Что находится внутри куба в мекке
Кааба
Кааба (Kaaba)
Кааба — главная святыня ислама, созданная в виде кубической постройки и расположенная во внутреннем дворе крупнейшей в мире мечети Масджид аль-Харам. Согласно предписаниям Корана, это сооружение является основным центром паломничества мусульман. В арабском языке имеется ещё одно название данного здания, в переводе оно означает «священный дом». Именно к Каабе поворачиваются мусульмане во время ежедневных молитв, это здание служит для них ориентиром. Интересно, что если верующий находится внутри Каабы, то он может молиться в любую угодную ему сторону.
Сэкономь на путешествии!
Видео: Кааба
История создания
Точное время возведения Каабы неизвестно, равно как непроверенными являются сведения о людях, которые строили святыню. Некоторые источники утверждают, что здание появилось еще во время жизни первого человека на планете – Адама – он фигурирует в качестве создателя храма. Затем Каабу разрушил Всемирный потоп и место, где она находилась было забыто. После потопа восстановлением занялись пророк Ибрагим и его сын Исмаил. Существует легенда о том, что им помогал архангел Гавриил, который рассказал о полной схожести отстроенного храма и здания, созданного Адамом.
Исмаил приносил камни для строительства, а Ибрагим строил будущую святыню. Когда стены «священного дома» были построены, то Исмаил поднял один камень для Ибрахима, чтобы тот встал на него и продолжил строительство Каабы. На этом камне до сих пор сохранились отпечатки ног пророка.
Кааба была уже почти готова, когда обнаружилось, что не хватает еще одного камня, чтобы закончить строительство. Исмаил ушел искать подходящий камень, но вернувшись, обнаружил, что тот уже был найден его отцом Ибрагимом. Сын поинтересовался, где же отец смог раздобыть этот камень. Тогда Ибрагим ответил, что ему его принес ангел Гавриил прямо из Рая. Этот камень стал самым знаменитым в Каабе. Речь идет, конечно, о Черном камне. Заложив его, пророки закончили строительство Каабы. Когда здание было закончено, оно стало первой мечетью на земле.
Согласно данным различных источников, Кааба затем реконструировалась от 5 до 12 раз. Среди причин последующих разрушений здания историки указывают потопы и пожары. Наиболее известная реконструкция «священного дома» случилась при жизни пророка Мухаммеда (в то время он не был пророком). Тогда своим правильным решением он спас арабские племена от кровопролитной бойни. Спор был о том, кто же вставит после реконструкции Черный камень в сооружение. В итоге, было решено, что сделать это должен Мухаммед. Но старейшины все-таки спорили за право нести камень к Каабе. Тогда будущий пророк предложил положить камень на плащ, а старейшинам взяться за его концы. Это разрешило спор, которому, казалось, не будет мирного решения.
Именно во время этой реконструкции изменилась форма Каабы с прямоугольной на кубическую. Курайшиты твердо решили использовать для реконструкции «священного дома» только чистые деньги, для пожертвований не принимались средства от проституции, грабежа, азартных игр, ростовщичества и тому подобного. Но оказалось, что люди в то время настолько погрязли в грехах, что не смогли собрать нужную сумму чистых денег и мечеть пришлось укоротить.
Несколько раз осуществлялись попытки вернуть Каабе первоначальную форму, но последующие правители вновь возвращали кубическую. Спустя время было решено не играть со священным сооружением и оставить его таким, как есть. Последний раз храм был отстроен в I веке н.э. и сохранился до наших дней без особых изменений в конструкции. Однако косметическая реконструкция для этого здания проводится раз в несколько столетий, но она не затрагивает форму сооружения. Последняя реконструкция была проведена в 1996 году.
Кааба стала главным святилищем для людей, населявших Аравийский полуостров. Они были убеждены, что храм является Божьим домом, и совершали к нему паломничества. Именно эта святыня прославила Мекку, которая ныне является главным центром мусульман.
Конструкция и оформление храма
Святыня стоит на мраморном основании, её углы сориентированы четко по сторонам света. Профессор географии Каирского университета Хусейн Камалуддин установил, что магнитный центр Земли находится на месте возведения Каабы. Ученый выяснил, что на это не влияет даже естественная смена полюсов планеты, при которой центр неизменно перемещался бы на другую территорию.
Внутри Каабы (Дальше есть видео)
Строение выполнено из прочного гранита, произведенного в Мекке. Храм построен в виде куба, длина его сторон примерно одинакова. Высота составляет 13,1 м, длина – 11,03 м, ширина – 12,86 м, а площадь равна 191 м².
