древности англичане никак не могли единообразно записать латиницей то, что они слышат, потому что только в этом случае требуется транскрипция. И поныне любому англичанину для записи незнакомого слова требуется его предварительная транскрипция – именно потому, что в английском нет закона, но алфавит-то взят ими латинский, а в латинском закон есть.
Но, повторяю, изучение русского языка теперь (на английский манер) начинают именно с транскрипции и заставляют детей писать полный абсолютно бред: карова, ашипка, агурцы и т.д. Вся эта фонематическая заумь разрушает язык
! По сути, детей заставляют записывать и тем самым запоминать слово с максимальным количеством ошибок: то есть разрушать слово. Вот это и есть тайная, нигде не афишируемая цель фонематического подхода!
За всем этим стоит глумление над русским языком и народом
. И идёт это ещё с 1917 года, когда всерьёз предлагали: «Давайте изменим (. ) русский язык». И эти «умники», между прочим, были все с высшим филологическим образованием! И вот они «мудрили»: «Давайте вообще уберём мягкий знак. Давайте вообще – и твёрдый, и мягкий знаки уберём из русского языка. Давайте уберём букву Ё, оставим букву О – и будет писаться Олка, а не Ёлка. Давайте уберём букву Ы, она лишняя, оставим только букву И – и будем писать огурцИ, а не огурцЫ.» Такие реформаторские предложения делали в респектабельной форме, вокруг них создавали видимость научного обсуждения, а по сути это было глумлением.
– И вот сейчас вместо того чтобы учить детей, как правильно писать, их учат писать вначале неправильно. Подход хитрый: давайте, мол, сначала научимся как не надо писать, хорошенечко это запомним, глазами увидим, рукой напишем, выработаем привычную моторику: глаз с мозгом, с рукой связан, мы эту связь укрепим, а потом начнём писать как надо… И этот процесс называется обучение грамоте! Результат – чудовищная безграмотность!
– Это – не чья-то ошибка, а вражеская работа: под видом обучения грамоте в учебный процесс встроен алгоритм разрушения сознания народа начиная с детских лет. За это надо судить по уголовной статье!
– Параллели поищем: давайте обучать правилам движения – но наоборот: сначала научим ездить неправильно (например, по встречной полосе). А потом начнём учиться ездить правильно… Или давайте на атомной электростанции сначала испробуем все неправильные режимы, а уж потом… Или: давайте вначале накормим людей ядовитыми грибами, а потом уже сварим им борщ… Так ведь некому будет есть этот борщ… А министерству образования такой порядок вещей нравится!
–Транскрипция не нужна там, где есть твёрдые законы языка – и в русском языке есть такой закон – морфологический! Он открыт давно, и на его основе были написаны учебники этимологии до 1917 года. Суть этого основополагающего закона совсем проста: единообразное и закономерное написание морфем в сильной и слабой позиции. Этот закон даёт возможность проверять практически все находящиеся в слабой позиции буквы – в любой морфеме! Подчёркиваю: проверять буквы не только в корне слова, но также и в приставке, в суффиксе и в окончании.
– Что такое единообразное и что такое сильная и слабая позиция?
– Написание может быть одинаковым, а может быть единообразным: одинаковое написание согласных в корне – друг-другья-другба, а единообразное – друг-друзья-дружба (три буквы чередуются г/з/ж). Чередоваться между собой в таких случаях могут только эти три буквы, это закономерность: морозить-мороженое, льгота-нельзя, луг-лужайка, княгиня-князь-княжеский, тугой-туга (печаль)-тужить.. Или: дёргать-дерзать-держать. Здесь один корень (хотя в сознании людей ныне эти слова разобщены), вдумайтесь в его глубинный смысл.
При помощи закономерных чередований духовный и физический мир взаимосвязаны в русском языке:
это такая красота! (Пример: личина-лицо-лик.) Об этом я могла бы говорить безконечно! Заметим попутно: приставки БЕС в русском языке никогда не было, нет и быть не может! Объясняю: С//З – нет такого чередования! А приставка БЕС была введена в 1917 году при Временном правительстве неким «Особым совещанием» насильственно и коварно. Я пишу только БЕЗ, согласно закону русского языка, а не по фантазиям и приказам тёмных личностей. Сегодня они, разрушители или неучи, измыслили одно правило, завтра другое, ещё более глупое, а мы что же, должны всякий раз исполнять, угождать? Нет, мы должны знать закон языка и следовать только ему. Радует, что сегодня всё большее число авторов пишет БЕЗ, не дожидаясь чьих-то «разрешений».
