Что нам дает бог
Не сдержала клятву, данную Богу. Что мне теперь будет?
Приблизительное время чтения: 1 мин.
Вопрос читателя:
Здравствуйте. Не сдержала клятвы, данные Богу. Хотела пойти в монастырь, попросила Бога помочь туда попасть. Мама против, дала ей слово не идти, но думала сдержать слово потом. Спустя время понравился молодой человек. Попросила Бога, чтобы помог «любить его, каким боком мне это бы не вылезло».
Отказалась от Бога. Ничего не вышло ни тогда, ни через три года, когда он решил вернуться. Держал меня на расстоянии, периодически напоминая о себе. Сейчас не общаемся. Были ещё клятвы. Объясните, что мне теперь будет?
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Дорогая Ирина, впредь не нужно давать Богу какие либо клятвы. Лучше просить у Господа помощи на жизнь по Его заповедям, Он Сам поможет Вам избрать тот путь, который будет для Вас спасительным. В том, что давали Богу клятвы, следует покаяться на исповеди и более не повторять этой ошибки.
Вы пишете, что отказались от Бога. Как это случилось и в чём это выразилось? Если перестали жить христианской жизнью, то это следует непременно исправить. Если нет больше общения с человеком, о котором Вы написали, то не стоит его и искать. А вот обещание уйти в монастырь можно назвать поспешным. Монашеское призвание — удел немногих и Господь призывает к этому лишь тех, кто имеет его. Можно поехать потрудиться в женскую обитель и уже там станет понятно, близок ли Вашей душе такой путь ко спасению. Но и без этого христианка может спастись, требуется лишь всей своей жизнью стремиться к Богу и исполнять Божии заповеди.
Вам не стоит бросаться из крайности в крайность. Найдите для себя серединный путь, живите в Боге, регулярно посещая храм Божий и участвуя в Таинствах Церкви и Господь поможет Вам избрать тот образ жизни, который приведет Вас ко спасению.
Что такое Божий дар
Фото: public domain
Проходя через Самарию, Христос, утомленный жарой, остановился у колодца Иакова. Ученики пошли в город, чтобы что-то купить для подкрепления физических сил. В это время к колодцу подошла женщина-самарянка, и Господь просит у нее дать воды напиться, но та была удивлена, что Он, будучи иудеем, просит у нее пить.
Так у Иисуса Христа завязалась беседа с самарянкой. Он говорит ей: «Если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую» (Ин. 4:10). Некоторые люди, читая эти строки, не понимают, о каком «даре Божием» идет речь, как его нужно просить.
Святитель Николай Сербский говорит, что «дар Божий» можно понимать и в материальном, и в духовном смысле. В материальном — это все, что Бог дает человеку: различные вещи, жизненные обстоятельства, людей. Та же вода, которую Иисус Христос просит у самарянки, является даром. Ее сотворил Господь и дал нам в пользование. Если бы человек помнил об этом, он бы с большим трепетом относился к воде и пище, возможностям двигаться, видеть и слышать, наслаждаться красотой окружающей нас природы, проявлять творческие способности.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит об аккуратном, бережном отношении даже к предметам обихода и одежде. Святой объясняет это тем, что соблюдение совести начинается с самого простого: не брать лишнего в свою жизнь, относиться разумно к тому, что есть, уметь беречь и уметь делиться.
Казалось бы, вещь — мелочь с духовной точки зрения, но бездумное отношение к ней развивает в человеке небрежность. При таком подходе и в важных вопросах духовной жизни человек начинает давать себе послабление. Именно поэтому лучше всего держаться евангельского принципа: «Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом» (Лк. 16:10).
Даром могут быть не только положительные, по мнению людей, обстоятельства и происшествия. Если человек верит в Промысл Божий, то осознает, что все, приходящее в его жизнь, — богатство и бедность, радости и скорби, здоровье и болезни, общение с праведниками и людьми, причиняющими зло, — допущено нам для спасения души. Не просто так Господь их попускает. Он ставит человека в такие условия, в которых тому легче всего совершить добрые дела, проявить лучшие душевные качества и, главное, приблизиться к Богу.
Более того, многие святые говорили, что в конце жизни мы будем благодарить Бога за скорби и искушения. Чем больше их было, тем больше будем благодарить. Хотя тяжело с благодарностью переносить скорби, именно они помогают христианину очиститься от страстей.
Конечно, многое зависит и от реакции самого человека на то или иное жизненное событие, его готовности взять крест свой и идти за Спасителем (Мф. 16:24). Если мы этого не делаем даже в благоприятных условиях — это исключительно наша проблема.