Войти внутрь священного здания может лишь ограниченный круг лиц – как правило, это высокопоставленные представители религиозных сообществ. Глава Исламского Сообщества Северной Америки однажды побывал здесь и рассказал об интерьере здания в одном из своих интервью. По его словам, внутри имеется три колоны, полы выполнены из мрамора, а стены закрыты занавесом. Помещение освещается лампами, которые размещены на потолке. Здесь также имеется стол, предназначенный для благовоний и прочих предметов.
Составные части Каабы
1 Черный камень – булыжник, помещенный в восточном углу Каабы на высоте 1,5 м. Он является осколками темно-красного цвета, соединенными при помощи цемента и защищенными оправой из серебра. Среди мусульман считается огромной удачей прикосновение к этому месту в стене. После того как пророк Мухаммед дотронулся до камня своей тростью, последователи ислама стали считать его святыней.
Черный камень Каабы
Многие верующие утверждают, что камень снизошел с небес в руки Адама – тогда он имел белый цвет. Постепенно булыжник обрел темный оттенок, который символизировал человеческие грехи. Также существует мнение о том, что его послали Ною в знак памяти о Всемирном потопе. Пророк Ибрагим использовал булыжник для возведения Каабы и установил его на нынешнем месте. Во время всех разрушений храма камень оставался нетронутым.
2 Дверь находится в восточной части Каабы на довольно большом расстоянии от земли – около 2,5 м. Это объясняется стремлением создателей храма защитить его от возможных потопов. Саму дверь преподнес четвертый король Саудовской Король Халид ибн Абдель Азиз. При её отделке было использовано примерно 280 кг чистого золота. Ключи от храма еще со времен пророка Мухаммеда имеются только у семейства Бани Шайба. Эти люди присматривают за Каабой и поддерживают в ней чистоту.
3 Водосточный желоб был создан для оттока воды после ливней, ставших причиной обрушения храма. Стекающая с крыши жидкость является символом благодати, она направлена на места погребения жены и сына пророка Ибрагима.
4 Цоколь, на котором стоят стены Каабы, добавлен в 1627 году для защиты фундамента от грунтовых вод.
5 Хиджр Исмаил – невысокая стена, выполненная в форме полукруга. Паломникам разрешен вход сюда для совершения молитвы. Считается, что в этом месте захоронены жена Ибрагима и его сын Исмаил.
6 Мультазам — часть стены между Чёрным камнем и дверью Каабы длиной около 2 метров.
7 Макам Ибрагима – отгороженное место, сохранившее след ноги пророка. Мусульмане убеждены, что здесь он находился во время восстановления Каабы, держа своего сына на руках для возведения им самой высокой части храма.
8 Угол Чёрного камня — угол в восточной части Каабы, в которой вставлен Чёрный камень.
9 Угол Йемена — южный угол Каабы.
10 Угол Шама — западный угол Каабы.
11 Угол Ирака — северный угол Каабы.
12 Кисва – черная шелковая ткань с вышитыми на ней золотыми нитями. Используется для укрывания Каабы в целях защиты святыни от грязи и дождей. Покрывало меняется ежегодно, при этом использованное изделие режется на лоскуты и раздается паломникам. Его заменяют в 9 или 10 день месяца хаджа по исламскому календарю.
13 Мраморная полоса – специальное обозначение, при помощи которого показаны места обхода храма при совершении хаджа. До недавних пор она имела зеленый цвет, затем была окрашена в белый, что сделало её менее примечательной.
14 Место стояния Ибрахима — место, на котором стоял пророк Ибрахим при строительстве Каабы.
Правила посещения
Большое количество паломников сделало невозможным свободное посещение храма ввиду его маленьких размеров. Вход внутрь разрешен лишь особым гостям – для них двери Каабы открыты дважды в год. Они могут увидеть святыню изнутри во время двух церемоний омовения, которые проходят до начала священного месяца Рамадана и перед хаджем.
Последователи ислама имеют возможность совершить паломничество в Мекку, во время которого они могут дотронуться до своей главной святыни. Посещение этих мест представителями других религий практически невозможно. Во время хаджа возле Каабы находится огромное количество людей, ежегодно здесь регистрируются сотни несчастных случаев. Существует возможность посмотреть онлайн-трансляцию паломничества мусульман, а также ознакомиться с уникальными кадрами, показывающими Каабу изнутри.