Теперь – о сильной и слабой позиции… Сильная позиция – её можно сравнить с вазой, освещённой со всех сторон, а слабую – с вазой в полутьме: непонятно, что это такое. Чтобы вазу разглядеть, нужно поставить её на свет. Пример: м.ря-море, з.мля-земли, уб.жал-бегать, гл.ва-главный.
– Почему вы сказали про старые учебники этимологии, а не грамматики.
– Прежде изучали истинное значение слова
, знали его состав и происхождение, закономерности чередования букв в слове. Например: оро-ра (ворон – вран, город-град, ворота-врата), оло-ла (волость-власть, голос-глас, холод-прохладно, голова-глава), оло-ле (полонить-пленить) и т.д. Либо мы понимаем значение слова и его состав, либо (как сейчас) от нас требуют тупо запомнить его правописание. По принципу: обучать обучайте, но понимать не позволяйте. Вот и учебники категорически требуют именно запомнить правописание этих слов!
При таком антинаучном, враждебном к языку подходе придётся всё именно запоминать (при этом ничего в языке не понимая) – отсюда и страх перед русским языком, и отвращение к нему.
Надеюсь, на уже приведённых нами примерах читатель ощутил, что русский язык – необыкновенно стройный и простой. А всё потому, что он (как и всё мироздание) основан на законе иерархии. В чём суть этого закона. Русский язык, как и любая система, имеет главные, второстепенные и служебные элементы. Главные являются основой и их нельзя «демократически» заменить второстепенными, иначе система разрушится. Пример совсем простой: без сердца и головы человеческий организм существовать не сможет, а вот без пальца сможет, так и предложение не может существовать без главных членов. Всякая «демократия» в языке разрушает его: на «должность» главных членов нельзя назначать что попало… А понятие скрытые элементы (буквы, морфемы, члены предложения) вообще отсутствует в науке – и не только в языкознании, но и в физике (эфир), химии (эфирная группа выброшена из Таблицы Менделеева), биологии (биополе), истории (глубинные причины событий), и вообще во всех науках. Пример: скрытый корень в словах вынуть, занять открывается только в корнесловах – вынимать, занимать; скрытые буквы: подбежал, но подошёл – в слове подбежал приставка на самом деле подо-, как и в слове подошёл. Скрытые члены предложения: «Сегодня хорошая погода» – скрытое сказуемое есть («Сегодня есть хорошая погода»).
Ещё до 1917 года под видом улучшающей реформы русского языка была заложена мина замедленного действия, которая должна была привести к разрушению языка (а значит и сознания), о чём знали «реформаторы» – и они почти добились своей цели. Убрали буквы – разрушены морфемы – разрушен смысл, люди перестали понимать даже то, что они сами говорят. Например: изменили статус полугласных букв ЕР и ЕРЬ, назвали их твёрдым и мягким знаком, которые якобы никакого звука не обозначают. Полугласные-то в словах остались, но детей приучают их не замечать, игнорировать факты языка. Не замечать существующего – а это (навык!) имеет огромные последствия. Учебники – вот они, у меня под рукой – содержат массу теоретических ошибок. Авторы разные, издательства разные, рецензенты разные, а теория-то в основе одна и та же – фонематическая. А она – ложная! И потому в учебниках полностью проигнорирован морфологический закон русского языка, по которому строится и живёт сам язык.
В учебниках никаких ссылок на этот закон, никаких даже упоминаний о нём, словно бы его не существует… А этот закон, как я уже говорила, позволяет и писать закономерно все морфемы (а не только корни) и проверять написанное. Но в учебниках все мудрствования оканчиваются безсильным призывом: «Запомни!» Запомни окончания (а их можно и нужно проверить), запомни 11 глаголов-исключений (а их нет в природе, так как если закон понять правильно то исключений не будет), запомни 9 разрядов местоимений (а их всего 3, как и имён) и т.д.
В учебниках много непростительных ошибок в теории – они постоянно путают форму слова и его содержание, они сваливают это в кучу и перемешивают. Вот только что они говорят о форме слова – а до конца дочитываешь фразу – и оказывается, что они имели в виду содержание. Важность различения формы и содержания проиллюстрируем таким примером… Слово берёз.вый. Как написать: берёзОвый или берёзАвый. Суффикс ОВ или АВ? Берём слово с таким же суффиксом, но в сильной позиции: елОВый. Значит, надо писать берёзОВый. «Как так? – спрашивают меня на семинарах учителя. – Почему мы берёзовый проверяем еловым. Это же разные слова!» Приходится в таких случаях напоминать: корни у этих слов разные, а суффиксы-то одинаковые. Вот мы суффиксы и проверяем именно суффиксами (аналогично – и с окончаниями, и с приставками: морфологический закон языка нам это позволяет).