Затем святитель Николай Сербский говорит о более глубоком понимании дара: «В духовном смысле под даром Божиим следует понимать Самого Господа нашего Иисуса Христа. Даровав весь видимый мир человеку, Человеколюбивый Господь дарует ему и Себя Самого».
Верующие люди ежедневно молятся: «Царю Небесный, прииди и вселися в ны». Главная цель христианина — стяжание Духа Святого — Бога в своей жизни. О Духе Святом Иисус Христос и говорит с самарянкой.
Святые отцы тоже напоминают нам об этом. Например, святитель Григорий Палама говорил о Божественной нетварной энергии. Благодать, дарованная Господом, является такой энергией. Бог Сам вселяется в человека, начинает действовать через него. Сознавая это, святые, по молитвам которых происходили многие чудеса, говорили: «Не я, но Бог совершил!» Следовательно, главный смысл трудов, усилий, подвигов не в них самих, а в благодати Божией.
Господа могут узреть только чистые сердцем (см. Мф. 5:8), для этого необходимы немалые усилия со стороны человека, чтобы пытаться освободить душу от страстей. Однако время посещения, когда Бог придет и окончательно исцелит христианина от греха, знать невозможно. Это находится в Его воле.
И все же от человека и его желания тоже зависит многое. В людях нет ни абсолютного зла, ни абсолютного добра. Любой из нас делает и хорошее, и плохое. Другой вопрос — грех или добро чаще избирает человек? Стремится ли он к Богу или все сильнее отдаляется от Него?
Если человек знает о Боге, но сознательно Его игнорирует, — это одно. Однако бывают случаи, когда человек искренне стремится помогать ближним, но настолько увлекается заботами о них, что откладывает духовную жизнь на потом.
В таком случае важно вспомнить, что человек спасается не списком добрых дел, а через достижения единства с Творцом. Какой смысл студенту ходить на лекции, писать конспекты, если он не придет на экзамен? Напрасны его труды. Они не приводят к желанному результату. Так и здесь, Господь в первую очередь говорит: «Возлюби Господа Бога твоего» (Мф. 22:37), и уже после: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:39). Если же правильная иерархия соблюдается, то у человека находится еще больше сил и возможностей, чтобы послужить окружающим.
Как просить у Бога «живой воды» — благодати Святого Духа? В молитвах, которые можно услышать во время богослужения, в домашнем правиле эти просьбы присутствуют. Молитвы, каноны, Псалтирь настраивают человека на правильный формат отношений с Богом. Внимательно читая эти тексты, написанные святыми отцами, мы в той или иной степени проникаемся тем Духом, которым они были написаны. После этого христианин может правильнее молиться о своих конкретных земных нуждах.
Преподобный авва Исаия напоминает, что Божия любовь «не может быть в нас, когда душа так разделена, что, по-видимому, и Бога ищет, и любит мир». Чтобы слишком не увлекаться земными хлопотами, не откладывать ради них духовное совершенствование, необходимо помнить о цели христианской жизни. Она заключается в том, чтобы еще на земле обрести Христа, обновиться благодатью Духа Святого. Об этом Господь беседовал с самарянкой. Об этом напоминают нам святые православные подвижники. Каждый человек должен возжаждать этой живой воды и успеть вкусить ее в земной жизни!
Зачем Бог дает жизнь людям, которые умрут?
Приблизительное время чтения: 5 мин.
Вопрос читателя:
Зачем Бог дает жизнь людям, которые умрут?
Вот родились у Евы Каин и Авель. Родился бы только Авель, а Камином она была бы беременна. Ведь если Бог безгранично любит человека, то он мог не создавать Каина, тогда Каин не мучился бы в аду, а сам Бог не страдал бы. Рождались бы только праведники да святые. Бог же может делать бесплодным любого.
Зачем Бог дает жизнь тем людям, которые погибнут?
Ведь от человека ничего не зависит. Пресвятая Богородица с детства была чиста, Ее берегли, водили туда, куда высших священников не водили. Её родители были благочестивы, а Бог избрал Её и сделал Величайшей и возвысил её над всеми сделав Своей Матерью. Ведь, буквально, Ей просто повезло, что Бог Её выбрал. Если бы Мария родилась в семье каких-нибудь грешников, то явно не стала бы Богородицей, и сомневаюсь, что вообще стала бы великой праведницей. Очень многое зависит от воспитания.
У всех великих святых, о которых я читал, родители благочестивые: Мария, Иоанн Креститель, Серафим Саровский, Василий Великий, Иоанн Дамаскин и т.п. Я не сомневаюсь, что можно стать святым, если усердно трудиться. Но эти все труды — лишь жалкие потуги.