Голос подсознания
Интернет Радиостанция
Свежие записи
Свежие комментарии
Рубрики
важное
Кааба: что такое Чёрный камень?
Кааба — святыня ислама, представляющая собой каменное сооружение кубической формы во внутреннем дворе, в центре Священной мечети (аль-Месджед аль-Харам) в Мекке. Это главное святилище ислама, которое мусульмане называют аль-Баит аль-Харам, что означает «священный дом».
Само название «Кааба» происходит от слова «куб». Высота здания составляет 15 метров. Длина и ширина — 10 и 12 метров соответственно. Углы Каабы ориентированы по странам света, и каждый из них имеет свое название: йеменский (южный), иракский (северный), левантийский (западный) и каменный (восточный). Кааба изготовлена из гранита и покрыта сверху тканью, а внутри нее располагается помещение, куда ведет сделанная из чистого золота дверь, которая весит 286 килограммов.
В восточный угол Каабы на уровне полутора метров вмонтирован черный камень (аль-Хаджар аль-Эсвад), окаймленный серебряным ободом. Это твердый камень неправильной овальной формы черного цвета с алым оттенком. На нем есть красные пятнышки и желтые волнистые линии в местах соединения отколовшихся частей. Диаметр камня составляет около тридцати сантиметров. Он, как уверены мусульмане, был послан Аллахом с неба.
Кааба имеет особое значение в мусульманских обрядах. В направлении Каабы мусульмане всего мира во время молитвы обращаются лицом. Вокруг этого сооружения во время хаджа верующие мусульмане совершают обряд таваф — ритуальный семикратный обход Каабы против часовой стрелки. В ходе этого обряда совершается поклонение иракскому и йеменскому углам Каабы, при котором паломники прикасаются руками, целуют эту постройку и молятся около нее.
По мусульманской традиции в Каабу помещен камень, который Бог даровал Адаму после грехопадения и изгнания из рая, когда первый человек осознал свой грех и раскаялся в нем.
Другая легенда повествует, что камень — это ангел-хранитель Адама, который был превращен в камень за то, что недоглядел и допустил грехопадение вверенного его охране первого человека.
По арабской легенде, после изгнания из рая Адам и Ева (Хава) были разлучены — Адам оказался на Шри-Ланке (остров Цейлон), а Ева — неподалеку от Мекки, на берегах Красного моря, в местах, где ныне расположен порт Джидда. На окраине этого города якобы до сих пор находится могила Хавы. Встретились они с Адамом лишь спустя двести лет, и произошло это в районе Мекки. После долгой разлуки они познали друг друга на горе Арафат, которая тоже является священной для арабов. Адам, однако, и после встречи с женой скучал по храму, в котором он молился в раю. Тогда Бог спустил для него с неба копию того храма.
Согласно преданию, когда Черный камень был спущен с неба, он был ослепительно белым и при этом блестел так, что его можно было видеть за четыре дня пути до Мекки. Но со временем от прикосновений к нему многочисленных грешников камень стал темнеть, пока не стал черным.
Время постройки Каабы и ее строители неизвестны.
По преданию, Каабу построил первый человек — Адам, но она была разрушена Всемирным потопом, и даже место, где она стояла, было забыто. Восстановили святыню патриарх Авраам (Ибрагим) с сыном Исмаилом, родоначальником местных народов. Авраам строил Каабу при помощи одного чудесного приспособления. Это был плоский камень, на котором стоял праотец Авраам, и этот камень мог летать над землей и подниматься на любую высоту, выполняя функцию мобильных строительных лесов. Он сохранился, находится в нескольких метрах от Каабы и называется Макам Ибрагим (место стояния Ибрагима) и, несмотря на то что давно утратил свои летные свойства, также является святыней мусульман. На нем остался отпечаток ступни Авраама-Ибрагима. Над этим камнем со временем был возведен купол.
В восстановлении Каабы Ибрагиму помогал архангел Гавриил (Джебраил). От него Ибрагим и Исмаил узнали, что возведенный ими храм является точной копией того храма, в котором молился Адам.
Для народов и племен Аравийского полуострова Кааба традиционно была священным сооружением задолго до возникновения ислама. Кааба была главным святилищем Хиджаза — исторической области на юго-западе Аравийского полуострова. Арабы с древнейших времен верили, что Кааба — дом Бога, и совершали к ней паломничества.