То же самое – с приставками и окончанием слова. Практически все окончания существительных проверяются! Вот пример: кукла лежит на кроватке и кукла лежит на кровати. В обоих случаях окончания – безударные. Ставим слово в начальную форму. Кроватка: 1 склонение. Подставляем на это место проверочное слово. Вода (1 склонение). Кукла лежит на водЕ. Значит, кукла лежит на кроваткЕ. Кровать: 3 склонение. Степь: тоже 3 склонение. В степИ. Значит, и на кроватИ. Форма слов строится по единому закону. И так во всём.
Все алгоритмы правописания русского языка, основанные на морфологическом законе, занимают всего пару страниц! Специально для учителей подчеркиваю: если откуда-то появились 11 глаголов-исключений, значит, закон не понят – это я уже доказала в книге 1989 года «Диалог за партой»: этих глаголов-исключений нет! Все они относятся по морфологическому закону ко 2 спряжению. Но до сих пор принадлежность глаголов к 1 или 2 спряжению пытаются определить по суффиксам неопределённой (!) формы, чего делать нельзя, это выдуманное правило.
А вот в учебнике – ещё один теоретический шедевр: на иллюстрации – нарезанные в виде кусков торта части речи – глагол, союз, наречие, местоимение, междометие, существительное… Всё безсистемно, вперемешку… Так и происходит разрушение иерархии в голове. Разрушение иерархичности миропонимания. Ведь есть же главные части речи, а есть второстепенные, и есть служебные. И структура языка подобна вовсе не тортику, а (возьмём такую аналогию) – подобна жилому дому, где живут имена существительные, на другом этаже глаголы и т.д. Потом они идут на работу. Имя существительное может работать, например, подлежащим. А другое имя существительное работает дополнением. Прилагательное работает определением, а может работать подлежащим. А глагол чаще всего работает сказуемым. Разные части речи могут работать разными членами предложения, но никогда не может прилагательное (как часть речи) стать существительным (другой частью речи)! А в предложении прилагательное может быть подлежащим (членом предложения!), но от этого вовсе не становится существительным, как утверждают теоретики. Поясним: «Сегодня открылась новая столовая». В этом предложении слово столовая (столовые, столовый, столовое) имеет все признаки прилагательного, оно так и осталось прилагательным, и не стало существительным оттого, что работает подлежащим.
Без Иерархии нет жизни. Об этом надо помнить. Если Иерархия разрушена, жизнь прекращается. Боюсь, что воспитанным по нынешним школьным стандартам детям уже трудно помочь. И вот прочему: есть ведь очень много родителей с высшим образованием (да в таком случае и даже общего среднего образования достаточно), так вот эти родители имеют полное право взять в руки нынешние учебники, их внимательно просмотреть и сказать: «Ребёнок, я тебя в школу не пущу, потому что в таких учебниках не знание, а тьма. И по этим учебникам ты у меня учиться не будешь!» И представьте себе, что вся страна так заявила! Всё. Эта тёмная программа сразу исчезла, будто бы её и не было. И появились нормальные учебники, тем более что теория для них есть и на практике отработана. Это, напоминаю, – морфологическая теория русского языка. Но родители хнычут на кухнях и жалуются друг дружке на «ужас» в учебниках, а потом всё равно отправляют детей в школу учиться этому «ужасу». Вот такое раздвоенное мышление – просто шизофрения: это плохо, поэтому я всё же… отправлю своего ребёнка этому учиться, а потом всплакну по этому поводу.
– Но, простите… Русские хотят видеть нормальный процесс обучения в школе и предполагают, что госорганы именно этим и занимаются… Сегодня возмущённый родитель восстанет против лживых учебников – а через несколько лет ребёнок ЕГЭ не сдаст, а потом никуда учиться не поступит…
– Ответ такой: все предполагают такой исход дела, но никто ведь не пробовал поступить иначе! На самом деле помощь придёт. Неожиданно, словно бы чудесным образом всё может сразу измениться! Важно сделать первый шаг! И не отступать. Можно помочь идти, но невозможно помочь на печи лежать!