От воспитания очень много зависит. И за что тогда грешники страдают? Ведь есть люди, которые ничего не знают о заповедях и родители воспитывают их в язычестве. Почему Бог наказывает нас, грешников, за это? За что вечные страдания? Просто не дал бы жизни грешникам, и никто не страдал бы. Неужели Бог использует жизни грешников, чтобы в Раю было больше людей? Неужели Он может специально дать жизнь человеку, который погибнет, чтобы использовать его в Своих целях?
Раньше я удивлялся, как они стали такими великими, но теперь я им завидую. Мы не выбираем, кем родиться, какими, где и т.п. Бог сует нас в этот проклятый мир и заставляет жить. Мы даже от жизни отказался не можем. Это же несправедливо!
В чем смысл трудиться? Сын свиньи кем будет? Свиньей. Если ребенка учить воровать, он кем вырастит? Вором. Если, конечно, Бог не вмешается. Даже если он исправится в конечном итоге, у него ничтожная чаша, ему никогда не стать великим. И в чем смысл трудиться, если жизнь — это просто лотерея? И это обжигает душу. Я не хочу совсем трудится ради Бога. Честно говоря, я и жить не хочу, но у меня нет выбора, потому что я обязан жить.
Отвечает иерей Роман Посыпкин:
Дорогой читатель! Отчасти Вы правы, отчасти нет, давайте разбираться.
Таким образом, человек создан не столько «зачем», сколько «почему» и с какими потенциальными возможностями. А вот дальше возникает вопрос о том, как эти возможности могут реализовываться.
Конечно, мы не выбираем, в какой семье родиться, но мы, и только мы, в силу дарованной нам Богом свободы, выбираем, кем нам стать. Вы пишете что сын свиньи будет свиньёй. Это несомненно, ибо у животных, в отличие от людей, есть лишь инстинкт, но нет свободной воли. Но у людей, благодаря Богу, есть этот дар. Когда-то давно, после первородного греха, все люди были обречены быть в аду. Но Христос пришел в этот мир и каждому человеку открыл дорогу на Небо, к Отцу Небесному, и теперь только от самого человека зависит, где он дует (подробнее об этом написано в материале «Кто такой Христос, и зачем Он пришел к нам?»).
й Каждый человек, когда взрослеет, в какой-то момент отделяется от родительской семьи и выстраивает собственную жизнь, это происходит неизбежно. Если родители были благочестивы, у человека есть хорошее основание для жизни, но он может выбрать совершенно иной путь. Если родители жили ужасно, у любого человека есть возможность жить не так, как они, а по-другому. Вы пишете на сайт священнику, Вы знаете о Церкви, значит, у Вас уже есть какое-то знание для того, чтобы начать выстраивать жизнь на других, правильных основаниях. Я лично знаю огромное количество случаев среди людей,когда дети, например, алкоголиков, в своей жизни вырастают трезвенниками, тем не менее, ежедневно видя перед собой отца и мать в пьяном угаре. Вспомните про благоразумного разбойника, который висел на кресте по правую сторону от Христа. Человек, всю жизнь занимавшийся разбоем, за секунду до своей смерти уверовал в Господа и покаялся. И тут же услышал от Христа весть о том, что он, этот разбойник, ныне же будет с Господом в раю. Прочитайте удивительное житие преподобной Марии Египетской, которое каждый год читают в храме за богослужением во время Великого поста. Это пример жизни человека, который вырос отнюдь не в благочестивом обществе. И Пресвятая Дева, будучи воспитана правильно, могла выбрать, как Ей жизнь, и Ее выбор мы знаем. Без этого выбора, без Ее согласия ничего не было бы возможно.
Бог, дорогой читатель, не «суёт нас в этот проклятый мир» и не «заставляет нас жить». Бог даёт нам краткую жизнь в этом прекрасном, но падшем и несовершенном мире, для того чтобы мы с Вами подготовились к жизни вечной, к жизни с Ним. И это не лотерея. В лотерее от Вас ничего не зависит, всё зависит от случая. В нашей жизни, наоборот, всё зависит от Вас, Вашей свободы выбора. А Бог ей в любом случае поможет, ибо Он — Благ. Бог не создавал Авеля праведным, а Каина злодеем. Бог создал их по Образу Своему, в котором нет зла. Но Авель, по своей свободной воле, выбрал добро и жизнь с Богом; а Каин — злодейство и отрицание Его. Это не выбор Бога, это — выбор каждого из нас, который мы делаем каждый миг в своей земной жизни — быть с Богом или без Него.