Благодаря этой святыне прославилась Мекка — ныне это священный город ислама, расположенный в семидесяти километрах от побережья Красного моря, в очень засушливой и непригодной для земледелия области. Единственный фактор, сделавший эти места привлекательными для поселения там людей, — источник пресной воды — Замзам. Удачным оказалось и расположение Мекки на торговых путях региона. Появление источника, по местной легенде, произошло чудесным образом — Бог сотворил его ради патриарха Авраама (Ибрагима) и его сына Исмаила — родоначальника арабских племен.
От сына Авраама Исмаила Каабу унаследовало южное арабское племя джурхумитов, пользовавшееся поддержкой вавилонян. А в III веке нашей эры их вытеснило другое южное арабское племя Бану Хузаа. От отчаяния джурхумиты, оставляя Мекку, разрушили Каабу и засыпали источник Замзам. Хузаиты Каабу восстановили, и с середины III века до нашей эры Кааба становится пантеоном арабских племен.
Вождем хузаитов в то время был Амр ибн Люхей, ставший властелином Мекки и покровителем Каабы. Вопреки первоначальному монотеизму Авраама-Ибрагима и его сына Исмаила, он поставил в Каабе идолов и призвал людей поклоняться им. Первого поставленного им идола — Хубала — он привез из Сирии.
Курайшиты — еще одно арабское племя, жившее в районе Мекки и происходившее от Аднана, одного из потомков Исмаила, и его жены, дочери вождя хузаитов, изгнавшее хузаитов из Мекки и получившее контроль над городом и храмом около 440-450 года. Из этого племени и происходил прославивший Каабу на весь мир пророк Мухаммед.
До его проповеди Кааба была центром многочисленных религиозных культов. В центре Каабы стоял идол Хубала — божества племени курайш. Он считался повелителем небес, властелином грозы и дождя. Со временем там поставили еще 360 идолов языческих богов, которым поклонялись арабы. Возле них приносили жертвы и гадали. На этом месте строго воспрещались ссоры и кровопролития. Интересно, что среди персонажей языческих культов были изображения Авраама (Ибрагима) и Исмаила с пророческими стрелами в руках; Исы (Иисуса) и Мариам с младенцем (Девы Марии). Как видим, каждый находил в этом месте что-то близкое своей вере. Паломники прибывали в Мекку регулярно. Дважды в год на местную ярмарку съезжалось множество народу.
Кааба была известна и почитаема и далеко за пределами Аравийского полуострова. Чтили ее хинду, согласно верованиям которых дух Сивы, третьего лица Тримурти, сопровождаемого своей женой во время посещения Хиджаза, вошел в Черный камень.
Одним из семи святых мест считали ее сабейцы Персии и Халедонии. Остальными их святынями считались: Марс — вершина горы в Исфахане; Мандусан в Индии; Hay Бахар в Балхе; Дом Гамдана в Сане; Каусан в Фергане, Хорасан; Дом в Верхнем Китае. Многие из сабейцев верили, что Кааба является Домом Сатурна, поскольку она была древнейшим известным строением в ту эпоху.
Персы также совершали паломничество к Каабе, полагая, что там обитает дух Тормоз.
Уважительно относились к этой святыне и евреи. Они поклонялись там единому Богу. С не меньшим почтением приходили к Каабе и христиане.
Однако со временем Кааба стала исключительно мусульманской святыней. Идолов, почитаемых язычниками, в 630 году уничтожил пророк Мухаммед, родившийся в Мекке и бывший, согласно Корану, потомком пророка Авраама (Ибрагима). Он оставил лишь находившиеся там изображения Девы Марии и Иисуса. Их изображения были там нанесены не случайно: в Мекке проживали христиане, а кроме них — иудеи, а также ха-нифы — праведные последователи веры в единого Бога, не входившие ни в одну из религиозных общин. Пророк не только не стал отменять паломничества к святыне, но и сам почтительно приложился посохом к Каабе.
Во втором году после хиджры, или по более привычному нам календарю — в 623-624 годах нашей эры, пророк Мухаммед установил, что мусульмане должны совершать молитву, повернувшись в сторону Каабы. До того они молились, повернувшись к Иерусалиму. К Каабе в Мекку потянулись мусульманские паломники. Они верят, что святыня — это прообраз небесной Каабы, вокруг которой ангелы также совершают таваф.