С языком не шутят. Язык нужен для эволюционного продвижения, для постижения истины! Если нет этой цели, язык изымается из человеческого общества – и оно переходит на бормотание глупостей, на мычание и на мат. Вот сейчас этот процесс и идёт.
Как-то ко мне обратились с просьбой позаниматься со старшеклассниками. Но главным вопросом был такой: сдадут ли дети ЕГЭ после моих занятий. Я ответила: нет, ЕГЭ они не сдадут. Почему. Потому что ЕГЭ под видом правильных ответов даёт неправильные: с помощью ЕГЭ идёт разрушение русского языка. Реакция родителей была такой: «А-а-а, ну тогда нам не надо ваших занятий, потому что нам важно, чтобы дети сдали ЕГЭ!» То есть родителям важно не то, чтобы дети узнали истину, продвинулись вперёд, а чтобы они любой ценой сдали ЕГЭ, даже если при этом дети продвинутся назад… Родители направляют детей по пути разрушения. Эту позицию поддерживают и школьные учителя: их так научили, они работают по методике… В школе традиционная грамотность пока держится на старых учителях. Но их осталось совсем мало. А новая масса готова подчиниться любым требованиям.
И мне так кажется, что все эти ненавистники русского уже замучились выдумывать: что бы ещё такое приказать гадостное, мерзкое, глумливое, разрушительное, чтобы эти русские, наконец, восстали, возмутились, отказались выполнять. Я просто в оторопь прихожу: идут и подчиняются.
Старшеклассникам, которые сами захотели правильно писать, которые захотели знать русский язык, я за два урока (!) поправила правописание. За два урока! Стремящимся можно помочь. Равнодушным – нет. – Каждый сейчас поставлен перед выбором: истина или выгода? Торгашество или устремление к развитию, к высшему, эволюционному… Неспроста серьёзные космо-планетарные аналитики утверждают, что наступают такие огненные времена, что только этика станет единственным средством и гарантией выживания, и не к повышению уровня жизни надо стремиться сейчас, а к повышению уровня нравственности.
– Если люди выбирают выгоду, они сами себя обрекает на уничтожение. Такие люди называются в «Живой Этике» космическим мусором. Для капитализма (он уже сгнил) требуется и особый тип людей – лживые, и особый язык – английский… Лживое сознание не может воспринять и понять русский язык, потому что это – язык истины.
– И русский язык является полем выявления противостоящих сил…
Из рабочих записей семинара С. Л. Рябцевой «Секреты русского языка»:
Знание морфологического закона быстро наводит порядок в голове. Человек начинает видеть, как именно происходит преобразование суффикса, приставки, корня в одном гнезде корнесловов (т.е. однокоренных, родственных слов). И каких преобразований нет и быть не может. Например, не может быть приставки бес, так как нет чередования з/с. Его придумали в плане «мероприятий» по уничтожению русского языка некие «особосовещанцы» при Временном правительстве в 1917 г. (Кстати, целью всех «реформ» врагов и было разорение гнёзд – как семейных гнёзд, так и гнёзд корнесловов.)
Да и сейчас, на волне вспыхнувшего в народе интереса к русскому языку, некоторые публикаторы «разбирают» слова кто во что горазд, по своим фантазиям, не обращая внимания на морфологический закон (а может, просто и не зная его), возводят в абсолют свои домыслы и вымыслы.
Пример. Многие, как только увидят сочетание ра, сразу кричат как дети: «Все слова, где есть ра, означают солнце!» И торопятся назвать его корнем. Хотя на самом деле это сочетание может появиться случайно на стыке морфем: мера–мерой и т.д.
Такое антинаучное «веселье» увеличивает кашу в голове и будет продолжаться, пока люди не начнут всерьёз изучать русский язык.
Но хочу предупредить: если люди пойдут изучать русский язык так же, как и английский, т.е. ради выгоды, то они в нём ничего не смогут понять, потому что русский язык – язык истины, он не даётся лживому приспособленцу.
– Нас учили в школе в 1960-е годы, что Ъ – разделительный твёрдый знак. Он разделяет, отделяет приставку от корня (в том случае, если корень начинается на определенную гласн
– Хорошо, согласна. Я пишу: С – это приставка, дальше – это корень. А между ними разделительный твёрдый знак. А какая это морфема.
– Это знак ничего не значащий…
– А раз он ничего не значащий, давайте его выбросим!
– Тогда получится не съехал, а сехал.
– Значит, он что-то значит. Тогда к какой части слова он относится, к какой морфеме.