Вы правы также в том, что любые усилия человека ничтожны, да, это так. И именно поэтому речь всегда идет о синергии — соработничестве человека и Бога. Устремляясь к Богу, человек всегда просит Его помощи, потому что понимает, что для него одного этот путь труден и только с Богом его можно пройти и достичь того самого таинственного соединения с Богом, обожения, к которому призван каждый человек.
Дерзайте, дорогой читатель! Постепенно, шаг за шагом, в меру своих сил. Для каждого человека есть своя мера. Одному дано больше и спросится за большее, другому дано меньше и спросится за то, как он это использовал и применил.
Православная Жизнь
Наверное, каждый верующий человек в определенный период своей жизни задавал себе вопрос: «Что я хочу от Бога?»
Бог – наше единственное утешение и самый страшный ужас. В Нем мы сильнее всего нуждаемся и от Него больше всего хотим спрятаться. Он наш единственный союзник, а мы Его враги.
К. С. Льюис. Просто христианство
Наверное, каждый верующий человек в определенный период своей жизни задавал себе вопрос: «Что я хочу от Бога?» Сложность этого вопроса состоит в том, что при ответе на него человек не сможет слукавить, ведь в этом случае он солжет самому себе. Зачем нам Бог? Чтобы обращаться к Нему только тогда, когда у нас проблемы? Но, по словам известного французского писателя прошлого века Экзюпери, Господь, к Которому обращаются лишь изредка, – не настоящий. Если мы приходим к Богу только в случае необходимости, это не Бог – это идол, созданный человеком в его собственном воображении, это некий искусственный божок, который, по человеческим представлениям, должен мгновенно исполнять наши пожелания.
Как тысячу лет назад, так и сейчас Христос обещает каждому человеку, оставившему попечение о земных благах, непреходящее богатство – сокровище на Небесах (Мф. 19:21). Однако ценности в нашем понимании сильно изменились, и нам, к сожалению, сегодня такое сокровище не нужно. Зачастую человек хочет счастливой, беззаботной жизни, даже не думая о том, для чего он живет. В последнее время множество молодых людей добровольно уходят из жизни, ощущая бессмысленность своего существования и чувствуя себя ненужными и лишними в современном обществе. Дар, предлагаемый Христом, мы не можем себе представить, для нас это нечто абстрактное, никак не связанное с обыденной жизнью, в конечность которой мы не хотим верить. В своих молитвах мы просим у Бога здоровья, счастья, благополучия, богатства; нам необходимо многое, но только не Он Сам. Мы просим Господа помочь нам в наших нуждах, но в то же время не желаем, чтобы Он обременял нас Своими «требованиями»: исполнять заповеди, ходить в храм, поститься… И здесь правомерен другой, не менее интересный и важный вопрос: «А что же Бог хочет от нас?»
Некоторые люди думают, что, периодически бывая в храме и соблюдая посты, они тем самым делают Творцу большое одолжение. Другие же исполняют все заповеди Господни, регулярно посещают богослужения, причащаются, но только делают это исключительно из страха перед наказаниями или даже возможностью оказаться в аду. В действительности же Бог не требует от человека ничего. Хороший пример сказанному – евангельская притча о блудном сыне: Господу не нужны рабы, Он хочет иметь только сыновей (Лк. 15:11–32). Любовь Бога к человеку настолько велика, что Он не желает силой ставить нас «на колени», но оставляет нам возможность выбора, даже если этот выбор окажется неправильным. По словам митрополита Антония Сурожского, Бог может сделать все, кроме одного – Он не может заставить человека любить Себя. Господу нужно наше сердце, исполненное любовью к Нему. Святой Николай Кавасила пишет, что Господь, Сам будучи любовью, желает равной любви и, получив ее, Он прощает нам все. Как отмечает известный православный богослов протопресвитер Александр Шмеман, в конечном итоге у человека есть только один грех: не захотеть Бога и отойти от Него.
Бог желает дать нам Свой величайший и бесценный дар, Он хочет поделиться с нами Своею вечностью, Своим бессмертием, а мы… мы переполнены временным, зацикливаемся на своих жизненных проходящих проблемах и не хотим уделить Господу ни минуты своего времени, ни частицы своей жизни. «Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Мф. 23:38) – и иначе никак, ведь человек сам делает свой выбор. Он сам обрекает себя на вечную жизнь без Бога, несмотря на все старания Творца подарить своему творению хоть небольшую часть Своей жизни. Человек подменяет дар Божий суррогатом, не понимая, что ничто временное не может войти в вечность.