Святое место подверглось разрушению и в 930 году, когда карматы, шиитские сектанты-исмаилиты из Бахрейна, похитили Черный камень, который возвратили на свое место лишь спустя 21 год. После этого случая возникли некоторые сомнения по поводу его подлинности, однако их развеял следственный эксперимент: камень бросили в воду и удостоверились, что он не тонет. Но приключения Черного камня на этом не закончились: в 1050 году халиф Египта выслал в Мекку своего человека с заданием уничтожить святыню. Да и потом два раза Каабу охватывал пожар, а в 1626-м — потоп. В результате всех этих бедствий камень разбился на 15 частей. В наше время они скреплены цементом и вставлены в серебряный оклад.
Почтение к Каабе выражается и в укутывании реликвии специальным покрывалом — кисвой. Оно ежегодно обновляется. Верхнюю его часть украшают вышитые золотом изречения из Корана; на изготовление кисвы расходуется 875 квадратных метров материи.
Первым покрыл Каабу полотнами, украшенными серебряным шитьем, тубба (король) Йемена Абу Бакр Асад. Его преемники продолжили этот обычай. Использовались различные виды тканей. Традиция укрывать Каабу претерпела существенные изменения: первоначально, до паломничества в Мекку Аббасидского халифа Аль-Махди в 160 году после хиджры, покрывала на сооружение надевали просто друг на друга. После того как покрывало изнашивалось, сверху водружали новое. Однако служители Запретной Мечети высказали правителю Халифата свои опасения, что здание может просто не выдержать веса нагроможденных одно на другое покрывал. Халиф согласился с их мнением и повелел укрывать Каабу не более чем одним покрывалом одновременно. С тех пор это правило соблюдается неукоснительно. Изнутри строение тоже украшено занавесями.
За всем этим порядком следит семья Бени Шейбе. Святыня бывает открыта для посещения лишь во время церемонии омовения Каабы, а случается это лишь дважды в год: за две недели до начала священного месяца Рамадан и в течение двух недель после хаджа.
Само сооружение много раз перестраивалось. Впервые — при втором праведном халифе Умаре ибн Абд аль-Хаттабе. В период династии Омейадов халиф Абд аль-Малик реставрировал постройку, расширил пределы Священной мечети, он также установил арки, украшенные мозаикой, которые были специально привезены из Сирии и Египта. В период правления Аббасидов по указанию халифа Абу Джафар аль-Мансура мечеть была дополнительно расширена и по ее периметру возведена галерея. Территорию вокруг Каабы основательно перестроил и османский султан Абд аль-Маджид. А в недавнем прошлом, в 1981 году, пространство вокруг реликвии реконструировал король Саудовской Аравии Фахд ибн Абд аль-Азиз.
Ныне территория мечети Месджед аль-Харам с площадью вокруг Каабы составляет 193000 квадратных метров. Одновременно ее могут посетить 130000 мусульман. По углам мечети стоят 10 минаретов, шесть из которых (вместе с надстройками в виде полумесяца) достигают высоты 105 метров.
Что представляет собой Черный камень, вмонтированный в сооружение, неизвестно до сих пор. Одни ученые считают его очень крупным метеоритом. Это мнение оспаривают веским доводом, что камень не может быть железным метеоритом, исходя из его трещин, не может он быть и каменным метеоритом, так как не выдерживает перемещений и плавает в воде. Другие исследователи склонны видеть в камне большой кусок неизвестной вулканической породы: потухшими вулканами богата каменистая Аравия. Известно, что это не базальт и не агат. Однако и высказываемое мнение, что камень не является метеоритом, подвергается серьезной критике.
В 1980 году исследовательница Элизабет Томсен высказала предположение, что Черный камень имеет ударную природу — это расплавленный песок, смешанный с метеоритным веществом. Он происходит из кратера Вабар, находящегося в 1800 километрах от Мекки, в Пустом квартале Саудовской Аравии. Камень из этого кратера представляет собой застывшее пористое стекло, оно достаточно твердое и хрупкое, может плавать в воде и имеет включения белого стекла (кристаллы) и песчинки (полосы). Однако столь стройная теория имеет свое слабое место: вывод, сделанный учеными по результатам нескольких измерений, говорит о возрасте кратера, составляющем лишь несколько веков. Путаницу вносят данные других измерений, позволяющие предположить, что кратеру около 6400 лет.