– Если приставка С, то волей-неволей понесём этот знак к корню…
– Назовите ещё один корень, который бы начинался с ЕРА (Ъ). Нет такого! Знаете, что предлагают в таком случае учитель и учебники. Ребёнок, давай этот твёрдый знак проигнорируем! Мы видим своими глазами какую-то вещь, предмет, знак, явление, но мы будем дружно делать вид, что этого нет! 10 лет в школе обкатывается и затвердевает в сознании эта точка зрения – полное игнорирование действительности. А потом с этим мышлением воспитанник приходит в науку…
– Да ведь выпускник школы придёт не только в науку… Но и на производство… Или в суд, например, в органы юстиции… И здесь отлаженный механизм игнорирования тоже проявится в полной мере. Судья игнорирует невыгодные для него факты. Физики игнорируют эфир. Археологи – «неудобные» находки. То, что такие люди не смогут объяснить, они будут просто не замечать. А в «Живой Этике» сказано, что лучшие люди станут особо чуткими, тогда как сор Кали-Юги онемеет и оглохнет перед великим событиями.
– У человека атрофируется неиспользуемое:
он один раз закрыл глаза на истину, другой раз закрыл… Неиспользуемый орган отсыхает, он же не получает постоянной энергетической подпитки: и мозги отсохнут, если ими не пользоваться…
Из рабочих записей семинара С. Л. Рябцевой «Секреты русского языка»:
Пример из учебника: на целую страницу ребёнку предлагается якобы поиск правильного написания окончаний слов, а в самом конце сказано: вспомни, каким является окончание такое-то… Так ведь ребёнок именно это и забыл! Зачем ему такая памятка?
А. С. Шишков: «Чем больше в языке тело предпочитается духу, тем больше портится язык и упадает дар слова». (Цит. по: С. Л. Рябцева «Очерки живого русского языка». Новосибирск, 2005, стр. 9.)
Справка из Интернета: Бодуэн де Куртенэ Ян Нецислав Игнаций (Иван Александрович). Родился в 1845 г. в городе Радзымин под Варшавой, умер в 1929 г. в Варшаве, похоронен на кальвинистском (евангелическо-реформатском) кладбище.
В 1887 году стал членом Польской АН, а в 1897 году – чл.-корр. Петербургской Академии наук. Работал в Казанском (1874–1883), Юрьевском (1883–1893), краковском Ягеллонском (1893–1899), Петербургском (1900–1918), Варшавском (с 1918) университетах. В 1922 выдвигался как кандидат в президенты Польши. Сфальсифицировал третье издание словаря В. И. Даля, внёс отсутствовавшую у Даля вульгарно-бранную лексику. Считал, что на развитие языков можно воздействовать, активно интересовался искусственными языками. Именно он продавливал фонематический принцип в качестве основы изучения русского языка.
Желающие могут поискать в Интернете УЧЕБНИКИ РУССКОГО ЯЗЫКА – и посмотреть хотя бы их оформление: на ухмыляющиеся бесноватые физиономии на обложках… Откровенное издевательство над детьми, над родителями и школой. Да и что еще можно ожидать, если издание учебников для школы в России отдано на откуп (издаёт свыше 70 наименований учебников)! Да-да, именно «СПИД-ИНФО»!
Справка из Интернета.
Андрей Юрьевич Манн, генеральный директор «С-Инфо», главный редактор газеты «СПИД-Инфо» (одна из самых скандальных газет в России, «путеводитель по сексу»).
Образование: Московский автомеханический институт (неоконченное), факультет журналистки МГУ, университет Loyola (Чикаго, США). Университет Лойолы в Чикаго – крупнейший частный Иезуитский университет (!). Основан в 1870 г. Религиозное образование до сих пор занимает важные позиции, поскольку в начале своей деятельности университет имел именно религиозную направленность.
В. И. Даль: «Откуда взялось (…) всё ненужное и несвойственное русскому языку, между тем как всё существенное не разгадано и упущено, будто его не бывало? Виною всей путаницы этой (…) западный научный взгляд на язык наш. Дурное направление это может получить развязку двоякую: или найдутся после нас люди, которые разгадают Русскую грамматику и построят её вновь, откинув нынешнюю вовсе; или язык наш постепенно утратит самостоятельность свою и с неудержимым наплывом чужих выражений, оборотов и самих мыслей подчинится законам языков западных». (Цит. по: С. Л. Рябцева «Очерки живого русского языка». Новосибирск, 2005, стр. 9.)