Бог нуждается в нас не для Себя, это необходимо для нас же самих. Когда мы уходим от Творца, не Он наказывает нас. Когда мы говорим Ему, что сами хотим руководить своей жизнью, то обрываем связь с Богом, и Он не может уже защищать нас от того зла, которое окружает нас. Он любит нас слишком сильно, чтобы нарушить нашу свободу. Христианский писатель XX века К. С. Льюис писал: «Чего, собственно, люди хотят от Бога? Чтобы Он омыл все их прошлые грехи и, любой ценой, позволил начать все сначала? Но Он это уже сделал, на Голгофе. Простить? Они не желают прощения. Оставить их в покое? Увы, боюсь, что именно так Он и поступает». Зачастую мы не понимаем Божьего замысла о нас, однако это не значит, что Он нас наказывает или отвергает за наши проступки. Бог хочет, чтобы мы были счастливы, желает даже больше, чем мы сами. Человек должен понять, что вне Господа – все бессмысленно и пусто, и только в Боге человеческая жизнь обретает свою ценность.
Западный богослов и философ Питер Крифт, перефразируя слова Блаженного Августина, предложил однажды своим читателям поразмышлять над такой ситуацией: Бог является человеку и говорит: «Я дам тебе все, что ты ни попросишь – наслаждение, власть, славу, свободу, богатство, даже мир душевный и чистую совесть. Ничто не будет грехом, Я все разрешу тебе, ты не соскучишься и не умрешь. Но ты никогда не увидишь Моего лица», – и вот это одно «но» обесценивает и разбивает вдребезги все те дарования и преимущества, которые выше Бог обещает человеку взамен Себя. Господь не может дать нам счастье и мир без Него Самого, потому что без Него счастья и мира просто нет. Разум, быть может, и не понимает этого, но сердце – оно ведь точно знает, что Бог человеку нужен больше всего на свете. В одном из своих произведений Льюис задает вполне логичный вопрос: «Если человек соединен с Богом, то как ему не жить вечно? И как может человек, разделенный с Богом, не засохнуть и не умереть?» В каждом человеке есть некая бездонная глубина, заполнить которую, по словам архиепископа Кентерберийского Михаила Рамзея, может лишь один Бог. И до тех пор, пока мы не прекратим избегать Господа, наше счастье будет оставаться все тем же пустынным миражом, стремиться к которому бессмысленно и бесполезно.
Что Бог дал людям?
Гайдпаркер Антон Кайгородов разместил статью «Что Бог дал людям?», в которой предлагет задуматься о том, какое место бог и религия занимает в жизни каждого: « Бог дал людям семью, брак и истинные взаимоотношения, наполненные любовью, пониманием, уважением, трепетным отношением друг ко другу, добротой и поддержкой друг друга. Взамен этого люди выбирают гражданский брак, свободные отношения, результатом всего этого становятся измены, разочарования, бессмысленная ревность и переживания, безответная любовь ».
«Может всё от того, что просто люди не знают, кто их Создатель и для чего они живут на этой земле. Они думают, что смогут сами по себе и Бога нет.
Но для того, чтобы поверить, что Бог есть и именно Он даёт истинные ценности в жизни достаточно просто посмотреть вокруг, ведь только Бог, Всемогущий, Мудрый, Вечный и Живой мог создать Вселенную, Землю, тебя и меня… »
Читатели обсудили свое отношение к вере и предположили что Бог дал человечетсву:
Здравствуйте!
Человек, с его разумом, способностью адаптироваться, выживать и размножаться в очень тяжелых условиях, появился на этой планете с определенной целью, со своим божественным» предназначением.
Религия, это неотъемлемая часть смысла человеческого существования в природе.
Без знания природных законов «божественного», без понимания природных механизмов, объединяющих и различающих религии и веры, невозможно даже обсуждать эти вопросы.
Многое проясняет очень мудрое изречение Николая Константиновича Рериха: «Если же знать, что дух человека бессмертен, и что труд обостряет, утончает и накапливает способности и таланты человека, и, отлагая нетленные, неуничтожаемые временем накопления в Чаше, то все, творимое человеком, приобретает глубочайший смысл и значение. Таким образом, смысл или бессмыслица жизни зависят от знания человеком основ».
Ну, так для этого кроме Бога почти во всех религиях существует диавол, он соблазняет, совращает, ввергает в грех во искушение. Там, «на небесах и на земле» существует свобода выбора. Добро или зло, ад или рай. А выбор за тобой, человек!