Кратеров в Вабаре на самом деле три. Они разбросаны на площади около 500 на 1000 метров и имеют диаметры 116,64 и 11 метров. Это место кочевники-бедуины называют аль-Хадида — железные предметы. На площади в половину квадратного километра лежит множество обломков черного стекла, белых камней из спекшегося песка и железных кусков, частично засыпанные песком. У железных камней из окрестностей кратеров Вабар гладкая поверхность, покрытая черным налетом. Самый большой кусок железа и никеля из найденных там учеными весит 2200 килограммов и называется Верблюжий Горб. Он был обнаружен научной экспедицией в 1965 году и позже был выставлен на обозрение в Королевском университете аравийской столицы Эр-Рияда. Гладкий камень конусообразной формы, по-видимому, является куском метеорита, упавшим на землю и развалившимся на несколько фрагментов.
Священная книга мусульман — Коран содержит рассказ о царе города Убара по имени Аад. Он насмехался над пророком Аллаха. За свою нечестивость город Убар и все его жители были уничтожены черным облаком, принесенным ураганом. Этой историей заинтересовался английский исследователь Гарри Филби. Местом, наиболее вероятным для расположения погибшего города, он счел Пустой квартал. Однако вместо руин — произведений рук человека он нашел в том месте обломки метеорита. По следам, оставленным этим событием, было установлено, что энергия, выделившаяся при падении метеорита, была эквивалентна ядерному взрыву мощностью около 12 килотонн, что сравнимо со взрывом в Хиросиме. Известны и другие места падения метеоритов, вызывавших даже еще более мощные удары, однако случай с Вабаром имеет важную особенность. Метеорит упал в открытое песчаное место, сухое и достаточно изолированное, что представляет собой идеальное естественное хранилище. Там его легко было обнаружить как кочевникам древности, так и современным ученым. Последние пока что не могут дать окончательного ответа на загадку Черного камня.
Кааба
Кааба в Мекке или аль-Кааба – так называется главная святыня мусульманского мира. Именно в сторону нее все молящиеся мусульмане обращаются во время совершения намаза, это называется обратиться в направлении киблы.
Также к Священной Каабе каждый год мусульмане всего мира совершают паломничество в рамках Хаджа, и это паломничество является важной частью мусульманского ритуала.
В мусульманском мире считают, что Камень Каабы на земле воплощает находящуюся на небесах ал-Каабу.
Кааба располагается в самом центре ал-Масджид ал-Харам, Запретной Мечети, которая является главной мечетью Саудовский Аравии.
Внешний вид
Кааба в Мекке – это здание из камня, которое достигает пятнадцати метров в высоту и имеет основание 12 метров на 10 метров, своими углами Кааба указывает в стороны света.
Каждый угол священной Каабы имеет свое название:
Сверху Каабу покрывает черное полотно или кисва, представляющее собой сшитые вместе полотнища черного цвета. На данном полотне вышиты аяты Священной книги Коран, которые располагаются по бордюру, а также вышиты внутри медальонов. Это аяты Священной Книги Коран, которые имеют отношение к вопросам Хаджа и самой Каабы.
В северо-восточной стене здания расположена дверь, которую также скрывает покрывало. Эта дверь расположена высоко над землей на высоте около двух метров. Для того, чтобы попасть внутрь для очищения Каабы или во время ее посещения, к данной двери приставляют специальную лестницу.
Кааба внутри
Внутри Каабы расположены три колонны, также внутри размещено много светильников и ламп, которые украшены росписью эмалью. Внутри Каабы хранят дарственные свитки Священной Книги Коран.
Между местом, где располагается черный камень Каабы, и дверью есть часть стены, которая носит название «ал-мультазам». Возле этой части стены мусульмане произносят молитву, от Пророка ﷺ передаются слабые хадисы, что в этом месте (между дверью и камнем) он ﷺ прикоснулся к Каабе грудью, лицом и руками и делал дуа. То же самое достоверно передается от некоторых сподвижников, поэтому можно так делать. Можно говорить любое дуа, хотя от сподвижников передается конкретное дуа.
Северо-западная стена имеет водосток, который выступает с крыши и отделан позолотой. Этот сток для воды носит название «мизаб ар-рахма» или «ал-мизаб».
Кибла – это та часть Каабы, которая расположена между ал-мизрабом и западным углом здания Каабы.
Ал-хатим – это полукруглая стенка, расположенная у северо-восточной стены Каабы, с помощью ал-хатим отгораживается хиджр Исмаил или ал-хиджр, так называют то место, в которое не заходят паломники, когда обходят Каабу семь раз, совершая таваф во время хаджа. Во времена Ибрахима ал-хиджр являлось частью самой Каабы.