– Нынешние учебники загружают мозги детей абсолютно ненужными вещами, в ответ на которые хочется взвыть: Зачем?! Зачем это всё? Они не дают системы! Они игнорируют совершенно ясные языковые факты. Они делают всё для того, чтобы ребёнок думал, что в русском языке нет вообще никакой системы и чтобы он в конце концов почувствовал лютое отвращение к русскому языку (и… желание изучать английский). Это называется вражеская подрывная деятельность. А то, что кто-то слепо, глухо и тупо в этом участвует, это не умаляет их вины. Да, много таких учителей, которые заявляют: нас так учили в институте, на курсах – вот у меня конспекты, и я ничего не буду менять. Это – равнодушие, это – теплохладность, осуждённая уже давно – и в Евангелиях, и в Живой Этике. Не горячие, не холодные, а тёпленькие: приспособленцы.
Вот – задание из учебника: выполни фонематический разбор слова. А зачем всё это делать, что мне даст для повышения грамотности? Ни-че-го! А вот морфемный анализ нужен обязательно, а его нет.
А на самом-то деле для овладения грамотностью надо по-настоящему обратиться к морфологическому закону русского языка. Еще с восьмидесятых годов я всё это применяю в работе, опираясь на здравый смысл и труды великих русских языковедов – М. В. Ломоносова, А. С. Шишкова, В. И. Даля, Ф. И. Буслаева, А. Н. Гвоздева и других. И получаю прекрасные результаты. Нынешние же учебники совершенно запутывают даже тех детей, которые пришли со знанием русского языка, с врождённой грамотностью.
Тихой сапой, под шумок во время революции, когда было совсем не до русского языка, не до методик и учебников, победу одержал фонематический подход к русскому языку, победу одержали фонематисты, во главе которых был Бодуэн де Куртенэ, человек абсолютно западный, агент влияния, как сейчас говорят, он откровенно ненавидел русский язык и разрушал его, что видно по всем его делам.
Разумеется, представители морфологической теории вели борьбу с разрушителями. Но, к сожалению, после революции силы стали неравными. А сейчас и подавно. Страшное, губительное всевластие фонематистов привело к безграмотности новых поколений, наплевательскому, а то и откровенно недоброжелательному отношению школьников к родному языку. Вот к этому как раз и стремились враги: чтобы люди сами, запутавшись и измучившись в родном языке, попросили латиницу, попросили перейти на английский язык!
Русский язык настолько простой и красивый, глубокий и мудрый… Меня восхищает – какой это язык! Отражая всю полноту бытия, всю глубину мироздания, все сложнейшие смысловые и эмоциональные оттенки, русский язык вместе с тем необычайно прост и красив! Великий и могучий, правдивый и свободный. Не случайно в Живой Этике сказано, что русский язык — язык будущего!
– Какие сделаем выводы. А вот такие: освоив программу средней школы и сдав ЕГЭ, выпускник выходит в мир с ложными представлениями о нём. Ложь в миропонимании закономерно влечёт за собой тотальную череду ложных жизненных установок и действий… Планетарная катастрофа – вот что закономерно и уже зримо маячит на этом ложном пути.
Приведу цитату из вашей книги «Очерки живого русского языка»:
«Люди, объединяющиеся на основе эгоизма, выгоды и отсутствия совести, языком общения избрали английский, – окаменевающий, язык прошлого. А законы наступающей Новой Эпохи даны в книгах Живой Этики на русском языке, языке будущего.
Русский язык – язык правды. Лгать на нём невозможно. Он был засорен немыслимым количеством ненужных иноязычных слов, чтобы была возможность лгать. (…)
В русском языке заключены огромные возможности – и морфологические, и синтаксические – для передачи совершенно новых понятий, которые открывает Новая Эпоха.
Происходит преобразование всей Солнечной системы. На Землю пришли новые энергии, учащаются необычные явления природы, преобразуется внутренний состав человека и на первое место выходит высшее Я, человек духовный. (…)
После крушения капитализма (слово капитал – латинское, означает «уголовное преступление») спасением человечества станет община. Но именно Россия всегда была общинной… Человечество уже так и разделилось: на общинников и духовных мертвецов. (…)
Настало время по-настоящему изучать живой русский язык.
Вслед за вашими словами из книги повторю для читателей: учите русский! Глубинные силы России выходят из-под гнёта! Еще невидимые и неосознаваемые, новые светлые события зреют и проявляются. После эпохи неслыханных страданий восходит Новая Русь! Небывалая, сказочная, вселенского размаха и предназначения Россия собирается и крепнет день ото дня.