Вокруг Каабы
На видео выше можно увидеть прямую трансляцию в онлайн режиме Каабы.
Вокруг Каабы вымощена дорожка, и по этой дорожке паломники ритуально обходят святилище – этот ритуальный обход носит название «таваф».
Практически напротив того места, где расположен «черный камень», располагается Замзам – священный источник.
Когда Пророк Мухаммад ﷺ был молод, внутри здания ал-Каабы в Мекке стоял идол божества по имени Хубала, который являлся покровителем Мекки. Вокруг Каабы в то время находились триста шестьдесят идолов разных божеств, которых почитали в Аравии в разных ее районах и землях. Стены Каабы изнутри были покрыты, как сказано в легенде, изображениями персонажей из Евангелия и Библии.
Тайна «черного камня Каабы»
Напротив «места Ибрахима» в углу Каабы заложен черный камень «Хаджар аль-Асвад». «Черный камень» является ничем иным, как белым яхонтом, который был принесен на землю из Рая, когда Бог даровал его пророку Адаму. Но камень стал черным из-за людских пороков и грехов.
Поклоняются ли мусульмане черному камню или Каабе?
Ответ на этот вопрос очевиден: мусульмане не поклоняются ни черному камню, ни Каабе. Черный камень служит лишь откуда должен начинаться обход (таваф) вокруг Священного Дома для обрядов хаджа. Также Кааба указывает мусульманам в какую сторону нужно повернуться для совершения намаза.
История создания
Неизвестно, когда точно была возведена Кааба, и существует несколько разных точек зрения, по одной из таких точек зрения заслуга в строительстве Каабы принадлежит Пророку Адаму, который был первым человеком на Земле и создателем Каабы.
По этой версии, первое здание над этим камнем построил сам пророк Адам, по разным источникам, это было некое сооружение или палатка. Но самый первый вариант ал-Каабы был возведен его сыном Сифом или Шисом.
Далее Кааба подверглась разрушению, и только после того, как сын Ибрахима Исмаил поселился в Мекке, Ибрагим получил от Всевышнего Аллаха повеление восстановить основание, на котором стояла Кааба.
В достоверном хадисе сказано, что сын пророка Ибрахима приносил ему камни, а сам Ибрахим строил стены, и в самом конце строительства сын Ибрахима поднял камень, чтобы отец смог встать на него и закончить строительство, и в этом камне отпечатались следы пророка Ибрахима.
Значение
Мекканские суры Священной книги Коран упоминают, что Всевышний Аллах является Господином аль-Каабы, которую называют «ал-байт ал-мамур» или «ал-байт». В Священной Книге Коран верующих называют «народом Каабы» или «ахл ал-байт», а саму Каабу называют «древним Домом» или «ал-байт ал-атик».
Кааба приобрела для ислама еще большее значение, когда в Медине объявили Каабу киблой, то есть тем направлением, куда должны обращаться молящиеся во время совершения намаза, хотя до того момента молящиеся верующие должны были обращаться лицом в направлении Иерусалима.
Именно Каабе принадлежит заслуга в становлении ислама как религии самостоятельной и отдельной, имеющий аравийские корни.
Очищение от идолов
Перед Пророком Мухаммадом ﷺ встала задача очистить Каабу от идолов и освободить от неверующих. После того, как в 628 году в аль-Худайбии был заключен договор между мекканцами и мусульманами, последним было дано право совершать к Каабе паломничество. Во главе с Пророком Мухаммадом ﷺ мусульманами было совершено малое паломничество, которое состоялось в 629 году, и уже в 630 году мусульмане заняли Мекку, и тогда они уничтожили всех идолов, которые стояли снаружи Каабы. Также были уничтожены росписи на стенах.
Сподвижник Посланника Аллаха ﷺ Абу Бакр в 630 году совершил первый за всю историю ислама полноценный мусульманский хадж, и в связи с таким событием было ниспослано откровение Пророку ﷺ, которое установило правила совершения хаджа. Также в данном откровении было объявлено о том, что с многобожниками произошел полный разрыв. В этом откровении был введен запрет на то, чтобы язычники принимали участие в хадже. Посланник Аллаха ﷺ также совершит паломничество в 631 году, и это паломничество стало последним для него.
Реконструкции
Реконструкции вокруг здания Каабы велись как при жизни Пророка Мухаммада ﷺ, так и на протяжении последующей истории ислама территория вокруг Каабы реконструировалась и расширялась мечеть у Кааабы.
Каабу перестраивали по разным версиям от пяти до двенадцати раз за все время ее существования: причинами ее разрушения были и пожары, и потопы, и военные действия. Заботились о Каабе по очереди те племена, которые проживали в Мекке. За время своего существования Кааба неоднократно приходила в ветхое состояние и подвергалась разрушениям со стороны паводковых вод.
Реконструкция при курайшитах
В самом начале шестого века племя курайшитов, из которого происходил сам Посланник Аллаха ﷺ, осуществили ремонт Каабы. Руководил ремонтными работами мастер из Византии, который оказался в Мекке случайно, попав в кораблекрушение в Красном море.
Существует хадис, который рассказывает, что Посланник Аллаха ﷺ в возрасте двадцати пяти лет принимал участие в работах по ремонту Каабы. Во времена Пророка Мухаммеда ﷺ, еще до начала его пророческой миссии, была совершена самая известная из реконструкций Каабы, и именно Пророк Мухаммед ﷺ, приняв правильное решение, сумел спасти от кровопролития арабские племена. Когда разразился спор о том, кому после реконструкции вставлять «черный камень» в стену Каабы, было принято решение, что это должен сделать Мухаммед ﷺ, однако спор не утихал, поскольку теперь старейшины решили выяснять, кому принадлежит право нести этот камень к Каабе. И тогда Пророк Мухаммед ﷺ предложил неожиданное решение: он предложил положить камень на плащ, а старейшинам нести его вместе, взявшись за концы плаща.
Реконструкция храма при Пророке Мухаммеде ﷺ известна еще и тем, что при этой реконструкции форма Каабы, которая до этого момента была прямоугольной, изменилась на квадратную форму. Примечателен также тот факт, что курайшиты не соглашались использовать для оплаты работ по реконструкции и материалов для храма деньги, которые были заработаны нечестным путем, то есть путем азартных игр или грабежей, а также путем проституции и ростовщичества. Однако в процессе сбора средств было установлено, что люди настолько стали грешными и погрязли в стяжательстве, что нужной суммы не получается собрать только «чистыми» деньгами. В результате нехватки средств здание святыни и было укорочено, поэтому оно и приобрело квадратную форму. После этого попытки вернуть Каабе прямоугольную форму предпринимались не раз, но в итоге здание осталось кубическим.
Реконструкция после эры Пророка ﷺ – Абдулла ибн аз-Зубайр
В тридцатые годы седьмого века, когда во главе халифата находился халиф Умар, были уничтожены дома, которые находились рядом с Каабой, и вместо них в этом месте построили мечеть, которая получила название Запретная мечеть или ал-Масджид ал-Харам.
После того, как в 683 году Мекка была обстреляна войсками Омейядов, воевавших против Абдуллаха ибн аз-Зубайра, который объявил себя халифом, Абдуллах заявил, что продолжит замысел Посланника Аллаха ﷺ и выполнит его, сделает перестройку Каабы, чтобы вернуть святыне ее древний вид, который храм имел еще при Ибрахиме. Тогда здание Каабы расширили, а также включили в ее состав аль-хиджр.
После того, как в 693 году был разгромлен Ибн аз-Зубайр, святыня снова вернула себе тот вид, который был у нее прежде и который сохраняется до сих пор.
Исторические события, связанные с Каабой
Когда Мекку в 929 году захватили карматы, представлявшие крупное религиозно-политическое учение в халифате конца девятого начала десятого веков в период правления Аббасидов, они забрали с собой «черный камень», и только спустя двадцать лет удалось вернуть «черный камень» на его законное место.
С течением времени территория вокруг храма застраивалась самыми разными сооружениями, в число которых входили и кафедры основных мазхабов ислама. Эти кафедры были убраны, когда саудовские правители в пятидесятых-шестидесятых годах проводили крупный ремонт храма.
Правила посещения Каабы
Поскольку количество паломников огромное, а здание храма очень маленькое, посещение самого храма невозможно, поэтому войти и находиться внутри Каабы может быть разрешено только особым людям, но и для них двери Каабы открываются только два раза в год. Эти люди могут изнутри увидеть святыню только во время церемоний омовения, проходящих перед хаджем и перед началом священного месяца Рамадан. Совершающие хадж паломники могут прикоснуться к святыне, но посещение храма возможно только для мусульман, а представителям других религий невозможно попасть в эти святые места.
Будет ли разрушена когда-нибудь Кааба?
Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)